Условия для ведения и развития предпринимательства в оценках населения
Устинова К.А.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)
Цитировать:
Устинова К.А. Условия для ведения и развития предпринимательства в оценках населения // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 12. – С. 2737-2754. – doi: 10.18334/epp.11.12.113949.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943145
Аннотация:
В статье представлены отдельные дискуссионные аспекты по вопросу предпринимательства. Приведены эмпирические свидетельства отечественных исследователей, позволяющие говорить о том, что не является до конца определенным и влияние социально-демографических и социально-экономических факторов на предпринимательство. Обоснована необходимость использования в исследовании подхода, учитывающего наряду с социально-демографическими, социально-экономических факторов. Цель заключалась в анализе условий, которые оказывают влияние не только на осуществление предпринимательской деятельности, но и на её развитие.
Условия, ограничивающие подобную активность, связаны с высоким налогообложением, нехваткой квалифицированных кадров и наличием административных барьеров. В меньшей степени среди барьеров указывалось на недостаточную интегрированность России в мировую экономику, а также низкую производительность труда. Те, кто склонен к изменениям в деятельности компании, почти в половине случаев отмечали значимость кадрового ресурса, почти каждый пятый считал, что изменения могут быть следствием взаимодействия с центрами трансфера и коммерциализации технологий, а также взаимодействия с научными организациями
Ключевые слова: предпринимательство, регион, социально-демографические факторы, социально-экономические факторы
JEL-классификация: L26, M21, M20
Введение. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2021 г. было отмечено, что предприниматель обладает талантом созидателя, создает рабочие места и изменяет жизнь вокруг себя к лучшему. Задача государства сводится к тому, чтобы обеспечивать благоприятную среду для развития такой деятельности, принимая во внимание изменение рыночной конъюнктуры и высокие риски [1]. Схожая позиция в отношении роли предпринимательства в социально-экономическом развитии встречается и в зарубежных исследованиях. Например, в них предпринимательство характеризуется как источник экономического роста, создания рабочих мест и реализации общественных целей [2]. Наряду с тем, что существуют работы, в которых речь идет о влиянии предпринимательства на социально-экономическое развитие, тем не менее следует обратить внимание и на то, что в отдельных исследованиях речь идет о двунаправленной причинно-следственной связи между предпринимательством и социально-экономическим развитием.
Несмотря на то, что в целом предпринимательство оказывает положительное воздействие на социально-экономическое развитие территорий, тем не менее его вклад в межстрановом и межрегиональном разрезе разнится, так же как и его распространенность. Например, если в США вклад предпринимательства в ВВП составлял 34%, в совокупной занятости – 40%, то в России сложилась несколько иная ситуация. По официальным статистическим данным, вклад МСП в ВВП в России в 2018 г. составлял 20,2%, в совокупной занятости – 26,7% [3] (Polbin, Shumilov, 2020). Кроме того, существуют различия в отношении вклада малых и крупных предпринимательских фирм в экономический рост. Деятельность одних связана с участием в «инновационных прорывах», а других – с распространением инноваций и созданием условий для совершенствования деятельности [4].
Различаются позиции исследователей и в отношении того, какие факторы оказывают наибольшее влияние на осуществление предпринимательской деятельности. Речь идет о недостатке у предприятий кадровых ресурсов, обладающих требуемой квалификацией, а также финансовых средств, в последнем случае поднимаются вопросы и доступности внешних финансовых источников [5, c. 213] (Simachev, Kuzyk, Fedyunina, Yurevich, 2020, р. 213). Среди параметров, которые оказывают воздействие на эффективность компаний, называют незащищенные права собственности, сложности выхода на внешние рынки и др. [6, c. 185–186] (Bessonova, Tsvetkova, 2020, р. 185–186). Наряду с обозначенным отмечают невысокую конкурентоспособность продукции на внутренних и внешних рынках; невысокий уровень инвестиционной активности малых предприятий по сравнению с крупными и средними предприятиями; невысокий уровень внедрения новых технологий, образцов новой продукции [7].
Все чаще среди параметров, влияющих на предпринимательство, называются экономические [8–10] (Audretsch, Thurik, 2001; Parker, 2004; Audretsch, Keilbach, 2004), тем не менее учитываются и неэкономические, социальные и культурные факторы [11] (Drakopoulou Dodd, Anderson, 2007). Важную роль в исследованиях играет и учет индивидуальных социально-демографических характеристик (пол, возраст, уровень образования), а также психологических аспектов [12–14] (Carter, Gartner, Shaver, Gatewood, 2003; Laspita, Breugst, Heblich, Patzelt, 2012; Ilouga, Mouloungni, Sahut, 2014). Принимаются во внимание параметры внешней среды, в частности аспекты, связанные с политикой на рынке труда [15] (Reynolds, Miller, Maki, 1995), а также политикой по развитию инновационных отраслей [16] (Lee, Lim, Pathak, Chang, Li, 2006). Среди внешних факторов подчеркивается значимость региональных условий [17] (Granovetter, 1985), пространственных связей [18] (Katz, Steyaert, 2004), институциональных аспектов [19] (Polanyi, 1957).
Аналогичные заключения содержатся и в работах отечественных исследователей. Одним из тезисов является утверждение о том, что наличие схожих внешних условий в одном случае может приводить к инновационным проявлениям, в то время как в другом – может наблюдаться сопротивление этим изменениям [20] (Obraztsova, Popovskaya, 2017). Учет внешней среды был актуальным трендом на протяжении кризисных 1990-х гг. Содержательный вывод, который был сделан, заключался в вынужденном характере предпринимательской карьеры, обусловленном нацеленностью населения на выживание.
Наряду с внешними факторами принимались во внимание и внутренние [20] (Obraztsova, Popovskaya, 2017). Среди примеров последних – различия в доступе к материальным и нематериальным ресурсам, в устойчивости к рискам [21] (Strebkov, Shevchuk, 2015), в оценках социального самочувствия, в отношении к органам власти и общественным институтам [22] (Soboleva, 2019). Несмотря на большое количество работ [23–25] (Yakovlev, Govorun, 2011; Chepurenko, 2012; Tatarkin, 2013), недостаточно изучены вопросы в отношении места предпринимательства в региональных экономических отношениях, мотивов субъектов с учетом пространственно-временных условий [26] (Solodilova, Malikov, Grishin, 2017).
В рамках данной работы цель заключается в анализе условий, которые оказывают влияние не только на осуществление предпринимательской деятельности, но и на ее развитие.
Гипотеза исследования заключается в том, что на склонность организаций к технологическим и инновационным изменениям положительное влияние оказывает взаимодействие с центрами трансфера и коммерциализации технологий, с научными организациями, а также наличие кадров, обладающих необходимой квалификацией и способностями, в то время как негативное влияние – недостаток финансовых ресурсов.
Научная новизна исследования заключается в разработке инструментария социологического исследования, использование которого на региональном уровне позволяет выявить условия, оказывающие как положительное, так и отрицательное воздействие на предпринимательство. Появляется возможность для сопоставления региональных результатов с результатами на уровне страны в целом.
Информационная база исследования. В качестве информационной базы исследования в работе использовалось несколько информационных источников:
· данные социологического опроса предпринимателей Вологодской области, проведенного сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в 2021 г. Экспертный опрос проводился на онлайн-платформе Google и охватил 46 руководителей предприятий из муниципальных образований области. Отбор предприятий осуществлялся, учитывая их отнесение к категории «малый бизнес» и факт взаимодействия с контрагентами в рамках выполнения НИОКР;
· данные Всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Аналитическим центром НАФИ в 2021 г. методом CATI (телефонный опрос), охватившего руководителей 1001 российской компании;
· данные Еженедельного опроса «ФОМнибус», проведенного 27–28 июля 2019 г. в 53 субъектах РФ среди 1500 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,6%.
Результаты исследования. Анализ предпринимательской деятельности целесообразно начать с характеристики роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономическом развитии. Данные аналитического центра НАФИ свидетельствуют о том, что за последние четыре года возросло количество тех, кто считает очень существенной роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики (с 32 до 38%). Тем не менее фактически аналогичное количество опрошенных склоняются к мысли о том, что деятельность малых и средних предприятий важна, но не играет определяющей роли в экономическом развитии (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете роль малого и среднего бизнеса в развитии российской экономики?», % от всех опрошенных
Источник: [27].
Содействовать развитию предпринимательства или, напротив, негативно отражаться на нем могут ряд факторов, среди которых в первую очередь стоит отметить чрезмерное налогообложение, нехватку квалифицированных кадров и наличие административных барьеров. В меньшей степени среди барьеров указывалось на недостаточную интегрированность России в мировую экономику, а также низкую производительность труда (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, насколько каждая проблема мешает ведению бизнеса в России?», в % от всех опрошенных
Источник: [27].
Различие в оценках вклада предпринимательства в экономическое развитие различается в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов, что наглядно демонстрируют данные Фонда общественного мнения. В целом примерно половина опрошенных склоняются к мысли о том, что предпринимательство за последние три десятилетия приносило больше пользы, чем вреда. При этом такие оценки чаще распространены среди молодежи и населения среднего возраста по сравнению с людьми пенсионного возраста (51 и 52% против 29%), по уровню образования – среди тех, у кого высшее. Несмотря на существенный вклад предпринимательства в экономическое развитие, тем не менее условия для ведения этой деятельности в половине случаев характеризуются как неблагоприятные.
Таблица 1
Условия для ведения предпринимательской деятельности и их изменения в динамике
|
Пол
|
Возраст
|
Образование
|
Группы по возрасту и образованию
|
Федеральные округа
| ||||||||||||||
мужчины
|
женщины
|
18–30 лет
|
31–45 лет
|
46–60 лет
|
старше 60 лет
|
среднее общее и ниже
|
среднее специальное
|
высшее
|
молодые люди с высшим образованием
|
люди среднего возраста с высшим образованием
|
Центральный
|
Северо-Западный
|
Южный
|
Северо-Кавказский
|
Приволжский
|
Уральский
|
Сибирский
|
Дальневосточный
| |
Предпринимательская деятельность в нашей стране
была разрешена около 30 лет назад. Как вы считаете, если говорить
в целом, частное предпринимательство принесло России за эти годы
больше пользы или больше вреда?
| |||||||||||||||||||
больше
пользы
|
43
|
46
|
51
|
52
|
46
|
29
|
41
|
40
|
55
|
57
|
63
|
45
|
59
|
42
|
46
|
41
|
43
|
42
|
41
|
больше
вреда
|
17
|
15
|
14
|
13
|
13
|
26
|
16
|
18
|
14
|
11
|
13
|
20
|
13
|
10
|
12
|
15
|
19
|
14
|
26
|
пользы и
вреда примерно поровну
|
14
|
15
|
18
|
12
|
17
|
12
|
14
|
16
|
13
|
17
|
10
|
13
|
14
|
12
|
12
|
15
|
14
|
21
|
13
|
ни пользы,
ни вреда |
8
|
7
|
6
|
5
|
10
|
9
|
8
|
8
|
6
|
3
|
3
|
8
|
3
|
12
|
1
|
6
|
5
|
9
|
13
|
затрудняюсь
ответить
|
17
|
18
|
12
|
17
|
14
|
25
|
21
|
18
|
12
|
12
|
10
|
14
|
10
|
23
|
29
|
23
|
20
|
13
|
8
|
Как вы считаете, сегодня в России созданы благоприятные
или неблагоприятные условия для предпринимательства?
| |||||||||||||||||||
благоприятные
|
23
|
25
|
34
|
25
|
23
|
15
|
24
|
23
|
25
|
31
|
26
|
22
|
28
|
18
|
40
|
26
|
21
|
27
|
21
|
неблагоприятные
|
48
|
38
|
44
|
50
|
42
|
34
|
37
|
41
|
52
|
55
|
56
|
43
|
44
|
43
|
38
|
45
|
34
|
42
|
50
|
затрудняюсь
ответить
|
29
|
37
|
23
|
25
|
35
|
51
|
39
|
36
|
23
|
14
|
18
|
35
|
28
|
39
|
22
|
29
|
45
|
31
|
29
|
А в последние годы условия для ведения предпринимательской
деятельности улучшаются или ухудшаются?
| |||||||||||||||||||
улучшаются
|
16
|
19
|
23
|
20
|
14
|
12
|
19
|
17
|
16
|
19
|
18
|
15
|
27
|
13
|
31
|
19
|
14
|
15
|
15
|
ухудшаются
|
37
|
28
|
33
|
40
|
31
|
23
|
29
|
30
|
38
|
40
|
40
|
30
|
27
|
36
|
35
|
29
|
30
|
35
|
49
|
ничего не
меняется
|
16
|
17
|
21
|
14
|
18
|
15
|
15
|
16
|
20
|
24
|
19
|
16
|
16
|
16
|
15
|
21
|
18
|
16
|
10
|
затрудняюсь
ответить
|
30
|
36
|
24
|
26
|
37
|
50
|
36
|
37
|
26
|
18
|
23
|
40
|
29
|
35
|
19
|
31
|
38
|
34
|
26
|
Источник: данные
еженедельного социологического опроса «ФОМнибус» «Условия для
предпринимательства в России», 2019 г.
|
Такая позиция, в соответствии с имеющимися данными, чаще встречается у мужчин, населения до 45 лет, а также обладающих высшим образованием. Эти же группы населения склонны прогнозировать и в будущем ухудшение внешней среды для предпринимательства. Данные Фонда общественного мнения соотносятся с результатами проведенного на региональном уровне социологического исследования. Так же, как и в первом случае, на уровне региона распространение получают негативные оценки в отношении условий для предпринимательства. Более чем в 40% случаев руководители предприятий не удовлетворены стабильностью экономических условий, региональной государственной политикой в части законодательных основ и системы налогообложения. Практически каждый третий выражает схожие позиции в отношении доступности финансовых ресурсов. В то время как удовлетворенность на среднем уровне («скорее удовлетворен, чем нет») чаще распространена в отношении вопросов, связанных с образованием и профессиональной подготовкой, с культурными и социальными нормами, с барьерами входа на региональный рынок, с деятельностью организаций коммерческой и профессиональной инфраструктуры (табл. 2).
Таблица 2
Оценка условий ведения предпринимательской деятельности в Вологодской области (в % от числа ответивших на вопрос)
Стабильность
экономических условий
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
44,7
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
39,5
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
15,8
|
Финансовая
поддержка (доступность финансовых ресурсов, включая гранты и субсидии)
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
36,6
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
39,0
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
24,4
|
Региональная
государственная политика (законодательство, система налогообложения,
бюрократия)
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
42,9
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
42,9
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
14,3
|
Доступность
и качество региональных государственных программ
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
35,7
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
45,2
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
19,1
|
Образование
и профессиональная подготовка
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
35,8
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
50,0
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
14,3
|
Коммерческая
и профессиональная инфраструктура (развитие коммерческих, учетных и
юридических служб и организаций, оказывающих поддержку)
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
32,5
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
47,5
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
20,0
|
Барьеры
входа на региональный рынок
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
38,0
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
42,9
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
19,1
|
Физическая
инфраструктура
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
40,5
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
33,3
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
26,1
|
Культурные
и социальные нормы
| |
Крайне
не удовлетворен, не удовлетворен
|
19,5
|
Скорее
удовлетворен, чем нет
|
51,2
|
Почти
удовлетворен, полностью удовлетворен
|
29,3
|
Источник: данные
социологического опроса предпринимателей Вологодской области, проведенного
сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в 2021 г.
|
Оценка условий для осуществления предпринимательской деятельности как негативных в 45% случаев сопровождается тем, что не осуществляется и совершенствование деятельности. Те, кто склонен к изменениям деятельности в компании, почти в половине случаев подчеркивают значимость кадрового ресурса, в 16 и 14% случаев признаются, что изменения возможны за счет взаимодействия с центрами трансфера и коммерциализации технологий, а также взаимодействия с научными организациями, которые участвуют в научных исследованиях и разработках (рис. 3).
Рисунок 3. За счет чего совершенствуется деятельность Вашей компании?
(% от числа ответивших)
Источник: данные социологического опроса предпринимателей Вологодской области, проведенного сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в 2021 г.
По данным проведенного исследования, в 40% случаев организации осуществляют технологические работы, подготовку производства и проведение промышленных испытаний, каждое третье предприятие проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, каждым пятым осуществляется инвестирование в НИОКР и инновационную деятельность (рис. 4).
Рисунок 4. Что из нижеперечисленного осуществляется в Вашей компании? (% от числа ответивших)
Источник: данные социологического опроса предпринимателей Вологодской области, проведенного сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в 2021 г.
Характеризуя цели компаний в ходе реализации новых проектов, отметим, что более чем в 40% случаев акцентируется внимание на выходе на новые рынки, каждый третий ориентирован на достижение конкурентных преимуществ и расширение ассортимента продукции, на поддержание освоенной доли рынка. Другие цели, связанные с увеличением гибкости производства, повышением качества продукции, улучшением условий труда, распространены в меньшей степени (рис. 5).
Рисунок 5. Какие цели преследует Ваша компания, реализуя новые проекты?
Источник: данные социологического опроса предпринимателей Вологодской области, проведенного сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в 2021 г.
Достижение целей компании предполагает использование разных групп ресурсов, от оснащенности организаций которыми зависит внедрение новых технологий и выпуск новой продукции. Технологические изменения обуславливаются наличием производственных мощностей, а также кадров, обладающих необходимой квалификацией и способностями, в то время как сдерживаются недостатком финансовых ресурсов (табл. 3).
Таблица 3
Оцените степень оснащенности Вашей компании ресурсами, необходимыми для выпуска новой продукции и внедрения новых технологий? (в баллах от 1 до 5, где 1 – самая низкая оценка, а 5 – наиболее высокая), % от числа ответивших на вопрос
Вариант
ответа
|
Доля
ответивших
|
Производственные
мощности
| |
1,2
балла
|
29,7
|
3
балла
|
35,1
|
4,5
баллов
|
35,1
|
Кадры
| |
1,2
балла
|
29,7
|
3
балла
|
32,4
|
4,5
баллов
|
37,8
|
Финансы
| |
1,2
балла
|
40,5
|
3
балла
|
32,4
|
4,5
баллов
|
27,0
|
Другое
| |
1,2
балла
|
66,7
|
3
балла
|
0,0
|
4,5
баллов
|
33,3
|
Источник: данные
социологического опроса предпринимателей Вологодской области, проведенного
сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в 2021 г.
|
Заключение. В исследовании показано, что оценки населения в отношении вклада предпринимательства в развитие экономики различаются. Присутствуют как позиции в отношении того, что предпринимательство оказывает существенное влияние в развитии экономической системы, так и те, в рамках которых не признается такого воздействия. В работе показано, что оценка вклада предпринимательства в экономическое развитие разнится в зависимости от социально-демографических характеристик тех, кто осуществляет такую оценку. Положительная оценка роли предпринимательства в экономическом развитии чаще встречается среди молодых, а также населения среднего возраста, по уровню образования – у населения с высшим образованием.
В исследовании делается вывод о неудовлетворенности предпринимателей стабильностью экономических условий, региональной государственной политикой в части законодательных основ и системы налогообложения, доступностью финансовых ресурсов. Предприниматели удовлетворены на среднем уровне в отношении вопросов, связанных с образованием и профессиональной подготовкой, с культурными и социальными нормами. Схожие факторы отмечены и в том случае, когда речь идет о технологических и инновационных изменениях. Склонные к подобным изменениям почти в половине случаев признают значимость кадрового ресурса, а также необходимость взаимодействия с центрами трансфера и коммерциализации технологий, с научными организациями.
Ниже всего предпринимателями Вологодской области оценена доступность налоговых льгот (2,3 балла по пятибалльной шкале), чуть выше – доступность финансирования, организация информационно-консультационной поддержки, организация выставок, ярмарок, площадок для обмена опытом (от 3,1 до 3,3 балла по пятибалльной шкале в зависимости от выбранной позиции). Влияние негативных факторов может быть нивелировано за счет реализуемых мер государственной поддержки. Однако по полученным данным, в 48% случаев информация о мерах государственной поддержки инновационной деятельности в Вологодской области отсутствует. Пользуется мерами государственной поддержки лишь каждый четвертый опрошенный предприниматель, почти 60% не участвуют в государственной поддержке инновационной деятельности. Выводы, которые сделаны в отношении государственной поддержки предпринимательства на региональном уровне, соотносятся с теми результатами, которые получены на уровне страны в целом. Так, по данным социологического исследования НАФИ, в большинстве случаев предприниматели надеются на получение государственной поддержки для преодоления экономических сложностей. Чуть более 40% опрошенных придерживаются позиции в отношении того, что меры государственной поддержки будут способствовать предпринимательской деятельности. В свою очередь, 41% респондентов хотели бы, чтобы государство направило фокус своего внимания на стимулирование потребительской активности населения, еще 34% подчеркнули важность снятия ограничений и сокращения числа проверок бизнеса. В 2021 году около трети компаний (32%) смогли получить помощь со стороны государства. Большинство из них не сталкивались с трудностями в процессе получения господдержки [27]. Направления дальнейших исследований связаны с оценкой эффективности мер государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Источники:
2. Linan, F., Rodríguez-Cohard, J.C., Rueda-Cantuche, J.M. (2005) Factors Affecting Entrepreneurial Intention Levels. 45th Congress of the European Regional Science Association, August 23–27th., 23-27
3. Полбин А.В., Шумилов А.В. Предпринимательство, накопление богатства и ограничения заимствования: обзор зарубежных исследований // Российский журнал менеджмента. – 2020. – № 18(3). – c. 313–334.
4. Алимова Т.А. Современные исследования предпринимательства все включено Рецензия на книгу Современные классики теории предпринимательства Лауреаты. «Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса» М. Изд дом ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/abblpqplmi/direct/151558534 (дата обращения: 17.12.2021).
5. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Федюнина А.А., Юревич М.А. Производительность труда в российских компаниях: как содействовать устойчивому росту // Журнал НЭА. – 2020. – № 4(48). – c. 205–217.
6. Бессонова Е.В., Цветкова А.Н. Рост производительности и выход неэффективных предприятий с рынков // Журнал НЭА. – 2020. – № 4(48). – c. 185-196.
7. Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Сайт Президента России: Стенограммы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/21923 (дата обращения: 17.12.2021).
8. Audretsch D.B. Thurik R. What’s new about the New Economy? Sources of growth in the managed and entrepreneurial economies // Industrial and Corporate Change. – 2001. – № 1. – p. 267. – doi: 10.1093/icc/10.1.267.
9. Parker S.C. The Economics of Self-employment and Entrepreneurship. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
10. Audretsch D., Keilbach M. Does entrepreneurship capital matter? // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2004. – № 28(5). – p. 419-429.
11. Drakopoulou Dodd S.D., Anderson A.R. Mumpsimus and the mything of the individualist entrepreneur // International Small Business Journal. – 2007. – № 25(4). – p. 341-360. – doi: 10.1177/0266242607078561.
12. Carter N.M., Gartner W.B., Shaver K.G., Gatewood E.J. The career reasons of nascent entrepreneurs // Journal of Business Venturing. – 2003. – № 18 (1). – p. 13-39.
13. Laspita S., Breugst N., Heblich S., Patzelt H. Intergenerational transmission of entrepreneurial intentions // Journal of Business Venturing. – 2012. – № 27(4). – p. 414-435.
14. Ilouga S.N., Mouloungni A.N., Sahut J.M. Entrepreneurial intention and career choices // The role of volition. Small Business Economics. – 2014. – № 42(4). – p. 717-728.
15. Reynolds P., Miller B., Maki W.R. Explaining Regional Variation in Business Births and Deaths // U.S. Small Business Economics. – 1995. – № 7 (5). – p. 389-707.
16. Lee S., Lim S., Pathak S., Chang D., Li W. Influences on Attitudes toward Entrepreneurship: A Multi Country Study // Entrepreneurship Management. – 2006. – № 2. – p. 351-366. – doi: 10.1007/s11365-006-0003-2.
17. Granovetter M. Economic action and social structure: the problem of embeddedness // American Journal of Sociology. – 1985. – № 91. – doi: org/10.1007/978-3-658-21742-6_56.
18. Katz J., Steyaert C. Entrepreneurship in society: exploring and theorizing new forms and practices of entrepreneurship // Entrepreneurship and Regional Development. – 2004. – № 16 (3).
19. Polanyi K. The great transformation: the political and economic origin of our time. - Boston: Beacon Hill, 1957.
20. Образцова О.И., Поповская Е.В. Опыт применения многомерного статистического анализа для характеристики контекстуальных условий предпринимательской деятельности в регионах РФ // Социологические исследования. – 2017. – № 4. – c. 93-106.
21. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Трудовые траектории самозанятых профессионалов (фрилансеров) // Мир России. – 2015. – № 1.
22. Соболева И.В. Социальное самочувствие предпринимателей и наёмных работников в малом бизнесе // Социологические исследования. – 2019. – № 4. – c. 57-69. – doi: 10.31857/S013216250004586-7.
23. Яковлев А.А., Говорун А.В. Бизнес-ассоциации как инструмент взаимодействия между правительством и предпринимателями: результаты эмпирического анализа // Журнал новой экономической ассоциации. – 2011. – № 9. – c. 98-127.
24. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? Заметки на полях работ современных зарубежных классиков // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2. – c. 102-124.
25. Татаркин А.И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства России // Экономика региона. – 2013. – № 4. – c. 9-26.
26. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Региональная система предпринимательства: параметры развития и потенциал реконфигурации // Экономика региона. – 2017. – № 4. – c. 1107-1122. – doi: 10.17059/2017-4-11.
27. 1001 Мнение российских бизнес-лидеров: 2-я волна исследования PWC и НАФИ. Аналитический центр НАФИ. Аналитика и прогнозы. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/1001-mnenie-rossiyskikh-biznes-liderov-2-ya-volna-issledovaniya-pwc-i-nafi/ (дата обращения: 20.11.2021).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:47:02