The main criteria for assessing the shadow economy at the current stage of socio-economic development of Russia and the regions
Fedorov M.A.1, Ermakova E.A.1, Gureeva O.V.1
1 Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Russia
Download PDF | Downloads: 45 | Citations: 8
Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 1 (January-March 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46338221
Cited: 8 by 30.01.2024
Abstract:
At the present stage of the development of socio-economic relations, improvement of the financial system and its control, the issues of the spread of the shadow economy are of particular relevance. This article is intended to identify non-classical criteria for assessing the shadow sector in Russia and its regions by analyzing factors that directly or indirectly affect the processes that determine the phenomenon of the development of the shadow economy in the country in the 21st century. The analysis of factors carried out in the article will consist of 8 correlated block factors (tables and figures) based on the dynamics of 13 statistical indicators of official state statistics. The study will assess the spread of the shadow sector in Russia as a whole and its changes in recent years. The opinion is expressed regarding the influence of correlating factors (the level of unemployment, nominally accrued wages, the structure of income of the population and budget revenues) at the present time. The further vector of the socio-economic situation in the country and the region at the moment is estimated, based on the identified trends and results indicating the share of the shadow sector in the country's economy.
Keywords: shadow sector, shadow economy, econometric correlation modeling, forecasting, socio-economic development
JEL-classification: O11, O17, R13
Теоретические позиции, определения и критически важные аспекты теневой экономики сформированы и были проведены в качестве полноценных научных исследований данной тематики и отдельных ее факторов ранее [10] (Dmitrieva, Drobot, 2018), о чем свидетельствует большое разнообразие в методах, проведенных работах и опубликованных научных статьях в последнее время [11] (Zhemerikina, 2017).
Интерес к проблематике вопроса теневой экономики увеличился в период возникновения пандемии, что ознаменовало и выделило ряд существенных проблем в ходе проводимой цифровизации производственного и банковского сектора страны, неточности и статистические расхождения в официальных методах оценки объема и размаха теневого сектора в стране, а также отсутствие контроля за изменением состояния коррелирующих факторов, влияющих на ряд значимых для сдерживания теневой экономики показателей.
Кратко охарактеризуем методы, применяемые в данной статье для поиска новых критериев оценки, и перейдем к предпосылкам и причинам увеличения теневого сектора на современном этапе.
Ключевыми методами стали: исторический и логический, метод научных экстраполяций, прогнозирования и моделирования, научного сравнения, описания и обобщения, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Рассматривая длительный исторический период развития и становления современной социально-экономической и финансовой системы страны, стоит отметить, что сама проблема теневой экономики и присутствия теневого сектора возникает не впервые в качестве приоритетного направления для научного и управленческого решения.
Начиная с советского периода 1970–1980-х гг. проблема теневой экономики довольно часто остро становилась важнейшей и ключевой для дальнейшего успешного развития страны и экономического роста [8] (Burov, 2017).
Борьба с кустарным производством, скрытием части доходов и незарегистрированной занятостью населения успешно велась и на тот момент. Однако, учитывая некоторые институциональные особенности и командно-административную систему того исторического периода, не могла быть решена полностью и навсегда [23] (Khanchuk, 2019).
Следующим важным звеном в социально-экономическом развитии страны и региона стало постперестроечное время 1990-х и 2000-х годов, где масштабы теневого сектора существенно расширились частично за счет кустарных производств и серых рынков предприятий, частично за счет перехода и миграции населения [13] (Kalmanbetova, Gapurbaeva, 2017) на иные источники заработка кроме основной зарегистрированной и регулярной занятости (о чем свидетельствует официальная статистика по уровню безработицы тех лет). Имевший место в переходный период развития и становления финансовой системы и нового институционального устройства социально-экономической сферы феномен «экономики выживания» вынуждал и требовал резкой смены структуры занятости, а следовательно, и получаемых доходов среди населения. Большинство граждан перестраивались на рыночный тип поведения, переходя от наемного труда и работы на предприятиях (до этого обычно – заводах, фабриках и производственных объединениях) к торговому бизнесу, рынку недвижимости и имущества, а также мелкому предпринимательству.
Данная тенденция в начале 2000-х годов продлилась недолго в силу быстрого охлаждения новых рынков из-за череды банкротств его участников и ужесточения контроля за экономической деятельностью как граждан, так и субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в стране и регионах.
С одной стороны, это способствовало снижению теневого сектора и объема теневой экономики в России и большинстве регионов, но с другой стороны, открывало возможности для возникновения структурных, финансовых и экономических кризисов, которые в силу неразвитости институциональной структуры и несовершенства налогового законодательства в то время имели высокие шансы возникновения [24] (Kharlamova, 2018).
При этом ужесточение контроля, ведение статистики и особых мер сдерживания теневого сектора, в том числе налоговых и бухгалтерских решений в учете, способствовало снижению неофициальной занятости и незарегистрированных производств, но не до конца решали данную проблему.
Из-за нескольких подобных решений институциональная структура смогла устранить множество существующих перекосов инфраструктуры, однако до полного решения проблемы было далеко, так как любая экономика подвержена периодическим кризисам, воздействиям от фаз развития (подъемы и спады), а также экономических циклов и влиянию цикличности процесса.
Проведем корреляционный анализ нескольких факторов, влияющих на размер теневого сектора, и сформируем таблицы, графики и ключевые выводы на основе полученных данных.
Анализ факторов будет состоять из 8 коррелирующих между собой блок-факторов, основанных на динамике 13 статистических показателей официальной государственной статистики [18] (Novenkova, 2017), на базе данных и показателей Росстата, включающих предпосылки и причины возникновения феномена теневой экономки [24] (Kharlamova, 2018), а также аналитического обзора и анализа официальных органов отдельных показателей в совокупности с корреляцией факторов возникновения теневой экономики, приведенных в таблицах и расчетах [22] (Simutina, Leventov, 2019).
Например, на 2015 год основными положениями, фигурирующими в понимании теневой экономики России, стали следующие критерии: уход от налогообложения среди организаций, большой процент в статистике по недостоверной бухгалтерской отчетности предприятий и организаций, некоторые структурные недостатки законодательства, ошибки оформления накладных документов при поставках, отгрузках, погрузках и отправке товаров, уход в теневой сектор части производств в связи с финансовыми сложностями, увеличение действия коррупции и преступлений в социально-экономической и финансовой сфере.
В качестве контрольных точек исследования и сравнения возьмем периоды и годы, связанные с крупными и значимыми финансовыми и экономическими событиями в России и в мире, в том числе включая такие даты, как 1993/1994/1995 гг., 2000/2001/2002 гг., 2007/2008/2009 гг., 2014/2015/2016 гг., и дальнейшее развитие в рамках прогнозов на 2021/2022/2023 гг.
При этом налогообложение и поступления в бюджет рассмотрены в статье и проведенном анализе исключительно с результатов деятельности производственного сектора и экономически активного населения, то есть с официальной экономической деятельности в России и регионах [12] (Kaybalina, 2018), признанной в значениях показателей ВВП и ВРП [16] (Novenkova, 2017).
Для анализа показателей использованы данные официальной статистики, Центрального банка России и Росфинмониторинга с применением научных методов систематизации и оценки полученных значений с применением эконометрическо-математического аппарата и классического корреляционного анализа, за исключением отслеживания теневой экономики по физическим и материальным расходам, так как этот показатель в современных условиях развития и воздействия пандемии стал недостаточно показательным для оценки размаха и размера теневой экономики в стране.
Рисунок 1. ВВП в рыночных ценах по методологиям СНС 1993 и 2008 в млн руб. Источник: составлено авторами на основе данных Росстата.
Выделим определение теневой экономики, исходя из вышесказанного:
1) теневая экономика – это совокупность неучтенных и противоправных видов хозяйственной деятельности, включает такие сегменты, как неформальная, криминальная и фиктивная экономика;
2) теневая экономика – это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами [25] (Khudaynazarov, 2019).
Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования) [15] (Menshikov, 2020).
В состав теневой экономики входят следующие сегменты:
- неформальная экономика («серый рынок») – законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами [5] (Burov, 2019), в том числе трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов [20] (Romanenko, Shcheglov, 2018);
- криминальная экономика («черный рынок») – экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда и подобные запрещенные виды деятельности [4] (Burov, 2019);
- фиктивная экономика – предоставление взяток (коррупция [21] (Rudenko, Subbotina, Fedotova, 2019), индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.
В 2017 году произошло значительное уменьшение доли неучтенного дохода в общей структуре экономики страны и, как следствие, снижение доли теневого сектора России (табл. 1).
Таблица 1
Статистика теневой экономики в России
Год
|
Размер теневой экономики, трлн руб.
|
Доля от ВВП, %
|
Размер ВВП, трлн руб.
|
2018
|
20,7
|
20
|
103,6
|
2017
|
18,9
|
20,5
|
92
|
2016
|
24,3
|
28,3
|
86
|
2015
|
23,4
|
28,1
|
83,1
|
2014
|
12,35 (только Росстат)
|
17,3
|
71,4
|
2013
|
11,01 (только Росстат)
|
16,5
|
66,7
|
2012
|
9,36 (только Росстат)
|
15
|
62,4
|
2011
|
8,2 (только Росстат)
|
15,1
|
54,4
|
2010
|
7,12 (только Росстат)
|
16
|
44,5
|
2009
|
7,8 (только Росстат)
|
19,9
|
39,2
|
Эксперты считают, что это могло быть связано не только с действительным сокращением теневого бизнеса (на показатель могли повлиять изменения в законодательстве [3] (Burov, 2018), поэтому часть теневого сектора перестала быть таковой, что и отразилось в итоге и на мониторинге), но и с изменением методики оценки самого Росфинмониторинга.
Помимо этого, по словам экспертов этой службы, в России снизился объем нелегально поступающих в страну денежных средств из зарубежных стран, а также сократилась доля теневых финансовых потоков из России в банки других стран.
При проведении мониторинга в оценку были включены следующие данные:
- объем нелегального импорта (товаров, у которых занижена таможенная госпошлина из-за недостоверных налоговых деклараций);
- скрытая прибыль от налогообложения;
- криминальные деньги;
- «черные» зарплаты.
Если сопоставить объем скрытой экономической деятельности в сравнении с другими наиболее заметными показателями в экономике Российской Федерации, то можно заметить следующее:
По оценкам МВФ, на 24 января 2018 года уровень теневой экономики в России на протяжении долгого времени держится в диапазоне от 30–40% (табл. 2). В данном докладе отмечалось, что при составлении отчета были взяты в расчет все составляющие теневого сектора, включая криминальную.
Таблица 2
Размер теневой экономики в РФ по данным МВФ в 2005–2015 гг.
Год
|
Доля теневой экономики от ВВП, %
|
2005
|
36,41
|
2006
|
35,47
|
2007
|
34,59
|
2008
|
32,6
|
2009
|
36,79
|
2010
|
33,7
|
2011
|
32,03
|
2012
|
31,88
|
2013
|
32,21
|
Так как рассчитывать возможный размер теневой экономики необходимо по расходам, а значит, и сопутствующим им всплескам повышения цен из-за ажиотажного спроса, вызванного расширенным потреблением и приводящего к скрытой инфляции (в России уровень инфляции рассчитывается по индексу потребительских цен), то рост теневого сектора можно отследить в основном по затратам предприятий и расходам насления.
Однако этот фактор не всегда связан именно с расширением теневой экономики в стране, а зачастую с последствиями экономических, структурных и циклических кризисов, которые возникают в результате воздействия значительного числа разнообразных внешних и внутренних факторов (в том числе социально-экономических, финансовых и политических решений: например, наложение на Россию санкций и ограничений в торговле, а также в сырьевом и производственном экспорте со стороны стран Запада) и отчасти являются закономерностью вследствие функционирования любой рыночной экономики, согласно теориям о цикличности и фазам спада и оживления. Поэтому оптимально будет использовать для анализа и оценки корреляции факторов расширения и развития теневой экономики на современном социально-экономическом этапе функционирования российской экономической системы следующие показатели: динамику ВВП и ВРП (по паритету покупательской способности), уровень безработицы, номинальные официальные зарплаты [5] (Burov, 2019) в стране и регионах, число и количество экономических преступлений (в финансовом секторе), структуру доходов населения, количество поступлений в федеральный консолидированный бюджет и показатель оценки значимости факторов, ограничивающих деятельность предприятия в стране и регионах.
Необходимо понимать, что объемы теневой экономики в 2020 году, по данным Росфинмониторинга, составят 20,5 трлн рублей, тогда как расходы федерального бюджета за этот период составили 18 трлн руб., поэтому становится очевидным, что улучшения в разных сферах жизни для граждан и дальнейшего усиления производительности труда в промышленности не придется ожидать до тех пор, пока не получится вывести из тени большую часть экономики страны и регионов [2] (Bochkareva, 2019), развитие которых в посткризисный период будет зависеть от возможностей снижения теневого сектора.
Далее предлагается сравнить обще положение экономики в рамках поступлений в федеральный и региональный бюджет на примере федерального бюджета РФ и бюджета региона (Саратовская область взята в качестве примера региона).
Рисунок 2. Поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности, в млн руб.
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата.
Для сравнения динамики и тренда относительно собираемых налогов и сборов приведем аналогичный график для поступлений в бюджетную систему в рамках региона [17] (Novenkova, 2017) на примере Саратовской области.
Рисунок 3. Поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности (на примере региона – Саратовская область)
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата.
Далее сравним уровень безработицы с поступлениями в консолидированный бюджет в рамках страны и в отдельном регионе.
Таблица 3
Корреляция поступлений в бюджет относительно уровня безработицы в стране
Критерий
|
РФ
|
Период
|
Уровень безработицы, в % от
экономически активного населения
|
Критерий
| |
Рост/cнижение
поступлений налогов и сборов в бюджет
|
Поступило платежей в консолидированный
бюджет Российской Федерации – всего
|
Год
|
Рост/cнижение %
безработицы в стране
| ||
Базовый год
|
5 441 025,612
|
2006
|
7,1
|
Базовый год
| |
Рост
|
6 967 626,144
|
2007
|
6
|
Снижение
| |
Рост
|
7 967 804,308
|
2008
|
6,2
|
Медленный рост **
| |
Снижение
|
6 307 025,697
|
2009
|
8,3
|
Рост
| |
Медленный рост *
|
7 687 882,970
|
2010
|
7,3
|
Снижение
| |
Рост
|
9 733 597,392
|
2011
|
6,5
|
Медленное снижение **
| |
Рост
|
10 952 640,696
|
2012
|
5,5
|
Снижение
| |
Рост
|
11 322 649,585
|
2013
|
5,5
|
Стагнация
| |
Рост
|
12 606 291,943
|
2014
|
5,2
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
13 707 085,995
|
2015
|
5,6
|
Медленный рост
| |
Рост
|
14 387 742,053
|
2016
|
5,5
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
17 194 238,140
|
2017
|
5,2
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
21 148 837,494
|
2018
|
4,8
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
22 510 631,071
|
2019
|
4,6
|
Медленное снижение
| |
Снижение
|
20 713 744,276
|
2020
|
5,3 ***
|
Рост
|
** Критерии «медленный рост» и «медленное снижение» означают изменение % (уровня безработицы) менее чем на 1%.
*** Процент уровня безработицы в стране приводится в усредненном значении [1], фактическая безработица на конец 2020 (диапазон 4,7% в январе – 5,9% в декабре) показала более значительный рост (более 1%), что соответствует критерию «Рост».
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата.
Таблица 4
Корреляция поступлений в бюджет относительно уровня безработицы в регионе (Саратовская область)
Критерий
|
Саратовская область
|
Период
|
Уровень безработицы, в % от
экономически активного населения
|
Критерий
| |
Рост / Снижение поступлений налогов и
сборов в бюджет
|
Поступило платежей в консолидированный
бюджет Российской Федерации - всего
|
Год
|
Рост / Снижение % безработицы в
регионе
| ||
Базовый год
|
43 782,184
|
2006
|
8,2
|
Базовый год
| |
Рост
|
55 967,281
|
2007
|
8
|
Медленное снижение *
| |
Рост
|
69 711,133
|
2008
|
7,8
|
Медленное снижение
| |
Снижение
|
61 202,846
|
2009
|
8,8
|
Рост
| |
Рост
|
71 342,445
|
2010
|
6,3
|
Снижение
| |
Рост
|
75 823,816
|
2011
|
6
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
99 123,361
|
2012
|
5,4
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
107 969,748
|
2013
|
5,2
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
117 929,593
|
2014
|
4,6
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
124 360,182
|
2015
|
4,7
|
Медленный рост *
| |
Рост
|
146 432,826
|
2016
|
5,1
|
Медленный рост
| |
Рост
|
167 820,265
|
2017
|
4,8
|
Медленное снижение
| |
Рост
|
188 879,307
|
2018
|
5
|
Медленный рост
| |
Снижение
|
175 517,079
|
2019
|
4,3
|
Медленное снижение
| |
Снижение
|
153 209,803
|
2020
|
- **
|
- **
|
** Процент уровня безработицы в регионе не рассчитан в официальной статистике по итогам 2020.
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата.
Таблица 5
Количество преступлений экономической направленности в России и регионе (Саратовская область) как фактор присутствия [14] (Kondrateva, 2017) и увеличения теневого сектора [7] (Burov, 2019)
Показатель / Год
|
Количество преступлений экономической
направленности, зарегистрированных в отчетном периоде (единица)
|
Количество предварительно
расследованных преступлений экономической направленности (из числа
находившихся в производстве или зарегистрированных в отчетном периоде) (единица)
|
Количество преступлений,
зарегистрированных в отчетном периоде (единица)
| |||
РФ
|
Сар. область
|
РФ
|
Сар.
область |
РФ
|
Сар.
область | |
2010
|
276 435
|
3 424
|
202 879
|
2 558
|
2 628 799
|
38 320
|
2011
|
202 454
|
3 353
|
144 843
|
2 774
|
2 404 807
|
32 740
|
2012
|
172 975
|
2 792
|
120 210
|
2 248
|
2 302 168
|
28 730
|
2013
|
141 229
|
1 867
|
105 674
|
1 442
|
2 206 249
|
28 310
|
2014
|
107 797
|
1 412
|
71 418
|
842
|
2 190 578
|
27 182
|
2015
|
112 445
|
1 467
|
69 841
|
973
|
2 388 476
|
29 757
|
2016
|
108 754
|
1 441
|
67 191
|
951
|
2 160 063
|
25 026
|
2017
|
105 087
|
1 598
|
64 737
|
854
|
2 058 476
|
28 833
|
2018
|
109 463
|
1 597
|
66 592
|
1 020
|
1 991 532
|
29 032
|
2019
|
104 927
|
1 605
|
64 003
|
719
|
2 024 337
|
29 315
|
2020
|
105 480
|
1 647
|
64 385
|
670
|
2 044 221
|
30 563
|
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата.
Таблица 6
Структура доходов населения РФ
Вид в структуре доходов
|
Доходы от предпринимательской
деятельности
|
Доходы от собственности
|
Другие доходы
|
Оплата труда
|
Социальные трансферты
|
1995
|
16,4
|
6,5
|
1,2
|
62,8
|
13,1
|
1996
|
13,1
|
5,3
|
1,1
|
66,5
|
14
|
1997
|
12,5
|
5,7
|
0,6
|
66,4
|
14,8
|
1998
|
14,4
|
5,5
|
1,8
|
64,9
|
13,4
|
1999
|
12,4
|
7,1
|
0,9
|
66,5
|
13,1
|
2000
|
15,4
|
6,8
|
27,5
|
36,5
|
13,8
|
2001
|
38,5
|
5,7
|
28
|
12,6
|
15,2
|
2002
|
11,9
|
5
|
26,7
|
41,1
|
15,3
|
2003
|
12
|
7,8
|
26,7
|
39,4
|
14,1
|
2004
|
11,7
|
8,2
|
26,9
|
40,3
|
12,8
|
2005
|
11,4
|
10,3
|
26
|
39,6
|
12,7
|
2006
|
11,1
|
10
|
27
|
39,5
|
12
|
2007
|
10
|
8,9
|
28,1
|
41,9
|
11,6
|
2008
|
10,2
|
6,2
|
25,7
|
44,7
|
13,2
|
2009
|
9,5
|
6,4
|
28,5
|
40,8
|
14,8
|
2010
|
8,9
|
6,2
|
26,9
|
40,3
|
17,7
|
2011
|
8,9
|
5,2
|
27,6
|
40
|
18,3
|
2012
|
9,4
|
5,1
|
25,9
|
41,3
|
18,3
|
2013
|
7
|
4,7
|
14,5
|
55,1
|
18,7
|
2014
|
7
|
4,8
|
15,1
|
54,9
|
18,2
|
2015
|
6,5
|
5,1
|
17,4
|
52,8
|
18,2
|
2016
|
6,4
|
5,1
|
15,8
|
53,9
|
18,8
|
2017
|
6,3
|
4,6
|
14,7
|
55,1
|
19,3
|
2018
|
6,1
|
4,6
|
12,8
|
57,2
|
19,1
|
2019
|
6
|
5,1
|
12,3
|
57,7
|
18,9
|
Таблица 7
Структура доходов населения Саратовской области
Вид в структуре доходов
|
Доходы от предпринимательской
деятельности
|
Доходы от собственности
|
Другие доходы
|
Оплата труда
|
Социальные трансферты
|
2000
|
21
|
3,8
|
27,3
|
33
|
15
|
2001
|
34,2
|
3,5
|
29,7
|
15,4
|
17,2
|
2002
|
13,4
|
3,3
|
28,9
|
36,4
|
18,1
|
2003
|
13,6
|
6,2
|
28,2
|
34,9
|
17,1
|
2004
|
13
|
4,4
|
27,3
|
37,8
|
17,5
|
2005
|
12,7
|
4,7
|
28,6
|
36,6
|
17,4
|
2006
|
11,8
|
5,5
|
27,5
|
38,2
|
17
|
2007
|
8,1
|
5,9
|
26,5
|
42,3
|
17,2
|
2008
|
7,9
|
6
|
24,5
|
43,9
|
17,7
|
2009
|
7,2
|
5,6
|
27,2
|
40,5
|
19,5
|
2010
|
7,9
|
4,4
|
24,7
|
38,1
|
24,9
|
2011
|
8,6
|
3,1
|
23,2
|
39,1
|
26
|
2012
|
8,8
|
3,2
|
20,6
|
40,8
|
26,6
|
2013
|
5
|
3
|
14,5
|
52,1
|
25,4
|
2014
|
4,5
|
3,3
|
16,7
|
50,9
|
24,6
|
2015
|
4,4
|
3,7
|
20
|
48,3
|
23,6
|
2016
|
4,5
|
3,5
|
17
|
50,1
|
24,9
|
2017
|
4,6
|
3,4
|
14,9
|
51,4
|
25,7
|
2018
|
4,5
|
3,2
|
15
|
52,2
|
25,1
|
2019
|
4,5
|
3,5
|
14,8
|
52,2
|
25
|
Далее перейдем к рассмотрению факторов, влияющих на юридических лиц (организации и предприятия в рамках всей страны как отдельный фактор присутствия теневой экономики).
В таблице 8 представлена поквартальная оценка значимости факторов, ограничивающих деятельность предприятия (в процентах), по следующим факторам:
- большой объем теневого бизнеса у конкурентов,
- высокая конкуренция,
- высокий уровень налогообложения,
- недостаток финансовых средств,
- недостаточный платежеспособный спрос,
- незаконные сборы органов контроля всех уровней,
- другие факторы.
Таблица 8
Оценка значимости факторов, ограничивающих деятельность предприятия (без субъектов малого предпринимательства), %
Год
|
Период / Объем влияния
|
Влияет несущественно
|
Влияет существенно
|
Не влияет
|
2010
|
I квартал
|
33 33 23 14 22 30 9
|
28 57 74 82 72 15 62
|
39 10 3 4 7 55 29
|
II квартал
|
33 33 23 15 23 29 10
|
27 57 73 81 70 15 67
|
40 10 4 4 7 56 24
| |
III квартал
|
33 35 22 13 22 28 8
|
27 55 73 83 70 16 65
|
40 11 5 5 8 57 27
| |
IV квартал
|
30 37 23 13 22 28 6
|
28 54 73 82 70 16 67
|
42 10 5 5 8 56 28
| |
2011
|
I квартал
|
44 46 19 27 36 25 14
|
23 44 78 68 58 12 54
|
33 10 4 4 7 63 33
|
II квартал
|
34 34 19 13 21 28 13
|
23 53 77 81 70 14 56
|
43 13 4 6 9 58 31
| |
III квартал
|
35 34 18 12 21 27 12
|
24 53 78 82 68 17 55
|
41 13 4 6 11 56 33
| |
IV квартал
|
36 34 17 13 24 29 12
|
24 53 80 83 68 17 59
|
40 13 3 4 9 54 31
| |
2012
|
I квартал
|
37 35 18 14 25 27 15
|
22 52 78 82 67 18 58
|
42 14 4 5 8 55 27
|
II квартал
|
39 35 19 15 25 25 18
|
22 52 76 80 67 18 58
|
39 14 5 5 8 57 24
| |
III квартал
|
36 34 20 15 25 25 21
|
24 52 76 78 66 18 56
|
40 14 4 7 9 58 23
| |
IV квартал
|
36 38 19 15 26 23 22
|
25 51 76 78 65 18 57
|
40 12 4 7 9 59 22
| |
2013
|
I квартал
|
33 37 18 12 24 20 11
|
27 51 77 80 66 19 58
|
40 13 5 8 10 61 31
|
II квартал
|
42 43 29 27 35 31 55
|
23 46 67 67 56 16 30
|
35 11 5 7 8 53 15
| |
III квартал
|
43 44 29 27 35 35 58
|
24 47 67 67 57 15 28
|
33 10 4 6 8 50 14
| |
IV квартал
|
44 41 29 26 35 37 59
|
23 48 66 68 56 15 26
|
34 11 5 6 9 49 15
| |
2014
|
I квартал
|
36 38 27 22 26 29 17
|
30 52 68 72 65 18 43
|
34 11 4 6 9 53 40
|
II квартал
|
35 35 26 20 27 28 19
|
33 54 69 73 64 19 45
|
32 11 5 6 10 53 36
| |
III квартал
|
35 36 26 20 26 28 17
|
33 53 69 73 64 18 45
|
31 11 5 6 10 54 38
| |
IV квартал
|
36 36 27 14 28 30 21
|
33 53 68 79 63 19 40
|
31 11 5 7 10 52 40
| |
2015
|
I квартал
|
34 36 25 15 27 29 19
|
31 53 70 79 63 17 40
|
35 11 5 6 10 54 41
|
II квартал
|
34 34 20 15 22 29 22
|
33 55 75 80 67 17 20
|
34 11 5 6 10 54 58
| |
III квартал
|
35 35 23 15 23 31 20
|
32 55 73 79 67 16 29
|
33 11 4 6 10 53 51
| |
IV квартал
|
33 35 22 16 22 30 22
|
30 55 74 78 68 16 30
|
36 11 4 6 11 54 48
| |
Среднее за период анализа
|
36 37 23 17 26 28 20
|
27 52 73 77 65 17 48
|
37 11 4 6 9 55 32
|
По состоянию показателей оценки факторов развития и присутствия теневого сектора у конкурирующих на рынке компаний самыми значимыми факторами за период с 2010 по 2015 год стали следующие: высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств, недостаточный платежеспособный спрос, соответствующие критерию «влияют существенно на деятельность в отрасли» (более 70% влияния относительно корреляции факторов в структуре). Это свидетельствует о том, что максимальное влияние на рост теневой экономики в России в этот период оказали именно эти критерии, соответствующие выделенному фактору и его влиянию на деятельность коммерческих компаний, в процентах, определенных в конкретные анализируемые годы.
В заключение статьи можно отметить следующие итоги исследования: по данным официальной статистики, доля теневой экономики относительно ВВП/ВРП снижается и остается на примерно одинаковом уровне.
Анализ различных факторов влияния и оценка корреляции поступлений в бюджет относительно уровня безработицы с 2015 года показали значительное уменьшение теневого сектора в России, связанного с доходами, полученными преступным путем.
Это свидетельствует о повышении налогового и административного контроля в рамках учета деятельности предприятий и налогообложения различных экономических агентов на территории страны, что привело к снижению незарегистрированной деятельности, в том числе за счет внедрения широкой цифровизации с 2017 года.
При этом частичный отказ от старых методологий и систем статистических показателей, используемых Росфинмониторингом и Росстатом до 2015 года, позволял более качественно отслеживать риски возникновения теневой деятельности, используя не только оценку по индексу ВВП (ВРП в регионах) в совокупности с фактической оценкой расходов разного вида (в том числе непроизводственного типа или резких скачкообразных изменений показателей расходов по энергоносителям, топливу и сырью) у фирм, организаций и компаний, а также частных лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и в рамках таможенного и налогового контроля в соответствии с практикуемой и реализуемой ими деятельностью и соответствующего усредненного уровня доходов данных экономических агентов (субъектов) по этой экономической отрасли.
Этот способ позволял выделять коррелирующие факторы, ликвидировать их воздействие и последствия на конкуренцию на внутреннем и внешнем рынке, а также уменьшать долю теневого сектора и незаконной или незарегистрированной занятости, что помогало как ключевой фактор борьбы с безработицей и падением уровня жизни (состоятельности населения) в регионах, о чем свидетельствуют коррелирующие с этим фактом факторы, исходящие из структур доходов за соответствующие периоду анализа годы.
Однако процент теневой занятости сильно меняется и возрастает в период кризисных воздействий и инфляционной турбулентности в связи с отсутствием конкретных мер, направленных на поддержку официально занятого населения в регионах, в связи с инфраструктурной и институциональной проблемой социально-экономического развития, периодически возникающей из-за ряда внешних и внутренних факторов влияния и стадий экономического цикла, феномен теневой экономики все еще остается важным дискуссионным вопросом, в том числе для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей в настоящее время.
References:
Abdullina I.R., Scheglov V.Yu. (2018). Tenevoy rynok truda Rossii [The shadow labor market in Russia]. Shadow Economy. (2). 47-53. (in Russian).
Bochkareva I.V. (2019). Opredelenie razmera tenevogo sektora malogo biznesa na regionalnom urovne (na primere zabaykalskogo kraya) [Determining the size of the shadow sector of small business at the regional level (on the example of the Zabaykalsky krai)]. Shadow Economy. (3). 165-174. (in Russian).
Burov V.Yu. (2017). Teoreticheskie osnovy issledovaniya tenevoy ekonomiki: retrospektivnyy analiz [Theoretical background for research of shadow economy: the retrospective analysis]. Shadow Economy. (2). 57-72. (in Russian).
Burov V.Yu. (2018). Obzor normativno-pravovoy bazy protivodeystviya tenevoy ekonomike [Review of the regulatory legal and regulatory framework for combating the shadow economy]. Shadow Economy. (4). 129-138. (in Russian).
Burov V.Yu. (2018). Tenevaya ekonomicheskaya deyatelnost subektov malogo predprinimatelstva: analiz problem i eyo ekonomicheskoy sushchnosti [Shadow economic activity of small businesses]. Shadow Economy. (2). 39-46. (in Russian).
Burov V.Yu. (2019). Opyt Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu ottoku kapitala za rubezh i legalizatsii dokhodov, poluchennyh prestupnym putem [The experience of the Russian Federation in countering the outflow of capital abroad and the legalization of proceeds from crime]. Shadow Economy. (3). 153-164. (in Russian).
Burov V.Yu. (2019). Protivodeystvie gosudarstvennyh organov vydache rabotnikam skrytoy (neofitsialnoy) zarabotnoy platy [The state authorities opposition to issuing hidden (informal) wages to employees]. Shadow Economy. (4). 235-244. (in Russian).
Burov V.Yu. (2019). Tenevaya ekonomicheskaya deyatelnost subektov predprinimatelstva kak faktor razvitiya ekonomicheskoy prestupnosti [Shadow economic activity of business entities as a factor in the development of economic crime]. Shadow Economy. (2). 87-96. (in Russian).
Burov V.Yu., Shemyakin A. (2018). Osobennosti upravleniya finansami malyh predpriyatiy pri osushchestvlenii tenevoy ekonomicheskoy deyatelnosti [Features of financial management of small enterprises in the implementation of shadow economic activity]. Shadow Economy. (1). 23-28. (in Russian).
Dmitrieva E.O., Drobot E.V. (2018). Tenevaya ekonomika: ugrozy i posledstviya [Shadow economy: threats and consequences]. Shadow Economy. (1). 9-16. (in Russian).
Kalmanbetova G.T., Gapurbaeva Sh.R. (2017). Vliyanie migratsionnyh protsessov na formirovanie tenevoy zanyatosti [Impact of migration processes on the informal employment creation]. Shadow Economy. (1). 23-30. (in Russian).
Kaybalina N.B. (2018). Vliyanie tenevyh ekonomicheskikh otnosheniy na konkurentosposobnost regionov [Competitiveness and shadow economic relations]. Shadow Economy. (3). 89-103. (in Russian).
Khanchuk N.N. (2019). Tenevaya ekonomicheskaya deyatelnost kak istoricheskaya kategoriya [Shadow economic activity as a historical category]. Shadow Economy. (3). 191-202. (in Russian).
Kharlamova E.V. (2018). Tenevaya ekonomika v Rossii: prichiny i formy eyo proyavleniya [Shadow economy in Russia: causes and forms of its manifestations]. Shadow Economy. (1). 17-21. (in Russian).
Khudaynazarov A.K. (2019). Opredelenie, vidy i osnovnye faktory tenevoy ekonomicheskoy deyatelnosti: obobshchenie na osnove obzora issledovaniy [Definition, types and main factors of shadow economic activity: a synthesis based on review of researches]. Institut prognozirovaniya i makroekonomicheskikh issledovaniy. Tenevaya ekonomika. (4). 213-224. (in Russian).
Kondrateva E.A. (2017). Kondrateva E.A [Processes of countering the legalization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism (aml / cft): categorical approaches]. Shadow Economy. (1). 31-46. (in Russian).
Menshikov A.S. (2020). Metody otsenki kolichestvennoy sostavlyayushchey tenevoy ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [Methods for assessing the quantitative component of the shadow economy in the Russian Federation]. Shadow Economy. (3). 111-126. (in Russian).
Novenkova A.Z. (2017). Osobennosti tenevogo sektora regionalnoy ekonomiki [Characteristics of informal sector of the economy]. Shadow Economy. (1). 13-21. (in Russian).
Novenkova A.Z. (2017). Rasshirenie sostava indikatorov rezultativnosti regionalnogo upravleniya s uchetom sostoyaniya tenevogo sektora [Expanding performance indicators of regional governance, taking into account the state of the underground sector]. Shadow Economy. (3). 101-114. (in Russian).
Novenkova A.Z. (2017). Vliyanie tenevoy ekonomiki na dinamiku pokazateley regionalnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Impact of shadow economy on the dynamics of indicators of regional social and economic development]. Shadow Economy. (2). 73-81. (in Russian).
Novruzov V.T. (2019). Na nauchnom nebosklone zagorelas novaya zvezda - mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [A new star was born on the scientific horizon - international scientific and practical conference "the fight against the shadow economy as a significant factor of economic development"]. Shadow Economy. (3). 203-208. (in Russian).
Romanenko K.V., Scheglov V.Yu. (2018). Vliyanie tenevogo sektora na ekonomicheskuyu bezopasnost Rossii [The impact of informal sector on the economic security of Russia]. Shadow Economy. (2). 61-66. (in Russian).
Rudenko M.N., Subbotina Yu.D., Fedotova A.S. (2019). Korruptsiya kak faktor tenevoy ekonomiki: tendentsii i perspektivy razvitiya (na primere privolzhskogo federalnogo okruga) [Corruption as a factor of the shadow economy: trends and prospects of development (on the example of Privolzhsky federal district)]. Shadow Economy. (1). 33-47. (in Russian).
Simutina N.L., Leventov N.N. (2019). Otsenka tendentsiy funktsionirovaniya neformalnogo predprinimatelstva na osnove dinamicheskoy modeli panelnyh dannyh [Estimation of trends in functioning of the informal entrepreneurship on the basis of the dynamic model of panel dataset]. Shadow Economy. (1). 49-65. (in Russian).
Zhemerikina Yu.I. (2017). K voprosu o psikhologicheskom aspekte nenablyudaemogo sektora ekonomiki [Psychological aspect of the non-observed sector of the economy]. Shadow Economy. (1). 47-52. (in Russian).
Страница обновлена: 01.05.2025 в 01:10:04