Problems of analyzing the activity of users of the Vkontakte social network

Lutsenko T.D.1, Efimova E.V1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Russia

Journal paper

Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 1, Number 2 (April-June 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47974325

Abstract:
Today, the analysis of social networks is at the peak of popularity due to the annually increasing number of new users of social networks. An important fact is the use of social networks by entrepreneurs to sell their goods and services instead of the classic trading platforms. This article is devoted to the problems of using services for analyzing user activity in social networks in marketing agencies. In addition, a service has been developed that will meet the needs of the SMM specialist in optimizing his workflow and will allow marketing agencies to reduce the financial costs of paid services for analyzing social groups.

Keywords: social networks, social networks analysis, web services, smm, marketing, statistics collection

JEL-classification: M31



На сегодняшний день анализ социальных сетей находится на пике популярности благодаря ежегодно увеличивающемуся количеству новых пользователей.

Немаловажным фактом является и использование социальных сетей предпринимателями для реализации своих товаров и услуг взамен классическим торговым площадкам (веб-сайты, интернет-магазины, агрегаторы ozon.ru, Яндекс.Маркет и др.) [8] (Efimova, Efimov, 2014).

Благодаря социальным сетям предприниматели могут привлекать новых партнеров, спонсоров и выстраивать положительную репутацию HR-бренда компании, смотря на который, потенциальные соискатели захотят работать в ней. По данным исследования Altimeter Group, в которую входило более двух тысяч маркетологов, и представителей ведущих брендов в своей отрасли, 70% отметили, что внедрение социальных сетей оказалось экономически целесообразно. Помимо этого, выяснилось, что 25% опрошенных используют социальные сети для решения большего спектра задач, так как другие, в свою очередь, используют их только как канал для привлечения новых клиентов [6].

Четверть опрошенных респондентов, которые используют социальные сети для большего спектра задач, выделили 2 ключевых фактора, которых они придерживаются в своей работе.

Эффективное введение социальных сетей может использоваться не только в целях решения бизнес-задач. Активная деятельность в социальных сетях способствовала повышению эффективности других каналов коммуникации благодаря взаимодействию с целевой аудиторией в режиме реального времени. Также компании использовали социальные сети для коммуникации и поддержки персонала, особенно это выразилось в период пандемии, когда множество интернет-площадок внедрили сервисы, позволяющие в максимально короткий срок получить достоверную информацию по текущей эпидемиологической ситуации [2] (Gubanov et al., 2010).

Социальные сети повлияли на трансформацию бизнеса. Это проявляется в различных видах, например, чтобы начать бизнес, не нужно иметь сайт, размещаться на различных маркетплейсах и рекламных сервисах, достаточно иметь профиль в социальной сети, что позволит получать начальную прибыль при минимальных затратах. Другим видом трансформации является использование профиля социальной сети как основного канала коммуникации с клиентами, а интернет-магазин и другие инструменты используются лишь для его поддержки. Такая трансформация встречается довольно часто, но стоит помнить, что владелец бизнеса не является собственником страницы в соцсети. [1] (Timonin, 2015).

Также были выделены основные преимущества использования социальных сетей в бизнесе:

1) чем больше активность и присутствие бренда в различных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», Instagram, Youtube и пр.), тем больше вероятность выдачи, что пользователь, используя поисковые сервисы, попадет именно на вашу компанию;

2) социальными сетям пользуются не только ваши клиенты, но и потенциальные, используя грамотную коммуникацию через социальные сети, можно привлечь новых клиентов;

3) бизнес может вести прямое общение с клиентами, проводя различные онлайн-мероприятия (прямые эфиры) и получать ценную обратную связь, которая позволит улучшить предоставляемый сервис или товары;

4) грамотное ведение социальных сетей, а именно проведение различных конкурсов, розыгрышей и челленджей, может привести к тому, что сами клиенты будут создавать вам бесплатный рекламный контент;

5) ведение социальных сетей обходится в разы менее затратно с временной и экономической точки зрения, чем продвижение сайта через контекстную или директ-рекламу.

Вследствие чего социальные сети становятся источником огромного количества уникальной информации о пользовательской активности, которую могут использовать маркетинговые компании в процессе свой деятельности [7].

В процессе своей работы SMM-специалисты маркетинговых агентств регулярно обращаются к различным сторонним средствам сбора и анализа информации о социальных группах их клиентов, а также анализируют успешность ведения социальных сетей конкурентов клиентов.

Собранная статистика необходима SMM-специалистам для составления ежемесячных отчетов и отслеживания эффективности проведения маркетинговой компании.

Помимо этого, стоит не забывать о немаловажных факторах при сборе и анализе данных пользователей социальных сетей, таких как спам и фейковые аккаунты, проблемы, возникающие с соблюдением законности сбора, обработки и хранения персональных данных, а также частые обновления функционала платформ социальных сетей.

Все вышеперечисленные факторы требует отслеживать изменения в законодательстве и в функциональных изменениях социальных сетей для совершенствования алгоритмов сбора и аналитики данных.

На данный момент на рынке представлены следящие инструменты анализа социальных сетей (табл. 1) [4].

Таблица 1

Инструменты анализа социальных сетей

Продукт
Стоимость
Возможности
Popsters
от 399 руб./месяц за одну социальную сеть
1. Отчеты и аналитика (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Google+, Twitter, Pinterest)
2. Анализ конкурентов
Locowise
от 695 $ в месяц
1. Отчеты и аналитика (Facebook, Instagram, Twitter, Linkedin)
2. Планирование публикаций
3. Анализ конкурентов
StarComment
Тарифы:
· Старт (2 задания) – 290 рублей.
· Стартап (10 заданий) – 690 рублей.
· Компания (30 заданий) – 1900 рублей
1. Отслеживание упоминаний бренда («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google+, Twitter)
2. Фильтры, по ключевым словам
LiveDune
Тарифы:
Блогер – 300 руб. в месяц
Бизнес – 2000 руб. в месяц
Агентство – 9900 руб. в месяц
1. Отчеты и аналитика («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google+, Twitter, Pinterest)
2. Отслеживание упоминаний бренда
FeedSpy
От 4.95 $ в месяц за одну социальную сеть
1. Отчеты и аналитика («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google+, Twitter, Pinterest)
2. Отслеживание упоминаний бренда
3. Фильтры по ключевым словам
Проведя анализ работы агентств со схожей спецификой работы, становится очевидным, что программное обеспечение для анализа социальных сетей, разрабатываемое в основном зарубежными компаниями, не в полной мере соответствует специфике, финансовым возможностям, принципам функционирования и нуждам российских маркетинговых компаний.

Вследствие чего становится актуальной разработка сервиса, который удовлетворит потребности SMM-специалиста в оптимизации его рабочего процесса и позволит маркетинговым агентствам снизить финансовые затраты на оплату платных сервисов анализа социальных групп [5].

При разработке сервиса следует учесть следующие проблемы [1] (Timonin, 2015):

1. Отсутствие четкой структурированности данных, так как не всю информацию о пользовательской активности можно будет получить через API социальных сетей, что потребует получать статичные копии html-страниц и проводить последующий их анализ для получения полного перечня необходимой информации.

2. Учитывать ограничения по доступу и блокировки частых запросов на сбор данных о пользователях и сообществах социальных сетей, это происходит за счет того, что владельцы социальных сетей вводят ограничения на допустимое количество запросов от одного пользователя или ip-адреса с целью ограничения повышенной нагрузки на инфраструктуру платформы социальных сетей.

3. Приватность и соблюдение правомерности сбора, анализа и хранения полученной информации, зачастую информация может быть получена авторизованным пользователем на платформе, что, в свою очередь, требует дополнительных усилий по поддержке эмуляции пользовательской сессии с помощью учетных аккаунтов конкретной платформы.

Вышеперечисленные проблемы накладывают определенные требования на функционал и интерфейс сервиса. Сервис должен иметь удобный и понятный пользовательский интерфейс, так как его в своей работе может использовать не только специалист в сфере ведения социальных сетей, но и рядовой пользователь. На рисунке 1 продемонстрирован прототип интерфейса сервиса.

Рисунок 1. Прототип интерфейса

Помимо этого, сервис должен иметь разнообразный набор фильтрации и поиска информации по социальным группам, а также сохранять проанализированную информацию с последующим онлайн-доступом к ней и экспортировать ее в удобном для восприятия информации формате.

На рисунке 2 продемонстрирован прототип страницы, на которой выгружается сохраненная информация о ранее проведенных анализах социальной активности пользователей.

Рисунок 2. Просмотр сохраненной статистики

В современных реалиях социальные сети перестали быть просто каналом продаж. Благодаря тому, какое место в жизни рядового пользователя занимают социальные сети, они могут влиять на множество факторов в работе вашего бизнеса или даже быть основой вашего бренда [3].

Из этого следуют актуальность совершенствования методов анализа пользовательской активности социальных сетей, которые позволят бизнесу более тонко реагировать на обратную связь с аудиторией и совершенствовать свои товары и услуги.


References:

Big Data Jobs will be PlentifulComputer.org. Retrieved January 27, 2021, from http://www.computer.org/portal/web/buildyourcareer/Big-Data-Jobs-will-be-Plentiful

Efimova E.V., Efimov E.N. (2014). Modeli i tekhnologii setevyh elektronnyh biznes-otnosheniy [Models and technologies of network electronic business relations] Rostov-on-Don: Izd-poligraficheskiy kompleks RGEU(RINKh). (in Russian).

Gubanov D.A. i dr. (2010). Sotsialnye seti: modeli informatsionnogo vliyaniya, upravleniya i protivoborstva [Social networks: models of information influence, management and confrontation] M.: Izd-vo fiziko-matematicheskoy literatury. (in Russian).

Timonin A.Yu. (2015). Razrabotka sotsialnogo profilya na osnove imeyushchikhsya instrumentalnyh sredstv [Development of a social profile based on available tools] New information technologies and systems. 221-224. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 06:23:40