The influence of national triggers on the formation and opposition to shadow economy institutions in Hungary in 1990-2022

Zakharyev Ya.O.1
1 МГИМО МИД РФ, Russia

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 1 (January-March 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=52252682

Abstract:
The specifics of the economic course of the Hungarian government in the 1990s and early 2020s, taking into account the disapproval of a number of vectors of the policy of the European Union, are analyzed. The analysis of the specifics of shadow economy institutions in the state under the influence of the USA and the EU is given. For the first time, the role of national triggers is shown. National triggers are considered as the basis of the behavior of the society titular majority. They are also a basis for economic development and can be considered as the form of an object of manipulation by foreign countries in order to achieve actual political results. The errors of the collective West\'s cessation of national triggers in the case of Budapest within the framework of Hungary\'s membership in the EU and NATO have been pointed out. The author explains why the country is pursuing an independent policy, and Brussels and Washington have so few resources to put pressure on Budapest in the context of promoting the shadow economy and their interests in this vector of Eastern Europe.

Keywords: Hungary, European Union, Hungary's shadow economy, European Union shadow economy, national triggers, national triggers and economy, Hungary's shadow economy experience, EU and US pressure instruments, fighting the shadow economy in Hungary, international economic relations in Eastern Europe, Budapest, Hungary's open economy

JEL-classification: F38, F43, F54, F55, F68



Введение

В рамках формирующейся системы комплексных международных отношений необходимо учитывать инновационные факторы, определяющие их успешность и развитие. Одним из таких векторов выступают национальные триггеры: совокупность движущих, мотивирующих и отторгающих факторов, сформировавших специфику национального менталитета того или иного народа в рамках его развития и взаимодействия или противостояния с соседними этносами в течение всего жизненного цикла данной общности [1, 2] (Gumilyov, 2001; Gumilyov, 2002). Триггеры могут играть как позитивную, так и негативную роль во внутренней и во внешней политике любого государства. Их сила настолько велика, что движение масс населения по заданной данными силами инерции осуществляется в их парадигме даже при очевидном ущербе или национальной катастрофе. Чем больше разнообразных триггеров сформировал этнос в рамках развития, тем более резистентным во времени и пространстве считается тот или иной народ, что происходит со временем от 100 до 2000 лет. Подобно широкому вееру, менталитет опыта населения формирует опт трафаретов решений в кризисных ситуациях, что также спасает народ во время сложных вызовов [1, 2] (Gumilyov, 2001; Gumilyov, 2002). Однако несмотря на опыт, существуют доминирующие побудительные мотивы в национальном поведении, определяющие комплексную модель поведения этноса во времени и пространстве.

Основная часть

Для Венгрии ключевыми триггерами выступают гордость и свобода [5–22] (Cser, Bogsányi, Fodor, 2006; Puddington Arch, 2003; Weiner Tim, 2007; Dujmovic, 2007; Sciolino Elaine, 1989; Matveeva, Rusina, 2021; Drynochkin, 2014; Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021; Kushnir, 2021; Szabolcs Magyarody, 2012; Cser, 2006). Второй триггер активно использует коллективный Запад для формирования своих сторонников в кластерах общества любых стран с целью продвижения своего влияния и последующего захвата власти в рамках троцкистской концепции перманентной эволюции [3, 4] (Trotskiy; Volkogonov, 1998). Преимущественно это работает в малограмотных в политической и гражданской повестке странах [3, 4] (Trotskiy; Volkogonov, 1998). Триггер свобода через Ми-6 и ЦРУ спровоцировал Венгерский кризис 1956 года, так как агенты западных спецслужб с начала 1950-х гг. [5–10] (Cser, Bogsányi, Fodor, 2006; Puddington Arch, 2003; Weiner Tim, 2007; Dujmovic, 2007; Sciolino Elaine, 1989) благодаря Вене имели возможности развивать свои сети агентов для формирования антисоветских настроений, давя на национальный триггер свободы в массах мадьярского населения, в генетической памяти которых это ассоциировалось с турецкой и австрийской экспансиями. Редуплицируя данный фактор триггера свободы, западные спецслужбы оказывали экономическое влияние методами отказа в финансировании, выделения квот и иными мерами, в том числе через теневую экономику: способствовали развитию уже запрещенных в странах Западной Европы форм бизнеса, технологий, контента 18+ через прямое теневое финансирование и программы фондов-однодневок. Это формировало кластеры недовольных положением вещей, унижающим национальное достоинство (ключевой триггер) в среде венгров [17] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021). Так, эти слои мадьярского общества спровоцировали и были движущей силой кризиса 1956 года, который привел к ухудшению советско-венгерских отношений. Несмотря на его решение силовым методом из Москвы (события в Будапеште 1956 года), агентурная сеть МИ-6 и ЦРУ сохранилась и способствовала взращиванию поколений мадьяр, настроенных на западный путь развития, враждебных советскому строю [5–22] (Cser, Bogsányi, Fodor, 2006; Puddington Arch, 2003; Weiner Tim, 2007; Dujmovic, 2007; Sciolino Elaine, 1989; Matveeva, Rusina, 2021; Drynochkin, 2014; Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021; Kushnir, 2021; Szabolcs Magyarody, 2012; Cser, 2006).

После развала СССР и блока стран Варшавского договора в 1999 году на базе вышеописанного сформированного Западом кластера поколений вестернизированного мышления [5–10] (Cser, Bogsányi, Fodor, 2006; Puddington Arch, 2003; Weiner Tim, 2007; Dujmovic, 2007; Sciolino Elaine, 1989) страна вступила в НАТО [11]. Однако параллельно с давлением на триггер свободы Запад столкнулся с проблемами в Венгрии. Во-первых, разумный, а не безумный подход даже прозападных венгерских властей, отказавшихся ликвидировать промышленные комплексы страны, приносившие и дающие по настоящее время стране солидные доходы Будапешту [13, 18, 19] (Drynochkin, 2014; Kushnir, 2021), тогда как ряд стран Восточной Европы (в частности, Прибалтика) стали полностью провалившимися государствами, живущими на дотации ЕС и США [13, 18–22] (Drynochkin, 2014; Kushnir, 2021; Szabolcs Magyarody, 2012; Cser, 2006). Во-вторых, ошибкой коллективного Запада стал принудительный вынос институтов и схем теневой экономики в государства Восточной Европы под эгидой свободы, которая, по сути, выступала прикрытием для развития серых зон, существование которых по разным причинам стало невозможным в западноевропейских государствах и США. Так, Венгрия стала центром теневой секс-индустрии ввиду отсутствия в 1990-х – начале 2010-х гг. законодательства, регламентирующего и реально ограничивающего как-либо данный сегмент [14–17] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021). Так, разрушение институтов семьи и секс-скандалы стали формировать в массах населения ЕС для Венгрии имидж борделя [14–17] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021), что стало крайне болезненно давить на триггер гордости населения страны [20, 21] (Szabolcs Magyarody, 2012; Cser, 2006), регулярно получающего нелестные характеристики как внутри страны, так и вне. Все попытки Будапешта прекратить рост и развитие теневого рынка секс-индустрии стали наталкиваться на нетолерантность и экономические урезания средств для страны в рамках последовательной политики США и ЕС [14–18] в формировании размывания гендерной реальности новыми стандартами третьего пола, психиатрического публичного девиантного поведения иных видов. Таким образом, уже два национальных триггера венгров стали антагонистичными политике ЕС и США [14–18] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021). События 2014 года и кризис отношений России и ЕС 2021 года также выделяют венгерское разумное поведение в экономике и внешней политике [13, 18, 19] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021; Kushnir, 2021): проводить самостоятельную политику после объема унижений и попыток ограничить свободу государства ЕС, США, ТНК и ТНБ.

Наибольший удар во внутренней политике Венгрии и в умах ее населения в рамках триггеров достоинства и гордости стал опт сексуальных скандалов с участием «цвета нации» в киноиндустрии категории 18+ в 1990-х – 2010-х гг. [14–17] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021), что повлекло мироощущение унижения масс венгров: когда (в их понимании) те, кто должны быть образцами поведения, благодаря сети Интернет демонстрируют антинациональную модель поведения, пусть и нормальную для руководства ЕС, но неприемлемую для населения страны. Обратной проблемой для спортсменов, бизнесменов и моделей стала невозможность жить обычной венгерской жизнью в стране, так как они стали подвергаться комплексному остракизму, а невозможность построить успешную карьеру в ЕС и США ввиду подошедшего возраста (40+ к 2010-м) сделала их если не полными изгоями, то нежелательными лицами для полноценного общения в венгерской социальной коммуникационной культуре [17] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021): общение детей, авторитетные специалисты, браки детей, возможности вступить в брак с уважаемыми семьями, риски получения позора в кластерах и стратах общества, иные.

Помимо разоблачения теневой индустрии категории 18+, правительство Венгрии к 2019 году почти полностью пресекло на своей территории трафик торговли людьми, в отличие от соседней Словакии, Румынии и Хорватии, Боснии и Герцеговины с Албанией, через которые в рамках вектора Восточной Европы продолжает осуществляться скрупулезная торговля живым товаром, от трафика мигрантов до черной трансплантологии. По завершении мер правоохранительных органов в данной сфере Брюссель наложил серию взысканий и внутренних санкций разного вида действия на Будапешт под разнообразными предлогами: от отказа Венгрией ввода системы «1 и 2 родителя» вместо «отец и мать» до контрактов по поставкам ресурсов из России. Прямую корреляцию можно проследить во времени по отчетам центрального правительства и правоохранительных органов, за которыми следует неадекватная истерика в СМИ преимущественно стран Западной Европы и Польши, за которыми следуют меры из штаб-квартиры ЕС.

Раздражает Брюссель и факт отсутствия давления на Будапешт угрозами не поставить нужный объем продовольствия, так как Венгрия – одна из немногих стран ЕС, которая ввиду специфических гастрономических предпочтений масс населения полностью обеспечивает свой внутренний рынок популярными линейками продуктов питания [13, 18, 19] (Drynochkin, 2014; Kushnir, 2021), что явно контрастирует с соседними странами Западной и Восточной Европы, где и население все реже в состоянии поддерживать привычный уровень покупательской способности, и власти не могут наладить импорт необходимого объема линеек продтоваров, ранее импортируемых по серым схемам, которые в отчетах ЮНКТАД и других международных организаций [22, 23] проходили по реестру произведенных внутри стран Германии и также импортировались по серым схемам, прикрытым статистическими положительными отчетами международных организаций, далекими от реальности [22, 23]. Однако фатальные неурожаи в регионах традиционного серого импорта продовольствия по миру стали для Европейского союза не только катастрофой, с одной стороны, но и инструментом давления на ряд стран-участниц при отказе ими соблюдать курс Брюсселя и Вашингтона. По сути, осуществлен продовольственный шантаж, противоречащий нормам международного права. Таким образом, «сад Борреля» оказался не в самом завидном положении. В этой связи самостоятельность даже на уровне продовольственного обеспечения формирует риски выхода из объединения стран при первой возможности в случае динамичного ухудшения уровней жизни при правлении номиналов условного центрального правительства Еврозоны. Это очевидно в условиях нарастающего бегства промышленного капитала из ЕС в США, роста безработицы и невозможности выплачивать ранее бывших пособий пассионарным этносам мигрантов, страны объединения начнут уделять все большее внимание развитию национальных экономик и эффективных партнерских экономических отношений по примеру Венгрии. В свою очередь, это должно повлечь рост влияния националистических партий, как это уже произошло в Италии в 2022 г., растет электорат Ле Пен во Франции и других государствах уже Западной Европы. Чем хуже будет экономическая ситуация от провальной политики ЕС, тем быстрее националисты возьмут власть в странах, продвигая уже курс каждой страны приоритетнее, чем общеевропейский.

Заключение

Следует отметить, что национальные триггеры гордость и свобода помогли Венгрии отстоять свои позиции в сохранении промышленного производства, иметь стабильные поставки энергоносителей из РФ, получать выгодные контракты с государствами Азии, организовать новый этап престижа и рост авторитета в Восточной Европе в рамках собственной модели внешней экономической политики, которую все более учитывают экономисты соседних стран первого порядка. При этом, будучи пока частью ЕС, Будапешт движется в фарватере внутренней и внешней политики объединения там, где это не ущемляет национальных интересов страны. Власти учитывают ошибки Греции, Черногории, Прибалтики, Польши (которой настает время платить долги по кредитам 1990-х из США и Соединенного Королевства) и других.

Не стоит забывать, что национальные триггеры могут создавать глобальные конфликты и бедствия мирового масштаба [24] (Sagomonyan, Kremer, Khazanov, 2009). Так, большинство немцев в Германии, лишенные стабильной сытой жизни и твердого правового дисциплинарного порядка после Первой мировой войны, привели к власти Гитлера демократическим голосованием, несмотря на весь ужас предвыборной кампании. Немцам, жаждавшим возврата двух вышеуказанных составляющих менталитет, тогда (да и сейчас) было (и будет) не актуально угнетение других народов, если их права за счет прочих стран будут реализованы властями в полном объеме. Изумительная пластичность двойных стандартов или сокрытие полного спектра триггеров общества. Отсюда прогнозируемый приход прямых внуков нацистов, разделяющих весь жуткий спектр ценностей своих пращуров, к власти в бундестаге и федеральных землях сейчас.

Венгрию также не обошли времена в истории, когда национальные триггеры затмевали сознание мадьяр, что заканчивалось трагедиями для численности этноса как в Средние века, так и в ХХ веке, когда страна и этнос переживали последствия распада Австро-Венгрии, в результате которого часть венгерского населения оказалась вне национальных границ новообразованного национального государства; участие Венгрии на стороне нацистов во время Второй мировой войны также шло под эгидой стимула национального триггера гордости и реванша за подавление венгерского восстания корпусом русских войск Николая I [25, 26] (Grechko et al., 1978) .

Сейчас благодаря информационному обществу большая часть венгров осознает силу национальных триггеров, обдуманно и взвешенно подходит к их стимуляции странами коллективного Запада извне, не давая втравить себя в опасные авантюры. Безусловно, национальные триггеры будут играть роль ключевых стимулов в формировании экономической внешней политики Венгрии в ближайшие десятилетия. Однако их роль, на примере Венгрии, все более четко формируется в системе позитивных подходов комплексных международных экономических отношений [24] (Sagomonyan, Kremer, Khazanov, 2009).

Исходя из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. Российская Федерация должна скрупулезно и качественно учитывать специфику национальных триггеров других стран для создания стабильных партнерских отношений только под эгидой компетентных специалистов-профессионалов.

2. Теневая экономика Венгрии существенно сокращается вопреки лобби внешних игроков, прикрытому так называемыми общеевропейскими ценностями [17] (Anikó Gregor, Fanni Dés, 2021).

3. В современных международных отношениях необходимо учитывать национальные ключевые триггеры для установления стабильных международных отношений.

4. Давление на триггер свободы в Венгрии коллективным Западом перестало работать тогда, когда гордость и свободу венгров попытались ограничить в рамках продавливания в страну сети теневого бизнеса и аффилированного с ним комплекса инфраструктуры.

5. Истерика Брюсселя прямо пропорциональна успехам мадьярского края в мерах профилактики и борьбы с теневой единой европейской экономикой на территории Венгрии, особенно в направлениях противодействия вовлечения масс населения в индустрию 18+, торговлю людьми и серые схемы импорта продовольствия, в которых погряз ЕС.

6. Венгрия не является союзником России, страна ищет максимально выгодные для нее партнерские отношения. Россия очень сильно зависит от ряда линеек, производимых Будапештом: от лекарств и продуктов химической промышленности до импорта экологических линеек гастрономического толка, в настоящее время через систему параллельного импорта.

7. Чем больше будет венгерский капитал завязан на рынки РФ с выгодой, тем большей резистентностью к требованиям ЕС прекратить отношения с Москвой будет обладать Будапешт на международной арене.

8. Отказ Венгрии выполнять приказ из Брюсселя по групповому экономическому самоубийству с деиндустриализацией и импорту по крайне завышенным ценам может создать для Будапешта прецедент по существенному изменению внутренней и внешней политики.

9. Несмотря на нахождение в центре Европы, подобно островным государствам Японии, Англии, Исландии и иным, Венгрия имеет специфический национальный менталитет, в рамках которого мадьярам приятнее жить в своей стране, а не создавать мощные диаспоры или общины по ЕС и миру, в отличие от соседних стран с более пластичными национальными кодами [1, 2] (Gumilyov, 2001; Gumilyov, 2002), растворяющимися в рамках процессов глобализации, так как те не имеют инструментов и кодов защиты собственной идентичности.


References:

Vengriya i Vtoraya Mirovaya Voyna: sekretnye diplomaticheskie dokumenty iz istorii kanuna i perioda voyny [Hungary and World War II: secret diplomatic documents from the history of the eve and period of the war] (1962). M.: Izdatelstvo inostrannoy literatury. (in Russian).

Anikó Gregor, Fanni Dés The political economy of sex: lessons from the semi-peripheral Hungary since the 1990sCentral European University.Wien. Retrieved May 10, 2021, from https://events.ceu.edu/2021-05-10/political-economy-sex-lessons-semi-peripheral-hungary-1990s

Cser F. Roots of the Hungarian OriginHungarianhistory.com. Retrieved from http://www.hungarianhistory.com/lib/cser/rootsls.pdf

Cser F., Bogsányi D., Fodor A. (2006). 50th anniversary of the 1956 Hungarian freedom fight: questions and Answers Melbourne: Committee for the Commemoration.

Drynochkin A.V. (2014). Ekonomika Vengrii [The Hungarian economy] M.: MGIMO-Universitet. (in Russian).

Dujmovic N. Review of Legacy of Ashes: The History of CIAStudies in Intelligence, Central Intelligence Agency. Retrieved from https://www.economicsvoodoo.com/wp-content/uploads/2007-09-10-CIA-Review-of-Legacy-of-Ashes-The-History-of-CIA_Central-Intelligence-Agency.pdf

Grechko A.A. i dr. (1978). Istoriya vtoroy mirovoy voyny 1939—1945 [History of World War II 1939-1945] M.: Voenizdat. (in Russian).

Gumilyov L.N. (2001). Etnogenez i biosfera Zemli [Ethnogenesis and the Earth's Biosphere] SPb.: Kristall. (in Russian).

Gumilyov L.N. (2002). Tysyacheletie vokrug Kaspiya [A millennium around the Caspian Sea] M.: Ayris-Press: Rolf. (in Russian).

Kushnir I. (2021). Ekonomika Vengrii [The Hungarian economy] M.: Ivan Kushnir. (in Russian).

Matveeva Yu.V., Rusina Yu.A. (2021). Chelovek sovetskiy: za i protiv. Homo soveticus: pro et contra [Homo soveticus: pro et contra] Yekaterinburg: Izdatelstvo Uralskogo universiteta. (in Russian).

Puddington Arch (2003). Broadcasting Freedom: The Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty Lexington: The University Press of Kentucky.

Sagomonyan A.A., Kremer I.S., Khazanov A.M. (2009). Istoriya mezhdunarodnyh otnosheniy v XX — nachale XXI veka: SNG i rossiysko-ukrainskie otnosheniya [History of International Relations in the 20th and Early 21st Century: CIS and Russian-Ukrainian Relations] M.: Rema. (in Russian).

Sciolino Elaine C.I.A. Defector to Soviets Is Permanently Expelled From HungaryNew York Times. Retrieved December 20, 2022, from https://www.nytimes.com/1989/12/01/world/cia-defector-to-soviets-is-permanently-expelled-from-hungary.html

Spain, France, GermanyFao.org. Retrieved December 27, 2022, from https://www.fao.org/home/ru

Spain,France,GermanyUnctadstat.unctad.org. Retrieved December 27, 2022, from http://unctadstat.unctad.org/countryprofile/generalprofile/en-gb/724/index.html

Szabolcs J. Magyarody (2012). Hungary and the Hungarians USA:: MATTHIAS CORVINUS PUBLISHERS.

Volkogonov D.A. (1998). Permanentnaya revolyutsiya. Trotskiy. Politicheskiy portret [Permanent revolution. Trotsky. Political portrait] M.: AST. (in Russian).

Weiner Tim (2007). Legacy of Ashes USA: Doubleday.

Страница обновлена: 25.04.2025 в 17:02:26