GROW&РОСТ: как обеспечить рост производительности труда «в квадрате»
Володько А.К.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 7 (Июль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54299884
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности комплексного использования коучинговой модели GROW и автоматизированного диагностического комплекса «РОСТ», разработанного на базе ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. Автор предполагает, что интеграция АДК «РОСТ» в модель GROW позволит руководителям глубже взглянуть на развитие и совершенствование бизнеса, а также с различных сторон посмотреть на те цели, которые они перед собой ставят в работе с персоналом.
Объектом исследования являются процессы выявления потенциала роста эффективности и производительности труда на предприятии. Предмет исследования – инструменты диагностики, используемые при проведении коучинговых сессий. Методы исследования – анализ литературных источников, сравнительный анализ, системный подход, метод индукции при формировании гипотез и синтез предложений по итогам проведенного исследования.
Автор описывает возможную методику использования АДК «РОСТ» при проведении бизнес-коучинговых сессий. Практическое применение данной методики, по мнению автора, позволит повысить эффективность коучинга, а, следовательно, и производительность труда на предприятии. Кроме того, применение АДК «РОСТ» совместно с моделью GROW обеспечит более обширный анализ факторов, мешающих предприятию использовать имеющиеся ресурсы с минимальными издержками, а также позволит находить более эффективные шаги по внедрению полученных инсайтов в работу. Новизна предложенного решения определяется объединением воедино академических подходов управления производительностью труда с современными коучинговыми инструментами развития потенциала личности и бизнеса
Ключевые слова: коучинг, бизнес-коучинг, коучинг на предприятиях, результат-ориентированная система труда, АДК «РОСТ», повышение производительности труда, диагностика производительности труда
JEL-классификация: J24, M12, J81
ВВЕДЕНИЕ
В основе концепции коучинга лежит технология раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (T.Gallwey, 1974). В классическом понимании коучинг помогает быстрее развивать человека, способствуя осознанию им своих навыков и умений, сильных и слабых сторон. На практике, коучинг позволяет достигать результатов и в бизнесе, и в экономике, и в политике, и в других важных сферах человеческой деятельности. Коучинг стимулирует достижение целей, стоящих перед человеком или бизнесом, в оптимальное время путем мобилизации их внутреннего потенциала. В настоящее время коучинг является одним из наиболее востребованных инструментов в развитии как личности, так и в построении бизнес-процессов предприятий и организаций. Это определяет актуальность рассмотрения возможностей коучинга в управлении производительностью и эффективностью труда.
Основы методологии коучинга были сформированы в конце ХХ века в работах Т.Голви [1,2], Дж.Уитмора [3,4], М.Дауни [5], Б.Пуллена [6], Д.Гриффитса [7], Д.Максвелла [8], Э.Парслоу и др. [9,10]. При этом наиболее традиционным является рассмотрение коучинга как инструмента управления персоналом, элемента развития профессионального и личностного потенциала человека. В рамках данной статьи, под «коучингом» автор понимает «искусство создания среды, в которой клиент находит ресурсы и возможности для раскрытия своего потенциала и достижения желаемых целей» [1] в широком смысле – не только личных, но и целей бизнеса [11]. И выбирая из множества существующих определений термина «коучинг», автор останавливается на том, что наиболее комплексно отражает его целевое назначение – «партнерство, направленное на раскрытие личного и профессионального потенциала человека или бизнеса» [1].
Целью исследования является анализ возможностей совместного использования коучинговой модели GROW и автоматизированного диагностического комплекса «РОСТ», разработанного на базе ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, при поиске путей повышения производительности труда и совершенствования бизнеса.
Исследование базируется на гипотезе о том, что интеграция АДК «РОСТ» в модель GROW позволит руководителям глубже взглянуть на источники и способы повышения эффективности управления, более обосновано принимать решения как в работе с персоналом, так и в целом в развитии и совершенствовании бизнеса.
Новизна предложенного решения определяется объединением воедино академических подходов управления производительностью труда с современными коучинговыми инструментами развития потенциала личности и бизнеса.
МОДЕЛЬ GROW КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
В основе коучинга лежат два важных фактора: повышение осознания и ответственность клиента. Осознание – это понимание, что то, что человек не может осознавать, будет ограничивать его в достижении цели. Ответственность - готовность человека (клиента) отвечать за принимаемые им решения. Для повышения значимости обоих факторов могут использоваться различные инструменты, которые заставляют клиента больше задумываться на тему того, о чем они говорят и для чего они работают. В зависимости от того, является коучинг личностным или направленным на развитие бизнеса, эти инструменты могут меняться или применяться в различных сочетаниях.
Чтобы коучинговая сессия была более структурирована и эффективна, используют различные модели ее построения. Одной из наиболее популярных моделей выстраивания или структурирования коучинговых сессий является модель GROW (в переводе с англ. - рост). Джон Уитмор опубликовал эту модель в первом издании своей книги в 1992 году [3]. Она описывает четыре ключевых стадии коучинговой сессии, которые были выявлены авторами в ходе практической работы в 1980-х годах. Наименование GROW является аббревиатурой следующих слов (рис.1):
- G – цели (плюс их первоначальное ранжирование) (goals);
- R – реальность «здесь и сейчас» (reality);
- О – обстоятельства или варианты выбора, стратегия (options, obstacles);
- W – воля, намерение идти вперед, действия (will или way forward).
Рисунок 1 Структура модели GROW [11]
Использование такой модели позволяет изучить текущую ситуацию «клиента», узнать его цели и выстроить шаги к ее реализации. Важно уточнить, что клиентом может быть не только отдельно взятый человек, но и группа людей или предприятие (бизнес).
На первом этапе происходит постановка целей – чего человек (бизнес) хочет? Почему это важно и стало актуально именно сейчас? Как он поймет, что цель достигнута? Если целей несколько, то на этом этапе также происходит ранжирование этих целей, определяется наиболее важная цель, которая и будет основной темой текущей сессии.
Второй этап призван уточнить реальность клиента: что он уже предпринимал для решения этой задачи? Какова готовность решать эту задачу? Какие ощущения вызывает мысль об этой цели? А как хотелось бы?
На третьем этапе выясняются препятствия, мешающие реализации цели, а также происходит поиск ресурсов, которые могут помочь. Возможно есть те, кто может знать, как решались такие же задачи? Какие качества, условия, ресурсы помогут справиться?
Финальный этап – определение шагов по достижению поставленной цели, разработка плана. На этом этапе важно наличие четкого намерения идти и делать, поэтому коуч может спросить: как вы оцениваете уверенность в том, что вы это сделаете и что будете делать для преодоления возможных препятствий? Когда вы сделаете первый шаг и каким он будет?
Модель GROW – это не жесткая структура, в которой невозможно переставлять этапы местами. Но при этом все они логичны и плавно перетекают друг в друга, соединяясь в циклическую структуру, формируя своего рода спираль развития человека или бизнеса. Все последующие этапы должны быть напрямую связаны с целью, а цель может измениться на любом из этапов. Это позволяет гибко использовать данный инструмент в рамках экспертных коучинговых услуг для предпринимателей любого уровня [11,12].
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ
Как утверждает ДжУитмор, коучинг высокой эффективности сосредоточен вокруг роста производительности [3]. Концепция результат-ориентированной системы труда – «РОСТ», разработанная в 2017-2018 году на базе ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, также направлена на решение вопросов управления бизнесом и построена на анализе внутриорганизационных факторов предприятия, которые оказывают влияние на производительность труда [13].
Как показывают исследования [14], современные тенденции управления производительностью труда выходят за рамки чисто экономической эффективности и направлены на формирование комплексного подхода, включающего в себя как необходимость уменьшения экономических затрат, так и создание человеческого капитала, способного определить и повысить потенциал предприятия [15]. Резервы производительности труда предприятия более чем на 60% зависят от комплекса факторов, связанных с организацией труда и человеческим капиталом. Теоретические основы управления этими факторами лежат в области теорий управления качеством (СМК, TQM), теорий инноваций Й.Шумпетера и жизненного цикла организации, разработок советских ученых в области научной организации труда А.Гастева, ТРИЗ Б.Альтшуллера и др., подходов, заложенных в методологиях бережливого производства, управления по целям и результатам [16,17,18,19], а также подкрепляются лучшими российскими и международными практиками предприятий по повышению производительности труда (Fortune Global 500) [20].
Построенный на базе концепции результат-ориентированной системы туда автоматизированный диагностический комплекс (АДК) «РОСТ» [2] позволяет предприятиям, независимо от сферы их деятельности и выручки, самостоятельно провести экспресс-диагностику, а именно: «определить текущее состояние организации труда, выявить барьеры и драйверы производительности, планировать и мониторить программы повышения производительности труда предприятия» [13].
Как показал проведенный анализ, ключевыми аспектами рассмотренных подходов GROW и РОСТ является исследование потенциала и использование внутренних ресурсов. Таким образом, встраивая результаты диагностики на основе результат-ориентированной системы труда (РОСТ) в модель GROW, можно повысить эффективность использования обоих подходов и получить синергетический эффект.
Так, результаты диагностики с использованием АДК «РОСТ» могут быть использованы на второй и третьей ступенях анализа GROW – «reality» и «obstacles, options» – для понимания текущего состояния, оценки потенциала развития и возможных драйверов роста. Кроме того, полученная в рамках диагностики информация может дать предприятиям информацию для переоценки их целей, что также повлияет на первую ступень – «goals», а, следовательно, и на всю работу предприятия в рамках решения задач бизнес-коучинга.
Коучинг на предприятиях – это, в первую очередь, бизнес-коучинг. Бизнес-коуч работает с владельцами бизнеса и, при необходимости, с командой для повышения эффективности, развития компании и достижения целей, которые ставит руководство. Такие специалисты помогают находить слабые места и разрешать проблемы предприятий, а также находить выходы из кризисных ситуаций. При этом необходимо помнить, что «коучинг — это методология, ориентированная на достижение результата, а развитие клиента является лишь средством, а не целью коучинга» [21]. В такой ситуации возможность воспользоваться таким инструментом, как АДК «РОСТ», позволяет провести диагностику факторов, связанных с организацией труда и человеческим капиталом в формате 360° (рис.2). Благодаря такой аналитике у руководителя и у коуча сложится более полная картина того, что сейчас происходит на предприятии, а также того, какие задачи необходимо решать в первую очередь. Поиск ответов на такие вопросы, как уже упоминалось выше, входит в 1-3 ступени модели GROW. Это особенно актуально в работе с бизнесом, т. к. бизнесмены платят только за измеримый результат, а не за процесс исследования.
Рисунок 2 Факторы, связанные с организацией труда и человеческим капиталом [3]
Важно уточнить, что АДК «РОСТ» — это онлайн-инструмент, что позволяет использовать его в любом месте, где есть Интернет, а отчет заказчик получает оперативно после загрузки необходимой информации в личный кабинет на сайте. Помимо этого, совместно с отчетом, программа выдает также и ряд рекомендаций, каким образом можно улучшить те или иные показатели, что также может быть полезным при проведении коучинговых сессий, так как это дает больше обоснованности для решений, принимаемых на 4-ой ступени в модели GROW – поиске пути или собственно действии («way forward»).
Примерная схема проведения коучинговой сессии с использованием АДК «РОСТ» может быть представлена следующим образом (рис.3):
Рисунок 3 Структура коучинговой сессии с использованием инструментов GROW и «РОСТ»
1. Диагностическая сессия для выявления потребностей предприятия по модели GROW и предварительная постановка целей работы, построение первых возможных шагов по решению выявленных проблем. На этом этапе коуч может рассказать клиенту о существовании такого инструмента, как АДК «РОСТ», а также предложить ему использовать его (при условии, если он действительно может быть полезен для этого кейса).
2. Клиент по предложению коуча до следующей встречи проводит аналитику своего предприятия при помощи АДК «РОСТ», получает отчет и рекомендации. Также делает те шаги, которые были обозначены на первой встрече.
3. На второй коучинговой сессии коуч также ведет клиента через модель GROW, но уже детальнее исследует каждую из ступеней, помогая клиенту определить то, что для него (его бизнеса) действительно важно именно сейчас, найти пути, как этого достичь, кто и как может помочь, какие ресурсы уже есть, а какие необходимы, и что именно можно сделать уже сейчас. На этом этапе также могут использоваться рекомендации, полученные в ходе использования АДК «РОСТ».
4. Дальнейшие коучинговые сессии могу проводиться по отдельным показателям из отчета АДК «РОСТ», чтобы клиент более структурированно и обширно понимал масштабы работы и шаги для выполнения поставленных целей в рамках каждого фактора анализа.
5. По прошествии какого-то времени и после реализации всех вышеупомянутых пунктов, клиент может еще раз воспользоваться АДК «РОСТ», чтобы узнать, что и насколько улучшилось по мнению искусственного интеллекта.
ВЫВОДЫ
Соединение модели GROW и АДК «РОСТ» направлено на усиление эффективности каждого из инструментов: интеграция «РОСТа» с GROW обеспечит более глубокое понимание текущей ситуации на предприятии, а АДК «РОСТ» станет не просто инструментом, а частью коучинговой системы по работе с бизнесом, которая будет обеспечивать комплексную и планомерную работу.
Открытые вопросы, готовность клиента брать ответственность и быть осознанным – это основные факторы эффективности применения любого инструмента или методологии: как GROW, так и АДК «РОСТ», поскольку изменения требуют готовности, а готовность к изменениям – это и есть сочетание осознанности и ответственности (но также и иных факторов) [22].
Помимо традиционного перевода английского слова сoaching как наставлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач, ему также можно поставить в соответствие слово co-achieving – содостижение, содействие [23]. И совместное использование рассмотренных подходов, направленное на «содостижение», приумножение возможностей друг друга, может «содействовать» росту эффективности бизнеса «в квадрате».
Предложенный подход требует апробации на реальных кейсах для получения экспериментальных данных и подтверждения на практике ожидаемого потенциала использования и приумножения результатов совместной работы руководителя и бизнес-коуча в решении задач повышения производительности труда и эффективности деятельности предприятия.
[1] Определение Международной Федерации Коучинга (ICF) https://erickson.ru/coaching/
[2] Онлайн-диагностика потенциала роста вашего предприятия. Официальный сайт АДК "РОСТ". https://rost.vcot.info/ (дата обращения: 16.06.2022).
[3] Онлайн-диагностика потенциала роста вашего предприятия. Официальный сайт АДК "РОСТ". Текст электронный – URL: https://rost.vcot.info/ (дата обращения: 16.06.2022).
Источники:
2. Голви Т. Внутренняя игра в теннис. - М.: Сэнтэ, 2008.
3. Whitmore J. Coaching for Performance: Growing Human Potential and Purpose—The Principles and Practice of Coaching and Leadership. / 4th Edition, Nicholas Brealey Publishing. - London, 2009.
4. Дж.Уитмор Коучинг Основные принципы и практики коучинга и лидерства. - М.: Альпина Паблишер, 2018. – 330 c.
5. Дауни М. Эффективный коучинг: уроки коуча коучей. - М.: Добрая книга, 2013. – 288 c.
6. Pullen B., Crane E. Creating a Coaching Culture in a Global Organisation // The International Journal of Coaching in Organisations. – 2011. – № 2.
7. Griffiths B., Kaday C. Grow Your Own Carrot - Stop Struggling and Start Succeeding. - C.: Personal Solutions Publishing, 2004. – 214 p.
8. Maxwell A. How do business coaches experience the boundary between coaching and therapy/counselling? // Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice. – 2009. – № 2 (2). – p. 149-162.
9. Аткинсон М., Чоис Т. Рае Наука и искусство коучинга: Внутренняя динамика. - К.: Companion Group, 2009. – 208 c.
10. Parsloe E., Leedham М., Newell D. Coaching and Mentoring: Practical Methods to Improve Learning. - London: Kogan Page, 2000. – 193 p.
11. Дроздов И.Н. Консалтинг, коучинг, тренинг: теория и практика поддержки малого и среднего предпринимательства. - М.:Первое экономическое издательство, 2020. – 120 c.
12. Модель GROW: польза коучинг-техники. Директор по персоналу: практический журнал по управлению человеческими ресурсами, 22.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/67069-model-grow-polza-kouching-18-m3 (дата обращения: 30.09.2022).
13. Сладкова Н.М., Ильченко О.А. Рост: эффективный инструментарий оценки барьеров и определения драйверов производительности труда // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 1(38).
14. НИР «Разработка методики формирования опережающих показателей эффективности внутриорганизационных факторов». Рег. № НИОКТР АААА-А18-118083090022-6. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, 2018 г
15. Cusolito A. P., William F. M. Productivity Revisited. - Washington : International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2018. – 203 p.
16. Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента. / Ф. Тейлор и А. Гастев. - СПб, «Русский Христианский Гуманитарный Институт», 1998. – 95 c.
17. Голдрат Э., Кокс Дж. Процесс непрерывного совершенствования. - М.:Поппури, 2009. – 496 c.
18. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб.: Питер, 2007. – 384 c.
19. Альтшулер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Паблишер, 2017.
20. Visualize The Global 500. [Электронный ресурс]. URL: https://fortune.com/global500/2019/visualizations/ (дата обращения: 16.06.2022).
21. Королихин А. В. Методология коучинга и его системная роль в поле помощи и развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: Сб.докладов Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, Москва, 14.11.2020 года / Отв. за выпуск Л.М. Валиуллина, Н.В. Вострухина. – Москва: Знание-М. Москва, 2020. – c. 69-81.
22. Дорошук А.А., Грациотова А.А. Методические подходы к оценке готовности при управлении изменениями на предприятии // Бизнес информ. – 2016. – № 10 (465).
23. Голубенко О.А. Системный коучинг в ПТС: Краткий курс лекций для обучающихся 3 курса направления подготовки 27.03.02 Управление качеством. / ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. - Саратов, 2018. – 70 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:57