Ensuring economic security in foreign economic activity
Konovalenko S.A.1, Gadzhiev N.G.2, Karpunina E.V.3, Karpunin A.Yu.3
1 Рязанский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя», Russia
2 Дагестанский государственный университет, Russia
3 Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина, Russia
Download PDF | Downloads: 197 | Citations: 32
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 1 (January-March 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48121712
Cited: 32 by 30.01.2024
Abstract:
Factors posing a threat to economic security have a significant and constant impact on foreign economic activity.
Challenges and threats of a military and political nature also have an impact on the economy.
Economic methods, such as economic sanctions, are used to achieve political goals. In the foreign economic activity of the state, issues concerning risks, challenges and threats related to both the movement of goods and the movement of capital, labour and ensuring payment discipline in foreign currency play a significant role. In this regard, the topic of ensuring economic security in foreign economic activity is relevant and significant.
The analysis of the main directions of ensuring the economic security in foreign economic activity is carried out. The indicators and threshold values of foreign economic security are considered. It is concluded that it is necessary to prepare a single policy document in the field of ensuring foreign economic security based on the existing economic and national security strategies and modernization of the current state program "Development of foreign economic activity".
Keywords: internal and external economic security, threats, indicators, threshold values, tasks and directions
JEL-classification: F41, F42, F52
Введение
Согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», на современном этапе функционирования мирового хозяйства отчетливо прослеживаются тенденции разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, критическим обострением глобальной конкуренции. Формируются тенденции к перераспределению мирового влияния в пользу новых центров быстрого экономического роста и политического притяжения. Непрерывно осуществляются изменения в сфере международных отношений, военно-политической и экономической области.
Целью научной статьи является исследование особенностей обеспечения внешнеэкономической безопасности, выявление основных угроз и вызовов, показателей, а также приоритетных направлений обеспечения данного вида экономической безопасности.
Основными методами исследования, использованными при подготовки научной статьи, стали общенаучные методы индукции и дедукции, метод теоретического системного анализа, монографический (описательный) метод.
Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую связано с нейтрализацией вызовов, рисков и угроз в данной сфере. В свою очередь, статистически оценка рисков наступления наихудшего сценария в структуре внешнеэкономической торговли должна осуществляться на базе основных показателей экономической безопасности во внешнеторговой сфере. За 2020 год и первое полугодие 2021 года произошли ряд существенных изменений в структуре и динамике экспорта и импорта России.
В традиционной структуре экспорта больше 2/3 его объема составляют минеральные ресурсы и полезные ископаемые, прежде всего энергоресурсы. Проведение сравнительного экономического анализа с наиболее динамично развивающимися странами, например с Китаем, показало, что 70–80% экспорта этой страны – это продукция машиностроения и потребительские товары. Данный факт подчеркивает наличие негативной структуры экспорта России и значительную зависимость национальной экономики от мировых цен на сырье и продукцию с невысоким уровнем добавленной стоимости. [11, с. 133] (Gadzhiev, Kiseleva, Skripkina, Konovalenko, 2022, р. 133).
Согласно отчетам Федеральной таможенной службы, экспорт России в первое полугодие 2021 г. вырос на 28,4% до 209,4 млрд долл. по сравнению с предыдущим годом [11, с. 134] (Gadzhiev, Kiseleva, Skripkina, Konovalenko, 2022, р. 134).
Объемы российского экспорта в 2021 году приблизились к значениям I полугодия 2018 г., когда доходы страны начали восстанавливаться после санкций и падения курса российского рубля в результате падения цен на нефтяные фьючерсы в 2014–2015 гг.
По данным статистики, за первое полугодие 2021 г. импорт России вырос также на 28,4% до 137,6 млрд долл. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Данный показатель – максимальный за последние пять лет. Значительное изменение динамики вызвано ростом цен на ввозимые товары. В первой половине 2020 г. из-за ограничительных мер на фоне пандемии COVID-19 временно были сокращены производственные мощности, деловая активность малого и среднего бизнеса снизилась до критических значений. [6, с. 100; 13; 21] (Gadzhiev, Murzak, Mitenkova, Skripkina, Konovalenko, Gadzhieva, Ismailova, 1992, р. 100; Drobot, Makarov, 2021; Lev, Leshchenko, 2020). С ослаблением производственных процессов в мировой экономике потребовался значительный объем роста первичного сырья и ресурсов, прежде всего для активизации производственных возможностей реального сектора экономики [11, с. 141] (Gadzhiev, Kiseleva, Skripkina, Konovalenko, 2022, р. 141).
Превышение экспорта над импортом еще не гарантирует создание предпосылок для обеспечения экономической безопасности внешнеторговой сферы России, важны структурные изменения в товарообороте, необходимо в кратчайшие сроки обеспечить диверсификацию экспорта России за счет перехода к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции имеющей перспективы роста жизненного цикла. [7, с. 170; 18] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 170; Kuznetsova, 2021). Также необходимо не допустить превышения фактических показателей в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности пороговых значений, что должно достигаться путем их постоянного мониторинга [28, с. 166] (Stasev, 2012, р. 166). И наконец, необходимо реализовать и закрепить в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентные преимущества нашего государства в международной торговле [9, с. 9] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 9).
Вызовы и угрозы в сфере внешнеэкономической безопасности. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности стратегия относит:
1) стремление недружественных стран использовать свои преимущества в уровне экономического развития для сдерживания России в сфере внешнеэкономической деятельности [14, с. 14] (Kamaev, 2019, р. 14);
2) усиление структурных дисбалансов и волатильности в мировой торговле, рост невозможной к взысканию задолженности, необоснованное увеличение разрыва между стоимостью чистых активов и производных ценных бумаг торговых компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
3) существенные колебания ценовой конъюнктуры на стратегически важные для нашей страны товары на мировых товарных и финансовых рынках [29, с. 315] (Trofimov, Konovalenko, Kornilovich, Gadzhiev, 2021, р. 315);
4) деятельность создаваемых без участия нашей страны межгосударственных организаций в сфере внешнеэкономической деятельности, которая может быть направлена на экономическую и торговую изоляцию нашей страны;
5) снижение эффективности экспортно-сырьевой модели ориентации социально-экономического развития нашей страны;
6) отсутствие российских производственных компаний среди топ мировой экономики;
7) реализация большинства экспортируемых товаров с низкой добавленной стоимостью [8, с. 15–16] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 15–16).
Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:
1) выстраивание отвечающей национальным интересам страны международно-правовой системы, основанной на взаимовыгодных условиях во внешней торговле;
2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и новых межгосударственных объединений [22, 25] (Lev, 2019; Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020);
3) создание значимых экономических объединений в мире с продвижением отечественных компаний на динамично развивающиеся рынки;
4) государственная помощь в создании условий перехода к шестой промышленной революции увеличения доли компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
5) расширение номенклатуры высокотехнологической продукции, реализуемой на внешних рынках;
6) обеспечение защиты интересов отечественных экспортеров за рубежом;
7) развитие международной экономической кооперации и интеграции;
8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, создание условий высокого уровня капитализации и выхода на мировой рынок;
9) развитие рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения отечественных товаров на внешние рынки [9, с. 410] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 410).
Показатели экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности. Показатели экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности могут быть представлены с учетом положений Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [2] (табл. 1).
Таблица 1
Показатели обеспечения экономической безопасности
внешнеэкономической деятельности
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Единица измерения
|
Определение показателя
|
Временные характеристики
показателя
|
Алгоритм формирования (формула) и
методологические пояснения к показателю
| |
1
|
Время
прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными
органами при экспорте
|
час
|
Характеризует
эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
|
Ежегодно,
за период
|
ВПАПВГО
= ВПАПВГОt года
время прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте – ВПАПВГО Где ВПАПВГОt года – время прохождения административных процедур при взаимодействии с государственными органами при экспорте в текущем (отчетном) году | |
2
|
Объем
экспорта оказываемых услуг
|
миллиард
долларов
|
Показывает
общий объем экспорта услуг
|
Ежегодно,
за период
|
ОЭУ=
ОЭУt года
Объем экспорта услуг – ОЭУ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (соответствуют методологическим положениям статистики платежного баланса Где ОЭУt года – объем экспорта услуг в текущем (отчетном) году | |
3
|
Число
новых внешнеторговых проектов компаний, реализуемых при поддержке торговых
представительств РФ в иностранных государствах
|
единица
|
Характеризует
количество заявок компаний на получение государственной поддержки, на внешних
рынках
|
Ежегодно,
за период
|
КЗКПК
= КЗККПКt года
Где КЗККПКt года – количество заявок компаний на получение государственной поддержки, в том числе через проектные группы по поддержке экспорта, завершенных торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в текущем (отчетном) году | |
4
|
Доля
машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте товаров
|
процент
|
Устанавливает
значение машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте России
|
Ежегодно,
за период
|
Где – ЭКмотс объем российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств в текущем году в текущих ценах; ЭК -объем российского экспорта в целом в текущем году в текущих ценах. | |
5
|
Темпы
роста торговли РФ с государствами – членами ЕврАзЭС
не сырьевыми неэнергетическими товарами, 2016 базисный год – 100 процентов |
процент
|
Характеризует
темпы роста торговли РФ с государствами – членами ЕврАзЭС
не сырьевыми неэнергетическими товарами |
Ежегодно,
за период
|
Где – объем внешнеторгового оборота России не сырьевых неэнергетических товаров согласно перечня ТН ВЭД ЕАЭС со странами – членами ЕАЭС в текущем году – ВОтс(тек); ВО(2016)- объем внешнеторгового оборота России не сырьевых не энергетических товаров согласно перечня ТН ВЭД ЕАЭС со странами – членами ЕАЭС в 2016 г. | |
6
|
Количество
вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и
инвестиций на внешних рынках
|
единица
|
Характеризует
интенсивность и объем работы по устранению ограничений в отношении российских
товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках
|
Ежегодно,
за период
|
КВВОМР
= КВВОМРt года
Где КВВОМРt года – количество вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках в текущем (отчетном) году | |
7
|
Объем
поддержанного уполномоченными банками экспорта продукции (достигнутый на 1
января 20ХХ г. и распределенный по годам)
|
миллиард
рублей
|
Показывает
объемы экспортных контрактов, финансируемых в том числе за счет заемных
средств с использованием льготной
процентной ставки |
Ежегодно,
за период
|
СОЭК
= V1 + V2 + ... + Vi
Где V – сумма экспортного контракта профинансированного за счет экспортного кредита или иного инструмента финансирования, аналогичного кредиту по экономической сути, полученного от уполномоченного банка с использованием субсидирования процентной ставки, i – количество экспортных контрактов | |
8
|
Количество
организаций, охваченных мерами поддержки экспорта
Группы РЭЦ |
единица
|
показывает
количество организаций, получивших поддержку экспорта со стороны Группы РЭЦ,
в том числе АО «Российский экспортный центр»
|
Ежегодно,
за период
|
КОППРЭЦ
= КОППРЭЦ t года
Где КОППРЭЦ t года – количество организаций, получивших поддержку со стороны Группы РЭЦ в текущем (отчетном) году | |
9
|
Объем
поддержанного АО «ЭКСАР» экспорта
|
миллиард
долларов
|
Показывает
объем экспорта, поддержанного АО «ЭКСАР»
|
Ежегодно,
за период
|
Vэксп.
ЭКСАР = Vэксп. ЭКСАР t года
Где Vэксп. ЭКСАР t года – объем экспорта, поддержанного АО "ЭКСАР", в текущем (отчетном) году | |
10
|
Доля
нарушений таможенного законодательства, выявленных при декларировании товаров
с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений,
выявленных таможенными органами
|
процент
|
Показатель
характеризует полноту использования инструментов системы управления рисками
при выявлении нарушений таможенного законодательства
|
Ежеквартально,
нарастающим итогом
|
Где Nсур – количество товарных партий, по которым в отчетном периоде при декларировании товаров на основании профилей рисков применялись меры по минимизации рисков и выявлены нарушения таможенного законодательства и иные правонарушения, ед. N – количество товарных партий, по которым в отчетном периоде при декларировании товаров на основании профилей рисков и самостоятельных решений должностных лиц таможенных органов применялись меры по минимизации рисков и выявлены нарушения таможенного законодательства и иные правонарушения, ед. | |
11
|
Темпы
роста экспорта не сырьевых неэнергетических товаров в сопоставимых ценах,
базисный 2020 год – 100 процентов
|
процент
|
Характеризует
динамику развития не сырьевого неэнергетического экспорта
|
Ежемесячно,
ежегодно за период (месяц, год)
|
| |
Где
– – ННЭt – Объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за отчетный
период в t-году
ННЭ2020 – Объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за сопоставимый период базисного 2020 года – расчет показателя проводится в два этапа на которых определяется: - суммарный объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за определенный период (от 1 до 12 месяцев) в базисном году; - суммарный объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров за сопоставимый период в отчетном году | ||||||
Особое значение для экономической безопасности государства имеет установление пороговых значений показателей внешнеэкономической деятельности государства. В таблице 2 приведены некоторые значения пороговых значений в сфере внешнеэкономической безопасности РФ.
Таблица 2
Пороговые значения некоторых показателей
экономической безопасности РФ во внешнеторговой сфере
Показатели
|
Пороговое
значение
|
По
экспорту
| |
Прирост объема экспорта, %
|
более 5,0
|
Сырьевая
(включая энергетическую) безопасность
| |
Минеральные продукты, % к экспорту
|
25,0
|
Продовольственная
безопасность
| |
Продовольственные товары, % к
экспорту
|
20,0
|
Промышленная
безопасность
| |
Машины, оборудование и
транспортные средства, % к экспорту
|
50,0
|
Миграционная
безопасность
| |
Выбывшие из России, тыс. чел.
|
менее 50,0
|
Финансовая
безопасность
| |
Вывоз частного капитала, млрд
долл. США
|
менее 25,0
|
По
импорту
| |
Прирост объема импорта %
|
менее 5%
|
Сырьевая
(включая энергетическую) безопасность
| |
Минеральные продукты, % к импорту
|
5,0
|
Продовольственная
безопасность
| |
Продовольственные товары, % к
импорту
|
10,0
|
Промышленная
безопасность
| |
Машины, оборудование и
транспортные средства, % к импорту
|
25,0
|
Миграционная
безопасность
| |
Прибывшие в Россию, тыс. чел.
|
более 50,0
|
Финансовая
безопасность
| |
Ввоз частного капитала, млрд долл.
США
|
более 25,0
|
Пороговые значения показателей внешнеэкономической деятельности определяются посредством формирования положительного торгового и платежного сальдо страны. Получение положительного чистого экспорта напрямую влияет на рост ВВП, показателей занятости и уровень доходов населения; превышение пороговых значений обеспечит устойчивость социально-экономического развития во внешнеэкономической сфере [5, с. 30; 27] (Gadzhiev, Trofimov, Konovalenko, 2021, р. 30; Smotritskaya, 2021).
Приоритетные направления внешнеэкономической политики России. Ведущие специалисты выделяют семь основных направлений внешнеэкономической политики России.
Первое направление – достижение лидирующих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров согласно ее специализации в глобальной научно-технологической сфере, включая:
- осуществление проникновения на рынки высокотехнологичных инноваций и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на базе эффективной модернизации наукоемких секторов экономики [4, с. 157] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, Sultanov, 2021, р. 157). Данное направление имеет особую важность в условиях первых попыток формирования экологичной экономики и подготовки большинством стран мира концепции зеленой экономики «Global commоns» [10, с. 98] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2022, р. 98);
- поиск путей стимулирования экспорта инновационных и высокотехнологичных товаров, повышение эффективности НИОКР и частных инвестиций в производство экспортируемых товаров, развитие инфраструктуры и логистики реализуемой продукции в иностранных государствах [15] (Karpushina, Sumarokov, 2021);
- развитие инвестиционного потенциала для компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и повышение рейтинга инвестиционной привлекательности отечественных традиционных экспортеров;
- продвижение инноваций через кооперацию и специализацию производства с мировыми товаропроизводителями [8, с. 18] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 18).
Второе направление – интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, включая:
- переориентацию значительной части международных торговых потоков между Европой и Азией на отечественные транспортные маршруты;
- создание транспортных коридоров со странами, заинтересованными в увеличении товарооборота с российскими компаниями;
- снижение себестоимости строительства автомобильных и железных дорог, увеличение полезной протяженности дорог;
- снижение себестоимости транспортных услуг как внутри России, так и в рамках международных объединений;
- формирование единого транспортного пространства Содружества Независимых Государств [9, с. 9] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 9).
Третье направление – продвижение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью и повышение уровня конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, включая:
- организацию и развитие производства конечной продукции с иностранным участием и обеспечение наиболее привлекательных таможенных режимов в отношении отечественной продукции;
- стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны;
- поощрение формирования кооперационных связей;
- развитие частно-государственного партнерства с традиционными экспортерами по реализации инновационных проектов [16] (Kolesnikov, Yureva, Drobot, 2021);
- формирование механизмов системной поддержки экспорта продукции реального сектора;
- рационализацию импорта, приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и за счет расширения применения экономических таможенных режимов;
- превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков, достижение запланированных целей в рамках программ развития сельского хозяйства;
- усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки;
- развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий России [28, с. 165] (Stasev, 2012, р. 165).
Четвертое направление – повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая:
- расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки;
- развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой;
- осуществление инвестиций в энергосистему России и стран «русского пояса»;
- запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на торговых площадках за рубли;
- активизация роли России на глобальном энергетическом рынке.
Пятое направление – формирование интегрированного экономического пространства, включая:
- укрепление единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС);
- реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры со стратегическими партнерами России;
- создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств – членов СНГ;
- формирование условий для свободного перемещения рабочей силы, капитала и инвестиций рамках ЕАЭС [26] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020).
Шестое направление – создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.
Седьмое направление – усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка, включая:
- обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных организациях (например, БРИКС – группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР);
- разработка международных стандартов правил торговли, учитывающих в том числе интересы нашей страны;
- использование потенциала региональных экономических объединений в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах;
- формирование национального механизма содействия международному развитию [9, с. 402] (Gadzhiev, Gazimagomedov, Doronin, 2021, р. 402).
Отдельно ряд специалистов выделяют такое направление, как противодействие экономическим преступлениям во внешнеэкономической деятельности. Обеспечение мер по противодействию незаконному вывозу капитала и легализации доходов, полученных преступным путем, борьба с наркотрафиком и контрабандой, противодействие налоговым преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности [20, с. 25; 24, с. 75] (Lapshin, Kuznetsova, 2021, р. 25; Pantyushov, 2021, р. 75).
Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1] определяет в качестве направления обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической сферы переход от экспорта первичных сырьевых ресурсов к их глубокой переработке, обновление базовых секторов экономики в соответствии с требованиями экологической безопасности [17, с. 57; 19, с. 51] (Konovalenko, Trofimov, 2021, р. 57; Kuznetsova, 2020, р. 51).
Достижение целей обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической сферы Российской Федерации осуществляется путем решения следующих задач:
- преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, локализации стратегически важных производств на территории России;
- укрепление достигнутых страной лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- сокращение использования доллара США при осуществлении внешнеэкономической деятельности [23] (Leshchenko, 2021);
- развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта российской продукции [12, с. 127] (Dolbilov, 2020, р. 127).
Таким образом, по результатам исследования нами могут быть сделаны следующие выводы:
Во-первых, для обеспечения внешнеэкономической безопасности необходимо не только сохранять тенденцию превышения экспорта над импортом, но и создавать все условия для формирования правильных «структурных» изменений в товарообороте. Для этого требуется обеспечить диверсификацию экспорта России за счет перехода к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции, имеющей перспективы роста жизненного цикла. Также следует не допускать превышения фактических показателей в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности пороговых значений, что должно достигаться путем их постоянного мониторинга. И наконец, необходимо реализовать и закрепить в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентные преимущества нашего государства в международной торговле.
Во-вторых, пороговые значения показателей внешнеэкономической деятельности определяются посредством формирования положительного торгового и платежного сальдо страны. Получение положительного чистого экспорта напрямую влияет на рост ВВП, показателей занятости и уровень доходов населения. Превышение пороговых значений обеспечит устойчивость социально-экономического развития во внешнеэкономической сфере.
В-третьих, ведущие экономисты выделяют семь основных направлений внешнеэкономической политики России, которые благодаря программно-целевому методу планирования государственных расходов создают механизм обеспечения экономической безопасности во внешнеэкономической сфере [3] (Bauer, 2021).
В-четвертых, Указ Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030» определяет основные пути обеспечения национальной безопасности, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.
В-пятых, отдельным направлением развития внешнеэкономической деятельности России следует признать противодействие экономическим преступлениям и нарушениям во внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Экономическая безопасность внешнеэкономической сферы во многом зависит от возможности государства по нейтрализации современных вызовов и угроз, тщательно продуманной экономической и торговой политики, действий государства по защите торговых интересов отечественных товаропроизводителей. Важно направить все усилия не на увеличение абсолютных показателей во внешнеэкономической сфере, а на две составляющие:
- первое, качественное изменение структуры российского экспорта и импорта в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью и имеющих перспективы закрепления в сфере высоких технологий на международных рынках;
- второе, разработка и мониторинг единой системы показателей внешнеэкономической сферы и контроль за их динамикой на основе сравнения с пороговыми значениями.
Ключевыми аспектами обеспечения экономической безопасности внешнеэкономической сферы России следует признать нейтрализацию угроз и рисков в данной сфере, разработку системы показателей и индикаторов, мониторинг за их пороговыми значениями, а также реализацию стратегических направлений развития внешнеэкономической деятельности нашей страны [5] (Gadzhiev, Trofimov, Konovalenko, 2021).
В заключение следует отметить необходимость подготовки единого программного документа в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности на безе действующих стратегий экономической и национальной безопасности и модернизации действующей государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности».
References:
Bauer V. P. (2021). Proektnoe upravlenie i komplaens-strategirovanie riskov realizatsii natsionalnyh proektov: kontseptsiya i analiz [Project management and compliance-strategizing of national project implementation risks: concept and analysis]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 227-246. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111822.
Dolbilov A.V. (2020). Otsenka vliyaniya ugroz tenevoy ekonomiki na vneshneekonomicheskuyu bezopasnost gosudarstva [Assessment of the impact of threats to the shadow economy on the foreign economic security of the state]. Forum. Seriya: Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki. (1 (20)). 126-131. (in Russian).
Drobot E. V., Makarov I. N. (2021). Rossiya v globalnoy tsepochke sozdaniya stoimosti: effektivnost i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti v kontekste COVID-19 [Russia in the global value chain: efficiency and threats to economic security in the context of COVID-19]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 589-606. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.111950.
Gadzhiev N. G. Kiseleva O.V., Skripkina O.V., Konovalenko S.A. (2022). Rossii na sovremennom etape sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva [Russia at the present stage of socio-economic development of society] (in Russian).
Gadzhiev N. G., Gazimagomedov M. A., Doronin A. V. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] (in Russian).
Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost strany v usloviyakh globalizatsii mirovoy ekonomiki [National economic security in the context of globalization of the world economy]. Bulletin of the Dagestan State University. (3). 14-24. (in Russian). doi: 10.21779/2500-1930-2021-36-3-14-24.
Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. (2021). Tenevaya ekonomika kak faktor destabilizatsii ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [The shadow economy as a factor of the state's economic security destabilization]. Shadow Economy. (3). 167-182. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N., Sultanov G.S. (2021). Innovatsionnoe razvitie kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Innovative development as a factor of ensuring economic security of the state]. Regional problems of transforming the economy. (4 (126)). 157-166. (in Russian). doi: 10.26726/1812-7096-2021-4-157-166.
Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov MN. (2022). Teoreticheskie aspekty formirovaniya i razvitiya ekologicheskoy ekonomiki v Rossii [Theoretical aspects of the formation and development of the ecological economy in Russia] (in Russian).
Gadzhiev N.G., Murzak N.A., Mitenkova A.E., Skripkina O.V., Konovalenko S.A., Gadzhieva U.A., Ismailova O.S. (1992). Otsenka perspektiv ustoychivogo razvitiya v usloviyakh pandemii [Assessing the prospects for sustainable development in the context of a pandemic]. Yug Rossii: ekologiya, razvitie. (1 (58)). 98-109. (in Russian). doi: 10.18470/1992-1098-2021-1-87-97.
Gadzhiev N.G., Trofimov M.N., Konovalenko S.A. (2021). Osobennosti obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v sektorakh i otraslyakh ekonomiki [Features of ensuring economic security in sectors and industries of the economy]. Audit. (5). 30-34. (in Russian).
Kamaev I.S. (2019). Analiz ugroz vneshneekonomicheskoy bezopasnosti Rossii i vozmozhnye sposoby ikh minimizatsii [Analysis of threats to Russia's foreign economic security and possible ways to minimize them]. Ekonomika i paradigma novogo vremeni. (6 (14)). 10-15. (in Russian).
Karpushina K. K., Sumarokov E.V. (2021). Finansirovanie NIOKR kak drayver ekonomicheskogo razvitiya v innovatsionnoy politike Rossii [R&D financing as a driver of economic development in Russia's innovation policy]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 261-272. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111823.
Kolesnikov V. V., Yureva V.B., Drobot E.V. (2021). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v stranakh G-20 [Public-private partnerships in the G20 countries] Global problems of modernization of the national economy. 416-422. (in Russian).
Konovalenko S.A., Trofimov M.N. (2021). Osobennosti realizatsii modeli gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki Rossii s pozitsii ekonomicheskoy bezopasnosti [Features of the implementation of the model of state regulation of the Russian economy from the point of view of economic security]. Theoretical economy. (8(80)). 50-57. (in Russian). doi: 10.52957/22213260_2021_8_50.
Kuznetsova M. V. (2021). Vliyanie innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy na sostoyanie ekonomicheskoy bezopasnosti natsionalnoy ekonomiki [The impact of enterprises' innovative activity on economic security of the national economy]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 433-446. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111898.
Kuznetsova N.V. (2020). Bezopasnost v sfere vneshneekonomicheskoy deyatelnosti kak sostavnaya chast natsionalnoy bezopasnosti [Security in the sphere of foreign economic activity as an integral part of national security]. Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii. (2). 51-57. (in Russian). doi: 10.33874/2072-9936-2020-0-2-51-57.
Lapshin V.F., Kuznetsova N.V. (2021). O perspektivakh razvitiya ugolovnogo zakonodatelstva stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza, obespechivayushchego okhranu natsionalnyh interesov v sfere vneshneekonomicheskoy deyatelnosti [On prospects of the development of criminal laws of the Eurasian Economic Union member states ensuring protection of national interests in international trade]. Business Security. (1). 21 - 25. (in Russian).
Leschenko Yu. G. (2021). Valyutnaya stoimost amerikanskogo dollara kak klyuchevoy faktor obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti SShA [The currency value of the US dollar as a key factor in ensuring the national security of the United States]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 291-308. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111881.
Lev M. Yu. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost i tseny v protsesse integratsii stran-chlenov EAES [Economic security and prices in the integration process of EAEU member countries]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 132-147. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2019-10063.
Lev M. Yu., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost v sisteme zdravookhraneniya v period pandemii COVID-19: otvetnaya reaktsiya gosudarstv i finansovyh organov [Economic security in the health system during the COVID-19 pandemic: response of states and financial authorities]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). 1857-1884. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
Pantyushov O.V. (2021). Valyutnyy sostav prestupleniya po st. 193.1 UK RF [Currency components of a crime under Art. 193.1 of the Criminal Code of the Russian Federation]. Pravo i ekonomika. (4). 75 - 78. (in Russian).
Petrenko E. S. Varlamov A.V., Leschenko Yu. G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v protsesse integratsii v Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz [Russia's economic security in the process of integration into the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1191-1210. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
Petrenko E. S. Varlamov A.V., Leschenko Yu. G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost i interesy Rossii v BRIKS [Economic security and Russia's interests in BRICS]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1295-1312. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
Smotritskaya I. I. (2021). Innovatsii v sfere gosudarstvennogo upravleniya v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Innovations in public administration in the context of ensuring Russia's economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 519-530. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112294.
Stasev M.A. (2012). Rol obespecheniya bezopasnosti v sisteme vneshneekonomicheskoy deyatelnosti dlya povysheniya natsionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [The importance of providing the security in the international economic activity system for enhancing the national economic security]. Terra Economicus. (4-2). 163-166. (in Russian).
Trofimov M.N., Konovalenko S.A., Kornilovich R.A., Gadzhiev N.G. (2021). Effektivnost finansovogo sektora kak vazhneyshee uslovie obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Efficiency of the financial sector as the most important condition for ensuring the economic security of the state]. Economics. (2). 307-318. (in Russian). doi: 10.52575/2687-0932-2021-48-2-307-318.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 03:28:13