Analysis of offers on the educational tourism market in Primorsky Krai
Mikhina I.S.1, Saveleva E.S.1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Russia
Download PDF | Downloads: 32 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46324019
Cited: 1 by 24.01.2023
Abstract:
The relevance of the research topic is considered from the point of view of several positions. The educational tourism market in Primorsky Krai is analyzed. The offers of travel companies are examined. The most promising areas in the market are identified. The development of this area of tourism is assessed. The programs of educational tours are described. The importance of the development of educational tourism and its future prospects are determined. The ways of stimulating tourism on the part of the state are given. Attention is focused on the most effective measures, such as subsidized fares for air tickets and a cashback system.
Keywords: educational tourism, tourist market, Primorsky Krai, Russia
JEL-classification: L83, Z32, Z39
Введение
Рассматривать актуальность образовательного туризма необходимо сразу с нескольких позиций. С одной стороны, сфера туризма приобретает все более массовый характер. На то указывает увеличение количества туристов, путешествующих ежегодно, увеличение количества дестинаций, развивающихся повсеместно, а также рост доступности туризма для большого количества людей. Например, в исследованиях Д. Макканелла такой ракурс развития туризма приводит не только к пространственным изменениям, но и к новым социальным коммуникациям [6, с. 280] (Makkanell, 2016, р. 280). С другой стороны, очевиден факт перехода от элитарного образования к массовому, что стимулирует появление все большего количества предложений на рынке образовательных услуг. В рамках данного исследования не беремся говорить о том, насколько этот процесс обоснован, этими вопросами занимаются такие исследователи, как Ф.Дж. Альтбах [1, с. 548] (Altbakh, 2018, р. 548) и Г. Розовски [5, с. 412] (Rozovski, 2015, р. 412), остановимся лишь на признании неизбежности развития массового образования, что положительно сказывается на развитии образовательного туризма. Еще одной стороной в актуальности данного направления является увеличение ценности человеческого капитала. Все большую значимость приобретают знание и обладание определенными знаниями, что делает человека более конкурентоспособным на рынке труда. Связано это с развитием постмодерна, в рамках которого мир переходит от производства с точки зрения хозяйствования к производству, где главную роль играет сфера услуг [9, с. 49–54] (Urri, Lesh, 2008, р. 49–54). У того же Д. Урри в теории мобильности говорится о развитии туризма как одного из главных показателей мобильности [8, с. 576] (Urri, 2012, р. 576).
Оценивая перспективы осеннего сезона 2021 года в области образовательного туризма, эксперты расходятся в своих оценках: некоторые склонны утверждать, что его объемы будут продолжаться или увеличиваться, а другие говорят в духе сдержанного пессимизма. Основные причины сомнений – закрытие границ и прекращение авиасообщения из-за COVID-19.
Стоит отметить, что это направление туризма в России все еще недостаточно развито. По данным J’son & Partners, если весь объем рынка туристических услуг в Российской Федерации в 2019 году составил около 1,35 трлн рублей, рынок образовательного туризма занимает на нем лишь около 1,5% [16].
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа сфер образовательного туризма для выявления перспективных направлений развития и разработки новых предложений на рынке. В ходе написания работы были задействованы такие методы научных исследований, как анализ, синтез, дедукция, статистика, а также аналоговый метод.
Предложения на рынке образовательного туризма Приморского края
Разумеется, в рамках образовательного туризма недостаточно знать только об образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание и на бизнес-среду [2, 3] (Guseynova, 2016; Zorin, Kvartalnov, 2003). В условиях жесткой рыночной конкуренции каждому участнику бизнес-сообщества необходимо совершенствовать свои навыки в различных областях, находить новые пути развития своего дела, находить нужных людей, уметь налаживать контакт с конкурентами, обладать навыками иностранного языка и многое другое [4] (Lebedev, 2013). С учетом специфики выбранного сегмента, формат обучения с книгами подходит слабо, поэтому важно обеспечить возможность обучения вместе с реализацией других задач. Отметим традиционный вектор развития образовательного туризма – обменные программы, которые действуют во всех крупных университетах и пользуются спросом среди российских и иностранных студентов. На сегодняшний день в связи с распространением коронавирусной инфекции и, как следствие, с закрытием границ данное направление не функционирует, но не следует списывать его со счетов в долгосрочной перспективе, так как после снятия ограничений ожидается волна новых студентов, которые активно будут пользоваться образовательными услугами за рубежом. Если говорить о перспективах развития образовательного туризма в Приморском крае, то с учетом действующих ограничений данное направление можно оценить как существенно перспективное [7] (Solomin, Pogodina, 2007). Отдельным направлением образовательного туризма можно выделить часть работы университетов по профориентационной линии. Многие вузы организуют туры для школьников во время каникул с целью знакомства с университетами. Однако в рамках данного тура может подразумеваться не только информационная часть, но и часть, связанная с подготовкой будущих абитуриентов к поступлению: краткосрочные курсы по подготовке к сдаче творческого экзамена (если он необходим для направления). Направление развития образовательного туризма может выстраиваться вокруг нужд самих обучающихся университетов. Особенно это касается тех направлений подготовки, которые подразумевают разностороннее изучение сферы сервиса и туризма. Для таких обучающихся нужны программы сразу по нескольким причинам. Во-первых, это повысит качество подготовки обучающихся. Во-вторых, это позволит на практике увидеть принципы организации образовательного тура. В-третьих, это создаст необходимую среду для выработки собственных идей в области образовательного туризма. Разработка новых образовательных туров станет фактором стратегического развития выбранных направлений подготовки, а также станет конкурентным преимуществом для будущих абитуриентов [10].
Количество предложений на рынке образовательного туризма Приморского края увеличивается. Основные концепции образовательных туров представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные концепции образовательных туров
Вид
|
Возраст
|
Концепция
|
Детские лагеря
|
6–16 лет
|
Изучение иностранного языка
|
Мастер-классы
|
старше 18 лет
|
Профессиональные мастер-классы
|
Курсы повышения квалификации
|
старше 18 лет
|
Повышение уровня квалификации
сотрудника фирмы
|
Производственные экскурсии
|
старше 18 лет
|
Повышение уровня квалификации
сотрудников фирмы
|
Языковые школы
|
Старше 16 лет
|
Изучение языка у носителей
|
Профессиональные стажировки
|
16–24 лет
|
Получение профессиональных компетенций
студентами и молодыми работниками фирм
|
Высшее образование
|
18–27 лет
|
Обучение в вузе
|
Наибольшее распространение на рынке Владивостока имеет концепция детского образовательного туризма в лагеря с изучением иностранного языка, а также языковые школы для лиц старше 16 лет. В силу возраста туристов в таком случае предъявляются повышенные требования по безопасности, распорядку дня и питанию детей, что удорожает стоимость таких программ. Инициаторами таких поездок являются родители.
Концепция профессиональных стажировок для студентов и молодых сотрудников фирм пока что находится в процессе своего формирования. На данный момент такие мероприятия не выходят за рамки одного вуза или предприятия и одной специальности.
Туристский рынок Владивостокского городского округа насчитывает около 200 турфирм, из которых услуги образовательного туризма предоставляют более 30 турфирм, такие как «ВГУЭС ТРЭВЕЛ», StarTravel, Rokos, Exсelente, «Весь мир», EducationFirst, «Бизнес-класс», StudentsInternational, «Фортуна» и др. Можно сказать, что во Владивостоке образовательный туризм среди турфирм – это в основном длительные программы, языковые туры, разного вида стажировки, к примеру Work and Travel.
В таблице 2 приведены реализующиеся на рынке г. Владивостока образовательные туры.
Таблица 2
Характеристика программ на рынке образовательного туризма г. Владивостока
Туроператор
|
Название программы
|
Цель программы
|
Целевая аудитория, лет
|
Ценовая категория, руб.
|
Тип программы
|
Продолжительность, дн.
|
Сезон
|
ДальИнфоТур
|
Английский лагерь в Японии – учимся и
отдыхаем!
|
Изучение английского языка
|
12–18
|
159500 –167100
|
Групповая
|
20
|
лето
|
Atlantis
|
Занимательный японский
|
Изучение японского языка
|
14–24
|
51 000
|
Индивидуальная
|
14
|
круглогодичная
|
Atlantis
|
Мастер Манги
|
обучить полному циклу самостоятельного
создания манги
|
18+
|
123 500
|
Индивидуальная
|
15
|
круглогодичная
|
Students International
|
Японский в Японии летом!
|
Изучение японского языка
|
6–16
|
150000 – 160000
|
Групповая
|
21
|
лето
|
Дрим
|
Полезные каникулы в Японии!
|
Познание культуры Японии, прохождение
мастер-классов, изучение японского языка
|
6+
|
199000
|
Групповая
|
13
|
лето
|
Вояж
|
Весенние каникулы в Японии
|
Познание культуры Японии
|
6+
|
51700 – 62416
|
Индивидуальная
|
8
|
весна
|
Фрегат Аэро
|
Тренинг-путешествие «Белое танго Любви
и Здоровья»
|
Тренинг по психологии и японским
духовным практикам
|
16+
|
80 800
|
Индивидуальная
|
8
|
лето
|
Существующие программы имеют аналогичный состав и целевую аудиторию. Среди предложений отсутствуют профессиональные стажировки для студентов и работников компаний. Основная цель программ – изучение иностранного языка. Представленные программы реализуются в каникулярный период или же в любое время года по запросу туриста.
Стимулирование развития образовательного туризма
Также одним из факторов для развития образовательного туризма является то, что государство стимулирует мобильность молодежи тем, что дает возможность путешествовать по субсидированным тарифам. Субсидированные авиабилеты могут приобрести молодые люди в возрасте до 22 лет [12].
Таблица 3
Сравнение стоимости субсидированных и базовых тарифов на авиабилеты из Владивостока
Направления
|
Субсидированный тариф,
руб.
|
Обычный тариф, руб.
|
Владивосток – Москва
|
16 000
|
27 000
|
Владивосток – Санкт-Петербург
|
16 000
|
27 000
|
Владивосток – Сочи
|
21 000
|
40 000
|
Владивосток – Новосибирск
|
12 000
|
36 000
|
Владивосток – Южно-Сахалинск
|
3 000
|
14 000
|
Владивосток – Петропавловск-Камчатский
|
12 000
|
17 000
|
Владивосток – Якутск
|
13 000
|
28 000
|
Владивосток – Хабаровск
|
4 000
|
12 000
|
Субсидии, как можно отметить из таблицы, предоставляются далеко не на все популярные российские направления. Толчок для увеличения турпотоков для таких отдаленных от центра регионов, как Приморский край, дало бы открытие новых внутренних направлений.
Очевидно, что после одной удачной поездки они будут стремиться совершать поездки снова и снова, что увеличивает потенциал рынка молодежного туризма [11, 13] (Noble, Smith, 2016). Это свидетельствует о необходимости разработки новых продуктов для удовлетворения потребностей целевой аудитории этого рынка [14] (Malafiy, 2018).
Важно отметить, что для стимулирования внутреннего туризма государство с 2020 года запустило программу кэшбэка, которая предусматривает возврат 20% от стоимости тура по России, тем самым туры по России, объединенные с льготными авиабилетами, могут стать еще доступнее. Государство готово вернуть 20% с поездки, но не более 20 000 рублей [15]. Поэтому сильно сэкономить не получится, но для поездки на неделю это хорошая скидка.
Заключение
Таким образом, образовательный туризм сегодня – это один из самых перспективных видов туризма, имеющих широкий потенциал для развития и реализации на территории Приморского края. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, выгодное географическое положение субъекта в странах АТР. Лимитирующим фактором при этом являются эпидемиологические ограничения, однако в долгосрочной перспективе это не остановит развитие образовательного туризма в рамках международного туризма. Во-вторых, статус Владивостока в качестве столицы ДФО, что требует постоянных кадров для сохранения работоспособности государственного аппарата, бизнеса и социальной сферы. В-третьих, широкая сеть университетов, конкурирующих на рынке образовательных услуг. Эта конкуренция заставляет совершать работу по развитию образовательных услуг, и одним из таких направлений является образовательный туризм. И в-четвертых, большое количество туристских организаций, которые осуществляют образовательные программы, тем самым развивая образовательный туризм.
References:
Altbakh F.Dzh. (2018). Globalnye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global perspectives on higher education] M.: Izd.dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Guseynova A.G. (2016). Sushchnost ponyatiya «obrazovatelnyy turizm» i ego osnovnye ponyatiya [Essence of the concept «educational tourism» and its basic principles]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 9 (4). 64-69. (in Russian). doi: 10.12737/14585 .
Lebedev A.R. (2013). Obrazovatelnyy turistskiy produkt kak ekonomicheskaya kategoriya [The educational tourism product as an economic category]. Kachestvo.Innovatsii.Obrazovanie. (7(98)). 64-70. (in Russian).
Makkanell D. (2016). Novaya teoriya prazdnogo klassa [A new theory of the leisure class] M.: Izd-vo Ad Marginem. (in Russian).
Malafiy A.S. (2018). Problemy podgotovki kadrov dlya otrasli turizma [Problems of personnel training for the tourism industry] Tourism development in the context of innovative processes of the modern economy. 433-437. (in Russian).
Noble H., Smith J. (2016). Issues of validity and reliability in qualitative research Evidence Based Nursing. 18 (2). 34-35.
Rozovski G. (2015). Universitet [University] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Solomin V.P., Pogodina V.L. (2007). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya obrazovatelnogo turizma v Rossii [The current state and prospects for development of educational tourism in Russia]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. (8(30)). 96-112. (in Russian).
Urri Dzh. (2012). Mobilnosti [Mobility issues] M.: Izdatelskaya i konsaltingovaya gruppa «Praksis». (in Russian).
Urri Dzh.,Lesh.S. (2008). Khozyaystva znakov i prostranstva (vvedenie) [Economy of signs and space (introduction)]. Economic sociology. 9 (4). 49-54. (in Russian).
World Travel & Tourism CouncilLongdom.org. Retrieved June 09, 2021, from https://www.longdom.org/open-access/youth-tourism-as-a-scientific-research-object
Zorin I.V., Kvartalnov V.A. (2003). Entsiklopediya turizma [Encyclopedia of tourism] M.: Finansy i statistika. (in Russian).
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:52:13