Analysis of the dynamics and prospects of trade development amid pandemic

Moskovtseva L.V.1, Pakhomova N.G.2, Khryuchkina E.A.3, Makarov I.N.4, Nazarenko V.S.5,4
1 Липецкий государственный технический университет, Russia
2 Липецкий Государственный технический университет, Russia
3 Елецкий филиал Российского нового университета, Russia
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
5 Администрация Липецкой области, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 7 (July 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46397535
Cited: 7 by 07.12.2023

Abstract:
The article analyzes the dynamics of retail trade in Russia. The impact of the COVID-19 pandemic on the retail trade of food and non-food products is examined. The authors of the article discuss the change in the structure of retail trade turnover by economic entities and the position of retail trade networks. The article also touches on the growth of e-commerce and discusses the forecasts for the development of retail trade and e-commerce in the medium term.

Keywords: COVID-19, retail trade, food products, non-food products, retail chains, online trade

JEL-classification: L81, E21, E27



Введение

Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения оказали значительное воздействие на экономику всех стран без исключения.

Влиянию пандемии Covid-19 на экономику посвящены публикации ряда авторов [1–6, 8] (Borkova, Doronin, Mazin, 2021; Bukhvald, 2020; Drobot, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020; Zimovets, Khanina, 2021; Podolskaya, Singkh, Shkel, 1959), которые оценивают первые итоги борьбы с коронавирусом, влияние на реальный сектор, на рынок труда, положение малого бизнеса, проблемы обеспечения конкурентоспособности в это неустойчивое время.

В числе наиболее пострадавших отраслей присутствует и торговля. Цель нашего исследования – оценить изменения в розничной торговле, произошедшие под влиянием пандемии, и рассмотреть возможные перспективы.

В качестве эмпирической базы исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, аналитических и исследовательских агентств.

По прошествии более года с начала пандемии Covid-19 и после преодоления нескольких волн распространения вируса можно подвести некоторые итоги влияния пандемии на отечественную экономику.

Следует отметить, что публикуемые официальные данные позволяют сделать осторожное предположение, что ситуация в экономике развивалась намного лучше, чем предполагалось в начале распространения коронавируса и введения ограничительных мер.

Так, снижение ВВП за 2020 год составило 3,0%, тогда как по различным прогнозам, сделанным во втором квартале 2020 г., ожидалось снижение в среднем порядка 5,4% [4] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020). Сентябрьские оценки Минэкономразвития этого же года ожидали снижения ВВП по итогам года на 3,9% [15].

В целом можно отметить, что сложившееся положение дел лучше, чем предполагалось, во многом связано с теми мерами поддержки, которые были разработаны и осуществлены правительством.

В частности, в правительственный перечень отраслей, пострадавших от Covid-19, вошла и розничная торговля непродовольственными товарами.

Торговля в целом является значимой отраслью, ее вклад в ВВП составляет 13,4% по итогам 2020 г., а доля занятых в торговле достигла 15,4% занятого населения [14].

В 2020 г. вклад торговли в налоговые поступления бюджетов всех уровней составил порядка 10%, а доля торговли в обороте малого бизнеса – 57% [14].

Рассмотрим динамику розничной торговли в период пандемии более подробно. На первый взгляд, несмотря на неблагоприятный фон, оборот розничной торговли сохранил положительную динамику и составил 33 873 млрд руб. (рис. 1). Темпы прироста значительно сократились: 0,7% в 2020 году против 6,5% в 2019 году (рис. 2).

Рисунок 1. Оборот розничной торговли, трлн руб.

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Положительный прирост сохранился благодаря торговле продовольственными товарами, оборот которой увеличился на 2,9% и достиг 16 587 млрд руб. Торговля же непродовольственными товарами сократилась на 217 млрд руб., или на 1,2%.

Рисунок 2. Темпы прироста оборота розничной торговли,% г/г.

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Рассмотрим месячные данные по обороту розничной торговли за 2020 год (рис. 3). Начало активного распространения коронавирусной инфекции, ограничительные меры, а значит, и пик снижения оборотов торговли приходятся на апрель 2020 года – 2 144,4 млрд руб. против 2 953,1 млрд руб. в марте того же года (-27,4%).

Рисунок 3. Оборот розничной торговли по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала,%)

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Продовольственная торговля отреагировала в меньшей степени, чем непродовольственная. Так, на апрель пришлось снижение оборота на 14,1% до 1 229,4 млрд руб. (рис. 4). Однако на уровень марта 2020-го (1 430 млрд руб.) продовольственная торговля вышла только в октябре 2020 года (1 432,6 млрд руб.).

Рисунок 4. Оборот розничной торговли продовольственными товарами по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала,%)

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Торговля непродовольственными товарами в апреле 2020 г. сократилась на 39,9%, достигнув 914,9 млрд руб., но быстрее вернулась к мартовским значениям уже в июле-августе (рис. 5).

Рисунок 5. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами по месяцам (левая шкала, млн руб.) и темпы роста, месяц к прошлому месяцу (правая шкала,%)

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Теперь рассмотрим месячную динамику торговли продовольственными и непродовольственными товарами относительно показателей 2019 года (рис. 6). Согласно представленным данным, падение объемов торговли в апреле 2020 года составило к 2019 году: всего по розничной торговле – 19,3%, по продовольственным товарам – 4,6%, по непродовольственным товарам – 33,1%. Причем начиная с июня – для продовольственной и с июля – для непродовольственной торговли отмечается выход на положительные темпы роста относительно 2019 года.

Рисунок 6. Темпы роста розничной торговли,% месяц к месяцу прошлого года

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

В то же время не стоит забывать о том, что представленные выше данные приведены в текущих ценах. На рисунке 7 дается динамика индекса физического объема оборота розничной торговли в% к 2020 году. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что за 2020 год ИФО розничной торговли сократился на 15,8 п.п., продовольственных товаров – на 3,5 п.п., непродовольственных товаров – на 9,1 п.п.

Рисунок 7. Индексы физического объема оборота розничной торговли, в% к 2000 г.

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Изменения, произошедшие в розничной торговле, сказались и на структуре хозяйствующих субъектов (рис. 8). В сложившейся ситуации в лучших условиях, естественно, оказались крупные игроки. Малый бизнес, столкнувшись с серьезными ограничениями и не имея существенных резервов, пострадал значительно сильнее.

Рисунок 8. Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в январе – сентябре 2020 (внешнее кольцо) и в январе – сентябре 2019 (внутреннее кольцо), в% к итогу

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

В результате в структуре товарооборота выросла доля субъектов, которые не относятся к МСП (доля с 49,2% возросла до 53,5%). Увеличение произошло за счет сокращения доли средних предприятий на 0,3 п.п., малых предприятий – на 0,7 п.п., микропредприятий – на 0,8 п.п., ИП – на 2,4 п.п., продажи на рынках и ярмарках – на 0,7 п.п.

Рисунок 9. Динамика доли оборота торговых сетей в розничной торговле

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Доля оборота торговых сетей достигла 38,5% в общем обороте (рис. 9). Темпы роста доли сетей стали максимальными за последние пять лет – 12,6%. В розничной торговле пищевыми продуктами доля сетей достигла 44,2%. Темп роста доли составил 10,5% (рис. 10).

Рисунок 10. Динамика доли оборота торговых сетей в розничной торговле пищевыми продуктами

Источник: составлено авторами по данным Росстата [10].

Соответствующие изменения, связанные с усилением позиций крупных игроков, иллюстрируют и данные, представленные в таблице 1. Снижение отмечается по всем показателям, начиная от численности субъектов, осуществляющих розничную торговлю, и заканчивая числом торговых мест на рынках.

Таблица 1

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, на конец года 1


2005
2010
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц2)
366,1
373,4
380,5
352,3
327,2
290,3
254,5
223,5
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), тыс. единиц2)
1448,3
1769,0
1418,7
1384,7
1294,3
1258,2
1191,4
1060,1
Розничные рынки, единиц3)
5831
3427
1308
1158
1091
1002
967
911
Число торговых мест на рынках, тыс. мест3)
1214
961
352,4
311,0
282,2
261,8
251,5
236,1
1) Данные за 2014г. приводятся с учетом сведений по Крымскому федеральному округу.
2) По данным государственной регистрации. До2017г. – включая ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
3) По данным сплошного обследования розничных рынков
Источник: данные Росстата [10].

При этом на фоне роста сокращения точек физического присутствия в 2020 г. произошел взрывной рост интернет-торговли в России. Так, согласно данным исследовательского агентства Data Insight, данный рынок в ковидном 2020 г. вырос на 58%, а его объем достиг 2,7 трлн руб. [9].

Темпы роста интернет-торговли являются одними из самых внушительных (рис. 11). В то же время, несмотря на солидные показатели, отечественный рынок имеет значительный потенциал для дальнейшего роста.

Рисунок 11. Объем рынка интернет-торговли и темпы его роста в 2020 г.

Источник: [9].

Для оценки перспектив дальнейшего развития розничной торговли рассмотрим данные среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых Министерством экономического развития.

На рисунке 12 представлены данные прогнозов номинального объема розничной торговли в базовом варианте прогнозов до 2024 года (выполнен в 2019 г.), на период 2021–2023 гг. (выполнен в 2020 г.) и данные основных параметров прогноза на период 2022–2024 гг. (представлены в апреле 2021 г.). Следует отметить, что для каждого ряда первое значение является фактическим, второе – оценкой, а последующие – прогнозными значениями показателя.

Можно заметить, что в 2020 г. ситуация сложилась лучше, чем то было заложено в прогноз на 2021–2023 гг. Согласно данным прогноза на 2022–2024 гг., объем розничной торговли превышает даже прогноз доковидного развития торговли: 45 379 млрд руб. против 44 844 млрд руб. к 2024 году.

В то же время следует отметить, что речь идет о номинальном объеме, а в новый прогноз заложена инфляция, превышающая в определенный период таргет Банка России.

Рисунок 12. Прогноз номинального объема розничной торговли, млрд руб.

Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [11–13].

При анализе темпов роста в сопоставимых ценах (рис. 13) можно отметить, что темпы роста превышают прогноз, сделанный в 2019 г., однако это связано с эффектом низкой базы и восстановительным ростом после падения 2020 г.

Рисунок 13. Темп роста розничной торговли г/г в сопоставимых ценах

Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [11–13].

К основным рискам восстановительного роста следует отнести возможные последующие волны коронавируса, связанные с новыми мутациями и недостаточными темпами вакцинации. Также определенные сложности могут быть связаны с неравномерностью введения и снятия ограничительных мер в различных странах, что может создавать временные разрывы в цепочках поставок. В то же время сохранение ограничений будет способствовать дальнейшему стремительному росту интернет-торговли.

Заключение

Итак, какие же выводы можно сделать по итогам нашего обзора. Прежде всего, необходимо отметить, что существенное снижение оборота «классических» предприятий розничной торговли, очевидно, негативно повлияет на большинство жителей малых городов нашей страны, где не столь развита сеть интернет-магазинов и служб доставки. Это качественным образом снизит возможности жителей данных городов приобрести ряд товаров. В целом же индекс физического объема оборота розничной торговли в% к 2019 году за 2020 год розничной торговли сократился на 15,8 п.п., продовольственных товаров – на 3,5 п.п., непродовольственных товаров – на 9,1 п.п. Это не выглядит столь катастрофично, как могло бы быть при продлении жестких карантинных мер, но тем не менее несколько усиливает существующие негативные тренды отечественной экономики.

Однако имеющиеся тенденции дают возможность развития новых форм торговли с использованием цифровых технологий и новых форм доставки на всей территории страны.


References:

Borkova E.A., Doronin M.V., Mazin A.S/ (2021). Ekonomicheskie posledstviya koronavirusnoy infektsii dlya malogo biznesa [Economic consequences of coronavirus infection for small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1181-1194. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112085.

Bukhvald E.M. (2020). Perezhivet li malyy biznes Rossii shok 2020 goda? [Will Russia's small business survive the shock of 2020?]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1319-1336. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110134.

Drobot E.V. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na rynok truda SShA [The impact of the pandemic COVID-19 on the US labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (7). 577-588. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.7.110715.

Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S. i dr. (2020). Malyy i sredniy biznes v Rossii: kak zhit vo vremya i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?]. Creative economy. (10). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110897.

Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na realnyy sektor ekonomiki [Impact of the COVID-19 pandemic on the real economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (8). 2135-2150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110790.

Korabeynikov I.N., Borisyuk N.K., Smotrina O.S. (2021). Inklyuzivnoe razvitie ekonomiki v «koronavirusnyy» period pandemii [Inclusive economic development in the coronavirus period of the pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 11-26. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.1.111431.

Podolskaya T.V., Singkh M.A., Shkel F.E. (1959). Problemy obespecheniya globalnoy konkurentosposobnosti i ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya v usloviyakh pandemii COVID-19 (opyt Kitaya) [Challenges of ensuring global competitiveness and sustainable economic development in the context of the COVID-19 pandemic (China's experience)]. Journal of International Economic Affairs. (2). 265-280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.111959.

Zimovets A.V., Khanina A.V. (2021). Odin god borby s koronavirusnoy pandemiey COVID-19: analiz rezultatov [One year of fighting the COVID-19 coronavirus pandemic: results analysis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1035-1046. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112114.

Страница обновлена: 12.05.2025 в 01:15:15