Аудиторские услуги фактор повышения эффективности финансового менеджмента в малом предпринимательстве

Филобокова Л.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (59), Ноябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Филобокова Л.Ю. Аудиторские услуги фактор повышения эффективности финансового менеджмента в малом предпринимательстве // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 11. – С. 97-101.

Аннотация:
С принятием Федерального закона № ФЗ-119 от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности» значительно расширился спектр услуг, предлагаемых аудиторами и аудиторскими фирмами коммерческим, некоммерческим структурам и предпринимателям, действующим без образования юридического лица. Закон дал жизнь правовому полю и ввел в практику научного и хозяйственного оборота понятие «услуг, сопутствующих аудиту».

Ключевые слова: юридические услуги, финансовый менеджмент, аудиторские услуги



С принятием Федерального закона № ФЗ-119 от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности» значительно расширился спектр услуг, предлагаемых аудиторами и аудиторскими фирмами коммерческим, некоммерческим структурам и предпринимателям, действующим без образования юридического лица. Закон дал жизнь правовому полю и ввел в практику научного и хозяйственного оборота понятие «услуг, сопутствующих аудиту».

Состав предлагаемых услуг обширен и включает в себя как постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, так и услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке инвестиционных проектов, проведению маркетинговых исследований и научно- исследовательских работ.

По мнению автора, предлагаемые услуги являются наиболее привлекательными для субъектов малого предпринимательства. Как известно, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности являются прерогативой юридических лиц, налоговая же отчетность не выступает предметом аудиторских экспертиз с целью подтверждения ее достоверности и соответствия требованиям действующего законодательства. Необходимость проведения обязательного аудита возникает только у тех субъектов малого предпринимательства, которые функционируют как самостоятельные юридические лица и на которые распространяется действие соответствующих федеральных законов. При этом большинство предпринимателей полагают, что аудит ‑ это не про них и не для них. А зря!

Проведенное анкетирование предпринимателей Сахалинской области, функционирующих без образования юридического лица, позволило выявить наиболее слабые места их внутренней бизнес-среды. Каждые девять из десяти опрошенных предпринимателей считают, что низкий уровень финансового менеджмента, деловой этики и уровня экономического образования выступают в качестве факторов, негативно влияющих на результативность их бизнеса. Да и ведение бухгалтерского и налогового учета, по заключению предпринимателей, они вполне могли бы доверить аудиторской фирме или аудитору.

Казалось бы, почему не объединить деловую хватку, напористость и целеустремленность предпринимателя с потенциалом аудитора, способным (и обязанным!) профессионально обосновывать альтернативные варианты решений, когда право выбора и предпочтений остается за предпринимателем? Субъекты малого предпринимательства не используют потенциальные возможности, заложенные в аудите и в сопутствующих услугах.

Для понимания этого, предприниматель должен видеть экономические выгоды для себя от такого сотрудничества. За услугой, оказываемой ему на возмездной основе, он обратится только в том случае, когда ту или иную проблему он не в состоянии решить самостоятельно. Если возможность экономических выгод от оказания услуг по ведению учета и формированию отчетности для предпринимателя вполне понятна (можно экономить на налогах, получив, при этом, гарантии качества обслуживания), то наличие эффекта от услуг, сопутствующих аудиту, пока вызывает сомнения.

Экономические выгоды для субъекта малого предпринимательства от тандема «предприниматель-аудитор» в направлении услуг, сопутствующих аудиту (табл. 1), заключаются в возможности устранения низкого уровня финансового менеджмента и обеспечении научно-практического характера принимаемых решений.

Таблица 1

Услуги в области финансового менеджмента субъектам малого предпринимательства инструментарием аудита и услуг, сопутствующих аудиту

Аудит и сопутствующие ему услуги
Экономические выгоды
Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов
‑ обоснование перспектив развития на условиях оптимальности;
‑ привлечение инвесторов;
‑ обоснование границ требуемого уровня доходности
Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков
‑ определение реальной (рыночной) стоимости бизнеса;
‑ определение допустимого уровня предпринимательского риска и разработка мер по управлению им
Проведение маркетинговых исследований
‑ установление уровня конкурентоспособности и рыночных позиций;
‑ прогнозирование перспектив сегментации отраслевого рынка;
‑ повышение уровня результативности бизнеса путем оптимизации ценовой, инвестиционной политики и политики управления активами и пассивами
Управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией
‑ оптимизация уровня затрат и себестоимости;
‑ снижение уровня производственного риска;
‑ обоснование необходимости и способов реструктуризации;
‑ научное обоснование принимаемых решений в области управления финансами
Анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование
‑ определение уровня деловой активности, рыночной устойчивости, эффективности управления и установление причинно-следственных связей хозяйственных процессов, происходящих на предприятии

Представленные в таблице услуги по своему содержанию соответствуют наполнению процедур финансового менеджмента, так необходимого в малом предпринимательстве. Ни для кого не секрет, что принципы «большого» финансового менеджмента применительно к малому предпринимательству не работают (прежде всего, из-за различий постановки целей, доступа к ресурсам, несоизмеримых рисков, уровней ликвидности и т.п.) Существует настоятельная потребность разработки правил управления, признаваемых именно малым предпринимательством.

Искусство управлять достаточно сложное, оно может обеспечить максимум эффекта в том случае, если этим будут заниматься профессионалы. Научное объединение связей между такими этапами системы стратегического управления, как «формирование миссии, целей и задач», «реализация целей стратегии» в малом предпринимательстве может быть обеспечено посредством аудиторских услуг, включающих в себя оценку и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон бизнеса, анализ стратегических альтернатив, выбор (совместно с предпринимателем) стратегии.

Стратегия представляет собой детальный, всесторонний, комплексный план. Ее понятие произошло от греческого термина strategos ‑ «искусство генерала». Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир, а малому предпринимательству, как полагает автор, позволит обеспечить стабильность общества, его социальную и экономическую устойчивость.

Оказание аудиторских услуг общепринятыми методами, ориентированными на крупный и средний бизнес, означает получение таких информационных массивов, которые будут крайне непривлекательны для субъекта малого предпринимательства и его потенциальных партнеров по бизнесу. Данное обстоятельство требует и от аудиторов понимания того, что:

‑ роль аудита для субъектов малого предпринимательства состоит не только (и не на столько) в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;

‑ содержание аудиторских экспертиз должно соответствовать методике аудирования, ориентированной на малое предпринимательство и закрепленной в специальных стандартах (правилах) аудита, охватывающих основные аспекты услуг, сопутствующих аудиту;

‑ обоснованию в форме внутрифирменных аудиторских стандартов подлежат все виды сопутствующих аудиту услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства.

Поэтому для вузов становится актуальной необходимость разработки курсов: «Аудит в малом предпринимательстве», «Особенности экономического анализа субъектов малого предпринимательства», «Основы управления финансами в малом предпринимательстве», «Методика аудиторских экспертиз субъектов малого бизнеса» и др.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:06:20