Проекты государственно-частного партнерства как инструмент развития старопромышленных регионов: опыт провинций Северо-Восточного Китая
Гао Т.1, Тургель И.Д.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
В настоящей статье исследуется проблема использования проектов государственно-частного партнерства в качестве инструмента развития старопромышленных регионов Китая. Целью исследования является выявить роль и особенности использования модели ГЧП в развитии старопромышленных провинциях Северо-Востока Китая В ходе исследования введены в научный оборот данные, характеризующие использование проектов государственно-частного партнерства в Китайской Народной Респубике, выявлена динамика агрегированных показателей, характеризующих масштабы привлечения инвестиций и их отраслевая структура. Проведено сравнение показателей на общенациональном и на региональном уровне. Полигоном исследования стали трех провинции Северо-Востока страны: Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, которые являются ведущими старопромышленными базами Китая. Статья будет интересная для ученых и специалистов в сфере регионального развития, инвестиционной политики, государственного управления.
Ключевые слова: старопромышленный регион, проект государственно-частного партнерства, Северо-Восточный Китай, инвестиции
JEL-классификация: L30, L32, E22, F21
Введение
Северо-Восточный регион Китая является одним из первых регионов, где началась индустриализация в Китае, его также называют старопромышленной базой страны. Ряд отраслей тяжелой промышленности, такие как металлургия, машиностроение, химическая промышленность, когда-то занимали лидирующие позиции на общенациональном уровне. Эти отрасли имеют ключевое значение для национальной экономики и национальной безопасности. Однако, в результате глобальных изменений в промышленности, низкой эффективности государственных предприятий, оттока и старения населения, а также ряда исторических проблем, старопромышленные базы Северо-Востока постепенно пришли в упадок в 90-х годах XX века.
В настоящее время, когда Китай вступил в новую эпоху социализма с китайской спецификой, интегративное развитие, сочетающее в себе возрождение старопромышленных баз на национальном уровне и формирование новой архитектоники развития, стало взаимонеобходимым,. Такая взаимонеобходимость имеет важное практическое значение [16]. В октябре 2003 года Центральный комитет Коппунистической партии Китая ( ЦК КПК) и Госсовет КНР официально опубликовали «Некоторые предложения по реализации стратегии возрождения Северо-Восточного Китая и других старопромышленных баз», что ознаменовало официальное начало реализации стратегии возрождения старопромышленных баз Северо-Востока [21]. В этом документе четко указывается, что реализация стратегии возрождения Северо-Восточного Китая и других старопромышленных баз является важным решением, принятым ЦК КПК и Госсоветом КНР в новом столетии. Для того, чтобы адаптироваться, и ускорить всестороннее возрождение Северо-Восточного Китая и других старопромышленных баз, необходима активная работа над совершенствованием механизмов управления, структурная перестройка, поощрение инноваций и предпринимательства, улучшение благосостояния населенияр. Особо подчеркивается необходимость улучшения деловой среды и предпринимательского климата, дальнейшей либерализации рынка, стимулирования его внутренней динамики. Также необходимо всемерно продвигать реформу системы финансирования крупных проектов, активно внедряя модель государственно-частного партнерства (ГЧП). [26].
В целях содействия возрождению старопромышленных баз Северо-Востока, в последние годы правительство Китая приняло ряд политических мер поддержки. Эти меры играют важную роль в обеспечении устойчивого развития старопромышленных районов, социальной стабильности и благосостояния населения, а также в развитии высокотехнологичных отраслей. Однако, из-за экономического спада, некоторые отрасли и предприятия старопромышленных баз Северо-Востока испытывают трудности в ведении бизнеса, наблюдается снижение активности государственных предприятий, возникают сложности с интеграцией науки, техники и экономического развития, структура промышленности не соответствует рыночным изменениям,. Эти факторы обусловливают важность настоящего исследования, рассматривающего модель ГЧП как инструмент, играющий существенную роль в развитии старопромышленных регионов.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить роль и особенности использования модели ГЧП в развитии старопромышленных провинциях Северо-Востока КНР. Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1) обосновать целесообразность реализации проектов ГЧП в старопромышленных регионах;
2) систематизировать и обобщить данные, связанные с проектами ГЧП в старопромышленных регионах Северо-Востока КНР;
3) Выявить тенденции в развитии практики использования проектов ГЧП в Северо-Восточных провинциях КНР.
Основная часть
С точки зрения практической значимости, проекты ГЧП играют исключительно важную роль в сфере инфраструктурного строительства Китая. Проблемы ГЧП стали актуальной темой для дискуссий ученых различных специальностей, в том числе финансистов, инженеров, юристов, менеджеров и т.д. [7]. Государственно-частное партнерство— это модель сотрудничества между правительством и частным сектором в целях совместного инвестирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания государственных объектов и услуг. Согласно этой модели, правительство несет ответственность за планирование проекта, надзор и контроль, в то время как частный сектор берет на себя ответственность за финансирование, строительство и эксплуатацию [1]. Проблема старопромышленных регионов, ярко проявившаяся в Западной Европе и США во второй половине XX века, теперь становится все более актуальной в азиатских государствах, в том числе и в Китае [3]. Хуан Юэ отмечает, что промышленная структура старопромышленных регионов характеризуется однообразием и преобладанием энергоемких, низкотехнологичных и трудоемких отраслей. Как правило, отдельный старопромышленный регион охватывает только один вид промышленности, а такое однообразие и высокая степень гомогенности промышленной структуры приводят к изначальной недостаточной промышленной активности. Вследствие изменения функционального позиционирования и промышленной структуры городов, старопромышленные регионы постепенно утрачивают свои преимущества, связанные с географическим положением, масштабами экономики, доступностью ресурсов и т. п. Они больше не являются важными двигателями городского развития,. Старопромышленные регионы остро нуждаются в решении таких проблем, как структурный дисбаланс спроса и предложения, низкое качество и эффективность, а также слабая конкурентоспособность [11]. Факторами, определяющими способность старопромышленного региона к саморазвитию, выступают: состояние инвестиционных процессов в регионе; уровень инновационного развития; финансовое состояние региона и уровень жизни населения. Среди факторов, определяющих потенциал участия региона в процессах межрегионального взаимодействия, наиболее значимыми являются: развитие транспортной инфраструктуры, миграционная активность населения и уровень цифровизации [4]. Ван Цзяньбинь и Лю Нань считают, что ревитализация старопромышленных регионов, обладающих историко-культурными особенностями, становится одним из ключевых аспектов в формировании урбанизации нового типа. Для решения проблем несоответствия промышленного наследия городской идентичности и чрезмерного финансового бремени, лежащего на правительстве, использование модели ГЧП для ревитализации старопромышленных регионов является эффективным способом [24]. Сюань Мэнцзе также полагает, что по мере трансформации городского развития проблемы старопромышленных регионов становятся все более очевидными. При этом традиционные модели ревитализации характеризуются значительными государственными инвестициями, низкой эффективностью и неудовлетворительными результатами. Для улучшения сложившейся ситуации целесообразно использовать модель ГЧП, чтобы привлечь частный капитал для сотрудничества с правительством [19]. Исследователь Янь Чуньин считает, что, в отличие от развитых регионов, где инвестиции в инфраструктуру уже достигли насыщения, на Северо-Востоке все же сохраняется огромный потенциал для инвестиций в инфраструктуру, и правительство, финансовые институты, частные предприятия могут найти взаимовыгодные возможности для сотрудничества. Эффективное использование модели ГЧП является перспективным вариантом для усиления роли частных предприятий и стимулирования регионального экономического развития [25]. Кун Вэй и Чжао Жуюй утверждают, что экономика Северо-Востока переживает спад в развитии, и поиск институциональных инноваций является важным прорывом для решения текущих проблем. Модель ГЧП как инновационная п инвестиционно-финансовая модель перестала быть просто инструментом для преодоления дефицита финансирования на местах, а стала институциональным выбором для взаимодействия государства и частного капитала в вопросах эксплуатации и управления общественными товарами и услугами [15]. Механизмы ГЧП являются перспективным способом решения задач инновационного развития экономики [2]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что модель ГЧП имеет существенное теоретическое и практическое значение, играя важную роль в процессе трансформации старопромышленных регионов и региональном экономическом развитии. Применение модели ГЧП позволяет эффективно повысить уровень развития инфраструктуры и способствовать высококачественному экономическому развитию региональной экономики. В частности, в Северо-Восточном Китае проекты ГЧП, выступая инновационным подходом, могут эффективно стимулировать экономическое развитие старопромышленных регионов трех северо-восточных провинций Китая и повысить их конкурентоспособность. Таким образом, данное исследование расширяет понимание механизмов государственно-частного взаимодействия в условиях трансформации старопромышленных регионов и дает рекомендации для их практического применения. В ходе исследования были использованы данные, полученные от правительственных и местных органов власти, а также от Китайского центра государственно-частного партнерства и из базы данных об управлении проектами Национальной комплексной информационной платформы ГЧП. При этом были проведены систематизация и анализ релевантных публикаций в средствах массовой информации и экспертных заключений.
Северо-Восточный регион Китая включает в себя провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. Он граничит с Россией, Корейской Народно-Демократической Республикой и Монголией.
Провинция Хэйлунцзян, расположенная на северо-востоке Китая, имеет общую границу с Россией. Общая площадь территории провинции составляет 473 тыс. кв. км (включая Джагдачи и Сунлин). По площади она занимает 6-е место в стране [18]. По состоянию на конец 2022 года численность постоянного населения провинции составила 30,99 млн чел., при этом уровень урбанизации постоянного населения достиг 66,2% [12]. Провинция Хэйлунцзян является важной базой Китая в области машиностроения, энергетической промышленности и сельского хозяйства. Ключевыми секторами являются машиностроение, энергетика, пищевая и фармацевтическая промышленность. На протяжении 14 лет подряд провинция удерживает первое место в стране по объему производства зерна [13].
Провинция Цзилинь также находится в Северо-Восточном регионе Китая и граничит с провинцией Хэйлунцзян, Россией, Внутренней Монголией и провинцией Ляонин. Ее площадь составляет около 187,4 тыс. кв. км. По состоянию на конец 2022 года общая численность населения достигла 23,4769 млн человек, из которых 14,9618 млн. человек являются постоянным населением городских районов, что составляет 63,73% от общей численности населения (коэффициент урбанизации) [20]. Провинция Цзилинь обладает преимуществами с точки зрения возможностей возрождения старопромышленных баз. Здесь относительно развита обрабатывающая промышленность. В частности, автомобилестроение и производство высокоскоростных поездов находятся на передовых позициях в стране. Провинция Цзилинь — важная база по производству товарного зерна и на протяжении многих лет занимает первое место в стране по производству зерна на душу населения, его товарности и вывозу, а также экспорту кукурузы [14].
Провинция Ляонин расположена на самом юге Северо-Восточного региона Китая, на юге омывается Желтым и Бохайским морями и граничит с провинциями Хэбэй, Внутренняя Монголия и Цзилинь, на востоке граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой. Площадь ее материковой территории составляет 148,7 тыс. кв. км, площадь морской акватории — 150 тыс. кв. км, общая протяженность береговой линии — 2290 км [17]. По состоянию на конец 2023 года численность постоянного населения провинции Ляонин составила 41,82 млн человек [22]. Провинция Ляонин расположена в центре экономического пояса вокруг Бохайского залива и Северо-Восточной Азии. Она является важной старопромышленной базой Китая, а также ключевым регионом в реализации стратегии всестороннего возрождения Северо-Востока. Провинция Ляонин обладает развитой комплексной транспортной системой. Все материковые уезды связаны сетью скоростных автомагистралей. Имеется 6 портов, включая Далянь, Инкоу, Даньдун и др., а также 8 аэропортов гражданской авиации, в том числе в Шэньяне, Даляне, Аньшане и др. Провинция является важным промышленным центром Китая с преобладанием тяжелой и обрабатывающей промышленности, включая такие отрасли, как металлургия, машиностроение, нефтепереработка и электроника [17].
Рисунок – 1: Географическое положение и характеристики трех северо-восточных провинций
Источник: составлено авторами.
В 1952 году валовой региональный продукт (ВРП) трех северо-восточных провинций составлял 12,4% от общенационального валового внутреннего продукта ( ВВП), а добавленная стоимость вторичного сектора экономики достигала 23,0% от общенационального показателя. В течение всего периода плановой экономики (1952-1978 гг.) вклад Северо-Восточного региона в общий рост ВВП страны составил 13,4%, а вклад в прирост вторичного сектора экономики — 17,4%. В период после начала политики реформ и открытости вклад Северо-Востока несколько снизился. Так, в период 1978-2000 гг. вклад региона в общенациональный прирост ВВП составил 9,6%, а вклад в прирост вторичного сектора экономики — 10,3%. В начале XXI века, после начала реализации стратегии возрождения Северо-Восточного Китая и других старопромышленных баз, вклад Северо-Восточного региона в общенациональный прирост ВВП и вторичного сектора экономики снизился до 5,9% и 4,9% соответственно [9]. Согласно данным седьмой всекитайской переписи населения, постоянное население трех северо-восточных провинций составило 98,51 млн человек, что на 11,01 млн человек меньше по сравнению с данными шестой всекитайской переписи населения 2010 года; уровень урбанизации постоянного населения в Северо-Восточном регионе достигла 67,71%, что превышает средний показатель по стране [27]. Доля населения Северо-Восточного региона в общенациональном масштабе также снизилась с 8,18% в 2010 году до 6,98%, уменьшившись на 1,20 процентного пункта [10].
В последние десятилетия модель государственно-частного партнерства (ГЧП) играет важную роль в развитии инфраструктуры, общественных услуг и других сфер во всем мире. Благодаря устойчивому сотрудничеству между общественными учреждениями и частным сектором [5], ГЧП стало важным механизмом для предоставления высококачественных услуг и общественных благ, снижая при этом нагрузку на бюджет [8]. С 80-х годов XX века правительство Китая постепенно либерализовало политику, разрешив частному капиталу сотрудничать с государством в различных областях. Рассматривая развитие ГЧП в Китае с точки зрения политики, можно выделить пять этапов: зарождение (1986-2000 гг.), колебание (2001-2008 гг.), стабилизация (2009-2012 гг.), расширение (2013-2018 гг.) и стагнация (с 2019 года по настоящее время) [6]. Как показано в таблице 1:
Таблица 1 – История развития проектов ГЧП в Китае.
Этапы
развития
|
Основное
содержание
|
Период зарождения (1986-2000 гг.)
|
После
начала политики реформ и открытости Китай использовал модель « строительство-эксплуатация-передача»
для привлечения иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры. Таким
образом, начала формироваться модель сотрудничества правительства и частного
капитала. В политических документах в основном допускалось и поощрялось
участие частного капитала в некоторых общественных проектах, при этом в
отечественных проектах больше внимания уделялось привлечению иностранных
инвестиций.
|
Период колебаний (2001-2008 гг.)
|
С началом
XXI века
быстрое развитие урбанизации в Китае привело к возникновению противоречия
между ограниченными финансовыми ресурсами правительства и неотложной
потребностью в развитии городской инфраструктуры. Использование открытых
тендеров для широкого отбора инвесторов позволило эффективно снизить затраты
и сформировать относительно зрелые процедуры реализации проектов ГЧП.
|
Период стабилизации (2009-2012 гг.)
|
После
вспышки азиатского финансового кризиса 2008 года центральное правительство
приняло ряд активных финансово-политических мер для стимулирования
экономического восстановления. Общественные проекты с участием частного
капитала стали приобретать диверсифицированный характер, что открыло новые
возможности для интеграции частного капитала. Сотрудничество между
правительством и государственными предприятиями стало отличительной чертой
модели ГЧП с китайской спецификой на данном этапе.
|
Период расширения (2013-2018 гг.)
|
ГЧП было
четко определено как платформа для решения проблемы задолженности местных
органов власти и важный инструмент управления финансированием местных органов
власти. В 2017 году был опубликован негативный список услуг для государственных
закупок, который категорически запрещал фальсификацию контрактов на
государственные услуги с целью незаконного финансирования. Впоследствии
Комитет по управлению государственным имуществом также издал директивы,
направленные на сдерживание избыточных инвестиций государственных предприятий
в проекты ГЧП и на поощрение участия частного капитала в развитии
инфраструктуры в таких сферах, как культура, туризм, спорт, здравоохранение,
пенсионное обеспечение и образование.
|
Период
стагнации (с 2019 года по сегодняшний день)
|
В 2019
году Министерство финансов КНР издало «Практические рекомендации по
содействию нормативному развитию государственно-частного партнерства» (Цай Фа
(2014) №76), в которых установлено, что регионы, в которых объем проектов ГЧП
превышает 5% от объема бюджетных расходов, не имеют права инициировать новые
проекты ГЧП, что привело к масштабной отмене множества проектов ГЧП, не
соответствующих требованиям. В 2022 году Государственное ревизионное
управление провела специальный аудит в 18 провинциях страны. В 2023 году был
приостановлен прием заявок на включение новых проектов в реестр ГЧП.
|
Начиная с 2003 года Северо-Восточный регион начал активно изучать и внедрять проекты ГЧП, особенно в сфере инфраструктуры и коммунального хозяйства. На политическом уровне стратегия возрождения старопромышленных баз Северо-Востока получила существенную поддержку со стороны Государственного комитета по делам развития и реформ КНР и других соответствующих министерств и ведомств. Эта стратегия включала, создание новых районов и зон свободной торговли, а также продвижение строительства различных промышленных парков в рамках инициативы «Пояс и путь». [23]. .
Статистические данные показывают, что в период с 2009 по 2022 гг. в Китае было реализовано в общей сложности 10 139 проектов ГЧП с общим объемом инвестиций 16382,73 млрд. юаней. Из них на долю трех северо-восточных провинций в общей сложности пришлось 578 проектов ГЧП, что составляет 5,70% от общего числа проектов по стране. Общий объем инвестиций составляет 857,81 млрд. юаней, что соответствует 5,24% от общего объема инвестиций по стране. Эти данные демонстрируют инвестиционную активность Северо-Восточного региона в рамках модели ГЧП, а также роль этой модели в региональном экономическом развитии. На рисунке [2] показана отраслевая структура инвестиций в трех северо-восточных провинциях. Наибольшая концентрация инвестиций наблюдается в сфере коммунального хозяйства с общим объемом инвестиций в 348,27 млрд. юаней, что составляет 40,60% от общего объема инвестиций в трех северо-восточных провинциях. Это свидетельствует о том, что правительство уделяет большое внимание улучшению городской инфраструктуры и общественных услуг. Инвестиции в сферу транспорта составляют 248,46 млрд. юаней, что также является значительным показателем, занимая 28,96% от общего объема инвестиций. Инвестиции в проекты по экологическому строительству и охране окружающей среды составляют 71,34 млрд. юаней, что соответствует 8,32% от общего объема инвестиций и занимает 3-е место по объему. Инвестиции в проекты комплексного развития городов составили 50,52 млрд. юаней, что составляет 5,89% от общего объема инвестиций. Инвестиции в другие отрасли относительно диверсифицированы, и в общей сложности составили 42,13 млрд. юаней, что соответствует 4,91% от общего объема инвестиций.
Объем
инвестиций в проекты ГЧП по отраслям
экономики, 100
миллионов юаней
|
Источник: составлено авторами на основе данных Китайского центра сотрудничества между государством и частным капиталом и Национальной базы данных управления проектами интегрированной информационной платформы ГЧП.
Сравнение распределения инвестиций по отраслям в трех северо-восточных провинциях показано на рис. 3. Инвестиции в сфере коммунального хозяйства в трех северо-восточных провинциях значительно превышают средний показатель по стране (28,1%), что свидетельствует о приоритетном внимании Северо-Восточного региона к развитию городской инфраструктуры и общественных услуг. В то же время доля инвестиций в сфере транспорта несколько ниже среднего уровня по стране (36,1%), но все же остается важной областью инвестирования. Кроме того, доля инвестиций в экологическое строительство и охрану окружающей среды в трех северо-восточных провинциях (8,3%) также превышает средний показатель по стране (6,4%), что отражает значимость, придаваемую охране окружающей среды.
Рисунок 3 – Структура инвестиций в проекты ГЧП по отраслям экономики в Китае и трех Северо-восточных провинциях, %, 2009–2022 гг.
Источник: составлено авторами на основе данных Китайского центра сотрудничества между государством и частным капиталом и Национальной базы данных управления проектами интегрированной информационной платформы ГЧП.
Как видно из данных таблиц 2 и 3, провинция Ляонин лидирует среди трех северо-восточных провинций как по количеству проектов, так и по общему объему инвестиций, имея 294 проекта с общим объемом инвестиций в 349,28 млрд. юаней. Особо следует отметить значительные инвестиции в сферы коммунального хозяйства и транспорта, где реализуется 153 и 25 проектов с инвестициями в 150,78 и 77,10 млрд. юаней соответственно. В провинции Хэйлунцзян количество проектов и общий объем инвестиций относительно меньше, составляя 137 проектов и 172,69 млрд. юаней соответственно. Проекты главным образом сосредоточены в сферах транспорта и коммунального хозяйства, где реализуется 54 и 48 проектов с инвестициями в 86,06 и 72,03 млрд. юаней соответственно. В провинции Цзилинь насчитывается 147 проектов с общим объемом инвестиций в 335,85 млрд. юаней. Здесь также наблюдается относительно высокий уровень инвестиций в сферы коммунального хозяйства и транспорта, где реализуется 75 и 16 проектов с инвестициями в 125,46 и 85,30 млрд. юаней соответственно. При этом в провинции Цзилинь также отмечается относительно сбалансированный уровень инвестиций в сферы экологического строительства и охраны окружающей среды, где реализуется 15 проектов с объемом инвестиций в 56,75 млрд. юаней.
Таблица 2 – Сравнение количества проектов в трех северо-восточных провинциях с 2009 по 2022 год
Отрасли
|
Хэйлунцзян
|
Цзилинь
|
Ляонин
|
Транспорт
|
54
|
16
|
25
|
Спорт
|
1
|
5
|
2
|
Безопасность, жилищный проект
|
1
|
1
|
0
|
Другие
|
1
|
4
|
8
|
Пенсия
|
0
|
2
|
4
|
Сельское хозяйство
|
0
|
1
|
3
|
Здравоохранение
|
1
|
3
|
5
|
Комплексное развитие городов и
поселков
|
2
|
8
|
15
|
Муниципальная инженерия
|
48
|
75
|
153
|
Государственная инфраструктура
|
6
|
3
|
12
|
Образование
|
4
|
2
|
8
|
Культура
|
0
|
1
|
7
|
Туризм
|
4
|
2
|
8
|
Водоохранное строительство
|
3
|
7
|
20
|
Отрасль экологического строительства и
охраны окружающей среды
|
5
|
15
|
12
|
Наука и техника
|
4
|
1
|
2
|
Энергетика
|
3
|
1
|
8
|
Лесная промышленность
|
0
|
0
|
2
|
Таблица 3 – Сравнение общего объема инвестиций в трех северо-восточных провинциях с 2009 по 2022 год (миллион юаней)
Отрасли
|
Хейлунзян
|
Цзилинь
|
Ляонин
|
Транспорт
|
86060.86
|
85299.18
|
77101.64
|
Спорт
|
103.82
|
2486.35
|
4480,78
|
Безопасность Жилищныйпроект
|
656.89
|
620.97
|
0.00
|
Другие
|
45.00
|
37703.29
|
4382,09
|
Пенсия
|
0.00
|
1102.11
|
1847,31
|
Сельскоехозяйство
|
0.00
|
30.68
|
2714,52
|
Здравоохранение
|
38.00
|
659.13
|
1297,65
|
Комплексное
развитие городов и поселков
|
5378,69
|
14504.46
|
30636,74
|
Муниципальнаяинженерия
|
72032,14
|
125459.52
|
150776,65
|
Государственнаяинфраструктура
|
1810,66
|
4042.54
|
14404,68
|
Образование
|
634,34
|
1172.23
|
4980,78
|
Культура
|
0.00
|
456.81
|
7039,59
|
Туризм
|
521.66
|
990.88
|
5770,10
|
Водоохранноестроительство
|
834.90
|
3530.55
|
24936,11
|
Отрасль
экологического строительства и охраны окружающей среды
|
3113.88
|
56752.57
|
11476,42
|
Наука и техника
|
572,09
|
635.29
|
1127,79
|
Энергетика
|
889.84
|
400.00
|
4424,38
|
Леснаяпромышленность
|
0.00
|
0.00
|
1877,86
|
Источник: составлено авторами на основе данных Китайского центра сотрудничества между государством и частным капиталом и Национальной базы данных управления проектами интегрированной информационной платформы ГЧП.
В целом можно отметить, что инвестиционные проекты в рамках модели ГЧП в трех северо-восточных провинциях главным образом сосредоточены в сферах коммунального хозяйства и транспорта, но при этом наблюдается неравномерное распределение проектов по отраслямПровинция Ляонин лидирует по количеству проектов и объему инвестиций, в то время как провинции Хэйлунцзян необходимо приложить больше усилий для диверсификации развития и повышения общего уровня инвестиций. Провинция Цзилинь, наряду с поддержанием развития инфраструктуры, также осуществляет относительно сбалансированные инвестиции в такие сферы, как охрана окружающей среды, что демонстрирует приверженность принципам устойчивого развития.
В целом, в Северо-Восточном регионе проекты ГЧП активно развивают транспортную инфраструктуру, в т.ч. строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог, аэропорты. Вместе с тем уделяется внимание вопросам охраны окружающей среды и восстановления экологии, а также реализуются проекты по городскому обновлению и развитию новых районов, которые направлены на улучшение качества городской среды и условий жизни. Кроме того, проекты широко охватывают такие сферы, как водное хозяйство, государственная инфраструктура, культура, туризм, образование и энергетика, что в совокупности способствует сбалансированному росту и устойчивому развитию региональной экономики. Это не только способствует улучшению регионального экономического развития, но и играет важную роль в охране окружающей среды и восстановлении экологии. Полученные результаты позволяют более комплексно оценить развитие проектов ГЧП в трех северо-восточных провинциях и могут послужить основой для разработки соответствующих политических мер по содействию развитию ГЧП.
Заключение
В целом, основная доля от проектов ГЧП в трех северо-восточных провинциях сосредоточены в коммунальном хозяйстве и транспорте, что указывает на острую потребность в модернизации инфраструктуры в старопромышленных регионах Северо-Востока. Это предполагает не только модернизацию и обновление традиционной промышленной инфраструктуры, но и корректировку и оптимизацию всего регионального экономического комплекса. Провинция Ляонин лидирует по общему количеству проектов и объему инвестиций в сравнении с провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, что подчеркивает проблему неравномерного распределения ресурсов и несбалансированного экономического развития в старопромышленных регионах Северо-Востока. Это также указывает на значительный потенциал провинций Хэйлунцзян и Цзилинь в комплексном развитии и повышении объема инвестиций. Как показывают данные, в старопромышленных базах Северо-Востока объем инвестиций и их доля в сфере экологического строительства и охраны окружающей среды превышают аналогичные показатели большинства других отраслей. Особенно ярко это проявляется в провинции Цзилинь, . Эти тенденциисвидетельствуют о высоком приоритете принципов устойчивого развития в старопромышленных регионах Северо-Востока.
Опыт развития старопромышленных регионов Северо-Востока показывает, что модернизация инфраструктуры является первоочередной задачей для стимулирования экономического развития и структурной трансформации старопромышленных регионов. Приоритетное проведение модернизации инфраструктуры обеспечивает более эффективную и благоприятную поддержку экономической деятельности. Развитие старопромышленных регионов требует применения дифференцированных стратегий. Каждый из старопромышленных регионов обладает своими уникальными ресурсными преимуществами. При стимулировании экономического развития, учитывая уникальные местные ресурсы, необходимо разрабатывать специальные стратегии и меры развития, адаптированные к конкретному региону. Кроме того, следует стремиться к максимизации и оптимизации социально-экономических эффектов за счет укрепления межрегионального сотрудничества и интеграции ресурсов. Для предприятий и правительства постоянный поиск новых технологий и бизнес-моделей является ключом к поддержанию конкурентоспособности и обеспечению долгосрочного стабильного развития. В то же время, для любого региона экономическое развитие не должно достигаться ценой ухудшения качества окружающей среды. Следует придерживаться принципов устойчивого развития, стремясь к достижению двойной цели: экономического роста и охраны окружающей среды.
Источники:
2. Сидорова Е.Н., Трынов А.В. Роль институтов развития в наращивании инвестиционных ресурсов старопромышленных территорий // Известия Уральского государственного горного университета. – 2019. – № 1(53). – p. 162-170. – doi: 10.21440/2307-2091-2019-1-162-170.
3. Мордвинова А.Э. Китайская модель развития старопромышленных регионов // Урал - XXI век: макрорегион неоиндустриального и инновационного развития: Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 1. Екатеринбург, 2018. – c. 170-175.
4. Сорокина Н.Ю. Факторы преобразования старопромышленных регионов в потенциальные «центры роста» национальной экономики россии // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2024. – № 3. – c. 34-45. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2024.3.3.
5. Ke Y., Wang S., Chan A.P.C. Risk Allocation in Public-Private Partnership Infrastructure Projects: Comparative Study // Journal of Infrastructure Systems. – 2010. – № 4. – p. 343-351. – doi: 10.1061/(ASCE)IS.1943-555X.0000030.
6. Li Y., Xu E., Zhang Zh., He Sh., Jiang X., Skitmore M. Why Are PPP Projects Stagnating in China? An Evolutionary Analysis of China’s PPP Policies // Buildings. – 2024. – № 4. – p. 1160. – doi: 10.3390/buildings14041160.
7. She L., Li J. The research status and prospects of public–private partnership in China. Iccrem. [Электронный ресурс]. URL: https://ascelibrary.org/doi/abs/10.1061/9780784481059.027.
8. Tingting L., Yan W., Wilkinson S. Identifying critical factors affecting the effectiveness and efficiency of tendering processes in public-private partnerships (PPPs): A comparative analysis of Australia and China // International Journal of Project Management. – 2016. – № 4. – p. 701-716. – doi: 10.1016/j.ijproman.2016.01.004.
9. 蔡昉 从比较优势到规模经济——重新认识东北经济. 学习与探索. [Электронный ресурс]. URL: http://iple.cssn.cn/xzzl/cf/lw/201912/W020191204571372409942.pdf.
10. 国家统计局国务院第七次全国人口普查领导小组办公室. 第七次全国人口普查公报~([1])(第三号). 中国信息报. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021-05/11/content_5605779.htm.
11. 黄越 高质量发展背景下城市老工业区更新改造策略研究——以金华市凉帽山片区为例 // 城市建筑. – 2024. – № 18. – p. 97-100. – doi: 10.19892/j.cnki.csjz.2024.18.24.
12. 黑龙江省统计局国家统计局黑龙江调查总队. 2022年黑龙江省国民经济和社会发展统计公报. 黑龙江日报. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chndoi.org/Resolution/Handler?doi=10.28348/n.cnki.nhjrb.2023.001172.
13. 黑龙江日报.黑龙江:打造更加坚实可靠稳固大粮仓. 中华人民共和国中央人民政府. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/lianbo/difang/202401/content_6924446.htm.
14. 吉林省人民政府办公厅.吉林概况. 吉林省人民政府. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jl.gov.cn/shengqing/jlgk/201704/t20170427_2978285.html.
15. 孔薇&赵儒煜 东北地区ppp模式适用性、实用性问题研究 // 宏观经济研究. – 2017. – p. 15-23. – doi: 10.16304/j.cnki.11-3952/f.2017.04.002.
16. 李敦祥,李杉,朱彦秋 老工业基地振兴与新发展格局构建融合发展的互需性 // 边疆经济与文化. – 2023. – p. 10-12. – doi: CNKI:SUN:BJJJ.0.2023-05-002.
17. 辽宁省人民政府. 辽宁概况 [ol]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ln.gov.cn/web/zjln/lngk/index.shtml.
18. 辽宁省2023年国民经济和社会发展统计公报. 辽宁省统计局、国家统计局辽宁调查总队. [Электронный ресурс]. URL: https://tjj.ln.gov.cn/tjj/attachDir/2024/03/2024032815431143514.pdf.
19. 宣孟洁 Ppp模式下旧工业区改造路径分析——以安徽合肥为研究对象 // 普洱学院学报. – 2016. – № 03. – p. 56-57. – doi: CNKI:SUN:SMSG.0.2016-03-019..
20. 新华社 中央出台意见推进东北地区等老工业基地全面振兴. 中华人民共和国中央人民政府. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2016-04/26/content_5068227.htm.
21. 维基百科.黑龙江省. [Электронный ресурс]. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E9%BB%91%E9%BE%99%E6%B1%9F%E7%9C%81
22. 吉林省. 维基百科. [Электронный ресурс]. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E5%90%89%E6%9E%97%E7%9C%81.
23. 王建斌,刘楠 PPP旧工业区再生利用项目动态利益分配——基于阶段性风险的Shapley修正模型 // 西安建筑科技大学学报(自然科学版). – 2018. – № 03. – p. 448-453. – doi: 10.15986/j.1006-7930.2018.03.021.
24. 闫春英 东北振兴过程中的金融创新支持研究 // 现代经济探讨. – 2018. – p. 59-63. – doi: 10.13891/j.cnki.mer.2018.10.010.
25. 中共中央国务院关于全面振兴东北地区等老工业基地的若干意见 // 中华人民共和国国务院公报. – 2016. – p. 5-12. – doi: CNKI:SUN:GWYB.0.2016-13-001.
26. 中新社 国务院第七次全国人口普查领导小组办公室负责人接受中新社专访. 国家统计局. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.cn/zt_18555/zdtjgz/zgrkpc/dqcrkpc/ggl/202302/t20230215_1904008.html.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 10:11:04