Разработка системы адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии

Ясинский Д.Ю.1
1 Сибирский государственный индустриальный университет, Россия, Новокузнецк

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316187

Аннотация:
В настоящей статье автор предлагает разработку графического представления, а также краткое описание системы адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии, рассматривает содержание трёх основных сценария организационного взаимодействия элементов разработанной системы: «эксперт ↔ тренер», «эксперт ↔ кандидат в тренеры», «тренер ↔ кандидат в тренеры». Кроме того, автором анализируются особенности реализации процессов адаптации, поддержки и контроля, функционирующих в рассматриваемой системе, формируются перечни инструментов и даётся их краткое описание в содержании групп методов адаптации кандидатов в бизнес-тренеры и поддержки (практикующих) бизнес-тренеров по бережливому производству. В заключение статьи делается вывод о том, что одним из главных аспектов в рассматриваемом образовательном направлении является формирование и совершенствование особой системы управления, частью которой может стать разработанная система адаптации и поддержки бизнес-тренеров, поскольку её внедрение отвечает требованиям менеджмента промышленных предприятий в сокращении времени и повышении качества подготовки специалистов, тиражирующих знания по бережливому производству, от профессионализма которых зависит результат обучения и вовлечённости работников в процесс непрерывного улучшения техники и технологий, а также персональных и коллективных (социально-производственных) условий труда.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, бизнес-тренер, адаптация, поддержка, бережливое производство, промышленное предприятие

JEL-классификация: M11, M21, M15, M53



Введение

На сегодняшний день в рамках функционирования большого количества российских и зарубежных промышленных предприятий осуществляются процессы внутрифирменного обучения персонала в направлении бережливого производства [1, 2, с. 51, 3, с. 137, 4, с. 42, 5, 6, с. 117] (Antonova, Akhmadeeva, 2014, р. 51; Markova, Markov, 2018, р. 137; Nikulina, Rudenko, Konovalenko, 2014, р. 42; Gaysina, Dyrdonova, 2023; Seliverstova, Puryaev, 2021, р. 117). Это связано, прежде всего, с необходимостью повышения конкурентоспособности на внутренних (российских) и внешних (зарубежных) отраслевых рынках. Методики и инструменты бережливого производства обеспечивают увеличение производительности, сокращение основных видов потерь, повышение качества готовой продукции и пр. Иными словами, бережливое производство – инновационный принцип управления предприятием и качеством, который реализует оптимизацию различных процессов на производстве, обеспечивающую высокий уровень удовлетворенности требований потребителя, достигаемой за счет применения специализированных инструментов (Кайдзен, 5 S, SMED и др.) с учетом высокой степени вовлеченности персонала в процесс непрерывного производственного развития [7, с. 269] (Abdullin, Tuyusheva, Matukhin, 2013, р. 269). Внутрифирменное обучение работников по направлению бережливого производства помогает эффективно освоить многочисленные методики и инструменты, позволяющие сформировать и развить новые профессиональные знания, что, в свою очередь, способствует стимулированию процесса самостоятельного обучения через мотивацию, обеспечивающую совершенствование личного творческого потенциала, открывающую дополнительные перспективы повышения уровня жизненных благ за счет увеличения индивидуальной и общей (в составе подразделения) производительности труда и первостепенной вовлеченности в процесс непрерывного улучшения производства. Все это реализует концепцию самообучающегося предприятия, которая через развитие персонала направлена на совершенствование корпоративной культуры, что обеспечивает достижение стратегических целей промышленного предприятия. Для внутрифирменного обучения персонала в направлении бережливого производства характерно то, что образовательный процесс на предприятии осуществляет внутренний (из числа сотрудников) или внешний (представитель специализированной организации) бизнес-тренер, реализуя основные педагогические функции, такие как: планирование, организация, реализация, а также контроль результатов обучения. В рамках настоящей статьи бизнес-тренер рассматривается в качестве одного из элементов управляемой системы, позиционируется с точки зрения внутреннего (корпоративного) тренера по бережливому производству и определяется как работник промышленного предприятия, в трудовые задачи которого с учетом предварительной специализированной подготовки и последующей квалификационной аттестации включается реализация основных педагогических функций. Бизнес-тренером обеспечивается тиражирование теоретических и практических аспектов по образовательным программам бережливого производства в рамках установленных стандартов, а также подготовка специалистов промышленного предприятия для реализации проектов по развитию бизнес-системы, повышению производительности труда и операционной эффективности промышленного предприятия. Определения прочих элементов управляемой и управляющей систем буут рассмотрены далее по тексту предлагаемой статьи.

Цель, актуальность и научная новизна исследования

Система адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения на промышленном предприятии (далее – система) разработана с целью повышения качества и устойчивого функционирования внедренных образовательных программ по бережливому производству, а также развития профессиональных компетенций внутренних бизнес-тренеров, обеспечивающих распространение практикоориентированных знаний о методиках и инструментах бережливого производства для достижения стратегических целей, результативность которых зависит от уровня вовлеченности персонала в непрерывном совершенствовании производственных, экономических, социальных и иных процессов, функционирующих на промышленном предприятии.

Актуальность разработки предлагаемой системы заключается в том, что для современных условий внутрифирменного обучения требуется непрерывное совершенствование уровня профессиональных компетенций в деятельности внутренних бизнес-тренеров, которое достигается в первую очередь реализацией методов в содержании процессов адаптации и поддержки. Образовательный процесс по бережливому производству на промышленном предприятии не ограничивается только лишь получением новых знаний работниками, обучающимися по специализированным программам. Рассматриваемый процесс не может функционировать полноценно без стремления к совершенствованию проводника знаний внутреннего бизнес-тренера, который исходя из своих трудовых обязанностей должен не только поддерживать свой профессиональный уровень в актуальном состоянии, но и постоянно искать пути развития необходимых компетенций, так как процессы совершенствования на промышленном предприятии требуют соответствия с лучшими современными практиками, динамично обновляющимися на внутренних и внешних отраслевых рынках.

Научная новизна представленной разработки определяется тем, что в настоящее время в практике внутрифирменного обучения по бережливому производству российских и зарубежных промышленных предприятий отсутствует системное представление о реализации процессов адаптации и поддержки внутренних бизнес-тренеров. Кроме того, на текущий момент в специализированной научной литературе нет определенного подхода к формированию групп методов, а также к их содержанию в исследуемых процессах. В связи с этим все вышеуказанные аспекты обосновывают научную новизну разработанной системы.

Графическое представление и краткое описание системы

Прежде чем перейти к рассмотрению графического представления системы и ее краткому описанию с целью всестороннего, качественного осмысления предлагаемой разработки, автор считает необходимым зафиксировать дополнительные определения, относящиеся к содержанию настоящей статьи.

В рамках разработанной системы под процессом следует понимать совокупность целенаправленных действий, преобразующих входящую информацию (запрос(ы) элементов управляемой системы – объекта управления – [8], определяющие их последующее функционирование) в исходящую (результат, транслируемый в управляющую систему – управляющий объект [9]), что будет отражено далее по тексту описания элементов системы [10].

В рассматриваемой системе процесс адаптации реализуется через приведение элемента управляемой системы (кандидата в бизнес-тренеры) к естественному для него состоянию, которое выражается в приспособлении к новой трудовой деятельности, ее организационным условиям с учетом последующего возникновения дополнительных профессиональных и социальных контактов, а также изменения функциональных ролей в рамках определенного структурного подразделения промышленного предприятия [11].

Кроме адаптации в процессную группу (объединение процессов для реализации определенной цели) рассматриваемой системы включаются поддержка, направленная на оказание помощи бизнес-тренеру или содействия ему в профессиональных вопросах [12], а также контроль, подразумевающий отслеживание результатов развития необходимых компетенций [13].

Следует уточнить то, что кандидат в бизнес-тренеры (по бережливому производству) определяется как сотрудник предприятия, выполняющий подготовку по образовательной программе «бизнес-тренер» на основании установленных требований.

Эксперт в составе управляемой системы – это бизнес-тренер, обладающий высоким уровнем знаний по содержанию и практическому применению инструментов бережливого производства, а также методик реализации в образовательном процессе при подготовке специалистов предприятия для реализации проектов по повышению производительности труда.

На основании анализа процессов внутрифирменного обучения персонала в направлении бережливого производства, практикуемых на российских и зарубежных промышленных предприятиях, автором разработано графическое представление системы, приведенное на рисунке 1.

Условные обозначения:

– управляющее воздействие на элемент(ы) системы;

– обратная связь от элемента(ов) системы;

– Р1,2,3 – результат процессов А (адаптации), П (поддержки), К (контроля);

– Акт1, Пт1, Кт1, Ккт1 – входящая информация процессов А, П, К;

– «Инструменты» А, П, К – методы (группа методов) реализации процессов А, П, К (рассмотрены ниже по тексту настоящей статьи).

Рисунок 1. Система адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии

Источник: составлено автором.

В рамках графического представления системы зафиксированы элементы, краткое описание которых включает в себя следующее содержание (рис. 1):

– целевое воздействие (Ц) на управляющую систему (структурное подразделение по обучению персонала), определяющее уровень эффективности реализации процессов А, П, К;

– «Эксперт» (Э), «Тренер» (Т), «Кандидат в тренеры» (КТ) – элементы управляемой системы, опосредованно (Э) и напрямую (Т, КТ) участвующие в реализации процессов А, П, К;

– Акт1, Пт1, Кт1, Ккт1 – запрос (входящая информация в процессы А, П, К) на основании заключения эксперта (Э) в необходимости участия Т, КТ в процессах А, П, К;

– Р1,2,3 – результаты (исходящая информация) по итогам реализации процессов А, П, К с представлением обратной связи управляющей системе (структурному подразделению по обучению персонала).

Рассмотренная система адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии предусматривает реализацию трех основных организационных сценариев, описание которых представлено ниже по тексту предлагаемой статьи. Стоит отметить то, что знак «↔» в названии каждого сценария показывает необходимость наличия эффективной двусторонней коммуникации между элементами управляемой системы, которая должна обеспечивать высокую качественную позицию их взаимодействия.

Организационный сценарий «Взаимодействие «эксперт ↔ тренер»

На основании целеполагания структурным подразделением по обучению персонала (управляющей системой) устанавливается периодичность оценки, самооценки уровня качества методической подготовки тренера. Указанная процедура может быть осуществлена с помощью специализированных чек-листов, в содержании которых фиксируется и анализируется набор критериев, позволяющего реализовать оценку экспертом и субъективную самооценку качественного профессионального уровня со стороны тренера. Необходимая информация транслируется от тренера, через эксперта в управляющую систему. В случае выявления несоответствия нормативному уровню подготовки относительно тренера поступает управляющее воздействие на активизацию процессов поддержки (П) и контроля (К), в составе которых применяются специализированные инструменты (П, К). По факту прохождения тренером программы по поддержке формируется персональный результат (Р2), информация о котором транслируется в управляющую систему. Далее, представителем управляющей системы анализируется уровень качества методической подготовки тренера, представляется обратная связь субъектам управления (Э и Т) и в случае необходимости разрабатывает корректирующие мероприятия по повышению качественного уровня.

Процесс контроля (К) реализуется параллельно с поддержкой (П), на каждом этапе отслеживается экспертом (Э) исходя из планирования, которое формирует и представляет тренер (Т). По завершении процессов П и К относительно Т результат реализации планирования направляется тренером в управляющую систему, представители которой анализируют информацию на соответствие, сопоставляют с итогом процесса П и фиксируют значение качественного показателя в отчетной форме (документе, являющемся инструментом управления). Рассмотренный инструмент контроля позволяет отслеживать динамику качества процесса П и реализовывать управляющее воздействие в направлении развития профессиональных компетенций Т.

Организационный сценарий «Взаимодействие «эксперт ↔ кандидат в тренеры»

С целью подготовки кадрового резерва на позицию тренера эксперт проводит анализ уровня профессиональных компетенций кандидата (КТ) с помощью тестирования/критериального (по необходимым критериям соответствия) определения (в формате применения специализированных чек-листов). Исходя из результата проведенного анализа/оценки эксперт принимает решение о запуске адаптации КТ по определенной программе, утвержденной управляющей системой.

По факту прохождения КТ программы по адаптации формируется персональный результат (Р1), информация о котором транслируется в управляющую систему. Далее, ее представителем анализируется уровень качества адаптации кандидата в тренеры, представляется обратная связь субъектам управления (Э и КТ) и в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия по повышению качественного уровня (А).

Процесс контроля (К) реализуется аналогично тому, что был рассмотрен в содержании организационного сценария «Взаимодействие «эксперт ↔ тренер» с проекцией на процесс адаптации (А). Корректировкой в рассматриваемом процессе контроля (текущего сценария) является то, что на каждом этапе он отслеживается тренером (Т) на основании планирования, которое формирует и представляет кандидат в тренеры (КТ).

Организационный сценарий «Взаимодействие «тренер ↔ кандидат в тренеры»

При реализации процесса адаптации кандидат в тренеры (КТ) эпизодически или постоянно может взаимодействовать с тренером (Т) на основании решения эксперта о частичном либо расширенном делегировании (при необходимости) своих функций последнему (Т).

Процесс контроля (К) реализуется аналогично тому, что был рассмотрен в содержании организационного сценария «Взаимодействие «эксперт ↔ кандидат в тренеры».

Особенности реализации процесса адаптации в содержании системы

Неотъемлемым компонентом адаптационного процесса кандидата в бизнес-тренеры является личная активность, которую дополняет индивидуальное развитие – это процесс, предполагающий достижение определенного результата, обеспечивающийся субъектно-личностной активностью индивида, максимально включенного и вовлеченного в данный процесс [14, с. 146] (Popova, 2009, р. 146). Следовательно, если не осуществляется совершенствование компетенций кандидата в бизнес-тренеры, то происходит его неизбежная личностная и профессиональная стагнация либо деградация, что, без сомнения, негативно влияет на качество функционирования бизнес-системы в целом. Процесс адаптации можно считать реализованным с учетом непрерывного (в идеальном варианте) либо периодического (требуемого) развития специалиста (КТ), который стремится к достижению и увеличивает свой потенциал, а также расширяет границы среды профессионального взаимодействия с различными элементами бизнес-системы предприятия, способствуя ее кардинальному, качественному совершенствованию [15, с. 74–75] (Maksimov, 2013, р. 74–75).

Для успешного освоения социально-профессионального пространства КТ в рамках процесса адаптации силами элементов управляющей системы и эксперта рекомендуется разработать и внедрить специализированную адаптационную программу, в которую на основании анализа следует включить эффективные методы рассматриваемого процесса, примерный перечень которых представлен в таблице 1.

Таблица 1 Методы адаптации кандидата в бизнес-тренеры*

№ п\п
Название группы методов
Перечень (состав) и краткое описание инструментов (методов) в содержании группы
1
Развитие
Коммуникативные тренинги
Командообразующие тренинги
Тренинги по базовым инструментам бережливого производства
Тренинги по базовому анализу технологии производства
Тематические викторины (например, по бережливому производству, по теоретическому и практическому содержанию тренинга и т.п.)
2
Вовлечение (побуждение, привлечение к участию в процессе адаптации через убеждение и личное действие [16, с. 39] (Bugera, 2014, р. 39))
Практика коротких информационных докладов на СВС (сменно-встречных собраниях) в подразделениях (силами кандидата в тренеры)
Проведение специализированных разминок и упражнений в структурных подразделениях предприятия (силами кандидата в тренеры по согласованию с управляющей системой)
Проведение определенных частей тренинга под руководством опытного бизнес-тренера (в формате реального образовательного процесса)
3
Сопровождение (сотрудничество, представляющее собой плодотворные, взаимозависимые профессиональные отношения между бизнес-тренером и кандидатом в бизнес-тренеры [17, с. 176] (Kucherova, 2008, р. 176))
Осуществление наставничества со стороны опытного тренера (основной упор на демонстрации ролевой модели, сопровождение через алгоритм (цикл наставничества) – «я (Т) рассказываю, ты (КТ) слушаешь» → «я (Т) показываю, ты (КТ) наблюдаешь» → «мы (Т, КТ) делаем вместе (под руководством Т)» → «ты (КТ) делаешь сам, я (Т) подсказываю» → «ты (КТ) делаешь самостоятельно, представляешь анализ сделанного» [18] (Melnikova, 2008)
Использование в практике книги адаптации (настольной книги) кандидата в бизнес-тренеры (в формате «вопрос-ответ», «часто задаваемые вопросы» и т.п.) при осуществлении подготовки к последующей профессиональной деятельности (предполагается обсуждение изученного материала с наставником, наставнический диалог)
Анализ и разбор содержания тренинга (теоретические и практические аспекты) совместно с опытным тренером
* Содержание состава группы методов может изменяться и дополняться исходя из требований, установленных управляющей системой

Источник: составлено автором.

В завершение процесса адаптации тренером осуществляется оценка качества приспособленности кандидата в бизнес-тренеры к новой профессиональной деятельности. В перечень критериев могут входить следующие проявления субъекта (КТ): личностные, коммуникативные, предпочтения в трудовой деятельности (компетентностный фокус), а также определение степени эффективности командной и индивидуальной работы. Рассмотренный процесс дает возможность сформировать атмосферу позитивного всестороннего взаимодействия, реализовать высокий коммуникативный уровень и создать основу будущего профессионального мастерства КТ.

С целью обеспечения наглядности, эффективного анализа и представления результативности итогов реализации процесса адаптации, следует разработать и применить определенные оценочные формы, которые могут быть выполнены в виде чек-листов, аналитических отчетов, записок и т.п. Предполагается то, что указанные отчетные документы должны содержать качественно-количественные результаты, указывающие на фактическое достижение необходимого уровня оценки кандидатом в бизнес-тренеры (по определенным критериям), а также рекомендации (обратную связь) по итогам прохождения им периода адаптации.

Особенности реализации процесса поддержки в содержании системы

Процесс поддержки бизнес-тренера в рассматриваемой системе необходим для сохранения (закрепления) и совершенствования приобретенного уровня профессиональных компетенций. Следует отметить то, что П в содержании данной системы актуален исключительно для бизнес-тренера, поскольку как элемент управляемой системы он формируется из предшествующего элемента КТ путем его компетентностного развития и статусного утверждения на основании приобретения соответствующей квалификации (прохождения через процедуру сертификации). В связи с этим, по мнению автора разработанной системы, отсутствует необходимость внедрения в ее содержание дополнительного процесса адаптации элемента Т. Для поддержки бизнес-тренера предлагаются методы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 Методы поддержки бизнес-тренера *

№ п/п
Название группы методов
Перечень (состав) и краткое описание инструментов (методов) в содержании группы
1
Калибровка
Этап 1. Соотношение (оценка) уровня фактических компетенций элемента Т на этапе поддержки (П) с эталонным уровнем требуемых компетенций элемента Э.
Этап 2. Составление плана мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций
2
Закрепление (устойчивое фиксирование уровня профессиональных компетенций) [19, с. 176] (Bychkova, 2020, р. 176)
Этап 1. Самоанализ методической деятельности (подготовка аналитических записок, эссе по материалам/сценарию проведения теоретических и практических блоков тренинга).
Этап 2. Реализация плана мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций (например, практическая отработка упражнений, применяемых в тренинге и т.д.) с представлением результатов (демонстрацией) эксперту(ам)
3
Совершенствование (профессиональных компетенций)
Специализированные семинары для тренеров (экспертные сообщества)
Консультации со стороны эксперта(ов)
Участие в практических мастер-классах (тренингах), проводимых опытными тренерами, экспертами с разбором образовательных блоков, требующих совершенствования
* Содержание состава группы методов может изменяться и дополняться исходя из требований, установленных управляющей системой

Источник: составлено автором.

Следует обратить внимание на то, что термин «калибровка» традиционно используется в метрологии, относится к средствам измерения и означает набор действий, при которых опытным путем происходит передача/установка средств измерений, который подвергается калибровке (Т) единиц измерений определенного размера от эталонного прибора/объекта (Э), иначе говоря, значения измеряемой величины, передаваемые от измерительного средства (Т), соотносятся с данными, которые воспроизво­дятся эталонами. Выходные значения процесса калибровки позволяют установить более точный результат величины измерения за счет введения корректировок от эталонных к текущим значениям, получаемых от калибруемых средств измерений. Кроме того, существует возможность дать оценку фактической погрешности определенного измерительного средства [20]. При проведении аналогии с представленным термином и пояснением к нему (за средство измерения следует принимать элемент Т, а за эталонный прибор/объект – элемент Э) автор предлагает сформулировать определение «калибровки» в контексте его использования для группы методов поддержки бизнес-тренера в рассматриваемой системе – это процесс, при котором реализуется соотношение (оценка) уровня фактических компетенций элемента Т на этапе поддержки (П) с эталонным уровнем требуемых компетенций элемента Э в системе адаптации, поддержки и контроля осуществления профессиональной деятельности бизнес-тренеров на промышленном предприятии с целью определения возможной погрешности и ее последующей корректировки в направлении компетентностного уровня элемента Т. Указанная оценка может осуществляться как на основании внутреннего и внешнего экспертного мнения, так и с помощью существующих оценочных методов (субъективных – критериальных, балльных и т.п., а также объективных, содержащих в своей основе обоснованное и точное измерение анализируемых показателей).

Исходя из содержания таблицы 2, управляющей системой может быть сформирована индивидуальная программа поддержки бизнес-тренера с определенным набором методов. Кроме того, факт и качество реализации мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций Т в процессе поддержки фиксируется в его индивидуальном плане развития (ИПР).

Особенности реализации процесса контроля в содержании системы

Процесс контроля (К), схематически представленный на рисунке 1, осуществляется параллельно с процессами:

– П, рассмотренного в особенностях реализации процесса поддержки, при входящих значениях (информации) Пт1, Кт1 для элемента Т управляемой системы;

– А, рассмотренного в особенностях реализации процесса адаптации, при входящих значениях (информации) Акт1, Ккт1 для элемента КТ управляемой системы.

Планирование контроля реализации процессов А, П предлагается осуществлять с помощью инструмента(ов) планирования, утвержденного(ых) структурным подразделением по обучению персонала (управляющей системой).

Заключение

Исходя из анализа специализированной научной литературы, а также особенностей практики реализации процессов внутрифирменного обучения персонала по бережливому производству на отечественных и зарубежных промышленных предприятиях следует сделать вывод о том, что в настоящее время реализуется новый виток развития рассматриваемого образовательного направления. Одним из главных аспектов в его содержании является формирование и совершенствование особой системы управления, частью которой может стать разработанная система адаптации и поддержки бизнес-тренеров, поскольку ее внедрение отвечает требованиям менеджмента промышленных предприятий в сокращении времени и повышении качества подготовки специалистов, тиражирующих знания по бережливому производству, от профессионализма которых зависит результат обучения и вовлеченности работников в процесс непрерывного улучшения техники и технологий, а также персональных и коллективных (социально-производственных) условий труда. Рассматриваемые показатели определяют возможность достижения стратегических целей промышленных предприятий, увеличения их уровня конкурентоспособности на отраслевых рынках вследствие повышения производительности и качества готовой продукции. В конечном итоге это позволяет обеспечить удовлетворенность потребительского спроса (клиентских запросов), что является основополагающей задачей реализации бережливого производства на любом промышленном предприятии.


Источники:

1. Корпоративный университет АЛРОСА. [Электронный ресурс]. URL: https://cpk-alrosa.ru/бережливое-производство (дата обращения: 15.05.2023).
2. Антонова И.И., Ахмадеева Г.Ч. Развитие системы управления персоналом в условиях внедрения методологии бережливого производства // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 2. – c. 51-53.
3. Маркова Н.А., Марков Д.А. Особенности процесса обучения в бережливом производстве // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – № 5. – c. 129-141.
4. Никулина О.В., Руденко О.Н., Коноваленко Д.Г. Сравнение систем российского и зарубежного применения методик бережливого производства // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 11. – c. 40-44.
5. Гайсина З.М., Дырдонова А.Н. Практика внедрения инструментов бережливого производства: зарубежный и отечественный опыт // Электронный научный журнал «Вектор экономики». – 2023. – № 4.
6. Селиверстова Р.Р., Пуряев А.С. Отечественный и зарубежный опыт внедрения концепции «Lean Production» на предприятиях нефтегазовой отрасли // Социальные и экономические системы. Экономика. – 2021. – № 5. – c. 114-123.
7. Абдуллин И.А., Туюшева А.И., Матухин Е.Л. Внутрифирменное обучение персонала бережливому производству как ресурс развития промышленного предприятия // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 5. – c. 269-273.
8. Управляемая система. [Электронный ресурс]. URL: https://economic_mathematics.academic.ru/Управляемая_система (дата обращения: 17.05.2023).
9. Управляющая система. [Электронный ресурс]. URL: https://normative_reference_dictionary.academic.ru/Управляющая_система (дата обращения: 17.05.2023).
10. Коллектив авторов. Процесс. / Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд. - М.: Республика, 2001. – 474 c.
11. Адаптация в педагогике – процесс и результат согласования человека с окружающим миром. Инфоурок. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/adaptaciya-v-pedagogike-process-i-rezultat-soglasovaniya-cheloveka-s-okruzhayushim-mirom-5621117.html (дата обращения: 15.05.2023).
12. Поддержка. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/поддержка (дата обращения: 15.05.2023).
13. Контроль. Педагогический терминологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/ Контроль (дата обращения: 15.05.2023).
14. Попова Г.В. Развитие: понятие и сущность (теоретический аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2009. – № 4. – c. 139-148.
15. Максимов М.А. Адаптация как процесс активности и развития субъекта // Акмеология. – 2013. – № 4. – c. 72-76.
16. Бугера Н.Н. Соотношение понятий «вовлечение» и «склонение» в уголовном праве России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. – № 3. – c. 35-39.
17. Кучерова О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Изв. Академии педагогических и социальных наук. – 2008. – № 2. – c. 174-178.
18. Мельникова Н. УралБизнесОбразование. HR-Portal. [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/article/nastavnichestvo-metod-obucheniya-personala (дата обращения: 23.05.2023).
19. Бычкова Е. Ю. Цифровые компетенции ремесленника: содержание, формирование, применение // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы III Международной научно-практической конференции, 22 января 2020 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: РГППУ. Екатеринбург , 2020. – c. 171-177.
20. Калибровка / А. С. Дойников. / Исландия – Канцеляризмы. - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. – 499 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:36