Эволюция теорий менеджмента: от классических к инновационным подходам

Волкодавова Е.В.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Волкодавова Е.В. Эволюция теорий менеджмента: от классических к инновационным подходам // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 6. – С. 2131-2142. – doi: 10.18334/ce.17.6.118267.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059093

Аннотация:
Современные условия функционирования бизнеса обусловили доминирование теории инноваций и изменений в менеджменте. Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке в долгосрочной перспективе необходимо своевременно проводить модернизацию бизнес-процессов организации. В противном случае, компания будет вынуждена уйти с рынка. В статье представлен обзор основных теорий менеджмента, развивающихся и доминирующих в истории и настоящее время. Особое внимание уделено современной теории инноваций и изменений, раскрыта специфика теории, основные компоненты, представлены типы инноваций, вызовы, с которыми сталкиваются компании в процессе проведения изменений, а также стратегии их преодоления.

Ключевые слова: менеджмент, теория менеджмента, цифровизация

JEL-классификация: M11, M21, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В современных условиях геополитической и экономической нестабильности, растущей конкуренции возрастает роль менеджмента организации, гибкости и адаптивности бизнес-процессов, что требует инновационных подходов к управлению. Успешная реализация инноваций и изменений становится неотъемлемой частью стратегического менеджмента и развития организации в целом, позволяя адаптироваться и приспособиться к новым, быстро изменяющимся требованиям рынка и повысить конкурентоспособность.

Тема эволюции теорий менеджмента и применения инновационных подходов к управлению компанией активно изучается и исследуется в научной литературе с 1990-х годов и по настоящее время.

К наиболее известным работам, посвященным теориям менеджмента, особенностям управления компанией следует отнести труды П. Друкера [13], Ф. Тейлора [20], Э. Парето [19], Э. Кабрера [9], М.П. Фоллет [14], Д. Макгрегор [18] и др.

К наиболее современным классикам относятся Т. Дэвенпорт [12], К. Лоуренс [17], Г. Хэмел [15], К.М. Кристенсен, М.Е. Рэйнор [11]. В этих работах акцент делается на инновациях, конкурентных преимуществам, инновационных стратегиях, методах и инструментах, формировании инновационной культуры, обучении персонала и др.

Целью исследования является обоснование подходов, способствующих успешной реализации инноваций и изменений в деятельности компании на основе анализа эволюции теории менеджмента, основных компонентов теории инноваций и изменений, видов и специфики инноваций.

Гипотеза исследования строится на том, что эволюция теорий менеджмента отражает не только изменения в самой теории, но и подходы к адаптации организации к новым вызовам и существующим возможностям, а также на том, что разработка и применение инновационных подходов к управлению компанией способствует повышению ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Научная новизна исследования состоит в обособлении и обосновании основных компонентов инноваций в управлении, выделении типов инноваций, разработке подходов по преодолению вызовов, с которыми сталкиваются компании в процессе внедрения инноваций и проведения изменений.

Теоретический обзор теорий менеджмента: от классических до инновационных подходов

Теории менеджмента — это совокупность концепций, принципов и моделей, разработанных для объяснения и управления организациями и процессами управления. В ходе эволюции взглядов на организацию (компанию) и изменений экономических условий функционирования бизнеса теории менеджмента претерпевали значительные изменения. Теории менеджмента затрагивают такие аспекты, как организационная структура, принципы принятия управленческих решений, системы мотивации персонала, тема лидерства, межфункциональные коммуникации и другие вопросы, связанные с управлением компании.

Если обратиться к научной литературе. То можно встретить большое разнообразие выделяемых теорий менеджмента. Наиболее часто можно встретить следующие:

1. Классическая теория менеджмента

2. Теория человеческих отношений

3. Системный менеджмент

4. Теория ситуационного лидерства

5. Теория принятия решений

6. Теория условно-программируемого менеджмента

7. Теория ценностей и культуры

8. Теория ресурсоориентированного подхода

9. Теория трансформационного лидерства

10. Теория процессного менеджмента

11. Теория человеческих отношений

12. Теория менеджмента знаний

13. Теория инноваций и изменений.

Каждая теория управления акцентирует внимание на отдельных аспектах управления компанией. Основные представите теорий менеджмента и ключевые аспекты представлены на рисунке.

Рисунок – Трансформация теорий менеджмента

Источник: составлено автором

Изучение эволюции теорий менеджмента позволяет выявить основную «нить» и направление развития. Изначально акцент в управлении делался на процессах управления, оптимизации производственных ресурсов и процессов, затем наблюдается относительно плавный переход на учет человеческого фактора, социальных отношений. Чуть позднее сформировалось понимание организации как единой системы взаимосвязанных процессов.

Ускорение темпов жизни, изменений макроэкономических факторов и усиление конкуренции потребовало от менеджмента более гибких подходов, формирования индивидуальных лидерских качеств, ценностей и культуры управления.

Ограниченность в ресурсах, их удорожание стало причиной доминирования в конце 1980-х годах теории ресурсоориентированного подхода. В это время в развитых странах практически одновременно формируются и развиваются подходы к оптимизации ресурсов, но все же главным из них можно считать «бережливое производство», которое заложило основу оптимизации затрат предприятия во всех звеньях цепочки создания ценности продукта.

Позже с началом развития цифровизации, массовой автоматизации и роботизации процессов акцент смещается на менеджмент знаний, где именно знания, компетенции играют одну из основных ролей в развитии предприятии и росте его конкурентосопосбности в долгосрочной перспективе [1]. Теория менеджмента знаний закладывает важный фундамент в развитие теории инноваций и изменений, которая доминирует в настоящее время.

Теория инноваций и изменений

В настоящие дни продолжает развиваться достаточно большое количество теорий менеджмента, но в то же время прослеживается доминирование взглядов на важность развития и внедрения инноваций в деятельность предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

Теория инноваций подчеркивает важность разработки и внедрения новых идей, продуктов, технологий, оптимизации бизнес-процессов с применением цифровых продуктов, роботизации, искусственного интеллекта [4].

Под инновациями в менеджменте в общем виде понимается внедрение новых продуктов, услуг, технологий управления и производства, позволяющих существенно изменить бизнес-процессы организации, что потенциально должно привести к улучшению показателей и условий ее функционирования.

Основная задача инноваций в менеджменте организации – повышение устойчивости развития и конкурентоспособности предприятия.

Теория инноваций и изменений фокусируется на качественном улучшение бизнес-процессов за счет применения современных «прорывных», «сквозных» технологий управления, производства в деятельность компании [7].

Основные сложности и вызовы внедрения инновация и внедрения изменений сопряжены с неопределенностью и рисками [2].

Ключевыми компонентами инноваций в управлении, по нашему мнению, являются:

- инновационные стратегии, которые включают в себя анализ и оценку рисков, планирование деятельности организации, управление коммуникациями, мотивацию сотрудников, их обучение и поддержку в процессе внедрения и развития инноваций для обеспечения успешной реализации изменений;

- инновационное лидерство, способное эффективно реагировать на изменения внешней среды и требования рынка [3];

- инновационные процессы, для которых характерна гибкость, что позволяет организации адаптироваться к изменениям и инновациям более быстро и эффективно [5];

- инновационная культура, которая призвана поддерживать и поощрять инновационные и инициативные подходы;

- инновационные методы и инструменты как в управлении, так и в производственных процессах и межфункциональных коммуникациях [6].

Теория инноваций и изменений, по нашему мнению, аккумулирует в себе совокупность подходов, нацеленных на ресурсосбережение, формирование человеческого и процессного капитала, развитие лидерских качеств с целью создания гибкой, адаптивной и инновационно ориентированной организации, способной эффективно реагировать на изменяющиеся условия функционирования бизнеса, разрабатывать и внедрять новые идеи и процессы, повышать конкурентоспособность в текущей и долгосрочной перспективе.

Изучение научной литературы позволяет сделать вывод, что приверженцем теории инноваций и изменений существует большое множество. Среди основных работ, внесших весомый вклад в ее развитие, следует выделить работу К.М. Кристенсена «Дилемма инноваций» [10], в которой представлен достаточно исчерпывающий обзор проблем, с которыми сталкиваются современные компании при внедрении инноваций и проведении глобальных изменений. Автор предлагает стратегии преодоления трудностей и дает практические рекомендации по успешной реализации новаторский идей.

Дж. Коттер выделяет восемь этапов процесса реализации инноваций и проведения изменений в организации, акцентируя внимание на роль лидера, возлагая именно на топ-менеджмент компании ответственность за результаты преобразования [16].

У. Бриджес выделяет фазы перехода состояния компании в процессе внедрения и реализации инноваций и изменений, подробно характеризуя каждую из них [8]. В работе также даны практические рекомендации по преодолению сопротивления изменениям у сотрудников компании.

В каждой из этих работ бесспорно подчеркивается важность своевременного и даже опережающего конкурентов внедрения инноваций.

Рассматривая инновации в менеджменте, стоит выделить несколько типов инноваций (рис. 2).

Рисунок 2 – Виды и специфика инноваций в менеджменте

Источник: составлено автором

Успешная реализация инноваций требует комплексного и системного подхода, применения комплекса инновационных решений. Здесь крайне важны лидерские качества руководителя компании (топ-менеджмента), участие сотрудников, сформированное стратегическое видение компании, достаточное и своевременное финансирование процессов инновации, контроль, мониторинг и внесение изменений в процессе изменений.

К основным подходам, способствующим успешной реализации инноваций и изменений в деятельности компании, следует отнести:

- разработка четкой и детализированной стратегии и планов, технологии проведения изменений;

- вовлечение персонала и поощрение его активности в процессе проведения изменений;

- формирование на предприятии общей культуры инноваций;

- обратная связь;

- полное и своевременное финансирование проектов.

Заключение

Теория инноваций и изменений в настоящее время, по нашему мнению, находится на этапе своего рассвета и развития, что обусловлено глобальной цифровизацией и глобализаций процессов, усилением конкуренции, повышением требований потребителей к скорости оказания услуг, качеству товаров и их функциональным характеристикам.

Основные вызовы и проблемы внедрения и развития инноваций сопряжены с неопределенностью, рисками, в большинстве случаев, существенными инвестициями, сопротивлением изменениям со стороны сотрудников

Успешной реализации изменений способствует комплексный подход, включающий в себя инновационные стратегии развития, лидерство, процессы, культуру, применяемые методы и инструменты.


Источники:

1. Абузов А.Ю. Развитие рынка финансового капитала в эпоху цифровизации: эволюция, современные вызовы и инновации в финтех-индустрии // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – doi: 10.18334/ce.17.5.117969.
2. Волкодавова Е. В., Жабин А. П. Управление рисками предпринимательской деятельности как способ выживания субъектов малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса // Экономические науки. – 2020. – № 186. – c. 42-46. – doi: 10.14451/1.186.42.
3. Жабин А. П., Волкодавова Е. В. К вопросу о развитии методологии исследования трендов предпринимательской деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7. – c. 743-747.
4. Коновалова М. Е., Абузов А. Ю. Цифровые технологии на рынке финансового капитала и их последствия // Вопросы экономики и права. – 2023. – № 176. – c. 41-46. – doi: 10.14451/2.176.41.
5. Наугольнова И.А. История становления и перспективы развития процессного управления организацией // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 53-64. – doi: 10.18334/lim.10.1.117082.
6. Наугольнова И.А. Процессный подход к управлению: эволюция, современные вызовы, инновации // Креативная экономика. – 2023. – № 6. – doi: 10.18334/ce.17.6.117951.
7. Наугольнова И.А. Цифровая трансформация и инновационные подходы к управлению затратами: теоретический анализ и перспективы развития // Креативная экономика. – 2023. – № 4. – c. 1293-1312. – doi: 10.18334/ce.17.4.117686.
8. Bridges W. Managing Transitions: Making the Most of Change. / 3rd edition. - Da Capo Lifelong Books, 2009. – 208 p.
9. Cabrera E. Organization and Management: A Contingency Approach. - McGraw-Hill Education, 2008.
10. Christensen C.M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. / 1st edition. - Harvard Business Review Press, 1997. – 286 p.
11. Christensen C.M., Raynor M.E. The Innovator's Solution: Creating and Sustaining Successful Growth. / 1st edition. - Harvard Business Review Press, 2003. – 288 p.
12. Davenport T.H. Process Innovation: Reengineering Work through Information Technology. - Harvard Business Press, 1993.
13. Drucker P. The Practice of Management. - Harper & Row, 1954.
14. Follett M.P. The New State: Group Organization the Solution of Popular Government. - Longmans, Green and Co., 1918.
15. Hamel G. Leading the Revolution: How to Thrive in Turbulent Times by Making Innovation a Way of Life. - Harvard Business Review Press, 2002.
16. Kotter J.P. Leading Change. / 1st edition. - Harvard Business Review Press, 1996. – 208 p.
17. Lawrence K. Innovation and Change Management: Strategies for the Future. - Oxford University Press, 2015.
18. McGregor D. The Human Side of Enterprise. - McGraw-Hill Education, 1960.
19. Pareto, V. The Mind and Society: A Treatise on General Sociology. - Dover Publications, 2013.
20. Taylor F. The Principles of Scientific Management. - Harper & Brothers, 1911.

Страница обновлена: 19.03.2024 в 19:14:16