Industrial clusters of the Angara-Yenisei macroregion. A new stage of development
Kuimov V.V.1, Simonov K.V.2,1
, Shcherbenko E.V.1,3
, Yushkova L.V.1,3
1 Сибирский федеральный университет, Russia
2 Институт вычислительного моделирования КНЦ ФИЦ СО РАН, Russia
3 Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Russia
Download PDF | Downloads: 35 | Citations: 4
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 7 (July 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49298222
Cited: 4 by 30.01.2024
Abstract:
Industrial clusters as a new stage in the theory and practice of coordinated sectoral and spatial development are increasingly finding their place in the socio-economic process of global development and in the new economy of Russia. The Development Strategy of the Angara-Yenisei Macroregion is one of such development projects.
The article shows that the choice of the cluster approach to the development of the macroregion's potential reflects the new possibilities of Russia's public authorities for the consolidated complex development of the group of its constituent regions on the new network basis of their interaction.
The readiness to the new development formats is assessed. The following results are shown: sufficient readiness of small and medium-sixed enterprises, business and social infrastructure, weak connection with science and education and involvement of authorities in the renewal processes, as well as lagging legislative framework.
Conclusions about the directions of improving the coordinated actions of stakeholders in the process of the macroregion development for the transition to cluster formats are drawn.
The materials of the study can be useful for regional and federal authorities that coordinate industry, science and education.
ACKNOWLEDGMENTS:
This article was prepared with financial support from the Russian Foundation for Basic Research, the Krasnoyarsk Krai Government and the Krasnoyarsk Krai Science Foundation under research project No. 20-410-242916.
Keywords: industrial clusters, business ecosystems, regions, development strategies, consolidated markets
Funding:
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-410-242916
JEL-classification: R11, R12, R13
Введение
Определение «Ангаро-Енисейский макрорегион» официально заявлено в феврале 2019 г. в распоряжении Правительства РФ № 207 при утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [8]. Наш анализ показывает, что одной из основных причин выбора формата развития макрорегиона, как и в случае с дальневосточными территориями, является его особое, стратегически важное близлежащее географическое положение к ведущим и быстрорастущим мировым рынкам Юго-Восточной Азии, а также достаточная развитость транспортных коридоров. Одновременно влияние оказывают существенные препятствия дальнейшей торговли с бизнесами Европы, вызванные нарастающими санкциями, что побуждает российские компании выстраивать торговые отношения и наращивать их на долгосрочной основе с регионами, доступными для сотрудничества. Развитие Ангаро-Енисейского макрорегиона – это качественно новый, важный и перспективный этап дальнейшего освоения и становления культуры сотрудничества со странами самого крупного по численности населения региона Юго-Восточной Азии, на рынках которого российская промышленность имеет достаточный вес.
Общий объем внешнеторговых операций российского бизнеса с компаниями Китайской Народной Республики составляет уже более 157 млрд долларов и продолжает расти, увеличиваются объемы торгового оборота с Индией, Индонезией, Вьетнамом и др. Переориентация на новые юго-восточные рынки в условиях санкций со стороны Запада приобрела стратегическое значение, а ресурсы, добываемые в Арктике и Сибири, прежде всего газ, нефть, лесная продукция, цветные металлы, продовольственные товары становятся все более востребованными и эффективными для торговли на новых рынках.
Ангаро-Енисейский макрорегион находится практически в географическом центре России, его характеризуют достаточно хорошие погодно-климатические условия, избыточный баланс чистой воды, а также возможности освоения новых территорий для развития различных бизнесов, в том числе туризма. Лесные массивы макрорегиона занимают 251 млн га, причем более 180 млн га покрыты лесом с общими запасами древесины более 22 млрд м3. Эти пространства обладают масштабными восстановительными и очистительными ресурсами по поглощению парниковых газов, в частности углекислого газа и производства кислорода. С позиций перспектив устойчивого климатического развития, во всем мире такие территории приобретают особую ценность и будут системно осваиваться для проживания и экономической деятельности. Следует указать, что на территориях исследуемого макрорегиона в настоящее время проживает 6,1 млн жителей, что показывает крайне малую степень заселенности для пространств такого масштаба [13, 24].
Перспективными для развития Ангаро-Енисейского макрорегиона (далее –АЕМ) являются отрасли цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, добычи углеводородов, газопереработки и газохимии, деревопереработки, включая глубокую механическую и химическую переработку древесины, а также производство «чистого» продовольствия. Считаем, что в ближайшие годы в экономике макрорегиона сохранится высокая значимость золотодобычи, подкрепляемая реализацией стратегий роста горнодобывающих и перерабатывающих предприятий основных золотодобывающих компаний.
На территориях регионов Ангаро-Енисейского макрорегиона исторически развиваются предприятия, связанные с добычей и переработкой как невозобновляемых, так и возобновляемых ресурсов, в том числе активно используются гидроресурсы, ресурсы лесов и полей. Основными производствами выступают предприятия и организации агропромышленного, лесопромышленного комплексов, развивается сопровождающая социальная, инженерная инфраструктура, организации сервисного обслуживания. В современных условиях активное использование этих ресурсов становится актуальным направлением нового этапа развития Сибири и страны в целом.
Целью данного исследования является анализ готовности и возможностей основных стейкхолдеров к развитию в кластерных форматах, которые авторами рассматриваются как частные случаи бизнес-экосистемных практик, и обоснование на этой основе необходимых шагов государства, региона и бизнесов. Научная новизна исследования заключается в комплексном бизнес-экосистемном подходе к анализу готовности и наличия базовых принципов в основных группах бизнесов регионов и макрорегиона в целом для перехода к развитию в кластерном формате.
По авторской гипотезе, как уже работающие в АЕМ, так и вновь интегрируемые бизнесы при условии скоординированных усилий всех стейкхолдеров могут развиваться в кластерах, которые будут формировать гармоничный социально-производственный климат и высокую конкурентоспособность участников при освоении территорий нового развития.
Методологической основой исследования являются современные теории бизнес-экосистемного, кооперационно-сетевого развития в условиях цифровой трансформации.
Такой подход может стать основой стратегического сценария развития бизнес-экосистем Сибири, выстраиваться на основе соответствующих цифровых моделей и формирования продуктовых линий с дальнейшей интеграцией в глобальные логистические цепочки.
Теории развития промышленности в территориях и место кластеров
Современные теории развития территорий ведут свою историю от учений Thunen J. и В. Лаунхардта, считавших, что издержки производителя снижаются, если партнеры расположены вблизи друг друга [32] (Rosinfeld, 1997), работ Дж. Гобсона, выделявшего специализированные промышленные округа и их специализацию [15] (Gobson, 1898), А. Вебера и А. Леша [12, 20] (Veber, 1926; Lesh, 1959), которые доказывали выгоды близкого расположения однородных производств. Теории территориального развития промышленности формировали затем работы Б. Олин и Э. Хекешера, показавших экономию трудовых ресурсов в территориях, специализируемых по товарам, а также в работах Ф. Перру, который выделил «полюса роста», т.е. доминирующие отдельные производства, формирующие притяжение других бизнесов на эти территории [25, 33] (Perru, 2007; Maskell, Larenzen, 2003).
Во второй половине ХХ века проявились теории индустриальных районов А. Маршалла [21] (Marshall, 1993), затем теории предпринимательских сетей Rosinfeld S. [32] (Rosinfeld, 1997), инновационных систем Maskell P., Larenzen M. [33] (Maskell, Larenzen, 2003), Fredman K. [34] (Fredman, 1973), Asheim B. и Isaksen A. [30] (Asheim Isaksen, 1996). Перечисленные теории указанных ученых последовательно раскрывали отдельные детали и условия развития промышленности, а отдельные исследователи относят этих авторов к предшественникам оформленного немного позднее кластерного подхода развития промышленности в территориях.
Один из важнейших этапов теоретического осознания новых условий и возможностей развития промышленности в территориях связан с теориями кластеров. Следует отметить, что реальное использование кластерного подхода было реализовано в комплексном подходе к развитию промышленности в послереволюционной России при осуществлении проектов развития энергетики, угольной, металлургической промышленности и др. Автором ряда конкретных разработок по развитию планов индустриализации Советского Союза такого типа был Г.М. Кржижановский и другие специалисты [18] (Krzhizhanovskiy, 1989).
В современной практике часто используется определение кластера, которое дал М. Портер, определивший, что кластер – «…группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [26] (Porter, 2005).
Новый этап теоретического осмысления развития территорий (регионов) связан с современными теориями развития, охватывающими процессы развития цифровых технологий и цифровизации, соответствующие им изменения в системах управления, анализа и прогнозирования. Наиболее близки нашим взглядам теории бизнес-экосистемных подходов к развитию в рамках нелинейных диссипативных систем, формируемых в новом взаимодействии структур-аттракторов в форматах бизнес-экосистем.
Корпорация BCG Henderson Institute определяет, что «бизнес-экосистема – это динамичная группа в значительной степени независимых игроков, которые создают продукты или услуги для решения единой задачи…» и «…конкурирует с другими способами создания продукта или услуги, такими как вертикальная интеграция, иерархическая цепь поставок и открытый рынок» [35] (Lang, Szczepanski, Wurzer, 2020).
Корпорация McKinsey определяет три основные характеристики экосистем: «…действуют как шлюзы, которые уменьшают трения», «…используют сетевые эффекты», «….интегрируют данные, которые помогают компаниям создавать продукты и услуги с добавленной стоимостью, а также превосходный опыт для своих клиентов» [36].
Крупная бизнес-компания Alibaba Group определяет, что «… экосистема – это координатор в широкой онлайновой сети функций продавцов, маркетологов, поставщиков услуг, логистических компаний и производителей» [27] (Tszen Min, 2019).
В работах современных российских исследователей рассматриваются различные аспекты кластерного подхода, возможности его применения в развитии отраслей и регионов, механизмы оценки процессов развития и их результатов. Практически все современные исследователи анализируют кластеры в форматах развития цифровых технологий и цифровизации бизнес-процессов [9–11, 14, 16, 17, 22, 28, 29] (Ayvazyan, 2021; Andreeva, Astanina, 2019; Bakhshyan, 2019; Groshev, Pelikhov, Permyakov, 2019; Kookueva, Tsertseil, 2019; Mokina, Lisyanskiy, 2018; Fedorenko, 2020; Yutlandova, 2018).
Авторские исследования [19, с. 66] (Kuimov, 2019, р. 66) дают основание рассматривать бизнес-системы и их частные проявления – кластеры – как «….возможности гармонизации за счет одновременного платформенного действия на этой площадке производителей, потребителей, посредников, а также взаимодействия с властными и общественными структурами и на основе информационных технологий и коммуникаций, в том числе социальных сетей». По авторской гипотезе кластерный подход к развитию промышленности макрорегиона может быть реализован при условии кооперационно-сетевого платформенного типа взаимодействий всех заинтересованных сторон.
Для выявления готовности базовых составляющих кластерного развития (бизнес, наука, образование, власть, сообщество) к кластерному (экосистемному) развитию проведен анализ:
а) готовности и предрасположенности бизнесов к вхождению в сетевые взаимодействия, в том числе в плотные, которые могут быть диагностированы как кластеры;
б) наличия научных и образовательных организаций и их готовности вхождения в кластеры и работы в формате тройной спирали;
в) готовности и способности органов власти и местных сообществ к работе в новых условиях равноправных взаимодействий участников для достижения развития территорий и бизнесов в кластерах;
г) соответствия бизнесов АЕМ основным параметрам экосистемного развития.
Результаты исследования
В основной части приведем результаты исследования готовности и возможностей развития на основе кластерного подхода в регионах АЕМ. Проведенный анализ показывает нарастающий тренд как в формировании теоретических изысканий, так и в практике деятельности экономических агентов на активное становление кооперационно-сетевых (кластерных) форматов развития.
Для понимания возможностей и направлений кластерного развития в макрорегионе следует дать анализ понимания формата промышленных кластеров в государственном управлении РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» указана цель их создания, которая, по существу, определяет их сущность. В частности, документ в качестве цели формирования кластера указывает «…создание совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию» [2].
Определение промышленного кластера сформулировано также в Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 20.07.2020 г.) «О промышленной политике в Российской Федерации». ФЗ определяет, что промышленный кластер – это «…совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» [1].
Считаем, что имеющиеся в исследуемых документах определения промышленных кластеров не в полной мере отражают современные подходы к формированию кластеров, не учитывают необходимость и практику их взаимодействия с наукой и образованием, равно как не определяют роль государственных структур в их формировании и поддержании. Кроме этого, в приведенных определениях не отражаются современные тенденции экосистемных практик и платформенных взаимодействий экономических агентов. Это дает основание предполагать, что для качественной реализации проекта развития АЕМ на кластерной основе потребуется работа по внесению изменений в указанные выше и другие соответствующие законодательные и нормативные акты.
Приведенные нами по тексту статьи характеристики бизнес-экосистем и их частных форматов – кластеров показывают, что бизнес-экосистемы включают все характеристики кластеров и рассматривают взаимодействие широкого круга бизнес-партнеров и организаций-партнеров на основе современных платформенных практик и получения на этой основе сетевых эффектов, поэтому кластеры следует рассматривать как частные случаи бизнес-экосистем. Таким образом, можно утверждать, что намерения осуществить развитие АЕМ на основе кластерного подхода отражает понимание Правительства РФ и регионов в необходимости активного применения современных бизнес-экосистемных платформенных практик для получения сетевых эффектов такого взаимодействия.
Современные подходы к кластерному развитию выстраиваются в концепции теории тройной спирали, т.е. взаимодействия бизнесов, науки и власти [22, 23, 29, 30] (Mokina, Lisyanskiy, 2018; Mukhamadeev, 2020; Yutlandova, 2018; Asheim Isaksen, 1996). Наши исследования показывают, что столь же значимыми составляющими развития являются подготовка и переподготовка кадров, т.е. сотрудничество с образовательными организациями, а также отношения с сообществом территорий и их информационно-коммуникационной средой (профессиональные сообщества, общественные организации, средства массовой информации, социальные медиа).
Для изучения реализации сетевых принципов в кластерах в рамках нашего исследования проведен анализ готовности групп бизнесов макрорегиона к кластеризации и включению во взаимодействия. По отраслевой ориентации организации и предприятия АЕМ, как и в России в целом, представлены организациями и предприятиями социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, спорт, культура, искусство, социальная защита, ЖКХ, торговля и общественное питание, туризм и пр.); сферы машиностроения и металлообработки, строительства и производства строительных материалов, агропромышленного и лесопромышленного, горнодобывающего и металлургического комплексов, а также производственной инфраструктуры (производство и распределение энергии, тепла, водоснабжение, связь, интернет, транспорт, логистика, переработка ТКО, финансовое обеспечение и пр.). Анализ готовности этих групп бизнесов к развитию в составе кластеров, их включенности в вертикально интегрированные корпорации, сетевизацию и формирование сервисной составляющей региона проведен методом экспертных оценок (табл. 1).
Таблица 1
Вовлеченность предприятий АЕМ в вертикально интегрированные корпорации, сетевизацию и формирование сервисной составляющей региона по их основным видам деятельности
Отраслевая ориентация бизнесов
|
Экспертная
характеристика интеграции в составе корпорации / склонность к сетевой
интеграции и формированию сервисных услуг в регионе
| |
Включенность в вертикально
интегрированные комплексы (ВИК)
|
Включенность в региональную,
территориальную сетевизацию
| |
1.Организации
и предприятия социальной инфраструктуры: (СИ)
|
Учреждения СИ образования, здравоохранения, спорта,
культуры, социальной политики, организованы по вертикально-сетевому принципу,
адаптированы к оказанию сервисных услуг в районах, городах, регионе
|
Предприятия ЖКХ, торговли, общественного питания,
туризма и пр. частично развиваются как предпринимательские сети,
адаптированные к сервисным услугам районов, городов, мегарайонов, региона
|
2.Машиностроение и металлообработка
|
Крупные предприятия состоят в ВИК. Интересы региона
ими учитываются недостаточно. Для реализации региональных задач в большей
степени адаптированы предприятия МСП
|
Слабо интегрированы с задачами развития регионов. При
этом активно используют ресурсы социальной и промышленно-производственной инфраструктуры
региона
|
3.
Строительный комплекс
(строительство и стройматериалы) |
Полного комплекса в макрорегионе нет. Отдельные госзаказы
выигрывают ВИК других регионов (мостостроение и др.), существующие региональные
компании ориентированы на строительство жилья и социальных объектов
|
Основные предприятия
сформировали региональные ВИК сетевых форматов.
Предприятия и организации МСП активно работают на субподрядах крупных компаний. Потенциал сетевизации высокий |
4.Агропромышленный
комплекс
|
Производство, переработка, обслуживание и торговля в
АПК, активно интегрированы в процессы развития регионов. Сформированы и развиваются
сбытовые сети. Слабо развита кооперация с домохозяйствами, отдаленными местными
производителями
|
Начальный этап формирования сетевых цепочек создания
ценности с участием бизнесов территорий. Потенциал сетевизации и
платформенных взаимодействий высокий
|
5.Лесной и
лесоперерабатывающий комплекс
|
В регионах присутствуют ряд крупных ВИК с центрами в
Москве или офшорах, интересы региона учитываются недостаточно. Предприятия и
организации МСП слабо учитывают потребности регионов
|
МСП созданы в территориях, слабо интегрированы в задачи
развития региона и территории. Наблюдаются начала сетевизации и кооперирования
ресурсов
|
6.Горнодобывающий и металлургический комплекс
|
Все крупные бизнесы отрасли в ВИК, в т. ч. в центральных
регионах РФ или офшорах. Интересы региона учитываются недостаточно
|
МСП по добыче угля, газа, нерудных ископаемых ориентированы
на рынки регионов. Их потенциал к сетевизации нарастает
|
7.Производственная
инфраструктура
(ПИ) |
Большинство компаний ВИК, в т.ч. естественные
монополии. Формируют сервисные ресурсы региона. Используют местное сырье и
инфраструктуру. Интересы региона учитываются недостаточно
|
МСП региональные и территориальные. Формируют
сервисные ресурсы территорий. Используют местное сырье и инфраструктуру.
Интересы региона учитываются в проявленной степени
|
Источник: составлено авторами по [4–8].
Оценки экспертов показывают, что крупные производства в Сибири, в том числе в АЕМ, представлены в основном вертикально интегрированными бизнесами, чьи управляющие компании, центры принятия решений, центры прибыли, экспортные и другие интеллектуальные подразделения находятся в центральных территориях РФ или за рубежом. Рынки продукции этих производств в основном экспортные. Такого рода бизнесы развивают инновации, технологии, однако практически не интегрированы с научными и образовательными организациями региона присутствия, слабо опираются на местные МСП. Их готовность развиваться в макрорегиональных кластерах неочевидная и, скорее всего, будет связана с углублением переработки собственной продукции для дальнейшей ее поставки на экспортные рынки.
Большинство малых и средних предприятий всех отраслей, по оценкам, нацелены на рынки в регионах присутствия, учитывают их потребности и проявляют большую готовность к сетевым взаимодействиям, выстраиванию производственной кооперации, а также сотрудничеству с региональной научной и социальной и образовательной сферами. Полагаем, что такие предприятия могут стать опорой формирования и развития региональных и макрорегиональных кластеров.
Организации и учреждения социальной и производственной инфраструктуры (СИ; ПИ) в своей деятельности ориентированы на потребности региона и территорий их нахождения, имеют высокий потенциал к кооперационно-сетевому взаимодействию, то есть к работе в макрорегиональных кластерах.
Таким образом, с учетом высокой степени интегрированности в задачи развития региона и территорий присутствия большинство малых и средних предприятий и организации социальной инфраструктуры макрорегиона могут включаться в бизнес-экосистемные (кластерные) форматы взаимодействий как отраслевого, кластерного, так и макрорегионального масштаба при наличии соответствующих государственных программ и развитии сетевых методов инфорсмента. Крупные вертикально интегрированные бизнесы в целом к кластеризации, по оценкам исследования, займут осторожную позицию.
Важной составляющей успешного инновационного развития кластеров является плотное взаимодействие их бизнесов с научными и образовательными организациями. Для выявления возможностей такого взаимодействия проведена оценка научно-технологического потенциала в АЕМ и его готовности к вхождению в макрорегиональные кластеры.
Территории АЕМ входят в сферу охвата работы Сибирского отделения Российской академии наук России (СО РАН) с центром в г. Новосибирске. Основные научно-исследовательские подразделения регионов АЕМ координируются СО РАН и научными центрами г. Красноярска (КНЦ) и г. Иркутска (ИНЦ), республик Тыва и Хакасия. Созданные академические исследовательские институты оказывают существенное влияние на развитие производительных сил регионов АЕМ. Однако новые практики существенного усиления науки в университетах и интеграции функции научных изысканий для реализации целей современного развития в форматах цифровизации и сетевизации пока не повсеместны. В то же время ослабилась координирующая роль Академии наук, произошло раздвоение исследований. Большинство университетов пока не стали центрами ведущих научных направлений, а в РАН существенно сократили их финансирование, проектные институты ликвидированы, инжиниринговые компании не получили развития. Таким образом, в макрорегионе существенно снижены возможности научного обеспечения реализации нового развития и коммерциализации научных разработок.
Наш анализ возможностей научного и образовательного блока кластерного развития регионов (Красноярский край, Иркутская область, республики Хакасия и Тыва) в АЕМ проведен посредством экспертных оценок, структура которых сформирована по критериям:
1) наличие в регионе НИИ СО РАН по профилю кластера;
2) наличие в университетах факультета, кафедр, подготовки специалистов по профилю кластера;
3) наличие магистратуры по профилю кластера;
4) подготовка квалифицированного рабочего персонала в средних специальных учебных заведениях и лицеях по профилю кластера.
Наш анализ позволил сформулировать ряд следующих выводов:
1. В регионах АЕМ по большинству выделенных кластеров профильные НИИ СО РАН присутствуют слабо, хотя в составе СО РАН и РАН такие институты существуют и сотрудничество с ними развивается. Очевидно, что с развитием кластерного подхода для экономических агентов и соответствующей инфраструктуры АЕМ потребуется усиленная координация усилий.
2. В сфере высшего образования макрорегиона активизируются исследования по актуальным темам развития, активизируется профилизация. Отметим, что подготовка специалистов (бакалавров) по профилям кластеров существенно различается. В вузах Красноярского края и Иркутской области подготовка специалистов (бакалавров) по основным востребованным специальностям ведется системно. Наиболее широко и многообразно обеспечивается подготовка по профилям сегодняшней экономики и в Республике Тыва. Обращаем внимание, что во всех территориях макрорегиона АЕМ потребуется открытие новых специальностей в образовательных учреждениях.
3. Подготовка магистров в вузах АЕМ под сегодняшние хозяйственные цели в основном обеспечивается. Однако для широкомасштабного внедрения принципов кластерного подхода в развитии территорий изучаемого макрорегиона требуются качественные дополнения и расширение направлений подготовки специалистов высокой квалификации в магистратуре.
4. Во всех регионах исследуемого АЕМ ведется адресная подготовка рабочих высокой квалификации в средних специальных учебных заведениях и ПТУ, а также диагностируется высокая готовность к расширению профилей подготовки для обеспечения предприятий в составе кластеров макрорегиона.
5. С позиций учета параметров будущего развития АЕМ следует существенно уточнить и направления подготовки специалистов высшей научной квалификации. В настоящее время в университетах, равно как и в СО РАН макрорегиона, такой ориентации нет. Профили подготовки аспирантов, диссертационные советы формируются под традиционно существующие направления, без учета будущих векторов развития.
Считаем, что одним из краеугольных камней на пути к успешному кластерному развитию выступает готовность органов власти как краевого областного, республиканского уровня, так и муниципалитетов территорий реализации кластерного развития. Для оценки их готовности к новым условиям развития был проведен анализ основных стратегических документов регионов анализируемого макрорегиона и их Стратегии развития до 2030–2036 гг. (табл. 2). В рамках этого направления при анализе стратегических документов регионов оценивалось наличие в их содержании:
1. Составляющих и подходов к новому развитию в составе кластерной политики АЕМ.
2. Практик реализации кластерных подходов в территориях региона.
3. Использования принципов подходов устойчивого развития как триединства экономического благополучия, социальной справедливости и экологической безопасности и использования принципов ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление, далее – ESG).
Таблица 2
Экспертные оценки включенности органов управления регионами в кластерные (экосистемные) форматы развития в составе АЕМ и региональных кластеров
Критерии оценки
|
Экспертная оценка
наличия в стратегических документах региона кластерного подхода к развитию
| ||||
Красноярский край
|
Иркутская область
|
Республика Хакасия
|
Республика Тыва
| ||
1
|
Наличие
в «Стратегии.. региона» указаний о развитии в составе АЕМ
| Стратегия утверждена Правительством края от 30 октября 2018 года № 647-п до 2030 г. Указывает на единство планирования в территориях РФ. Ссылок на развитие в составе АЕМ нет, но указан проект развития Нижнего Приангарья (территория АЕМ) |
Стратегия утверждена Законом Иркутской
области от 10 января 2022 года № 15-ОЗ до 2036 г. Указывает на развитие
в составе АЕМ. Вариантов и прогнозов взаимодействия в составе АЕМ в «Стратегии
…» Иркутской области нет.
|
Стратегия утверждена Законом Республики Хакасия от
12.02.2020 № 01-ЗРХ.до 2030
п.4.5. «Стратегии..»
указывает на проекты реализуемые в республике в составе АЕМ
| Стратегия утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 года № 638, дополнена 28.июня 2020 г на период до 2030 г. Указывает на развитие в составе КИП «Енисейская Сибирь» (территории АЕМ) |
2
|
Наличие
в «Стратегии.. региона» использования кластерного подхода для развития
бизнесов и территорий
|
В
«Стратегии..» указывается на развитие в регионе «новой индустриализации» на основе кластерной
политики и усиления кооперационных связей базовых отраслей с другими
отраслями
|
В «Стратегии.. »
предусмотрено развитие 7 кластеров с вхождением 360 организаций, в т. ч.
фармацевтического, машиностроительного, туристско-рекреационного,
агропромышленного, нефтегазового, лесопромышленного комплексов, а также сферы
строительных материалов и технологий. Выделены опорные территории (ОТР),
агломерации
| В п.4.3. «Стратегии…» – «Кластеризация регионального пространства» предусматривается развитие агропромышленного, металлургического, топливно-энергетического и строительно-индустриального кластеров, территорий опережающего развития и агломераций |
В «Стратегии..» в
отдельных разделах есть установки на развитие внутренней кооперации. Прямых векторов
по кластерному подходу к развитию нет
|
3
|
Использование
в «Стратегии.. региона» принципов устойчивого развития и ESG-подходов
|
Реализуемые государственные
программы в регионе соответствуют практикам устойчивого развития. Прямых
ссылок на использование ESG-подходов нет
|
21 государственная
программа региона соответствует практикам устойчивого развития. Прямых ссылок
на использование ESG-подходов нет
|
29 государственных
программ Республики Хакасия по повышению уровня жизни, социальной защите и
охране среды. Прямых ссылок на использование ESG-подходов нет
|
Утверждено 33 государственные
программы развития, соответствуют практикам устойчивого развития. Прямых
ссылок на использование ESG-подходов нет
|
Проведенный анализ экспертных оценок включенности органов управления регионами в кластерные (экосистемные) форматы развития в составе АЕМ и региональных кластеров, результаты которого представлены в таблице 3, позволяет сделать следующие выводы:
1. Стратегии социально-экономического развития регионов исследуемого АЕМ утверждались в разные периоды времени (с 2018 до 2022 г.) и ориентированы как до 2030-го, так и до 2036 г., поэтому они по-разному отражают роль, параметры и процессы интеграции соответствующей территории в составе Ангаро-Енисейского макрорегиона. В целом в стратегических документах составляющих регионов (Красноярский край, Иркутская область, Республика Хакасия, Республика Тыва) имеется понимание развития в составе макрорегиона АЕМ, Енисейской Сибири или проекта Нижнее Приангарье, но степень его проявления в положениях стратегии региона существенно дифференцирована по учитываемым в ходе анализа территориям.
2. Ориентация будущего развития на основе кластерных практик характерна для стратегических документов Красноярского края, Иркутской области, Республики Хакасия. В Стратегии Республики Тыва указываются только направления кооперации, ориентиров и направлений на развитие кластеров или в составе кластеров нет.
3. Во всех планах стратегического развития регионов принятые и перспективные направления развития нацелены на достижение роста уровня жизни населения, обеспечение социальной защиты, доступного образования, здравоохранения, развития молодежной политики, защиту прав жителей, а также сохранение природы, улучшение экологии, снижение вредных производственных выбросов и пр. Это полностью соответствует практике и триединству устойчивого развития, определенным в решениях Генеральной Ассамблеи ООН. Вместе с тем прямых ссылок на международные и российские документы по программам устойчивого развития в исследуемых документах (Стратегиях) регионов АЕМ нет. Этот анализ дает основание для вывода, что степень готовности властей регионов АЕМ к работе в составе кластеров существенно различается, может быть оценена как слабая и требует существенной проработки, однако в практике своей деятельности бизнесы макрорегиона в основном соответствуют современным подходам к экосистемному, кластерному развитию.
Заключение
Наши исследования, результаты которых представлены в рамках данной статьи, позволяют нам сделать следующие обобщения:
¾ современное состояние бизнесов в регионах АЕМ в основном или частично, а в отдельных направлениях – полностью соответствует кластерным практикам развития, что подтверждает возможность и необходимость использования кластерного формата в дальнейшем освоении данного макрорегиона. При этом сами бизнесы и организации социальной и производственной инфраструктуры достаточно полно соответствуют характерным чертам современных кластеров, т.е. в целом готовы качественно выполнять задачи будущего кластерного взаимодействия в регионах и макрорегионе. Акцентируется, что крупные вертикально интегрированные бизнесы, присутствующие на территориях исследуемых регионов, к развитию в кластерных форматах макрорегиона ориентированы слабо;
¾ научное и образовательное сопровождение будущих кластеров АЕМ в настоящее время обеспечивается недостаточно, взаимосвязи большинства крупных вертикально интегрированных бизнесов с научными подразделениями регионов и макрорегиона диагностируются как слабые. В то же время учебные заведения в регионах способны обеспечить подготовку специалистов для работы на предприятиях кластеров;
¾ проблемным звеном будущей кластерной соорганизации развития регионов и макрорегиона остается слабая ориентация властных органов управления регионов на новые качественные кластерные (экосистемные) практики развития. Отсутствует опыт формирования органами управления таких практик, в частности опыт формирования цифровых платформенных подходов по безбарьерному взаимодействию участников крупных систем.
Необходимо отметить, что требуются существенные изменения в законодательных основах кластерного развития в РФ. Регионам и федеральным структурам недостает опыта организационного сопровождения развития кластеров в регионах АЕМ, как и в стране в целом.
В исследовании не проводилась оценка лояльности населения, СМИ, социальных сетей и местных сообществ в отношении поддержки курса исследуемого формата кластерного (бизнес-экосистемного) развития. Предполагается, что в процессе реализации данного подхода потребуется значительная и целенаправленная работа для формирования лояльного отношения к реализации новой политики макрорегионального развития. На основе обобщения полученных результатов можно утверждать, что проект Концепции Правительства РФ по кластерному формату развития Ангаро-Енисейского макрорегиона имеет перспективу реализации. Для достижения целей современного формата кластерного развития АЕМ требуется корректировка законодательства, существенное расширение прав и ответственности региональных органов управления, большие полномочия и ответственность федеральных подразделений, работающих в регионах, за решение стратегических задач в территориях их пребывания. Существенные изменения нужны также для обеспечения активного участия научных подразделений РАН и университетов в реальных проектах освоения отдельных сибирских макрорегионов и составляющих их территорий. Существенная переориентация к новым условиям развития потребуется также региональным и муниципальным органам власти и сообществам различных форматов.
References:
Klasterizatsiya tsifrovoy ekonomiki: teoriya i praktika [Clustering of the digital economy: theory and practice] (2020). (in Russian).
Andreeva T.A., Astanina L.A. (2019). Kharakteristika innovatsionnyh klasterov Sibirskogo federalnogo okruga Rossii [Characteristics of innovation clusters of the Siberian federal district in Russia]. Journal of International Economic Affairs. (4). (in Russian).
Asheim B.T. Isaksen A. (1996). Location agglomeration and innovation: Towards regionai innovation systems in Norway?
Ayvazyan S.A. (2021). Metod klasterizatsii regionov RF s uchetom otraslevoy struktury VRP [The method of clustering the regions of the Russian Federation taking into account the sectoral structure of GRP] (in Russian).
Bakhshyan E.A. (2019). Klastery v sovremennoy ekonomike: sushchnost, kharakternye cherty i generiruemye effekty [Clusters in the modern economy: essence, characteristic features and generated effects]. Theoretical and Applied Economics. (1). 64-74. (in Russian).
Fedorenko O.A. (2020). Aktivizatsiya investitsionnoy deyatelnosti na osnove klasternogo podkhoda [Activation of investment activity based on the cluster approach] (in Russian).
Fredman K. (1973). Urbaniezention Planing and National Development
Gobson Dzh. A. (1898). Evolyutsiya sovremennogo kapitalizma [Evolution of modern capitalism] (in Russian).
Groshev A.R., Pelikhov N.V., Permyakov P.Yu. (2019). Sistemnye protivorechiya v upravlenii protsessami klasterizatsii v regionalnoy ekonomike [Systemic contradictions in management of clustering processes in the regional economy]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2965-2978. (in Russian).
Kookueva V.V., Tsertseil Yu.S. (2019). Obzor zarubezhnogo opyta realizatsii klasternoy politiki v razvitii territoriy [Review of foreign experience in the implementation of cluster policy in the territories development]. Russian Journal of Entrepreneurship. (1). 401-414. (in Russian).
Krzhizhanovskiy G.M. (1989). K postroeniyu perspektivnoy pyatiletki. Kakim byt planu: diskussiya 20-kh godov [Building a promising five-year plan. What the plan should be: the discussion of the 20s] (in Russian).
Kuimov V.V. (2019). Ekonomika kooperatsionno-setevyh vzaimodeystviy. Teoriya. Praktika. Vozmozhnosti [Economics of cooperative-network interactions. Theory. Practice. Opportunities] (in Russian).
Lang N., Szczepanski K., Wurzer C. (2020). The emerging art of ecosystem management
Lesh A. (1959). Geograficheskoe razmeshchenie khozyaystva [Geographical location of the farm] (in Russian).
Marshall A. (1993). Printsipy ekonomicheskoy nauki [Principles of economic science] (in Russian).
Maskell P., Larenzen M. (2003). The Claster as Market Organizantion DRUID Working Paper. (03-14). 29.
Mokina L.S., Lisyanskiy A.B. (2018). Osnovnye preimushchestva predpriyatiy, deystvuyushchikh v klasternom obedinenii [The main advantages of the enterprises operating in cluster association]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 541-552. (in Russian).
Mukhamadeev A.F. (2020). Metodicheskie podkhody k identifikatsii klasterov i otsenke ikh vliyaniya na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona razmeshcheniya [Methodological approaches to identifying clusters and assessing their impact on the socio-economic development of the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (11). 2637-2650. (in Russian).
Perru F. (2007). Ekonomicheskoe prostranstvo: teoriya i prilozheniya [Economic space: theory and applications]. Spatial Economics. (2). 77-93. (in Russian).
Porter M.E. (2005). Konkurentsiya [Competition] (in Russian).
Rosinfeld S.A. (1997). Bringing Business Clusters into the Mainstream of economic Development European Planning Studies. (5). 3-23.
The Ecosystem Playbook: Winning in A World of Ecosystems. Mckinsey Global Institute, April 2019. Retrieved May 9, 2022, from https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/winning-in-a-world-of-ecosystems
Thunen J.H. (1826). Von Der Isolierte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationalokonomie
Tszen Min (2019). Alibaba i umnyy biznes budushchego: Kak otsifrovka biznes-protsessov izmenila vzglyad na strategiyu [Alibaba and the smart business of the future: How digitization of business processes has changed the view of strategy] (in Russian).
Veber A. (1926). Teoriya razmeshcheniya promyshlennosti [Theory of industrial placement] (in Russian).
Yutlandova S.A. (2018). Modernizatsiya promyshlennyh predpriyatiy, vkhodyashchikh v sostav klastera, na osnove teorii adaptivnogo upravleniya [Modernization of industrial enterprises, which are part of the cluster, based on the theory of adaptive management]. Creative economy. (7). 965-974. (in Russian).
Страница обновлена: 26.05.2025 в 02:54:43