Конкурентный порядок как механизм согласования экономических интересов субъектов рынка жилищного строительства
Иголинская Ю.В.1
1 Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Россия, Владивосток
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52131337
Аннотация:
На рынке жилищного строительства взаимодействуют различные субъекты. Объективно их экономические интересы антагонистичны и разнонаправлены, что создает почву для дестабилизации конкурентной среды рынка строительства жилья, как итог-рост цен на жилье неадекватно платежеспособному спросу и покупательной способности субъектов рынка, желающих улучшить свои жилищные условия. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью согласовать между собой экономические интересы субъектов рынка строительства жилья. В данной публикации описываются и систематизируются экономические интересы, а именно 9 позиций, таких субъектов (участников) рынка жилищного строительства, как потенциальные покупатели жилья, застройщики (собственники строительного бизнеса), банки и государство. Перечисленные интересы анализируются автором с точки зрения их согласования между собой, в результате анализа сделан вывод о различной степени согласованности этих интересов. Цель исследования-выработка механизма согласования экономических интересов субъектов рынка жилищного строительства. Результатом исследования является предлагаемый автором механизм такого согласования, а именно установление конкурентного порядка 3-го уровня, для чего, в свою очередь, необходимо проведение грамотной эффективной экономической политики.
Ключевые слова: экономические интересы, рынок строительства жилья, конкурентный порядок, механизм согласования экономических интересов
JEL-классификация: L74, R21, R31
Введение
Экономические интересы охватывают различные стороны хозяйственной жизни общества. Противоречивость и разнонаправленность интересов многих субъектов рынка обусловлены самой природой рыночной экономики. В данной статье приведены и уточнены экономические интересы таких субъектов рынка строящегося жилья, как потенциальные покупатели жилья, собственники строительного бизнеса, банки, государство. По существу эти интересы антагонистичны, точек пересечения очень немного. Но для гармонизации конкурентной среды жилищного строительства необходимо согласование интересов данных субъектов. Ожидаемые эффекты: стремление к равновесию рынка строящегося жилья, что выразится в росте жилищной обеспеченности, повышении объема продаж, развитие общественного пространства и коммунальной инфраструктуры. Механизмом согласования экономических интересов субъектов рынка жилищного строительства автор считает установление конкурентного порядка третьего уровня [6] .
Материалы и методы
Для достижения цели исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов, взаимно дополняющих дуг друга, исследование проведено с использованием статистических данных с 2013 по 2021 годы.
Экономические интересы являются одной из наиболее широких по своему охвату различных сторон хозяйственной жизни категорией, которая тесно связана с экономической деятельностью общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие. Современное рыночное хозяйство в контексте рынка жилищного строительства, его конкурентной среды представляет собой целостную систему взаимоотношений между множеством хозяйствующих субъектов рынка, имеющих собственные интересы.
Практика рыночных отношений в России делает проблему экономических потребностей и интересов практически значимой.
Для современной хозяйственной среды характерны неоднозначность и противоречивость процессов, происходящих в экономике. Это связано с нарастанием дисбаланса в реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов.
В частности, на рынке жилищного строительства Приморского края в течение многих лет сохраняется ситуация, когда имеется потенциальный спрос на жилье, т.к. жилищная обеспеченность в регионе м2/чел. недостаточна (менее 30 м2/чел. по стандарту ООН), строительная активность не успевает удовлетворять потенциальный спрос (из практики развитых стран 1м2/чел./год) , и при этом сохраняется низкая доступность жилья. Различные государственные и региональные программы за последние 5-7 лет, направленные на содействие застройщикам и снижение ставок по ипотеке, пока радикально не решают сложившихся за много лет проблем. По данным в нижеследующих таблицах очевидно, что в Приморском крае сохраняется низкая жилищная обеспеченность, наметился некоторый рост строительной активности, но необходимо еще 50% такого роста, чтобы выйти на показатель 1м2/чел./год. Стоимость 1 м2 жилья на первичном рынке продолжает расти, сохраняется разрыв между средней заработной платой и стоимостью жилья, то есть покупка жилья остается недоступной.
годы
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
кв.м/ чел.
|
21,7
|
22,1
|
22,4
|
22,6
|
22,9
|
23,1
|
23,43
|
23,9
|
24,5
|
Жилищная обеспеченность жителей Приморского края м2/ чел. 2013-2021 г.г.
Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю www.primstat.gks.ru (дата обращения 20.03.2023)
Таблица 2
Строительная активность (м2/чел./год), 2013-2021 г.г.
год
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Ввод жилых домов, тыс. м2 общей
площади
|
614,7
|
671,6
|
498,5
|
491,6
|
412,1
|
538,2
|
559,2
|
650,4
|
885,3
|
Численность населения, чел.
|
1947263
|
1938516
|
1950500
|
1947300
|
1938500
|
1913000
|
1905360
|
1895900
|
1877800
|
Годовая строительная активность м2/чел./год
|
0,32
|
0,35
|
0,26
|
0,25
|
0,21
|
0,28
|
0,29
|
0,34
|
0,47
|
Таблица 3
Доступность жилья на первичном рынке 2013-2021 г.г.
год
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Средние цены на рынке жилья в
Приморском крае, руб./м2, V
|
52543,72
|
54597,4
|
63597,4
|
70863,7
|
75307,4
|
73135,1
|
84603,46
|
110500
|
122200
|
Средняя заработная плата в Приморском
крае, руб., S
|
29965,7
|
32431
|
38644,5
|
41238,8
|
43930,86
|
47552,75
|
51181,54
|
50105
|
56615
|
Доступность жилья, К1=S/V
|
0,57
|
0,6
|
0,6
|
0,58
|
0,58
|
0,65
|
0,6
|
0,5
|
0,46
|
Специфика экономических интересов субъектов рынка строящегося жилья основывается на индивидуализации, поэтому разность интересов, их противоречивость выступает как потенциал развития экономики.
Павленков М.Н. и Кемайкин Н.К. [7] выделяют следующие группы интересов бизнес-единиц в процессе производства жилищно-коммунальных услуг. Следует отметить, что нижеприведенная группировка интересов не противоречит экономическим интересам субъектов рынка строительства жилья:
- Частные интересы
-Интересы в преумножении и сохранении своей собственности
-Интересы в возмещении затрат и получении максимальной доходности
-Укрепление конкурентоспособности
-Общественные интересы
Основываясь на вышеприведенной группировке, уточним интересы субъектов рынка строительства жилья.
Потенциальные покупатели жилья заинтересованы в улучшении своих жилищных условий, повышении своей жилищной обеспеченности или инвестиции в приобретение жилья временно свободных денежных средств. Реализация данного интереса возможна при достаточном уровне дохода и доступности ипотечных программ банков и государства. Под доступностью ипотечных программ банков и государства автор понимает наличие таких кредитных продуктов, которыми может воспользоваться любой занятый экономически активный гражданин независимо от его семейного положения и состава семьи, наличия льгот; ежемесячный платеж по такому кредиту не должен существенно снижать качество жизни заемщика и ущемлять другие его экономические интересы, не связанные с покупкой жилья.
Застройщики (собственники) строительного бизнеса главными своими целями видят повышение прибыли, рост продаж создаваемого жилья, капитализацию бизнеса, сокращение сроков строительства и передаче прав собственности покупателям жилья, так как это дает доступ к денежным средствам, депонированным на счетах эскроу.
Банки, предлагающие программы ипотечного кредитования, заинтересованы в росте клиентской базы, повышении ставки по ипотечным кредитам и размещении как можно больших сумм денежных средств на счетах эскроу.
Автор предлагает выделить государство в качестве субъекта рынка строящегося жилья. Это связано с регулирующей ролью государства в данной отрасли. Экономическими интересами государства в случае развития конкурентной среды рынка строящегося жилья являются качественное улучшение городской территории, рост протяженности и обновление коммуникаций, развитие дорожной сети, создание рабочих мест, повышение налоговых поступлений в бюджет.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что экономические интересы субъектов рынка строящегося жилья или антагонистичны или имеют крайне мало точек соприкосновения. Данное утверждение продемонстрируем в таблице:
Таблица 4
Экономические интересы субъектов рынка строящегося жилья
№
п/п
|
Наименование экономического интереса
|
Потенциальные покупатели жилья
|
Застройщики (собственники
строительного бизнеса)
|
Банки
|
Государство
|
1
|
Цена за 1 м2 жилья
|
Как можно ниже
|
Как можно выше
|
Цена за 1 м2 жилья не
должна снижать спрос на кредитные средства
|
нейтрально
|
2
|
Жилищная обеспеченность
|
Рост площади приобретаемого жилья в
расчете на одного человека
|
Рост объема продаж возводимого жилья
|
нейтрально
|
нейтрально
|
3
|
Доступность ипотечных программ
|
Ставка кредита и первоначальный взнос
как можно ниже
|
Ставка по ипотечному кредиту не должна
снижать спрос на кредитные средства, ежемесячный платеж по кредиту не должен
существенно снижать качество жизни заемщика, иначе снизится объем продаж
строящегося жилья. По данному пункту интересы покупателей жилья и собственников
строительного бизнеса совпадают
|
Ставка кредита как можно выше
|
нейтрально
|
4
|
Длительность размещения средств на
счетах эскроу
|
По данному пункту покупатель жилья
нейтрален, так как эскроу счет служит обеспечением выполнения застройщиком
условий договора
|
Разблокировка средств с эскроу счета
как можно раньше для привлечения оборотных средств
|
Банки заинтересованы в хранении
денежных средств на эскроу счетах, т.к. это увеличивает их ресурсную базу
|
Заинтересовано в соблюдении закона №
214-фз от 30.12.2004 г.
|
5
|
Развитие городской территории
|
Заинтересован как налогоплательщик в
качественной городской территории, но не готов участвовать в этом развитии
личными средствами
|
Заинтересованы как налогоплательщики и
строители жилья, т.к. нуждаются в подъездных путях и дорожной и городской
инфраструктуре, но не будут тратить средства бизнеса на развитие всей
территории, возможно, только в пределах своего строительства
|
Заинтересованы как налогоплательщики
|
Заинтересовано в рамках своих
обязательств, но будет заинтересовано еще больше, если развитие будет
осуществлено силами и средствами других субъектов и государству не придется
тратить бюджетные средства
|
6
|
Развитие дорожной сети
|
Аналогично п.5
|
Аналогично п.5
|
Аналогично п.5
|
Аналогично п. 5
|
7
|
Рост протяженности и обновление
коммуникаций
|
Заинтересован как пользователь этих
коммуникаций, т.к. повышается качество жизни, но не имеет ресурсов лично
обеспечивать рост протяженности и обновление коммуникаций
|
Заинтересован как пользователь этих
коммуникаций, как застройщик непосредственно участвует в их обновлении
|
нейтрален
|
Аналогично п.5
|
8
|
Создание рабочих мест
|
нейтрально
|
нейтрально
|
нейтрально
|
Заинтересовано, т.к. растет объем
выпуска, доходов населения, растут налоговые поступления в бюджет
|
9
|
Рост налоговых поступлений в бюджет
|
нейтрален
|
нейтрален
|
нейтрален
|
заинтересовано
|
Тем не менее вполне возможно такое взаимодействие вышеперечисленных субъектов на рынке, когда все экономические интересы, обозначенные в таблице, при антагонистичности их природы, будут согласованы или хотя бы приближаться к такому состоянию.
Результаты
Механизмом согласования экономических интересов субъектов рынка строительства жилья является, по мнению автора, конкурентный порядок [3], а именно третий уровень его установления [6]. Конкурентный порядок [3] -это такая форма рынка, при которой хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в условиях полной конкуренции, а экономический процесс является объектом регулирования государством и управления потребителями с целью повышения качества предпринимательской среды [4]. Автор понимает конкурентный порядок как взаимосвязь жилищной обеспеченности – dwelling well-being (характеризует потенциальную потребность в жилье), строительную активность, которая способна удовлетворить эту потребность- (building activity) и доступность жилья (availability of housing). Третий уровень установления конкурентного порядка предполагает, что, при недостаточной жилищной обеспеченности, т.е. потенциальном спросе на жилье, присутствует высокая строительная активность, что способствует достижению высокой доступности жилья.
При росте жилищной обеспеченности до 30 м2/чел. будут согласованы экономические интересы строительного бизнеса и покупателей жилья (п. 2 таблицы 4- объем продаж и жилищная обеспеченность). При достижении строительной активности 1 м2/год/чел. придут в соответствие друг с другом экономические интересы по п. 1-2 таблицы 4, косвенно это повлияет на согласование интересов по п.5-9 таблицы 4. При росте доступности жилья и сокращении разрыва между ценой 1 м2 и средней заработной платой будет уравновешен экономический интерес п.3 таблицы 4 для всех участников рынка строящегося жилья.
Обсуждение
Установление на рынке строительства жилья конкурентного порядка третьего уровня приведет к согласованности экономических интересов всех участников данного рынка, т.е. рынок будет стремиться к равновесию. Но для установления конкурентного порядка данного уровня требуется взвешенная целенаправленная экономическая политика, направленная на совершенствование конкурентной среды рынка строительства жилья. Обоснование и разработка такой экономической политики является актуальной для дальнейших исследований.
Источники:
2. Грушина О.В., Шеломенцева Н.Н. Проектное финансирование и методика оценки его воздействия на участников процесса жилищного строительства // Жилищные стратегии. – 2020. – № 3. – c. 287-310. – doi: 10.18334/zhs.7.3.110742.
3. Иголинская Ю.В. Необходимость установления конкурентного порядка на рынке строительства жилья // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 1(54). – c. 947-949.
4. Иголинская Ю.В. Предпринимательская среда и конкурентная среда: взаимосвязь и границы // World science: problems and innovations: сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции «WORLD СCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS». Пенза, 2019. – c. 41-43.
5. Козюбро Т.И. Экономические интересы участников процесса разработки стратегии развития предприятия как фактор успешного стратегического планирования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-1(82). – c. 178-180. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-12-1-178-180.
6. Латкин А.П., Иголинская Ю.В. Классификация уровней установления конкурентного порядка на рынке строительства жилья // Жилищные стратегии. – 2020. – № 3. – c. 269-286. – doi: 10.18334/zhs.7.3.111103.
7. Павленков М.Н., Кемайкин Н.К. Социально-экономические интересы участников производства и потребления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – c. 306-310.
8. Туманян Ю.Р. Механизм согласования и реализации экономических интересов как способ достижения макроэкономического равновесия // Экономика. – 2022. – № 9-1. – c. 59-65. – doi: 10.34670/AR.2022.38.48.066.
9. Шульга К.В. Эволюция исследований категории экономические интересы // Вестник Академии знаний. – 2018. – № 27(4). – c. 254-258.
10. Шульга К.В., Новоселова Н.А. Экономические интересы: сущность и классификация // Вестник Академии знаний. – 2018. – № 27(4). – c. 185-190.
11. Peruzzi M. Accelerating Economic Growth: The Science beneath the Art // Economic Modeling. – 2021. – p. 105593. – doi: 10.1016/j.econmod.2021.105593.
12. Peck J. Remaking laissez-faire // Progress in Human Geography. – 2008. – № 1. – p. 3-43. – doi: 10.1177/0309132507084816.
13. Handel A. What’s in a home? Toward a critical theory of housing/dwelling // Environment and Planning C: Politics and Space. – 2019. – № 6. – p. 1045-1062. – doi: 10.1177/2399654418819104.
14. Henderson R., David. German Economic Miracle. Library Economics liberty. [Электронный ресурс]. URL: http://www.econlib.org/library/Enc/GermanEconomicMiracle.html (дата обращения: 05.11.2022).
15. Kirdina S. New Systemic Institutional Approach for Comparative Political and Economic Analysis // Review of Radical Political Economics. – 2013. – № 3. – p. 341-348. – doi: 10.1177/0486613413487167.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 05:11:10