Электронные торговые площадки в России: от первых шагов к реальному развитию и международной интеграции
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кролли О.А., Проценко О.Д., Парфенов А.В. Электронные торговые площадки в России: от первых шагов к реальному развитию и международной интеграции // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 13-19.
Аннотация:
Современный этап развития экономики, условно именуемый западными специалистами «периодом коммерческой революции», характеризуется широким использованием в предпринимательской деятельности современных дистанционных торговых технологий. К бесконтактной, или дистанционной торговле обычно относят все виды продаж, при которых приобретение товара или услуги осуществляется на основе информации, полученной через электронные сети (в частности, через Интернет), посредством телевидения, радио, мобильной телефонии и т.п.
Ключевые слова: электронная торговля, электронные торговые площадки, дистанционная торговля
Современный этап развития экономики, условно именуемый западными специалистами «периодом коммерческой революции», характеризуется широким использованием в предпринимательской деятельности современных дистанционных торговых технологий. К бесконтактной, или дистанционной торговле обычно относят все виды продаж, при которых приобретение товара или услуги осуществляется на основе информации, полученной через электронные сети (в частности, через Интернет), посредством телевидения, радио, мобильной телефонии и т.п.
По некоторым данным за последние четыре года только в сети Интернет бизнес-оборот увеличился более чем в 20 раз. Ни одна другая сфера мировой экономики не имела таких темпов развития. При этом впечатляет рост за четыре года более чем в 100 раз оборота в области межфирменной торговли (business-to-business trade ‑ В2В). В нашей стране важнейшим этапом в становлении этого рынка стало принятие правительством Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», которая предусматривает формирование необходимой для развития электронного бизнеса институциональной и технологической инфраструктуры.
Использование в корпоративном секторе интернет-технологий направлено, прежде всего, на повышение эффективности межфирменного взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг, а также на сокращение их трансакционных затрат. С этой целью формируются разнообразные информационно-коммерческие системы, наиболее известными из которых являются:
‑ корпоративные сайты (web-сайты фирм и предприятий);
‑ специализированные информационные порталы;
‑ электронные торговые площадки (ЭТП).
Известно, что web-сайты предприятий и организаций являются самыми простыми информационно-коммерческими системами в секторе В2В и создаются обычно с целью формирования благоприятного сетевого имиджа их владельца и распространения информации о предприятии в целом и реализуемой им продукции (оказываемых услугах).
Специализированные информационные порталы, создаваемые в Интернете, представляют собой сетевые сообщества экономически самостоятельных бизнес-субъектов и обязательно включают в себя гиперссылки на их web-сайты. Как правило, содержательная часть порталов характеризуется теми же разделами, которые имеют наиболее развитые корпоративные сайты. Кроме того, порталы-лидеры объединяют в своем составе электронные торговые площадки.
В последние годы, исходя из специализации и масштаба, на первый план стремительно выходят корпоративные, отраслевые и тематические информационные порталы. По мнению специалистов, мировой опыт электронной коммерции показывает, что часть корпоративных сайтов со временем неизбежно трансформируется в многофункциональные интернет-порталы, в рамках которых представлены деловые интересы большинства участников данного направления бизнеса.
Особое значение в процессах развития межфирменного взаимодействия в сети Интернет приобретают электронные торговые площадки, т.е. сетевое «место» (имя и адрес ‑ модифицированное торговое поле), где заключаются сделки между продавцом и покупателем товаров и услуг и осуществляются финансово-расчетные операции. Все такие площадки, исходя из особенностей их учреждения, принято условно подразделять на три типа: создаваемые покупателями (buyer-driven), организуемые продавцами (supplier-driven или seller-driven) и формируемые третьей стороной (third-party-driven).
Образование торговых площадок по тому или иному типу и их генезис зависят от степени влияния покупателей или продавцов на развитие предпринимательских процессов в конкретной сфере деловой активности. Площадки типа buyer-driven (системы e-procurement) создаются одной или несколькими крупными фирмами-потребителями для привлечения достаточного количества фирм-поставщиков. В большинстве случаев появление подобных торговых площадок обусловлено естественным желанием крупных компаний оптимизировать свой снабженческий процесс и, соответственно, диверсифицировать источники закупок материальных ресурсов.
Площадки типа supplier-driven образуются фирмами-продавцами с целью увеличения числа потенциальных клиентов и снижения трансакционных затрат, возникающих в процессе продвижения на рынок товаров и услуг. Третий тип – электронные торговые площадки third-party-driven формируются для организации взаимодействия покупателей и продавцов товарно-материальных и нематериальных ценностей. Обычно такие площадки создаются теми бизнес-субъектами, которые достаточно хорошо ориентируются в определенной отрасли или сфере предпринимательской деятельности и происходящих в них процессах. Фактически организатор подобной площадки является электронным торговым посредником между продавцами и покупателями товаров и услуг.
Исходя из специализации электронных торговых площадок, их можно дифференцировать на вертикальные торговые площадки, ориентированные на определенную отрасль и/или вид продукции, и горизонтальные (функциональные) торговые площадки с ориентацией на определенные бизнес-процессы.
Практика построения структур электронной торговли в западных странах обусловила появление и развитие трех основных моделей организации деятельности электронных торговых площадок: каталог, аукцион и биржа.
Модель «каталог» (или «электронный каталог») основана на использовании поисковых возможностей современных информационных систем для сравнения и выбора товаров сразу по нескольким базовым параметрам: цене, дате поставки, гарантиям, сервисному обслуживанию и т.д. Применение этой модели является предпочтительным в следующих случаях:
‑ для отраслей, характеризующихся сильной фрагментацией продавцов и покупателей, которые достаточно часто проводят сделки с относительно недорогими товарами по фиксированным ценам;
‑ для рынков, где спрос достаточно предсказуем, а цены стабильны.
Модель «аукцион» характеризует деятельность тех электронных торговых площадок, на которых цены на товары или услуги не являются фиксированными, а устанавливаются во время проведения аукционных торгов. Эта модель успешно используется в случаях, когда на электронном рынке реализуются нестандартные, единственные в своем роде товары или услуги, при этом как продавцы, так и покупатели применяют различные подходы к определению их цены. К данной группе товаров можно отнести редкие предметы, капитальное оборудование, товары, бывшие в употреблении, складские остатки и т.п. Интернет-аукционы, как правило, предусматривают обязательную регистрацию участников торгов с внесением денежного залога.
Модель «биржа» применяется теми электронными торговыми площадками, на которых цена на товар или услугу определяется в процессе согласования всех основных требований продавца и покупателя. Биржевой механизм согласования условий сделки, определения рыночной цены, а также регистрации сделок в режиме реального времени и сегодня является наиболее эффективной технологией при торговле стандартными товарами (нефтепродуктами, химической продукцией, сельскохозяйственным сырьем и др.).
Однако в России, несмотря на отлаженность европейских и мировых биржевых технологий, на протяжении уже более 10 лет не удается создать сколько-нибудь эффективно функционирующих биржевых торговых площадок. Это касается и такой номенклатуры товаров, где биржевая торговля, казалось бы, заранее обречена на успех в нашей стране ‑ нефть и нефтепродукты, металлы, включая драгоценные (золото, серебро, платиноиды), лес и лесоматериалы. По целому ряду объективных и субъективных причин с большим трудом формируется биржевая система торговли электроэнергией.
Одной из причин явно неудовлетворительной ситуации, сложившейся на биржевом товарном рынке, можно считать стабильное непонимание и организационную безынициативность законодательной и исполнительной власти, усиленные хроническим нежеланием большинства предпринимателей развивать биржевую торговлю, обязательным условием которой выступает транспарентность (прозрачность) сделок, их заведомо большая, чем при других «традиционных» технологиях, легитимность. С позиций национальной экономической безопасности, этот вид торговли можно считать эффективным антикриминогенным барьером.
Справедливости ради следует заметить, что в последнее время под давлением геополитических и экономико-социальных факторов наметилась положительная тенденция в оценке руководством страны роли и значения биржевого механизма на товарном, фондовом и валютном рынках. Так, после более чем годового рассмотрения в Комиссии по товарным биржам Министерством по антимонопольной политике (МАП) РФ была лицензирована и приступила к работе Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК), которая провела в октябре 2003 г. первые биржевые торги газом независимых производителей (40 млн. м3 газа). Торги проводились в электронном виде через торговую интернет-систему MCSE Traid. Наиболее интересным практическим результатом биржевых торгов было то, что цена продажи газа оказалась существенно ниже, чем средняя российская оптовая цена (около $17 за 1 тыс. м3 газа, что на $7 меньше цены, установленной Федеральной энергетической комиссией).
Другими примерами улучшения ситуации на биржевом рынке нашей страны являются начатые в декабре 2003 г. электронные торги на бирже «Санкт-Петербург» с использованием нового финансового инструмента – фьючерсных контрактов объемом 1 тыс. баррелей нефти марки BRENT и реанимация торговли материальными товарами на электронных площадках региональных бирж. Получив соответствующую лицензию, первые торги с использованием удаленных терминалов провела в конце 2003 г. Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург). Несмотря на то, что предметом торговли была продукция явно небиржевого ассортимента (экскаваторы, погрузчики и др. техника), это можно считать серьезным начинанием в деле развития электронных биржевых торгов.
Всестороннего анализа заслуживает опыт использования биржевого механизма для стабилизационного регулирования рынка продовольственного зерна. Антиинфляционная правительственная программа предусматривает комплекс мероприятий, включая и товарные зерновые интервенции, для чего из государственных фондов выделено 1,6 млн. тонн продовольственного зерна, из которого 1,3 млн. тонн - пшеница. В феврале 2004 г. были проведены торги зерном на Санкт-Петербургской валютной бирже, затем к реализации зерна были подключены Центральная российская универсальная и Национальная товарная биржи.
Следует особо подчеркнуть, что решить поставленные задачи силами только биржевой торговли невозможно. Биржевые электронные торговые площадки (ЭТП) должны стать частью торговой системы, функционирующей в рамках адекватного административного механизма. Это предполагает введение заградительных пошлин на экспорт зерна из России и выработку соответствующих мер (соглашений с субъектами РФ) по обеспечению логистического контроля за потоками зерна из интервенционного фонда от приобретения его на биржах до поставок муки на хлебопекарные предприятия конкретного района.
Не менее важным фактором развития биржевых ЭТП является создание условий, не допускающих каких-либо манипуляций участников с использованием электронных устройств, например, недобросовестного предварительного сговора с целью получения необоснованных преимуществ и привилегий.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:34