Competitiveness ranking as a tool of the academic staff labour activity evaluation
Krakovetskaya I.V.1,2, Vorobyeva E.S.3
, Nyurenberger L.B.2, Arshinova A.N.2, Luchina N.A.2
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Russia
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Russia
3 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Russia
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 1 (January 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48019673
Abstract:
The approaches to the assessment of the academic staff professional activity are examined. The results of the analysis and systematization of the criteria for evaluating universities in the international competitiveness rankings are presented. The justification of the leading contribution of the academic staff labour activity to the achievement of high competitiveness indicators of higher educational institutions is given. A ranking approach to assessing the academic staff competitiveness is presented. This makes it possible to identify the degree of key indicators achievement of employees' labour activity. Digital tools are considered that allow to obtain up-to-date information about the achievements of academic staff in various areas of work, promptly identify the reasons for the failure to achieve the planned indicators and develop a set of measures to provide opportunities for the fullest realization of the employees' potential.
Keywords: academic staff, competitiveness ranking, incentive system, labour activity, higher education institutions, digital tools
JEL-classification: I23, J21, J24
Введение
Достижение высокого уровня конкурентоспособности российской высшей школы невозможно без обеспечения возможности формирования высококонкурентного кадрового потенциала, ядро которого составляют научно-педагогические работники. Являясь исполнителями широкого спектра направлений профессиональной деятельности, они вносят огромный вклад в формирование и развитие конкурентоспособности высших учебных заведений.
В условиях формирования экономики знаний высшие учебные заведения, обладая наивысшим интеллектуальным потенциалом сотрудников, являются мощнейшими центрами генерации и распространения знаний. Следует учитывать, что именно научно-педагогические работники становятся сегодня ключевым ресурсом, необходимым для воспроизводства и развития человеческого капитала. При этом они сами являются «процессором», участвуя в преобразовании различных видов ресурсов на входе в систему в конкретный результат на выходе.
Следовательно, создание всех условий, необходимых для обеспечения конкурентоспособности научно-педагогических работников, является сегодня важнейшей предпосылкой для повышения уровня конкурентоспособности российских вузов и национальной системы высшего образования.
Целью данной научной работы является исследование теоретико-методологических подходов к оценке результативности трудовой деятельности научно-педагогических работников на основе инструментария рейтинговых систем и возможностей современных цифровых сервисов.
Подходы к оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников
Сегодня в научной литературе можно встретить самые различные подходы к оценке результативности трудовой деятельности научно-педагогических работников. Особо актуальной эта тема стала в связи появлением и развитием рейтинговых систем оценки конкурентоспособности высших учебных заведений и введением в систему оценки труда работников вузов эффективного контракта, что потребовало поиска нового, актуального инструментария, позволяющего оценить результаты различных направлений профессиональной деятельности сотрудников.
Проблемы исследования оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников рассматриваются в научных работах О.В. Аскановой, С.К. Севостьяновой [1] (Askanova, Sevostianova, 2014), Т.П. Гордиенко, Т.А. Безусовой [6] (Gordienko, Bezusova, 2020), О.А. Гришиной, Ж.Б. Мусатовой, О.В. Сагиновой [7] (Grishina, Saginova, Skorobogatyh et al., 2015), С.В. Гришкина А.Н. [8] (Grishkin, 2019), Полетайкина, Л.Ф. Даниловой, Н.А. Двуреченской [17] (Poletaykin, Danilova, Dvurechenskaya, 2020), С.А. Шапиро, Е.А. Иглицкой [23] (Shapiro, Iglitskaya, 2018), Е.Е. Швакова [24] (Shvakov, 2019).
На основе анализа научных работ российских и зарубежных ученых, посвященных оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников, была проведена систематизация методов, представленная в таблице 1. Таким образом, были выделены различные подходы: статистические, экономико-математические, маркетинговые и рейтинговые.
Анализ результатов систематизации подходов, представленный в таблице 1, демонстрирует факт того, что сегодня в научной среде не сложилось единого, универсального метода, позволяющего учесть специфику всех направлений трудовой деятельности научно-педагогических работников при оценке их конкурентного потенциала.
Тем не менее рейтинговый подход к оценке деятельности как высших учебных заведений, так и научно-педагогических работников становится все более популярным.
Дополнительные возможности рейтингового подхода как эффективного инструмента мотивации научно-педагогических работников к трудовой деятельности отражены в исследованиях П.Ю. Бунакова, Е.Е. Хэкало [2] (Bunakov, Khekalo, 2015), О.Н. Валеевой [3] (Valeeva, 2019), Д.Ю. Касаткина, Я.М. Рудик, А.В. Шостак [14] (Kasatkin, Rudik, Shostak, 2017).
Таблица 1
Систематизация подходов к оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников
Виды подходов
|
Методы
|
Авторы
|
Статистический подход
|
Регрессионный анализ. Факторный анализ. Линейная
модель оценки эффективности НПР
|
Дж. Э. Рокофф, Б. A. Джейкоб, Т. Дж. Kейн, Д. О. Стайгер [25] (Rockoff, 2011)
|
Экономико-математический подход
|
Индексный метод. Метод расстояний. Метод сравнений
|
Г.В. Данилов [9] (Danilov, 2007), Т.Г. Озерникова, Н.Н. Даниленко, С. В. Кравцевич [15] (Ozernikova, Danilenko, Kravtsevich, 2007)
|
Маркетинговый подход
|
Матричный подход. Сегментация НПР типам критериев их
конкурентоспособности
|
С.И. Сотникова, О.П. Козлова [20] (Sotnikova, 2018)
|
Рейтинговый подход
|
Модель эталона «Идеальный НПР».
Одномерное и многомерное ранжирование. Классификация. Метод индивидуальных квалиметрических шкал. Информационная система оценки результативности НПР |
М.С. Гаспариан [5] (Gasparian, 2015), О.В.
Асканова, С.К. Севостьянова [1] (Askanova,
Sevostianova, 2014), О.А. Гришина,
О.В. Сагинова, И.И. Скоробогатых, Ж.Б. Мусатова [7] (Grishina, Saginova, Skorobogatyh et al., 2015), М.И. Рабинович, Е.Ю. Степанова, А.И. Уман [18] (Rabinovich, Stepanova, Uman, 2016) В.А. Лазаренко, В.А. Липатов, Н.Б. Филинов, Т.А.
Олейникова, Д.А. Северинов [13] (Lazarenko,
Lipatov, Filinov, Oleynikova, Severinov, 2016), Зубкова, Наточая [10] (Zubkova, Natochaya, 2019), И.В. Краковецкая [11] (Krakovetskaya, 2019), Т.Н. Поддубная, А.А. Юрченко [16] (Poddubnaya, Yurchenko, 2020), С.Н. Ретюнских [19] (Retyunskikh, 2017), А.А. Черноусов, Е.В. Вавилова [22] (Chernousov, Vavilova, 2019)
|
Подчеркивая актуальность использования рейтингового подхода, далее представляется актуальным проанализировать возможности системы мировых рейтингов как инструментария для оценки вклада научно-педагогических работников в интегральный критерий конкурентоспособности высших учебных заведений.
Влияние деятельности научно-педагогических работников на достижения вуза в рейтингах конкурентоспособности
Современная система рейтингов конкурентоспособности университетов является сегодня, с одной стороны, мощным инструментом конкурентной борьбы, а с другой – эффективным механизмом поиска партнеров для выстраивания перспективных коллабораций на мировом рынке услуг высшего образования.
В таблице 2 представлены обобщенные группы критериев оценки деятельности высших учебных заведений в мировых, региональных и национальных рейтингах [1].
Таблица 2
Показатели профессиональной деятельности НПР в критериях рейтингов конкурентоспособности высших учебных заведений: прямое и косвенное влияние на результат
Критерии
|
Прямое влияние на показатель
|
Косвенное влияние на показатель
|
Научно-исследовательская деятельность
|
- квалификация
исследователей
- количество опубликованных научных работ - количество научных статей, опубликованных в журналах с высоким импакт-фактором. - междисциплинарные публикации - защита PhD диссертаций - индекс цитируемости НПР - индивидуальные публичные профили ученых вуза - престижные премии и награды за достижения в науке |
- вовлеченность студентов в
научно-исследовательскую деятельность
- научное руководство – защита студентами PhD диссертаций - индекс цитируемости вуза - доход от научно-исследовательской деятельности - средняя зарплата исследовательского персонала |
Преподавание и качество учебной среды
|
- квалификация ППС
- организация и осуществление практико-ориентированного обучения - организация и осуществление онлайн-обучения - индивидуальные публичные профили ППС вуза - престижные премии и награды в образовании |
- вовлеченность студентов в организацию
образовательного процесса
- взаимодействие студентов и академического потенциала - развитие дистанционного обучения и системы непрерывного образования -удовлетворенность студентами процесса обучения -достижения студентов - успеваемость студентов - средняя зарплата академического персонала |
Инновационная деятельность и предпринимательство
|
- научные публикации, процитированные в патентах
- публикации с промышленными партнерами - заявки на патенты - полученные патенты |
- доходы от производственной деятельности
(инноваций) – передача знаний
- Spin-off компании, основанные сотрудниками и выпускниками вуза |
Как видно из таблицы 2, научно-педагогические работники, являясь исполнителями различных видов деятельности, оказывают значительное влияние (как прямое, так и косвенное) на итоговый результат оценки конкурентоспособности вуза – конкурентную позицию в конкретном рейтинге.
Таким образом, анализ информационно-аналитической базы международных, региональных и национальных рейтингов позволил обосновать ключевую роль научно-педагогических работников в достижении успеха в конкуренции между участниками мирового рынка услуг высшего образования.
Цифровой контур рейтинга конкурентоспособности НПР
Новые стратегические цели и функции постоянно расширяют спектр направлений деятельности современных университетов, что требует постоянного развития инструментария оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников.
В данном исследовании представлен диагностический инструментарий, позволяющий оценить достижения научно-педагогических работников в различных направлениях профессиональной деятельности. Для оценки конкурентоспособности НПР были сформированы следующие критерии и группы индикаторов, включающие определенный набор показателей:
- базовая группа, включающая в себя индикаторы: научно-исследовательская деятельность, преподавательская деятельность, инновационная деятельность, привлеченный доход и мобильность;
- обеспечивающая группа, включает в свой состав индикаторы: научно-методическая деятельность, учебно-методическая деятельность, экспертная деятельность, организационно-методическая деятельность, репутационная деятельность.
В состав представленных индикаторов входят только количественные показатели, отражающие результат деятельности НПР по различным направлениям трудовой деятельности.
Также при оценке профессиональной деятельности научно-педагогических работников учитывается мнение студентов, представленное в качественном критерии «Удовлетворенность студенческой аудитории».
Таблица 3
Система индикаторов рейтинга конкурентоспособности научно-педагогических работников
Группа
|
Индикаторы
|
Базовая
|
Научно-исследовательская
деятельность
|
Образовательная
деятельность
| |
Инновационная деятельность
| |
Привлеченный доход
| |
Мобильность
| |
Обеспечивающая
|
Экспертная деятельность
|
Научно-методическая
деятельность
| |
Учебно-методическая
деятельность
| |
Организационно-методическая
деятельность
| |
Репутационная деятельность
| |
Удовлетворенность студенческой аудитории
|
Профессионализм
|
Взаимодействие со студенческой
аудиторией
| |
Система оценивания знаний и
обратная связь
| |
Вовлеченность НПР в устойчивое развитие
университетского кампуса и территории присутствия вуза
|
Вовлеченность в устойчивую
жизнь университетского кампуса
|
Включенность в устойчивое
развитие города, области и региона
| |
Общественная работа НПР
|
Для возможности учета вклада научно-педагогических работников в решение проблем устойчивого развития были разработаны индикаторы и показатели, входящие в состав критерия «Вовлеченность НПР в устойчивое развитие университетского кампуса и территории присутствия вуза».
По итогам результатов оценивания выстраивается университетский рейтинг, в котором отражается конкурентная позиция научно-педагогического работника в разрезе различных квалификационных групп. Предложенный инструментарий позволяет составлять рейтинговые таблицы не только по суммарному количеству выполненных целевых показателей, но и по каждому индикатору и типу показателей.
В рамках цифровизации процесса формирования и развития конкурентоспособности научно-педагогических работников была разработана модель личного кабинета – виртуальное рабочее пространство, в котором сотрудники могут увидеть свои персональные достижения в профессиональной деятельности. На рисунке 1 представлен экран информационного раздела, посвященный отображению статистики университетского рейтинга на уровне вуза, института/факультета, кафедры/лаборатории, а также общее навигационное меню личного кабинета сотрудника [12] (Krakovetskaya, 2020).
Важно отметить, что методика рейтинга должна находиться в открытом доступе для сотрудников вуза, что позволяет повысить объективность и прозрачность результатов оценки достижений НПР в профессиональной деятельности как в общем рейтинговом списке, так и в разрезе квалификационных групп. Такой подход предоставляет возможность выявить и отметить лидеров как среди работников, занимающих высшие академические позиции, так и среди сотрудников, только начинающих свою трудовую деятельность в академической сфере.
Рисунок 1. Экран рейтинга конкурентоспособности НПР в личном кабинете сотрудника
Источник: [12] (Krakovetskaya, 2020).
Разработка специальных мотивационных программ для научно-педагогических работников, включающих инструментарий материального и нематериального стимулирования, позволит повысить уровень вовлеченности сотрудников в процесс обеспечения конкурентоспособности университета, а также снизить негативные эффекты от их сопротивления организационным изменениям, происходящим сегодня в академической среде.
Заключение
Для принятия своевременных управленческих решений руководящему составу необходима достоверная, актуальная информация об уровне конкурентоспособности университета, структурных подразделений вуза и его сотрудников. Для обеспечения результативности труда научно-педагогического персонала вуза должна применяться расширенная система сервисов, вспомогательного функционала, необходимого для фокусирования НПР на различных видах профессиональной деятельности, стратегически важных для университета.
Представленный в данном исследовании рейтинговый подход позволяет выявить конкурентные преимущества и дефициты компетенций научно-педагогических работников в процессе формирования и реализации их конкурентного потенциала. Таким образом, используя дружелюбный интерфейс и возможности разработанного цифрового инструментария, руководители различных уровней управления университета могут получать в реальном режиме времени актуальную информацию о результатах деятельности вуза, его структурных подразделений, научно-педагогических работников и оперативно осуществлять систему мероприятий по управлению их конкурентоспособностью.
[1] Более подробно ознакомиться с анализируемыми типами рейтингов можно в работе авторов Е.С. Воробьевой, И.В. Краковецкой, Л.Б. Нюренбергер Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы превосходства России // Креативная экономика. 2020. № 3. Т. 14. С. 287–312.
References:
Askanova O.V, Sevostianova S.K. (2014). O pokazatelyakh otsenki vidov deyatelnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov vuza [About indicators of assessment of types of activity of scientific and pedagogical workers of the university]. Polzunovsky Herald. 2 (4). 272-280. (in Russian).
Bunakov P.Yu., Khekalo E.E. (2015). Informatsionno-analiticheskaya sistema monitoringa aktivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatelnyh organizatsiy vysshego obrazovaniya [Information and analytical system for monitoring the activity of academic staff of educational institutions of higher education]. Vektory razvitiya sovremennoy nauki. (1). 65-69. (in Russian).
Chernousov A.A., Vavilova E.V. (2019). Opyt razrabotki informatsionnoy sistemy reytingovaniya nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Development experience of information system for ranking of academic and pedagogical staff]. Open Education. 23 (1). 76-85. (in Russian). doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-76-85 .
Danilov G.V. (2007). Primenenie obobshchennyh kharakteristik deyatelnosti prepodavatelya dlya formirovaniya konkurentnoy sredy v universitete [The use of general characteristics of university teacher?s activity for creating competitive environment at university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (1). 22-25. (in Russian).
Gasparian M.S. (2015). Razrabotka sistemy otsenki effektivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov na osnove integrirovannogo informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva [The development of effectiveness assessment system of scientific-teaching staff based on integrated information-educational environment]. Open Education. (6(113)). 89-94. (in Russian).
Gordienko T.P., Bezusova T.A. (2020). Kriterialnoe otsenivanie deyatelnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Criteria assessment of teaching staff performance]. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 6 (2). 14-25. (in Russian). doi: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2 .
Grishina O.A., Saginova O.V., Skorobogatyh I.I. i dr. (2015). Otsenka effektivnosti prepodavatelya v sovremennom obrazovatelnom uchrezhdenii [Evaluation of the effectiveness of a teacher in a modern educational institution] Novosibirsk: Izdatelstvo TsRNS. (in Russian).
Grishkin S.V. (2019). Effektivnost truda nauchno pedagogicheskikh rabotnikov universitetov kak osnova konkurentosposobnosti vuza [The work efficiency of scientific-pedagogical staff of universities as the basis of the competitiveness of the universities]. Vestnik Universiteta. (8). 39-45. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2019-8-39-45.
Kasatkin, D. Yu, Rudik Ya.M., Shostak A.V. (2017). Printsipy informatsionnogo obespecheniya motivatsii nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov v issledovatelskom universitete [Principles of information support for scientific and pedagogical staff motivation in the research university]. Informatsionnye tekhnologii i sredstva obucheniya. 61 (5). 96-109. (in Russian).
Krakovetskaya I.V. (2019). Otsenka konkurentosposobnosti universitetov: podkhody, metody, spetsifika [Assessment of the competitiveness of universities: approaches, methods, specifics] Novosibirsk: Izd-vo: Novosibirskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i upravleniya «NINKh». (in Russian).
Krakovetskaya I.V. (2020). Tendentsii i napravleniya razvitiya universitetov v tsifrovoy nauchno-obrazovatelnoy srede [Trends and directions of university development in the digital scientific and educational environment]. Today and tomorrow of the Russian economy. (99-100). 72-85. (in Russian).
Lazarenko V. A, Lipatov V.A, Filinov N.B, Oleynikova D.A, Severinov D.A. (2016). Izmereniya pokazateley monitoringa razlichnyh vidov deyatelnosti vuza kak kriteriy effektivnosti vnedreniya sistemy reytingovoy otsenki deyatelnosti prepodavatelya [Changes of indicators of monitoring of different types of activity of higher education institution as criterion of efficiency of introduction of system of a rating assessment of activity of the teacher]. Innova. (3(4)). 23-27. (in Russian). doi: 10.21626/innova/2016.3/06 .
Ozernikova T.G, Danilenko N.N., Kravtsevich S.V. (2007). Konkurentosposobnost rabotnika: ponyatie, issledovanie, upravlenie [Employee competitiveness: concept, research, management] Irkutsk: Izd-vo BGUEP. (in Russian).
Poddubnaya T.N., Yurchenko A.A. (2020). Reyting pedagoga vysshey shkoly kak sredstvo povysheniya konkurentosposobnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [A high school teacher’s rating as a means of increasing the competitiveness of academic staff]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. (2(45)). 76-82. (in Russian). doi: 10.24411/2078-1024-2020-12008 .
Poletaykin A.N., Danilova L.f., Dvurechenskaya N.A. (2020). Model optimizatsii sistemy pokazateley professionalnoy effektivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Optimization model of the professional efficiency indicators system of scientific and pedagogical workers]. Vestnik SibGUTI. (4(52)). 98-104. (in Russian).
Rabinovich M.I, Stepanova E.Yu. Uman A.I. (2016). O tekhnologii primeneniya reytingovoy otsenki vo vnutrivuzovskoy sisteme materialnogo stimulirovaniya prepodavateley [About the use of technology of rating in the university system of material incentives for lecturers]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (104(4)). 56-63. (in Russian).
Retyunskikh S.N. (2017). Metodika reytingovoy otsenki deyatelnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Methodology of rating evaluation of the activities of academic staff]. Alley of Science. 2 (16). 897-915. (in Russian).
Rockoff J.E. (2011). Can You Recognize an Effective Teacher When You Recruit One? Education Finance and Policy. (6(1)). 43-74. doi: 10.1162/EDFP_a_00022.
Shapiro S.A., Iglitskaya E.A. (2018). Issledovanie faktorov effektivnosti truda nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov na baze sovremennyh motivatsionnyh kontseptsiy [Research of factors of labor efficiency of academic staff on the basis of modern motivational concepts]. Motivatsiya i oplata truda. (1). 22-36. (in Russian).
Shvakov E.E. (2019). Kvalifikatsionnye trebovaniya kak instrument povysheniya professionalnoy aktivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov universiteta [Qualification requirements as a tool for increasing the professional activity of academic staff of the university] Scientific Dialogue: Economics and Management. 51-53. (in Russian). doi: 10.18411/sciencepublic-08-10-2019-13 .
Sotnikova S.I. (2018). Novyy kontur otsenki konkurentosposobnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov: nezavisimaya otsenka kvalifikatsiya [New contour of assessment of competitiveness of scientific and pedagogical workers: independent assessment of qualification]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 22 (3(115)). 113-126. (in Russian). doi: 10.15826/umpa.2018.03.031 .
Troitskaya A.A. (2019). Konkurentosposobnyy chelovecheskiy kapital rabotnika: problemy formirovaniya i realizatsii [Competitive human capital of the employee: problems of formation and realization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 647-658. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40509 .
Valeeva O.N. (2019). Uchet dostizheniy nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov kak sredstvo motivatsii professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti [Taking into account the achievements of academic staff as a means of motivating professional and pedagogical activity] Problems and prospects in the international transfer of innovative technologies. 15-21. (in Russian).
Vorobeva E.S, Krakovetskaya I.V., Nyurenberger L.B. (2020). Konkurentnye pozitsii rossiyskikh universitetov na mirovom rynke obrazovaniya: podvedenie pervyh itogov i novye gorizonty initsiativy prevoskhodstva Rossii [The competitive positions of Russian universities in the global education market: summing up the first results and new horizons of Russia superiority initiatives]. Creative economy. 14 (3). 287-312. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.3.100668 .
Zubkova T.M., Natochaya E.N. (2019). Otsenka reytinga nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov universiteta na osnove avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy [Evaluation of the rating of academic staff of the university on the basis of an automated information system]. Programmnye produkty i sistemy. (3). 525-533. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 01:39:39