Управление инновациями и инвестиционной деятельностью в вузах. Основные проблемы и задачи развития
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (53), Май 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Повышение эффективности деятельности и рост конкурентоспособности отечественных образовательных и научных систем ‑ один из самых актуальных вопросов современной России. Это связано с тем, что уровень развития образования, научно-технического прогресса и интеллектуального потенциала страны являются наиболее значимыми для ее успешной интеграции в мировое экономическое сообщество.
Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательное учреждение, высшая школа, повышение эффективности
Повышение эффективности деятельности и рост конкурентоспособности отечественных образовательных и научных систем ‑ один из самых актуальных вопросов современной России. Это связано с тем, что уровень развития образования, научно-технического прогресса и интеллектуального потенциала страны являются наиболее значимыми для ее успешной интеграции в мировое экономическое сообщество.
За последние десять лет ведущие мировые державы пришли к совершенно новой, так называемой интеллектуальной экономике, в основе которой лежат три основополагающих элемента: инновации, коммуникации и образование. Однако на этих новых рынках интеллектуальных услуг российское присутствие пока минимально, в том числе и из-за отсутствия требуемого уровня реформирования нашей системы образования образования. По мнению экспертов, если в ближайшие годы не будут осуществлены серьезные реформы в образовании, то уже через 7-10 лет Россия не сможет конкурировать на рынке образовательных услуг, и не войдет в число стран с интеллектуальной экономикой.
Неоспоримым является тот факт, что основой успешного развития, функционирования и конкурентоспособности любой экономической системы в долгосрочной перспективе является эффективная инновационная деятельность. Организация и проведение научно-образовательных работ является само по себе движителем инновационного развития общества, поэтому их инновационное совершенствование приобретает в современном обществе крайне важное значение. Основой инновационного потенциала вуза является эффективная работа образовательной, научной и административной подсистем.
Анализ современного отношения к образованию в России показывает, что основными причинами наблюдающегося состояния вузов являются:
‑ ограниченность финансирования;
‑ недостаточный уровень развития менеджмента;
‑ общие системные проблемы отрасли (в особенности отсутствие четких и систематизированных стандартов качества, обеспечивающих и поддерживающих деятельность вузов на должном уровне) и т.д.
Рассмотрим инновационное развитие образовательной системы с точки зрения менеджмента вуза. Основой этого является модернизация основных элементов образовательной системы:
‑ содержания и структуры образовательных программ;
‑ методик преподавания и обучения;
‑ принципов и средств осуществления и поддержки образовательного процесса и т.д. Принятие решений в этих областях, в свою очередь, должны быть поддержаны в организационно-функциональной структуре, системе материально-технического снабжения и финансирования, системе информационной поддержки образовательных процессов и других функциональных подсистемах вуза.
Если проанализировать текущую ситуацию в рассмотренных областях управления и функционирования вуза, то становится очевидным, что, по всей видимости, мы столкнемся с большими трудностями практически в каждом блоке. Это подтверждается отсутствием гибкой и адаптивной системы инновационного управления и стратегического развития вуза, основой которой является система принятия управленческих решений, для эффективного функционирования которой наибольшее значение имеет информационное обеспечение данной деятельности.
Информация на верхнем уровне делиться на внутреннюю (о прошлом, текущем, будущем состоянии вуза) и внешнюю (об окружающей среде вуза, тенденциях развития рынка, общества, экономики, мировой конъюнктуры).
С точки зрения принятия экономически обоснованных решений, во внутренней информации наиболее критическое значение приобретают сведения о стоимостных параметрах деятельности образовательной системы. Это особенно актуально при использовании различных форм финансирования ‑ как бюджетной (в будущем, через ГИФО, государственный заказ и иные формы целевого госфинансирования), так и частной – как платы за обучение, так и оплаты научно-образовательной деятельности на основе грантов и конкурсного финансирования. Поэтому система управления, основанная на принципах инвестиционного и стратегического развития, должна обязательно включать в себя блок стоимостной оценки деятельности вуза как в прошлом, так и в настоящем и будущем.
Если посмотреть на рассматриваемую систему инновационного управления с точки зрения современной концепции менеджмента качества (например, стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2001), то одним из основополагающих принципов данной концепции является «принятие решений, основанных на фактах». И это справедливо для рассматриваемой нами информации о стоимости.
Эта одна из самых важных характеристик информации в настоящий момент в существующих системах поддержки принятия решений большинства вузов не отражена. Если взять пример оценки стоимости подготовки специалиста в университете, то практически никогда руководство не может точно сказать сколько стоит подготовка того или иного специалиста по определенной форме обучения. Усреднить затраты на «среднего» выпускника – возможно, а вот выделить стоимостные параметры конкретной специальности, формы обучения, набора учебных программ и т. д. в большинстве случаев невозможно. Это, в первую очередь, связано с отсутствием системы управленческого учета, основанной на требованиях, предъявляемых к информации (ключевое из них рассмотрено выше). А удовлетворение этим требованиям должно быть заложено в принципы и методики управленческого учета, применяемого в вузе.
Итак, в настоящий момент практически все государственные и большинство частных вузов не имеют адекватной системы поддержки принятия управленческих решений, что делает невозможным построение инновационной системы управления. Наряду с нехваткой финансирования, это приводит к невозможности принятия экономически обоснованных управленческих решений о долгосрочном стратегическом и инновационном развитии, что ставит под угрозу развитие конкурентоспособной и передовой государственной научно-образовательной системы.
Основными шагами на пути решения вышеозначенных проблем является совместные реформаторские действия как со стороны государства, так и со стороны вузов. Государство должно идти в направлении реформы бюджетного финансирования и государственного заказа, в то время как вузы должны отстраивать гибкую и адаптируемую инновационную систему управления, обеспечивающую эффективное и долгосрочное развитие каждого конкретного вуза в соответствии с требованиями общества и экономики в целом. При этом данная система не имеет права пренебрегать тенденциями и реалиями развития мировой образовательной системы.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:08:17