The life cycle of the regional strategic management: key elements and mechanism
Ishchenko I.V.1, Kostykova M.Yu.2
1 Воронежский государственный университет, Russia
2 Воронежский филиал Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова
Download PDF | Downloads: 20 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 4 (April 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48447176
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
The article is devoted to the study of the peculiarities of the annual strategic cycle in the region as a special mechanism for solving problems of socio-economic development.
The concept of "annual strategic cycle" is clarified. The conditions of its implementation are analyzed. Its key events in the Voronezh region are considered and systematized.
Special analytical reports, which in modern conditions contribute to the timely assessment of the interim results of the implementation of the regional strategy, are designated. The stages of the annual life cycle of regional strategic management are presented in detail. It is concluded that operational monitoring, control and analysis of the results of the regional strategy implementation contributes to the socio-economic development of the region and increase the efficiency of public administration.
Keywords: strategic cycle, socio-economic development strategy, regional strategy, regional development, strategic planning, public administration
JEL-classification: R11, R12, R13
Введение. В рамках реализации положений Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [18] на региональном уровне ведется масштабная работа по вовлечению в процесс достижения поставленных целей значительного количества участников и построения системы взаимодействия между ними. Корректировка стратегических векторов развития национальной экономики становится актуальной в связи с многочисленными стихийно возникающими факторами эндо- и экзогенной природы. Таким образом, на региональном и муниципальном уровнях требуется определить и закрепить ключевые элементы механизма реализации цикла стратегического управления с оптимально гибким приспособлением к запросам действующих экономических субъектов.
Цель исследования – разработка рекомендаций по решению проблем в организации стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации в контексте достижения целей национальных проектов.
Научная новизна заключается в дополненном авторами механизме жизненного цикла стратегического управления регионом (на примере Воронежской области), классификации видов аналитических отчетов (материалов) для корректировки мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития региона и предложенном комплексе рекомендаций по решению выявленных проблем организации стратегического планирования.
Отечественный опыт теории и практики стратегического планирования претерпел значительные изменения за последнее столетие. В числе исследователей, являющихся основоположниками государственного планирования, выделим Н.Д. Кондратьева [5] и В.В. Леонтьева [11], идеолога государственного стратегического плана Г.М. Кржижановского [6], разработчика генерального плана развития народного хозяйства СССР В.А. Базарова [1]. Актуальным остается использование сценарных подходов в стратегическом планировании, которые активно разрабатывались в 50-60е годы ХХ века. Теоретические основы социально-экономического прогнозирования в отечественном государственном планировании были представлены в работах Л.И. Абалкина [22], М.Я. Лемешева [8], С.С. Шаталина [20], Р.И. Шнипера [21] и многих других советских исследователей.
Современные российские экономисты предлагают различные подходы к долгосрочному планированию. Так, Ю.Н. Лапыгин и М.В. Сивякова, акцентируют внимание на том, что «организация процесса разработки стратегии представляет собой, своего рода, инструмент реализации проектного управления» [7], этапы разработки стратегии представлены как стадии одного проекта. Проблеме соотнесения стратегических целей и бюджетных ресурсов для их достижения в установленные сроки посвящено исследование группы экономистов РЭУ им. Г. В. Плеханова [12]. Особый интерес представляет разработка О.О. Смирновой, которая отмечает важность перехода от стратегического планирования в российской практике к стратегическому процессному управлению. В число инструментов такого управления исследователь относит внедрение управленческих циклов стратегического планирования, ресурсного обеспечения реализации целей, организацию и осуществление процесса мониторинга и контроля, системы непрерывного индикативного планирования и балансовых расчетов [13]. Е.Б. Ленчук и В.И. Филатов подчеркивают необходимость рассмотрения государственной политики в сфере стратегического планирования в нескольких аспектах: теоретико-методологическом, содержательном и организационном [10]. Опыт реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области, представленный А.С. Царьковым А.С. и А.А, Городновой, показывает, что «региональные стратегии не всегда в достаточной мере коррелируют со стратегией страны» [19]. Авторы призывают расширить возможности отдельных экономических субъектов, в том числе коммерческих организаций, по участию в формировании и реализации региональных и федеральных стратегических целей и задач. Продолжает тему вовлеченности в стратегическое управление регионом отдельных групп исследование «Социокультурные основания стратегического планирования развития российского макрорегиона (на примере Центрального Черноземья)» Е.А. Когай [4]. На примере Курской области содержательное наполнение проекта стратегии социально-экономического развития было частично обеспечено за счет проведения проектных мастерских, предполагающих работу молодежного сообщества в форме дискуссий. Таким образом получилось задействовать в долгосрочном региональном планировании не только экспертное сообщество, но и позволить привлечь новые заинтересованные группы граждан для решения актуальных запросов общества.
На наш взгляд, стратегическое управление регионом может быть основано на годовом стратегическом цикле. Это специальный организационный механизм - документально регламентированная и ежегодно повторяющаяся совокупность последовательных процессов решения стратегических задач социально-экономического развития региона, предполагающая управление на основе приемов и норм, и реализуемая правительством и исполнительными органами государственной власти (далее – ИОГВ) региона.
Эффективность стратегического управления регионом в настоящее время зависит от множества условий:
1. Своевременная корректировка документов планирования в соответствии с новыми вызовами внешней среды и изменениями внутренней среды;
2. Наличие оперативного мониторинга выполнения ключевых целевых показателей, характеризующих социально-экономическое субъекта РФ;
3. Координация действий всех субъектов, задействованных в процессе стратегирования;
4. Согласованность изменений в управлении на федеральном и региональном уровнях в сжатые сроки;
5. Построение целостной архитектуры документов планирования;
6. Согласованность бюджетного и стратегического процессов с учетом достаточности мероприятий и обеспечения ресурсами;
7. Закрепление мер ответственности за неисполнение положений документов планирования [14].
Соблюдение вышеперечисленных условий должно быть реализовано ключевыми участниками регионального стратегического цикла:
1. Глава субъекта Российской Федерации, его заместители;
2. Руководители подразделений ИОГВ;
В качестве участника, осуществляющего функции по мониторингу выполнения стратегических целей, анализу отклонений и выявлению проблемных участков, определению и разработке потенциальных возможностей для развития, в Воронежской области выступает АУ ВО «Институт регионального развития» (далее – ИРР).
Вовлечение в стратегический цикл региона экспертного сообщества (в Воронежской области - Экспертный совет при губернаторе), как отдельного участника – стейкхолдера, позволяет выработать способы действия для достижения стратегических целей и повысить обоснованность управленческих решений. Однако остается открытым вопрос о роли отдельных предприятий и организаций в региональном стратегическом управлении, что ранее был упомянут несколькими исследователями [19]. Представляется возможным подтвердить необходимость и целесообразность включения отдельных экономических субъектов в стратегический цикл региона в рамках реализации областных приоритетных проектов среднесрочной и долгосрочной направленности. Обеспечение национальной экономической безопасности во многом связано с модернизацией и структурной перестройкой сложившейся экономической системы [3]. В Воронежской области присутствует отдельное направление стратегического развития, связанное с инновационной активностью экономических субъектов, и закрепленное в областном приоритетном стратегическом проекте губернатора «Новая индустриализация».
Жизненный цикл стратегического управления регионом напрямую связан с выстраиванием процесса стратегического целеполагания на федеральном уровне [9], что получило свое отражение в Стратегии национальной безопасности [15] и Стратегии экономической безопасности РФ [16]. Однако стратегический уровень управления социально-экономическим развитием государством является прерогативой Президента Российской Федерации, что свидетельствует Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [17]. Непосредственно краткосрочные цели и приоритеты развития на ближайший год обозначены в послание Президента России Федеральному собранию, что, в свою очередь, является точкой отсчета регионального стратегического цикла.
На основе положений, представленных в послании Президента России Федеральному Собранию, на уровне региона формируются способы решения поставленных руководством страны задач. Корректировки в документы стратегического планирования Воронежской области, реализация новых инициатив происходит на основе взаимодействия органов государственной власти региона и экспертного сообщества в формате стратегической сессии.
В ходе стратегической сессии участники вырабатывают и рассматривают предложения по синхронизации документов стратегического планирования с положениями Послания Президента и иными документами стратегического планирования Российской Федерации, уточняют или вырабатывают приоритеты развития на очередной календарный год, разрабатывают предложения по корректировке Плана мероприятий по реализации стратегии (далее – ПМРС) и иных документов стратегического планирования Воронежской области, разрабатывают предложения по уточнению целевых показателей Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года (далее - Стратегия-2035) и ключевых показателей эффективности деятельности по оперативному управлению реализацией Стратегии-2035.
Работа участников стратегической сессии осуществляется с использованием предварительных предложений, разработанных ИОГВ и органами местного самоуправления Воронежской области в ходе подготовки к стратегической сессии.
Кроме того, к мероприятиям планирования деятельности Правительства Воронежской области по реализации Стратегии –2035 относятся:
- ежегодный отчет губернатора Воронежской области о результатах деятельности правительства за предыдущий год (подведение итогов и формирование новых задач);
- управленческая платформа имени В.Н. Эйтингона (цель проведения - обсуждение вопросов в области управления в государственном секторе и различных сферах социально-экономической жизни области);
- заседания Экспертного совета при губернаторе. Указанные мероприятия направлены на повышение открытости деятельности ИОГВ области с вовлечением общественности в принятие решений, в том числе в рамках стратегического развития. По результатам проведения заседаний Экспертного совета осуществляется поиск способов решения проблем социально-экономического развития региона, а также разработка предложений по внесению изменений в региональные нормативно-правовые акты.
Мониторинг, контроль и анализ результатов реализации Стратегии-2035 в Воронежской области осуществляется на основе проведения следующих мероприятий:
- доклада губернатора о достигнутых Воронежской областью за отчетный период значениях показателей в Правительство Российской Федерации;
- отчета о ходе реализации Стратегии-2035 на заседании Воронежской областной Думы;
- стратегических докладов заместителей губернатора области и председателя правительства области о результатах развития курируемых отраслей экономики;
- отчетов руководителей ИОГВ о результатах деятельности.
В процессе осуществления мониторинга выполнения Стратегии-2035 значительное внимание уделяется подготовке комплекса аналитических материалов (табл.1).
По итогам мониторинга и анализа полученных результатов реализации Стратегии-2035 происходит корректировка документов стратегического планирования:
- формирование бюджетных заявок;
- подача предложений ИОГВ области о внесении изменений в план мероприятий по реализации стратегии региона, непосредственно корректировка плана мероприятий;
- подача предложений ИОГВ по корректировке государственных программ региона, внесение изменений в государственные программы;
- внесение предложений, инициатив и мероприятий по их реализации, на очередной календарный год в региональную стратегию, корректировка Стратегии-2035;
- подготовка проект закона Воронежской области об областном бюджете (распределение бюджетных средств в соответствии с проектами и мероприятиями по реализации Стратегии-2035).
Таблица 1
Виды аналитических материалов, разрабатываемых в ходе стратегического цикла [1]
№
п/п |
Вид
документа
|
Содержащаяся
информация
|
1.
|
«Зоны
развития» по стратегическим направлениям
|
Перечень
перспективных сегментов роста, новых потенциальных возможностей для развития
региона, определенных в ходе взаимодействия участников стратегического цикла
|
2.
|
Оперативная
информация о ходе реализации Стратегии-2035 («отчет о статусе»)
|
Свод
стратегических целей и направлений работы по ИОГВ, показателей эффективности
деятельности, способов решения по каждому стратегическому направлению, а
также реализованных мероприятий
|
2.1
|
Dashboard по
показателям
|
Сводная
таблица, содержащая оперативные данные о достижении целевых показателей
Стратегии-2035 по каждому ИОГВ
|
2.2
|
Dashboard по разработке
нормативно-правовых актов (далее - НПА)
|
Сводная
таблица, отражающая степень активности ИОГВ по разработке нормативно-правовых
актов в регулируемой сфере
|
2.3.
|
Dashboard по
поручениям
|
Сводная
таблица, показывающая ход выполнения поручений и рекомендаций
|
3.
|
Заключение
по итогам стратегического доклада
|
Содержит
оценку действий ИОГВ по направлениям стратегического развития
|
4.
|
Отчет
о проведении форсайт – сессии по «зоне развития»
|
Информация
о предлагаемых способах реализации «зоны развития», выработанная с помощью
привлечения широкого круга экспертов исследуемой сферы, общественных
организаций, науки, ИОГВ и органов местного самоуправления
|
5.
|
Перечень
общественно-значимых проблем развития подведомственной сферы («горячая
десятка»)
|
Свод
оперативной информации по актуальным проблемам социально-экономического
развития, влияющим на реализацию Стратегии-2035, подготовленный с учетом
мнения экспертного сообщества и ИОГВ
|
Продолжение таблицы 1
№
п/п |
Вид
документа
|
Содержащаяся
информация
|
6.
|
Меморандум
по «зоне развития»
|
Аналитический
документ, включающий расширенный анализ проблем в «зоне развития», способы
достижения стратегических целей и перечень поручений для ИОГВ по реализации в
кратко- и среднесрочной перспективе
|
7.
|
Отчет
о проведении заседания Экспертной группы при ИОГВ
|
Документ,
содержащий краткий анализ ситуации в отрасли и тенденции его изменения
|
Таким образом, жизненный цикл стратегического управления регионом на примере Воронежской области можно представить во взаимосвязи отдельных элементов стратегического управления и процессов (рис.1), включающих четыре стадии:
1) формирование документов регионального стратегического планирования. Характер содержащихся в них поручений отражает потребности оперативных изменений в анализируемой сфере и может быть как в форме рекомендаций, так и являться обязательным к исполнению;
2) процессное влияние. При поступлении рекомендаций, поручений и с учетом проведения подготовительных мероприятий по документам стратегического планирования, производится оценка исполнения их по каждому ИОГВ области. Так, это может быть своевременное и полноценное предоставление отчета о статусе, или отсутствие проведенных мероприятий по подготовке документов стратегического планирования;
3) промежуточный результат реализации поручений и рекомендаций. По результатам управляющих воздействий в процессе своей деятельности ИОГВ осуществляют различные институциональные действия, различающиеся по масштабу и срокам реализации;
4) эффект и продукт, получаемые по завершению годового стратегического цикла региона.
По результатам представления всех стадий жизненного цикла региона в виде рис.1. в разрезе отдельных ИОГВ становится возможным оценить успешность реализации, как каждого документа стратегического планирования, так и эффективность функционирования органа власти региона.
1. Разработка НПА
|
6. Применение мер стимули- рования субъектов экономики, привлекаемых к участию в планах, проектах, программах |
3. Создание новых орг.
структур
|

4. Заключение
соглашений, договоров
|
7. Формирование стратегии, концепции, показателей, мероприятий
5. Внесение изменений в бюджет
Рис. 1.Жизненный цикл стратегического управления
(на примере Воронежской области) [2]
Реализуемые региональные составляющие национальных проектов, государственные программы федерального и областного уровня являются эффективными инструментами достижения стратегических целей развития региона. Однако в настоящее время на уровне регионов отсутствует возможность в режиме онлайн сформировать на отчетные даты аналитические материалы, позволяющие оценить выполнение показателей, закрепленных в различных документах стратегического планирования. Исходя из этих обстоятельств, в Воронежской области со стороны Департамента цифрового развития и ИРР разработаны отдельные рекомендации, которые в должны быть отражены в программном обеспечении, позволяющем реализовать алгоритм мониторинга выполнения Стратегии-2035.
Ключевая задача указанного программного продукта - при невыполнении результирующего показателя должна быть возможность оценить усилия всех вовлеченных лиц и ИОГВ. Установление взаимосвязей между сущностями должно происходить по цепочке «Стратегические цели первого уровня – стратегические цели второго уровня - показатели – задачи». Здесь важно отметить, что может быть несколько задач по достижению одной цели, а могут быть задачи, решаемые для достижения нескольких целей. Следующими в цепочке после задач определены мероприятия (которых может быть несколько для одной задачи), затем исполнители (может быть несколько исполнителей для одной задачи). Кроме того, показатели по исполнителям могут быть выделены отдельно, а могут и не быть выделены.
Проектируемая программа должна обеспечивать возможность внесения данных на отчетные даты, чтобы оперативно предоставлять аналитические материалы для оценки достижения поставленных стратегических целей:
1) формирование «отчета о статусе» по каждому ИОГВ и заместителю губернатора (ежемесячно);
2) формирование dashboard по зонам ответственности каждого заместителя губернатора (ежеквартально);
3) формирование отчетов по реализации государственных программ и региональным составляющим национальных проектов (ежеквартально);
4) формирование отчетов по реализации «дорожных карт» (ежемесячно).
Таким образом, мы можем полагать, что своевременный контроль и мониторинг промежуточных результатов выполнения региональной стратегии и других документов стратегического планирования будет способствовать минимизации рисков недостижения плановых показателей и повышению гибкости стратегического управления регионом.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Эффективность стратегического управления регионом в настоящее время зависит от множества факторов, где основополагающим условием будет являться координация действий всех участников годового стратегического цикла.
Особое внимание в настоящее время на федеральном уровне уделяется расширению межведомственного взаимодействия. В свою очередь, в Воронежской области мероприятия по совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия представлены в «зонах развития», а также региональных проектах.
2. Жизненный цикл стратегического управления регионом предусматривает взаимосвязь процессного менеджмента и проектного управления.
3. Мониторинг, контроль и анализ результатов реализации стратегических документов является важнейшей составляющей современного государственного управления, поскольку позволяет решить ряд задач для прогнозирования достижения стратегических целей и предупреждения кризисных ситуаций.
Необходимо отметить, что дальнейшее развитие этого направления работы в субъектах Российской Федерации будет способствовать оперативной синхронизации целей стратегического планирования на всех уровнях государственного управления.
[1]Составлено авторами
[2]Составлено авторами
References:
Abalkin L.I. (2007). Ekonomicheskaya istoriya SSSR: ocherki [Economic History of the USSR: essays] (in Russian).
Bazarov V.A. (1928). Printsipy postroeniya perspektivnogo plana [Principles of building a long-term plan]. Planovoe khozyaystvo. (2). (in Russian).
Karpov D.V. (2019). Strategicheskoe planirovanie kak osnova sozdaniya innovatsionnoy ekonomiki [Strategic planning as a basis for creation innovative economy]. Economics and business: theory and practice. (6-1). (in Russian).
Kogay E.A. (2020). Dinamika modernizatsionnyh preobrazovaniy regionov Tsentralnogo Chernozemya i strategicheskoe planirovanie [Dynamics of modernization transformations of the Central Black Earth Regions and strategic planning]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. (15-1). (in Russian).
Kondratev N.D. (1927). Plan i predvidenie: K voprosu o metodakh sostavleniya perspektivnyh planov razvitiya narodnogo khozyaystva i selskogo khozyaystva v chastnosti [Plan and foresight: On the question of methods of drawing up long-term plans for the development of the national economy and agriculture in particular]. Puti selskogo khozyaystva. (2). 3-36. (in Russian).
Krzhizhanovskiy G.M. (1925). Planovye voprosy [Planned issues]. Planovoe khozyaystvo. (1). 26-27. (in Russian).
Lapygin Yu.N., Sivyakova M. V. (2019). Proektnyy podkhod k razrabotke strategii regiona [Developing a region’s strategy as a project]. Society and Power. (3 (77)). 40—49. (in Russian).
Lemeshev M.Ya. (1973). Kompleksnye programmy v planirovanii narodnogo khozyaystva [Comprehensive programs in the planning of the national economy] (in Russian).
Lenchuk E.B. (2020). Strategicheskoe planirovanie v Rossii: problemy i puti resheniya. Metodologicheskie podkhody k realizatsii printsipov formirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya v RF [Strategic planning in Russia: challenges and solution]. Innovations. (2). 24-28. (in Russian).
Lenchuk E.B., Filatov V.I. (2020). Sovershenstvovanie metodologicheskikh podkhodov k formirovaniyu sistemy strategicheskogo planirovaniya v Rossii [Improvement of methodological approaches for formation of strategic planning system in Russia]. Bulletin of the Institute of Economics, RAS. (4). (in Russian).
Leontev V.V. (1925). Balans narodnogo khozyaystva SSSR. Metodologicheskiy razbor TsSU [The balance of the national economy of the USSR. Methodological analysis of the CSB]. Planovoe khozyaystvo. (12). 254-258. (in Russian).
Morozov O.V., Biryukov A.G., Vasilev M.A. (2020). Metodologicheskie osnovy strategicheskogo planirovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Methodological foundation of strategic planning in the Russian Federation]. Vestnik REA im. G.V. Plekhanova. (1 (109)). 122-152. (in Russian).
Shatalin S.S. (1971). Printsipy i problemy optimalnogo planirovaniya narodnogo khozyaystva [Principles and problems of optimal planning of the national economy] (in Russian).
Shniper R.I. (1981). Osnovnye osobennosti regionalnyh programm [Main features of regional programs] (in Russian).
Smirnova O. O., Bocharova L. K., Belyaevskaya-Plotnik L. A., Bogdanova Yu.N. (2019). Kontseptualnye podkhody k formirovaniyu arkhitektury dokumentov strategicheskogo planirovaniya v Rossii [Conceptual approaches to the formation of architecture of documents of strategic planning in Russia]. MIR (Modernization. Innovation. Research). (4). 440-456. (in Russian).
Smirnova O.O. (2020). Kontury transformatsii strategicheskogo planirovaniya v Rossii: ot dokumentov k strategicheskomu upravleniyu [Outlines of strategic planning transformation in russia: from documents to strategic management]. MIR (Modernization. Innovation. Research). (2). 148-161. (in Russian).
Tsarkov A.S., Gorodnova A.A. (2019). Regionalnye strategii segodnya: retrospektiva, realii i perspektivy razvitiya na primere Nizhegorodskoy oblasti (lichnyy faktor) [Regional strategies today: retrospective, realities and development prospects on the example of the Nizhny Novgorod region (personal factor)]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. (14-1). 909-918. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:34