Оценка влияния инвестиций в основной капитал на состояние основных фондов организаций Российской Федерации
Шалаева Л.В.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 140 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846474
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важнейшим фактором экономического развития и устойчивости организаций является основной капитал, формирование которого в условиях неопределенности и санкций требует государственной финансовой поддержки и регулирования факторов риска. Цель исследования - оценка влияния тенденций инвестирования средств в основной капитал на состояние основных фондов организаций РФ. Научная новизна заключается в ориентации модели исследования на оценку доли участия федеральных округов РФ в процессе инвестирования средств в основной капитал. Полученные результаты позволили обозначить тенденции и оценить их влияние на состояние основных фондов организаций РФ. Результаты исследования имеют практическое значение для координации направлений экономического развития субъектов РФ, а также обоснования перспектив инвестирования средств в основной капитал в условиях неопределенности и санкций.
Ключевые слова: инвестиции, основной капитал, источники финансирования, обновление, износ основных фондов
JEL-классификация: Е22, G31, R11
Введение
Инвестиционная деятельность является одним из приоритетных направлений деятельности компаний [1], направлена на усовершенствование бизнес-процессов, увеличение эффективности производства, что позволяет компаниям выживать в конкурентной среде [2]. С развитием научно-технического прогресса компании стали больше внимания уделять инновационному развитию [3, 4], инновации стали залогом как роста производительности отдельных компаний, так и экономического роста в масштабах страны и мира [5].
Инвестиции в основной капитал, включающий основные средства и нематериальные активы, являются первоочередными для компании [6]. Главной проблемой их реализации является негибкость и невысокая ликвидность. Приобретение зданий, сооружений, оборудования является затратным, при этом не всегда можно продать по той же цене, особенно если были дополнительные затраты на установку, что может принести значительные убытки компании. В данном аспекте вложения в нематериальные активы представляются еще более проблемными вследствие возникновения риска незавершения данных инвестиций [7]. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных денежных и временных затрат, при этом нет гарантий получения результата от данных вложений.
В условиях политической и экономической нестабильности инвестиции в основной капитал характеризуются еще большим риском [8]. Санкционные ограничения оказывают существенное негативное влияние на инвестиционную деятельность российских компаний [9]. Ограничения финансовых операций, а также экспортные ограничения услуг и технологий приостанавливают инвестиционное развитие российских компаний. В данных макроэкономических условиях финансирование инвестиций также характеризуется повышенным риском, вследствие чего увеличивается стоимость финансирования: инвесторы и кредиторы требуют большую премию за риск [10].
Экономика России, прежде всего, основывается на развитии промышленного производства. Именно в данной отрасли велика доля инвестиций как в основные средства, так и в инновации [11]. Данная ситуация возникла как по причине высокой рентабельности промышленных компаний, так и вследствие того, что большинство компаний данного сектора являются крупными государственными компаниями. Государство выступает неким гарантом в условиях неопределенности, посредством которого в любой момент можно восполнить нехватку денежных средств [12].
Государственные компании других отраслей также получают финансовую поддержку, однако она является точечной и чаще всего недостаточной для реализации инвестиционных проектов [13]. Кроме того, недостаточность государственной поддержки актуальна и для малого и среднего бизнеса. При этом, если крупные негосударственные компании могут самостоятельно формировать фонды для инвестирования в крупные объекты и НМА, не опираясь на государственную поддержку, то средний и малый бизнес не имеет возможности осуществлять крупные финансовые вложения. Вследствие этого возникает невозможность инновационного развития средних и мелких компаний, что препятствует появлению новых, конкурентоспособных экономических субъектов. Проблема недостаточной государственной поддержки в инновационном развитии компаний рассматривается как российскими, так и зарубежными учеными [14, 15, 16, 17].
Опираясь на результаты проведенных исследований проведем оценку основных тенденций инвестирования средств в основной капитал организаций РФ.
Цель исследования - оценка влияния тенденций инвестирования средств в основной капитал на состояние основных фондов организаций РФ.
Научная новизна исследования заключается в ориентации на оценку участия федеральных округов РФ в процессе инвестирования средств в основной капитал.
В рамках исследования выдвинуты следующие гипотезы:
1) собственные и бюджетные средства являются определяющими источниками финансирования инвестиций в основной капитал;
2) тенденции инвестирования средств в основной капитал не оказали положительного влияния на состояние основных фондов организаций большинства федеральных округов РФ.
Материалы и методы исследования
Для выявления тенденций инвестирования средств в основной капитал организаций РФ проведен статистический анализ с применением методов группировки и сравнения. Информационной базой послужили данные Росстата [18] за 2017-2021 года.
Результаты исследования
Динамика инвестирования средств в основной капитал организаций РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал
Показатель
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
Изменение
за период
|
Темп
роста,
% |
Инвестиции
в основной капитал, трлн руб.
|
16,03
|
17,78
|
19,33
|
20,3
|
22,94
|
+6,91
|
143,11
|
Доля
инвестиций в основной капитал, %
|
8,81
|
6,73
|
7,24
|
6,22
|
5,53
|
-3,27
|
х
|
За 2017-2021 гг. инвестиции в основной капитал выросли на 6,91 трлн руб. или 43,11%. Доля инвестиций в основной капитал на конец 2021 г. составила 5,53% при снижении за период исследования на 3,27 п.п.
Динамика и структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика и структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов
Показатель
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
Изменение
за период
|
Темп
роста, %
|
Сумма, трлн руб.
|
| ||||||
Инвестиции в основной капитал, всего
|
16,03
|
17,78
|
19,33
|
20,3
|
22,94
|
+6,91
|
143,11
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
жилые здания и помещения
|
2,18
|
2,32
|
2,79
|
2,96
|
3,09
|
+0,91
|
141,87
|
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель
|
7,01
|
7,54
|
7,42
|
7,71
|
8,98
|
+1,97
|
128,12
|
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие
объекты
|
5,41
|
6,28
|
7,15
|
7,44
|
8,37
|
+2,96
|
154,83
|
объекты интеллектуальной
собственности
|
0,44
|
0,56
|
0,63
|
0,82
|
1,02
|
+0,58
|
229,50
|
прочие
|
0,99
|
1,08
|
1,34
|
1,37
|
1,48
|
+0,49
|
150,05
|
Структура,
%
| |||||||
жилые здания и помещения
|
13,6
|
13,1
|
14,4
|
14,6
|
13,5
|
-0,1
|
х
|
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель
|
43,8
|
42,4
|
38,4
|
38,0
|
39,2
|
-4,6
|
х
|
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие
объекты
|
33,7
|
35,3
|
37,0
|
36,6
|
36,5
|
+2,8
|
х
|
объекты интеллектуальной
собственности
|
2,8
|
3,1
|
3,3
|
4,0
|
4,4
|
+1,6
|
х
|
прочие
|
6,1
|
6,1
|
6,9
|
6,8
|
6,4
|
+0,3
|
х
|
За период исследования наибольший объем средств инвестирован на строительство зданий (кроме жилых), сооружений, улучшение земель (8,98 трлн руб. при доле 39,2%), а также на приобретение машин, оборудования, хозяйственного инвентаря (8,37 трлн руб. при доле 36,5%). Более быстрые темпы роста выявлены по инвестициям в объекты интеллектуальной собственности (229,5%) и по инвестициям на строительство зданий, сооружений, улучшение земель (154,8%). Инвестиции на строительство жилых зданий и помещений относительно уровня 2017 г. выросли на 0,91 трлн руб. или на 41,87% при доле 13,5%.
В структуре инвестиций в основной капитал имеет место рост доли инвестиций на приобретение машин, оборудования, хозяйственного инвентаря (+2,8 п.п.) и инвестиций в объекты интеллектуальной собственности (+1,6 п.п) при существенном снижении доли инвестиций на строительство зданий, сооружений, улучшение земель (-4,6 п.п.).
Динамика инвестиций в основной капитал по источникам финансировани представлена в таблице 3.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, млрд руб.
Источник
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Изменение
за период
|
Темп
роста, %
|
Собственные средства
|
6291
|
7229
|
8099
|
8525
|
9806
|
+3515
|
155,87
|
Привлеченные средства
|
5971
|
6411
|
6626
|
6912
|
7884
|
+1913
|
132,04
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
кредиты банков
|
1370
|
1531
|
1436
|
1529
|
1949
|
+579
|
142,26
|
в том числе кредиты иностранных банков
|
665
|
605
|
293
|
271
|
334
|
-331
|
50,23
|
заемные средства других организаций
|
663
|
583
|
709
|
750
|
798
|
+135
|
120,36
|
инвестиции из-за рубежа
|
96
|
86
|
65
|
50
|
67
|
-29
|
69,79
|
бюджетные средства
|
2003
|
2086
|
2385
|
2951
|
3225
|
+1222
|
161,01
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета
|
1046
|
1033
|
1125
|
1338
|
1413
|
+367
|
135,09
|
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
|
824
|
902
|
1092
|
1430
|
1596
|
+772
|
193,69
|
средства местных бюджетов
|
133
|
150
|
169
|
182
|
217
|
+84
|
163,16
|
средства государственных внебюджетных
фондов
|
24
|
27
|
30
|
34
|
36
|
+12
|
150,00
|
средства организаций и населения на долевое строительство
|
400
|
479
|
629
|
505
|
…
|
...
|
...
|
в том числе средства населения
|
304
|
339
|
458
|
396
|
…
|
...
|
...
|
прочие
|
1415
|
1619
|
1372
|
1092
|
1808
|
+393
|
127,77
|
За 2017-2021 гг. сумма собственных средств, инвестированных в основной капитал выросла на 3515 млрд руб. или на 55,87%, сумма привлеченных средств - на 1913 млрд руб. или на 32,04%.
В составе привлеченных источников существенно вырос размер бюджетных средств (+1222 млрд руб. или +61%), в том числе средств бюджетов субъектов Российской Федерации (+772 млрд руб. или +93,7%), федерального бюджета (+367 млрд руб. или +35,1%), средств местных бюджетов (+84 млрд руб. или +63,2%), средств государственных внебюджетных фондов (+12 млрд руб. или +50%).
Выявлен рост использования кредитов банка (+579 млрд руб. или +42,3%). При этом отрицательная динамика выявлена по использованию кредитов иностранных банков (-331 млрд руб. или -49,8%), инвестиции из-за рубежа (-29 млрд руб. или -30,2%) при росте суммы заемных средств других организаций (+135 млрд руб. или +20,4%).
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %
Источник
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к
2017 г.
|
2021 г. к
2020 г.
|
Собственные средства
|
51,3
|
53,0
|
55,0
|
55,2
|
55,4
|
+4,1
|
+0,2
|
Привлеченные средства
|
48,7
|
47,0
|
45,0
|
44,8
|
44,6
|
-4,1
|
-0,2
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
кредиты банков
|
11,2
|
11,2
|
9,8
|
9,9
|
11,0
|
-0,2
|
+1,1
|
в том числе кредиты иностранных банков
|
5,4
|
4,4
|
2,0
|
1,8
|
1,9
|
-3,5
|
+0,1
|
заемные средства других организаций
|
5,4
|
4,3
|
4,8
|
4,9
|
4,5
|
-0,9
|
-0,4
|
инвестиции из-за рубежа
|
0,8
|
0,6
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
-0,4
|
+0,1
|
бюджетные средства
|
16,3
|
15,3
|
16,2
|
19,1
|
18,2
|
+1,9
|
-0,9
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета
|
8,5
|
7,6
|
7,6
|
8,7
|
8,0
|
-0,5
|
-0,7
|
средства бюджетов субъектов Российской Федерации
|
6,7
|
6,6
|
7,4
|
9,2
|
9,0
|
+2,3
|
-0,2
|
средства местных бюджетов
|
1,1
|
1,1
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
+0,1
|
0
|
средства государственных внебюджетных
фондов
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0
|
0
|
средства организаций и населения на долевое строительство
|
3,3
|
3,5
|
4,3
|
3,3
|
…
|
...
|
...
|
в том числе средства населения
|
2,5
|
2,5
|
3,1
|
2,6
|
…
|
...
|
...
|
прочие
|
11,5
|
11,9
|
9,3
|
7,1
|
10,3
|
-1,2
|
+3,2
|
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал собственные и привлеченные источники находятся в соотношении 55/45. При этом за период исследования доля собственных источников выросла на 4,1 п.п. В составе привлеченных источников наибольшая доля приходится на бюджетные средства (15-19%), в том числе на средства федерального бюджета (7-9%), средства бюджетов субъектов Российской Федерации (6-9%) и кредиты банка (10-11%). Отрицательная динамика выявлена по использованию кредитов иностранных банков (-3,5 п.п.), заемных средств других организаций (-0,9 п.п.), средств федерального бюджета (-0,5 п.п.).
Распределение инвестиций в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации представлено в таблице 5.
Таблица 5
Доля инвестиций в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации, %
Федеральный округ РФ
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2021 г. к 2017 г.
|
2021 г. к 2020 г.
|
Центральный
|
26,51
|
28,08
|
31,57
|
32,42
|
34,37
|
+7,86
|
+1,95
|
Северо-Западный
|
11,77
|
12,97
|
10,79
|
10,62
|
10,03
|
-1,73
|
-0,59
|
Южный
|
9,02
|
8,18
|
7,14
|
7,06
|
6,55
|
-2,46
|
-0,50
|
Северо-Кавказский
|
3,10
|
3,06
|
3,26
|
3,48
|
3,16
|
+0,06
|
-0,32
|
Приволжский
|
15,18
|
13,99
|
14,08
|
13,80
|
13,43
|
-1,75
|
-0,37
|
Уральский
|
17,71
|
16,67
|
15,37
|
15,13
|
13,93
|
-3,77
|
-1,20
|
Сибирский
|
8,83
|
8,84
|
9,32
|
9,37
|
9,79
|
+0,95
|
+0,41
|
Дальневосточный
|
8,05
|
8,11
|
8,61
|
8,13
|
8,48
|
+0,43
|
+0,34
|
Наибольший объем инвестиций в основной капитал в 2021 г. выявлен в Центральном (34,37%), Уральском (13,93%), Приволжском (13,43%) и Северо-Западном (10,03%) федеральных округах. За период исследования существенно выросла доля инвестиций в основной капитал организаций Центрального федерального округа (+7,86 п.п.) и менее значимо в основной капитал организаций Сибирского (+0,95 п.п.) и Дальневосточного (+0,43 п.п.) федеральных округов. Относительно уровня 2020 г. выявлена та же тенденция.
Для уточнения полученных результатов рассмотрим темпы роста инвестиций в основной капитал (таблица 6).
Таблица 6
Темпы роста инвестиций в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации, %
Субъект РФ
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к
2017 г.
|
2021 г. к
2020 г.
|
Российская Федерация
|
104,8
|
105,4
|
102,1
|
99,5
|
107,7
|
+2,9
|
+8,2
|
Центральный федеральный округ
|
108,4
|
111,7
|
115,0
|
101,2
|
113,4
|
+5,0
|
+12,2
|
Северо-Западный федеральный округ
|
105,0
|
115,5
|
84,1
|
97,5
|
100,9
|
-4,1
|
+3,4
|
Южный федеральный округ
|
120,3
|
94,4
|
89,1
|
97,4
|
100,3
|
-20,0
|
+2,9
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
98,8
|
101,2
|
107,7
|
106,5
|
97,8
|
-1,0
|
-8,7
|
Приволжский федеральный округ
|
96,7
|
99,3
|
102,9
|
97,2
|
104,4
|
+7,7
|
+7,2
|
Уральский федеральный округ
|
102,0
|
105,8
|
94,1
|
100,8
|
99,0
|
-3,0
|
-1,8
|
Сибирский федеральный округ
|
102,3
|
105,4
|
106,8
|
100,3
|
108,9
|
+6,6
|
+8,6
|
Дальневосточный федеральный округ
|
110,8
|
106,2
|
108,8
|
93,0
|
110,6
|
-0,2
|
+17,6
|
За период исследования произошло замедление темпов роста инвестиций в основной капитал: к уровню 2017 г. - в Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Уральском, Дальневосточном федеральных округах; к уровню 2020 г. - в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах. Более быстрые темпы роста инвестиций отмечены в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Выявленные тенденции могли оказать положительное влияние на показатели обновления основных фондов и степень их износа (таблица 7).
Таблица 7
Показатели обновления и износа основных фондов
Показатель
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2021 г. к 2017 г.
|
2021 г. к 2020 г.
|
Ввод в действие основных
фондов, млрд руб.
|
12484
|
14908
|
22509
|
18522
|
20832
|
+8348
|
+2310
|
В % к предыдущему году
|
100,1
|
114,6
|
104,0
|
89,3
|
105,2
|
+5,1
|
+15,9
|
Отношение к сумме
инвестированных средств, %
|
77,88
|
83,85
|
116,45
|
91,24
|
90,81
|
+12,93
|
-0,43
|
Коэффициент
обновления основных фондов, %
| |||||||
Российская Федерация
|
8,0
|
8,6
|
8,8
|
7,9
|
8,3
|
+0,3
|
+0,4
|
Центральный федеральный округ
|
10,2
|
11,1
|
11,0
|
10,1
|
11,0
|
+0,8
|
+0,9
|
Северо-Западный федеральный округ
|
7,2
|
8,1
|
7,5
|
7,2
|
7,6
|
+0,4
|
+0,4
|
Южный федеральный округ
|
7,6
|
8,1
|
8,5
|
6,7
|
6,6
|
-1
|
-0,1
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
5,2
|
6,1
|
6,7
|
7,6
|
7,1
|
+1,9
|
-0,5
|
Приволжский федеральный округ
|
7,1
|
7,2
|
7,4
|
6,8
|
7,4
|
+0,3
|
+0,6
|
Уральский федеральный округ
|
7,7
|
8,3
|
7,5
|
6,8
|
6,5
|
-1,2
|
-0,3
|
Сибирский федеральный округ
|
8,4
|
8,4
|
8,5
|
8,0
|
9,5
|
+1,1
|
+1,5
|
Дальневосточный федеральный округ
|
5,8
|
6,4
|
11,4
|
7,8
|
7,3
|
+1,5
|
-0,5
|
Степень
износа основных фондов коммерческих организаций РФ, %
| |||||||
Российская Федерация
|
50,9
|
50,9
|
51,3
|
52,1
|
53,0
|
+2,1
|
+0,9
|
Центральный федеральный округ
|
43,2
|
41,5
|
41,7
|
42,5
|
42,8
|
-0,4
|
+0,3
|
Северо-Западный федеральный округ
|
44,2
|
45,1
|
46,3
|
48,0
|
48,7
|
+4,5
|
+0,7
|
Южный федеральный округ
|
45,2
|
46,7
|
47,8
|
49,0
|
49,6
|
+4,4
|
+0,6
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
51,9
|
53,0
|
53,6
|
53,4
|
53,6
|
+1,7
|
+0,2
|
Приволжский федеральный округ
|
56,4
|
57,2
|
58,3
|
59,3
|
60,5
|
+4,1
|
+1,2
|
Уральский федеральный округ
|
61,7
|
61,2
|
61,7
|
62,3
|
64,4
|
+2,7
|
+2,1
|
Сибирский федеральный округ
|
46,9
|
48,9
|
49,6
|
51,1
|
51,3
|
+4,4
|
+0,2
|
Дальневосточный федеральный округ
|
44,1
|
45,9
|
44,2
|
45,4
|
45,6
|
+1,5
|
+0,2
|
За период исследования стоимость введенных в эксплуатацию объектов основного капитала выросла на 8348 млрд руб. или на 67%, в том числе за 2021 г. на 2310 млрд руб. или на 12,5%. Существенный рост показателя отмечен в 2019 г., когда размер завершенных инвестиций составил 116,45% к уровню инвестированных средств. Размер завершенных инвестиций в основной капитал по большинству лет колеблется в пределах 78%-91%, что говорит о наличии долгосрочных проектов.
Коэффициент обновления основных фондов организаций РФ составляет по данным 2021 г. 8,3%. Более высокий уровень обновления основных фондов выявлен в Центральном (11%) и Сибирском (9,5%) федеральных округах. По остальным федеральным округам РФ коэффициент обновления основных фондов находится в пределах 6-7%%, что при высоком уровне изношенности объектов является фактором риска. Снижение уровня обновления основных фондов отмечено в Южном и Уральском федеральных округах.
Степень износа основных фондов коммерческих организаций РФ демонстрирует ежегодный рост по большинству федеральных округов и на конец 2021 г. составляет в среднем по РФ 53%. Более высокий уровень износа выявлен в Северо-Кавказском (53,6%), Приволжском (60,5%), Уральском (64,4%) федеральных округах. По остальным федеральным округам РФ степень износа основных фондов коммерческих организаций находится в пределах 43-51%%.
Заключение
Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволяют сделать вывод о наличии положительных и отрицательных тенденций в инвестировании средств организаций РФ в основной капитал.
Собственные и бюджетные средства являются определяющими источниками финансирования инвестиций в основной капитал. При положительной динамике доля собственных средств достигла 55%, доля бюджетных средств - 19%.
Наибольший объем средств инвестирован на строительство зданий (39,2%) и приобретение машин, оборудования (36,5%). Существенные темпы роста выявлены по инвестициям в объекты интеллектуальной собственности (229,5%).
При росте инвестиций в основной капитал (+43% к уровню 2017 г.) и стоимости введенных в эксплуатацию основных фондов (+67% к уровню 2017 г.) не выявлены
факты положительного влияния данных тенденций на состояние основных фондов организаций большинства федеральных округов РФ, за исключением Центрального, Сибирского и Дальневосточного.
Наибольшая доля инвестиций в основной капитал приходится на Центральный федеральный округ (34,4% в 2021 г.), по данным которого выявлено более существенное положительное влияние тенденций на состояние основных фондов. Коэффициент обновления основных фондов по итогам 2021 г. составил 11% (максимальное значение по РФ), степень износа основных фондов - 42,8% (минимальное значение по РФ).
Степень износа основных фондов коммерческих организаций РФ при ежегодном росте по большинству федеральных округов составляет не менее 43%. По большинству федеральных округов РФ коэффициент обновления основных фондов находится в пределах 6-7 процентов при наличии отрицательной тенденции, что при высоком уровне изношенности объектов (до 64%) является фактором риска.
Разработка и экономическое обоснование инструментария регулирования данного фактора риска определяет тематику дальнейших исследований.
Источники:
2. Khan A., Qin M., Jebran X., Jebran K., Ullah I. Uncertainty and R&D investment: Does product market competition matter? // Research in International Business and Finance. – 2020. – № 52. – p. 1-13.
3. Temel S., Forsman H. Growth and innovation during economic shocks: A case study for characterising growing small firms // Scandinavian Journal of Management. – 2022. – № 38. – p. 1-11. – doi: 10.1016/j.scaman.2022.101220.
4. Яровова Т.В., Кисилева Д.Д. Особенности стимулирования инноваций в России // Московский экономический журнал. – 2022. – № 5. – c. 566-573.
5. Gyedu S., Heng T., Ntarmah A.H., He Y., Frimppong E. The impact of innovation on economic growth among G7 and BRICS countries: A GMM style panel vector autoregressive approach // Technological Forecasting and Social Change. – 2021. – № 173. – p. 1-10. – doi: 10.1016/j.techfore.2021.121169.
6. Цыплаков А. А., Мельникова Л. В. Инвестиции в основной капитал и макроэкономическое агенториентированное моделирование // Мир экономики и управления. – 2021. – № 1. – c. 5–28. – doi: 10.25205/2542-0429-2021-21-1-5-28.
7. Rodgers W., Degbey W.Y., Housel T.J., Arslan A. Microfoundations of collaborative networks: The impact of social capital formation and learning on investment risk assessment // Technological Forecasting and Social Change. – 2020. – № 161. – p. 1-15. – doi: 10.1016/j.techfore.2020.120295.
8. Panagiotidisa T., Printzis P. What is the investment loss due to uncertainty? // Global Finance Journal. – 2020. – № 45. – p. 10-27.
9. Трошин М.С. Влияние международных экономических санкций на развитие экономики РФ // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – c. 169-175.
10. Li K., Xia B., Chen Y., Ding N., Wang J. Environmental uncertainty, financing constraints and corporate investment: Evidence from China // Pacific-Basin Finance Journal. – 2021. – № 70. – p. 1-11. – doi: 10.1016/j.pacfin.2021.101665.
11. Липатникова И.В., Шатилова А.В. Исследование динамики финансирования инновационной деятельности в металлургическом секторе промышленности Санкт-Петербурга // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2015. – № 3. – c. 138-145.
12. Huynh N., Dao A., Nguyen D. Openness, economic uncertainty, government responses, and international financial market performance during the coronavirus pandemic // Journal of Behavioral and Experimental Finance. – 2021. – № 31. – p. 1-8.
13. Ryumkina I.N., Aleschenko V.V., Aleschenko O.A., Rudoy E.V., Petukhova M.S., Ryumkin S.V. Agro-industrial and fishery complex of the Russian Far East: Data on investment projects and transport connectivity // Data in Brief. – 2022. – № 44. – p. 1-15. – doi: 10.1016/j.dib.2022.108522.
14. Zhu Z., Zhu Z., Xu P., Xue D. Exploring the impact of government subsidy and R&D investment on financial competitiveness of China’s new energy listed companies: An empirical study // Energy Reports. – 2019. – № 5. – p. 919–925.
15. Zhang L., Sun M., Peng Y., Zhao W., Chen L., Huang Y. How public investment fuels innovation: Clues from government-subsidized USPTO patents // Journal of Informetrics. – 2022. – № 16(1). – p. 1-19. – doi: 10.1016/j.joi.2022.101313.
16. Тхамитлокова Ю.О., Малкандуев Ю.А., Карданова И.А., Хандохова З.А. Анализ основных направлений региональной государственной поддержки инновационного предпринимательства как фактора эффективного развития Кабардино-Балкарской республики // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. – № 4. – c. 69-74.
17. Едронова В.Н., Маслакова Д.О. Теоретические и практические аспекты государственного финансирования инвестиций: источник, формы, механизмы, инструменты // Дайджест-финансы. – 2021. – № 4. – c. 372 – 390. – doi: 10.24891/df.26.4.372.
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 07.08.2022).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 16:13:41