Current state and perspectives of human resources in modern universities
Mordovets V.A.1, Kruglov D.V.1
, Novoselov A.V.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Russia
Download PDF | Downloads: 19 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 4 (April 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53760182
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The article is devoted to studying the problems of providing universities with human resources in the Russian Federation.
One of the problems is the lack of a unified strategy for human resource management in universities. The competencies required for academic staff training are highlighted. The focus is placed on the implemented higher education programmes. Based on the analysis of the quantitative composition of educational institutions it can be stated that their number is decreasing, as well as the number of students. The study proposes a trajectory of human resource development aimed at improving the quality of education, self-development and competitiveness. The study can be useful from both scientific and practical points of view for HR managers, as well as academic staff, graduate and postgraduate students.
Keywords: staff, human capacity, human resources, training, education, innovation, management
JEL-classification: E24, J24, O15, I23
Введение
Эффективность функционирования образовательной организации непрерывно связана с развитием кадрового потенциала. Образование и кадры являются ключевым инструментом для достижения целей развития как государства в целом, так и организации в частности. Человеческие ресурсы являются основой быстрого развития хозяйственной системы. В этой связи, без квалифицированного и мотивированного персонала, работающего в системе образования развитие невозможно. Любая образовательная структура зависит от качества человеческих ресурсов. Образование должно быть комфортным и привлекательным, создавая благоприятную атмосферу для преподавателей. Руководству ВУЗов необходимо уделять больше внимания кадровому потенциалу, поскольку образование остается основой прогресса всех других секторов общества.
Проблематике эффективности управления человеческими ресурсами посвящены работы Горелова Н.А. [21, с.13-23], Волгина Н.А [22, c.-112], Генкина Б.М, [23, с. 34-41], Журавлев П.В [22, c.-112], Кибанова А.Я [24, c 25-29 ], Одегова Ю.Г [22, c.-112], Никитиной И.А. [23, с. 34-41]
Кадровый потенциал организации, это персонал, обладающий определёнными компетенциями, знаниями, умениями, способностями, В настоящее время, из-за изменений кадрового обеспечения отечественных вузов в задачи подготовки педагогических кадров необходимо, включить ряд таких компетенций как:
- реализация цифровой трансформации процесса обучения через виртуальные, индивидуальные и групповые инструменты;
- создание условий по функционально-пространственной деятельности для образовательной организации;
- разработка и реализация информационно-образовательных порталов в образовательных организациях;
- регулирование организационно-экономических процессов в организации;
- определение приоритетных направлений в подготовке педагогических кадров и проведение научных исследований;
- сетевое взаимодействие и создание объединений проектов и тем (между органами образования, а также между органами образования и внешними компаниями);
- привлечение к учебному процессу преподавателей-консультантов и исследователей;
- использование в учебном процессе активных форм обучения, в том числе проектных методов обучения, базовых симуляторов ситуаций, тренажеров, тематических игр.
Цель данного исследования: теоретико-методическое обоснование и разработка на этой основе практических предложений по формированию кадрового потенциала вузов в современных условиях
Объект исследования – система управления человеческими ресурсами организации, ориентированная на развитие кадрового потенциала.
Предмет исследования – механизм повышения эффективности менеджмента образовательной организации на основе использования модели переподготовки кадров
Научная новизна заключается в разработке модели развития кадрового потенциала вуза на основе совершенствования системы переподготовки кадров.
Задачи исследования:
· определить тенденции развития системы образования в России и выявить требования к формированию, развитию и использованию кадрового потенциала;
· выявить особенности управления человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики, а также основные кадровые проблемы и подходы к их решению;
· обосновать и разработать предложения по организации системы управления человеческими ресурсами в ВУЗе.
Основная часть
Основной целью государственной политики в сфере образования, является поиск путей, а так же реализация доступного качественного образования для граждан страны, путем инновационных методов и подходов.
В настоящее время по статистике 818 образовательных организаций реализуют программы высшего образования в Российской Федерации [2].
Таблица 1 - Динамика числа образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, в 2000—2021 гг [2].
2021
Учебный год
|
Всего
|
В том числе
| |
государственные
и муниципальные образовательные организации
|
коммерческие
образовательные организации
| ||
2000/05
|
965
|
607
|
358
|
2005/10
|
1 068
|
655
|
413
|
2015/16
|
1 115
|
653
|
462
|
2016/17
|
1 046
|
609
|
437
|
2017/18
|
969
|
578
|
391
|
2018/19
|
950
|
548
|
402
|
2019/20
|
896
|
530
|
366
|
2020/21
|
818
|
502
|
316
|
За анализируемый период с 2005 по 2016 год наблюдалась тенденция,
характеризующаяся увеличением количества вузов, реализующих программы высшего образования. Тогда как с 2016 г. по настоящее время наблюдается снижение числа образовательных организаций [2].
По данным Росстата, в 2021 году количество студентов в высших учебных заведениях составило почти 1,2 млн. человек. В ситуации неуклонного снижения количества образовательных организаций, и студенческих программ в области высшего профессионального образования необходимо отметить важный момент связанный с увеличением численности преподавательского состава. Превышение спроса на педагогические кадры над предложением в рамках рынка труда, где необходимо привлечение специалистов с имеющими практическими навыками работы в области экономики, приводит к трудоустройству работников, не имеющих педагогического опыта [25]. В последнее время широкое распространение получила практика педагогов-совместителей внутри (в рамках одной образовательной организации) и за ее пределами (привлекаемые из других образовательных организаций). Также стоит отметить, что за последние 5 лет резко возросло количество специалистов, имеющих практический опыт работы и желающих поступить в систему российского образования для осуществления трудовой деятельности со студентами. По нашему мнению, преподаватели-практики могут внести инновации в процесс обучения, но этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Качество кадров в учебных заведениях, а именно: преподавателей, ученых, становится главным конкурентным преимуществом каждого вуза. В образовательных организациях, ориентированных на развитие отрасли путем инновационного подхода, формируется кадровая политика, где предполагается раскрытие и реализация знаний, навыков и возможностей каждым сотрудником [29,30].
Многолетнее господство модели исследовательского университета в мире определяет повышенную потребность в высококвалифицированных научных кадрах, а также рост академической мобильности на мировом уровне внутри научно-образовательной среды [33,34]. Крупные исследовательские университеты, которые занимают лидирующие позиции в области знаний, концентрируют вокруг себя высококвалифицированный профессорско-педагогический состав, что для цифровой экономики является залогом успеха [32]. Развивающие страны, понимая эту проблему, стремятся создать собственные исследовательские университеты, для того чтобы стать частью мировой системы высшего образования, где основным требованием является набор и комплектование необходимых профессиональных кадров, в развитии образования страны, а так же преподавателей высокого уровня. Поэтому так важно создавать определенную инфраструктуру, возможности для развития, обеспечивая при этом интеллектуальную среду [26,27]. Базой создания такой среды является выделение финансовых ресурсов на развитие науки и инноваций.
Ассигнования на науку из средств Федерального бюджета составили в 2021 году 626,6 млрд. рублей. В абсолютном выражении эта величина с 2010 годы выросла на 19,3% в постоянных ценах, а в долях расхода на 0,18 % [20].
Рисунок 1 – Структура ассигнований на гражданскую науку 2015-2021 гг. (%) [20].
2021
Более 60% ассигнований на гражданскую науку в 2021 году, направлены на поддержку прикладных исследований, а 35,9% фундаментальных. Приоритетом для прикладной науки является развитие национальной экономики, на которую приходится 45,6 % ассигнований. В структуре ассигнований на развитие здравоохранения предусмотрено 7,2% и общегосударственные вопросы 8,2%.
Ориентируясь на мировые тенденции, в России эффективность работы научно-педагогических кадров вуза определяется показателями, установленными моделью исследовательского университета, а именно: защитой диссертации, активностью публикаций в российских журналах, научных порталах, в том числе объем финансирования, полученного на НИОКР, количество грантов и их полученный объем, а так же доходы от интеллектуальной собственности и т.д. В этой связи задачи создания стратегии управления персоналом в высших учебных заведениях страны находятся в двух пересекающихся областях: привлечение и удержание педагогических кадров, а также в области организация их профессиональной деятельности.
По мнению, исследователя Белякова А.С. задачами и механизмами кадровых стратегий вузов в области развития кадрового потенциала ведущих вузов являются [3]:
1. Развитие высшего управленческого персонала в соответствии с требованиями вуза и государственной образовательной политики;
2. Подбор, привлечение и удержанию педагогического персонала в высших учебных заведениях;
3. Повышение эффективности труда сотрудников образовательной организации (улучшение системы стимулирования и мотивации сотрудников);
4. Развитие научно-педагогических кадров и повышение эффективности их деятельности;
5. Создание и поддержание комфортной среды в университете.
Также одним из ключевых вопросов стоящих на повестке дня является привлечение талантливой молодежи в науку. Развитию данного направлению посвящено ряд мероприятий на уровне национальных проектов в области науки и образования. Национальные проекты, реализуемые в сфере образования, являются дополнительным стимулом к развитию системы высшего образования в России. Особую задачу, в процессе реализации университетской кадровой политики выполняют ведущие профессора и ученые, обеспечивающие продвижение университетов на мировом уровне. Например, в Вышей школе экономики введен статус ординарного профессора — этот статус получают выдающиеся профессора, занимающие профессорские должности, являющиеся штатными сотрудниками вуза и имеющие особые заслуги. РУДН ввел статус Ведущего ученого мира, занимающего лидирующее положение в определенной области науки. Такие механизмы могут предусматривать меры финансовой и нефинансовой поддержки для более результативной работы профессорско-педагогического состава.
По мнению ученых Борисова А.А., Дмитриева Л.И., Рязанцева И.В., развитие кадрового потенциала вуза относится к главным стратегическим задачам, в процессе решении которых появляется возможность повысить конкурентоспособность вуза, как в российском, так и в международном уровне [4]. Руководство университетов по-разному относятся к изменениям конкурентных преимуществ в новых условиях. Время и эффективность адаптации образовательного учреждения к внешним факторам можно оценить по степени удовлетворения потребностей [3,14].
Разнообразие значений скорости и способов приспособления к изменениям, вовлеченность в инициирование и внедрение прорывных управленческих практик влияет на конкурентоспособность образовательного учреждения [31]. Если вуз в полной мере задействует кадровый потенциал своих научно-педагогических сотрудников, то эффективность деятельности будет на высшем уровне, что обеспечит победу в конкурсах, за лидерство в системе высшего образования. [12,13]. В этой связи, необходимо применение различных подходов в системе управления персоналом вузов, что будет способствовать развитию кадрового потенциала образовательной организации. Практика подготовки кадров вуза характеризуется определенной жесткостью и сложностью адаптации к изменениям. Данный факт подтверждался различными исследованиями, а также анализом подготовки научно-педагогических сотрудников вуза [15,17,28].
Вполне вероятно, что эти характеристики обеспечивает большой набор предикторов. На микроуровне существует несколько предпосылок, способствующих установлению и устойчивости характеристик человеческих ресурсов:
- режим многозадачности и многоролевого участия педагога в деятельности вуза: преподаватель, наставник, исследователь, администратор, идеолог;
- неравномерность нагрузки академических преподавателей по видам деятельности;
- стимулирование педагогического персонала в режиме многозадачности, в т.ч. через инструмент воздействия - эффективный договор;
- отсутствие объективных показателей контроля вовлеченности работника в обеспечение эффективности работы структурного подразделения и вуза;
- несвоевременность или отсутствие системы корректирующих действий по профилактике профессионального выгорания;
- применение практики мотивации труда по уровню квалификации без прямой зависимости от результатов деятельности, а также мер воздействия влияющих на результат деятельности образовательной организации.
Такие особенности функционирования образовательной организации в сфере труда зафиксированы в ряде учебных заведений различных регионов. Последствия — перегруженность некоторых сотрудников, зачастую основных, регулярная активность в авральном режиме, а также повышенная социальная напряженность в коллективе. Самой крайней формой реакции сотрудника на такую активность и загруженность в работе, может стать профессиональное выгорание.
Исследователи Романкова Л.И., Селянская Г.Н, изучавшие проблемы развития кадрового потенциала и загруженности работников, считают, что «для решения сложной и очень неоднозначной ситуации с кадрами в области высшего образования необходимо принять следующие основные положения ресурсной политики, реализуемой на всех уровнях:
1. Кадровый потенциал педагогического состава, необходимо рассматривать в рамках «стратегии развития вуза», а не «стратегии выживания».
2. Командная работа должна быть направлена в сторону поддержания ценностей профиля работы преподавателя вуза, таких как ответственность в обучении, за качество знаний.
3. Применение методологии решения кадровых проблем по соответствующим направлениям обучения.
4. Взаимосвязь педагогического состава образовательной организации и его руководства с целью совершенствования образовательной политики [20].
Данная точка зрения особо актуальна в современной действительности. Из-за перехода к новым образовательным стандартам и стремлению вузов к повышению конкурентных преимуществ на международном рынке, очень важно обеспечить образовательную организацию квалифицированными кадрами. Основу любого учреждения образования составляет кадровый потенциал. Именно кадры являются активным элементом организации и её движущей силой.
К методам повышения кадрового потенциала сотрудников вуза относят:
- своевременная поддержка, мотивация профессорско-преподавательского состава;
- обучение педагогических кадров и развитие организационной культуры;
- совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- сохранение и укрепление здоровья педагогов [7].
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время наиболее проблемным аспектом процесса реформирования университетов является кадровое обеспечение. В процессе обсуждения данного вопроса в профессиональном мире может быть определен правильный путь трансформации штатного расписания и развития кадрового потенциала отечественных вузов. Тем более, что, высшая школа, выбирая траекторию развития, нацелена на повешение качества образования, саморазвитие и конкурентоспособность. В системе управления персоналом высших учебных очень остро стоит вопрос повышения количественных и качественных показателей кадрового потенциала вуза. Таким образом, работа с кадрами, совершенствование системы переподготовки – важнейшие факторы, способствующие развитию кадрового потенциала в образовательных организациях, в том числе и в высшей школе. Главной целью вузов должно стать формирование кадрового состава за счет подготовки высококвалифицированных кадров и привлечения к научно-педагогической деятельности ведущих специалистов.
References:
Avdeeva E.A., Bochkova E.V.. Kuznetsova E.L. (2016). Effektivnyy kontrakt i effektivnyy rabotnik [Effective Contract and Effective Employee]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (52-5). 9-15. (in Russian).
Bakhova A.P., Gisheva S.Sh., Tlekhuray-Berzegova L.T., Byuller E.A. (2020). Effektivnyy kontrakt v vysshikh uchebnyh zavedeniyakh kak pokazatel kachestva obrazovaniya [Effective contract in higher education institutions as an indicator of the quality of education]. The Scientific Heritage. (52-3(52)). 40-42. (in Russian).
Belyakov S.A. (2020). Tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya v mire i v Rossii [Trends in the development of higher education in the world and in Russia] Moscow: Nauchno-issledovatelskiy institut razvitiya obrazovaniya Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plekhanova. (in Russian).
Borisova A.A., Dmitrieva L.I., Ryazantseva I.V. (2021). Kadrovoe obespechenie vuza: ogranichiteli rosta i rezultativnosti [Staffing of the university: constraints to growth and performance] Novosibirsk: Novosibirskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. (in Russian).
Chaplinskaya Ya.I. (2020). Professionalnoe vygoranie kak protsess otchuzhdeniya [The burnout syndrome as a process of alienation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. (56). 122-128. (in Russian). doi: 10.17223/1998863X/56/12.
Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). Kak kompanii mogut ispolzovat chelovecheskie resursy dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [How companies can use human resources to achieve sustainable development goals]. Leadership and Management. 8 (1). 85-108. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
Esaulova I.A. (2018). Razvitie chelovecheskikh resursov: evolyutsiya kontseptsiy i praktiki [Human resource development: evolution of concepts and practices]. Russian Journal of Labour Economics. 5 (1). 13-28. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38869.
Genkin B.M., Nikitina I.A. (2017). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human Resource Management] Moscow: Yur. Norma. (in Russian).
Gildingersh M.G., Alekseeva I.A. (2016). Formy i metody upravleniya chelovecheskim kapitalom vuzov v usloviyakh ikh innovatsionnogo razvitiya [Forms and Human Capital Management Practices of Universities in Terms of Their Innovative Development]. Russian Journal of Labour Economics. 3 (3). 211-228. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.3.36093.
Ignatev V.P., Pavlov G.N., Samsonova N.I. (2020). Effektivnyy kontrakt kak sredstvo povysheniya zarabotnoy platy prepodavateley Federalnogo universiteta [Effective contract as a means of increasing the salary of federal university teachers]. Fundamental research. (6). 54-58. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42777.
Iskorneva D.A. (2018). Trudovaya motivatsiya pedagogov vysshikh uchebnyh zavedeniy [Labor motivation of higher education academic staff]. Natsionalnaya Assotsiatsiya Uchenyh. (10(37)). 38-40. (in Russian).
Kibanov A.Ya. (2022). Upravlenie personalom v Rossii: paradigmy i praktika [Personnel Management in Russia: Paradigms and Practice] M.: Infa-M. (in Russian).
Kravtsova L. (2014). Effektivnyy kontrakt - tsel ili rezultat? [Effective contract: goal or result?]. Kachestvo obrazovaniya. (5). 27-31. (in Russian).
Levit L.Z. (2015). Emotsionalnoe vygoranie spetsialista: opyt eksperimentalnogo issledovaniya [Emotional burnout of a specialist: an experimental investigation]. Penzenskiy psikhologicheskiy vestnik. (1(4)). 80-107. (in Russian). doi: 10.17689/psy-2015.1.6.
Maksimtsev I.A., Gorelov N.A. i dr. (2023). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human Resource Management] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Malygina T.A., Kudryavtsev V.A. (2020). Emotsionalnoe vygoranie kak odin iz faktorov razvitiya patogennogo myshleniya [Emotional burnout as a factor in the development of pathogenic thinking]. Voprosy nauki. (25(109)). 36-46. (in Russian).
Masalova Yu.A. (2020). Formirovanie trebuemogo kachestva chelovecheskikh resursov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Human resources of the required quality in the conditions of the economy digitalization]. Russian Journal of Labour Economics. 7 (12). 1149-1164. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.12.111439.
Melnikov O.N., Chibisova V.G. (2017). Innovatsionnyy podkhod k reorganizatsii sistemy upravleniya kadrami, personalom i chelovecheskimi resursami [Innovative approach to the reorganization of the human resources and staff management systems]. Russian Journal of Labour Economics. 4 (4). 283-294. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.4.38549.
Melnikov O.N., Esipenko D.A. (2020). Metodologiya ispolzovaniya tvorcheskikh vozmozhnostey chelovecheskikh resursov pri upravlenii innovatsionnoy aktivnostyu organizatsii [The methodology of application of the human resources creativity in the innovative activity management of the organization]. Leadership and Management. 7 (2). 173-180. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.102192.
Mitrofanova E.A., Mitrofanova A.E. (2022). Ekosistemnyĭ podkhod dlya transformatsii upravleniya chelovecheskimi resursami [Ecosystem approach for the human resource management transformation]. Leadership and Management. 9 (1). 201-218. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.1.114296.
Nikonorov V.M., Khasanova N.G. (2020). Neeffektivnyy effektivnyy kontrakt [Non-effective effective contract]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (8). 60-64. (in Russian).
Nikulina I.E. (2018). Effektivnyy kontrakt v vuze kak drayver povysheniya kachestva truda nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Effective contract at the university as a driver of work quality improvement of scientific and pedagogical workers]. Higher education in Russia. 27 (5). 9-19. (in Russian).
Pritvorova T.P., Tasbulatova B.K. (2020). Vnedrenie otsenki sovmestimosti sistemy aktivizatsii i motivatsionnogo profilya rabotnika v upravlenie chelovecheskimi resursami kompanii [Implementation of the compatibility assessment of the activation system and the employee's motivational profile in the company's human resource management]. Leadership and Management. 7 (1). 49-66. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.1.100417.
Ryasov S.Yu. (2020). Effektivnyy kontrakt kak sposob otsenki rezultatov deyatelnosti sotrudnika nauchno-issledovatelskoy organizatsii, tekushchee sostoyanie i puti sovershenstvovaniya [Effective contract as a way to evaluate the performance of an employee in a research establishment, the current state and ways to improve]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (9). 819-832. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.9.110803.
Savchenkov A.V. (2020). Ustoychivaya motivatsiya k osushchestvleniyu pedagogicheskoy deyatelnosti kak komponent professionalnoy gibkosti budushchikh pedagogov [Sustainable motivation for teaching as a component of teacher education students’ professional flexibility]. Science for Education Today. 10 (1). 43-61. (in Russian). doi: 10.15293/2658-6762.2001.03.
Shalaeva V.A., Lavrenteva I.P. (2014). Chelovecheskiy potentsial razvitiya trudovyh resursov regiona [Human development potential of the region's labor resources]. Russian Journal of Labor Economics. 1 (1). 29-46. (in Russian).
Sokolova D.A., Ladugina E.D., Korneeva A.A. (2019). Emotsionalnoe vygoranie pedagogov [Emotional burnout of teachers]. NovaInfo.Ru. (103). 107-108. (in Russian).
Sotnikova S.I. (2022). Raznoobrazie chelovecheskikh resursov kak nauchnyy kontsept i sotsialno-ekonomicheskiy fenomen [Diversity of human resources as a scientific concept and socio-economic phenomenon]. Russian Journal of Labour Economics. 9 (10). 1541-1558. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.10.116454.
Urakova E. (2015). Trudovoy dogovor, kontrakt, «effektivnyy kontrakt»: sokhranenie traditsiy ili innovatsiya? [Labor contract, contract, "effective contract": preservation of tradition or innovation?]. Hr. (9). 8-13. (in Russian).
Velikanova A.Yu. (2016). Sotsialno-psikhologicheskiy klimat v organizatsii i emotsionalnoe vygoranie sotrudnikov [Socio-psychological climate in organization and emotional burnout of the staff]. Razvitie professionalizma. (2(2)). 143-144. (in Russian).
Vertiy I.A. (2018). Motivatsiya kak faktor razvitiya professionalizma pedagogov [Motivation as a factor in the development of teachers' professionalism]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2 (7(29)). 91-94. (in Russian).
Veselova O.A. (2019). Professionalnaya motivatsiya i uroven emotsionalnogo vygoraniya u pedagogov [Professional motivation and level of emotional burning out of teachers]. Vestnik nauki i obrazovaniya. (18(72)). 96-98. (in Russian).
Zhuravlev P.V., Odegov Yu.G., Volgin N.A. (2002). Upravlenie chelovecheskimi resursami: opyt industrialno-razvityh stran [Human Resource Management: Experience of Industrialized and Developed Countries] Moscow: Izdatelstvo «Ekzamen». (in Russian).
Страница обновлена: 04.05.2025 в 01:08:36