Система управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 5 (Май 2025)
Введение. В современных условиях компании быстро развиваются и очень часто сталкиваются с проблемой постоянного совершенствования и автоматизации своих систем управления, в том числе и системы управления подрядчиками и также взаимоотношений с предприятими в транспортно-логистических услугах. Сама система управления взаимодействием с подрядчиками представляет собой совокупность определенных процессов, процедур и организационных структур. Эффективное взаимодействие имеет ключевое значение, оно позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, снизить затраты, а также обеспечить беспрепятственную работу. Это актуально в сфере транспортных услуг и логистических услуг, где, согласно данным, объем рынка в 2023 году оставил более 10 трлн рублей, что больше на 8,3% по сравнению с 2022 годом [2]. Именно экспедиторские услуги, как часть транспортных и логистических услуг оказывает наибольшее влияние на рынок транспортной логистики, так как для перевозок в наше время все больше компаний обращаются к экспедиторским компаниям, для того, чтобы ускорить поиск водителей и доставку товара.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальной системы управления взаимодействием предприятия с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг, отличающаяся от существующих разработок внедрением в нее мониторинга информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что обеспечивает быструю адаптацию по возникающим внешним обстоятельствам и реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки. Благодаря этому, осуществляется оптимизация и постоянные улучшения бизнес-процессов от доставки груза до подготовки документов для оплаты полученного заказа.
В связи с этим, цель исследования состоит в разработке новой системы управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
· Проведен анализ рынка экспедиторских услуг в Российской Федерации;
· Проведена оценка системы управления взаимодействием с подрядчиками, выявлены преимущества и недостатки;
· Разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками, которая помогает оптимизировать процессы для всех ее составляющих элементов.
Объект исследования - рынок экспедиторских услуг.
Предмет исследования - методы и инструменты управления взаимодействием предприятия с подрядчиками.
В методологический аппарат вошли различные методы исследования, которые широко используются авторами в своих работах: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.
Теоретические исследования. Рынок экспедиторских услуг в наше время является одной из важнейших частей в логистической сфере [21]. Благодаря экспедированию обеспечивается эффективное перемещение товаров и управление цепочками поставок [9]. Экспедиторские компании очень важны в наше время для транспортировки грузов, они облегчают с помощью координации взаимодействие между участниками процесса, такими как: производители/отправители (грузовладельцы), подрядчики (перевозчики), потребители (грузополучатели) [24].
Рынок экспедиторских услуг – это одна из сфер логистики [31], которая включает в себя организацию и координацию транспортировки груза.
Рынок экспедиторских услуг имеет свою классификацию, которая помогает разделить виды и сегменты услуг, которые зависят от определенных факторов.
Экспедитор-перевозчик – это организация, либо отдельное лицо, его задача состоит в перевозки груза и выполнении всех функций экспедирования. Он отвечает за транспортировку товаров, а также организует весь процесс логистики, включая оформление документов, выбор маршрута, контроль за состоянием груза и взаимодействие с различными службами.
Диспетчер – это специалист, который координирует процесс перевозки грузов, контролирует и информирует действия перевозчиков, транспортных средств и других участников логистической цепочки. Он организует загрузку и выгрузку, а также решает возникающие проблемы в процессе перевозки.
Экспедитор – это компания, либо отдельное лицо, которая занимается организацией перевозки грузов от грузовладельца к грузополучателю. Экспедитор выступает посредником между грузоотправителем [16], грузополучателем и перевозчиком. В его обязанности входит выполнение всех необходимых процедур, связанных с транспортировкой, такие как:
· оформление документов;
· страхование груза;
· контроль за состоянием груза на протяжении всего пути.
Классификация экспедиторов представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация экспедиторов [10]
Признаки классификации
|
Типы экспедиторов
|
По полноте предоставляемых услуг
|
Экспедиторы, специализирующиеся на определенном виде
экспедирования
|
Экспедиторы, оказывающие полный комплекс транспортно-экспедиционного
обслуживания
| |
По специализации по видам транспорта
|
Экспедиторы, работающие на определенном виде
транспорта
|
Экспедиторы, обеспечивающие доставку в смешанном
сообщении
| |
По наличию собственного подвижного состава
|
Экспедиторы, владеющие собственными транспортными
средствами
|
Экспедиторы, не владеющих собственными транспортными
средствами
| |
По размерам компании
|
Крупные компании
|
Средние компании
| |
Малые компании
| |
По месту оказания услуг
|
Экспедиторы, оказывающие услуги в пунктах
отправления, перевалки и назначения груза
|
Экспедиторы, оказывающие услуги по доставке груза
| |
По виду деятельности
|
Экспедиторы, для которых транспортно-экспедиционная
деятельность является основной
|
Экспедиторы, для которых транспортно- экспедиционная
деятельность является вспомогательной
| |
По направлению деятельности
|
Международные экспедиторы
|
Операторы смешенных перевозок
| |
Внутренние экспедиторы
|
По данным сайта биржи перевозок [1], которые представлены в таблице 2, в 2024 году существует 34 571 компании, которые занимаются экспедированием. Из них:
· 28 007 участников являются экспедитором-перевозчиком;
· 2 432 участника являются диспетчерами;
· 4 132 участника являются экспедиторами.
Также на бирже перевозок зарегистрировано всего 96 535 перевозчиков на ноябрь 2024 года. По данным Росстата РФ [25], в 2020 году по деятельности автоперевозок (ОКВЭД 60.24) было зарегистрировано 34 653 компании, естественно сейчас количество значительно выросло, но точных данных нет. Исходя из статистики перевозок грузов по видам транспорта в России относительное изменение между 2020 г. и 2024 г., составило 5,4%, следовательно в 2024 году компаний, которые занимаются автоперевозками составляет примерно 36,5 тысяч компаний.
Таблица 2 - Численность предприятий отрасли в России [1]
Год
|
Численность предприятий отрасли
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2022
|
32 158
|
-
|
-
|
2023
|
33 426
|
+1268
|
3,9
|
2024
|
34 571
|
+1145
|
3,4
|
Рисунок 1. Структура перевозок грузов по видам транспорта по Российской Федерации, % [2]
В период с 2018 по 2022 года транспортно-экспедиторский рынок [23] в Российской Федерации значительно вырос, объем составил 4,79 трлн. рублей, что показывает нам прирост на 40%. Экспедиторские компании составили 6% от всего транспортно-экспедиторского рынка.
Из-за пандемии в 2020 году было резкое уменьшение масштабов перевозимого груза и общего объема транспортировки (грузооборота). Также значительным изменением было перераспределение маршрутов транспортировки на железные дороги с морского транспорта и автотранспорта. При сниженном спросе [17] логистические и транспортные компании снижали экспедиторскую маржинальность для клиентов, чтобы снизить конечную стоимость перевозок, что позволило сохранить объемы транспортировок. Однако данные меры привели к уменьшению выручки от предоставления услуг экспедирования, даже при росте цен коммерческих грузоперевозок.
Рынок транспортно-экспедиционных услуг [6] в России за 2020 год составил 3,76 трлн руб., что по сравнению с 2019 годом больше всего на 2% (3,69 трлн руб.), однако доля экспедиторских услуг снизилась до 5,8%, но после ослабления карантинных мер как внутри страны так и за границей в 2021 году, рынок начал постепенно вновь набирать свои обороты [2].
К сожалению, в 2022 году случился новый кризис на рынке транспортно-экспедиционных услуг из-за введения санкций. После введения санкций со стороны западных стран была глубокая реструктуризация международной логистики. Все это привело к тому, что акцент пришлось сделать на перенос внешнеторговых потоков на южные и восточные направления страны [17].
Увеличение тарифных ставок на грузоперевозки, а также рост экспедиторской маржинальности значительно увеличили объем рынка транспортно-экспедиционных услуг в 2022 году. Обороты экспедиторских услуг [3] росли быстрее чем всего транспортно-экспедиторского рынка, их доля выросла до 6,2%. Их-за изменений в геополитической ситуации необходимо было искать нестандартные логистические решения [5], что привело к росту необходимости в экспедиторских услугах, так как они являются специалистами в организации сложных перевозок, а также дополнительном привлечении подрядчиков, что сказалось на их управлении.
Основная часть. Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, которое выполняет определенную работу или услугу при этом заключая договор [10] с другой стороной (заказчиком). При заключении договора подрядчик обязуется выполнить работу или услугу в определенное время, определённого качества, а также несет ответственность за выполнение в соответствии с условиями договора. Выполняя договор подрядчик [7] ориентируется на следующие нормативно-правовые акты:
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [12].
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [13].
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [14].
· Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» [26].
· Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [27].
· Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [28].
Система управления взаимодействием с подрядчиками – это совокупность организационно-экономических и правовых мер [11], направленных на эффективное взаимодействие заказчика с подрядными организациями [19].
Идея данной системы заключается в том, что нужно управлять рисками между всеми участниками, распределить ответственность и обязанности, а также должна быть согласованность действий [4].
Роль системы управления взаимодействием с подрядчиками [22] заключается в:
¾ Повышении эффективности взаимодействия за счет четкого определения ролей, обязанностей и ответственности каждой стороны, а также создания эффективных каналов коммуникации;
¾ Оптимизации бизнес-процессов путем автоматизации задач [18], сокращения времени на согласование и принятие решений, а также повышения прозрачности и контроля;
¾ Снижении рисков и затрат с помощью тщательной оценки и управления рисками, связанными с подрядными работами, а также оптимизации затрат на закупку и управление подрядчиками;
¾ Повышении качества и своевременности выполнения работ за счет установления четких стандартов качества, проведения регулярных проверок и мониторинга, а также обеспечения своевременного предоставления необходимых ресурсов и информации.
К принципам построения данной системы можно отнести:
1. Соблюдение законодательства, то есть нужно учитывать все соответствующие законы и нормативные акты.
2. Установление эффективных каналов коммуникации между заказчиком и подрядчиками, а также обеспечение своевременного доступа к необходимой информации.
3. Оценка и управление рисками.
4. Возможность подстраиваться к изменяющимся условиям и требованиям.
5. Планирование и контроль взаимодействия.
Теперь рассмотрим элементы системы управления взаимодействием с подрядчиками, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы системы управления взаимодействием с подрядчиками
*составлено авторами
Управление взаимодействием с подрядчиками включает в себя [8]:
· Управление информацией о здоровье и безопасности подрядчиков является основой успешного сотрудничества. Для этого необходимо:
¾ Создание и утверждение план и процедур по охране труда и технике безопасности, представленных подрядчиками, учитывая законодательство и нормативные акты.
¾ Убедится, что подрядчики осведомлены и соблюдают все применимые законы и нормы в области охраны труда и техники безопасности.
¾ Предоставление подрядчикам обучения и ресурсов для поддержания безопасных рабочих условий.
· Управление информацией о страховании имеет важное значение, когда заинтересованные стороны при возникновении несчастных случаев и инцидентов хотят защитить себя. Если что-то происходит подрядчик должен предоставить:
¾ Предоставить доказательства страхования.
¾ Предъявить доказательства ущерба и что случай попадает под страхование.
¾ Заказчик должен проверить актуальность полиса и может ли он покрыть данный случай.
¾ Заказчик помогает координировать действия с подрядчиками по вопросам страховых требований и урегулирования претензий, чтобы обеспечить своевременную и честную выплату за произошедший инцидент или несчастный случай.
· Управление программами обучения неразрывно связано с безопасностью подрядчиков, ведь основные программы обучения нужны для осведомления о всех применимых требования и процедурах. Выполняемые действия:
¾ Разработка и проведение программ для подрядчиков по вопросам охраны труда и техники безопасности.
¾ Осведомление подрядчиков об имениях в каких-то процедурах или требованиях.
¾ Учет и отслеживание подрядчиков в программах обучения.
· Управление конкретными документами, относящимися к подрядчику и владельцу-клиенту — это основа прозрачности и ответственности в отношениях с подрядчиками. Включает в себя:
¾ Подготовка и хранение контрактных документов (включая договоры, технические задания).
¾ Обеспечение своевременного утверждения контрактных документов всеми заинтересованными сторонами и утверждение изменений.
¾ Обеспечение контроля доступа к документам для защиты конфиденциальной информации.
¾ Анализ документов на соответствие действующему законодательству и внутренним стандартам компании.
Большинство современных контрактов требуют эффективного использования программного обеспечения для управления контрактами, облегчающего администрирование между несколькими сторонами.
Как и упоминалось ранее система управления взаимодействием с подрядчиками - совокупность согласованных процедур и правил взаимодействия клиента с подрядчиками, в результате чего выстраивается эффективное взаимодействие и качественное выполнение своих задач.
Существующую систему управления подрядчиками можно представить в следующей схеме (Рисунок 2).
Рисунок 3. Существующая система управления взаимодействием с подрядчиками
Можно увидеть, что данная система [31] кажется очень простой, мы видим взаимосвязи между элементами, но также при такой системе есть и свои риски, например, непонятно кто отвечает за сбор и анализ информации для оптимизации процессов. Разберем преимущества и недостатки данной системы управления взаимодействием с подрядчиками в таблице 3.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки системы управления взаимодействием с подрядчиками
Преимущества
|
Недостатки
|
Экспедиторская компания отвечает за полное взаимодействие с
подрядчиками (поиск, оплата и т.д.) и берет на себя риски
|
Нет четкого механизма обмена информацией
|
Легкая адаптация к изменяющимся потребностям подрядчиков
|
Недостаточная связь между элементами
|
Хорошая взаимосвязь между грузополучателем и клиентом
|
Отсутствие прозрачности ведения работ
|
Низкие затраты на администрирование
|
Нечеткое распределение ответственности
|
Малая потребность в IT-инструментах
|
Отсутствие гибкости
|
Учитывая данные преимущества и недостатки построим новую систему
управления подрядчиками, в которой будут учитываться существующие минусы прежней
системы (рисунок 4). Научная новизна заключается в разработке концептуальной
системы управления взаимодействием предприятия с подрядчиками на рынке
экспедиторских услуг, отличающаяся от существующих разработок внедрением в нее
мониторинга информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что
обеспечивает быструю адаптацию по возникающим внешним обстоятельствам и
реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки. Благодаря этому,
осуществляется оптимизация и постоянные улучшения бизнес-процессов от доставки
груза до подготовки документов для оплаты полученного заказа.
Рисунок 4. Новая система управления взаимодействием с подрядчиками
*составлено авторами
Данная система была улучшена за счет новых взаимосвязей и второстепенных элементов. Рассмотрим улучшения:
· Выстроена более четкая взаимосвязь и ответственность;
· Также улучшен механизм передачи информации, благодаря этому улучшена адаптивность к изменяющимся обстоятельствам;
· Внедрен мониторинг, который поможет снизить риски, а также поможет узнать статус заказа.
· Система предполагает не просто заказы, но и постоянное улучшение процессов благодаря аналитике [29].
С точки зрения практики новая система управления взаимодействием с подрядчиками повлияет на экспедиторов:
· Тем что появилось более четкое взаимодействие, и распределение обязанностей между всеми элементами и внутри самой компании. Благодаря этому, процессы теперь выстроены более точно, что облегает работу в экспедиторской компании. Улучшены каналы коммуникации [30], благодаря которым повысится эффективность работы.
· За счет автоматизации коммуникационных процессов снизится нагрузка на отдельные отделы экспедиторской компании.
· Благодаря новой системе, при ее внедрении в компанию, можно повысить ее конкурентоспособность.
На клиентов (заказчиков):
· Благодаря повышению прозрачности, клиент может отслеживать на какой стадии находится заказ, а также следить за качеством работы.
· Благодаря четкому разделению ответственности у клиента уменьшается количество сбоев, тем самым уменьшаются риски.
· Клиенты теперь могут более быстро реагировать на изменения, благодаря внедрению новых элементов сбора информации и аналитики.
Для грузополучателей:
· Снижение рисков получения поврежденного товара.
· Отслеживание статуса заказа.
· Благодаря информированию о статусе заказа, грузополучатель может планировать свои действия наперед.
· Оптимизация логистических процессов приводит к более оптимальной стоимости конечных услуг.
Заключение. Таким образом, был проанализирован рынок экспедиторских услуг и его тенденции, проведена оценка существующей системы управления взаимодействием с подрядчиками, выделены ее преимущества и недостатки. Разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками, которая включает в себя оптимизацию процессов всех элементов бизнес-процессов данной системы и учет рисков. Она обеспечивает эффективность распределения обязанностей и передачи информации между участниками процесса.
Новая система значительно повлияет на экспедиторов, клиентов и грузополучателей, так как все недостатки прошлой системы были исправлены и оптимизированы, чтобы всем участникам грузоперевозки было комфортно и информативно взаимодействовать друг с другом.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 10:07:22