Объединения предпринимателей (работодателей) как субъект системы социального партнерства: региональные особенности

Колмакова И.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Концепция социального партнерства сегодня рассматривается многими экономистами как проверенный опытом большинства западных стран метод решения в условиях рынка социально-экономических проблем и регулирования противоречий между работниками, работодателями и государством, опирающийся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений при регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений. Социальное партнерство рассматривается также и как новая идеология взаимоотношений работодателей и работников, пришедшая на смену идеологии классовой борьбы, как специфический тип общественных отношений, цель которых ‑ найти баланс интересов противоположных классов.

Ключевые слова: социальное партнерство, работодатели



Концепция социального партнерства сегодня рассматривается многими экономистами как проверенный опытом большинства западных стран метод решения в условиях рынка социально-экономических проблем и регулирования противоречий между работниками, работодателями и государством, опирающийся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений при регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений. Социальное партнерство рассматривается также и как новая идеология взаимоотношений работодателей и работников, пришедшая на смену идеологии классовой борьбы, как специфический тип общественных отношений, цель которых ‑ найти баланс интересов противоположных классов.

Система социального партнерства (трипартизм) для работодателей – это способ активного участия в формировании социально-экономической политики страны, региона и территории посредством консолидации сил для лоббирования своих интересов: получения госзаказов, льготных кредитов под гарантии правительства, региональных и городских администраций. Для крупного бизнеса стабильность и большая определенность в отношениях с государством сегодня становятся крайне важными.

В России принят Федеральный закон «Об объединениях работодателей». Действие данного закона распространяется на все союзы предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. С принятием этого закона фактически завершилось формирование правовой базы социального партнерства в России. В соответствии с новым законом объединение работодателей является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации, члены которой, в отличие от других некоммерческих организаций, несут ответственность за выполнение заключенных объединением соглашений. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (п.1 ст.4).

В соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей» региональное объединение создается на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, отраслевыми, территориальными объединениями, осуществляющими свою деятельность на территории одного субъекта РФ (п.5 ст. 4). Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работников или двух объединений работодателей (п.1 ст.10). Так, съезд российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) является высшим руководящим органом союза и собирается не реже одного раза в три года. К компетенции съезда относятся вопросы реорганизации союза, изменений в уставе РСПП, определение приоритетных направлений деятельности, избрание членов правления и утверждение его отчетов.

Процесс формирования системы социального партнерства в Челябинской области является характерным для большинства регионов России. Впервые региональное соглашение между администрацией Челябинской области и советом Федерации профсоюзов было заключено в 1992 году. Дальнейшее развитие социального партнерства было связано с формированием в ходе массовой приватизации предприятий слоя предпринимателей и созданием в области в 1993 году первого объединения работодателей – Союза предпринимателей Южного Урала, что позволило в феврале 1994 года заключить трехстороннее соглашение между профсоюзами, работодателями и администрацией области на 1994-1996 годы.

Аналогичные по структуре Соглашения между профсоюзами, работодателями и администрацией области заключались на периоды 1997-1999 и 2000-2001 годов. В ноябре 2001 года было заключено Региональное соглашение между Федерацией профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и банков и Правительством Челябинской области (ПромАсс) на 2002-2004 годы. В нем предусматриваются обязательства сторон в области экономической политики, сфере занятости населения и развития рынка труда, в части оплаты труда и его тарифного регулирования, социальной защиты и экологической безопасности, развития социального партнерства и взаимодействия участников соглашения. Соглашение впервые содержит Приложение, составляющее основу межотраслевого тарифного соглашения.

В структуру «ПромАсс» входят:

‑ Президент;

‑ правление;

‑ ревизионная комиссия;

‑ отраслевые комитеты: по трехстороннему соглашению, по банковской деятельности, по энергетическому комплексу, по металлургическому комплексу и др.

За истекшее время по инициативе «ПромАсс», при участии и поддержке директоров заводов Законодательное собрание Челябинской области принимало важные законы, такие как «О промышленной политике», «О внутриобластной кооперации», «О трехсторонней комиссии», «Об объединениях работодателей» и др. документы. Не в теории, а на деле работа строилась и строится в тесном взаимодействии с администрацией области.

Конструктивная работа с органами государственной власти и управления, с деловыми партнерами во многом способствовала тому, что впервые за годы реформ в 1999-2004 гг. в экономике области появились положительные тенденции. Особенно показательным был 2000 год. Рост промышленного производства в области составил 16%. К основным направлениям деятельности «ПромАсс» на ближайшую перспективу относятся: а) взаимодействие с ветвями федеральной, областной и муниципальной властей в вопросах решения важнейших социально-экономических задач; б) участие в работе по подготовке экономики Челябинской области к вступлению в ВТО и др.

Таким образом, объединения предпринимателей (работодателей) являются важнейшим субъектом системы социального партнерства как общественно-государственного механизма в системе управления социально-экономическим развитием регионов. Функционирование системы социального партнерства способствует нормализации трудовых отношений и снижению напряженности в субъектах Российской Федерации. В целом по России за последние два года наметилась позитивная тенденция уменьшения социальной напряженности в обществе. Число забастовок в 2003 г. по сравнению с 2002 г. сократилось в 5 раз, а в первом полугодии 2003 г. зарегистрировано всего 60 забастовок

Основными причинами конфликтных ситуаций остаются: задолженность по заработной плате и ее низкий уровень, неоправданное, по мнению профсоюзов, сокращение рабочих мест и недостаточное внимание со стороны работодателей условиям труда, зафиксированным в коллективных договорах, разногласия при заключении коллективных договоров, смена собственника на предприятиях с использованием силовых методов.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:28