Внутриорганизационное лидерство: стратегии поведения и контекст
Ужахова Л.М.1, Шарапова Т.В.1, Секачева К.А.1, Парфенова А.А.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Цитировать:
Ужахова Л.М., Шарапова Т.В., Секачева К.А., Парфенова А.А. Внутриорганизационное лидерство: стратегии поведения и контекст // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 3. – С. 717-728. – doi: 10.18334/lim.10.3.118314.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316182
Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию реализации лидерства в управлении современной организацией. Рассматриваются основные подходы к пониманию лидерства, личностные и поведенческие характеристики лидера, типы поведения и стили с позиций разных теорий лидерства и взглядов известных экспертов в области менеджмента организаций. Акцент сделан на описание трансакционной и трансформационной концепций лидерства как одних из перспективных. Представлены результаты исследования стилей лидерства на примере двух действующих руководителей. Проанализированы их личностные и профессиональные качества, особенности поведения и влияния, определен доминирующий стиль лидерства. Выявлены организационные и управленческие факторы, такие как этап жизненного цикла организации, типы организационной культуры, влияющие на уровень мотивации руководителей, которые могут развивать или ограничивать проявление лидерского потенциала.
Ключевые слова: лидерство, трансакционный и трансформационный стили лидерства, руководитель, жизненный цикл организации, организационная культура
JEL-классификация: M11, M12, M14, M21
Введение
Актуальность и цель исследования. Лидерство – одна из самых активно исследуемых областей менеджмента, и количество работ на эту тему продолжает расти. С возрастанием нестабильности окружающей среды, ужесточением конкуренции, многие формы лидерства претерпевают изменения. Потребность в быстром и гибком реагировании на эти изменения усиливают значимость фигуры лидера в жизни организации. Именно от способности лидера менять характер своего поведения, выбирая соответствующий стиль лидерства, а возможно и сочетание стилей, во многом определяет успех организации. Лидерство все больше становится тем фактором, который обеспечивает эффективность и результативность управленческой и организационной деятельности.
Методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов в области лидерства и менеджмента, а именно Б. Басса [12], У. Бенниса [13], П. Друкера [11], Дж. Коттера [5], А.А. Тихомирова и У.Д. Спэнглера [9], Р. Стогдилла и Р. Манна [6] и др.
Цель настоящей статьи - обоснование подхода к управлению современной организацией через гибкие стратегии поведения внутриорганизационного лидера.
В статье решается научная проблема определения влияния организационного контекста (значимых факторов, присущих им возможностей и ограничений) на выбор стратегии поведения лидера. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что эффективное внутриорганизационное лидерство основано на сочетании трансакционного и трансформационного подходов, опосредованных контекстом, в котором оно реализуется.
Основные определения и теории лидерства
Существует множество различных теоретических подходов к определению и осмыслению сущности лидерства. Известный гуру менеджмента П. Друкер определяет лидерство как «способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки». [11] По мнению другого известного автора в области лидерства У. Бенниса, лидерство – это «функция познания себя, выработки видения, которое можно хорошо довести до остальных, сформировать доверие среди коллег и осуществлять эффективные действия, чтобы реализовать собственный потенциал лидерства». [13] Существует ряд определений, согласно которым лидерство – это процесс, включающий в себя видение, влияние, последователей и изменения; оно осуществляется в групповом контексте и предусматривает достижение конкретной цели. [1, 3, 4, 7, 9]
Теории лидерства (в том числе, теории «великого человека»), утверждающие, что лидеры – это экстраординарные люди, родившиеся с уже врожденными выдающимися качествами, в настоящее время рассматриваются как устаревшие, так как они «исключали женщин, а также исходили из предположения, что лидерству нельзя научиться и нельзя его развивать». [6, 14] В личностных теориях предполагалось, что лидеры наделены определенными личностными качествами, которые изначально делают их готовыми к тому, чтобы вести других за собой. Между специалистами в этой области нет согласия в том, какие личностные характеристики лидера являются «правильными». Существует множество характеристик, которые считаются значимыми для эффективного лидерства. К примеру, Р. Стогдилл и Р. Манн в результате своих исследований определили три группы таких личностных характеристик:
1) интеллектуальные способности (знание дела, речевая развитость, образованность, рассудительность, проницательность, познавательность и др.);
2) черты характера личности (инициативность, гибкость, честность, независимость, созидательность, работоспособность, высокая мотивация к достижениям и др.);
3) приобретенные качества (умение брать на себя ответственность, такт и дипломатичность, умение сотрудничать и др.). [6]
Развитие и проявление этих качеств позволяют лидеру быть эффективным, и, согласно Дж. Коттеру, определять общую направленность, согласовывать, мотивировать и побуждать людей действовать, приводя тем самым к полезным изменениям. [5]
Для результативного воздействия на последователей лидер должен уметь выстраивать стратегию поведения. У. Беннис сформулировал четыре стратегии поведения эффективных лидеров (компетентности, присущие успешным лидерам):
1) Управление вниманием. Ясное видение и понимание результатов, целей, намерений; сконцентрированность и приверженность своему делу. «Размышляя над личным опытом, я неожиданно понял, что по-настоящему результативным был только тогда, когда четко знал, чего хотел достичь. И наоборот, отсутствие у меня результативности было вызвано неясным представлением о желаемых результатах».
2) Управление смыслом. Умение транслировать свое видение последователям через «одновременное согласование с устремлениями последователей», облечь идею в понятную конкретную форму, использование метафор, слов, моделей. «Цель лидера – не просто объяснить или разъяснить свое видение, а создать смысл…».
3) Управление доверием. Доверие определяется надежностью или постоянством. «…люди скорее пойдут за тем человеком, на которого они могут рассчитывать, даже если они не согласны с его/ее точкой зрения, чем за человеком, с которым они согласны, но который часто меняет свои позиции».
4) Управление собой. Знание собственных навыков и их эффективное применение, знание своих сильных сторон и их развитие, позитивное отношение к себе и другим. «Управление собой очень важно для лидера; без него лидеры и менеджеры могут скорее навредить, чем принести пользу». [13]
Краткая характеристика теорий лидерства представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Обзор теорий лидерства
Теории
лидерства
|
Суть
одним предложением
|
Ситуационная
теория
|
Соответствующие
стили лидерства определяются потребностями конкретной ситуации; один стиль не
может подходить для всех ситуаций
|
Распределенное
лидерство
|
Лидерские
функции осуществляются многими членами группы и по своей природе часто
являются коллегиальными
|
Теория
великого человека
|
Лидерами
выступают экстраординарные люди с прирожденными качествами, «обреченные»
вести других за собой
|
Теория обмена
между лидером и рядовым членом группы
|
В основе
лидерства лежат взаимодействия между лидерами и последователями
|
Теория соответствия целей и средств
|
Лидеры мотивируют сотрудников добиваться командных или организационных
целей, прокладывая или уточняя пути, позволяющие достигать высоких
показателей деятельности
|
Теория
служения
|
Лидер как
слуга фокусируется на потребностях последователей и передает часть своих
полномочий тем, кого он или она ведут за собой
|
Ситуационное
лидерство
|
То, что делает
лидер, зависит от особенностей ситуаций, в которых он или она выполняют свои
обязанности
|
Теория навыков
|
Лидерство
определяется через способности или навыки, на которых базируется эффективное
лидерство
|
Теория стиля / поведения
|
Различные наблюдаемые
виды лидерского поведения классифицируются как «стили лидерства»
|
Личностная
теория
|
Для лидеров
характерно наличие определенных лидерских качеств, которые и предопределяют
«право» этих людей вести других за собой
|
Трансакционное
лидерство
|
Лидер
распределяет вознаграждение и признание в ответ на приверженность или
лояльность последователей
|
Трансформационное
лидерство
|
Лидеры – агенты изменений для
реализации видения, которые привлекают сердца и умы других людей, используя
мотивацию и наделение полномочиями
|
На формирование стиля управления современных руководителей большое влияние оказали трансакционные и трансформационные теории лидерства. Трансакционные лидеры стараются мотивировать своих последователей, делая ставку на их интерес. В этой теории подчеркивается важность отношений между лидером и последователем, повышенное внимание уделяется взаимным выгодам, получаемым благодаря «контракту», при помощи которого лидер определяет такие составляющие, как размер вознаграждения или степень признания в обмен на приверженность или лояльность последователей.
Считается, что эффективным лидерским поведением, позволяющим добиваться долгосрочного успеха и улучшения показателей деятельности, является трансформационное лидерство. В формулировке Нортхауса, трансформационные лидеры наделяют последователей полномочиями и воспитывают их в условиях изменений. [6] «Трансформационными принято считать лидеров, использующих в качестве средств мотивации деятельности подчиненных постановку нетривиальных целей, которые интересны сотрудникам тем, что требуют нетривиальных решений». [9]
Б. Басс, выделил четыре подхода к реализации трансформационного лидерства:
1) Индивидуальный подход. Лидерство здесь проявляется через внимание к подчинённым, их личным интересам и развитию.
2) Интеллектуальное стимулирование. При таком подходе лидер прислушивается к мнению своих последователей, поощряет их за новые идеи и тем самым создает благоприятную атмосферу для ещё большего личностного развития и инноваций.
3) Вдохновляющая мотивация путем воодушевления людей. Лидер создаёт ясную картину оптимистичного будущего, делая ее реалистичной и достижимой, объясняя всё простым языком и разбивая на понятные подзадачи.
4) Идеализированное влияние. При таком подходе лидер старается быть идеальным примером для подражания. Своими действиями в достижении цели, четком и правильном выполнении поставленных задач он вызывает восхищение у последователей, тем самым повышает приверженность и стремление быть похожим на него. [7, 12]
Ключевым положением является понимание трансформационного лидерства как дополняющего трансакционное, а не противопоставленное ему. «Отказавшись от осуществления некоторых трансакционных функций в практике взаимодействия с сотрудниками, трансформационный лидер рискует значительно идеализировать и обеспредметить свои взаимоотношения с ними с точки зрения достижения целей организации». [9]
Материалы и методы исследования
Для выявления стилей и характеристик лидерства были использованы методы опроса для сбора общей информации и глубинного интервью с двумя руководителями, метод тестирования для определения стиля лидерства, метод пошагового отбора значимых переменных Stepwise для сравнения характеристик лидерского поведения. Более подробное описание руководителей представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Характеристика руководителей
Критерии
|
Руководитель 1
|
Руководитель 2
|
Возраст
|
35 лет
|
39 лет
|
Образование
|
Высшее профессиональное,
квалификация экономист
|
Высшее профессиональное,
квалификация экономист, повышение квалификации по кадровому делопроизводству,
трудовому праву, современным кадровым технологиям
|
Должность
|
Начальник отдела продаж
|
Начальник отдела кадров
|
Опыт работы в своей
профессиональной области
|
10 лет
|
15 лет
|
Опыт работы в руководящей
должности
|
3 года
|
6 лет
|
Количество подчиненных
|
30
|
10
|
Качества, которые помогли
добиться руководящей должности
|
Коммуникабельность, целеустремленность,
гибкость, умение вести за собой
|
Опыт и знание нюансов в
своей профессиональной деятельности, ответственность, коммуникабельность,
высокая работоспособность
|
Опираясь на данные характеристики и результаты интервью, мы видим опытных, компетентных руководителей, деятельность которых различается сферой профессиональных интересов. В соответствии с подходом Р. Стогдилла и Р. Манна, указанных руководителей можно охарактеризовать как эффективных лидеров, так как они обладают значимыми характеристиками таких лидеров - личностных качеств всех трех групп (качества первой группы определены опосредованно, через достигнутые результаты). Достаточно развитые профессиональные и личностные качества позволяют предположить использование трансформационного стиля лидерства у обоих руководителей. Дальнейшее тестирование более точно определило предпочитаемый стиль лидерства и подтвердило выдвинутое предположение (рис.1).
Рис. 1. Результаты тестирования на выявление трансформационного и трансакционного стилей лидерства
Источник: составлено авторами по результатам тестирования
Для получения более полной характеристики лидеров было проведено глубинное интервью с частично структурированной формой (выбор такого вида интервью позволил задать заранее подготовленные общие вопросы и частные вопросы, дополняющие или уточняющие полученную информацию у каждого руководителя индивидуально). Структура вопросов и тем была определена в соответствии с моделью трансформационного лидерства У. Бенниса (табл. 3). [13]
Таблица 3.
Характеристика лидерского поведения
Составляющие стратегии
поведения лидера/ компетентности эффективного лидера
|
Лидер 1
|
Лидер 2
|
Управление вниманием
|
Фокус внимания создается за
счет внимательного отношения к потребностям, умения мотивировать сотрудников,
например, с одними сотрудниками отдела больше «работает» материальная
мотивация (бонусы, штрафы), с другими - нематериальная мотивация
(благоприятный климат в коллективе, личная похвала руководителя, обучение за
счёт компании); умение вдохновлять других, преобразовывая цель в действия.
|
Реализация видения через
организацию работы отдела и распределение обязанностей исходя из опыта и
навыков конкретного сотрудника отдела, что создает комфортное в работе состояние,
позволяет соблюдать сроки выполнения работ.
|
Управление смыслом
|
Развитое умение передавать
видение посредством положительного влияния благодаря своим коммуникативным
навыкам, налаживание тесной связи, общение на неформальные, но значимые для
сотрудников темы, «менеджмент посредством обхода».
|
Проведение еженедельных
совещаний в отделе для выяснения конфликтных ситуаций, обсуждение и принятие
совместного пути решения проблем, что формирует вовлеченность всех работников
отдела.
|
Управление доверием
|
Использование методов
постановки целей по SMART и KPI.
|
Разработка регламентов работы в
соответствии с трудовым законодательством для разных категорий и ситуаций,
наличие у каждого работника отдела папки с регламентами и своевременное
регулярное её обновление.
|
Управление собой
|
Ответственность,
работоспособность, компетентность, целеустремленность позволяют верить в
успех, верить в себя, проявлять позитивное отношение к сотрудникам и
формировать положительное мнение о себе.
|
Вера в успех, вера в себя
проявляются в формировании позитивной атмосферы в коллективе, совместном
решении проблем, прозрачности процедур, вовлеченности всех сотрудников отдела.
|
Таким образом, полученная в ходе интервью информация подтверждает лидерское поведение руководителей трансформационного типа. Различия в стратегиях поведения могут быть обусловлены особенностями организационной среды компаний, в которых лидеры работают (табл. 4). Компании находятся на разных стадиях жизненного цикла, имеют разную организационную культуру.
Таблица 4.
Краткая характеристика компаний
Характеристики
|
Компания 1
|
Компания 2
|
Год создания
|
2007
|
2016
|
Численность
|
1146
|
1918
|
Сфера деятельности
|
Автомобильный дилерский
центр
|
Строительство
|
Стадия жизненного цикла
организации (ЖЦО) по модели И. Адизиса
|
Стабильность
|
Расцвет
|
Тип культуры:
· по Т. Дилу и А. Кеннеди · по Ч. Хэнди |
· культура «крутого парня, мачо» · культура задачи «Афина» |
· культура «ставки на свою компанию» · культура роли «Аполлон» |
Для компании первого лидера характерна культура «крутого парня, мачо», с присущей ей быстрой обратной связью в виде финансовых вознаграждений, увязанных с выполнением плана и высокой степенью риска. «Менеджеры в этом типе культуры должны уметь быстро принимать решения и идти на риск. Они должны обладать достаточной силой, чтобы суметь выжить в случае, если все будет происходить не так, как задумывалось». [2, 6, 10] Лидер достаточно эффективно действует в условиях культуры задачи «Афина»: высокий уровень профессионализма позволяет в соответствии с поставленными задачами грамотно распределять ресурсы, выполнять и перевыполнять планы продаж. Стадия развития организации может ограничивать энтузиазм и инициативность в работе. Тем не менее, являясь трансформационным лидером, руководитель может полностью проявлять свою индивидуальность и оттачивать профессиональные навыки. В данной организации результативность проявляется в количестве и качестве решенных проблем, умением и возможностями быстро реагировать и применять подходящие методы. Продвижение по карьерной лестнице зависит от личностных характеристик самого сотрудника и его готовности к работе. Первый лидер достаточно гармонично чувствует себя в такой организационной среде.
В компании второго лидера также определены два типа культур. Модель «ставки на свою компанию» характеризуется высокими рисками и медленной обратной связью, что обусловлено особенностями строительной отрасли. Тип культуры «Аполлон» подразумевает, что в организации всё держится на «колоннах храма» - функциональных отделах, руководители которых взаимодействуют и подчиняются управляющему комитету. Карьерное продвижение задается рамками функционального направления. В компании руководствуются фиксированным набор правил и процедур, ограничивающих проявление личностных особенностей. Отклонение от заданных параметров может привести к разрушению четко выстроенной работы и проявление инициатив не приветствуется. Эффективность достигается путем соблюдения стандартов и регламентов. При соблюдении этих условий возможно карьерное продвижение. На данной стадии жизненного цикла акцент делается на привлечение уже готовых квалифицированных специалистов нужного профиля и активное участие в новых проектах.
Для второго лидера важно чувство безопасности и комфорта, он достиг продвижения по карьере, став руководителем отдела. Предположительный рост далее возможен, если только он решится уйти в другую компанию, где преобладает другой тип культуры и больше возможностей для проявления трансформационного потенциала лидерства. По мнению этого руководителя, его действия в данной компании ограничены, и они не могут быть оценены по достоинству или же приняты. Являясь ценным и опытным экспертом, ключевым сотрудником, его влияние на эффективность работы сотрудников ограничено рамками его отдела. Организационная среда, структура и культура, на данном этапе жизненного цикла, выступают своего рода барьером для его дальнейшего развития.
Заключение
Реализация лидерского потенциала может привести к положительным изменениям и успеху, если лидерский стиль соответствует организационной среде, стадии жизненного цикла и культуре компании. И особенно это важно для трансформационного стиля лидерства в силу его характеристик и особенностей. Трансформационные лидеры задают высокие стандарты поведения и сами выступают в качестве образцов, умеют создавать привлекательные варианты видения лучшего будущего и увлекать других; готовы экспериментировать и идти на риск, чтобы улучшить деятельность организации; для них важна возможность действовать, и они позволяют это другим; поощряя сотрудничество, они признают достижения других и должным образом вознаграждают. Все перечисленное в той или иной мере относится к исследуемым лидерам. Им присущи характерные особенности лидерского поведения данного типа, а именно: проявление индивидуализации в отношениях с подчиненными и личного внимания к каждому; тесное взаимодействие с подчиненными, когда лидер является примером для подражания; мотивация на основе вдохновения, когда личностные (уверенность в себе, работоспособность, оптимизм) и профессиональные (компетентность, опыт, коммуникабельность) характеристики лидеров вдохновляют сотрудников и мотивируют на стабильно высокие результаты.
Проведенное исследование помогло увидеть особенности функционирования и развития лидеров в организациях с разными типами культуры, а также понять, что соответствие среды, структуры и культуры организации потребностям, потенциалу, карьерным устремлениям на данной стадии развития организации и сотрудника, является важным мотивирующим фактором. Более полная реализация потенциала возможна только в условиях доверия и поощрения инициативы.
Каждый руководитель выбирает предпочтительный стиль лидерства, позволяющий ему достигнуть поставленных целей и результатов. Эффективность и потенциал лидера определяются его способностью изменять характер поведения и содержание своей деятельности в разных ситуациях и осуществлять необходимое сочетание трансформационного и трансакционного стилей в структуре собственного поведения.
Источники:
2. Ахильгов М.Б., Ужахова Л.М. Роль организационной культуры как ценностной основы бренда в успешной деятельности организации // Московский экономический журнал. – 2021. – № 11. – doi: 10.24412/2413-046X-2021-10668.
3. Кови С. Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала. / Пер. с англ. - 2-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 88 c.
4. Комаров В.В. Организационное лидерство: подходы к определению и классификации стилей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 439-460. – doi: 10.18334/lim.9.2.114367.
5. Коттер Д.П. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века. / 5-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 254 c.
6. ZRR716 Менеджмент в действии. / Учеб. пособие в 7 книгах. Книга 1. Введение в менеджмент. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013. – 112 c.
7. Миракян А.Г. Лидерство в XXI веке: корреспонденция теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 6. – c. 133-151.
8. Модель жизненного цикла Адизеса. Powerbranding.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/olc-models/adizes-theory/?ysclid=lbeyss0olu837281540 (дата обращения: 25.04.2023).
9. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. – 2005. – № 2. – c. 71-98.
10. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. - М.: Инфра-М, 2022. – 151 c.
11. Друкер П. Эффективный руководитель. / Пер. с англ. - 10-е изд., доп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 240 c.
12. Bass B.M. From transactional to transformational leadership - learning to share the vision // Organizational Dynamics. – 1990. – № 3. – p. 19-31.
13. Bennis W. On Becoming a Leader. Mcs.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mcs.gov.kh/wp-content/uploads/2017/07/On-Becoming-a-Leader_BOOK.pdf.
14. Gritton J. Leadership Theory in a Nutshell, workshop handout. - London: GB Learnir Consultancy, 2006.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:49:55