Indicators of the agricultural entrepreneurship competitiveness
Polbitsyn S.N.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Russia
Download PDF | Downloads: 10 | Citations: 4
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 3 (July-september 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46618083
Cited: 4 by 07.12.2023
Abstract:
The article is devoted to the analysis of the competitiveness of small agro-food enterprises. It is noted that in modern conditions, the role of small rural business in ensuring the socio-economic stability of rural territories is increasing. This study provides an overview of the existing interpretations of the term "competitiveness of agricultural entrepreneurship" by different authors in order to identify its key foundations. The economic essence and content of the concept of "competitiveness of agricultural entrepreneurship" are clarified. The substantiation of the fact that the competitiveness of agricultural entrepreneurship is one of the main factors for ensuring sustainable socio-economic development of rural territories is presented. For the development of the analysis of the competitiveness of agricultural entrepreneurship, an indicative model of the analysis of the competitiveness of small agricultural entrepreneurship has been developed. The subject of the study is the methods of selecting indicators for analyzing the competitiveness of agricultural entrepreneurship. The purpose of the article is to adapt the Delphi method for the selection of competitiveness indicators. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time the Delphi method was adapted to analyze the competitiveness of agricultural entrepreneurship. The results obtained can be used in administrative structures when developing programs to support agricultural entrepreneurship, as well as in the real sector of the economy when strategic planning and forecasting the development of entrepreneurial organizations.
ACKNOWLEDGMENTS:
The article was prepared in accordance with the Research Plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.
Keywords: agricultural entrepreneurship, rural territories, competitiveness, indicative analysis, Delphi method
Funding:
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР Института Экономики Уральского Отделения РАН.
JEL-classification: Q12, Q13, Q18
Введение
В современной экономике, ориентированной на новые рынки, на повышение конкуренции между производителями, возрастает роль конкурентоспособности производителей как основы устойчивого развития [1] (Porter, 1979). Среди исследователей растет понимание роли предпринимательства в обеспечении конкурентоспособности как наиболее устойчивой бизнес-модели в организации экономической деятельности. Особенное внимание уделяется предпринимательству сельских территорий [2] (Polbitsyn, 2021). Не только исследователи, но также национальные правительства и органы местного самоуправления понимают значимость предпринимательства для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Однако постоянные усилия развития сельского предпринимательства не приводят к ожидаемым результатам. По мнению российских [3] (Gayvoronskaya, Egorova, Grigoreva, 2015) и зарубежных [4] (Forsman, 2004) исследователей, низкая результативность усилий по развитию сельского предпринимательства объясняется недостаточным вниманием к вопросам конкурентоспособности продукции сельских производителей. Ряд исследователей доказывают гипотезу связи конкурентоспособности сельских предпринимателей с обеспечением устойчивого социально-экономического развития сельских территорий [5] (Galvao, Mascarenhas, Marques, Braga, Ferreira, 2020). Посыл авторов заключается в обосновании логической связи между конкурентоспособностью, стабильностью развития предпринимательства и устойчивостью сельского развития. Развивая этот тезис, следует обратить внимание на роль предпринимательства в обеспечении сельского социально-экономического развития как наиболее влиятельного не только экономического актора, но также и как социальной силы, действие которой направлено на повышение уровня жизни сельских жителей.
Для доказательства этого тезиса определим роль и место малого бизнеса в общей структуре агропродовольственного производства. В таблице 1 представлены основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций (СХО), крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (КФХ и ИП), а также хозяйства населения (ХН) [2] (Polbitsyn, 2021).
Таблица 1
Производство основной сельхозпродукции и ее структура по категориям хозяйств в РФ (2018 г.)
Продукция
|
Общее
производство, тыс. тонн
|
В
т.ч.: доля,%
| ||
СХО
|
КФХ
и ИП
|
ХН
| ||
Зерновые культуры
|
113255,0
|
70,2
|
29,0
|
0,8
|
Сахарная свекла
|
42066,0
|
89,1
|
10,7
|
0,2
|
Семена
подсолнечника
|
12756,0
|
66,4
|
33,2
|
0,4
|
Картофель
|
22395,0,
|
19,3
|
12,7
|
68,0
|
Овощи-всего
|
13685,0
|
26,2
|
18,7
|
55,1
|
Скот и птица на
убой, в убойном весе
|
10629,4
|
79,0
|
3,0
|
18,0
|
В т.ч.: КРС
|
1608,1
|
36,2
|
10,0
|
53,8
|
Свиньи
|
3744,2
|
85,1
|
1,2
|
13,7
|
Овцы и козы
|
223,8
|
7,8
|
23,5
|
68,7
|
Птица
|
4980,0
|
92,3
|
1,0
|
6,7
|
Молоко
|
30611,0
|
53,1
|
8,2
|
38,7
|
Яйца, млн шт.
|
44901,2
|
80,5
|
1,0
|
18,5
|
Как видно из представленной таблицы, доля производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в крестьянских хозяйствах и хозяйствах населения выше доли сельскохозяйственных организаций. Это объясняется тем фактором, что производство этих видов продукции не может быть механизированным и рентабельным для крупных хозяйств, что создает конкурентные преимущества для малых форм агропродовольственных организаций.
Представленные рассуждения приводят нас к пониманию актуальности исследования о необходимости обоснования индикативной модели конкурентоспособности аграрного предпринимательства. Создание такой модели позволит более глубоко исследовать конкурентоспособность малого аграрного бизнеса и своевременно предпринимать меры по его поддержке.
Методы исследования
Очень интересный вывод сделали зарубежные исследователи сельского предпринимательства, по мнению которых, именно малое предпринимательство, а не крупные агропродовольственные компании, обеспечивает социальную стабильность сельских территорий [6, 7] (Hockerts, Wüstenhagen, 2010; Bradley, Parrish, 2010). Они объясняют свои выводы тезисом о большей заинтересованности малых предпринимателей в стабильном развитии территорий, на которых они находятся, у них нет «запасных аэродромов», куда они могли бы перенести свое производство. Следует также признать, что сельское предпринимательство является основным источником появления и распространения институтов ведения бизнеса на территории, так как эти институты воспринимаются сельским населением не как привнесенные, навязанные извне, а как местные, базирующиеся на локальных социальных институтах [8] (Sorokin, 2016). Этот вывод приводит нас к констатации места предпринимательства в социально-экономической системе сельских территорий. Сельское предпринимательство не следует рассматривать как экономический элемент, корни сельского предпринимательства лежат в социальной системе села, предпринимательство надо рассматривать как закономерный результат действия социальных институтов развития сельских домохозяйств, направленных на обеспечение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Представленные рассуждения приводят нас к пониманию термина «устойчивое сельское предпринимательство» не только и не столько в экономическом контексте этого термина, а больше в социальном; устойчивое сельское предпринимательство воспринимается как сельское предпринимательство, обеспечивающее устойчивое социальное развитие сельских территорий [9] (Polbitsyn, 2019).
Проблема конкурентного развития сельского предпринимательства и его значения в обеспечении устойчивого социального развития сельских территорий в последнее время стала привлекать все большее внимание исследователей, так как взаимосвязь конкурентоспособности предпринимательства и устойчивости сельской социальной системы была доказана в большом количестве исследований, проведенных российскими [10, 11] (Polbitsyn, Gerkhardt, 2017; Varivoda, Shevchenko, 2006) и зарубежными [12, 13] (Balanovska, Gogulya, Wyrzykowska, 2018; Baumgartner, Lehmann, Weber, Putz, 2010) исследователями, причем необходимо отметить значительный интерес к проблеме устойчивости сельского развития развивающихся и малоразвитых стран [14] (Pieczonka, 2018). Этот интерес еще раз доказывает, что в некоторых случаях сельское предпринимательство является единственным источником для обеспечения сельского социально-экономического развития.
Поставив перед собой цель изучения проблемы конкурентного развития сельского предпринимательства, мы задались вопросом методологии проведения исследования.
Большая часть публикаций российских исследователей построена на анализе статистических материалов. Недостатком этого подхода можно считать недостаточную информативность данных государственной статистики для целей исследования устойчивости, что не позволяет провести углубленный анализ проблемы. Зарубежные исследователи подходят к изучению проблемы с другой стороны. Как правило, их исследования построены на методологии социологических опросов. Выясняя отношение вовлеченных в проблему акторов к тем или иным факторам, воздействующим на устойчивость развития сельского предпринимательства и его связь с социальным развитием сельских территорий, они делают вывод о критическом значении факторов, на которые требуется обращать особое внимание. Преимущества подобной методологии заключаются в получении данных, наиболее точно описывающих состояние изучаемой проблемы, если так можно сказать, данных от первоисточника. Выбор этой методологии требует более внимательного отношения к факторам, включаемым в проводимое социологическое исследование, и формулировке вопросов, которые будут заданы респондентам. Как правило, составление вопросников проводится самими исследователями, и составленные вопросники отражают авторскую, субъективную точку зрения на исследуемую проблему. Мы считаем, что уже на стадии подготовки опроса необходимо обеспечить максимальную объективность проводимого исследования. Российскими исследователями для проведения анализа развития сельского хозяйства и перспектив социально-экономического развития территорий предлагается применять метод Дельфи [15, 16] (Sokolova, 2015; Saal, 2012). Этот метод также активно применяется и зарубежными исследователями как наиболее приемлемый метод для определения консенсусных оценок [17] (Hasson, Keeney, Mckenna, 2000). Метод Дельфи позволяет создавать систему взвешенных оценок, что повышает надежность полученных результатов. Можно отметить, что надежность оценок, полученных при помощи метода Дельфи, носит качественный характер и базируется на доверии к оценкам экспертов, вовлеченных в процедуры метода. С другой стороны, при решении ряда вопросов, к числу которых относится выбор индикаторов для последующего анализа, доверие к экспертизе важнее количественного определения риска неправильного выбора индикаторов. Выше мы уже указали на успешное применение метода Дельфи при исследовании различных аспектов предпринимательства российскими и зарубежными исследователями. Резюмируя все проведенные исследования, следует признать, что метод Дельфи, несмотря на его невысокую распространенность среди исследователей предпринимательства, обладает уникальным достоинством, которое заметно выделяет этот метод среди других методов исследования. Этот метод носит консенсусный характер, то есть, применяя этот метод, исследователь в конечном итоге получает результаты, отражающие не его субъективный взгляд на проблему, даже поддержанный объективными методами количественного анализа, а единогласное воззрение группы экспертов, что придает полученным результатам более объективный характер.
Для создания первоначального списка индикаторов, описывающих конкурентоспособность аграрного предпринимательства, необходимо выявить основные факторы, определяющие его роль в развитии сельских социально-экономических систем. Следует выделить три основные группы факторов, подлежащие глубокому раскрытию в рамках проводимого исследования: агротехнологии, экономическая мотивация и социальная устойчивость.
Прежде всего, следует отметить различия в значимости тех или иных факторов для различных сельских территорий. Тем не менее мы уверены, что ключевым фактором, определяющим роль предпринимательства, следует признать сельское население. Во-первых, уровень профессионального развития сельского населения, наличие профессиональных и предпринимательских навыков и компетенций будут оказывать непосредственное воздействие на привлекательность предпринимательской деятельности. Во-вторых, социальные установки населения по отношению к предпринимательству, как позитивные, так и негативные, будут создавать общую атмосферу восприятия предпринимательства населением и, следовательно, определять перспективу развития предпринимательства на конкретной сельской территории.
Взаимодействие между населением, с одной стороны, социальными и предпринимательскими ресурсами, с другой стороны, создает основу для устойчивого развития предпринимательства и сельской территории в целом. Ключевое положение этой концепции строится на признании ограниченности физических ресурсов и необходимости обеспечения устойчивого развития в большей степени за счет креативного потенциала предпринимательства. Аграрное предпринимательство в современных условиях представляет собой инновационную комбинацию региональных ресурсов, которые формируют потенциал для его развития. В своей работе мы делаем попытку представить систему индикаторов, которые позволят получить наиболее полную картину текущего состояния агропредпринимательства и определить возможности для его развития. Эти индикаторы должны представлять интерес не только и не столько для исследователей, в большей степени мы ориентируемся на проявление интереса со стороны органов местного самоуправления и государственной власти, что позволит в дальнейшем более тщательно и взвешенно подходить к разработке программ поддержки агропредпринимательства.
Результаты исследования
Авторская адаптация метода Дельфи включала в себя пять основных этапов. На первом этапе был составлен перечень индикаторов, которые, по мнению исследователей, аграрного предпринимательства могут оказывать воздействие на их конкурентоспособность. На втором этапе был составлен перечень экспертов, которые могут представить компетентную позицию по рассматриваемому вопросу. На третьем этапе была организована первичная дискуссия с экспертами, позволившая составить каждому из экспертов первоначальный ранжированный перечень значимых индикаторов. На четвертом этапе было проведено итерационное обсуждение результатов предыдущего этапа, что позволило сблизить позиции экспертов. На пятом, заключительном этапе был полностью составлен консенсусный ранжированный перечень индикаторов. На обсуждение экспертов были вынесены следующие индикаторы. В этот список были включены индикаторы, которые, по мнению российских [18, 19] (Kiyanova, 2013; Agalarova, 2012) и зарубежных [20] (Soleymani, Farani, Karimi, Azadi, Nadiri, Scheffran, 2021) исследователей, должны оказывать влияние на развитие агропредпринимательства:
1. Надлежащее проведение агроработ.
2. Оптимальное использование водных ресурсов.
3. Соблюдение экологических и природоохранных требований.
4. Сохранение традиционного сельского уклада.
5. Использование экологических методов сбора и переработки отходов.
6. Соблюдение норм выбросов парниковых газов.
7. Охрана сельскохозяйственных земель и пустынных территорий.
8. Защита природных экосистем.
9. Рентабельность агропродовольственного производства.
10. Финансовая устойчивость агропредприятий.
11.Маркетинговая стабильность агропредприятий
12. Применение современных технологий агропроизводства.
13. Наличие квалифицированных кадров.
14. Обучение сотрудников и клиентов охране окружающей среды.
15. Участие в общественных организациях по развитию сельского предпринимательства.
16. Содействие местного самоуправления развитию агропредпринимательства.
17. Наличие государственных программ по поддержке агропредпринимательства.
18. Наличие образовательных программ по развитию агропредпринимательства.
19. Наличие консалтинговых организаций, оказывающих помощь агропредпринимательству.
20. Наличие финансовых возможностей для развития агропредпринимательства.
На обсуждение экспертов был вынесен вопрос о выборе 10 наиболее важных индикаторов, которые обязательно должны быть учтены при анализе агропредпринимательства. Нами не выдвигались предварительные требования оценки значимости тех или иных направлений агропредпринимательской деятельности: экономической или социальной, значения экологических вопросов или вопросов регулирования и поддержки агропредпринимательства. Мы преследовали цель создания системы индикаторов, объективно описывающих агропредпринимательство.
В состав экспертной группы были приглашены ученые из Института экономики Уральского отделения РАН и Уральского федерального университета. Экспертная группа состояла из 10 человек. Перед экспертами была поставлена задача ранжирования предложенных индикаторов в порядке их значимости для устойчивого развития агропредпринимательства. Под устойчивым развитием агропредпринимательства подразумевалась не только экономическая и финансовая стабильность, но также социальная стабильность.
Все эксперты в ходе обсуждения разделили предложенные индикаторы на четыре группы:
1. Технологические индикаторы.
2. Экономические индикаторы.
3. Социальные индикаторы.
4. Институциональные индикаторы.
Определяя место каждой группы, эксперты дискутировали о предназначении агропредпринимательства: следует ли рассматривать агропредпринимательство как один из видов экономической деятельности, что выдвигает на первое место экономические индикаторы, или это вид социальной организации и в силу своей социальной ответственности на первое место должны выдвигаться социальные индикаторы. В результате дискуссии эксперты пришли к консенсусному выводу, что агропредпринимательство – это социально значимый вид экономической деятельности, поэтому на первое место была поставлена группа экономических индикаторов, а на второе – группа социальных индикаторов.
Полагая, что агропредпринимательство – это вид экономической организации, требующий особых институтов развития и функционирования, эксперты поставили на третье место группу институциональных индикаторов. Группа технологических индикаторов была поставлена на последнее место. Аргументом послужила, если так можно сказать, вторичность значимости технологических индикаторов: по мнению экспертов, развитие технологии, соблюдение технологических регламентов не является самоцелью, это только инструмент достижения социальных и экономических целей, соблюдения институциональных правил и регулирования.
В рамках проведенной дискуссии авторы работы поставили перед экспертами вопрос о достаточности или избыточности предложенной системы индикаторов. По мнению экспертов, не оспаривающих значимость предложенных индикаторов, система из 20 индикаторов для общего описания агропредпринимательства и сравнения развития агропредпринимательства на различных территориях является избыточной. Индикаторы, такие как использование экологических методов сбора и переработки отходов, соблюдение норм выбросов парниковых газов, охрана сельскохозяйственных земель и пустынных территорий, защита природных экосистем, значимы только в регионах с высокими экологическими требованиями. Эти индикаторы нельзя назвать универсальными, общими для всех российских регионов, поэтому эксперты единодушно предложили их исключить из состава системы индикаторов.
В результате было принято консенсусное решение: предложенный метод анализа агропредпринимательства, построенный на использовании системы индикаторов, описывающих разные стороны деятельности агропредпринимателей, может служить основой как для компаративного анализа предпринимательства на различных сельских территориях, так и исторического анализа развития агропредпринимательства на отдельной сельской территории.
Эксперты сошлись во мнении, что система должна состоять из десяти основных индикаторов, имеющих универсальный характер:
1. Надлежащее проведение агроработ.
2. Сохранение традиционного сельского уклада.
3. Рентабельность агропродовольственного производства.
4. Применение современных технологий агропроизводства.
5. Наличие квалифицированных кадров.
6. Участие в общественных организациях по развитию сельского предпринимательства.
7. Содействие местного самоуправления развитию агропредпринимательства.
8. Наличие государственных программ по поддержке агропредпринимательства.
9. Наличие образовательных программ по развитию агропредпринимательства.
10. Наличие консалтинговых организаций, оказывающих помощь агропредпринимательству.
Нельзя сказать, что мы полностью разделяем точку зрения экспертов, однако наши доводы о значимости природоохранной деятельности, об экологической ответственности не получили их поддержки. Основной аргумент заключался в констатации факта, что агропредприниматели не обладают необходимыми профессиональными компетенциями для разработки природоохранных мероприятий, однако государство и местное самоуправление обязывают предпринимателей проводить эти мероприятия, поэтому эксперты считают, что этот аспект деятельности агропредпринимателей уже включен в 6, 7 и 8 индикаторы.
Таким образом, в результате экспертного обсуждения с применением методологии Дельфи был составлен список наиболее важных индикаторов, которые должны, по мнению опрошенных экспертов, быть включены в систему анализа конкурентоспособности агропредпринимательства Российской Федерации как составной части сельских территориальных социально-экономических систем.
Заключение
Результаты проведенного исследования показывают, что применяемые методы анализа развития агропредпринимательства в Российской Федерации и за рубежом имеют излишнюю детализацию, что не позволяет провести сравнительный анализ агропредпринимателей в различных регионах нашей страны и определить универсальные меры по поддержке предпринимательства. Метод Дельфи, построенный на поиске консенсуса среди экспертов, создает платформу для поиска метода универсального анализа.
В статье приведены результаты поиска универсального метода описания агропредпринимательства. Предложенная система индикаторного анализа позволит проводить как компаративный, так и исторический анализ агропредпринимательства. Этот метод будет положен в основу следующего исследования конкурентоспособности агропредпринимательства Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка адаптировать метод Дельфи для целей анализа конкурентоспособности аграрного предпринимательства. Авторский вклад заключается в разработке адаптированного метода Дельфи и выявлении особенностей конкурентоспособности аграрного предпринимательства как части сельской социально-экономической системы. Автором определены индикаторы, позволяющие проводить полноценный анализ конкурентоспособности аграрного предпринимательства. Полученные результаты могут быть использованы в административных структурах при разработке программ поддержки аграрного предпринимательства, а также в реальном секторе экономики при стратегическом планировании и прогнозировании развития предпринимательских организаций.
References:
Agalarova E.G. (2012). Malyy biznes kak faktor ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Small-scale business as the factor of a sustainable development of rural territories]. Scientific Journal of KubSAU. (77). 959-968. (in Russian).
Balanovska T., Gogulya O., Wyrzykowska B. (2018). The role of entrepreneur competencies in the development of rural areas Economic Sciences for Agribusiness and Rural Economy, No 1. 55-61.
Baumgartner D., Lehmann B., Weber M., Putz M. (2010). Entrepreneurship as local entrepreneurial potential for regional development in rural areas. Evidence from a Delphi-survey in Switzerland Zeitschrift Fur Wirtschaftsgeographie. (54). 96-113.
Bradley D., Parrish B.D. (2010). Sustainability-driven entrepreneurship: Principles of organization design Journal of Business Venturing. (25 (5)). 510-523. doi: 10.1016/j.jbusvent.2009.05.005.
Forsman S. (2004). How do small rural food-processing firms compete? A resource-based approach to competitive strategies Agricultural and Food Science. (13). doi: 10.23986/afsci.5790.
Galvao A. R., Mascarenhas C., Marques C. S. E., Braga V., Ferreira M. (2020). Mentoring entrepreneurship in a rural territory - A qualitative exploration of an entrepreneurship program for rural areas Journal of Rural Studies. (78). 314-324. doi: 10.1016/j.jrurstud.2020.06.038.
Gayvoronskaya N.F., Egorova O.V., Grigoreva G.V. (2015). Metody poiska alternativ v sisteme upravleniya razvitiem selskogo khozyaystva [Methods of finding alternatives in the system of management of agricultural development]. Science Review. (9). 182-189. (in Russian).
Hasson F., Keeney S, Mckenna H. (2000). Research guidelines for the Delphi survey technique Journal of Advanced Nursing. (32). 1008-1015. doi: 10.1046/j.1365-2648.2000.01567.x.
Hockerts K., Wüstenhagen R. (2010). Greening Goliaths versus emerging Davids — Theorizing about the role of incumbents and new entrants in sustainable entrepreneurship Journal of Business Venturing. (25(5)). 481-492. doi: 10.1016/j.jbusvent.2009.07.005.
Kiyanova L.D. (2013). Faktory razvitiya malogo predprinimatelstva v selskikh territoriyakh [Factors of small business development in rural areas]. Nikon readings. (18). 390-393. (in Russian).
Pieczonka J. (2018). The Development of Entrepreneurship in Rural Areas According to Leaders of the Village Renewal Program (a Case Study of Opole Voivodeship)
Polbitsyn S. N. (2019). Selskie predprinimatelskie ekosistemy Rossii [Russia’s rural entrepreneurial ecosystems]. Economy of the region. (1). 298-308. (in Russian). doi: 10.17059/2019-1-23.
Polbitsyn S. N. (2021). Rol predprinimatelstva v ustoychivom razvitii selskikh territoriy Rossii [The role of entrepreneurship in the sustainable development of rural areas in Russia]. Economy of the region. (2). 619-631. (in Russian). doi: 10.17059/ekon.reg.2021-2-1.
Polbitsyn S.N., Gerkhardt E. (2017). Konkurentosposobnost selskogo predprinimatelstva: rol informatsii [Competitiveness of rural entrepreneurship: the role of information] Materials of the 4th All-Russian Symposium on Regional Economics. 55-59. (in Russian).
Porter M. E. (1979). How competitive forces shape strategy How competitive forces shape strategy. (57). 137-145.
Saal T. (2012). Metod delfi v politike i ekonomike malogo biznesa [The Delphi method in small business politics and economics]. Ekonomika. Predprinimatelstvo. Okruzhayuschaya sreda. (49). 65-71. (in Russian).
Sokolova S.A. (2015). Sut i ispolzovanie metoda delfi dlya analiza deyatelnosti predpriyatiy [The essence and use of the Delphi method for analyzing the activities of enterprises] Current issues of management and economics. 245-247. (in Russian).
Soleymani A., Farani A., Karimi S., Azadi H., Nadiri H., Scheffran J. (2021). Identifying sustainable rural entrepreneurship indicators in the Iranian context Journal of Cleaner Production. (290). doi: 10.1016/j.jclepro.2020.125186.
Sorokin O.N. (2016). Aktualnye problemy obespecheniya perspektivy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territoriy [Actual problems of ensuring the prospects of socio-economic development of territories]. Oeconomia et Jus. (4). 9-15. (in Russian).
Varivoda V.S., Shevchenko E.A. (2006). Povyshenie konkurentosposobnosti agrarnogo predprinimatelstva kak uslovie razvitiya selskikh munitsipalnyh obrazovaniy [Improving the competitiveness of agricultural entrepreneurship as a condition for the development of rural municipalities] The state and prospects of development of the Russian economy: regional aspect. 263-265. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 18:12:59