Выявление сильных сторон проектных организаций в строительной сфере для их адаптации к современным условиям
Мельников М.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135035
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования внешних и внутренних факторов проектной организации в строительстве с учетом отраслевой специфики. Вклад автора состоит в уточнении и систематизации сильных, слабых сторон, возможностей и угроз организации по осуществлению проектных работ и инженерных изысканий в строительстве. В статье методом SWOT-анализа выявлены ключевые сильные стороны организации для развития возможностей и снижения угроз ее деятельности.
Ключевые слова: SWOT-анализ организации, сильные стороны проектных организаций, развитие проектных организаций в строительстве
JEL-классификация: М31, L74, О22
Введение
Современная хозяйственная деятельность в развитых странах характеризуется сложностью бизнес-процессов организаций, большим количеством экономических связей на рынках и высокой чувствительностью организаций к изменениям внешней среды [15 с. 206-208]. В настоящее время общество преодолело пик мировой пандемии COVID-19, которая негативно повлияла на сложные процессы в хозяйственной жизни общества. Наблюдается восстановление и рост экономических показателей [1 с. 173-184].
Помимо восстановления от пандемии COVID-19 на российскую хозяйственная деятельность оказывается определенное негативное давление в результате динамично изменяющихся международных отношений [11 с. 18-21]: переориентация российских экспортно-импортных отношений с североатлантического на азиатско-тихоокеанский и африканский регионы.
Вышеперечисленные процессы приводят к значительным трудностям для российских организаций, деятельность которых зависит от международного взаимодействия. Организациям приходится выискивать и делать упор на свои сильные стороны, чтобы развивать свои возможности и купировать угрозы. Одной из чувствительных к современным изменениям сфер хозяйственной деятельности российского общества является сфера развития инфраструктуры авиаперевозок. Проектирование и строительство авианфраструктуры отличается их высокой технологизацией, сложностью бизнес-процессов организаций, и большим спектром хозяйственных взаимодействий между организациями отрасли.
Оптимизация рыночных позиций проектных организаций в строительстве и возможностей их обеспечения основаны на повышении эффективности деятельности. Методами оценки информации об уровне эффективности и конкурентоспособности организаций в части совершенствования инструментальных средств проведения комплексного экономического анализа являются: PEST-анализа, карты стратегических групп, матрицы анализа возможностей и угроз, SWOT-анализа [8, с.7-17].
В научной среде широко распространен метод SWOT-анализа в исследования потенциала организаций, разработки стратегий развития и повышения экономической эффективности [3, 7, 12, 13]. Также используется применение SWOT-анализа в строительной сфере [9].
В то же время наблюдается недостаточное использование метода SWOT-анализа для выявления перспектив развития организаций, занимающихся проектной деятельностью в строительстве. Возможности данного эффективного метода исследования может открыть новое видение в развитии организаций данных организаций.
Целью исследования является – на примере организации Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» (далее «Аэропроект») проведение анализа внешней и внутренней среды организации и выявление ее сильных и слабых сторон, которые могут быть использованы для развития возможностей организации. Опыт «Аэропроект» можно использовать для всех проектно-строительных организаций по развитию авиаинфраструктуры.
В качестве инструмента для проведения анализа применен наиболее часто использующийся в стратегическом менеджменте SWOT-анализ. Информационной базой для анализа послужили открытые источники и результаты глубинных интервью с управленческим персоналом среднего и высшего звена организации.
Анализ деятельности проектной организаций в строительной сфере
«Аэропроект» ведет свою деятельность по проектированию и развитию авиатранспортной инфраструктуры с 1934 г, имел филиалы в Киеве, Хабаровске, Красноярске, Ленинграде.
В настоящее время организация является головной проектной организацией Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) в области развития наземной инфраструктуры гражданской авиации на всей территории Российской Федерации. Предприятие имеет организационно правовую форму Федеральное Государственное Унитарное Предприятие, учредителем является «Росимущество».
По проектам института построены десятки аэропортов и многие сотни объектов капитального строительства объектов аэропортовой инфраструктуры. Только за последнее время реализованы: объекты аэропортовых комплексов Белгорода (аэродром и аэровокзал), Волгограда (аэродром и аэровокзал), Казани (аэродром), Новосибирска (аэродром), Хабаровска (аэродром); Адлер (Сочи) (аэродром); аэропорты Московского авиационного узла – Внуково, Домодедово и Шереметьево; объекты аэродрома «Крайний» на космодроме «Байконур»; аэропорты Якутии, Магаданской области и Камчатского края; вертолетные площадки в Московском Кремле и в Доме Правительства Российской Федерации, ЦКБ.
Специалисты «Аэропроект» комплексно решают стоящие перед отраслью задачи по развитию и реконструкции аэропортовых комплексов и их инфраструктуры, оперативно внедряют научные достижения в практику аэропортостроения, обеспечивая высокий качественный уровень подготовки проектных решений.
«Аэропроект» имеет партнерские отношения со многими ведущими российскими и зарубежными организациями, государственными учреждениями и ведомствами.
Работа «Аэропроект» обусловлена множеством внутренних коммуникаций, взаимодействий с внешней средой, его организационными и структурными особенностями, что влечет за собой множество факторов, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития организации и ее реализации.
К благоприятным факторам внешней среды организации можно отнести повышенное внимания государства к развитию транспортной инфраструктуры и, в частности, авиационной, которое выражалось в реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». На данный момент Росавиация разработала проект Концепции развития аэродромной сети России, который предусматривает реконструкцию 179 аэропортов и аэродромов в 2021-2035 гг. Это влияет на поступательное увеличение заказов. По данным управленческого учета организации 2021г. доля работ, выполняемых напрямую за счет средств федерального бюджета, составила в общем объеме выполняемых работ 25,6%. по следующим основным объектам [16]:
– «Реконструкция и строительство аэропорта Грозный «Северный»;
– «Реконструкция и строительство аэропорта Грозный "Северный". Аэровокзальный комплекс";
– «Строительство новой ИВПП в аэропорту Южно-Сахалинск».
В 2021г. объем работ, выполняемых по государственному оборонному заказу по объекту «Строительство аэропортового комплекса, I этап. Площадка 5», космодром Восточный по данным управленческого учета составил 17,1% в общем объеме выполняемых работ [16].
Высокий уровень участия государства в развитии транспортной инфраструктуры связан с тем, что транспорт(сообщение) является одной из основ развития страны и роста экономики, а также является социально-значимым. Географически и климатические особенности страны делают авиационный транспорт особо значимым в сравнении с прочими видами транспорта.
«Перезапуск» авиастроительной отрасли создает дополнительный спрос на работы по проектированию заводских аэродромов.
Так же по мере накопления капитала и роста благосостояния отмечается рост интереса коммерческих структур к развитию частной малой бизнес-авиации.
Развитие авиаперевозок и строительство большого количества объектов транспортной инфраструктуры вызывает высокую активность бизнеса в сфере производства строительных конструкций, изделий, материалов, оборудования, что тоже открывает перед организацией большие возможности.
Также благоприятным фактором можно считать низкую конкуренцию. Как было указано ранее основными конкурентами «Аэропроект» являются АО «Ленаэропроект» (г.Санкт-Петербург) и ООО «Красаэропроект» (Красноярск). Конкурентным преимуществам «Аэропроекта» перед конкурентами можно отнести высококвалифицированный персонал и возможность оказывать наиболее полный перечень услуг в области аэродромного проектирования и всевозможных изысканий.
Взрывное развитие систем автоматизированного проектирования (далее САПР) уже дает организации возможность облегчить и ускорить многие производственные процессы. Организация постоянно отслеживает и участвует в развитии перспективных САПР, которые позволят обеспечить высокую конкурентоспособность.
Так же к благоприятным факторам внешней среды сюит отметить сохранившийся высокий уровень подготовки вузами квалифицированных специалистов начального уровня в большем количестве.
К неблагоприятным факторы внешней среды можно отнести бюрократические факторы: ужесточение контроля над нормами, введение дополнительных обязательных разделов в состав проектно-сметной документации (ПСД), усложнение процедуры получения исходно-разрешительной документации.
Увеличение государственных и частных инвестиций влечет рост числа конкурентов (пример: Группа компаний «Спектрум»), которые как «оттягивают» на себя как часть работ, так и переманивают специалистов.
Ужесточение международных санкций в отношении отраслей России создает определенные угрозы для строительной отрасли в целом, среди которых импортозависимость от оборудования, изделий, материалов и специализированных машин, зависимость от иностранных систем САПР. Незапланированное значительное снижение бюджетных поступлений может привести к пересмотру целевой программы в направлении уменьшения, что влечет за собой снижение государственных и увязанных с ними коммерческих заказов.
К сильным сторонам организации можно отнести наличие научного подразделения, что позволяет внедрять инновационные конструкции и решения и обучаться на опыте, это в сою очередь позволяет организации обладать ключевой компетенцией и находиться на высоком конкурентном уровне. Также организация имеет постоянный штат специалистов, позволяющий точнее заниматься планированием в организации и в наименьшей степени зависеть от субподрядчиков.
Вышеперечисленные сильные стороны дает «Аэропроект» способность самостоятельно выполнять весь спектр работ по проектированию аэродромного комплекса на всех стадиях проектирования начиная от изысканий и заканчивая контролем процесса строительства (авторский надзор).
Почти столетняя история существования организации позволила выстроить партнерские отношения со многими ведущими российскими и зарубежными организациями, государственными учреждениями и ведомствами отрасли. Также многолетний опыт сформировал способность к глубокому пониманию потребностей и желаний основного заказчика в лице государства и каналы постоянной обратной связи как формальной, так и не формальной с организациями, реализующими проекты.
То, что организация является государственным предприятием, дает доступ к выполнению заказов, закрытых для коммерческих организаций (бесконкурсные работы). В то же время это является и слабой стороной организации, так как форма собственности накладывает множество ограничений на принятие решений, проведения мероприятий внутри организации, т.е. организация ограничена в самостоятельности. Узкая специализация также не дает возможность развивать перспективные отраслевые направления.
К слабым сторонам «Аэропроект» относятся классические факторы «зрелых» организаций, негативно влияющих на ее деятельность такие как: низкая гибкость организационно-управленческой структуры, плохая связь между подразделениями, низкая скорость принятия управленческих решений, неравномерная загруженность специалистов разных направлений.
Низкая квалификация молодых специалистов, необходимость дополнительного бучения их на месте, а также высокая текучка кадров молодых специалистов также является слабой стороной организации.
Ужесточение международных санкций в отношении отраслей России влияет не только на внешнюю, но и на внутреннюю среду организации, что выявляет слабости, связанные с импортозависимостью отрасли от оборудования, изделий, материалов и специализированной техники и зависимость от импортных систем автоматизированного проектирования (САПР). Специалисты организации вынуждены искать замены оборудованию, изыскивать и закладывать проектные решения, исключающие применение недоступных материалов, оборудования и специализированных машин на стадии реализации проектов.
Для анализа сильных и слабых сторон возможностей и угроз внешней и внутренний среды организации выделены ключевые факторы, которые представлены в исходной матрице SWOT-анализа (табл. 1).
Таблица 1
Матрица SWOT анализа
S
|
Сильные
стороны организации (из анализа внутренней среды)
|
W
|
Слабые
стороны организации (из анализа внутренней среды)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
S1
|
Эффект
обучения на опыте
|
W1
|
Низкая
скорость принятия управленческих решений
|
S2
|
Наличие
научного подразделения, что позволяет внедрять инновационные конструкции и
решения
|
W2
|
Импортозависимость
отрасли от оборудования, изделий, материалов и специализированной техники
|
S3
|
Обладание
ключевой компетенцией
|
W3
|
Зависимость
от импортных систем автоматизированного проектирования (САПР)
|
S4
|
Способность
самостоятельно выполнит весь спектр работ по проектированию аэродромного
комплекса на всех стадиях проектирования начиная от изысканий и заканчивая
контролем процесса строительства (авторский надзор)
|
W4
|
Форма
собственности накладывает множество ограничений на принятие решений,
проведения мероприятий внутри организации, ограничение самостоятельности
(минусы ФГУП)
|
S5
|
Глубокое
понимание потребностей и желаний основного заказчика
|
W5
|
Неравномерная
загруженность специалистов разных направлений
|
S6
|
Постоянный
штат специалистов позволяет точнее заниматься планированием в организации
|
W6
|
Узкая
специализация
|
S7
|
Партнерские
отношения со многими ведущими российскими и зарубежными организациями,
государственными учреждениями и ведомствами отрасли
|
W7
|
Высокая
текучка молодых специалистов
|
S8
|
Постоянная
обратная связь как формальная, так и не формальная с компаниями, реализующими
проекты
|
W8
|
Низкая
квалификация молодых специалистов, необходимость дообучения на месте
|
S9
|
Выполнение
заказов, закрытых для коммерческих организаций (бесконкурсные работы)
|
W9
|
Плохая
связь между подразделениями
|
|
|
W10
|
Низкая
гибкость организационно-управленческой структуры
|
O
|
Благоприятные
факторы (возможности) внешней среды
|
T
|
Неблагоприятные
факторы (угрозы) внешней среды
|
O1
|
Повышение
внимания государства к развитию авиа-инфраструктуры
|
T1
|
Усложнение
процедуры получения исходно-разрешительной документации
|
O2
|
Рост
объемов строительства авиа-инфраструктуры
|
T2
|
Снижение
государственных и коммерческих заказов
|
O3
|
Низкая
конкуренция
|
T3
|
Ужесточение
контроля над нормами
|
O4
|
Развитие
бизнес-авиации как класса
|
Т4
|
Рост
числа конкурентов, которые как оттягивают на себя как часть работ, так и
переманивают специалистов
|
O5
|
Высокая
активность бизнеса в сфере производства строительных конструкций, изделий,
материалов, оборудования
|
Т5
|
Введение
дополнительных обязательных разделов в состав проектно-сметной документации
(ПСД)
|
O6
|
Взрывное
развитие САПР
|
Т6
|
Импортозависимость
от систем САПР
|
O7
|
Подготовка
вузами квалифицированных специалистов начального уровня
|
Т7
|
Угроза
исчезновения после возможной приватизации
|
Для лучшего понимания влияния выявленных факторов на организацию построена корреляционная SWOT-матрица, позволяющая последовательно рассмотреть различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании (табл. 2). Чем больше значимость пересечения факторов, тем выше цифра.
Таблица 2
Корреляционная матрица SWOT анализа
|
Возможности
|
Угрозы
| |||||||||||||
O1
|
O2
|
O3
|
O4
|
O5
|
O6
|
O7
|
T1
|
T2
|
T3
|
T4
|
T5
|
T6
|
T7
| ||
Сильные стороны
|
S1
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
S2
|
|
|
|
|
|
I
|
I
|
|
|
|
|
|
I
|
| |
S3
|
|
I
|
|
|
|
I
|
|
|
|
I
|
|
I
|
|
I
| |
S4
|
|
I
|
I
|
|
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
I
| |
S5
|
I I
|
|
|
|
|
|
|
|
I I
|
|
I I
|
|
|
I I
| |
S6
|
|
I
|
|
|
|
I
|
|
I
|
|
I
|
I
|
I
|
|
| |
S7
|
I
|
I I
|
|
I
|
I I
|
|
|
|
I
|
|
I I
|
|
|
I
| |
S8
|
|
I
|
|
I
|
I I
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
I
| |
S9
|
I
|
I
|
I
|
|
|
|
|
|
I
|
|
I I
|
|
|
I I
| |
Слабые стороны
|
W1
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
I
|
|
I
|
|
I
|
|
W2
|
I
|
|
|
|
|
I
|
|
|
|
|
|
|
I
|
| |
W3
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
|
|
|
|
I
|
| |
W4
|
|
I
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
W5
|
|
|
|
|
|
I
|
I
|
I
|
|
|
|
I
|
|
| |
W6
|
I
|
I
|
I I
|
I
|
I
|
I
|
|
|
I
|
|
I
|
|
I
|
I I
| |
W7
|
I
|
I
|
|
I
|
|
|
I I
|
|
I
|
|
I
|
|
|
| |
W8
|
I
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
I
| |
W9
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
I
|
|
I
|
|
|
I
| |
W10
|
|
|
|
|
|
I
|
|
I
|
|
I
|
I
|
I
|
|
I
|
По данным представленным в табл. 2 можно сделать вывод, что сильные стороны «Аэропроект» тесно связаны с тем, что организация давно работает на рынке, но несмотря на это имеет производственные трудности в реализации большого количества проектов в одно время. Из благоприятных факторов можно выделить динамичное развитие отрасли и большое внимание государства к данной сфере. Неблагоприятными факторами являются зависимость от импорта, усложнение требований к бюрократическим процессам, а также то, что что во многие отрасли еще не восстановились после пандемии Covid-19, а также в них наблюдается спад вследствие международных санкций.
Заключение
Проанализировав внешнюю среду организации, можно сделать следующие выводы: возможное изменение законодательства может препятствовать эффективной работе. Относительно высокие барьеры выхода на рынок дают низкую вероятность появления новых игроков на рынке. К тому же на рынке присутствует довольно высокий уровень внутриотраслевой конкуренции. Такой фактор, как ограничения в международных перевозках даст отрицательный эффект для организаций подобного типа. Так же структурные изменения в сфере эксплуатации авиатранспорта может негативно повлиять на развитие отрасли. Надежный заказчик в лице государства обеспечит бесперебойную работу организации.
Анализ факторов внутренней среды показал, что сильными сторонами организации являются: опыт и научная база, благодаря которой реализуются сложные инновационные проекты и наличие постоянных заказчиков, а слабыми сторонами организации считается трудности при одновременной работе по большому количеству проектов.
Организация может укреплять и развивать свое положение на рынке развивая стратегические сильные стороны: улучшать систему проектной деятельности за счет технологического импортозамещения, повышать адаптивность персонала улучшая систему его обучения. Развитие данных направлений деятельности организации возможно при внедрении технологии менеджмента знаний. Также перспективным для повышения эффективности реализации многоэтапных организационных проектов является внедрение системы управления рисками проектов проектной деятельности.
Источники:
2. Володин С.В. Стратегическое управление проектами: На примере аэрокосмической отрасли. - М.: Ленанд, 2019. – 148 c.
3. Жукова Т.В. Анализ внешних и внутренних факторов деятельности предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 4-1. – c. 99-106. – doi: 10.34670/AR.2022.75.73.004.
4. Зуева Т.И. Применение метода экспертных оценок при прогнозировании показателей инновационного потенциала предприятия // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 82. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10434.
5. Лашманова Н.В., Сыроватская О.Ю., Садырин И.А. Технологии стратегического анализа в инновационном проектировании. / Монография. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2021. – 151 c.
6. Мельников М.С. Риски проектов по осуществлению проектных работ и инженерных изысканий в строительной сфере // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-1. – c. 109-113. – doi: 10.17513/vaael.2624.
7. Михайлова А.Е., Мушкарова О.М., Петрова Е.М. Использование инструментария SWOT-анализа для обеспечения экономической безопасности предприятия // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 1. – c. 86-94. – doi: 10.24411/2307-5368-2020-10060.
8. Гамзатов А.Я. Обеспечение конкурентоспособности строительных организаций в условиях перехода к проектному финансированию. / Автореферат дис.,.. доктора экономических наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2021. – 47 c.
9. Прошкина С.И., Жегера К.В. Анализ конкурентоспособности предприятия, выпускающего продукцию строительного назначения // Инженерный вестник Дона. – 2021. – № 4(76). – c. 358-367.
10. Соклакова И.В., Ермилина Д.А., Панкова Л.Н., Сергеева С.А., Санталова М.С., Сурат И.Л. Современный стратегический анализ: теория и практика использования в деятельности российских организаций. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 194 c.
11. Кособуцкая А.Ю., Трещевский Ю.И., Праченко А.А., Роднин М.Н. Угрозы экономических санкций региональной экономике - Общее и особенное в оценках экспертов // Регион: системы, экономика, управление. – 2022. – № 4(59). – c. 15-24. – doi: 0.22394/1997-4469-2022-59-4-15-24.
12. Шагалова Т.В. Разработка идей по усилению и развитию экономического потенциала предприятия на основе STEP и SWOT-анализов // Вестник Университета Российской академии образования. – 2021. – № 1. – c. 76-87. – doi: 10.24411/2072-5833-2020-10062.
13. Шагеев Д.А., Львов Л.В. Проблема устойчивого развития образовательной организации в условиях негативного влияния факторов среды при помощи расширенного SWOT-анализа // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – № 4(58). – c. 100-111. – doi: 10.7442/2071-9620-2022-14-4-100-111.
14. Федотова Н.В., Костакова Н.Г. SWOT-анализ ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» // Транспортное дело России. – 2017. – № 1. – c. 50-51.
15. Dushebaeva A.T., Tavdros Yu.H.Yu.M. Impact of COVID-19 on world economy: EU evidence // Финансовый бизнес. – 2021. – № 10(220). – p. 204-209.
16. Интернет-сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект». [Электронный ресурс]. URL: https://www.aeroproject.ru/ (дата обращения: 23.01.2023).
Страница обновлена: 21.11.2024 в 19:11:39