Система управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг

Знаменская М. А., Ефимова С. И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. В современных условиях компании быстро развиваются и очень часто сталкиваются с проблемой постоянного совершенствования и автоматизации своих систем управления, в том числе и системы управления подрядчиками и также взаимоотношений с предприятими в транспортно-логистических услугах. Сама система управления взаимодействием с подрядчиками представляет собой совокупность определенных процессов, процедур и организационных структур. Эффективное взаимодействие имеет ключевое значение, оно позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, снизить затраты, а также обеспечить беспрепятственную работу. Это актуально в сфере транспортных услуг и логистических услуг, где, согласно данным, объем рынка в 2023 году оставил более 10 трлн рублей, что больше на 8,3% по сравнению с 2022 годом [2]. Именно экспедиторские услуги, как часть транспортных и логистических услуг оказывает наибольшее влияние на рынок транспортной логистики, так как для перевозок в наше время все больше компаний обращаются к экспедиторским компаниям, для того, чтобы ускорить поиск водителей и доставку товара.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальной системы управления взаимодействием предприятия с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг, отличающаяся от существующих разработок внедрением в нее мониторинга информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что обеспечивает быструю адаптацию по возникающим внешним обстоятельствам и реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки. Благодаря этому, осуществляется оптимизация и постоянные улучшения бизнес-процессов от доставки груза до подготовки документов для оплаты полученного заказа.

В связи с этим, цель исследования состоит в разработке новой системы управления взаимодействием с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

· Проведен анализ рынка экспедиторских услуг в Российской Федерации;

· Проведена оценка системы управления взаимодействием с подрядчиками, выявлены преимущества и недостатки;

· Разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками, которая помогает оптимизировать процессы для всех ее составляющих элементов.

Объект исследования - рынок экспедиторских услуг.

Предмет исследования - методы и инструменты управления взаимодействием предприятия с подрядчиками.

В методологический аппарат вошли различные методы исследования, которые широко используются авторами в своих работах: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.

Теоретические исследования. Рынок экспедиторских услуг в наше время является одной из важнейших частей в логистической сфере [21]. Благодаря экспедированию обеспечивается эффективное перемещение товаров и управление цепочками поставок [9]. Экспедиторские компании очень важны в наше время для транспортировки грузов, они облегчают с помощью координации взаимодействие между участниками процесса, такими как: производители/отправители (грузовладельцы), подрядчики (перевозчики), потребители (грузополучатели) [24].

Рынок экспедиторских услуг – это одна из сфер логистики [31], которая включает в себя организацию и координацию транспортировки груза.

Рынок экспедиторских услуг имеет свою классификацию, которая помогает разделить виды и сегменты услуг, которые зависят от определенных факторов.

Экспедитор-перевозчик – это организация, либо отдельное лицо, его задача состоит в перевозки груза и выполнении всех функций экспедирования. Он отвечает за транспортировку товаров, а также организует весь процесс логистики, включая оформление документов, выбор маршрута, контроль за состоянием груза и взаимодействие с различными службами.

Диспетчер – это специалист, который координирует процесс перевозки грузов, контролирует и информирует действия перевозчиков, транспортных средств и других участников логистической цепочки. Он организует загрузку и выгрузку, а также решает возникающие проблемы в процессе перевозки.

Экспедитор – это компания, либо отдельное лицо, которая занимается организацией перевозки грузов от грузовладельца к грузополучателю. Экспедитор выступает посредником между грузоотправителем [16], грузополучателем и перевозчиком. В его обязанности входит выполнение всех необходимых процедур, связанных с транспортировкой, такие как:

· оформление документов;

· страхование груза;

· контроль за состоянием груза на протяжении всего пути.

Классификация экспедиторов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация экспедиторов [10]

Признаки классификации
Типы экспедиторов
По полноте предоставляемых услуг
Экспедиторы, специализирующиеся на определенном виде экспедирования
Экспедиторы, оказывающие полный комплекс транспортно-экспедиционного обслуживания
По специализации по видам транспорта
Экспедиторы, работающие на определенном виде транспорта
Экспедиторы, обеспечивающие доставку в смешанном сообщении
По наличию собственного подвижного состава
Экспедиторы, владеющие собственными транспортными средствами
Экспедиторы, не владеющих собственными транспортными средствами
По размерам компании
Крупные компании
Средние компании
Малые компании
По месту оказания услуг
Экспедиторы, оказывающие услуги в пунктах отправления, перевалки и назначения груза
Экспедиторы, оказывающие услуги по доставке груза
По виду деятельности
Экспедиторы, для которых транспортно-экспедиционная деятельность является основной
Экспедиторы, для которых транспортно- экспедиционная деятельность является вспомогательной
По направлению деятельности
Международные экспедиторы
Операторы смешенных перевозок
Внутренние экспедиторы

По данным сайта биржи перевозок [1], которые представлены в таблице 2, в 2024 году существует 34 571 компании, которые занимаются экспедированием. Из них:

· 28 007 участников являются экспедитором-перевозчиком;

· 2 432 участника являются диспетчерами;

· 4 132 участника являются экспедиторами.

Также на бирже перевозок зарегистрировано всего 96 535 перевозчиков на ноябрь 2024 года. По данным Росстата РФ [25], в 2020 году по деятельности автоперевозок (ОКВЭД 60.24) было зарегистрировано 34 653 компании, естественно сейчас количество значительно выросло, но точных данных нет. Исходя из статистики перевозок грузов по видам транспорта в России относительное изменение между 2020 г. и 2024 г., составило 5,4%, следовательно в 2024 году компаний, которые занимаются автоперевозками составляет примерно 36,5 тысяч компаний.

Таблица 2 - Численность предприятий отрасли в России [1]

Год
Численность предприятий отрасли
Абсолютное изменение
Относительное изменение, %
2022
32 158
-
-
2023
33 426
+1268
3,9
2024
34 571
+1145
3,4
Экспедиторы занимаются почти 70-80% всех грузовых перевозок в мире [15]. Экспедирование влияет на формирование валютного дохода страны, способствуя увеличению национального благосостояния. В России самым популярным видом транспортировки является автомобильный. В 2023 году автомобильная грузоперевозка составила 71,6%, что на 1,2% больше, чем в 2022 году [25]. Структура перевозок грузов по видам транспорта по Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура перевозок грузов по видам транспорта по Российской Федерации, % [2]

В период с 2018 по 2022 года транспортно-экспедиторский рынок [23] в Российской Федерации значительно вырос, объем составил 4,79 трлн. рублей, что показывает нам прирост на 40%. Экспедиторские компании составили 6% от всего транспортно-экспедиторского рынка.

Из-за пандемии в 2020 году было резкое уменьшение масштабов перевозимого груза и общего объема транспортировки (грузооборота). Также значительным изменением было перераспределение маршрутов транспортировки на железные дороги с морского транспорта и автотранспорта. При сниженном спросе [17] логистические и транспортные компании снижали экспедиторскую маржинальность для клиентов, чтобы снизить конечную стоимость перевозок, что позволило сохранить объемы транспортировок. Однако данные меры привели к уменьшению выручки от предоставления услуг экспедирования, даже при росте цен коммерческих грузоперевозок.

Рынок транспортно-экспедиционных услуг [6] в России за 2020 год составил 3,76 трлн руб., что по сравнению с 2019 годом больше всего на 2% (3,69 трлн руб.), однако доля экспедиторских услуг снизилась до 5,8%, но после ослабления карантинных мер как внутри страны так и за границей в 2021 году, рынок начал постепенно вновь набирать свои обороты [2].

К сожалению, в 2022 году случился новый кризис на рынке транспортно-экспедиционных услуг из-за введения санкций. После введения санкций со стороны западных стран была глубокая реструктуризация международной логистики. Все это привело к тому, что акцент пришлось сделать на перенос внешнеторговых потоков на южные и восточные направления страны [17].

Увеличение тарифных ставок на грузоперевозки, а также рост экспедиторской маржинальности значительно увеличили объем рынка транспортно-экспедиционных услуг в 2022 году. Обороты экспедиторских услуг [3] росли быстрее чем всего транспортно-экспедиторского рынка, их доля выросла до 6,2%. Их-за изменений в геополитической ситуации необходимо было искать нестандартные логистические решения [5], что привело к росту необходимости в экспедиторских услугах, так как они являются специалистами в организации сложных перевозок, а также дополнительном привлечении подрядчиков, что сказалось на их управлении.

Основная часть. Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, которое выполняет определенную работу или услугу при этом заключая договор [10] с другой стороной (заказчиком). При заключении договора подрядчик обязуется выполнить работу или услугу в определенное время, определённого качества, а также несет ответственность за выполнение в соответствии с условиями договора. Выполняя договор подрядчик [7] ориентируется на следующие нормативно-правовые акты:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [12].

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [13].

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [14].

· Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» [26].

· Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [27].

· Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [28].

Система управления взаимодействием с подрядчиками – это совокупность организационно-экономических и правовых мер [11], направленных на эффективное взаимодействие заказчика с подрядными организациями [19].

Идея данной системы заключается в том, что нужно управлять рисками между всеми участниками, распределить ответственность и обязанности, а также должна быть согласованность действий [4].

Роль системы управления взаимодействием с подрядчиками [22] заключается в:

¾ Повышении эффективности взаимодействия за счет четкого определения ролей, обязанностей и ответственности каждой стороны, а также создания эффективных каналов коммуникации;

¾ Оптимизации бизнес-процессов путем автоматизации задач [18], сокращения времени на согласование и принятие решений, а также повышения прозрачности и контроля;

¾ Снижении рисков и затрат с помощью тщательной оценки и управления рисками, связанными с подрядными работами, а также оптимизации затрат на закупку и управление подрядчиками;

¾ Повышении качества и своевременности выполнения работ за счет установления четких стандартов качества, проведения регулярных проверок и мониторинга, а также обеспечения своевременного предоставления необходимых ресурсов и информации.

К принципам построения данной системы можно отнести:

1. Соблюдение законодательства, то есть нужно учитывать все соответствующие законы и нормативные акты.

2. Установление эффективных каналов коммуникации между заказчиком и подрядчиками, а также обеспечение своевременного доступа к необходимой информации.

3. Оценка и управление рисками.

4. Возможность подстраиваться к изменяющимся условиям и требованиям.

5. Планирование и контроль взаимодействия.

Теперь рассмотрим элементы системы управления взаимодействием с подрядчиками, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Элементы системы управления взаимодействием с подрядчиками

*составлено авторами

Управление взаимодействием с подрядчиками включает в себя [8]:

· Управление информацией о здоровье и безопасности подрядчиков является основой успешного сотрудничества. Для этого необходимо:

¾ Создание и утверждение план и процедур по охране труда и технике безопасности, представленных подрядчиками, учитывая законодательство и нормативные акты.

¾ Убедится, что подрядчики осведомлены и соблюдают все применимые законы и нормы в области охраны труда и техники безопасности.

¾ Предоставление подрядчикам обучения и ресурсов для поддержания безопасных рабочих условий.

· Управление информацией о страховании имеет важное значение, когда заинтересованные стороны при возникновении несчастных случаев и инцидентов хотят защитить себя. Если что-то происходит подрядчик должен предоставить:

¾ Предоставить доказательства страхования.

¾ Предъявить доказательства ущерба и что случай попадает под страхование.

¾ Заказчик должен проверить актуальность полиса и может ли он покрыть данный случай.

¾ Заказчик помогает координировать действия с подрядчиками по вопросам страховых требований и урегулирования претензий, чтобы обеспечить своевременную и честную выплату за произошедший инцидент или несчастный случай.

· Управление программами обучения неразрывно связано с безопасностью подрядчиков, ведь основные программы обучения нужны для осведомления о всех применимых требования и процедурах. Выполняемые действия:

¾ Разработка и проведение программ для подрядчиков по вопросам охраны труда и техники безопасности.

¾ Осведомление подрядчиков об имениях в каких-то процедурах или требованиях.

¾ Учет и отслеживание подрядчиков в программах обучения.

· Управление конкретными документами, относящимися к подрядчику и владельцу-клиенту — это основа прозрачности и ответственности в отношениях с подрядчиками. Включает в себя:

¾ Подготовка и хранение контрактных документов (включая договоры, технические задания).

¾ Обеспечение своевременного утверждения контрактных документов всеми заинтересованными сторонами и утверждение изменений.

¾ Обеспечение контроля доступа к документам для защиты конфиденциальной информации.

¾ Анализ документов на соответствие действующему законодательству и внутренним стандартам компании.

Большинство современных контрактов требуют эффективного использования программного обеспечения для управления контрактами, облегчающего администрирование между несколькими сторонами.

Как и упоминалось ранее система управления взаимодействием с подрядчиками - совокупность согласованных процедур и правил взаимодействия клиента с подрядчиками, в результате чего выстраивается эффективное взаимодействие и качественное выполнение своих задач.

Существующую систему управления подрядчиками можно представить в следующей схеме (Рисунок 2).

Рисунок 3. Существующая система управления взаимодействием с подрядчиками

Можно увидеть, что данная система [31] кажется очень простой, мы видим взаимосвязи между элементами, но также при такой системе есть и свои риски, например, непонятно кто отвечает за сбор и анализ информации для оптимизации процессов. Разберем преимущества и недостатки данной системы управления взаимодействием с подрядчиками в таблице 3.

Таблица 3 - Преимущества и недостатки системы управления взаимодействием с подрядчиками

Преимущества
Недостатки
Экспедиторская компания отвечает за полное взаимодействие с подрядчиками (поиск, оплата и т.д.) и берет на себя риски
Нет четкого механизма обмена информацией
Легкая адаптация к изменяющимся потребностям подрядчиков
Недостаточная связь между элементами
Хорошая взаимосвязь между грузополучателем и клиентом
Отсутствие прозрачности ведения работ
Низкие затраты на администрирование
Нечеткое распределение ответственности
Малая потребность в IT-инструментах
Отсутствие гибкости
*составлено авторами

Учитывая данные преимущества и недостатки построим новую систему управления подрядчиками, в которой будут учитываться существующие минусы прежней системы (рисунок 4). Научная новизна заключается в разработке концептуальной системы управления взаимодействием предприятия с подрядчиками на рынке экспедиторских услуг, отличающаяся от существующих разработок внедрением в нее мониторинга информации на всем жизненном цикле заказов подрядчиков, что обеспечивает быструю адаптацию по возникающим внешним обстоятельствам и реагирование на сопутствующие риски в процессе доставки. Благодаря этому, осуществляется оптимизация и постоянные улучшения бизнес-процессов от доставки груза до подготовки документов для оплаты полученного заказа.

Рисунок 4. Новая система управления взаимодействием с подрядчиками

*составлено авторами

Данная система была улучшена за счет новых взаимосвязей и второстепенных элементов. Рассмотрим улучшения:

· Выстроена более четкая взаимосвязь и ответственность;

· Также улучшен механизм передачи информации, благодаря этому улучшена адаптивность к изменяющимся обстоятельствам;

· Внедрен мониторинг, который поможет снизить риски, а также поможет узнать статус заказа.

· Система предполагает не просто заказы, но и постоянное улучшение процессов благодаря аналитике [29].

С точки зрения практики новая система управления взаимодействием с подрядчиками повлияет на экспедиторов:

· Тем что появилось более четкое взаимодействие, и распределение обязанностей между всеми элементами и внутри самой компании. Благодаря этому, процессы теперь выстроены более точно, что облегает работу в экспедиторской компании. Улучшены каналы коммуникации [30], благодаря которым повысится эффективность работы.

· За счет автоматизации коммуникационных процессов снизится нагрузка на отдельные отделы экспедиторской компании.

· Благодаря новой системе, при ее внедрении в компанию, можно повысить ее конкурентоспособность.

На клиентов (заказчиков):

· Благодаря повышению прозрачности, клиент может отслеживать на какой стадии находится заказ, а также следить за качеством работы.

· Благодаря четкому разделению ответственности у клиента уменьшается количество сбоев, тем самым уменьшаются риски.

· Клиенты теперь могут более быстро реагировать на изменения, благодаря внедрению новых элементов сбора информации и аналитики.

Для грузополучателей:

· Снижение рисков получения поврежденного товара.

· Отслеживание статуса заказа.

· Благодаря информированию о статусе заказа, грузополучатель может планировать свои действия наперед.

· Оптимизация логистических процессов приводит к более оптимальной стоимости конечных услуг.

Заключение. Таким образом, был проанализирован рынок экспедиторских услуг и его тенденции, проведена оценка существующей системы управления взаимодействием с подрядчиками, выделены ее преимущества и недостатки. Разработана новая система управления взаимодействием с подрядчиками, которая включает в себя оптимизацию процессов всех элементов бизнес-процессов данной системы и учет рисков. Она обеспечивает эффективность распределения обязанностей и передачи информации между участниками процесса.

Новая система значительно повлияет на экспедиторов, клиентов и грузополучателей, так как все недостатки прошлой системы были исправлены и оптимизированы, чтобы всем участникам грузоперевозки было комфортно и информативно взаимодействовать друг с другом.


Страница обновлена: 30.04.2025 в 10:07:22