Эволюция теорий менеджмента: от классических к инновационным подходам

Волкодавова Е.В.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059093

Аннотация:
Современные условия функционирования бизнеса обусловили доминирование теории инноваций и изменений в менеджменте. Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке в долгосрочной перспективе необходимо своевременно проводить модернизацию бизнес-процессов организации. В противном случае, компания будет вынуждена уйти с рынка. В статье представлен обзор основных теорий менеджмента, развивающихся и доминирующих в истории и настоящее время. Особое внимание уделено современной теории инноваций и изменений, раскрыта специфика теории, основные компоненты, представлены типы инноваций, вызовы, с которыми сталкиваются компании в процессе проведения изменений, а также стратегии их преодоления.

Ключевые слова: менеджмент, теория менеджмента, цифровизация

JEL-классификация: M11, M21, O31



Введение

В современных условиях геополитической и экономической нестабильности, растущей конкуренции возрастает роль менеджмента организации, гибкости и адаптивности бизнес-процессов, что требует инновационных подходов к управлению. Успешная реализация инноваций и изменений становится неотъемлемой частью стратегического менеджмента и развития организации в целом, позволяя адаптироваться и приспособиться к новым, быстро изменяющимся требованиям рынка и повысить конкурентоспособность.

Тема эволюции теорий менеджмента и применения инновационных подходов к управлению компанией активно изучается и исследуется в научной литературе с 1990-х годов и по настоящее время.

К наиболее известным работам, посвященным теориям менеджмента, особенностям управления компанией следует отнести труды П. Друкера [13], Ф. Тейлора [20], Э. Парето [19], Э. Кабрера [9], М.П. Фоллет [14], Д. Макгрегор [18] и др.

К наиболее современным классикам относятся Т. Дэвенпорт [12], К. Лоуренс [17], Г. Хэмел [15], К.М. Кристенсен, М.Е. Рэйнор [11]. В этих работах акцент делается на инновациях, конкурентных преимуществам, инновационных стратегиях, методах и инструментах, формировании инновационной культуры, обучении персонала и др.

Целью исследования является обоснование подходов, способствующих успешной реализации инноваций и изменений в деятельности компании на основе анализа эволюции теории менеджмента, основных компонентов теории инноваций и изменений, видов и специфики инноваций.

Гипотеза исследования строится на том, что эволюция теорий менеджмента отражает не только изменения в самой теории, но и подходы к адаптации организации к новым вызовам и существующим возможностям, а также на том, что разработка и применение инновационных подходов к управлению компанией способствует повышению ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Научная новизна исследования состоит в обособлении и обосновании основных компонентов инноваций в управлении, выделении типов инноваций, разработке подходов по преодолению вызовов, с которыми сталкиваются компании в процессе внедрения инноваций и проведения изменений.

Теоретический обзор теорий менеджмента: от классических до инновационных подходов

Теории менеджмента — это совокупность концепций, принципов и моделей, разработанных для объяснения и управления организациями и процессами управления. В ходе эволюции взглядов на организацию (компанию) и изменений экономических условий функционирования бизнеса теории менеджмента претерпевали значительные изменения. Теории менеджмента затрагивают такие аспекты, как организационная структура, принципы принятия управленческих решений, системы мотивации персонала, тема лидерства, межфункциональные коммуникации и другие вопросы, связанные с управлением компании.

Если обратиться к научной литературе. То можно встретить большое разнообразие выделяемых теорий менеджмента. Наиболее часто можно встретить следующие:

1. Классическая теория менеджмента

2. Теория человеческих отношений

3. Системный менеджмент

4. Теория ситуационного лидерства

5. Теория принятия решений

6. Теория условно-программируемого менеджмента

7. Теория ценностей и культуры

8. Теория ресурсоориентированного подхода

9. Теория трансформационного лидерства

10. Теория процессного менеджмента

11. Теория человеческих отношений

12. Теория менеджмента знаний

13. Теория инноваций и изменений.

Каждая теория управления акцентирует внимание на отдельных аспектах управления компанией. Основные представите теорий менеджмента и ключевые аспекты представлены на рисунке.

Рисунок – Трансформация теорий менеджмента

Источник: составлено автором

Изучение эволюции теорий менеджмента позволяет выявить основную «нить» и направление развития. Изначально акцент в управлении делался на процессах управления, оптимизации производственных ресурсов и процессов, затем наблюдается относительно плавный переход на учет человеческого фактора, социальных отношений. Чуть позднее сформировалось понимание организации как единой системы взаимосвязанных процессов.

Ускорение темпов жизни, изменений макроэкономических факторов и усиление конкуренции потребовало от менеджмента более гибких подходов, формирования индивидуальных лидерских качеств, ценностей и культуры управления.

Ограниченность в ресурсах, их удорожание стало причиной доминирования в конце 1980-х годах теории ресурсоориентированного подхода. В это время в развитых странах практически одновременно формируются и развиваются подходы к оптимизации ресурсов, но все же главным из них можно считать «бережливое производство», которое заложило основу оптимизации затрат предприятия во всех звеньях цепочки создания ценности продукта.

Позже с началом развития цифровизации, массовой автоматизации и роботизации процессов акцент смещается на менеджмент знаний, где именно знания, компетенции играют одну из основных ролей в развитии предприятии и росте его конкурентосопосбности в долгосрочной перспективе [1]. Теория менеджмента знаний закладывает важный фундамент в развитие теории инноваций и изменений, которая доминирует в настоящее время.

Теория инноваций и изменений

В настоящие дни продолжает развиваться достаточно большое количество теорий менеджмента, но в то же время прослеживается доминирование взглядов на важность развития и внедрения инноваций в деятельность предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

Теория инноваций подчеркивает важность разработки и внедрения новых идей, продуктов, технологий, оптимизации бизнес-процессов с применением цифровых продуктов, роботизации, искусственного интеллекта [4].

Под инновациями в менеджменте в общем виде понимается внедрение новых продуктов, услуг, технологий управления и производства, позволяющих существенно изменить бизнес-процессы организации, что потенциально должно привести к улучшению показателей и условий ее функционирования.

Основная задача инноваций в менеджменте организации – повышение устойчивости развития и конкурентоспособности предприятия.

Теория инноваций и изменений фокусируется на качественном улучшение бизнес-процессов за счет применения современных «прорывных», «сквозных» технологий управления, производства в деятельность компании [7].

Основные сложности и вызовы внедрения инновация и внедрения изменений сопряжены с неопределенностью и рисками [2].

Ключевыми компонентами инноваций в управлении, по нашему мнению, являются:

- инновационные стратегии, которые включают в себя анализ и оценку рисков, планирование деятельности организации, управление коммуникациями, мотивацию сотрудников, их обучение и поддержку в процессе внедрения и развития инноваций для обеспечения успешной реализации изменений;

- инновационное лидерство, способное эффективно реагировать на изменения внешней среды и требования рынка [3];

- инновационные процессы, для которых характерна гибкость, что позволяет организации адаптироваться к изменениям и инновациям более быстро и эффективно [5];

- инновационная культура, которая призвана поддерживать и поощрять инновационные и инициативные подходы;

- инновационные методы и инструменты как в управлении, так и в производственных процессах и межфункциональных коммуникациях [6].

Теория инноваций и изменений, по нашему мнению, аккумулирует в себе совокупность подходов, нацеленных на ресурсосбережение, формирование человеческого и процессного капитала, развитие лидерских качеств с целью создания гибкой, адаптивной и инновационно ориентированной организации, способной эффективно реагировать на изменяющиеся условия функционирования бизнеса, разрабатывать и внедрять новые идеи и процессы, повышать конкурентоспособность в текущей и долгосрочной перспективе.

Изучение научной литературы позволяет сделать вывод, что приверженцем теории инноваций и изменений существует большое множество. Среди основных работ, внесших весомый вклад в ее развитие, следует выделить работу К.М. Кристенсена «Дилемма инноваций» [10], в которой представлен достаточно исчерпывающий обзор проблем, с которыми сталкиваются современные компании при внедрении инноваций и проведении глобальных изменений. Автор предлагает стратегии преодоления трудностей и дает практические рекомендации по успешной реализации новаторский идей.

Дж. Коттер выделяет восемь этапов процесса реализации инноваций и проведения изменений в организации, акцентируя внимание на роль лидера, возлагая именно на топ-менеджмент компании ответственность за результаты преобразования [16].

У. Бриджес выделяет фазы перехода состояния компании в процессе внедрения и реализации инноваций и изменений, подробно характеризуя каждую из них [8]. В работе также даны практические рекомендации по преодолению сопротивления изменениям у сотрудников компании.

В каждой из этих работ бесспорно подчеркивается важность своевременного и даже опережающего конкурентов внедрения инноваций.

Рассматривая инновации в менеджменте, стоит выделить несколько типов инноваций (рис. 2).

Рисунок 2 – Виды и специфика инноваций в менеджменте

Источник: составлено автором

Успешная реализация инноваций требует комплексного и системного подхода, применения комплекса инновационных решений. Здесь крайне важны лидерские качества руководителя компании (топ-менеджмента), участие сотрудников, сформированное стратегическое видение компании, достаточное и своевременное финансирование процессов инновации, контроль, мониторинг и внесение изменений в процессе изменений.

К основным подходам, способствующим успешной реализации инноваций и изменений в деятельности компании, следует отнести:

- разработка четкой и детализированной стратегии и планов, технологии проведения изменений;

- вовлечение персонала и поощрение его активности в процессе проведения изменений;

- формирование на предприятии общей культуры инноваций;

- обратная связь;

- полное и своевременное финансирование проектов.

Заключение

Теория инноваций и изменений в настоящее время, по нашему мнению, находится на этапе своего рассвета и развития, что обусловлено глобальной цифровизацией и глобализаций процессов, усилением конкуренции, повышением требований потребителей к скорости оказания услуг, качеству товаров и их функциональным характеристикам.

Основные вызовы и проблемы внедрения и развития инноваций сопряжены с неопределенностью, рисками, в большинстве случаев, существенными инвестициями, сопротивлением изменениям со стороны сотрудников

Успешной реализации изменений способствует комплексный подход, включающий в себя инновационные стратегии развития, лидерство, процессы, культуру, применяемые методы и инструменты.


Источники:

1. Абузов А.Ю. Развитие рынка финансового капитала в эпоху цифровизации: эволюция, современные вызовы и инновации в финтех-индустрии // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – doi: 10.18334/ce.17.5.117969.
2. Волкодавова Е. В., Жабин А. П. Управление рисками предпринимательской деятельности как способ выживания субъектов малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса // Экономические науки. – 2020. – № 186. – c. 42-46. – doi: 10.14451/1.186.42.
3. Жабин А. П., Волкодавова Е. В. К вопросу о развитии методологии исследования трендов предпринимательской деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7. – c. 743-747.
4. Коновалова М. Е., Абузов А. Ю. Цифровые технологии на рынке финансового капитала и их последствия // Вопросы экономики и права. – 2023. – № 176. – c. 41-46. – doi: 10.14451/2.176.41.
5. Наугольнова И.А. История становления и перспективы развития процессного управления организацией // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 53-64. – doi: 10.18334/lim.10.1.117082.
6. Наугольнова И.А. Процессный подход к управлению: эволюция, современные вызовы, инновации // Креативная экономика. – 2023. – № 6. – doi: 10.18334/ce.17.6.117951.
7. Наугольнова И.А. Цифровая трансформация и инновационные подходы к управлению затратами: теоретический анализ и перспективы развития // Креативная экономика. – 2023. – № 4. – c. 1293-1312. – doi: 10.18334/ce.17.4.117686.
8. Bridges W. Managing Transitions: Making the Most of Change. / 3rd edition. - Da Capo Lifelong Books, 2009. – 208 p.
9. Cabrera E. Organization and Management: A Contingency Approach. - McGraw-Hill Education, 2008.
10. Christensen C.M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. / 1st edition. - Harvard Business Review Press, 1997. – 286 p.
11. Christensen C.M., Raynor M.E. The Innovator's Solution: Creating and Sustaining Successful Growth. / 1st edition. - Harvard Business Review Press, 2003. – 288 p.
12. Davenport T.H. Process Innovation: Reengineering Work through Information Technology. - Harvard Business Press, 1993.
13. Drucker P. The Practice of Management. - Harper & Row, 1954.
14. Follett M.P. The New State: Group Organization the Solution of Popular Government. - Longmans, Green and Co., 1918.
15. Hamel G. Leading the Revolution: How to Thrive in Turbulent Times by Making Innovation a Way of Life. - Harvard Business Review Press, 2002.
16. Kotter J.P. Leading Change. / 1st edition. - Harvard Business Review Press, 1996. – 208 p.
17. Lawrence K. Innovation and Change Management: Strategies for the Future. - Oxford University Press, 2015.
18. McGregor D. The Human Side of Enterprise. - McGraw-Hill Education, 1960.
19. Pareto, V. The Mind and Society: A Treatise on General Sociology. - Dover Publications, 2013.
20. Taylor F. The Principles of Scientific Management. - Harper & Brothers, 1911.

Страница обновлена: 19.08.2025 в 23:22:51

 

 

Evolution of management theories: from classical to innovative approaches

Volkodavova E.V.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 6 (June 2023)

Citation:

Abstract:
Modern business conditions have led to the dominance of the theory of innovation and change in management. In order to remain competitive in the market in the long term, it is necessary to modernize the organization's business processes in a timely manner. Otherwise, the company will be forced to withdraw from the market. The article provides an overview of the major management theories that have evolved and dominated throughout history and the present. Special attention is paid to the modern theory of innovation and change. The specifics of the theory and its main components are revealed. The types of innovation, the challenges companies face in the process of change, and strategies for overcoming them are presented.

Keywords: management, management theory, digitalization

JEL-classification: M11, M21, O31