Assessment of import substitution and innovations in the fuel and energy complex on the example of the Ural regions
Pyhov P.A.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской Академии Наук
Download PDF | Downloads: 22 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 12 (december 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47995242
Cited: 1 by 24.01.2023
Abstract:
The problem of import substitution and the introduction of innovations at the enterprises of the fuel and energy complex of the Urals is considered. The retrospective state of the situation is described. The main challenges and threats to energy from the US and EU sanctions restrictions are presented. The list of indicators of the author's methodology for assessing innovations and import substitution in the fuel and energy complex is given; and the calculation principle is described. The analysis of the obtained results of innovation activity and import substitution processes in the regions of the Urals is given. A comparison with the average Russian indicators is made.
Keywords: import substitution, innovations, assessment methodology, fuel and energy complex
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00153а «Влияние инновационной составляющей имортозамещения на экономическую безопасность региона».
JEL-classification: O31, Q40, Q43
Введение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России занимает большую долю в ВВП страны. Он занимается добычей горючих полезных ископаемых, их транспортировкой, переработкой, распределением и торговлей, а также производством и передачей вторичной энергии потребителям. Роль ТЭК в современных условиях трудно переоценить, поскольку в России с ее энергоемкими отраслями промышленности и суровыми климатическими условиями на первый план выдвигается надежность энергоснабжения. ТЭК является инфраструктурной отраслью, обеспечивающей жизнедеятельность населения и функционирование иных отраслей экономики. Развитие предприятий ТЭК преследует цели, такие как повышение энергетической безопасности регионов, обеспечение устойчивого развития и т.д. Реализация поставленных целей должна базироваться на внедрении инноваций, поскольку экстенсивный путь развития, консервирование и воспроизводство технической отсталости в перспективе не сможет обеспечить запросы общества и промышленности. В качестве цели научного исследования, излагаемого в настоящей статье, ставилось изучение ситуации с импортозамещением и инновационной активностью в ТЭК регионов Урала, создание методического аппарата оценки данных процессов, проведение апробационных расчетов. Научную новизну исследований составила разработанная автором методика оценки инноваций и импортозамещения в ТЭК, которая носит пионерный характер. Заложенные в методику принципы расчета позволяют сравнивать в нормализованном виде различные индикаторы, делать их свертку и получать комплексную оценку.
Исследования энергетической безопасности регионов России показали, что основные угрозы энергетической безопасности заключаются в высоком износе основных производственных фондов; низкой энергетической эффективности работы электростанций и котельных; малой экономической эффективности работы отдельных отраслей ТЭК и, соответственно, их низкой инвестиционной привлекательности; повышенной экологической нагрузке на окружающую среду [1–5] (Myzin, Mezentsev, Denisova, Pyhov, 2007; Ostroukhova, 2013; Chichkanov, Pyhov, 2020; Senderov, Rabchuk, 2020; Senderov, Rabchuk, 2019). Развитие отдельных отраслей ТЭК затрудняется большими объемами капитальных вложений в модернизацию и сооружение новых объектов, значительными строительными лагами, рисками невостребованности новых объектов генерации. Большинство крупных потребителей топлива и энергии экспортируют значительную часть своей продукции (например, металлургия, химическая промышленность и т.д.). Волатильность мировых цен на сырьевую группу товаров, а следовательно, изменение финансового состояния потребителей топлива и энергии, автоматически транслируется на предприятия ТЭК. В таких условиях при развитии ТЭК следует учитывать не только внутренние, но и внешнеэкономические риски.
Распад СССР и последующие годы стагнации в энергетике негативно сказались на энергостроительном комплексе. Строительные организации, специализирующиеся на строительстве объектов энергетики, ликвидировались либо перепрофилировались на гражданское строительство, растеряв специфические компетенции. Предприятия, выпускающие оборудование для ТЭК, также остановились в развитии. Были утрачены опытные кадры, не было внедрения новых технологий и выпуска современной продукции. Поэтому, когда в 2005–2008 гг. началось активное развитие ТЭК, особенно электроэнергетики, большую долю рынка заняли зарубежные производители. Среди причин, сформировавших импортозависимость, выделяют следующие: часть оборудования не имела отечественных аналогов, зарубежное оборудование имело лучшие технико-экономические показатели, больший срок эксплуатации, лучший уровень сервиса и поддержки от производителей, большую ориентацию на нужды заказчика [6] (Zhdaneev, Zuev, 2020).
До обострения политической ситуации в 2014 г. на сложившуюся ситуацию смотрели хоть и с настороженностью, но не предпринимали каких-либо активных мер для ее преодоления. После введения санкций США и Европейского союза, которые коснулись энергетического сектора и запретили поставки оборудования и трансфер технологий в отечественный ТЭК [7–13], Правительство РФ всерьез занялось проблемой импортозамещения в экономике. Были разработаны и приняты планы мероприятий, отраслевые программы импортозамещения и др. [14–16].
Как отмечают исследователи, развитие ТЭК в новых условиях должно сопровождаться внедрением инноваций. Это является одним из способов преодоления накопленного отставания и повышения энергетической безопасности. В ТЭК существует множество объектов инновационной деятельности – от технологических процессов и оборудования до управленческих процессов и взаимодействия с потребителями [17] (Ostroukhova, 2016). Внедрение передовых технологий в работу предприятий ТЭК позволит снизить производственные расходы, повысить эффективность работы предприятий, нарастить выпуск продукции [18] (Zhdaneev, Chuboksarov, 2020).
Для оценки ситуации в регионах Урала по степени вовлеченности в процесс импортозамещения и внедрения инноваций в ТЭК автором была предложена соответствующая методика. В процессе работы были отобраны ряд индикаторов, сгруппированных в два блока, характеризующих отдельно инновационную активность и процессы импортозамещения. Индикаторы методики были выбраны как наиболее полно отражающие изучаемые процессы. Индикаторы инновационного развития отражают как общие затраты на инновационную деятельность, так и затраты на технологические инновации. Дополнительно введен в рассмотрение охват предприятий инновационной активностью. Предложенные индикаторы блока импортозамещения в методике нацелены на выявление долей на рынке промышленного оборудования и услуг импортных поставщиков. Предложенные индикаторы поддерживаются в системе государственной статистики РФ и отчетности федеральной таможенной службы [19, 20]. Перечень отобранных индикаторов приведен в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы методики оценки инноваций и импортозамещения в ТЭК
Наименование
индикаторов
|
Единицы
измерения |
1.
Блок обеспечения инновационного развития
| |
1.1. Удельный вес
затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, услуг
|
%
|
1.2. Удельный вес
затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, услуг организаций промышленного производства
|
%
|
1.3. Удельный вес
организаций осуществлявших технологические инновации в общем числе
обследованных организаций
|
%
|
2.
Блок импортозамещения
| |
2.1. Доля импортного
оборудования в общем объеме закупок предприятий
|
%
|
2.2. Доля иностранных
компаний в общем объеме выполненных работ, услуг предприятиям
|
%
|
В основу методики был положен индикативный анализ. Использование данного метода хорошо себя зарекомендовало при решении подобных задач [21, 22] (Kuklin, Chichkanov et al., 2015; Pyhov, Kashina, 2015). Расчет по предлагаемой методике осуществляется по алгоритму, представленному на рисунке 1. В общем виде процесс расчета выглядит следующим образом. Вначале собираются исходные данные для расчета индикаторов методики, формируется соответствующая база данных. Следующий этап – формирование пороговых уровней. Для их определения применяется специальная методика, более подробно описанная в [23] (Kovaleva, Kuklin, 2003). С ее помощью на основе методов распознавания образов, теории вероятностей и математической статистики определяются пороговые значения для двух зон кризисности – предкризиса и кризиса. Также выделяется и нормальная зона, для которой пороги не устанавливаются. На следующем этапе полученные значения индикаторов сравниваются с пороговыми уровнями и происходит отнесение ситуации по степени кризисности: нормально, предкризис, кризис. При помощи пороговых уровней происходит нормализация расчетного значения индикатора, получается безразмерная нормализованная оценка [23] (Kovaleva, Kuklin, 2003). С ее использованием возможно дальнейшее получение оценки ситуации по блоку в целом, вычисление агрегированной комплексной оценки по всей методике. На основании нормализованных оценок возможна дальнейшая обработка результатов исследования: построение карт, ранжирование территорий по степени кризисности и т.д.
Рисунок 1. Общая схема проведения расчета по методике оценки инноваций и импортозамещения в отраслях ТЭК
Источник: [24] (Pyhov, 2019).
Апробационные расчеты по предложенной методике проводились за период 2014–2020 гг. Информационную базу исследований составили данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы [20], материалы, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных авторов. Результаты расчетов по блоку обеспечения инновационного развития показали, что ситуация кризисная и инновационная деятельность предприятий ТЭК в регионах УрФО очень низка. По виду экономической деятельности «Добыча нефти» удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе (далее – ХМАО), значения индикатора в 2019–2020 гг. имеют среднероссийский уровень 0,5–0,6%, в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – ЯНАО) – на порядок меньше и составили лишь 0,04%. В газовой отрасли ситуация на Урале существенно хуже: по виду экономической деятельности «Добыча природного газа и газового конденсата» затраты на инновационную деятельность в ХМАО (регионе его основной добычи) в период 2014–2020 гг. составляли не более 0,8% при среднероссийском уровне около 3%. В электроэнергетике ситуация также неблагоприятная: при среднероссийском уровне удельных затрат на инновационную деятельность около 1,4% в регионах Урала значения индикатора – не более 0,2%.
Анализ данных по индикатору удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров показал следующую картину. По виду экономической деятельности «Добыча нефти» в Тюменской области и ХМАО технологические инновации внедряются плохо – значение индикатора в 2018–2020 гг. составляет 0,6–0,7% при среднероссийском уровне в 1%. В добыче природного газа также слабо внедряются технологические инновации, Тюменская область и ЯНАО имеют значение индикатора лишь 0,1%. Однако в электроэнергетике регионов УрФО ситуация более благоприятная, затраты на технологические инновации достигают 0,3%, что на треть превышает среднероссийский уровень. Среди субъектов УрФО существует сильная дифференциация по уровню затрат. Наилучшая ситуация – в Свердловской области, значение индикатора достигает 0,8% в 2019 г., наихудшая – в Тюменской области, значение индикатора практически нулевое.
По индикатору «Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций» ситуация довольно сильно отличается по сферам экономической деятельности. В добыче нефти и природного газа ситуация неплохая, технологические инновации в 2020 г. внедряло каждое третье предприятие в Тюменской области и ХМАО, каждое четвертое – в ЯНАО. В целом по стране технологические инновации в этой сфере применяют лишь 20% предприятий, т.е. одно из пяти.
В электроэнергетике численность организаций, осуществлявших технологические инновации, существенно меньше. Наилучшая ситуация в Челябинской области – среди обследованных организаций в 2020 г. 22,2% внедряют технологические инновации. В Свердловской области таковых было 12,5%, а в Тюменской и входящих в нее ХМАО и ЯНАО – только 5,6–7,1%. Т.е. в большинстве регионов Урала значение индикатора существенно меньше среднероссийского, равного 16,8%, по данной сфере деятельности.
По блоку импортозамещения отмечается положительная динамика. По индикатору доли импортного оборудования ситуация значительно улучшилась. По виду экономической деятельности «Добыча нефти и газа» в Тюменской области и ее автономных округах за последние годы отмечается снижение доли зарубежного оборудования с 57% в 2014 г. до 34% в 2020 г. Подобная динамика не может не радовать. Наиболее кризисно выглядела нефтегазовая сфера в предыдущее десятилетие, когда по отдельным категориям продукции зависимость достигала 100%. В электроэнергетике ситуация намного лучше, доля закупок импортного оборудования снизилась до 23% в 2020 г., что является неплохим показателем и существенно лучше ситуации 5–7 летней давности. В основном импортируется не освоенное отечественной промышленностью оборудование.
По индикатору доли иностранных компаний в общем объеме выполненных работ и услуг предприятиям нефтегазового комплекса ситуация следующая. В общем объеме закупок доля иностранных работ и услуг в 2020 г. составила порядка 20%, однако не стоит недооценивать эту величину. К сожалению, импортом закрываются критичные для ТЭК технологии разведки и добычи ТЭР, что несет в себе угрозы для отрасли. В основном критическая зависимость в 80–90% от общего объема работ и услуг отмечается в шельфовом бурении, технологиях быстрого бурения и гидроразрыва пласта.
В электроэнергетике ситуация с импортом услуг и работ более благоприятная. Доля зарубежных компаний в инжиниринговых услугах и работах в 2020 г. составила около 8%, что видится хорошим результатом. В основном рынок услуг в электроэнергетике принадлежит отечественным компаниям.
Заключение. Импортозамещение и инновационное развитие предприятий ТЭК является одним из направлений повышения энергетической безопасности регионов России. Также эти процессы должны стать драйвером развития отечественного производства оборудования и комплектующих для ТЭК. Основополагающей видится роль государства в процессе инновационной индустриализации страны. Результаты исследований выявили довольно низкую активность предприятий ТЭК по внедрению импортозамещающих и инновационных продуктов. Необходимо осуществлять мониторинг ситуации, применять различные меры поддержки предприятий, осуществляющих разработку, производство и внедрение передовых технологий. В качестве мер государственной поддержки возможно снижение налоговой нагрузки, предоставление грантов для всех участников рынка, административное регулирование. Как показал опыт, излишне либеральный подход в данной области является недопустимым, необходимо государственное вмешательство и регулирование.
References:
(in Russian).
Chichkanov V.P., Pyhov P.A. (2020). Diagnostika i neytralizatsiya ugroz energeticheskoy bezopasnosti regionov Urala [Diagnostics and neutralization of threats to the energy security of the Ural regions]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 10 (12-1). 109-117. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.32.55.059 .
Council regulation (EU) No 1290/2014Eur-lex.europa.eu. Retrieved December 15, 2021, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R1290&rid=1
Council regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014Eur-lex.europa.eu. Retrieved December 15, 2021, from https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2014/833/oj
Council regulation (EU) No 960/2014 of 8 September 2014Eur-lex.europa.eu. Retrieved December 15, 2021, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014R0960
Directive 4 (as amended on October 31, 2017) under executive order 13662Home.treasury.gov. Retrieved December 15, 2021, from https://home.treasury.gov/system/files/126/eo13662_directive4_20171031.pdf
EAR Embargoes and Other Special ControlsEcfr.gov. Retrieved December 15, 2021, from https://www.ecfr.gov/current/title-15/subtitle-B/chapter-VII/subchapter-C/part-746
H.R.3364 – Countering America's Adversaries Through Sanctions ActCongress.gov. Retrieved December 15, 2021, from https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text
Kovaleva G.A., Kuklin A.A. (2003). Ekonomicheskaya bezopasnost Sverdlovskoy oblasti [Economic security of the Sverdlovsk region] Yekaterinburg: Izd-vo Ural.un-ta. (in Russian).
Kuklin A.A., Chichkanov V.P. i dr. (2015). Kompleksnaya metodika diagnostiki blagosostoyaniya lichnosti i territorii prozhivaniya [Comprehensive methodology for diagnosing the well-being of the individual and the territory of residence] Yekaterinburg: Institut ekonomiki Uralskogo otdeleniya RAN. (in Russian).
Myzin A.L., Mezentsev P.E., Denisova O.A., Pyhov P.A. (2007). Sravnitelnaya otsenka energoinvestitsionnoy privlekatelnosti regionov: metod i aprobatsiya [Comparative estimation of power-investing attractiveness of regions: method and its implementation]. Economy of the region. (4(12)). 207-220. (in Russian).
Ostroukhova N.G. (2013). Sovershenstvovanie instrumentov upravleniya sistemoy planovo-predupreditelnyh remontov na predpriyatiyakh toplivno-energeticheskogo kompleksa [Improvement of management tools for the system of scheduled preventive repairs at the enterprises of the fuel and energy complex] Samara: Samarskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. (in Russian).
Ostroukhova N.G. (2016). Problemy i perspektivy razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v toplivno-energeticheskom komplekse Rossii [Innovative activity development in the fuel and energy complex of Russia: problems and prospects]. Perm University Herald. ECONOMY. (2(29)). 109-119. (in Russian). doi: 10.17072/1994-9960-2016-2-109-119 .
Pyhov P.A. (2019). Problemnye sfery sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov RF [Problem areas of social and economic development of Russian regions]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(60)). 19. (in Russian).
Pyhov P.A., Kashina T.O. (2015). Infrastrukturnaya obespechennost regionov UrFO: metodika otsenki i rezultaty diagnostiki [Infrastructure security of the Ural regions: assessment technique and diagnostic results]. Economy of the region. (3(43)). 66-77. (in Russian). doi: 10.17059/2015-3-6 .
Senderov S.M., Rabchuk V.I. (2019). Indikatory otsenki doktriny energobezopasnosti Rossii po nadezhnosti toplivo-i energosnabzheniya [Assessment indicators of russian energy doctrine n regards to the reliability of fuel and energy supply]. The Energy Policy. (3(141)). 86-95. (in Russian).
Senderov S.M., Rabchuk V.I. (2020). Starye i novye ugrozy energobezopasnosti Rossii v sfere gaza [Old and new threats to Russia's energy security in the gas sector]. The Energy Policy. (11(153)). 84-95. (in Russian). doi: 10.46920/2409-5516_2020_11153_84 .
Supplement No. 2 to Part 746 Russian Industry Sector Sanction ListEcfr.gov. Retrieved December 15, 2021, from https://www.ecfr.gov/current/title-15/subtitle-B/chapter-VII/subchapter-C/part-746/appendix-Supplement%20No.%202%20to%20Part%20746
Zhdaneev O.V., Chuboksarov V.S. (2020). Perspektivy tekhnologiy industrii 4.0 v TEK Rossii [Prospects for Industry 4.0 technologies in the fuel and energy complex of Russia coal]. The Energy Policy. (7(149)). 16-33. (in Russian). doi: 10.46920/2409-5516_2020_7149_16 .
Zhdaneev O.V., Zuev S.S. (2020). Vyzovy dlya energosektora Rossii do 2035 goda [Challenges for the Russian energy sector until 2035]. The Energy Policy. (3(145)). 12-23. (in Russian). doi: 10.46920/2409-5516_2020_3145_12 .
Страница обновлена: 16.04.2025 в 13:45:04