Modernization policy of old industrial regions as a mechanism to reduce threats to Russia's economic security
Sorokina N.Yu.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Russia
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 5
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 3 (July-september 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46439455
Cited: 5 by 31.03.2023
Abstract:
The relevance of the study of the old industrial regions modernization in Russia in the context of ensuring their economic security is due to the need to eliminate the contradiction between the traditional factors of economic growth of the territories and the requirements of the innovation-oriented external environment. Based on the fundamental provisions of the spatial economics theory, it is proved that the solution of the old industrial regions problems involves the implementation of a special regional policy at the federal level, aimed at maintaining positive and limiting the influence of negative specific factors that determine the prospects and dynamics of the development of territories of this type.
It is shown that the key source of threats to the economic security of the old industrial regions is the factor of influence of the change in the technological way of society development on the regional economy growth points. It is proved that the main problems that hinder the sustainable socio-economic development of the regions are problems in the demographic, technological and environmental spheres of the regional economy.
The strategic goal of the state policy of old industrial regions modernization is to overcome the limits of regional economies growth and ensure a high level of economic security and quality of life. It is argued that the priority direction of the modernization policy should be to promote the integration of new industries that produce high-tech products into the existing sectoral structure of the regional economy. The main mechanisms and tools of the state policy of the old industrial regions modernization in Russia are described. The key areas of this policy should be as follows: reforming the region's education system; encouraging spatial diversification of regional industry; supporting small and medium-sized businesses; stimulating domestic demand for Russian-made industrial products.
Keywords: old industrial region, modernization policy, regional economic security, regional industrial policy, Spatial Development Strategy of the Russian Federation
JEL-classification: O14, O25, R12, R13
Введение
Проблема модернизации старопромышленных территорий, придания нового импульса их динамике находится в центре внимания ученых не одно десятилетие. Особо актуальной она является для современной России, где в силу специфики проводимой в предыдущие десятилетия государственной политики существенную часть территорий составляют регионы индустриального типа, отраслевая структура экономики которых была сформирована в период индустриализации конца XIX – середины ХХ в. Под старопромышленными, на наш взгляд, следует понимать территории, на которых сконцентрированы высокоспециализированные отрасли промышленности, относящиеся третьему и четвертому технологическому укладу [9] (Latov, Sorokina, 2018). При таком подходе термин «старопромышленный регион» несет в себе два смысловых содержания: первое – историческое, определяющее «давность» и специфику процесса формирования структуры региональной экономики; второе – типологическое, конкретизирующее источники социально-экономического развития территории в современных условиях.
Политика модернизации предполагает создание механизмов адаптации старопромышленных регионов к новым технологическим укладам на основе развития и полноценной реализации их собственного научно-технического, инновационного и человеческого потенциала. Главными целями политики модернизации, проводимой в настоящее время России, выступают: восстановление производственного потенциала территорий, развитие производственной и социальной инфраструктуры, обеспечение обороноспособности страны, ее национальной и экономической безопасности [13]. Ожидается, что в процессе модернизации произойдет усиление вклада промышленного сектора в экономический рост, что будет способствовать повышению конкурентоспособности страны и регионов. Можно говорить о том, что политика модернизации имеет особое значение для регионов старопромышленного типа, поскольку ее реализация на федеральном и региональном уровнях государственного устройства Российской Федерации будет способствовать устранению противоречий между традиционными факторами экономического роста территорий и требованиями инновационно ориентированного внешнего окружения. Вышесказанное обуславливает актуальность разработки темы модернизации старопромышленных регионов России как ключевого механизма обеспечения их экономической безопасности и долгосрочной позитивной социально-экономической динамики.
Методология. Методологическим базисом исследования проблем модернизации старопромышленных регионов России выступают фундаментальные положения теории пространственной экономики, в соответствии с которыми важнейшим условием устойчивого развития территории является наличие отрасли-локомотива, так называемого полюса роста, выступающей драйвером развития всей региональной социально-экономической системы, либо двух и более отраслей, обеспечивающих диверсифицированный рост экономики региона, являющийся гарантом устойчивости к негативным факторам внешней среды. В регионах старопромышленного типа в качестве такой отрасли выступает промышленность, а ключевыми «точками роста» региональных экономик – промышленные центры, социально-экономическое пространство вокруг которых приобретает особые свойства, способствующие экономическому росту в регионе [15] (Hoover, 1948). Подобный тип экономического роста является важнейшим условием и фактором снижения угроз экономической безопасности как самих старопромышленных регионов, так и страны в целом.
Результаты. Обеспечение экономической безопасности и устойчивой социально-экономической динамики старопромышленных регионов непосредственно связано с их возможностями в сфере преодоления «предела» экономического роста, достигнутого в рамках сложившейся к настоящему времени модели социально-экономического развития. Регионы данного типа традиционно выступают в качестве «центров притяжения» факторов производства, прежде всего капитала и труда, поскольку обеспечивают их наиболее эффективное использование, выступая фундаментом промышленного «каркаса» страны.
Проблема заключается в том, что территории данного типа не способны обеспечить устойчивое развитие с опорой только на собственный социально-экономической потенциал и нуждаются в силу этого в поддержке в рамках государственных программ региональной политики [17] (Whittlesey, 1954). Таким образом, решение проблем старопромышленных регионов предполагает проведение на федеральном уровне особой региональной политики, нацеленной на поддержание позитивных и ограничение влияния негативных специфических факторов, определяющих перспективы и динамику развития территорий данного типа. Именно в рамках государственной политики модернизации, на наш взгляд, возможна реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих компенсацию внешнего по отношению к старопромышленным регионам фактора, выступающего ключевым источником угроз экономической безопасности территорий, влияние смены технологического уклада развития общества на «точки роста» экономики региона.
Вопрос о составе старопромышленных территорий России до сих пор является дискуссионным, однако большинство исследователей придерживаются подхода, в соответствии с которым выделяется 24 старопромышленных регионов [10] (Lukin, Uskova, 2016). Наибольшая их концентрация имеет место в Северо-Западном, Центральном и Сибирском федеральном округах, что во многом является результатом реализации в Советском Союзе государственной политики индустриализации в начале ХХ в. (табл. 1).
Таблица 1
Состав и характеристика старопромышленных регионов России
Старопромышленные регионы
России
|
Федеральный округ
|
Специфика проблем
функционирования
|
Мурманская
область
Республика Карелия Новгородская область Архангельская область Республика Коми |
Северо-Западный
|
«Сырьевая»
специализация промышленности; зависимость от поставок на экспорт; слабое
развитие транспортной инфраструктуры
|
Белгородская
область Тульская область
Липецкая область Вологодская область Ивановская область |
Центральный
|
Недостаток
квалифицированных кадров; низкие темпы обновления производственных мощностей,
устаревание основных фондов в промышленности; ухудшение экологической
ситуации
|
Нижегородская
область Пермский край
Удмуртская Республика Республика Башкортостан |
Приволжский
|
Ограничения
в транспортной и энергетической инфраструктуре; преобладание фондоемких,
материалоемких и энергоемких производств; высокий уровень износа основных
фондов
|
Свердловская
область Челябинская область Тюменская область
|
Уральский
|
Экологические
проблемы; низкий уровень диверсификации региональной экономики
|
Омская
область
Томская область Красноярский край Кемеровская область Республика Хакасия |
Сибирский
|
Экологические
проблемы; депопуляция населения и деградация трудового потенциала регионов
|
Магаданская
область Сахалинская область
|
Дальневосточный
|
Низкая
внутренняя транспортная «связанность» территории; очаговый характер
расселения с низкой плотностью населения; низкое качество социальной
инфраструктуры
|
Таким образом, общими проблемами для всех типов старопромышленных регионов России являются:
- демографическая проблема, заключающаяся в негативной динамике численности населения и связанной с ней нехваткой квалифицированных кадров для сферы промышленного производства. Особо актуальна она для регионов Центрального федерального округа, где проблема сокращения численности населения усугубляется высокой, а в отдельных случаях чрезмерной концентрацией ресурсных, транспортных, людских и других потоков в крупнейших городах и региональных центрах [4] (Gimpelson, Zudina, 2017);
- технологическая проблема, характеризующаяся высоким уровнем износа основных фондов, отставанием темпов их обновления от потребностей региональной экономики и хозяйствующих субъектов. По данным исследователей [10] (Lukin, Uskova, 2016), степень износа основных производственных фондов в старопромышленных регионах России составляет более 40%, удельный вес полностью изношенных основных фондов – более 12%;
- экологическая проблема, выражающаяся в высоком уровне техногенной нагрузки на население и окружающую природную среду. Проблемы в сфере экологии заключаются, прежде всего, в неудовлетворительном состоянии окружающей среды в большинстве городов – промышленных центров России. Центры старопромышленных регионов – города Тула, Екатеринбург, Омск, Волгоград, а также другие крупнейшие города и промышленные центры в последние годы все чаще сталкиваются с проблемой высоких показателей загрязненности воздуха. Так, по данным Гидрометеорологической службы России, осуществляющей контроль качества воздуха, в 2019 г. в 40 городах Российской Федерации было зафиксировано высокое и очень высокое загрязнение воздуха [12].
Указанные проблемы, с одной стороны, выступают источниками рисков и угроз экономической безопасности регионов старопромышленного типа, препятствуя их устойчивому социально-экономическому развитию, с другой стороны, «задают» ключевые направления политики модернизации, стратегической целью которой является преодоление «пределов роста» региональных экономик и обеспечение высокого уровня экономической безопасности и качества жизни населения территорий. Именно в этом контексте, на наш взгляд, должны быть отражены специфические региональные интересы старопромышленных регионов в документах государственного стратегического планирования, в частности в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.
Приоритетным направлением государственной политики модернизации старопромышленных регионов, на наш взгляд, является содействие реиндустриализации, то есть возвращению реальному сектору экономики ведущей роли в национальном и региональном развитии путем восстановления производственного потенциала регионов. Таким образом, политика реиндустриализации позволяет регионам эффективно использовать имеющийся социально-экономический потенциал и сохранить свою историческую специализацию как регионов индустриального типа, в которых промышленность является локомотивом роста региональной экономики.
В программных документах российского государства [1] определены два основных механизма достижения указанной цели, принципиально различных между собой: первый механизм предполагает создание на старопромышленных территориях новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию более высоких технологических укладов; второй механизм предусматривает поэтапное обновление отраслей промышленности региона путем освоения новых технологий производства продукции. В последние годы исследователями была предложена новая парадигма политики реиндустриализации, представляющая собой сочетание указанных выше подходов и предполагающая «встраивание» новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, в существующий индустриальный «каркас» региональной экономики (табл. 2). Результатом такой политики должно стать эволюционное обновление региональной промышленности, ее модернизация в составе производственного комплекса региона, развитие потенциала старопромышленного региона в области реализации инноваций в реальном секторе экономики.
Таблица 2
Характеристика ключевых направлений государственной политики
модернизации старопромышленных регионов России
Направление
модернизации
|
Ключевые
механизмы и инструменты
|
Создание новых
производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию
|
- привлечение
отечественных и зарубежных инвесторов, повышение инвестиционного потенциала
региона;
- модернизация региональной инфраструктуры |
Обновление
существующих отраслей промышленности путем внедрения новых технологий
производства продукции
|
- поддержка
инноваций в промышленности;
- поощрение создания промышленных кластеров и технологических центров |
«Встраивание»
новых производств, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, в
существующую отраслевую структуру региональной экономики
|
- реформирование
системы образования региона как основы развития человеческого потенциала;
- поощрение пространственной диверсификации региональной промышленности; - поддержка малого и среднего предпринимательства; - стимулирование на государственном уровне внутреннего спроса на промышленную продукцию российского производства |
В рамках данного подхода в основу политики модернизации старопромышленных регионов могут быть положены следующие механизмы и инструменты:
- реформирование системы образования региона как принципиальное условие модернизации промышленного производства на основе внедрения информационных технологий, современных видов оборудования, развития нанотехнологий и др. Кроме того, развитый человеческий капитал обеспечивает распространение и эффективное, а главное – справедливое, использование результатов научно-технического прогресса, обеспечивая тем самым повышение качества жизни населения [3] (Gimpelson et al., 2021);
- поощрение диверсификации региональной промышленности в пространственном аспекте, поскольку высокая концентрация экономической активности в центральных городах ведет к обострению социальных проблем между центром и периферией [6] (Dvoryadkina, Kaybicheva, 2017). Данный процесс может рассматриваться как основа трансформации структуры всей национальной экономики России, поскольку способствует формированию новой пространственной модели технологического развития страны [14] (Crespo, Balland, Boschma, Rigby, 2017);
- поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения социальной стабильности в региональной социально-экономической системе. Актуальность этого механизма невозможно переоценить в современных условиях, когда в период локдауна весной 2020 г. с проблемой потери работы столкнулись 8,7% среднего класса, а у 3,9% доход не превышал минимального размера оплаты труда [11];
- «стимулирование внутреннего спроса на отечественную промышленную продукцию» [8] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2019), что предполагает реализацию на федеральном уровне комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности отраслей промышленности Российской Федерации, обеспечивающих достижение национальных целей развития [2]. Этому призваны способствовать: модернизация технологической базы отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос; обеспечение условий для притока внебюджетных инвестиций в отрасли промышленности; содействие росту числа организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации, и т.д.
Обсуждение. Необходимость проведения политики модернизации старопромышленных территорий обосновывают в своих трудах и отечественные, и зарубежные исследователи. Зарубежные авторы особый акцент делают не только на структурных изменениях, но и на необходимости программ экологического оздоровления территорий, результатом которых должна стать рекультивация промышленного ландшафта [16]. Исследования Т.И. Горкиной и коллектива ученых Института географии РАН подтверждают [5] (Gorkina, 2019), что государственная поддержка способствует трансформации сложившейся структуры старопромышленных территорий, что создает благоприятные условия для достижения их устойчивого экономического развития без снижения уровня жизни для населения. Вместе с тем следует отметить, что именно российские исследователи рассматривают данную государственную политику в контексте обеспечения экономической безопасности регионов старопромышленного типа.
Заключение
Под старопромышленными регионами следует понимать территории, на которых сконцентрированы высокоспециализированные отрасли промышленности, относящиеся к третьему и четвертому технологическому укладу. Регионы данного типа традиционно выступают в качестве «центров притяжения» факторов производства, прежде всего капитала и труда, поскольку обеспечивают их наиболее эффективное использование, выступая фундаментом промышленного «каркаса» страны.
Ключевым источником угроз экономической безопасности территорий старопромышленного типа выступает внешний по отношению к региональной системе фактор – негативное влияние смены технологического уклада на «точки роста» экономики региона. Минимизации угроз экономической безопасности территорий данного типа будет способствовать проведение государственной политики модернизации старопромышленных регионов, стратегической целью которой должно стать преодоление «пределов роста» региональных экономик и «обеспечение высокого уровня экономической безопасности и качества жизни населения территорий» [7] (Karavaeva, Bukhvald, Soboleva, Kolomiets, Lev, Ivanov, Kazantsev, Kolpakova, 2019).
Политика модернизации старопромышленных регионов позволит им своевременно адаптироваться к новым факторам функционирования и развития в условиях изменяющейся внешней среды посредством задействования следующих механизмов и инструментов государственной поддержки: реформирование системы образования региона; поощрение пространственной диверсификации региональной промышленности; поддержка малого и среднего предпринимательства; стимулирование внутреннего спроса на промышленную продукцию российского производства.
Реализация государственной политики модернизации будет способствовать снижению угроз экономической безопасности старопромышленных регионов Российской Федерации и обеспечению их устойчивой долгосрочной социально-экономической динамики.
References:
O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Federatsii v 2019 godu [On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2019] (2020). M.: Minprirody Rossii; MGU imeni M.V. Lomonosova. (in Russian).
Crespo J., Balland P.-A., Boschma R., Rigby D. (2017). Regional Diversification Opportunities and Smart Specialization Strategies Luxemburg: Publications Office of the European Union.
Dvoryadkina E.B., Kaybicheva E.I. (2017). Tsentralnye i periferiynye territorii staro-promyshlennogo regiona v usloviyakh transformatsii ekonomicheskogo prostranstva [Central and peripheral territories of the old industrial region in the context of the transformation of the economic space]. Scientific notes. (3). 58-70. (in Russian).
Gimpelson V. E. i dr. (2021). Proizvoditelnost truda i rossiyskiy chelovecheskiy kapital: paradoksy vzaimosvyazi? [Labor productivity and Russian human capital: paradoxes of interrelation?] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Gorkina T.I. (2019). Staropromyshlennye rayony v usloviyakh transformatsii ekonomicheskogo prostranstva v postindustrialnuyu epokhu [Old industrial areas in the conditions of economic space transformation in post-industrial era]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2385-2400. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41413 .
Hoover E. (1948). Location of Economic Activity N.Y.: McGraw.
Karavaeva I.V., Bukhvald E.M., Soboleva I.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Ivanov E.A., Kazantsev S.V., Kolpakova I.A. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost otdelnyh prognoznyh parametrov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i byudzhetnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektiv [Economic security of individual forecast parameters of socio-economic development and budgetary policy of the Russian Federation in medium term]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (4). 273-334. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112 .
Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Ivanov E.A., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2019). Federalnyy byudzhet RF na 2019 g. i na planovyy period 2020-2021 gg. v svete aktualnyh zadach stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta i sotsialnogo razvitiya [The federal budget of the Russian Federation for the year 2019 and for the planning period from 2020 through 2021 in the light of the urgent tasks of promoting economic growth and social development]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). 9-26. (in Russian).
Latov Yu.V., Sorokina N.Yu. (2018). Evolyutsiya staropromyshlennyh regionov v ekonomike Rossii [Evolution of old industrial regions in the economy of Russia]. Journal of economic regulation. 9 (1). 6-22. (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.006-022 .
Lukin E.V., Uskova T.V. (2016). Mezhregionalnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: sostoyanie, problemy, perspektivy [Interregional economic cooperation: status, problems, prospects] Vologda: ISERT RAN. (in Russian).
Robinson J. (1966). The New Mercantilism Cambridge.
Whittlesey D. (1954). The Regional Concept and the Regional Method New York: American Geography – Inventory and Prospect.
Страница обновлена: 04.05.2025 в 12:17:25