Qatar's investment strategy in the context of building a non-resource economy
Markelova E.A.1
1 МГИМО МИД, Russia
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 9 (September 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49710060
Abstract:
This article analyzes the experience of Qatar in attracting foreign investment. The author evaluates the latest legislative initiatives in this area. In the context of Qatar's strategic task of diversifying the economy through the development of the non-resource sector, the investment policy of the emirate is considered. The author discusses the experience of attracting investments at the present stage and assesses the prospects for further development of investment policy after the 2022 FIFA World Cup. The author notes that the government of Qatar seeks and creates investment impulses for the development of the construction, tourism, health, education, transport infrastructure sectors. This is consistent with the national development goals defined in the Qatar National Vision 2030 Strategy.
Keywords: Qatar, investments, foreign direct investment, investment policy, economic diversification, investment attraction, special economic zones
JEL-classification: F21, F62, F63, Z23
Введение
Катар – один из нескольких ярких примеров «малых государств», которые не только смогли обеспечить мощный экономический рост благодаря экспорту углеводородов, но и эффективно использовать полученные финансовые ресурсы для развития несырьевых секторов экономики [1]. Во многом это стало возможным благодаря тому, что в 2010-х гг. правительство страны последовательно реализовывало стратегию диверсификации национальной экономики, предусмотренную документом «Национальное видение Катара до 2030 г.» [2]. Контроль государства над основной статьей доходов – поступлениями от экспорта природного газа – позволил перераспределить ресурсы на развитие образования, здравоохранения, а также на обеспечение продовольственной безопасности. Не меньшее значение имели и институциональные реформы, обеспечившие создание суверенных инвестиционных фондов, модернизацию финансового сектора, повышение человеческого капитала, улучшение инвестиционного климата [3].
В литературе констатируется, что для ресурсо-зависимых государств привлечение иностранных инвестиций выступает одним из ключевых факторов роста несырьевых секторов экономики [4], [5]. В статье ставится цель – проанализировать ключевые параметры инвестиционной политики Катара и оценить ее результаты с точки зрения диверсификации экономики как стратегической цели катарского правительства в социально-экономической сфере.
Исследование базируется на таких методах, как проблемно-хронологический метод, анализ, синтез, сравнение, анализ первичных и вторичных данных.
Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые в русскоязычной литературе анализируются основы инвестиционной политики Катара в ее «внутреннем» и «внешнем» измерениях, выделяются факторы, влияющие на потоки прямых иностранных инвестиций, оцениваются достигнутые по состоянию на 2022 год результаты этой политики в контексте более широких целей диверсификации катарской экономики.
Катарская экономика: от нефтегазовой зависимости к самодостаточности
Катар – это относительно небольшое государство в Персидском заливе, чье население немногим превышает 2,5 млн. человек. В настоящее время Катар является одним из мировых лидеров по показателям ВВП на душу населения (50 800 долларов в 2020-м году), а номинальный ВВП страны в 2020 г. составил 146,4 млрд. долларов [6].
До того, как в 1939 году на территории страны была обнаружена нефть, Катар состоял из нескольких прибрежных деревень, экономически зависевших от ловли жемчуга, а также из кочевых скотоводческих племен. При британском колониальном управлении были созданы первые политические институты и инфраструктура, чье развитие с финансовой точки зрения обеспечивалось именно доходами от углеводородов. После вывода британских войск Катар провозгласил свою независимость 1 сентября 1971 года. C этого момента началась и постепенная национализация крупных нефтедобывающих компаний [7].
Примерно с 1990-х гг. в основу катарского экспорта была положена не нефть, а газ, причем в сжиженном виде. Соответствующая инфраструктура была развита при серьезной поддержке американского капитала [8]. Сегодня Катар является мировым лидером по экспорту СПГ (около 25% мирового рынка), постоянно наращивая портовую инфраструктуру и танкерный флот. По данным главного статистического ведомства Катара, на доходы от экспорта углеводородов приходится примерно половина ВВП страны, около 90% бюджетных поступлений и подавляющая часть катарского экспорта [9].
Контроль государства над нефтегазовой промышленностью, а также довольно грамотная внешнеполитическая стратегия позволили правительству обеспечить стремительный экономический рост и регулярные поступления в государственный бюджет. Отметим, что подобная модель «нефтяного экономического чуда» довольно характерна для монархий Персидского залива, чье благосостояние серьезно зависит от нефтяной ренты [10].
После падения нефтяных цен в 2014 году катарское правительство существенно сократило текущие расходы, зато задача диверсификации экономики, поставленная еще десятилетием раньше, была поставлена в приоритет государственной политики. Концептуальной основой для движения в данном направлении стала стратегия социально-экономического развития страны «Национальное видение Катара до 2030 г.». Здесь указывается, что дальнейший рост национального богатства должен достигаться преимущественно за счет увеличения доли неуглеводородного сектора [2].
Грамотная политика катарского правительства (простота ведения бизнеса, низкие налоги и сборы для предпринимателей, комфортные условия для иностранных инвесторов, бюджетные меры поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса и т.п.) позволила продемонстрировать первые успехи в диверсификации экономики в ситуации довольно сложных вызовов, которыми стали торговое эмбарго и пандемия коронавируса COVID-19.
Так, 5 июня 2017 г. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет и ряд других арабских стран ввиду политических разногласий разорвали все торгово-экономические связи с Катаром, серьезно блокировав его сильно зависящую от внешней торговли экономику. Кризис был официально разрешен 5 января 2021 года, когда шесть членов Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) в саудовском городе Аль-Ула подписали соглашение об урегулировании противоречий [11].
Уже в первые месяцы эмбарго нанесло серьезный ущерб стратегически значимым катарским предприятиям, а также вынудила международные компании сократить инвестиции или даже полностью прекратить свою деятельность на территории страны. Тем не менее, Катар довольно успешно пережил этот политический и экономический кризис, продемонстрировал устойчивость и способность адаптироваться в условиях сложных внешних вызовов. Как отмечают исследователи, торговая блокада стала стимулом, позволившим активизировать усилия по диверсификации экономики и обеспечению большей самодостаточности [12].
Так, одной из целей эмбарго стало оказание экономического давления на Катар. Расчет был вполне оправдан: до 2017 г. страна импортировала большую часть товаров и услуг для внутреннего потребления именно через территорию своих соседей по Персидскому заливу. После блокады правительство и компании Катара были вынуждены оперативно разрабатывать альтернативные маршруты поставок, наращивать внутреннее производство основных товаров и услуг и расширять свой морской порт Хамад. Все эти процессы, безусловно, повлекли за собой довольно значительные краткосрочные финансовые издержки, но с другой стороны, они же помогли экономике Катара стать более диверсифицированной и самодостаточной.
Особые успехи были достигнуты в сфере продовольственной безопасности. Будучи одной из самых жарких и засушливых стран мира, Катар вплоть до эмбарго импортировал примерно 90% всего потребляемого продовольствия [13]. Разумеется, что запрет на торговлю резко ухудшил возможности доставки продуктов питания на территорию страны. В итоге, правительство Катара смогло успешно заместить значительную часть импорта молока и молочных продуктов из Саудовской Аравии. Кроме того, эмбарго негативно сказалось и на странах, которые его инициировали: многие предприятия-партнеры из Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна потеряли доступ к катарскому рынку – относительно небольшому, но высокоприбыльному [12].
Меры по преодолению указанного кризиса имели не только ситуативный, но и долгосрочный характер. В частности, Катар смог серьезно улучшить и укрепить торгово-экономические отношения с неарабскими экономиками в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Как итог, несмотря на введенное эмбарго, в 2018 и 2019 годах Катар смог продемонстрировать профицит бюджета [14]. Сегодня же отношения с соседними арабскими государствами медленно, но нормализуются, а достигнутые за время эмбарго успехи в торгово-экономических связях с Турцией, Ираном и азиатскими государствами должны сохраниться. В литературе указывается, что, поскольку эмбарго было снято без каких-либо явных уступок Катара в отношении изначально выдвинутых со стороны бойкотирующих государств требований, позиция Дохи в регионе резко укрепилась [15]. Этот политический по своей сути факт, безусловно, будет иметь и экономическое значение.
Политика в области привлечения иностранных инвестиций
В литературе указывается, что в «сырьевых» экономиках, к которой относятся, в том числе, страны Персидского залива, чисто рыночные стимулы для инновационного развития отсутствуют. Источником роста здесь становится не высокопроизводительный труд, а высокий уровень природной ренты [16]. Однако чрезмерная зависимость от нефтегазовой добычи не способствует макроэкономической стабильности ввиду изменений рыночной конъюнктуры; кроме того, в долгосрочной перспективе опора на экспорт исчерпаемых по своему характеру природных ресурсов не может являться устойчивой стратегией, обеспечивающей конкурентоспособность национальной экономики в XXI веке.
Как следствие, стимулы к инновационному развитию, к созданию высокотехнологичных секторов экономики, должны носить нерыночный характер. В Катаре, как и в других странах Персидского залива, государство практически полностью контролирует доходы, получаемые от экспорта углеводородов. Это позволяет направлять данные средства на модернизацию производства, а также на проведение комплексных реформ. Иными словами, государство в таких случаях не только создает привлекательный инвестиционный климат, комфортную деловую среду, но и само выступает в роли венчурного инвестора (зачастую – участвуя в проектах государственно-частного партнерства) в тех отраслях, где привлечение частного капитала проблематично по рыночным соображениям.
В 2019 г. в Катаре было существенно обновлено инвестиционное законодательство, что позволило создать более комфортную бизнес-среду для иностранного капитала. Ранее действовавший акт о внешних капиталовложениях 2000 г. предусматривал, что иностранцы не могли владеть более чем 49% акций в уставном капитале компаний, вне зависимости от сектора, в котором они осуществляют свою деятельность. Исключения из этого правила были довольно частным явлением, но их предоставление зависело от воли государственных органов, что не позволяло характеризовать инвестиционный климат как стабильный и предсказуемый [17].
В 2019 г. в новом акте «О регулировании некатарских инвестиций в экономическую деятельность» этот подход был радикально пересмотрен [18]. Для подавляющего большинства секторов экономики был разрешен стопроцентный контроль иностранных лиц в уставном капитале катарских компаний; исключение составили лишь отдельные виды деятельности в финансовой сфере (страхование, банковское дело и т.п.). При этом, такие компании должны осуществлять свою коммерческую деятельность исключительно на условиях, определенных данным Законом и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. Для других же компаний (в частности, тех, ценные бумаги которых торгуются на бирже Qatar Exchange) доля иностранного капитала может достигать 49%.
Также в новом законодательстве был закреплен перечень стимулов для иностранных инвесторов, которые катарское правительство предоставляет с целью привлечения капиталовложений. К таковым относятся:
· выделение земельного участка на праве аренды для реализации инвестиционного проекта;
· разрешение на беспошлинный ввоз необходимого оборудования для создания, эксплуатации и развития инвестиционного проекта;
· возможность освобождения от подоходного налога для отдельных инвестиционных проектов;
· освобождение от таможенных пошлин на ввоз машин и оборудования, необходимых для инвестиционного проекта;
· освобождение компаний, работающих в промышленном секторе, от таможенных пошлин на импорт сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства, но недоступных на катарском рынке;
· иные стимулы, предусмотренные подзаконными актами или индивидуальными решениями Совета министров Катара [18].
Любые инвестиции иностранных граждан защищаются от экспроприации, а национализация может осуществляться лишь на общих гражданско-правовых основаниях, предусмотренных, в том числе, и для граждан Катара. В этом случае инвестору выплачивается полная и справедливая компенсация. Также закон гарантирует свободу вывоза капитала, полученного инвестором от предпринимательской деятельности на территории Катара.
Значимым моментом для защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов стало положение о том, что любые споры за исключением трудовых могут передаваться по инициативе инвестора на рассмотрение международного коммерческого арбитража (третейского суда). Это нивелирует риски, связанные с несовершенством судебной системы Катара или базовым недоверием к правосудию в мусульманских странах Ближнего Востока.
В 2020 году правительство эмирата также приняло давно обсуждаемый в экспертном сообществе Закон №12/2020 о государственно-частном партнерстве (ГЧП), призванным стимулировать дальнейшее развитие частного сектора Катара, а также повысить роль правительства в управлении проектами и их финансировании. Предполагается, что во исполнение данного закона будут приняты подзаконные акты, регулирующие особый статус иностранных инвесторов в ГЧП-проектах.
Одним из ключевых факторов улучшения инвестиционного климата является создание со стороны государства различных институтов развития, позволяющих привлекать иностранный капитал на выгодных и безопасных для него условиях [19]. Как следствие, Катар активно создает зоны свободной торговли (ЗСТ) и особые экономические зоны (ОЭЗ), которые в той или иной степени действуют вне регулятивных искажений рыночных отношений между частными лицами. Эти инструменты не только помогают привлекать прямые иностранные инвестиции, но и служат центрами инновационного развития, которые со временем могут стать полноценным элементом национальной экономики.
Так, в Катаре действует Научный и технологический парк, который представляет собой одновременно и свободную экономическую зону (СЭЗ), и технопарк, на территории которого размещаются ведущие мировые технологические компании. Парк призван поддерживать целую сеть высокотехнологичных стартапов, реализовывать цепочки создания стоимости, состоящие из программ ускорения, инкубации и финансирования [20]. Отметим, что подобные усилия предпринимаются и в других государствах Персидского залива: в частности, свободные экономические зоны, где иностранному капиталу гарантируется возможность на 100% владеть компаниями (вне зависимости от сектора их деятельности), созданы также в ОАЭ, Бахрейне, Саудовской Аравии и Омане [21].
Не менее важна и поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Это еще один ключевой фактор для привлечения инвестиций. Экспортно-ориентированные субъекты МСП при финансовом, организационном и информационном содействии правительства становятся одними из наиболее значимых субъектов экономической деятельности в несырьевых секторах. Отметим также, что правительство Катара предусмотрело преференциальный налоговый режим для поставщиков в рамках системы государственного заказа, которые используют местную продукцию при исполнении государственных контрактов.
Говоря о роли инвестиций в диверсификации катарской экономики, нельзя не упомянуть и о таком значимом драйвере, как Чемпионат мира по футболу-2022, который пройдет в Катаре. Это одно из крупнейших международных соревнований, подготовка к которому традиционно обходится в миллиарды долларов. Для катарского правительства проведение столь значимого мероприятия на своей территории было значимо, в том числе, по соображениям социально-экономического развития.
Так, наибольший импульс к росту получила строительная отрасль. Для реализации крупных инфраструктурных проектов в самых различных сферах (транспорт, логистика, спортивные сооружения) были привлечены не только масштабные иностранные инвестиции, но и многочисленные иностранные сотрудники и рабочие, благодаря чему численность населения в конце 2010-х гг. выросла на 40% по сравнению с началом десятилетия [22].
Среди наиболее значимых инфраструктурных проектов, которые сейчас находятся в стадии завершения, можно назвать расширение пропускной способности международного аэропорта «Хамад» и соединение его с метро и сетью железных дорог; развитие морского порта «Хамад»; развитие транспортной инфраструктуры Дохи для того, чтобы столица была связана высокоскоростным железнодорожным транспортом с ключевыми промышленными центрами страны [23].
Впрочем, в литературе справедливо замечается, что позитивные эффекты от инвестиционной активности вследствие подготовки к Чемпионату мира в 2022 г. начали сглаживаться, вследствие чего правительству Катара потребовалось придать новый импульс для экономического роста. В результате, в 2020 г. правительство эмирата выделило 15 млрд. долларов на новые проекты в несырьевом секторе, с плановым периодом реализации 2021-2023 гг. Основные направления этих проектов касаются освоения новых жилых земель, создания дренажных сетей, строительства новых государственных учебных заведений и медицинских учреждений [24].
Понимая важность развития несырьевого сектора, правительство Катара, тем не менее, не обходит вниманием и топливно-энергетический комплекс, где основная задача сегодня состоит в развитии нефтехимических производств, а также в обеспечении внедрения высоких технологий и инноваций в процесс добычи и переработки нефтегазовых ресурсов, особенно актуальном в условиях энергетического перехода. Не менее важно и поддерживать лидерство в области мировых поставок СПГ, вследствие чего в 2021 г. правительство Катара запланировало увеличить производство СПГ на 64% уже в 2027 году. Для достижения указанных целей активно привлекаются иностранные инвесторы, понимающие возможные выгоды от участия в энергетических проектах эмирата [25].
Отметим, что в 2019 году национальная нефтегазовая компания Катара Qatar Petroleum объявила об программе локализации производств «Tawteen». В рамках данной программы предусмотрены стимулы для национальных и иностранных инвесторов, желающих создать на территории Катара производственные мощности в нефтегазовом секторе [25].
Наконец, в том же 2019 году правительство Катара учредило Агентство по продвижению инвестиций для дальнейшего привлечения прямых иностранных инвестиций в Катар. Вышеуказанные шаги однозначно свидетельствуют о том, что руководство страны не довольствуется достигнутым, но активно стремится обеспечивать дальнейшую диверсификацию экономики, рассматриваемую как стратегически важную национальную цель развития. Инвестиции в этом по плане по-прежнему рассматриваются как фактор роста, поэтому государство заинтересовано в продолжении мер по улучшению инвестиционного климата.
Заключение
В качестве итога настоящей статьи отметим, что инвестиции стали важным фактором экономического роста Катара, а также обеспечения диверсификации национальной экономики эмирата. Если в 1980-1990-х гг. основные иностранные капиталовложения осуществлялись в сектор производства и транспортировки СПГ (что позволило Катару занять лидирующие позиции на мировом рынке), то в настоящее время все чаще инвестиции привлекаются в несырьевой сектор, развитие которого является национальным приоритетом. Кроме того, иностранные средства активно используются для развития нефтехимии, обрабатывающей промышленности.
Важным стимулом для иностранных инвестиций стала подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2022 г., однако в настоящее время катарское правительство создает новые импульсы для всестороннего развития экономики за счет улучшения инвестиционного климата. В 2019-2022 гг. был принят комплекс законодательных актов, обеспечивающих более выгодные условия для иностранных инвесторов, более открытую предпринимательскую среду, более ясные правовые рамки проектов государственно-частного партнерства. Совершенствуются и институциональные основы, позволяющие защищать иностранные инвестиции (технопарки, особые экономические зоны, государственные органы, ответственные за привлечение и защиту иностранных инвестиций).
Важную роль в этих процессах играет правительство эмирата, которое смогло обеспечить процесс диверсификации экономики даже в условиях эмбарго со стороны соседей по Персидскому заливу. Позитивная динамика отношений с другими государствами региона (Турция, Иран) позволяет современному Катару проводить независимую внешнеэкономическую политику, укрепляя собственную экономическую безопасность.
References:
2021 Investment Climate Statements: Qatar. Retrieved September 01, 2022, from https://www.state.gov/reports/2021-investment-climate-statements/qatar/
Foreign Direct Investment in Qatar: Recent Developments and Opportunities (2022).
The Politics of Rentier States in the Gulf (2019). Pomeps Studies. (33).
About Qatar Science & Technology Park. Retrieved August 25, 2022, from https://qstp.org.qa/about/
Akkas B.D. (2018). Re-Approaching Food Security of Qatar: Challenges and Possibilities Middle Eastern Studies. (1).
Altaev N.B. (2018). Problemy diversifikatsii syrevyh ekonomik [The challenges of diversifying commodity economies]. Science, Technology and Education. (12). 52-57. (in Russian).
BTI: Qatar Country Report 2022. Retrieved August 25, 2022, from https://bti-project.org/en/reports/country-report/QAT
Bocharova L. (2010). Rynok truda arabskikh stran v KhKhI veke: kontury i spetsifika razvitiya [Labour markets in Arab countries in the 21-st century: main features and development trends]. World and national economy. (3). 31-44. (in Russian).
Bonaparte Y. (2022). Qatar 2050: The Race to the Top University of Colorado at Denver.
Callen T. (2014). Economic Diversification in the GCC: Past, Present, and Future IMF Discussion Note SDN. (14).
Devaux P. (2019). Qatar: The limits of diversification EcoEmerging. (4).
Didenko N.I., Skripnyuk D.F., Kikkas K.N. (2015). Analiz strategii eksportno-syrevoy orientatsii razvitiya rossiyskoy ekonomiki [The analysis of the russian raw materials exporting strategy]. MIR (Modernization. Innovation. Research). (3-1(23)). 78-87. (in Russian).
GDP: Qatar -World Bank Open Data. Retrieved August 25, 2022, from https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=QA
Gukasyan G.L. (2014). Problemy ekonomicheskoy modernizatsii v «rentnyh» ekonomikakh na primere arabskikh stran - eksporterov nefti [Problems of economic modernization in "rentier" economies on the example of the arab oil-exporting states]. Vestnik RUDN, seriya Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. (2). (in Russian).
Ibrahim I. Harrigan F. (2012). Qatar’s economy: Past, present and future QScience Connect. (9).
Ivanov S.A. (2015). Osobye ekonomicheskie zony kak sovremennyy institut razvitiya: istoki i effektivnost [Special economic zones as a modern developmental institution: origins and efficiency]. Regionalistika. (5-6). 111-120. (in Russian).
Kabbani N. (2021). The blockade on Qatar helped strengthen its economy, paving the way to stronger regional integration Brookings Institute Working Paper.
Kabbani N., Mimoune N.B. (2021). Economic diversification in the Gulf: Time to redouble efforts Brookings Institute Working Paper.
Kamrava M. (2013). Qatar: Small State, Big Politics
Law no. (1) of 2019 On Regulating Non-Qatari Capital Investment in the Economic Activity. Retrieved August 25, 2022, from https://investmentpolicy.unctad.org/investment-laws/laws/314/qatar-law-no-1-of-2019
Qatar National Vision 2030. Retrieved August 25, 2022, from https://www.psa.gov.qa/en/qnv1/pages/default.aspx
Rudenko L.N. (2020). Osobennosti politiki Katara v sfere ekonomiki i vneshneekonomicheskikh svyazey [Qatar’s economic policy and foreign trade relations]. Russian Foreign Economic Bulletin. (9). 93-105. (in Russian).
Startsev S.A. (2010). Katar: malenkiy gigant bolshogo gaza [Qatar: the little giant of big gas]. Asia and Africa today. (2). (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 17:47:26