Роль современных цифровых технологий в формировании инвестиционной привлекательности активов на глобальных рынках

Костин К.Б.1, Хомченко Е.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Костин К.Б., Хомченко Е.А. Роль современных цифровых технологий в формировании инвестиционной привлекательности активов на глобальных рынках // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 625-646. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114088.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333809
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье дана характеристика основным традиционным и новым инвестиционным активам. Определены наиболее значимые цифровые технологии из общего пула инструментов Web 2.0 и Web 3.0, которые в большинстве своем оказывают влияние на формирование инвестиционной привлекательности активов. Проведен анализ влияния современных цифровых технологий на инвестиционные активы. Определено, что цифровые технологии в большинстве своем оказывают положительное влияние на привлекательность активов для акционеров, однако некоторые традиционные активы такие как платина, имеют обратную корреляцию: чем больше инвестиций привлекается в технологическую сферу, тем меньше оценивается актив на рынке. Выявлено, что наибольшее влияние цифровые технологии оказывают на «новые» активы, такие как криптовалюта и невзаимозаменяемый токен (NFT).

Ключевые слова: инвестиционные активы, цифровые технологии, Web 3.0, транснациональные корпорации, криптовалюта, биржевые товары

JEL-классификация: F33, F36, O31, F21, F23

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Технологии XXI века развиваются стремительными темпами: прорывы совершаются в совершенно различных отраслях каждый день. Тем не менее наиболее динамично развивающимся сектором цифровых технологий остается интернет. Технология, имеющая сравнительно небольшую историю – порядка 50 лет – на сегодняшний день представляет всемирную платформу, без которой жизнь человека XXI века уже невозможно представить. Общение, денежные переводы, покупки, обучение и многое другое доступно практически в каждой точке земного шара.

Бесспорно, главными акторами, которые напрямую участвуют в развитии и внедрении инновационных технологий, являются транснациональные корпорации (ТНК). Но не только компании, которые работают в сфере технологий, но и компании, чья деятельность слабо связана с инновациями, стремятся интегрироваться в глобальную цифровую среду.

Цифровые технологии сейчас используются повсеместно, и уже нельзя представить жизнь человека без смартфона и выхода в интернет, именно эти вещи, которые стали для нас уже обыденными, во многом определяют привлекательность активов на глобальном рынке.

С каждым днем число пользователей интернета растет, и к концу 2021 года общее число пользователей составило 4,9 млрд человек. Это означает, что 37% жителей Земли не имеют доступа к Интернету, а значит, не могут пользоваться всеми благами Всемирной паутины [24]. Тем не менее интернет становится все более доступным для использования. За 2 года – с 2019 по 2021 – интернет получил почти миллиард новых пользователей, рост составил с 4,1 млрд человек в 2019 до 4,9 млрд человек в 2021 году. Немаловажную роль в этом сыграла пандемия COVID-19.

Распространяются цифровые технологии через довольно обширную сеть различных компаний. Некоторые компании занимаются воплощением мегапроектов – например проект спутникового Интернета для покрытия 5G-связью всего мира, среди этих компаний необходимо выделить следующие: Starlink (Илон Маск), Kuiper Systems (Джефф Безос) [28, 29]. Успех этих проектов во многом обозначит совершение цифровой революции в области цифровых технологий и даст возможность выхода в интернет в любой точке мира.

Дмитрий Николаевич Чернышенко [1] назвал ключевой целью стратегии АНО «Цифровая экономика» достижение миллиардной отметки Интернета вещей к 2025 году. Члены наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» определили приоритетные проекты к реализации – Интернет вещей, связь и искусственный интеллект.

Глобальная конкурентоспособность и национальная безопасность Российской Федерации во многом определяются переводом экономики в цифровую среду. Для этого необходимым условием является создание полноценной цифровой среды и инфраструктуры.

Сущность и векторы развития системы цифровых технологий описаны в трудах зарубежных и отечественных авторов, среди них: Дон Тапскотт [23, с. 4–15] (Tapscott, 1996, р. 4–15), З. Банхиди [17, с. 42–62] (Banhidi, Dobos, Nemeslaki, 2020, р. 42–62), Владимир Скляров [22, с. 47–56] (Skliarov, 2019, р. 47–56), Кристиано Антонелли [16, с. 173–199] (Antonelli, 2003, р. 173–199), Сергей Колодинский [21, с. 166–172] (Kolodynskyi, Drakokhrust, Bashynska, 2018, р. 166–172), Анжелика Ефремова [13] (Efremova, Shevchenko, Oshovskaya, Artyukhova, Gaisarova, Korolenko, 2020). Сущность инвестиционных активов описана в трудах зарубежных авторов, среди них: З. Боди [18, с. 27–39] (Bodie, Rosansky, 1980, р. 27–39), М. Ансон [15, с. 16–32] (Anson, 1998, р. 16–32), Д. Кампбел [19, с. 87–121] (Campbell, Serfaty-de Medeiros, Viceira, 2010, р. 87–121), Д. Коттер [20, с. 52–66] (Cotter, Eyiah-Donkor, Pot`ı, 2017, р. 52–66), Е. Анкрим [14, с. 20–29] (Ankrim, Hense, 1993, р. 20–29), З. Адамс [12, с. 93–111] (Adams, Gl¨uck, 2015, р. 93–111).

Научная новизна работы состоит в следующем: проанализированы основные инвестиционные традиционные и нетрадиционные активы. Выделены основные виды цифровых технологий, которые оказывают наибольшее влияние на привлекательность инвестиционных активов. Выявлены закономерности между видами активов и скоростью развития цифровых технологий, определены основные лидеры.

Объектом исследования выступают инвестиционные активы.

Предмет исследования: цифровые технологии как главный фактор формирования инвестиционной привлекательности активов на глобальных рынках.

Целью данной работы является анализ инвестиционных активов XXI века, выявление цифровых технологий, которые оказывают наибольшее влияние на повышение привлекательности инвестиционных активов, и проведение анализа на наличие/отсутствие корреляции между развитием цифровых технологий и повышением привлекательности инвестиционных активов.

В работе использованы такие методы научного познания, как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Авторы предполагают, что бурное развитие современных цифровых технологий в большинстве своем позитивно отражается на привлекательности инвестиционных активов на глобальных рынках. В первую очередь наибольший эффект цифровые технологии оказывают на активы, напрямую связанные с инновациями: акции технологических компаний и новые цифровые активы, такие как криптовалюта.

Обзор классов инвестиционных активов

Развитие цифровых технологий в XXI веке во многом определяет стоимость активов. Так, определенные технологические новшества оказывают большое воздействие на инвестиционные активы, повышая их стоимость на мировом рынке посредством определенных операций.

Инвестиционные активы – это материальные и нематериальные активы, которые служат для получения дополнительного дохода или используются для спекулятивных операций в ожидании увеличения стоимости в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Инвестиционный класс активов обладает схожими параметрами и попадет под действие одинаковых законов и правил. Поэтому классы активов состоят из инструментов, которые ведут себя на рынке одинаково.

Примером сопоставимых финансовых ценных бумаг могут послужить бумаги Microsoft (MSFT), Apple (AAPL), IBM и других компаний, все это можно обозначить как группу активов (акций).

Исторически существовало всего 3 класса инвестиционных активов – акции, облигации (инструменты с фиксированным доходом) и инструменты денежного рынка (денежные эквиваленты). На сегодняшний день список инвестиционных активов расширился – дополнительно выделяют недвижимость, биржевые товары и фьючерсы. Среди нетрадиционных инвестиционных активов следует выделить криптовалюту и NFT (невзаимозаменяемые токены) [47].

Для наглядности представим инвестиционные классы активов в таблице 1.

Таблица 1

Инвестиционные классы активов

Класс инвестиционного актива
Описание актива
Акции
Эмиссионные ценные бумаги, которые закрепляют за их владельцем право на владение компанией: получение дивидендов, право на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества компании в случае его ликвидации [37]
Облигации
Долговая ценная бумага, эмитируемая государством или юридическими лицами, которая предоставляет право получения номинальной стоимости облигации деньгами или имуществом к конкретной дате
Деньги и денежные эквиваленты
Высоколиквидные финансовые вложения, которые владелец может легко обратить в заранее известную сумму в денежных единицах; подвержены незначительному риску изменения стоимости. К таким активам можно отнести депозиты до востребования и финансовые вложения, приобретаемые с целью последующей перепродажи в ближайшей перспективе [38]
Недвижимость
Уникальный инвестиционный актив, который обладает одновременно чертами малого бизнеса, облигации и акции. Цена на недвижимость имеет стойкую корреляцию с показателем времени. Также изменение цены на недвижимость высоко коррелирует с инфляцией (ρ = 0,78) и имеет сравнительно низкую корреляцию с индексом акций Мосбиржи (ρ = 0,21) [30]
Биржевые товары
Товары, которые активно перепродаются на мировом рынке. Среди ключевых особенностей следует выделить стандартность потребительских свойств, транспортируемость и взаимозаменяемость. Взаимозаменяемость складывается из того, что место, время и конкретное лицо, которое произвело товар большого значения не имеет.
Спрос и предложение помогают определить максимально справедливую цену на конкретный продукт. Сейчас насчитывается около 100 биржевых товаров, которые составляют порядка 20% всей мировой торговли. Их можно определить в следующие группы: энергетическое сырье, цветные и драгоценные металлы, зерновые, масла и семена, живые животные и мясо, пищевые товары, текстильное сырье и промышленное сырье
Фьючерсный контракт
Договор между покупателем и продавцом о поставке какого-либо актива через определенное количество времени в будущем либо же о выплате разницы между стоимости контракта и стоимости оговоренного актива через определенное количество времени в будущем [41]
Криптовалюта
Цифровая платежная платформа, которая работает в обход традиционной банковской системы, транзакции проводятся от пользователя к пользователю, а «одобряют» перевод вычислительные мощности людей, подключенных к сети, которые получают за это вознаграждение. Криптовалюта – это виртуальные, а не физические деньги, которые представлены в виде какой-то конкретной записи внутри децентрализованной сети. Все платежи существуют и проводятся в виде цифровых записей в общедоступной базе данных. Любая транзакция внутри сети защищена шифрованием, а сама валюта не может быть допечатана. Любой пользователь может спокойно посмотреть какое количество криптовалюты было переведено из одного кошелька в другой, однако узнать личность, стоящую за этим кошельком, невозможно [2, 40] (Gornin, Printsev, 2021)
NFT (невзаимозаменяемый токен)
Криптографический токен, каждый экземпляр которого уникален, его невозможно заменить каким-то другим похожим токеном. NFT обычно представлен каким-то цифровым объектом, например, картинкой. Каждый токен имеет свой собственный уникальный сертификат, который подтверждает право конкретного лица на владение тем или иным объектом. Объект по-прежнему может быть использован любым другим человеком, однако по подписи можно легко узнать единственного владельца оригинального объекта. На сегодняшний день рынок NFT исчисляется миллиардами долларов [3, 35] (Kopylov, 2018)
Источник: составлено авторами.

На рисунке 1 графически представлены основные инвестиционные активы.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АКТИВЫ (1)

Рисунок 1. Основные инвестиционные активы в 2022 году

Источник: составлено авторами.

Обзор перспективных цифровых технологий

Web 3.0 – это грядущее третье поколение интернета, в котором веб-сайты и приложения смогут обрабатывать информацию, почти как человек, с помощью таких технологий, как машинное обучение (ML), большие данные, технологии децентрализованного реестра (DLT) и др. [36].

На сегодняшний день инвестиционная привлекательность активов на глобальных рынках во многом формируется посредством интернета и цифровых технологий. Сейчас происходит трансформация Интернета 2.0 в Интернет 3.0. Интернет 3.0 и образующаяся вокруг него Метавселенная позволят сформировать вокруг имеющихся активов новую аудиторию и повысить их привлекательность.

На сегодняшний день наиболее значимыми цифровыми технологиями, которые во многом предопределяют инвестиционную привлекательность активов на мировом рынке в плоскости Интернета 3.0 (а также Интернета 2.0), являются [7] (Kostin, 2017):

1. Социальные медиа.

2. Интернет вещей.

3. Большие данные (Big Data).

4. Искусственный интеллект.

5. Виртуальная и дополненная реальность.

6. Технологии блокчейн и NFT (технология невзаимозаменяемых токенов).

7. Ревеню-менеджмент.

8. Цифровые продукты.

9. Технологии психодиагностики.

На рисунке 2 в хронологическом порядке представлены наиболее значимые цифровые технологии, формирующие инвестиционную привлекательность активов в большей степени.

222

Рисунок 2. Наиболее значимые цифровые технологии, оказывающие наибольшее влияние на формирование инвестиционной привлекательности активов в XXI веке в хронологической последовательности

Источник: составлено авторами.

Социальные медиа сегодня насчитывают миллиарды человек по всему миру, только в Meta (Facebook) зарегистрировано почти 3 млрд пользователей. Каждая социальная сеть имеет определенную аудиторию, и искусственный интеллект собирает информацию о пользователе, которая может быть так или иначе полезна в дальнейшем для рекламодателя. Социальные сети предлагают обширный набор инструментов для рекламодателей: предлагается возможность выбрать не только возраст и пол потенциального клиента, но и увлечения, политические взгляды и многие другие фильтры тонкой настройки. Социальные сети знают о пользователях даже больше, чем они могут о себе знать сами, что позволяет запускать персонифицированную рекламу, увеличивая CR (Conversion Rate – целевое действие).

Социальные сети в основном используют для того, чтобы рассказать определенной аудитории о новом товаре или услуге, неважно, предоставляется она онлайн или существует в реальности [5] (Kostin, 2013).

Реклама в социальных медиа в XXI веке является одной из наиболее эффективных и крупных по объемам. Гибкие настройки таргетинга позволяют достигать целевого клиента, а рекламодателем может выступать даже человек, который не имеет собственного товара – есть возможность рекламировать чужой товар по договоренности и получать за это вознаграждение.

Концепция «Интернета вещей» получила в XXI веке наибольшее развитие. Главная цель – повысить эффективность предпринимательства при автоматизации процесса производства и минимизации присутствия там человека. Наиболее популярна концепция умного дома, где различные вещи связаны между собой посредством сети Wi-Fi, а управлять светом, включать музыку, вызывать такси и как-либо еще взаимодействовать с домом можно посредством голоса или смартфона. Идея создания умного пространства в своем доме подталкивает потенциальных клиентов к постепенному приобретению все новых и новых гаджетов и использованию услуг определенной компании. Например, уже сегодня компания XiaoMi предлагает своим клиентам попробовать свою экосистему умного дома за разумную плату [39, 42].

Большие данные (Big Data) – совокупность структурированных и неструктурированных больших объемов данных – всех мировых данных, которые возможно проанализировать и структурировать благодаря искусственному интеллекту [8] (Kuker, Mayer-Shenberger, 2014).

Искусственный интеллект целесообразно рассматривать с большими данными. Здесь целесообразно употребить фразу «Интернет помнит все». Интернет не только помнит все, но и анализирует полученную от пользователей информацию. Вещи, заказанные через интернет-магазин, подписки, оформленные за последнее время, отметки «мне нравится» в социальных сетях – все это ежесекундно запоминается и обрабатывается, формируя цифровой портрет пользователя. Информация в дальнейшем используется предпринимателями промышленно развитых и развивающихся стран: коммерция, медицина, безопасность и так далее. Цифровой портрет помогает компаниям узнавать все о вкусовых предпочтениях потенциальных клиентов и быть на шаг впереди конкурентов.

COVID-19 в значительной степени ускорил развитие виртуальной и дополненной реальности. Невозможность присутствия сотрудников в офисах и на совещаниях повлияла на развитие ПО для виртуального общения. Технологии 3D-моделирования помогают существенно сократить издержки при создании новых прототипов сложных конструкций, ускоряя рабочие процессы в международных компаниях [4] (Kostin, 2017). Дополненная и виртуальная реальность позволяет сделать шоппинг еще более доступным – с недавнего времени пользователи получили возможность «примерить» одежду и аксессуары через дополненную реальность. Очки дополненной реальности помогают максимально погрузиться в атмосферу фильма или компьютерной игры. Все эти приспособления расширяют возможности как крупному, так и малому бизнесу [10].

Крупные IT-компании, такие как Apple, пошли по пути внедрения технологии Lidar в свои устройства для создания объемных объектов и перенесения их в виртуальную реальность. Теперь любой пользователь может создать свой виртуальный мир, наполнив его 3D-копиями объектов из реального мира без знания программирования. Подобная технология открывает обширные возможности для разработчиков по созданию продуктов, которые в дальнейшем можно монетизировать [27].

Технология блокчейн представляет собой последовательную цепочку блоков, в которых содержится определенная информация, причем каждый следующий блок шифрует информацию о предыдущем блоке, что исключает возможность подделать данные. Система блокчейн децентрализована – а значит, ее копии хранятся сразу на многих тысячах компьютеров, и чтобы как-то вмешаться в работу всей системы, необходимо изменить данные на всех устройствах, что невозможно даже в теории. Наиболее ярким примером использования технологии блокчейн является биткоин – децентрализованная монета, количество которой ограничено [11] (Popikov, 2016). С недавнего времени многие компании принимают биткоин в качестве оплаты своих услуг и товаров. Так, компания Tesla принимает в качестве оплаты криптовалюту. Безусловно, криптовалюта в дальнейшем подвергнется более жесткому регулированию со стороны государств, хотя сейчас в некоторых странах со слаборазвитой экономикой люди предпочитают использовать биткоин вместо национальной валюты, объясняя это тем, что валюта государства слишком быстро обесценивается.

Сравнительно недавняя тенденция блокчейн-технологии – создание NFT (невзаимозаменяемый токен – вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном). На рынке искусства произошел настоящий бум. Ежедневно люди покупают цифровые активы на многие миллионы долларов. Суть NFT проста – токеном может выступать любой объект, будь то картинка, аудио или что-то еще. Сейчас скачать картинку из интернета может каждый, однако благодаря технологии NFT можно безошибочно установить подлинного владельца этого токена. То есть использовать его могут все (пока что), но эксклюзивным владельцем является 1 человек, который может продать, подарить или даже уничтожить токен.

Ревеню-менеджмент – это применение аналитики, которая способна прогнозировать поведение потребителей на уровне микрорынков, оптимизируя доступность товаров и услуг через эластичность цен для максимизации прибыли. «Ревеню-менеджмент» формирует инновационную основу для создания новых механизмов маркетинговых инструментов [6] (Kostin, 2012).

Цифровой продукт – это произведение труда, т.е. товар, который имеет цифровой вид и выставляется на продажу [34]. В XXI веке максимальную добавленную стоимость формируют наукоемкие товары, в том числе компании, которые производят ПО. Операционная система позволяет использовать компьютер или смартфон, однако функционал будет ограничен. Сама платформа выступает площадкой для создания дополнительных приложений сторонними авторами, которые могут двигать свои продукты и услуги посредством ОС Windows или MacOS.

В сущности, основная задача психологической диагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях, что вполне отражает задачи маркетинговых исследований услуг [9] (Kutsulova, 2009).

Психодиагностика позволяет количественно оценить личность. Сама оценка осуществляется по методике OCEAN (открытость, добросовестность, экстраверсия, дружелюбие и нейротизм). Таким образом. структуру личности можно представить как профиль оценок с соответствующими шкалами по пяти факторам [26].

Психодиагностика включает в себя 5 этапов. На первом этапе собирается максимально подробная информация о клиенте. Каждый пользователь незаметно для себя оставляет исчерпывающую информацию о себе. Анализу поддаются посты, на которых пользователи оставляют лайк, товары, которые пользователь заказывает, политики, которых пользователь поддерживает, окружение, поисковые запросы, местонахождение в разное время суток и многое другое. Цифровой след, который каждый пользователь оставляет после использования глобального Интернета, анализируется с помощью искусственного интеллекта и технологии больших данных. После анализа пользователь попадает в определенную базу, которую можно отсортировать по интересам, взглядам и иным параметрам, позволяя показывать наиболее интересную рекламу данному пользователю на основании его прежних запросов и увлечений. Дальнейшие действия остаются за маркетологами: как работать с целевым клиентом и влиять на его предпочтение, определяют именно они. Конечной целью психодиагностики является подбор максимально заинтересованной аудитории под конкретный товар или услугу. Социальные медиа очень активно используют этот прием для привлечения рекламодателей именно на их площадки.

Анализ влияния цифровых технологий на формирование инвестиционной привлекательности активов на глобальном рынке

С каждым годом общемировые затраты на исследования и разработки увеличиваются. Например, за 8 лет, с 2010 по 2018 год, затраты на инновационную деятельность в процентном отношении к ВВП выросли с 2,017% до 2,203%. При этом следует учитывать, что сам ВВП вырос более чем на 13 триллионов долларов [49]. На сегодняшний день не только страны активно вкладывают средства в развитие технологий, но и многие ТНК заинтересованы в развитии технологий для своих целей. XXI век можно назвать веком технологических предприятий, так как именно такие компании, как Apple, Microsoft, Amazon, Intel и другие, показали кратный рост, заметно обгоняя по темпам прироста гигантов из других отраслей. Следует предположить наличие связи между интенсивностью вложений компании в свои технологические разработки и вниманием к этим компаниям со стороны акционеров. На рисунке 3 представлены стоимость акций компаний Apple, Microsoft, Meta, Intel, NVIDIA и общие затраты на исследования и разработки (в % от мирового ВВП).

Рисунок 3. Стоимость акций компаний Apple (AAPL), Microsoft (MSFT), Meta (FB), Intel (INTL), NVIDIA (NVDA) и общие затраты на исследования и разработки (в % от мирового ВВП) Источник: составлено авторами по [45, 51–55].

Несложно выявить корреляцию между увеличением стоимости технологических компаний с течением времени. Успешные разработки в сфере IT позволили повысить интерес к компаниям со стороны инвесторов и значительно увеличить стоимость компаний.

Рассмотрим детальнее компанию Apple, а именно, проанализируем расходы на НИОКР и цену акций компании с 2005 по 2021 год. На рисунке 4 представлена динамика расходов компании Apple на НИОКР и средняя стоимость акций компании по месяцам с 2005 по 2021 год.

Рисунок 4. Динамика расходов компании Apple (AAPL) на НИОКР и средняя стоимость акций компании по месяцам с 2005 по 2021 год

Источник: составлено авторами по [45, 46].

Из рисунка 4 можно проследить четкую корреляцию между инвестициями в технологии со стороны компании Apple и ростом стоимости их акций. Любопытно, что на построенном графике не наблюдается временной лаг, и стоимость акций растет одновременно с увеличением трат на НИОКР. Для более точной картины проанализируем соответствующие данные по компании Amazon подобным же образом.

На рисунке 5 представлена динамика расходов компании Amazon на НИОКР и средняя стоимость акций компании по месяцам с 2005 по 2021 год.

Рисунок 5. Динамика расходов компании Amazon (AMZN) на НИОКР и средняя стоимость акций компании по месяцам с 2005 по 2021 год

Источник: составлено авторами по [43, 44].

График, представленный на рисунке 5, также показывает наличие стойкой корреляции между инвестициями компании в технологии и ростом акции этой компании. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что современные цифровые технологии во многом определяют инвестиционную привлекательность акций компаний, особенно технологических.

Теперь рассмотрим, каким образом цифровые технологии влияют на привлекательность национального индекса цен на жилье в США и индекс S&P 500. На рисунке 6 представлена динамика мировых инвестиций в технологии (в миллионах долларов $) и показатели индексов S&P 500 и цен на жилье в США.

Рисунок 6. Динамика мировых инвестиций в технологии (в миллионах долларов $) и показатели индексов S&P 500 и цен на жилье в США

Источник: составлено авторами по [50, 56, 57].

Из графика следует, что с увеличением инвестиций в технологии с временным лагом порядка 4–5 лет наблюдается увеличение инвестиций в индексы S&P 500 и жилья в США. Прослеживается корреляция, а значит, можно судить о довольно весомой роли цифровых технологий в формировании инвестиционной привлекательности активов на глобальных рынках.

Сравнительно новый вид активов, тесно связанный с технологией блокчейн, во многом зависит от развития именно этой технологии и повышения осведомленности инвесторов. Биткоин и Эфириум – цифровое золото и цифровое серебро в современном мире. Данный актив нестабилен, так как никем не может контролироваться, поэтому рассматривается как высокорисковый, а иногда даже мошеннический. На рисунке 7 представлена динамика мировых инвестиций в технологии (в миллионах долларов $) и показатели исторических цен на Биткоин и Эфириум.

Рисунок 7. Динамика мировых инвестиций в технологии (в миллионах долларов $) и показатели исторических цен на Биткоин и Эфириум

Источник: составлено авторами по [25 48].

Исходя из графика, можно заметить, что в сумме цифровые технологии не сильно влияли на показатели цены цифрового золота. Одним из главных факторов роста стоимости криптовалюты является увеличение осведомленности инвесторов посредством социальных медиа и иных источников обмена информацией. Также важным фактором является модернизация системы блокчейн и ее обновление. Халвинг (уполовинивание вознаграждения, при котором вознаграждение за майнинг биткоин-транзакций уменьшается вдвое), происходящий раз в 4 года, сильно привлекает инвесторов и влияет на цену актива [1] (Aksenova, Spiridonova, 2021).

Теперь рассмотрим, как влияют цифровые технологии на цену традиционных активов – драгоценных металлов – золота, платины и меди. На рисунке 8 представлены цены на золото, платину и медь с 2005 по 2022 год в $ США.

Рисунок 8. Цены на золото, платину и медь с 2005 по 2022 год в $ США

Источник: составлено авторами по [31–33].

Из графика следует, что развитие цифровых технологий положительно влияет на цену не только цифрового, но и традиционного золота, аналогичная ситуация и с медью, однако выявить четкую корреляцию невозможно, на цены также значительно влияют иные факторы, которые нужно рассматривать в совокупности. Иная ситуация наблюдается с формированием цены на платину. Наблюдается обратная корреляция, т.е. чем больше растут траты на инвестиции, тем больше падает цена платины.

Исходя из графика, нельзя полноценно утверждать, что развитие цифровых технологий способствует формированию инвестиционной привлекательности активов во всех направлениях. Вероятно, отрицательная корреляция между инвестициями в технологии и ценой платины обусловлена приходом большого количества новых инвесторов, которые в большинстве своем предпочитают цифровое золото традиционным активам.

Заключение

Цифровые технологии XXI века в значительной степени влияют на привлекательность активов на глобальных рынках. Технологии «задают тренд» движения цены определенного актива, способствуют его изменениям и даже формируют новые виды активов. При этом цены на активы, которые принято считать «традиционными», могут снижаться при повышении популярности новых активов. Беспрецедентным лидером роста среди активов можно считать криптовалюты и NFT. За десятилетнюю историю развития технологии блокчейн стоимость главных криптовалют выросла в сотни раз. Второй группой активов, которая наиболее сильно зависит от цифровых технологий в наше время, являются технологические ТНК. Многие компании, чья деятельность связана с IT, стали очень привлекательными для инвесторов в эпоху цифровых технологий. Технологические ТНК с начала века подорожали в десятки раз.

Таким образом, становится очевидным то, что цифровые технологии в различной степени (иногда даже в отрицательной) влияют на формирование инвестиционной привлекательности активов на глобальном рынке. XXI век – век технологий, которые со временем будут лишь увеличивать свое влияние на традиционные и новые активы.

[1] Дмитрий Николаевич Чернышенко – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации от 21.01.2020.


Источники:

1. Аксенова Н.И., Спиридонова Е.В. Вопросы формирования и оценки криптовалютного климата страны // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 201-220. – doi: 10.18334/eo.11.1.111521.
2. Горнин Э.Л., Принцев Р.А. Эмиссия и обращение криптовалюты: перспективы развития в России и КНР // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1077-1088. – doi: 10.18334/epp.11.5.112072.
3. Копылов Д.А. Токенизация национальных валют: шведский подход // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 539-547. – doi: 10.18334/eo.8.4.39565.
4. Костин К.Б. Использование инновационных технологий дополненной реальности в условиях формирования и развития евразийского туризма. / Маркетинговая архитектура и эффективность евразийской экономики: коллективная монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – 423-430 c.
5. Костин К.Б. Онлайн-сообщества как новый маркетинговый канал для продвижения товаров и услуг в социальных сетях // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2013. – № 2(61). – c. 132-140.
6. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент как основа успешного развития индустрии туризма // Российское предпринимательство. – 2012. – № 11(209). – c. 151-156.
7. Костин К.Б. Роль цифровых технологий в продвижении товаров и услуг на глобальных рынках // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17(18). – c. 2451-2460. – doi: 10.18334/rp.18.17.38251 .
8. Кукьер К., Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живём, работаем и мыслим. / Пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 c.
9. Куцулова Ф.А. Маркетинг услуг и психодиагностика в современном экономическом мире // Вопросы структуризации экономики. – 2009. – № 4. – c. 172-174.
10. Очкова Е. 9 сфер применения виртуальной реальности: размеры рынка и перспективы. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/p/vr-use.
11. Попиков А.А. Криптовалюта Bitcoin как финансовый инструмент виртуальной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 2. – c. 89-106. – doi: 10.18334/vinec.6.2.35354.
12. Adams Z., Gl¨uck T. Financialization in commodity markets: A passing trend or the new normal? // Journal of Banking & Finance. – 2015. – p. 93-111. – doi: 10.1016/j.jbankfin.2015.07.008.
13. Efremova A.A., Shevchenko E.V., Oshovskaya N.V., Artyukhova I.V., Gaisarova A.A., Korolenko J.N. Features of Development of the Russian Digital Economy // Journal of Complementary Medicine Research. – 2020. – p. 56.
14. Ankrim E.M., Hense C.R. Commodities in Asset Allocation: A Real-Asset Alternative to Real Estate? // Financial Analysts Journal. – 1993. – № 3. – p. 20-29. – doi: 10.2469/faj.v49.n3.20.
15. Anson M.J. Spot Returns, Roll Yield, and Diversification with Commodity Futures // Journal of Alternative Investments. – 1998. – № 3. – p. 16-32.
16. Antonelli C. The digital divide: Understanding the economics of new information and communication technology in the global economy // Information Economics and Policy. – 2003. – № 2. – p. 179-199. – doi: 10.1016/S0167-6245(02)00093-8.
17. Banhidi Z., Dobos I., Nemeslaki A. What the Overall Digital Economic and Society Index Reveals: A Statistical Analysis of the DESI EU28 Dimensions // Regional Statistics. – 2020. – № 2. – p. 42-62. – doi: 10.15196/RS100209.
18. Bodie Z., Rosansky V.I. Risk and Return in Commodity Futures // Financial Analysts Journal. – 1980. – № 3. – p. 27-39. – doi: 10.2469/faj.v36.n3.27.
19. Campbell J.Y.? Serfaty-de Medeiros K., Viceira L.M. Global Currency Hedging // The Journal of Finance. – 2010. – № 1. – p. 87-121.
20. Cotter J., Eyiah-Donkor E.. Pot`ı V. Predictability and diversification benefits of investing in commodity and currency futures // International Review of Financial Analysis. – 2017. – p. 52-66. – doi: 10.1016/j.irfa.2016.12.009.
21. Kolodynskyi S., Drakokhrust T., Bashynska M. The innovative infrastructure of economic development in the framework of international digital transformation // Baltic Journal of Economic Studies. – 2018. – № 4. – p. 166-172.
22. Skliarov V. Industry 4.0 and Digitalization of the National Measurement Standards // Ukrainian Metrological Journal. – 2019. – № 3. – p. 47-56. – doi: 10.24027/2306-7039.3.2019.182353.
23. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. - New York: McGraw-Hill, 1996. – 4-15 p.
24. 37 процентов людей никогда не пользовались интернетом. News.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/11/1414732 (дата обращения: 08.03.2020).
25. Биткоин - Bitcoin. Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/crypto/bitcoin/historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
26. Бругман Г., Лаак Я. Как измерить человеческую индивидуальность. Оценки и описания. Syntone. [Электронный ресурс]. URL: http://syntone.ru/book/big-5-kak-izmerit-chelovecheskuyu-individualnost-otsenki-i-opisaniya (дата обращения: 08.01.2022).
27. Для чего нужен сканер LIDAR (Лидар) в iPhone 12 и iPad Pro и что это такое?. Yablyk. [Электронный ресурс]. URL: https://yablyk.com/940169-what-is-the-lidar-scanner-for (дата обращения: 08.01.2022).
28. Илон Маск объявил о запуске Starlink. Зачем миллиардеру проект спутникового интернета и как он изменит мир?. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/brief/2021/09/23/starlink (дата обращения: 08.01.2022).
29. Как Безос и Маск не поделили спутниковый интернет. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/438805-isk-vyhodit-na-orbitu-kak-bezos-i-mask-ne-podelili-sputnikovyj-internet (дата обращения: 08.01.2022).
30. Недвижимость как инвестиционный актив. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/finance/290413-nedvizhimost-kak-investicionnyy-aktiv (дата обращения: 11.01.2022).
31. Фьючерс на золото - Февр. '22 (ZGG2). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/commodities/gold-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
32. Фьючерс на медь - Март '22 (HGH2). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/commodities/copper-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
33. Фьючерс на платину - Апр. '22 (PLJ2). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/commodities/platinum-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
34. Цифровой товар – это продукт, произведение труда, который…. Seogramot. [Электронный ресурс]. URL: http://seogramota.ru/cifrovoj-tovar-eto-produkt-proizvedenie-truda-kotoryj (дата обращения: 08.01.2022).
35. Что такое NFT: разрушаем мифы и отвечаем на главные вопросы. Dtf. [Электронный ресурс]. URL: https://dtf.ru/life/1001912-chto-takoe-nft-razrushaem-mify-i-otvechaem-na-glavnye-voprosy (дата обращения: 11.01.2022).
36. Что такое Web 3.0?. Coinmarketcap. [Электронный ресурс]. URL: https://coinmarketcap.com/alexandria/ru/article/what-is-web-3-0 (дата обращения: 08.01.2022).
37. Что такое акции и как на них заработать?. Fincult. [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/article/chto-takoe-aktsii-i-kak-na-nikh-zarabotat (дата обращения: 11.01.2022).
38. Что такое денежные эквиваленты?. Buhgalteria. [Электронный ресурс]. URL: https://www.buhgalteria.ru/faq/n163553 (дата обращения: 11.01.2022).
39. Что такое интернет вещей. Internet of Things, IoT?. Tadviser. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 08.01.2022).
40. Что такое криптовалюта?. Kaspersky. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-is-cryptocurrency (дата обращения: 11.01.2022).
41. Что такое фьючерс?. Tinkoff. [Электронный ресурс]. URL: https://help.tinkoff.ru/forts/futures/what-is-futures (дата обращения: 11.01.2022).
42. «Умный» дом (Xiaomi, Aqara), взгляд простого пользователя 5 лет спустя. Habr. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/566050 (дата обращения: 08.01.2022).
43. Amazon Research and Development Expenses 2006-2021. Macrotrends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macrotrends.net/stocks/charts/AMZN/amazon/research-development-expenses (дата обращения: 08.01.2022).
44. Amazon.com Inc (AMZN). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/amazon-com-inc-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
45. Apple Inc (AAPL). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/apple-computer-inc-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
46. Apple Research and Development Expenses 2006-2021. Aapl. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macrotrends.net/stocks/charts/AAPL/apple/research-development-expenses (дата обращения: 08.01.2022).
47. Asset Class. Investopedia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia.com/terms/a/assetclasses.asp (дата обращения: 08.03.2020).
48. ETH/USD - Эфириум Доллар США. Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/crypto/ethereum/eth-usd-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
49. GDP (current US$). Worldbank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 08.01.2022).
50. Information technology (IT) worldwide spending from 2005 to 2022. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/203935/overall-it-spending-worldwide (дата обращения: 08.01.2022).
51. Intel Corporation (INTC). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/intel-corp-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
52. Meta Platforms Inc (FB). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/facebook-inc-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
53. Microsoft Corporation (MSFT). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/microsoft-corp-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
54. NVIDIA Corporation (NVDA). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/nvidia-corp-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
55. Research and development expenditure (% of GDP). Worldbank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/topic/science-and-technology (дата обращения: 08.01.2022).
56. S&p 500 (spx). Investing. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/indices/us-spx-500-historical-data (дата обращения: 08.01.2022).
57. S&P/Case-Shiller U.S. National Home Price Index. Fred.stlouisfed.org. [Электронный ресурс]. URL: https://fred.stlouisfed.org/series/CSUSHPINSA (дата обращения: 08.01.2022).

Страница обновлена: 12.04.2024 в 12:56:12