Система управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг
Знаменская М. А.1, Ефимова С. И.1
1 Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию существующей системы управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг, а также разработке эффективной системы управления взаимодействием с подрядчиками. В работе был проведен анализ рынка экспедиторских услуг с выявлением тенденций их развития, оценена существующая система управления взаимодействием с подрядчиками на анализируемом рынке, выявлены ее сильные и слабые стороны. Благодаря симбиозу анализируемых тенденций и недостатков существующей системы была разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками. Результаты исследования помогут компаниям быстро проводить мониторинг информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что обеспечит быструю адаптацию в внешней среде и реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки.
Ключевые слова: система управления подрядчиками, взаимодействие, рынок экспедиторских услуг, транспортные и логистические услуги, экспедиторы
JEL-классификация: L90, L91, R40
Введение. В современных условиях компании быстро развиваются и очень часто сталкиваются с проблемой постоянного совершенствования и автоматизации своих систем управления, в том числе и системы управления подрядчиками и также взаимоотношений с предприятими в транспортно-логистических услугах. Сама система управления взаимодействием с подрядчиками представляет собой совокупность определенных процессов, процедур и организационных структур. Эффективное взаимодействие имеет ключевое значение, оно позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, снизить затраты, а также обеспечить беспрепятственную работу. Это актуально в сфере транспортных услуг и логистических услуг, где, согласно данным, объем рынка в 2023 году оставил более 10 трлн рублей, что больше на 8,3% по сравнению с 2022 годом [2]. Именно экспедиторские услуги, как часть транспортных и логистических услуг оказывает наибольшее влияние на рынок транспортной логистики, так как для перевозок в наше время все больше компаний обращаются к экспедиторским компаниям, для того, чтобы ускорить поиск водителей и доставку товара.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальной системы управления взаимодействием предприятия с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг, отличающаяся от существующих разработок внедрением в нее мониторинга информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что обеспечивает быструю адаптацию по возникающим внешним обстоятельствам и реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки. Благодаря этому, осуществляется оптимизация и постоянные улучшения бизнес-процессов от доставки груза до подготовки документов для оплаты полученного заказа.
В связи с этим, цель исследования состоит в разработке новой системы управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
· Проведен анализ рынка экспедиторских услуг в Российской Федерации;
· Проведена оценка системы управления взаимодействием с подрядчиками, выявлены преимущества и недостатки;
· Разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками, которая помогает оптимизировать процессы для всех ее составляющих элементов.
Объект исследования - рынок экспедиторских услуг.
Предмет исследования - методы и инструменты управления взаимодействием предприятия с подрядчиками.
В методологический аппарат вошли различные методы исследования, которые широко используются авторами в своих работах: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.
Теоретические исследования. Рынок экспедиторских услуг в наше время является одной из важнейших частей в логистической сфере [21]. Благодаря экспедированию обеспечивается эффективное перемещение товаров и управление цепочками поставок [9]. Экспедиторские компании очень важны в наше время для транспортировки грузов, они облегчают с помощью координации взаимодействие между участниками процесса, такими как: производители/отправители (грузовладельцы), подрядчики (перевозчики), потребители (грузополучатели) [24].
Рынок экспедиторских услуг – это одна из сфер логистики [31], которая включает в себя организацию и координацию транспортировки груза.
Рынок экспедиторских услуг имеет свою классификацию, которая помогает разделить виды и сегменты услуг, которые зависят от определенных факторов.
Экспедитор-перевозчик – это организация, либо отдельное лицо, его задача состоит в перевозки груза и выполнении всех функций экспедирования. Он отвечает за транспортировку товаров, а также организует весь процесс логистики, включая оформление документов, выбор маршрута, контроль за состоянием груза и взаимодействие с различными службами.
Диспетчер – это специалист, который координирует процесс перевозки грузов, контролирует и информирует действия перевозчиков, транспортных средств и других участников логистической цепочки. Он организует загрузку и выгрузку, а также решает возникающие проблемы в процессе перевозки.
Экспедитор – это компания, либо отдельное лицо, которая занимается организацией перевозки грузов от грузовладельца к грузополучателю. Экспедитор выступает посредником между грузоотправителем [16], грузополучателем и перевозчиком. В его обязанности входит выполнение всех необходимых процедур, связанных с транспортировкой, такие как:
· оформление документов;
· страхование груза;
· контроль за состоянием груза на протяжении всего пути.
Классификация экспедиторов представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация экспедиторов [10]
Признаки классификации
|
Типы экспедиторов
|
По полноте предоставляемых услуг
|
Экспедиторы, специализирующиеся на определенном виде
экспедирования
|
Экспедиторы, оказывающие полный комплекс транспортно-экспедиционного
обслуживания
| |
По специализации по видам транспорта
|
Экспедиторы, работающие на определенном виде
транспорта
|
Экспедиторы, обеспечивающие доставку в смешанном
сообщении
| |
По наличию собственного подвижного состава
|
Экспедиторы, владеющие собственными транспортными
средствами
|
Экспедиторы, не владеющих собственными транспортными
средствами
| |
По размерам компании
|
Крупные компании
|
Средние компании
| |
Малые компании
| |
По месту оказания услуг
|
Экспедиторы, оказывающие услуги в пунктах
отправления, перевалки и назначения груза
|
Экспедиторы, оказывающие услуги по доставке груза
| |
По виду деятельности
|
Экспедиторы, для которых транспортно-экспедиционная
деятельность является основной
|
Экспедиторы, для которых транспортно- экспедиционная
деятельность является вспомогательной
| |
По направлению деятельности
|
Международные экспедиторы
|
Операторы смешенных перевозок
| |
Внутренние экспедиторы
|
По данным сайта биржи перевозок [1], которые представлены в таблице 2, в 2024 году существует 34 571 компании, которые занимаются экспедированием. Из них:
· 28 007 участников являются экспедитором-перевозчиком;
· 2 432 участника являются диспетчерами;
· 4 132 участника являются экспедиторами.
Также на бирже перевозок зарегистрировано всего 96 535 перевозчиков на ноябрь 2024 года. По данным Росстата РФ [25], в 2020 году по деятельности автоперевозок (ОКВЭД 60.24) было зарегистрировано 34 653 компании, естественно сейчас количество значительно выросло, но точных данных нет. Исходя из статистики перевозок грузов по видам транспорта в России относительное изменение между 2020 г. и 2024 г., составило 5,4%, следовательно в 2024 году компаний, которые занимаются автоперевозками составляет примерно 36,5 тысяч компаний.
Таблица 2 - Численность предприятий отрасли в России [1]
Год
|
Численность предприятий отрасли
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2022
|
32 158
|
-
|
-
|
2023
|
33 426
|
+1268
|
3,9
|
2024
|
34 571
|
+1145
|
3,4
|
Рисунок 1. Структура перевозок грузов по видам транспорта по Российской Федерации, % [2]
В период с 2018 по 2022 года транспортно-экспедиторский рынок [23] в Российской Федерации значительно вырос, объем составил 4,79 трлн. рублей, что показывает нам прирост на 40%. Экспедиторские компании составили 6% от всего транспортно-экспедиторского рынка.
Из-за пандемии в 2020 году было резкое уменьшение масштабов перевозимого груза и общего объема транспортировки (грузооборота). Также значительным изменением было перераспределение маршрутов транспортировки на железные дороги с морского транспорта и автотранспорта. При сниженном спросе [17] логистические и транспортные компании снижали экспедиторскую маржинальность для клиентов, чтобы снизить конечную стоимость перевозок, что позволило сохранить объемы транспортировок. Однако данные меры привели к уменьшению выручки от предоставления услуг экспедирования, даже при росте цен коммерческих грузоперевозок.
Рынок транспортно-экспедиционных услуг [6] в России за 2020 год составил 3,76 трлн руб., что по сравнению с 2019 годом больше всего на 2% (3,69 трлн руб.), однако доля экспедиторских услуг снизилась до 5,8%, но после ослабления карантинных мер как внутри страны так и за границей в 2021 году, рынок начал постепенно вновь набирать свои обороты [2].
К сожалению, в 2022 году случился новый кризис на рынке транспортно-экспедиционных услуг из-за введения санкций. После введения санкций со стороны западных стран была глубокая реструктуризация международной логистики. Все это привело к тому, что акцент пришлось сделать на перенос внешнеторговых потоков на южные и восточные направления страны [17].
Увеличение тарифных ставок на грузоперевозки, а также рост экспедиторской маржинальности значительно увеличили объем рынка транспортно-экспедиционных услуг в 2022 году. Обороты экспедиторских услуг [3] росли быстрее чем всего транспортно-экспедиторского рынка, их доля выросла до 6,2%. Их-за изменений в геополитической ситуации необходимо было искать нестандартные логистические решения [5], что привело к росту необходимости в экспедиторских услугах, так как они являются специалистами в организации сложных перевозок, а также дополнительном привлечении подрядчиков, что сказалось на их управлении.
Основная часть. Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, которое выполняет определенную работу или услугу при этом заключая договор [10] с другой стороной (заказчиком). При заключении договора подрядчик обязуется выполнить работу или услугу в определенное время, определённого качества, а также несет ответственность за выполнение в соответствии с условиями договора. Выполняя договор подрядчик [7] ориентируется на следующие нормативно-правовые акты:
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [12].
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [13].
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [14].
· Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» [26].
· Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [27].
· Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [28].
Система управления взаимодействием с подрядчиками – это совокупность организационно-экономических и правовых мер [11], направленных на эффективное взаимодействие заказчика с подрядными организациями [19].
Идея данной системы заключается в том, что нужно управлять рисками между всеми участниками, распределить ответственность и обязанности, а также должна быть согласованность действий [4].
Роль системы управления взаимодействием с подрядчиками [22] заключается в:
¾ Повышении эффективности взаимодействия за счет четкого определения ролей, обязанностей и ответственности каждой стороны, а также создания эффективных каналов коммуникации;
¾ Оптимизации бизнес-процессов путем автоматизации задач [18], сокращения времени на согласование и принятие решений, а также повышения прозрачности и контроля;
¾ Снижении рисков и затрат с помощью тщательной оценки и управления рисками, связанными с подрядными работами, а также оптимизации затрат на закупку и управление подрядчиками;
¾ Повышении качества и своевременности выполнения работ за счет установления четких стандартов качества, проведения регулярных проверок и мониторинга, а также обеспечения своевременного предоставления необходимых ресурсов и информации.
К принципам построения данной системы можно отнести:
1. Соблюдение законодательства, то есть нужно учитывать все соответствующие законы и нормативные акты.
2. Установление эффективных каналов коммуникации между заказчиком и подрядчиками, а также обеспечение своевременного доступа к необходимой информации.
3. Оценка и управление рисками.
4. Возможность подстраиваться к изменяющимся условиям и требованиям.
5. Планирование и контроль взаимодействия.
Теперь рассмотрим элементы системы управления взаимодействием с подрядчиками, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы системы управления взаимодействием с подрядчиками
*составлено авторами
Управление взаимодействием с подрядчиками включает в себя [8]:
· Управление информацией о здоровье и безопасности подрядчиков является основой успешного сотрудничества. Для этого необходимо:
¾ Создание и утверждение план и процедур по охране труда и технике безопасности, представленных подрядчиками, учитывая законодательство и нормативные акты.
¾ Убедится, что подрядчики осведомлены и соблюдают все применимые законы и нормы в области охраны труда и техники безопасности.
¾ Предоставление подрядчикам обучения и ресурсов для поддержания безопасных рабочих условий.
· Управление информацией о страховании имеет важное значение, когда заинтересованные стороны при возникновении несчастных случаев и инцидентов хотят защитить себя. Если что-то происходит подрядчик должен предоставить:
¾ Предоставить доказательства страхования.
¾ Предъявить доказательства ущерба и что случай попадает под страхование.
¾ Заказчик должен проверить актуальность полиса и может ли он покрыть данный случай.
¾ Заказчик помогает координировать действия с подрядчиками по вопросам страховых требований и урегулирования претензий, чтобы обеспечить своевременную и честную выплату за произошедший инцидент или несчастный случай.
· Управление программами обучения неразрывно связано с безопасностью подрядчиков, ведь основные программы обучения нужны для осведомления о всех применимых требования и процедурах. Выполняемые действия:
¾ Разработка и проведение программ для подрядчиков по вопросам охраны труда и техники безопасности.
¾ Осведомление подрядчиков об имениях в каких-то процедурах или требованиях.
¾ Учет и отслеживание подрядчиков в программах обучения.
· Управление конкретными документами, относящимися к подрядчику и владельцу-клиенту — это основа прозрачности и ответственности в отношениях с подрядчиками. Включает в себя:
¾ Подготовка и хранение контрактных документов (включая договоры, технические задания).
¾ Обеспечение своевременного утверждения контрактных документов всеми заинтересованными сторонами и утверждение изменений.
¾ Обеспечение контроля доступа к документам для защиты конфиденциальной информации.
¾ Анализ документов на соответствие действующему законодательству и внутренним стандартам компании.
Большинство современных контрактов требуют эффективного использования программного обеспечения для управления контрактами, облегчающего администрирование между несколькими сторонами.
Как и упоминалось ранее система управления взаимодействием с подрядчиками - совокупность согласованных процедур и правил взаимодействия клиента с подрядчиками, в результате чего выстраивается эффективное взаимодействие и качественное выполнение своих задач.
Существующую систему управления подрядчиками можно представить в следующей схеме (Рисунок 2).
Рисунок 3. Существующая система управления взаимодействием с подрядчиками
Можно увидеть, что данная система [31] кажется очень простой, мы видим взаимосвязи между элементами, но также при такой системе есть и свои риски, например, непонятно кто отвечает за сбор и анализ информации для оптимизации процессов. Разберем преимущества и недостатки данной системы управления взаимодействием с подрядчиками в таблице 3.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки системы управления взаимодействием с подрядчиками
Преимущества
|
Недостатки
|
Экспедиторская компания отвечает за полное взаимодействие с
подрядчиками (поиск, оплата и т.д.) и берет на себя риски
|
Нет четкого механизма обмена информацией
|
Легкая адаптация к изменяющимся потребностям подрядчиков
|
Недостаточная связь между элементами
|
Хорошая взаимосвязь между грузополучателем и клиентом
|
Отсутствие прозрачности ведения работ
|
Низкие затраты на администрирование
|
Нечеткое распределение ответственности
|
Малая потребность в IT-инструментах
|
Отсутствие гибкости
|
Учитывая данные преимущества и недостатки построим новую систему
управления подрядчиками, в которой будут учитываться существующие минусы прежней
системы (рисунок 4). Научная новизна заключается в разработке концептуальной
системы управления взаимодействием предприятия с подрядчиками на рынке
экспедиторских услуг, отличающаяся от существующих разработок внедрением в нее
мониторинга информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что
обеспечивает быструю адаптацию по возникающим внешним обстоятельствам и
реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки. Благодаря этому,
осуществляется оптимизация и постоянные улучшения бизнес-процессов от доставки
груза до подготовки документов для оплаты полученного заказа.
Рисунок 4. Новая система управления взаимодействием с подрядчиками
*составлено авторами
Данная система была улучшена за счет новых взаимосвязей и второстепенных элементов. Рассмотрим улучшения:
· Выстроена более четкая взаимосвязь и ответственность;
· Также улучшен механизм передачи информации, благодаря этому улучшена адаптивность к изменяющимся обстоятельствам;
· Внедрен мониторинг, который поможет снизить риски, а также поможет узнать статус заказа.
· Система предполагает не просто заказы, но и постоянное улучшение процессов благодаря аналитике [29].
С точки зрения практики новая система управления взаимодействием с подрядчиками повлияет на экспедиторов:
· Тем что появилось более четкое взаимодействие, и распределение обязанностей между всеми элементами и внутри самой компании. Благодаря этому, процессы теперь выстроены более точно, что облегает работу в экспедиторской компании. Улучшены каналы коммуникации [30], благодаря которым повысится эффективность работы.
· За счет автоматизации коммуникационных процессов снизится нагрузка на отдельные отделы экспедиторской компании.
· Благодаря новой системе, при ее внедрении в компанию, можно повысить ее конкурентоспособность.
На клиентов (заказчиков):
· Благодаря повышению прозрачности, клиент может отслеживать на какой стадии находится заказ, а также следить за качеством работы.
· Благодаря четкому разделению ответственности у клиента уменьшается количество сбоев, тем самым уменьшаются риски.
· Клиенты теперь могут более быстро реагировать на изменения, благодаря внедрению новых элементов сбора информации и аналитики.
Для грузополучателей:
· Снижение рисков получения поврежденного товара.
· Отслеживание статуса заказа.
· Благодаря информированию о статусе заказа, грузополучатель может планировать свои действия наперед.
· Оптимизация логистических процессов приводит к более оптимальной стоимости конечных услуг.
Заключение. Таким образом, был проанализирован рынок экспедиторских услуг и его тенденции, проведена оценка существующей системы управления взаимодействием с подрядчиками, выделены ее преимущества и недостатки. Разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками, которая включает в себя оптимизацию процессов всех элементов бизнес-процессов данной системы и учет рисков. Она обеспечивает эффективность распределения обязанностей и передачи информации между участниками процесса.
Новая система значительно повлияет на экспедиторов, клиентов и грузополучателей, так как все недостатки прошлой системы были исправлены и оптимизированы, чтобы всем участникам грузоперевозки было комфортно и информативно взаимодействовать друг с другом.
Источники:
2. Анализ рынка экспедирования грузов в России. BusinesStat. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/images/demo/freight_forwarding_russia_demo_businesstat.pdf?ysclid=m225pbc9sk827117000 (дата обращения: 11.04.2025).
3. Тренды автомобильных грузоперевозок в РФ в 2023 г. Strategy Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.ru/media/uploads/2023/07/Аналитический_отчет_Тренды_автомобильных_грузоперевозок_в_РФ_в_2023_г.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
4. Аликулов С.А., Ризаев И.И. Основы управления и оценки эффективностью предприятия // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики: Тезисы докладов и выступлений II Международной научно-практической конференции молодых ученых. Донецк, 2021. – c. 233-235.
5. Бакатин А.Н. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 1. – c. 18-30.
6. Бездудная А.Г., Краснова О.С. Особенности внешнеторговой деятельности регионов в условиях санкционных ограничений // Экономика строительства. – 2025. – № 2. – c. 159-161.
7. Бондарец Е.О., Османов К.М. Организация и проведение внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками // Задачи и возможности международного трансфера инновационных: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Омск, 2024. – c. 96-98.
8. Боронин С.В., Лазарев В.А. Исследование системы государственного управления поведением водителей в РФ // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. – 2014. – № 1. – c. 57-61.
9. Будрина Е.В., Бородулина С.А., Логинова Н.А., Рогавичене Л.И., Табачникова Е.В. Экономика транспорта. / Учебник и практикум для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 390 c.
10. Бушуева А.С. Совершенствование учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками. / Выпускная квалификационная работа магистра: направление 38.04. 01 «Экономика»; образовательная программа 38.04. 01_20 «Учет, анализ и аудит в системе управления организацией». - Санкт-Петербург, 2023. – 23-27 c.
11. Винокурова А.Г., Никулина С.Н. Расчеты с поставщиками и подрядчиками в учетно-аналитической системе организации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 3. – c. 265-271. – doi: 10.34755/IROK.2021.88.26.003.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 13.12.2024 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 11.04.2025).
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 08.08.2024 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 11.04.2025).
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изм. от 08.08.2024 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/ (дата обращения: 11.04.2025).
15. Денисенко Е.Б., Аникеева М.Е. Развитие индивидуального предпринимательства в сфере грузовых автоперевозок // Современные тенденции и перспективы развития агропромышленного и транспортного комплексов России: Сборник статей по материалам международной научной конференции. 2021. – c. 42-45.
16. Ершова И.Г., Ганеев Р.Р. Принципы управления межфункциональной и межорганизационной логистической деятельности // Модернизация и актуализация методов управления производственно-экономическим и социально-экономическими системами в современных условиях: Материалы 21-ой Национальной научно-практической конференции. Новочеркасск, 2024. – c. 111-116.
17. Закирова А.А., Коба А.В. Сравнительный анализ применения системы логистики в логистической компании российских и иностранных предприятий // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: Сборник научных статей 13-й Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Курск, 2023. – c. 217-221.
18. Трофимов В.В. и др. Информационные технологии в экономике и управлении. / Учебник для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 556 c.
19. Исаков А.С. Система управления услугами подрядчиков в крупной компании // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 2. – c. 98-102.
20. Синицына А.С., Некрасов А.Г., Конарева Н.А., Каширцева Т.И., Басыров И.М., Лахметкина Н.Ю., Щелкунова И.В., Пашков Н.Н., Козлова О.В., Коновалов В.Л., Веселкова М.Г., Можчеров А.В. Клиентоориентированные транспортно-логистические системы и технологии. / Учебное пособие. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 159 c.
21. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62667/ (дата обращения: 11.04.2025).
22. Саламатин Д.С. Разработка системы управления взаимоотношениями с подрядными организациями // Актуальные проблемы научного и технологического обеспечения инновационного развития: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2023. – c. 166-172.
23. Будрина Е.В. и др. Транспортно-экспедиционная деятельность. / Учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 324 c.
24. Тушин Н.А., Журавская М.А. Трансформация транспортно-логистического бизнеса в условиях ковидной реальности // Инновационный транспорт. – 2022. – № 4(42). – c. 3-9. – doi: 10.20291/2311-164X-2021-4-3-9.
25. Транспорт. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 11.04.2025).
26. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43006/ (дата обращения: 11.04.2025).
27. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 26.12.2024 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 11.04.2025).
28. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. от 01.01.2025 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 11.04.2025).
29. Холмовский С.Г., Силантьев А.В., Малецкая М.Б. Цифровая логистика и ограничения процесса уберизации грузовых автомобильных перевозок // Baikal Research Journal. – 2024. – № 2. – c. 615-625. – doi: 10.17150/2411-6262.2024.15(2).615-625.
30. Шамоян Ф.Р. Развитие цифровой системы коммуникаций и управления в нефтегазовой отрасли // II Международная конференция по продвинутому системному анализу и моделированию бизнес-процессов: Сборник докладов международной конференции. Екатеринбург, 2023. – c. 103-106.
31. Шемякин А.В., Борычев С.Н., Рембалович Г.К., Бакулина Г.Н., Мартынушкин А.Б., Романова Л.В., Андреев К.П., Терентьев В.В. Исследование систем управления и экономическая эффективность производства на предприятиях автотранспортной отрасли. / Учебное пособие. - Рязань: Полиграфический центр «PRINT 62», 2021. – 297 c.
Страница обновлена: 23.05.2025 в 18:59:44