Reproduction of labor resources: the role of the employment and career center in providing specialized employment for university graduates

Borisova A.A.1,2, Rostovtsev K.V., Dikhterenko A.S.
1 Новосибирский государственный технический университет, Russia
2 Сибирский государственный университет водного транспорта, Russia

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 6 (June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53991222

Abstract:
Approaches to the study of labor resources reproduction are indicated. The methods of studying complexly organized and multicomponent processes of formation, distribution, actualization of professional and personal potentials of labor carriers are shown. The problems of the imbalance of labor market conditions and significant losses of resource support for labor resources reproduction are revealed. Losses are recorded due to the low conversion of activities and results of activities implemented by the centers for employment promotion and career management in educational institutions. The results of the authors' research characterizing the practice of university employment centers are presented; and the key problems and opportunities to improve the activities of employment centers and career management at universities are identified. The zone of possible specialization and segmentation of university employment centers associated with work on the labor market allocated to the profile university is indicated. Conducting and coordinating work within the framework of the profile specialization will allow achieving the aggregated effect of the university in cooperation with partner companies.

Keywords: labor resources reproduction, employment center, career, profile employment, employment, performance, conversion, passive personnel policy

JEL-classification: J21, J24, J13



Введение

Воспроизводство трудовых ресурсов страны является приоритетной задачей в обеспечении устойчивости социально-экономического развития. Государственная политика направлена на реализацию и мониторинг эффективности последовательно реализуемых процессов формирования ресурса труда, распределения и перераспределения носителей рабочей силы, использования и актуализации профессионально-личностных потенциалов субъектов труда. Процессам воспроизводства свойственны характеристики: длительности протекания, сложнообразуемости и многокомпонентности структурирования, подверженности влиянию разнообразия факторов, а также регулируемости со стороны разных стейкхолдеров. Воспроизводство трудовых ресурсов – это сложный, многокомпонентный процесс, регулируемый разными заинтересованными пользователями, в том числе и самими объектами – носителями труда. Поэтому изучение процесса воспроизводства и оценка реализации механизмов формирования, распределения и актуализации ресурса труда осуществляется через декомпозицию элементов, аналитику результативности и последующую свертку в единое целое. Поэлементная детализация и разграничение предметных областей позволяют обеспечить глубокое изучение процесса, факторов влияния и механизмов регулирования. Поэтому исследовательское сообщество по изучению воспроизводства трудовых ресурсов применяет аналитические методы исследования, локализованные в поисковом запросе авторов и выходящие на многостороннюю субъектную позицию запроса. Так, активно представлен поиск обоснований динамики выбора образовательных траекторий в школьном образовании [1,17], переходе позиций «выпускник школы-абитуриент» [20], формирования профессионального потенциала во время обучения [4, 21], выбора способов и форматов карьеропостроения [27], поиска места трудоустройства [11, 13], мобильности трудовых ресурсов, включая эмиграцию [7, 14] и формирование трудовых ресурсов в отдалённых и (или) малопривлекательных для жизни регионов [5, 8, 9, 26,], акцентуации внимания на качестве трудовой жизни [2, 16, 24, 25], профилактирования профессиональных заболеваний [23, 25], механизмов увеличения продолжительности жизни в целом [22], и трудовой в частности [10]. Представленным областям научно-исследовательского поиска также характерна последующая сегментация и детализация познавательно-прикладного запроса общества. Поскольку детальный анализ механизмов реализации элементов и этапов больших процессов позволяет обеспечить понимание и оценку зависимостей в условиях многофакторного влияния и причинно-следственной обусловленности.

Реализация генеральных направлений политики воспроизводства трудовых ресурсов зависит от активности, включенности и качества участия сопровождающих, сервисных институтов и структур. Конъюнктура отечественного рынка труда на протяжении длительного периода времени испытывает дисбаланс как в объёме, так и в структуре спроса на труд [12, 15, 19, 21]. Проблематика в особенности обострилась при достижении трудоспособного возраста поколением, которое характеризуется меньшей рождаемостью и соответственно усугубляет диспропорции рынка труда, а также приводят к ограничениям возможностей компаний в удовлетворении спроса на труд. Поэтому усиливается роль посреднических структур рынка труда, направленных на фокусировку взаимодействия «компания-носитель труда» в целом, и в особенности выпускников образовательных организаций. Почему именно для выпускников образовательных организаций роль центров содействия занятости, как посреднической структуры, становится особенно важной? Считаем, что расширение возможностей в способах профессиональной реализации и трудовой занятости, акцентирует внимание на прицельные работы по сопровождению и карьерной навигации. В противном случае, слабая подстройка компаний к изменяющимся запросам поколения Z будет способствовать нарастанию тенденции ухода молодого поколения рабочей силы из профильной специализации.

Посредником профильной занятости молодёжи и факторами, которые способствуют распределению рабочей силы на рынке труда выступают центры трудоустройства и карьеры, которые созданы при университетах. Считается, что деятельность этих структурных подразделений направлена на координацию действий выпускников по поиску места приложения сформированного профессионального потенциала, а также компаний, формирующим структуру и содержания спроса на труд. Поэтому анализ работы центров трудоустройства и оценка их вклада в обеспечении распределения трудовых ресурсов представляется значимыми и актуальными.

Замысел исследования обращён к изучению практики работы центров трудоустройства, созданных при университетах и анализу результативности их деятельности в содействии и обеспечении трудоустройства учащейся молодёжи. В фокусе внимания находятся следующие параметры: мера вовлеченности студентов в работу центров трудоустройства и карьеры; реализуемый тип кадровой политики и оценка потенциальных возможностей к наращиванию результативности деятельности при содействии реализации ключевого процесса воспроизводства трудовых ресурсов – распределение на рынке труда.

Итак, цель настоящей статьи – это понять роль, назначение и меру включенности центров трудоустройства и содействия занятости выпускников университетов в обеспечении сервисно-посреднической деятельности распределения трудовых ресурсов.

Раскрытие замысла исследования потребовало проведение сбора и последующую обработку эмпирических данных. Дадим краткую характеристику выборки исследования. При формировании выборки исследовательская группа стремилась обеспечить включение всех потенциальных клиентов центров трудоустройства университетов: самих студентов, работодателей, представителей органов местного самоуправления. Внутри каждой целевой группы выбирались фокусные подгруппы. Критерием отбора выступали мера заинтересованности в поиске работы или ресурса труда и активность сотрудничества с центром трудоустройства. Так, для студенческой подвыборки удалось обеспечить присутствие респондентов всех курсов обучения университета, с большей долей активных в поиске работы студентов третьего (31% от числа опрошенных) и четвертного курсов подготовки (38%). В подвыборку «работодатели» включены в равной пропорции группы компаний, с которыми центр трудоустройства активно сотрудничает в настоящем, а также потенциальные, представляющие интерес для сотрудничества по запросам студентов. Таким образом удалось сформировать целевую выборку, включающую три подгруппы: студенты (N=1290 ед. наблюдения), работодатели-компании (N=528 ед.) и органы власти (N= 6 экспертов). Охват опроса – центры трудоустройства двух университетов города Новосибирска в период с марта по май 2023 года.

Анализ деятельности и результативности работы центров трудоустройства и карьеры, созданных при университетах.

В структуру университета включены различные факультеты. В оценке работы центра трудоустройства университета важным является мера вовлечения в деятельность студентов-представителей всех факультетов. Анализ показал, что студенты всех факультетов университета взаимодействуют с центрами трудоустройства: от 50% до 62% обучающихся на разных факультетах так или иначе коммуницировали с сотрудниками центра. Можно заключить, что в настоящем присутствует достаточно высокая степень вовлечения и охвата молодёжи мероприятиями, проводимыми в центрах карьеры и трудоустройства. При этом стоит отметить, наличие значительного потенциала к более интенсивному и активному взаимодействию. Поскольку центры трудоустройства находятся в непосредственной близости к потенциальным клиентам-заказчикам и практически не нуждаются в работах по диагностике целевой аудитории и налаживанию каналов коммуникации с ней. То и оценки включенности в коммуникации могли бы достигать более высоких значений.

Запас прочности и необходимости проведения активной политики со стороны центра трудоустройства подтверждает и большая включенность студентов очной формы обучения в трудовую деятельность. Более половины опрошенных респондентов имеют опыт работы и стараются совмещать обучение и прикладную деятельность. При этом, основными каналами через которые ребята трудоустраивались являются: знакомые, друзья (56% от числа опрошенных), работные сайты (HeadHuner, Зарплата.ру и другие) (54%), практика и стажировка от кафедры (20,2%), самостоятельный поиск через сайты работодателя (15,4%) и лишь 4% студентов с опытом работы трудоустроились с помощью центра трудоустройства университета.

Отметим достаточно высокую скорость поиска студентами места занятости. Так, каждый второй работающий студент затратил на поиск работы менее двух недель, а еще каждый пятый нашёл работу в течении первого месяца. Безусловно на скорость трудоустройства влияет сложившаяся трудодефицитная конъюнктура рынка труда и высокий спрос работодателей на выпускников [3, 18]. Такая ситуация с одной стороны, снижает потребность обращения студентов в ресурсные центры, с другой, напротив, актуализирует работу центра трудоустройства в содействии именно профильной занятости [6]. По данным нашего исследования, только каждый второй работающий студент задействован на местах в рамках профильной подготовки. Поэтому центры трудоустройства студентов университетов могут выбрать специализацию и работать в нише «профильная занятость выпускников университета». Подобная специализация может агрегировать и быть востребованной и по иным направлениям работы университета (например, профильные практики и стажировки, проектные работы с компаниями-партнёрами, дипломные работы в рамках хоздоговорных работ и прочие).

В целом, характеристика приведённых данных результативности работы центров трудоустройства может говорить о наличие проблем в организации и реализации функционала. Такие значения негативно характеризуют отдачу мероприятий центров трудоустройства и ресурсных вложений в них. Достаточно низкая конверсия при высокой мере вовлеченности студентов в работу центра свидетельствует о проблемах в фокусировке на ключевых видах деятельности. Проведение мероприятий ради активности и вовлечения, но без значимой отдачи в ключевые показатели результативности деятельности отражает ситуацию «работу ради работы» (вроде бы деятельность и осуществляется, но результат не достигается). В целом, выявленная ситуация влияет на репутационные издержки центров трудоустройства как со стороны субъектов труда и потребителей услуг деятельности, так и со стороны заказчика – системы управления университетом. Требуется ввод изменений в политику и механизмы работы со студентами, а также пересмотр ключевых показателей деятельности, по которым оценивается результативность деятельности центров трудоустройства университетов.

Проведём детальный анализ взаимодействия центра трудоустройства университета с целевой аудиторией – студентами. Фокусная позиция анализа – мнения обучающихся. Поскольку анализ отчётной документации, предоставленной самими центрами, описывает ситуацию работы по трудоустройству на уровне 96-98% от числа выпускников университетов, а формат документации не позволяет обозначить проблемные места в работе центра. Полагаем, что оценка работы центра с позиции целевых пользователей будет способствовать выявлению направлений для совершенствования взаимодействия и наращиванию значения показателя конверсии проводимых мероприятий.

Выявлена слабая осведомлённость студентов о способах коммуникации и взаимодействия с сотрудниками центра трудоустройства. Так, более 60% не знают где фактически локализуется центр и в какое время можно получить консультацию от его специалистов. Более 67% встречали информацию о центре в аккаунтах и на сайте университета, но при этом не являются активными подписчиками аккаунта центра. Участниками аккаунтов в социальных сетях центров являются лишь 28% студентов университета. Охват целевой аудитории достаточно низкий, что ещё раз акцентируют внимание на необходимости ввода регулирующих мер по вовлечению. Вовлечение целевой аудитории возможно «силовым» способом, но ценность и влияние на конверсию мероприятий будет слабо регулируемой. Вовлечение на основе пользовательского интереса, удовлетворения запроса целевой аудитории и размещения полезного материала – все это способствует активизации запроса и реального вовлечения. Если пользователь получает реально полезный контент и видит преимущества от нахождения на площадке центра, то и его активность будет соответствующей. Важным является не просто привлечение аудитории, но и предварительная подготовка содержательно интересного и полезного наполнения площадки взаимодействия, а также последующая регулярная работа по удержанию пользовательского интереса.

Выявлен дисбаланс в позиционировании центра и запроса студенческой молодёжи. Так, анализ документации, характеризующей работу центров, выявил, что приоритетными задачами являются: установление и развитие партнёрского взаимодействия с компаниями рынка труда; координирование работ структурных подразделений университета в целях содействия профильному трудоустройству выпускников; мониторинг текущего рынка труда и анализ тенденций развития перспективного спроса на труд; информационная поддержка обучающихся и выпускников по вопросам поиска работы, занятости и карьерной навигации; исследование качества трудоустройства выпускников и взаимодействия с разными работодателями. В целом, приставленный список работ можно сгруппировать по трем направлениям: исследование и анализ; трудоустройство; организация взаимодействия участников.

Мониторинг профилей аккаунтов в социальных сетях и интервью с руководителями центров выявил, диспропорцию в распределении участия и затрат времени по задачам и направлениям работы. Преобладающими являются работы по информированию участников взаимодействия о проведении ярмарок вакансий, дней работодателей, профильных хакатонов и встреч с работодателями. В меньшей мере позиционируются работы связанные с диагностически-консультационными направлениями деятельности (помощь в подготовке резюме, прохождению собеседований и карьерной навигации). Совсем незначительно представлены работы по исследованию и мониторингу конъюнктуры рынка труда, составление профильных баз данных вакансий, работодателей, резюме. Специалисты говорят о недостаточном кадровом обеспечении работы центров (например, в рассматриваемых центрах, которые работают в университетах с численностью студентов более тринадцати тысяч, выделено полторы ставки на должности директора центра, ведущего специалиста, инспектора по сопровождению и операционного специалиста) и скудном финансировании такого рода работ. Отсутствие собственной аналитически-исследовательской базы и специализации не позволяет реализовывать активную политику на рынке труда. Получается, что в настоящем, согласно данным нашего анализа, центрам трудоустройства присуща роль посредника и пассивного координатора в удовлетворении запроса в большей мере лишь одной стороны – работодателя. Пассивная роль заключается в размещении информации доступных средах (аккаунтах, личных кабинетах и информационных табло), но не выстраивании длительные партнёрских взаимодействий на основе выявления актуальных запросов носителей рабочей силы и поиска способов удовлетворения (формирования) спроса на рынке труда.

О необходимости смены позиционирования и приоритезации деятельности центров трудоустройства говорят и результаты опроса обучающихся. Перечень востребованных услуг центра включает: актуальный список вакансий для профильных специализации обучения работ и компаний (78% от числа опрошенных); представление профильных баз практик стажировок в адаптированных форматах к графикам проведения практической подготовки (54%); помощь в разработке резюме и подготовки к прохождению собеседований (23%); консультации по вопросам профессионального самоопределения и карьерной навигации (13%). Все группы респондентов (студенты, выпускники, представители компаний, система управления университетом) фиксируют низкую меру удовлетворённости работой центров трудоустройства и предлагают изменить как фокусировку, так и способы коммуникации с целевой аудиторией. В том варианте, как настроены процессы сопровождения, содействия трудоустройству и карьерной навигации сейчас видят смысл лишь 20% опрошенных, остальные говорят о необходимости кардинальной перестройки способов реализации работ и изменении функционального назначения.

Заключение

Представленные результаты деятельности центров трудоустройства и карьеры университетов свидетельствуют о наличии значительного потенциала в реализации сервисной функции процесса распределения трудовых ресурсов. Требуется комплексная настройка как целевых установок в назначении и роли центра, так и настройка механизмов оперативной деятельности. Сервисная функция содействия занятости и трудоустройства предполагает фокусную настройку на потребности целевой аудитории: работодателей, формирующих спрос на труд и студентов, находящихся в избирательном поиске мест актуализации профессионально-личностного потенциалов. Для этого центру трудоустройства и карьеры необходимо реализовывать аналитически-исследовательские функции, непротравленные на выявление текущего и перспективного интересов целевых групп. Информация о тенденциях и смене запроса может служить основанием для коррекции механизма и инструментов работы с целевыми группами. Знание потребностей и настройка под эти потребности инструментов реализации функционала позволит перейти от пассивного формата к активно-ориентированному и моделирующему стандарты работы.

В целом, требуется ввод регулирующих мероприятий и фокусировка на преимуществах центра трудоустройства. Ключевыми преимуществами выступает тесная кооперационная связь с профильными работодателями – заказчиками рабочей силы и близость к субъектам трудовой деятельности. Если не пересмотреть формат работы и способы реализации функционала центров трудоустройства и карьеры, то имеются опасения в их жизнеспособности.


References:

Aleshkovskiy I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. (2022). Startovye pozitsii abiturientov vuzov i osobennosti ikh dalneyshego obucheniya: sotsiologicheskiy analiz [Starting positions of university applicants and features of their further education: a sociological analysis]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. (3). 557-571. (in Russian).

Antonova O.A. (2022). Kachestvo zhizni naseleniya i kachestvo trudovoy zhizni [The quality of life of the population and the quality of working life]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (6). 30-41. (in Russian).

Balashova N.V. (2022). Trudoustroystvo vypusknikov v Irkutskoy oblasti: obzor statisticheskikh materialov [Employment of graduates in the Irkutsk region: statistics overview]. Russian Journal of Labour Economics. 9 (5). 1005-1018. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.5.114639.

Baurina S.B. (2022). Modern realities of business philosophy Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. (3(40)). 10-12.

Belskaya Yu.V., Borisova A.A., Khokholush M.S. (2023). Pokolenie Z na rynke truda: k chemu byt gotovym HR-sistemam? [Generation Z in the labor market: what should HR systems be prepared for?]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 85-96. (in Russian).

Bessmertnyy I.V., Merinova Yu.Yu., Latun V.V. (2021). Otsenka demograficheskoy situatsii v Rostovskoy oblasti. Prostranstvennyy aspekt [Assessment of demographic situation in the Rostov region. Spatial aspect]. Moscow Economic Journal. (2). (in Russian).

Bishop N.A., Lu T., Yankner B.A. (2010). Neuralmechanisms of aging and cognitive decline Nature. 464 529-535.

Borisova A.A. (2015). Konkurentosposobnost i profilnaya zanyatost vypusknikov vuzov: voprosy teorii i metodologii [Competitiveness and profile employment of university graduates: issues of theory and methodology] (in Russian).

Borisova A.A., Tokareva A.S. (2020). Mekhanizm regulirovaniya trudovoy migratsii vypusknikov vuzov [Mechanism of regulation of university graduates labor migration] (in Russian).

Cherednichenko G.A. (2017). Trudoustroystvo i polozhenie na rynke truda vypusknikov srednego professionalnogo obrazovaniya [Employment and the situation of svo’ graduates on the labor market]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (7). 66-77. (in Russian).

Didenko L.A., Kirko V.I., Lukyanova A.A., Savolaynen G.S. (2019). Faktory razvitiya sistemy obrazovaniya otdalyonnyh severnyh territoriy Krasnoyarskogo kraya [Development factors of education systems in remote northern territories of the Krasnoyarsk region]. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University. (4(50)). 14-28. (in Russian).

Dierendonck D. V., Garssen B., Visser A. (2005). Burnout Prevention through Personal Growth International Journal of Stress Management. (1). 62-77.

Duangruthai S., Waruesporn N. (2023). The model of factors affecting workers' quality of working life: a comparative study between THAI and migrant workers Public Administration. (5S1). 91-110.

Jafari R. (2022). Investigating the effect of organizational commitment on the quality of work life of employees Natsionalnaya bezopasnost i strategicheskoe planirovanie. (3 (39)). 95-102.

Litvinyuk A.A., Burov A.N., Kuzub E.V. (2019). Problemy trudoustroystva molodezhi v sferu nauki, vysokikh tekhnologiy i vysshego obrazovaniya [The problems of youth employment in science, technology and higher education]. Russian Journal of Labour Economics. 6 (3). 1105-1118. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.40820.

Maltseva S.M., Bulganina A.E., Bulganina S.V., Belousova K.V. (2019). Sotsiologicheskoe issledovanie vyyavlenie predpochteniy molodezhi po trudoustroystvu [A sociological study of youth employment preferences]. Science and business: development ways. (3(93)). 89-92. (in Russian).

Masalskiy M.G. (2022). Rynok truda i bezrabotitsa [The labor market and unemployment]. Economy and society (Ekonomika i socium). (4-3 (95)). 92-94. (in Russian).

Nikulina Yu. N. (2019). Molodezh na rynke truda regiona: aktualnye voprosy trudoustroystva i zanyatosti [Young people on the labour market of the region: current issues of employment]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 747-762. (in Russian).

Oldham G.R., Cummings A. (1996). Employee Creativity: Personal and Contextual Factors at Work Academy of Management Journal. (39). 607-634.

Oleynik E.B., Ivashina N.V., Khramova M.N. (2022). Emigratsiya iz Rossii v strany Yugo-Vostochnoy Azii: situatsionnyy analiz [Migration from Russia to South-East Asia: a situation analysis]. Economic sciences. (216). 319-329. (in Russian).

Petrova V.A. (2021). Sovremennye problemy issledovaniya rynka truda [Modern problems of labor market research]. Mirovaya nauka. (11 (56)). 108-112. (in Russian).

Potudanskaya V.F., Shaykin D.N. (2010). Kachestvo zhizni i kachestvo trudovoy zhizni kak sreda formirovaniya trudovogo potentsiala [Quality of life and quality of working life as an environment for the formation of labor potential]. Economic analysis: theory and practice. (25(190)). 33-38. (in Russian).

Robinson K. (2016). Shkola budushchego. Kak vyrastit talantlivogo rebenka [The school of the future. How to raise a talented child] (in Russian).

Schepers P., Van den Berg T. (2007). Social Factors of Work-Environment Creativity Journal of Business and Psychology. (3). 407-428.

Serbina N.V. (2021). Problema trudoustroystva vypusknikov vuzov: karernaya kompetentnost kak uslovie ikh adaptatsii k rynku truda [The problem of university graduates employment: career competence as a condition for their adaptation to the labour market]. Russian Journal of Labour Economics. 8 (12). 1501-1512. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.12.113977.

Svinukhova Yu.N. (2022). Strategii effektivnogo trudoustroystva v usloviyakh riskov rossiyskogo rynka truda: formalnye i neformalnye kanaly poiska raboty [Strategies for effective employment in the risky Russian labour market: formal and informal job search channels]. Russian Journal of Labour Economics. 9 (11). 1739-1756. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.11.116661.

Vorontsova N.V., Merzlov A.V., Mukhametzyanov R.R., Platonovskiy N.G. (2021). Otsenka privlekatelnosti selskikh territoriy s tochki zreniya vnutrenney migratsii naseleniya v Rossii i stranakh ES [Assessment of the attractiveness of rural areas in terms of internal migration in Russia and the EU countries]. Economics of agricultural and processing enterprises. (6). 40-47. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 02:08:07