Система электронных ценников в ритейле как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов

Мерзликин С.С.1
1 Т2 Мобайл

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Мерзликин С.С. Система электронных ценников в ритейле как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 3. – С. 1119-1136. – doi: 10.18334/ce.17.3.117352.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760078

Аннотация:
Бизнес-процессы в российском ритейле находятся на пороге трансформации. Высокая конкуренция, борьба за покупателя вынуждает торговые компании внедрять инновационные технологии. На роль технологии, которой по силам повлиять на развитие торговых сетей в обозримом будущем, может претендовать система электронных ценников. В статье произведена оценка технической и эксплуатационной оснащенности систем электронных ценников ведущих производителей в отрасли. Выполнен анализ зарубежного опыта в области исследований применения систем электронных ценников с целью выявления их эффективности. В статье дано обоснование перспективы распространения систем электронных ценников, как технологии, благоприятно влияющей на совершенствование бизнес-процессов, повышение качества жизни населения. Данные, представленные в статье, обращены к представителям розничной торговли, которые заинтересованы в цифровой трансформации компаний, к экспертам, занимающимся разработкой российских систем электронных ценников.

Ключевые слова: розничная торговля, система электронных ценников, бизнес-процессы, импортозамещение, качество обслуживания

JEL-классификация: L81, M21, M29

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение.

Актуальность темы. Современная розничная торговля отягощена сложной организацией бизнес-процессов за счет задействования большого количества различных специалистов и большого потока информации. Зачастую крупные торговые сети не обладают физической возможностью оперативного изменения цен, что негативно сказывается на качестве обслуживания клиентов, на продажах. Данную проблему призваны решить системы электронных ценников, которые позволяют автоматизировать операции, связанные с ценообразованием. Компания MarketsandMarkets, занимающаяся аналитическими исследованиями, прогнозирует, что рынок электронных ценников в 2026 году составит 2,1 миллиард долларов. [1] Появление систем электронных ценников в российских торговых сетях началось сравнительно недавно, с другой стороны, за рубежом технология существует уже порядка тридцати лет. В связи с этим возникает необходимость в научном рассмотрении опыта внедрения электронных ценников на мировом рынке, чтобы понять сильные и слабые стороны технологии, влияние технологии на бизнес-процессы, избежать рисков, сопровождающих внедрение, определить возможности использования.

Российские ученые Ильина С. И. [2], Тихонова М. В., Соколов М. А. [3] дали общую характеристику эффективности применения систем электронных ценников; Пьянков В. В., Подзолкова А. А. [4], Денисова Н. И. [5] рассмотрели системы электронных ценников в рамках розничной торговли продуктами питания; Золотова В. И., Константинов А. В., [6], Скобина А. М. [7] определили ограничения при внедрении систем электронных ценников. Стаматопоулос И., Бассамбоо А., Морено А. [8] благодаря исследованию, проведенному в Великобритании выявили экономическую эффективность систем электронных ценников; ученые из Индонезии Овани Д. Д., Виндасари Н. А. [9] подтвердили положительную реакцию людей на использование систем электронных ценников, С. Вандевийвере, Н.Бергер [10] доказали влияние систем электронных ценников на покупательское поведение.

Научный пробел заключается в отсутствии комплексного подхода в анализе применения систем электронных ценников с экономической, социальной, технологической точек зрения, а также в анализе мирового опыта.

Научную новизну составляют: актуализация обзора технической оснащенности систем электронных ценников, установление взаимосвязи между системами электронных ценников и повышением эффективности бизнес-процессов на основе зарубежного опыта.

Целью работы представляется определение уровня техники систем электронных ценников на сегодняшний день, выявление показателей эффективности при их использовании, прогнозирование развития систем электронных ценников в России.

Авторская гипотеза подразумевает, что успешная практика применения систем электронных ценников за рубежом, при ее проецировании на территории России, даст толчок к развитию в российском ритейле.

Метод исследования эффективности систем электронных ценников основан на сравнительной оценке устройств ведущих производителей электронных ценников, на анализе исследований применения систем электронных ценников в мировом опыте.

1. Информационные технологии в розничной торговле.

Появление информационных технологий оказало влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе на розничную торговлю. В девяностых годах прошлого века в России в небольших городах и в сельской местности наблюдалось отсутствие разнообразия в товарах, поэтому люди, стремящиеся приобрести редкий «дефицитный» товар были вынуждены ехать за ним в областные города или в Москву. На сегодняшний день такая необходимость исчезла, и, на смену дефициту пришел широкий ассортимент, развитие предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения. Создание информационной инфраструктуры позволило объединить и оптимизировать производство, финансы, закупки, логистику, импорт, продажи и т.п. Благодаря разработке программного обеспечения и оборудования увеличилась скорость обмена информацией между сотрудниками, партнерами и клиентами, удалось автоматизировать рутинную работу. Информационные технологии играют большую роль в осуществлении управления современным предприятием; от внедрения инновационных технологий в бизнес-процессы зависит конкурентоспособность предприятия, прибыль и стабильность. [11]

Розничная торговля в данный момент переживает период высокой конкуренции, связанный с обширным предложением товаров, который спровоцировал проведение акций, с применением скидок, купонов, конкурсов, розыгрышей. Интернет-торговля укрепляет свои позиции, пандемия COVID-19 послужила дополнительным катализатором для ее развития, особенно это касается маркет-плейсов, таких как «Wildberries» и «OZON». Эксперты прогнозируют увеличение интернет-торговли в 2025 году на 20%. [2] Торговые сети в разрезе экономики еще удерживают лидирующие позиции по продажам; кроме качества предлагаемого товара, определяющим фактором для них становится наладить контакт с покупателем, организовать комфортность совершения покупок. Со стороны покупателя наиболее важны скорость и простота осуществления покупки, поскольку наиболее ценным ресурсом для современных людей является их собственное время. [2]

Инновационными информационными технологиями в ритейле, получившими реализацию на сегодняшний день, можно назвать: RFID-технологию или умную корзину, позволяющую считывать штрихкоды всех товаров, находящихся в корзине одновременно; использование биометрии для оплаты покупок; виртуальных продавцов, которые консультируют покупателей при выборе товаров. Основными инструментами, позволяющими улучшить качество обслуживания клиентов, представляются: «устройства для безналичной оплаты покупок, ручные сканеры, электронные ценники, кассы для самообслуживания». [12]

2. Определение системы электронных ценников.

Электронные ценники в первую очередь демонстрируют стоимость товара посредством дисплея; [4] электронные ценники, как электронные устройства призваны помочь в организации управления динамическим ценообразованием. [7] Электронные ценники являются прототипами обычных бумажных ценников, повторяя их размеры, помимо цены они могут содержать информацию о производителе, сроке годности, QR-код, описание и другие виды информации, ценники устанавливаются непосредственно на полках с товарами и имеют возможность для различного оформления, например, в соответствии с концепцией бренда при помощи таких технологий как электронные чернила и электронная бумага. [6]

Система электронных ценников связана с облачными хранилищами и базами данных, которые позволяют ей с использованием специального программного обеспечения без труда изменять и обновлять данные по стоимости, например, что важно, когда речь идет об акционных товарах, товарах с истекающим сроком годности. [3] Система электронных ценников работает на беспроводной основе, для ее исполнения применяют технологию Wi-Fi или технологию Bluetooth. [13]

3. Лидеры в области разработки систем электронных ценников.

Системы электронных ценников массово представлены во всем мире, это произошло во многом благодаря таким компаниям как Pricer, SES – imagotag, Zkong, SOLUM, Hanshow. Pricer успешная шведская компания реализующая системы электронных ценников начиная с 1991 года, продукция Pricer присутствует на рынках в семидесяти странах, в том числе в Германии, Японии, Франции, США, Мексике, Китае, Бразилии и т.д. В 2011 году Pricer впервые представила этикетку с графическим изображением, в 2013 году была налажена интегративная система между этикетками и смартфоном, инновационная технология SmartFlash позволяет пользователям приложения Pricer находить необходимые товары в торговой сети, с тем чтобы быстрее собрать свою покупку, также эта технология оказывает помощь мерчандайзерам, подсказывая им где полка с товаром опустела и ее необходимо заполнить. Последней инновацией в Pricer считается перенос осуществления деятельности системы электронных ценников в облачную систему. Недостатком Pricer является высокая стоимость бизнес-решения, поэтому такую систему могут позволить себе только сети-гиганты или магазины с премиум ассортиментом. [14]

SES – imagotag еще один крупный игрок на рынке систем электронных ценников французского производства, компания существует порядка 30 лет и насчитывает клиентов в более чем в шестидесяти странах. SES – imagotag первая компания, которая интегрировала систему электронных ценников в облако. SES – imagotag на сегодняшний день смогла добиться действительно неплохих результатов в стабильности работы системы, устойчивости к кибератакам, в автоматизации процессоров торговых сетей с учетом демократичной стоимости системы. Дисплей ценника, хорошо различим при недостаточном освещении и обладает большим спектром возможностей в плане визуализации и представления информации по товару. [15]

Zkong – китайский производитель систем электронных ценников, использующий для своих устройств тонкую электронную бумагу E-Ink, срок службы аккумуляторов устройств составляет от пяти до семи лет, с учетом двух замен в день. Система хорошо интегрирована с облаком, обладает умным поиском товаров, изменяющимся дизайном при помощи программного обеспечения. Особенностью Zkong является разработка систем электронных этикеток, специализированных систем электронных ценников для продуктовых магазинов, для магазинов электроники, для аптек и системы для организации хранения товаров на складах. [16]

SOLUM позиционирует себя как компанию номер один в США, имеет ударопрочный, долговечный дисплей с защитой от пыли, величина дисплея варьируется от 1,6 до 11,6 дюймов. Для ценника можно создать индивидуальное оформление, цветовая палитра ценников разнообразная и насыщенная, в каждом ценнике предусмотрено наличие семи страниц для дополнительной информации по товару. В ценнике присутствуют светодиоды и кнопки целевого действия, настраиваемые, например, для вызова консультанта, в ассортименте компании есть ценники способные работать при температуре от -20 до +60°С. [17]

Hanshow китайская компания по производству систем электронных ценников, основанная в Пекине в 2011 году, с дочерними компаниями в США, Нидерландах, Германии, Дании. Устройства Hanshow обладают производительными аккумуляторами срок службы которых может достигать 15 лет, устройства хорошо интегрируются со смартфоном, обладают защитой от воды. Системы Hanshow представлены в пятидесяти странах в ста крупнейших компаниях мира. [18]

Разработка систем электронных ценников в мире в настоящее время находится на высоком уровне техники, что позволяет уже сейчас решать сложные задачи, связанные с отображением информации индивидуального дизайна на дисплее, долговечностью эксплуатации, интеграцией устройств с облачным сервисом, со смартфоном, планшетом и т.п. Сравнивая производителей относительно высокого качества товара, а именно стабильности соединения, четкости изображения, надежности в использовании и при этом оптимальную стоимость, можно выделить систему электронных ценников SES - imagotag.

4. Анализ применения системы электронных ценников в рознице.

Системы электронных ценников активно применяются во всем мире; научные исследования, проведенные в Великобритании, Индонезии, Бельгии, доказывают положительный эффект от использования системы электронных ценников в ритейле.

Учеными из Гарварда, Техасского университета и Северно-Западного университета было проведено подробное изучение системы электронных ценников в Великобритании. [8] Для научной работы было выбрано четыре продуктовых супермаркета, два из которых представляли низкий ценовой сегмент, другие два высокий ценовой сегмент. Супермаркеты в зависимости от сегмента обладали одним и тем же ассортиментом товаров, имели одинаковую востребованность и пропускную способность. В одном недорогом и в одном дорогом продуктовом магазине была установлена система электронных ценников, магазины без системы электронных ценников служили эталонами для сравнения в ходе эксперимента, по ним сравнивали увеличение (уменьшение) валовой прибыли. Исследователи уточняют, что в магазинах были установлены недорогие упрощенные электронные ценники, позволяющие отображать только стоимость товара, эксперимент проводился в течении 26 месяцев, также известно, что ассортимент во всех магазинах не изменялся с течением времени. Менеджеры магазинов могли свободно изменять стоимость товаров на свое усмотрение, за исключением плановых акций, в обычной ситуации менеджеры не могут менять цены товаров произвольно, толь с подачи вышестоящего руководства.

В ходе эксперимента было установлено, что система электронных ценников в значительной степени сокращает трудозатраты мерчандайзеров, за счет автоматизации изменения цен, у мерчандайзеров появляется больше свободного времени на выполнение других рабочих задач. По сравнению с магазинами, в которых замена ценников осуществлялась вручную в магазинах с системами ценников удавалось быстрее и больше продать акционных товаров, наибольший процент выручки был достигнут при снижении менеджерами цены на товары с истекающим сроком годности. Стоит отметить, что в процентном соотношении как для бюджетного супермаркета, так и для супермаркета премиум класса показатели дохода были одинаковыми, и, в среднем наблюдалось, что при снижении цены каждый покупатель в среднем приобретал больше товаров и больше тратил, чем при стандартной цене; по подсчетам ученых за весь период проведения эксперимента, в среднем снижение цены на 2,58% давало увеличение валовой прибыли на 8,65%. [8]

Исследования, проведенные в Индонезии, осуществлялись при помощи онлайн-опроса, проведённого при помощи сети интернет, в ходе опроса людям подробно рассказывалось о системе электронных ценников, демонстрировались специально подготовленные видео и другие визуальные материалы, всего в опросе приняло участие 305 человек. Было выявлено, что 80% опрошенных используют смартфон в качестве помощника при осуществлении покупок, 78% считает, что внедрение информационных технологий таких как электронные ценники является необходимостью для современных магазинов. [9] Молодые люди, относящиеся к поколению Z (2005 года рождения и раньше), хорошо воспринимают разноцветные этикетки с ярким оформление в отличие от людей поколения X (1961–1981 годы рождения), Y (1982–2004 годы рождения) для которых такие этикетки отвлекают внимание от покупок. То же самое можно сказать о функции этикеток, когда предлагается посмотреть дополнительную информацию о товаре при помощи сканирования QR-кода через смартфон, если поколению Z данная функция нравится и они готовы ею пользоваться, то для поколений X, Y она кажется неудобной. Подробное описание товара на самой этикетке понравилось большинству опрашиваемых поколений X, Y, Z, также большинству понравился умный поиск товара в пространстве магазина при помощи смартфона. Многие из опрошенных положительно отнеслись к использованию «беспилотного магазина» или магазина без кассиров. Относительно товаров категории премиум было выявлено, что поколение Z более охотно готово к покупкам товаров высокого качества по сравнению с поколениями X, Y, также было выявлено, что поколение Z более подвержено воздействию рекламы, размещенной на электронных ценниках. [9]

Исследование, связанное с приобщением покупателей к здоровой пище и изменением потребительского поведения с помощью системы электронных ценников было проведено в Бельгии. Электронные ценники с продуктами питания были промаркированы буквами A, B, C, D, E, где товары с А являлись наиболее полезными, товары с Е наименее полезными. В научной работе участвовало сорок три магазина с электронными ценниками с маркировкой о полезности продуктов и четырнадцать контрольных магазина. Всего в исследовании участвовало пятьдесят восемь категорий товаров; в двадцати категориях было обнаружено увеличение продаж товаров А, В на 29%, в таких категориях как фрукты, овощи, молочные продукты, кондитерские изделия; в шестнадцати категориях наблюдался отрицательный эффект, он составил 24%, лучше покупали товары D, E, в основном это были хлебобулочные изделия. Основной целью исследования было повлиять на поведение людей заставив их покупать более полезные товары, игнорировать бренды и рекламу, главной трудностью приобщения людей к полезной пище, в ходе исследования, оказалась высокая стоимость полезных продуктов по сравнению с вредными. [10]

5. Повышение эффективности бизнес-процессов при использовании системы электронных ценников.

Электронные ценники имеют массу преимуществ связанных с оптимизацией бизнес-процессов. В первую очередь они решают проблему, касающуюся ценообразования, так как благодаря электронным ценникам можно макисмально оперативно изменить стоимость товара, адаптируя ее под актуальную на текущий момент рыночную ситуацию. Также можно запускать в магазинах краткосрочные акции по снижению цены, например, на один час, чтобы привлечь покупателей во время простоя магазина; быстро распродать остатки товара, в том числе товар с истекающим сроком годности, что благоприятно сказывается на росте продаж. [3]

Во-вторых, электронные ценники дают возможность навсегда избавиться от проблемы, относящейся к человеческому фактору, когда мерчандайзер из-за невнимательности или из-за недостатка рабочего времени не меняет стоимость товара на полке на верную, что в последствии обнаруживается при оплате товара на кассе, и приводит к недопониманию со стороны покупателя. При наличии системы электронных ценников в магазине персоналу не придется постоянно следить за ценниками, это позволит уделять больше внимания другим рабочим задачам, сэкономить время и средства на изготовлении бумажных ценников. Благодаря системе электронных ценников можно уменьшить количество работников в торговом зале, и, как следствие, затраты на оплату труда. С помощью системы электронных ценников легче проводить ревизию, выявлять недостачу, работать с финансами, со складской деятельностью, прогнозировать объем поставок. [19]

Система электронных ценников позволяет наладить контакт с покупателем, повысить лояльность клиентов к магазину, бренду, в том числе благодаря хорошей интеграции со смартфоном, которым активно пользуются современные люди. Клиенты смогут оперативно находить нужный товар на территории магазина, оставлять свои отзывы, узнавать количество товара в наличии, быть информированными о полезности представленных товаров, сами электронные ценники могут служить средствами привлечения внимания или рекламы для определенной продукции. [7] В глобальном значении с помощью электронных ценников, в долгосрочной перспективе, возможно менять поведение покупателей, обращая их внимание на полезные для здоровья продукты.

6. Перспективы развития системы электронных ценников в российском ритейле.

Алексей Корягин, председатель Объединения потребителей России, предложил в ноябре 2021 года заменить ценники во всех магазинах России на электронные, чтобы исключить разночтения в стоимости на прилавке и на кассе. [20] В настоящее время система электронных ценников имеет небольшое распространение в России, известно, что такую систему используют в своих супермаркетах X5 Retail Croup («Пятерочка», «Перекресток»), «Магнит», [5] в том числе иностранные компании, работающие по франшизе Auchan (Франция), Leroy Merlin (Франция). [21]

Системы электронных ценников, подвержены процессам модификации и совершенствования в условиях не спадающей конкуренции, что ведет к их неизбежному удешевлению. В российских магазинах оптимальным решением может стать использование недорогих электронных ценников с возможностью отображения только цены товара. Как показало исследование, проведенное в Великобритании, даже такие ценники могут привести к неплохим результатам валовой прибыли.

Предприятия ритейла в России в которых существуют системы электронных ценников в основном применяют устройства иностранного производства компаний SES - imagotag, Hanshow. В декабре 2020 года Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» сообщила на своем официальном сайте о создании электронных ценников российского производства. [22] Развитие российских систем электронных ценников позволило бы сделать данную технологию более доступной для торговли, сократить срок окупаемости системы, получить независимость от иностранных партнеров. Наличие собственной системы электронных ценников может способствовать ускорению трансформации бизнес-процессов и росту экономики.

Выводы.

Использование информационных технологий стало глобальным явлением в сфере розничной торговли, оно повлияло на качество обслуживания клиентов, позволило разнообразить ассортимент представленных товаров. Конкурентоспособность и стабильность современного торгового предприятия напрямую зависит от внедрения инновационных технологий, в том числе систем электронных ценников. Электронные ценники представляют из себя инструмент оптимизации бизнес-процессов, они заменяют собой бумажные ценники, позволяя автоматизировать рабочий процесс и повысить количество продаж.

Системы электронных ценников Pricer, SES – imagotag, Zkong, SOLUM, Hanshow находятся на высоком уровне техники, это позволяет им уже сейчас эффективно управлять бизнес-процессами. Сравнивая перечисленных производителей в отношении цены и качества можно выделить систему электронных ценников SES – imagotag, как наиболее оптимальную для использования в розничной торговле.

Благодаря анализу зарубежных исследований систем электронных ценников было выявлено, что такие системы действительно являются результативными на практике. Исследования в Великобритании показали увеличение валовой прибыли в розничных магазинах на 6%, при использовании системы простейших электронных ценников, [8] где была задействована только цена. Исследования в Индонезии подтвердили, что люди положительно относятся к внедрению систем электронных ценников, они согласны с необходимостью их внедрения в магазинах, особенно это касается людей 2005 года рождения и позже. Исследования в Бельгии привели к выводу, что с помощью электронных ценников возможно влиять на покупательское поведение людей, побуждая их к приобретению полезных для здоровья продуктов питания.

Система электронных ценников вне всяких сомнений доказывает свою эффективность в бизнес-процессах, она позволяет использовать гибкое ценообразование, сокращать количество задействованного в продажах персонала, автоматизировать процесс изменения стоимости, повысить лояльность клиентов, что в конечном счете приводит к увеличению прибыли. В настоящее время у России есть все предпосылки для повсеместного внедрения систем электронных ценников в розничных сетях, особенно в условиях успешного импортозамещения.


Источники:

1. MarketsandMarkets: сайт – 2023. – URL: https://www.marketsandmarkets.com/ (дата обращения: 10.02.2023). (https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/electronic-shelf-label-market-40815676.html?gclid=Cj0KCQjw8vqGBhC_ARIsADMSd1B229MCDhwp3L02MUDJg-q-lSZ0DQ4KYKbKGmFgIig1YWhjnWrTozwaAkDWEALw_wcB)
2. Ильина С. И. Использование технологий, повышающих качество обслуживания в розничной торговле / С. И Ильина // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. / РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). - Москва, 2019. - С. 75-79. (https://elibrary.ru/item.asp?id=41097848)
3. Тихонова М. В. Сущность и роль использования электронных ценников в современных компаниях розничной торговли / М. В. Тихонова, М. А. Соколов // Инновационная экономика и современный менеджмент. – Москва, 2019. - №5. – С. 46-49. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41756547)
4. Пьянков В. В. Актуальность применения электронных ценников в сегменте FOOD-RETAIL / В. В. Пьянков, А. А. Подзолкова // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием – Москва, 2021. – Том 12. №2. – С.22-31. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46112241)
5. Денисова Н. И. Современные технологии сети «Магнит» в борьбе за покупателя / Н. И. Денисова // Сфера услуг: инновации и качество. – Краснодар, 2019. - №43. – С.30-40. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42561965)
6. Золотова В. И. Перспективы внедрения системы электронных ценников в современные магазины / В. И. Золотова, А. В. Константинов // Заметки ученого. – Ростов-на-Дону, 2020. - №11. – С. 127-130. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44642820)
7. Скобина А. М. Проблемы внедрения электронных ценников на торговых предприятиях / А. М. Скобина // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сб. науч. тр. / ПГАУ – Пенза, 2022. – С. 157-161. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48465766)
8. Stamatopoulos I. The Effects of Menu Costs on Retail Performance: Evidence from Adoption of the Electronic Shelf Label Technology / I. Stamatopoulos, A. Bassamboo, A. Moreno // SSRN [сайт], 2019. – https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3007095 (дата обращения: 31.01.2023).
9. Ovani D. J. The Impact of Electronic Shelf Label on Customer Well-being in the Omnichannel Smart Retail / D. J. Ovani, N. A. Windasari // Easy Chair [сайт], 2022. – https://easychair.org/publications/preprint/GC1r (дата обращения: 31.01.2023).
10. Vandevijvere S. The impact of shelf tags with Nutri-Score on consumer purchases: a difference-in-difference analysis of a natural experiment in supermarkets of a major retailer in Belgium / S. Vandevijvere, N.Berger / International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity [сайт], 2021. – https://ijbnpa.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12966-021-01207-7 (дата обращения: 31.01.2023).
11. Ванюшкина В. В. Цифровые технологии в розничной торговле / В. В. Ванюшкина, А. М. Горева, Д. Н. Антощенко // Технологические инициативы в достижении целей устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции. XV Южно-Российский логистический форум. 10-11 октября 2019 г. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – С. 324-329. (https://elibrary.ru/item.asp?id=41335398)
12. Зубакина А. И. Инновационные технологии в ритейле: состояние и перспективы развития / И. А. Зубакина, У. Н. Абрамова // Дни науки студентов Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых: сб. науч. тр. / ВГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых – Владимир, 2020. – С. 3301-3306. (https://elibrary.ru/item.asp?id=44176313)
13. Logistik Knowhow: сайт – 2019. – URL: https://logistikknowhow.com/ (дата обращения: 30.01.2023). (https://logistikknowhow.com/codiertechnik/elektronisches-regaletikett-shelf-label/)
14. Pricer: сайт – 2023. - URL: https://www.pricer.com/ (дата обращения: 30.01.2023). (https://www.pricer.com/about/the-pricer-story/)
15.Ses-imagotag: сайт – 2023. - URL: https://www.ses-imagotag.com/ (дата обращения: 30.01.2023). (https://www.ses-imagotag.com/about-us/)
16. Zkong: сайт – 2023. - URL: https://www.zkong.com/index.html (дата обращения: 04.02.2023). (https://www.zkong.com/cases.html)
17. SOLUM: сайт – 2023. - URL: https://www.solumesl.com/en (дата обращения: 04.02.2023). (https://www.solumesl.com/en/solution/newtontouch)
18. Hanshow: сайт – 2023. - URL: https://www.hanshow.com/ (дата обращения: 04.02.2023). (https://www.hanshow.com/company)
19. Гаврилов Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе: учебник для вузов / Л. П. Гаврилов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 372 с. (https://urait.ru/book/innovacionnye-tehnologii-v-kommercii-i-biznese-510351)
20. Retailer: сайт – 2021. - URL: https://retailer.ru/ (дата обращения: 30.01.2023). (https://retailer.ru/obedinenie-potrebitelej-rossii-predlozhilo-ustanovit-jelektronnye-cenniki-vo-vseh-magazinah-strany/)
21. Пономарева А. И. Опыт цифровизации бизнеса в ритейле / А. И. Пономарева // #SCIENCE JUICE 2020: сб. науч. тр. / МГПУ. - Москва, 2021. - С.185-188. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44785825)
22. Ростех: сайт – 2020. - URL: https://rostec.ru/ (дата обращения: 30.01.2023). (https://rostec.ru/news/kret-postavit-elektronnye-tsenniki-v-rossiyskie-torgovye-seti/) (https://rostec.ru/news/rostekh-razrabotal-tsifrovye-tsenniki-dlya-torgovykh-setey/)

Страница обновлена: 28.03.2024 в 15:24:03