Theoretical aspects of lean management in the system of regional government
Umalatov R.S.1
1 Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Федоровскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз»
Download PDF | Downloads: 15 | Citations: 1
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 2 (April-June 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53838244
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The author analyzed the activity of regional management systems.
The author was looking for ways and techniques to improve regional management based on the application of the ideology of lean management.
The author conducted a retrospective analysis of lean management as a category of a systematic approach and identified some problem areas in the activities of regional management systems that require immediate solutions in terms of improving the level of social and economic development, activating human-centered resources in all areas of activity and personal transformation of the regional population (material and spiritual one). The idea of lean management has been formed as a tool for increasing the relationship between key elements: government, society and business, on the one hand, and as a methodological resource for the formation of tools for achieving growth of key economic and social indicators by increasing the social well-being of citizens within the framework of the transformation economy, on the other hand.
Keywords: lean management, region, regional management system, lean production, transformation
JEL-classification: M11, M21, Q01
ВВЕДЕНИЕ
В
современных реалиях, характеристиками изменившегося геополитического и
геоэкономического состояния нашей страны становятся дестабилизация,
неопределенность, нарастающие проблемы внешнего характера – в аспекте
бесконечных санкций со стороны коллективного Запада, и внутреннего характера –
в аспекте роста проблем взаимоотношений «ключевого трио» пространственной
экономики: власти, общества и бизнеса. В этой связи правительство Российской
Федерации ставит ряд задач перед главами субъектов в области прорывного
развития (рис.1), оказывающих стратегически значимое влияние на
трансформационные процессы в различных секторах национальной экономики [1]. Данный
спектр задач предполагает необходимость принципиального изменения «облика»
традиционной системы управления, потерявшей свою актуальность на новые,
«гибкие» методы управления, способные обеспечить, в первую очередь,
конкурентоспособность экономики, ее рентабельность, а также наращивание и
укрепление социального вектора развития региона.
Рисунок 1. Задачи прорывного развития Российской федерации
Источник: составлено автором.
Цель данного исследования состоит в формировании подхода к трансформации традиционных систем территориального управления на бережливое управление, основанное на
анализе опыта применения технологий бережливого производства и актуального влияния института региональной власти на социально – экономическое развитие региона.
Автором ставятся следующие задачи:
Ø Провести ретроспективный анализ становления бережливого управления как отдельной категории;
Ø Определить дефиниции «бережливое производство» и «бережливое управление»;
Ø Провести анализ различных подходов к реализации бережливого управления в региональных системах управления;
Ø Определить инструменты и методы реализации бережливого управления.
Ø Научная новизна данного исследования состоит в трансфере, интеграции и адаптации методов и инструментов бережливого производства, применяемых сугубо в производстве на сферу управления, что является важным фактором в повышении уровня социально – экономического развития регионов.
ВЕКТОР: ОТ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА К БЕРЕЖЛИВОМУ УПРАВЛЕНИЮ
Исторически сложилось так, что вектор, направленный на постоянное повышение качества продукции (услуг), совершенствование процессов производственной деятельности в условиях постоянно изменяющейся среды с целью увеличения конкурентоспособности, имиджа, рентабельности, удовлетворения запросов потребителей, требовал непрерывный поиск методов и путей решения данных задач [2] (Umalatov, Feyzullaev, 2019). Одной из эффективных концепций, содержащей набор инструментов, способствующих решению вышеуказанных задач является концепция бережливого производства, направленная на сокращение потерь, повышение производительности труда, минимизацию действий, не представляющих никакой ценности для получения конечного результата [3] (Umalatov, 2022). Раскрытие сущности концепции бережливого производства, ее роли, значении и влиянии на различные сферы экономики представлены в работах многих исследователей и ученых [4-7], однако вопрос становления бережливого управления в настоящее время малоизучен.
Обобщая, «Бережливое производство» – широко признанная управленческая методология повышения производительности при снижении всевозможных потерь, ориентированная на непрерывное повышение качества и самосовершенствование, базисом которой служит производственная система компании «Тойота» [8] (Umalatov, 2022), [9] (Tsarenko, 2014).
Исторический ракурс изучения вопроса о переходе к понятию «бережливое управление» начинается с анализа трудов и работ представителей различных школ управления, в конечном итоге послуживших формированию системы управления, основанной на концепции бережливости (Lean – концепции) с идентификацией универсальных принципов и подходов к управлению, позволивших обеспечить трансфер данной методологии на все сферы деятельности, осуществляемой человеком. Значимое влияние на формирование данной концепции оказывали положения административной, бихевиористской и неоклассической школ управления (подробно рассмотрены в трудах Л.С. Пузыревского [10] (Puzyrevskii, 2008). Автором идентифицировано влияние отдельных положений вышеуказанных школ на становление бережливого управления в ракурсе формирования «крепкой корневой системы» бережливой методологии (рис.2)
Рисунок 2. Вклад школ управления в становление бережливого управления
Источник: составлено автором.
Ретроспективный анализ влияния школ управления на становление бережливого управления позволяет идентифицировать важность таких категорий как производительность труда, качество, самореализация и самовыражение.
Принципы концепции бережливости (рис.3) формируют мышление о рациональном использовании имеющихся ресурсов в условиях их ограниченности с учетом непрерывного развития организационных и социокультурных отношений.
Рисунок 3. Основные принципы бережливости
Источник: составлено автором.
На основании вышеизложенного, автор определяет дефиницию «Бережливое управление» как организационную систему управления, построенную на принципах концепции бережливого производства, ориентированную на постоянное социально-экономическое развитие и направленную на удовлетворение запросов потребителя. В свою очередь, вовлечение, обучение, целеполагание выступают ключевыми элементами перехода от уровня «мышления» к уровню формирования методологии бережливого управления.
Резюмируя, стоит отметить, что эволюция представлений о «бережливости» не останавливается в своем развитии, а продолжается по настоящее время (рис.4), а дефиниции «бережливое производство» и «бережливое управление» стали рассматриваться как самостоятельные, неидентичные, но близкие по смыслу.
Рисунок 4. Развитие бережливого управления
Источник: составлено автором.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Абсолютно любые процессы, протекающие в обществе, требуют грамотного и эффективного управления, а, следовательно, требуют внимания со стороны управляющих структур, действующих на территории субъектов Российской Федерации с целью анализа экономической, политической и других составляющих. Известно, основу методологии Lean составляет процессный подход, способствующий оптимизации и максимальному снижению издержек и потерь [11].
На сегодняшний день, в системах регионального управления наблюдается тенденция проявления интереса к использованию методов бережливого производства в аспекте процессного управления, т.е. иначе говоря, наблюдается трансфер применения технологий бережливости из сугубо производственного сектора в сектор государственного и муниципального управления [12] (Khadasevich, Smetanina, 2021).
Успешная трансформация традиционной системы управления и переориентация ее на бережливое управление, по мнению автора, возможна при соблюдении определенного набора действий (рис.5), состоящих из нескольких фаз:
Ø изучение потребностей,
Ø налаживание процессов,
Ø равномерное и эффективное распределение работ,
с помощью определенного инструментария (более подробно о инструментах бережливого управления [3, 13]).
Стоит отметить, основополагающим элементом и особенностью при этом является, первоначально, принципиальная трансформация мышления персонала. По этой причине, целесообразно обозначить несколько условий перед реализацией бережливого управления:
Ø подготовка плана обучения переподготовка персонала;
Ø создание условий и применение всех ресурсов для успешного освоения программ обучения;
Ø бенчмаркинг.
В свою очередь, процесс трансформации должен быть основан на следующих принципах:
Ø ориентированность на «человека»;
Ø лидерство;
Ø вовлечение персонала;
Ø системный подход;
Ø кайдзен;
Ø принятие решений на основе фактов;
Ø проведение экспериментов, как категория появляется в трудах Ю.П.Адлера в качестве обозначения нового принципа бережливого управления наряду с основными [14].
Рисунок 5. Алгоритм трансформации системы управления
Источник: составлено автором.
Реализация бережливого управления через функционал рассматривается в трудах Д.П. Вумека и Д.Т. Джонса (рис.6) [15].
Рисунок 6. Реализация бережливого управления через ее функционал
Источник: составлено автором.
Стоит отметить, деятельность системы управления, как правило, принято рассматривать через призму функций управления, известных еще из курса общего менеджмента. Философия бережливого управления в аспекте реализации и внедрения в региональную власть дополняет данные функции, смещая акцент на удовлетворение потребностей (рис.7).
Рисунок 7. Конкретизация функций управления
Источник: составлено автором.
Одним из подходов к реализации бережливого управления является способность к формированию четко поставленных целей, способствующих достижению конкретных результатов, преследующих регион. Такими целями могут быть как повышение качества, эффективное планирование регионального бюджета, сокращение затрат, уменьшение выбросов в атмосферу, улучшение экологического состояния региона. Данный подход предполагает использование методологии, предложенной Д. Хоббсом, состоящий из нескольких этапов [16].
Первый этап предложенного подхода характеризуется подготовительными работами, где основными элементами являются:
Ø формирование стратегии развития региона;
Ø формирование команд с обязательным обучением принципам и методам бережливого управления;
Ø формирование алгоритма действий, определение полномочий и формирование задач для сформированных команд
Стоит отметить о необходимости сбора большого объема информации и ее анализ с целью применения инструмента бережливого управления «канбан».
В свою очередь, основными характеристиками следующего этапа являются мероприятия по завершению сбора и анализа данных, фиксация результатов проведенного анализа, т.е. иначе говоря, стандартизация.
Последующими элементами процесса трансформации региональной системы управления, согласно имплементации данного подхода, могут быть определение необходимых ресурсов, моделирование и создание прообраза системы бережливого управления, его реализация, корректировка, совершенствование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс переориентации действующей системы управления на принципиально новые методы проектного управления, который ставит во главе «человека» и удовлетворение его потребностей – трудоемкий процесс, требующий тщательного изучения и подготовки. Основным стимулом к необходимости трансформации, как становится понятно, служат внешнеполитические факторы и требования потребителей. Формирование парадигмы бережливого управления происходило наряду с формированием новых взглядов на сущность социально-экономических и социокультурных отношений. Обращение к методологии бережливого управления зачастую связано с необходимостью повышения социально и экономически значимых показателей региона при имеющихся ресурсах.
Ретроспективный анализ истории развития данной категории свидетельствует об универсальном применении концепции и в бизнесе и в системе регионального управления как эффективного ответа на вызовы современного мира.
·
References:
Belysh K.V. (2016). Klassifikatsiya osnovnyh metodov i instrumentov berezhlivogo proizvodstva [Classification of the main methods and tools of lean]. Vestnik RUDN. Seriya «Ekonomika». (1). 70 – 77. (in Russian).
Dvinskikh D. Yu., Rychkova N. A., Slastikhina I. Yu., Ponamareva A. A. (2019). Berezhlivoe pravitelstvo: kak i dlya chego vnedryayut Lean za rubezhom [Lean government: how and why Lean is implemented abroad] (in Russian).
Khadasevich N. R., Smetanina G. A. (2021). Berezhlivoe proizvodstvo: vozmozhnosti ego primeneniya v organakh gosudarstvennoy i munitsipalnoy vlasti [Lean production : possibilities of its application in state and municipal authorities]. Academy\'s Herald. (3). 43-50. (in Russian).
Khobbs D.P. (2007). Vnedrenie berezhlivogo proizvodstva: prakticheskoe rukovodstvo po optimizatsii biznesa [Implementing Lean Manufacturing: A Practical Guide to Business Optimization] (in Russian).
Khobbs D.P. (2007). Vnedrenie berezhlivogo proizvodstva: prakticheskoe rukovodstvo po optimizatsii biznesa [Implementing Lean Manufacturing: A Practical Guide to Business Optimization] (in Russian).
Puzyrevskiy L.S. (2008). Shkoly nauki upravleniya i ikh razvitie [Schools of management science and their development]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (3). 150-157. (in Russian).
Tsarenko A.S. (2014). «Berezhlivoe gosudarstvo»: perspektivy primeneniya berezhlivyh tekhnologiy v gosudarstvennom upravlenii v Rossii i za rubezhom [Lean government : prospects of lean technologies in public service organizations in Russia and abroad]. Public administration. Electronic Bulletin. (45). 74-109. (in Russian).
Umalatov R.S. (2022). Instrumentariy dlya vnedreniya i funktsionirovaniya kontseptsii berezhlivogo proizvodstva na promyshlennom predpriyatii [Tools for the implementation and operation of the concept of lean manufacturing in an industrial enterprise]. Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov pod davleniem. (3). 36-41. (in Russian).
Umalatov R.S. (2022). Kontseptualnaya model izmereniy berezhlivogo proizvodstva [Conceptual model of lean manufacturing measurements]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (1-1). 267-278. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2022.25.81.032.
Umalatov R.S. (2022). Vzaimosvyaz chetvertoy promyshlennoy revolyutsii (industriya 4.0) i kontseptsii berezhlivogo proizvodstva [The relationship of the industry 4.0 and the concept of lean manufacturing]. Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov pod davleniem. (3). 41-48. (in Russian).
Umalatov R.S., Feyzullaev M. A. (2019). Perspektivy vnedreniya elementov berezhlivogo proizvodstva v Khanty – Mansiyskom avtonomnom okruge – Yugre [Prospects of elements introduction of lean production in the Khanty-Mansi autonomous okrug - Ugra]. Severnyy region: nauka, obrazovanie, kultura. (3-4). 85-92. (in Russian).
Valiullina L.A., Bespalova M.E., Khadasevich N.R. (2019). Integratsiya printsipov berezhlivogo proizvodstva i sistemy menedzhmenta kachestva v organizatsii truda uchrezhdeniy sotsialnogo obsluzhivaniya [Integration of the principles of lean production and quality management system in the organization of labor of social service institutions]. Leadership and management. (2). 107-116. (in Russian).
Vumek D.P., Dzhons D.T. (2004). Berezhlivoe proizvodstvo: kak izbavitsya ot poter i dobitsya protsvetaniya vashey kompanii [Lean production: How to get rid of losses and make your company thrive] (in Russian).
Vumek D.P., Dzhons D.T. (2004). Berezhlivoe proizvodstvo: kak izbavitsya ot poter i dobitsya protsvetaniya vashey kompanii [Lean production: How to get rid of losses and make your company thrive] (in Russian).
Страница обновлена: 11.05.2025 в 03:13:12