Внутриорганизационное лидерство: стратегии поведения и контекст

Ужахова Л.М.1, Шарапова Т.В.1, Секачева К.А.1, Парфенова А.А.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316182

Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию реализации лидерства в управлении современной организацией. Рассматриваются основные подходы к пониманию лидерства, личностные и поведенческие характеристики лидера, типы поведения и стили с позиций разных теорий лидерства и взглядов известных экспертов в области менеджмента организаций. Акцент сделан на описание трансакционной и трансформационной концепций лидерства как одних из перспективных. Представлены результаты исследования стилей лидерства на примере двух действующих руководителей. Проанализированы их личностные и профессиональные качества, особенности поведения и влияния, определен доминирующий стиль лидерства. Выявлены организационные и управленческие факторы, такие как этап жизненного цикла организации, типы организационной культуры, влияющие на уровень мотивации руководителей, которые могут развивать или ограничивать проявление лидерского потенциала.

Ключевые слова: лидерство, трансакционный и трансформационный стили лидерства, руководитель, жизненный цикл организации, организационная культура

JEL-классификация: M11, M12, M14, M21



Введение

Актуальность и цель исследования. Лидерство – одна из самых активно исследуемых областей менеджмента, и количество работ на эту тему продолжает расти. С возрастанием нестабильности окружающей среды, ужесточением конкуренции, многие формы лидерства претерпевают изменения. Потребность в быстром и гибком реагировании на эти изменения усиливают значимость фигуры лидера в жизни организации. Именно от способности лидера менять характер своего поведения, выбирая соответствующий стиль лидерства, а возможно и сочетание стилей, во многом определяет успех организации. Лидерство все больше становится тем фактором, который обеспечивает эффективность и результативность управленческой и организационной деятельности.

Методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов в области лидерства и менеджмента, а именно Б. Басса [12], У. Бенниса [13], П. Друкера [11], Дж. Коттера [5], А.А. Тихомирова и У.Д. Спэнглера [9], Р. Стогдилла и Р. Манна [6] и др.

Цель настоящей статьи - обоснование подхода к управлению современной организацией через гибкие стратегии поведения внутриорганизационного лидера.

В статье решается научная проблема определения влияния организационного контекста (значимых факторов, присущих им возможностей и ограничений) на выбор стратегии поведения лидера. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что эффективное внутриорганизационное лидерство основано на сочетании трансакционного и трансформационного подходов, опосредованных контекстом, в котором оно реализуется.

Основные определения и теории лидерства

Существует множество различных теоретических подходов к определению и осмыслению сущности лидерства. Известный гуру менеджмента П. Друкер определяет лидерство как «способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки». [11] По мнению другого известного автора в области лидерства У. Бенниса, лидерство – это «функция познания себя, выработки видения, которое можно хорошо довести до остальных, сформировать доверие среди коллег и осуществлять эффективные действия, чтобы реализовать собственный потенциал лидерства». [13] Существует ряд определений, согласно которым лидерство – это процесс, включающий в себя видение, влияние, последователей и изменения; оно осуществляется в групповом контексте и предусматривает достижение конкретной цели. [1, 3, 4, 7, 9]

Теории лидерства (в том числе, теории «великого человека»), утверждающие, что лидеры – это экстраординарные люди, родившиеся с уже врожденными выдающимися качествами, в настоящее время рассматриваются как устаревшие, так как они «исключали женщин, а также исходили из предположения, что лидерству нельзя научиться и нельзя его развивать». [6, 14] В личностных теориях предполагалось, что лидеры наделены определенными личностными качествами, которые изначально делают их готовыми к тому, чтобы вести других за собой. Между специалистами в этой области нет согласия в том, какие личностные характеристики лидера являются «правильными». Существует множество характеристик, которые считаются значимыми для эффективного лидерства. К примеру, Р. Стогдилл и Р. Манн в результате своих исследований определили три группы таких личностных характеристик:

1) интеллектуальные способности (знание дела, речевая развитость, образованность, рассудительность, проницательность, познавательность и др.);

2) черты характера личности (инициативность, гибкость, честность, независимость, созидательность, работоспособность, высокая мотивация к достижениям и др.);

3) приобретенные качества (умение брать на себя ответственность, такт и дипломатичность, умение сотрудничать и др.). [6]

Развитие и проявление этих качеств позволяют лидеру быть эффективным, и, согласно Дж. Коттеру, определять общую направленность, согласовывать, мотивировать и побуждать людей действовать, приводя тем самым к полезным изменениям. [5]

Для результативного воздействия на последователей лидер должен уметь выстраивать стратегию поведения. У. Беннис сформулировал четыре стратегии поведения эффективных лидеров (компетентности, присущие успешным лидерам):

1) Управление вниманием. Ясное видение и понимание результатов, целей, намерений; сконцентрированность и приверженность своему делу. «Размышляя над личным опытом, я неожиданно понял, что по-настоящему результативным был только тогда, когда четко знал, чего хотел достичь. И наоборот, отсутствие у меня результативности было вызвано неясным представлением о желаемых результатах».

2) Управление смыслом. Умение транслировать свое видение последователям через «одновременное согласование с устремлениями последователей», облечь идею в понятную конкретную форму, использование метафор, слов, моделей. «Цель лидера – не просто объяснить или разъяснить свое видение, а создать смысл…».

3) Управление доверием. Доверие определяется надежностью или постоянством. «…люди скорее пойдут за тем человеком, на которого они могут рассчитывать, даже если они не согласны с его/ее точкой зрения, чем за человеком, с которым они согласны, но который часто меняет свои позиции».

4) Управление собой. Знание собственных навыков и их эффективное применение, знание своих сильных сторон и их развитие, позитивное отношение к себе и другим. «Управление собой очень важно для лидера; без него лидеры и менеджеры могут скорее навредить, чем принести пользу». [13]

Краткая характеристика теорий лидерства представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Обзор теорий лидерства

Теории лидерства
Суть одним предложением
Ситуационная теория
Соответствующие стили лидерства определяются потребностями конкретной ситуации; один стиль не может подходить для всех ситуаций
Распределенное лидерство
Лидерские функции осуществляются многими членами группы и по своей природе часто являются коллегиальными
Теория великого человека
Лидерами выступают экстраординарные люди с прирожденными качествами, «обреченные» вести других за собой
Теория обмена между лидером и рядовым членом группы
В основе лидерства лежат взаимодействия между лидерами и последователями
Теория соответствия целей и средств
Лидеры мотивируют сотрудников добиваться командных или организационных целей, прокладывая или уточняя пути, позволяющие достигать высоких показателей деятельности
Теория служения
Лидер как слуга фокусируется на потребностях последователей и передает часть своих полномочий тем, кого он или она ведут за собой
Ситуационное лидерство
То, что делает лидер, зависит от особенностей ситуаций, в которых он или она выполняют свои обязанности
Теория навыков
Лидерство определяется через способности или навыки, на которых базируется эффективное лидерство
Теория стиля / поведения
Различные наблюдаемые виды лидерского поведения классифицируются как «стили лидерства»
Личностная теория
Для лидеров характерно наличие определенных лидерских качеств, которые и предопределяют «право» этих людей вести других за собой
Трансакционное лидерство
Лидер распределяет вознаграждение и признание в ответ на приверженность или лояльность последователей
Трансформационное лидерство
Лидеры – агенты изменений для реализации видения, которые привлекают сердца и умы других людей, используя мотивацию и наделение полномочиями
Источник: [14]

На формирование стиля управления современных руководителей большое влияние оказали трансакционные и трансформационные теории лидерства. Трансакционные лидеры стараются мотивировать своих последователей, делая ставку на их интерес. В этой теории подчеркивается важность отношений между лидером и последователем, повышенное внимание уделяется взаимным выгодам, получаемым благодаря «контракту», при помощи которого лидер определяет такие составляющие, как размер вознаграждения или степень признания в обмен на приверженность или лояльность последователей.

Считается, что эффективным лидерским поведением, позволяющим добиваться долгосрочного успеха и улучшения показателей деятельности, является трансформационное лидерство. В формулировке Нортхауса, трансформационные лидеры наделяют последователей полномочиями и воспитывают их в условиях изменений. [6] «Трансформационными принято считать лидеров, использующих в качестве средств мотивации деятельности подчиненных постановку нетривиальных целей, которые интересны сотрудникам тем, что требуют нетривиальных решений». [9]

Б. Басс, выделил четыре подхода к реализации трансформационного лидерства:

1) Индивидуальный подход. Лидерство здесь проявляется через внимание к подчинённым, их личным интересам и развитию.

2) Интеллектуальное стимулирование. При таком подходе лидер прислушивается к мнению своих последователей, поощряет их за новые идеи и тем самым создает благоприятную атмосферу для ещё большего личностного развития и инноваций.

3) Вдохновляющая мотивация путем воодушевления людей. Лидер создаёт ясную картину оптимистичного будущего, делая ее реалистичной и достижимой, объясняя всё простым языком и разбивая на понятные подзадачи.

4) Идеализированное влияние. При таком подходе лидер старается быть идеальным примером для подражания. Своими действиями в достижении цели, четком и правильном выполнении поставленных задач он вызывает восхищение у последователей, тем самым повышает приверженность и стремление быть похожим на него. [7, 12]

Ключевым положением является понимание трансформационного лидерства как дополняющего трансакционное, а не противопоставленное ему. «Отказавшись от осуществления некоторых трансакционных функций в практике взаимодействия с сотрудниками, трансформационный лидер рискует значительно идеализировать и обеспредметить свои взаимоотношения с ними с точки зрения достижения целей организации». [9]

Материалы и методы исследования

Для выявления стилей и характеристик лидерства были использованы методы опроса для сбора общей информации и глубинного интервью с двумя руководителями, метод тестирования для определения стиля лидерства, метод пошагового отбора значимых переменных Stepwise для сравнения характеристик лидерского поведения. Более подробное описание руководителей представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Характеристика руководителей

Критерии
Руководитель 1
Руководитель 2
Возраст
35 лет
39 лет
Образование
Высшее профессиональное, квалификация экономист
Высшее профессиональное, квалификация экономист, повышение квалификации по кадровому делопроизводству, трудовому праву, современным кадровым технологиям
Должность
Начальник отдела продаж
Начальник отдела кадров
Опыт работы в своей профессиональной области
10 лет
15 лет
Опыт работы в руководящей должности
3 года
6 лет
Количество подчиненных
30
10
Качества, которые помогли добиться руководящей должности
Коммуникабельность, целеустремленность, гибкость, умение вести за собой
Опыт и знание нюансов в своей профессиональной деятельности, ответственность, коммуникабельность, высокая работоспособность
Источник: составлено авторами на основании результатов интервью

Опираясь на данные характеристики и результаты интервью, мы видим опытных, компетентных руководителей, деятельность которых различается сферой профессиональных интересов. В соответствии с подходом Р. Стогдилла и Р. Манна, указанных руководителей можно охарактеризовать как эффективных лидеров, так как они обладают значимыми характеристиками таких лидеров - личностных качеств всех трех групп (качества первой группы определены опосредованно, через достигнутые результаты). Достаточно развитые профессиональные и личностные качества позволяют предположить использование трансформационного стиля лидерства у обоих руководителей. Дальнейшее тестирование более точно определило предпочитаемый стиль лидерства и подтвердило выдвинутое предположение (рис.1).

Рис. 1. Результаты тестирования на выявление трансформационного и трансакционного стилей лидерства

Источник: составлено авторами по результатам тестирования

Для получения более полной характеристики лидеров было проведено глубинное интервью с частично структурированной формой (выбор такого вида интервью позволил задать заранее подготовленные общие вопросы и частные вопросы, дополняющие или уточняющие полученную информацию у каждого руководителя индивидуально). Структура вопросов и тем была определена в соответствии с моделью трансформационного лидерства У. Бенниса (табл. 3). [13]

Таблица 3.

Характеристика лидерского поведения

Составляющие стратегии поведения лидера/ компетентности эффективного лидера
Лидер 1
Лидер 2
Управление вниманием
Фокус внимания создается за счет внимательного отношения к потребностям, умения мотивировать сотрудников, например, с одними сотрудниками отдела больше «работает» материальная мотивация (бонусы, штрафы), с другими - нематериальная мотивация (благоприятный климат в коллективе, личная похвала руководителя, обучение за счёт компании); умение вдохновлять других, преобразовывая цель в действия.
Реализация видения через организацию работы отдела и распределение обязанностей исходя из опыта и навыков конкретного сотрудника отдела, что создает комфортное в работе состояние, позволяет соблюдать сроки выполнения работ.
Управление смыслом
Развитое умение передавать видение посредством положительного влияния благодаря своим коммуникативным навыкам, налаживание тесной связи, общение на неформальные, но значимые для сотрудников темы, «менеджмент посредством обхода».
Проведение еженедельных совещаний в отделе для выяснения конфликтных ситуаций, обсуждение и принятие совместного пути решения проблем, что формирует вовлеченность всех работников отдела.
Управление доверием
Использование методов постановки целей по SMART и KPI.
Разработка регламентов работы в соответствии с трудовым законодательством для разных категорий и ситуаций, наличие у каждого работника отдела папки с регламентами и своевременное регулярное её обновление.
Управление собой
Ответственность, работоспособность, компетентность, целеустремленность позволяют верить в успех, верить в себя, проявлять позитивное отношение к сотрудникам и формировать положительное мнение о себе.
Вера в успех, вера в себя проявляются в формировании позитивной атмосферы в коллективе, совместном решении проблем, прозрачности процедур, вовлеченности всех сотрудников отдела.
Источник: составлено авторами на основании результатов интервью

Таким образом, полученная в ходе интервью информация подтверждает лидерское поведение руководителей трансформационного типа. Различия в стратегиях поведения могут быть обусловлены особенностями организационной среды компаний, в которых лидеры работают (табл. 4). Компании находятся на разных стадиях жизненного цикла, имеют разную организационную культуру.

Таблица 4.

Краткая характеристика компаний

Характеристики
Компания 1
Компания 2
Год создания
2007
2016
Численность
1146
1918
Сфера деятельности
Автомобильный дилерский центр
Строительство
Стадия жизненного цикла организации (ЖЦО) по модели И. Адизиса
Стабильность
Расцвет
Тип культуры:
· по Т. Дилу и А. Кеннеди
· по Ч. Хэнди

· культура «крутого парня, мачо»
· культура задачи «Афина»

· культура «ставки на свою компанию»
· культура роли «Аполлон»
Источник: составлено авторами на основании внутренней отчетности компаний и [6, 8, 10]

Для компании первого лидера характерна культура «крутого парня, мачо», с присущей ей быстрой обратной связью в виде финансовых вознаграждений, увязанных с выполнением плана и высокой степенью риска. «Менеджеры в этом типе культуры должны уметь быстро принимать решения и идти на риск. Они должны обладать достаточной силой, чтобы суметь выжить в случае, если все будет происходить не так, как задумывалось». [2, 6, 10] Лидер достаточно эффективно действует в условиях культуры задачи «Афина»: высокий уровень профессионализма позволяет в соответствии с поставленными задачами грамотно распределять ресурсы, выполнять и перевыполнять планы продаж. Стадия развития организации может ограничивать энтузиазм и инициативность в работе. Тем не менее, являясь трансформационным лидером, руководитель может полностью проявлять свою индивидуальность и оттачивать профессиональные навыки. В данной организации результативность проявляется в количестве и качестве решенных проблем, умением и возможностями быстро реагировать и применять подходящие методы. Продвижение по карьерной лестнице зависит от личностных характеристик самого сотрудника и его готовности к работе. Первый лидер достаточно гармонично чувствует себя в такой организационной среде.

В компании второго лидера также определены два типа культур. Модель «ставки на свою компанию» характеризуется высокими рисками и медленной обратной связью, что обусловлено особенностями строительной отрасли. Тип культуры «Аполлон» подразумевает, что в организации всё держится на «колоннах храма» - функциональных отделах, руководители которых взаимодействуют и подчиняются управляющему комитету. Карьерное продвижение задается рамками функционального направления. В компании руководствуются фиксированным набор правил и процедур, ограничивающих проявление личностных особенностей. Отклонение от заданных параметров может привести к разрушению четко выстроенной работы и проявление инициатив не приветствуется. Эффективность достигается путем соблюдения стандартов и регламентов. При соблюдении этих условий возможно карьерное продвижение. На данной стадии жизненного цикла акцент делается на привлечение уже готовых квалифицированных специалистов нужного профиля и активное участие в новых проектах.

Для второго лидера важно чувство безопасности и комфорта, он достиг продвижения по карьере, став руководителем отдела. Предположительный рост далее возможен, если только он решится уйти в другую компанию, где преобладает другой тип культуры и больше возможностей для проявления трансформационного потенциала лидерства. По мнению этого руководителя, его действия в данной компании ограничены, и они не могут быть оценены по достоинству или же приняты. Являясь ценным и опытным экспертом, ключевым сотрудником, его влияние на эффективность работы сотрудников ограничено рамками его отдела. Организационная среда, структура и культура, на данном этапе жизненного цикла, выступают своего рода барьером для его дальнейшего развития.

Заключение

Реализация лидерского потенциала может привести к положительным изменениям и успеху, если лидерский стиль соответствует организационной среде, стадии жизненного цикла и культуре компании. И особенно это важно для трансформационного стиля лидерства в силу его характеристик и особенностей. Трансформационные лидеры задают высокие стандарты поведения и сами выступают в качестве образцов, умеют создавать привлекательные варианты видения лучшего будущего и увлекать других; готовы экспериментировать и идти на риск, чтобы улучшить деятельность организации; для них важна возможность действовать, и они позволяют это другим; поощряя сотрудничество, они признают достижения других и должным образом вознаграждают. Все перечисленное в той или иной мере относится к исследуемым лидерам. Им присущи характерные особенности лидерского поведения данного типа, а именно: проявление индивидуализации в отношениях с подчиненными и личного внимания к каждому; тесное взаимодействие с подчиненными, когда лидер является примером для подражания; мотивация на основе вдохновения, когда личностные (уверенность в себе, работоспособность, оптимизм) и профессиональные (компетентность, опыт, коммуникабельность) характеристики лидеров вдохновляют сотрудников и мотивируют на стабильно высокие результаты.

Проведенное исследование помогло увидеть особенности функционирования и развития лидеров в организациях с разными типами культуры, а также понять, что соответствие среды, структуры и культуры организации потребностям, потенциалу, карьерным устремлениям на данной стадии развития организации и сотрудника, является важным мотивирующим фактором. Более полная реализация потенциала возможна только в условиях доверия и поощрения инициативы.

Каждый руководитель выбирает предпочтительный стиль лидерства, позволяющий ему достигнуть поставленных целей и результатов. Эффективность и потенциал лидера определяются его способностью изменять характер поведения и содержание своей деятельности в разных ситуациях и осуществлять необходимое сочетание трансформационного и трансакционного стилей в структуре собственного поведения.


Источники:

1. Аппело Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами. / Практическое руководство. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. – 534 c.
2. Ахильгов М.Б., Ужахова Л.М. Роль организационной культуры как ценностной основы бренда в успешной деятельности организации // Московский экономический журнал. – 2021. – № 11. – doi: 10.24412/2413-046X-2021-10668.
3. Кови С. Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала. / Пер. с англ. - 2-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 88 c.
4. Комаров В.В. Организационное лидерство: подходы к определению и классификации стилей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 439-460. – doi: 10.18334/lim.9.2.114367.
5. Коттер Д.П. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века. / 5-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 254 c.
6. ZRR716 Менеджмент в действии. / Учеб. пособие в 7 книгах. Книга 1. Введение в менеджмент. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013. – 112 c.
7. Миракян А.Г. Лидерство в XXI веке: корреспонденция теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 6. – c. 133-151.
8. Модель жизненного цикла Адизеса. Powerbranding.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/olc-models/adizes-theory/?ysclid=lbeyss0olu837281540 (дата обращения: 25.04.2023).
9. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. – 2005. – № 2. – c. 71-98.
10. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. - М.: Инфра-М, 2022. – 151 c.
11. Друкер П. Эффективный руководитель. / Пер. с англ. - 10-е изд., доп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 240 c.
12. Bass B.M. From transactional to transformational leadership - learning to share the vision // Organizational Dynamics. – 1990. – № 3. – p. 19-31.
13. Bennis W. On Becoming a Leader. Mcs.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mcs.gov.kh/wp-content/uploads/2017/07/On-Becoming-a-Leader_BOOK.pdf.
14. Gritton J. Leadership Theory in a Nutshell, workshop handout. - London: GB Learnir Consultancy, 2006.

Страница обновлена: 24.11.2024 в 21:54:43