Tourism as a sector of the creative economy
Volkov S.K.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 51 | Citations: 26
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 5 (May 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46184897
Cited: 26 by 30.01.2024
Abstract:
The analysis of approaches to the concept of creativity in the interdisciplinary aspect is carried out. The inclusion in the list of creative industries of tourism as one of the most promising sectors of the economy is justified. Creative tourism is considered as a separate form of travel with a set of personal characteristics. The conclusion is made about the prospects for further study of the forms, methods and mechanisms of creative tourism development for the sustainable development of territories.
Keywords: tourism, creative economy, creative cities, creative industries
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00072 «Формирование креативных центров пространственного развития как механизм повышения качества жизни населения сельских территорий»
JEL-classification: L83, Z32, Z39
Введение
Наметившийся тренд переориентации развития национальных экономик от сырьевых секторов в креативные отрасли находит свое отражение и в академической дискуссии относительно сущности и специфики креативных индустрий и их роли в развитии территорий [9, 10, 23, 24] (Dong, Haruna, 2012; Yum, 2020; Zuhdi, 2012). Креативная экономика признана в качестве значимого сектора национальных экономик, вносящего вклад в национальный валовой продукт. Согласно оценке экспертов Агентства стратегических инициатив, доля креативных индустрий в структуре ВВП России в 2020 году составила 4,37%, или в натуральном выражении – более 4,8 триллиона рублей [1].
Целью настоящей обзорной статьи является обзор концептуальных подходов к определению понятия «креативность» в междисциплинарном научном поле и обоснование включения в перечень креативных индустрий туризма как одного из перспективных секторов экономики.
Креативность как новый ресурс экономического развития
Сегодня креативность рассматривается не только как личностная характеристика экономического агента, но и как важный ресурс экономического роста и развития территорий [16, 17] (Paiola, 2008; Ray, 1998). Современная теория креативности представляет собой комплексные междисциплинарные исследования (рис. 1).
Рисунок 1. Области науки, занимающиеся изучением феномена креативности
Источник: по данным наукометрической базы данных Scopus.
Термин «креативность» происходит от латинского слова creatus, что означает творить. Креативность означает творческую способность зарождаться или производить новые идеи. Новизна требует оригинальности и новшества, то есть в идее должно быть что-то свежее (нетривиальное) [15] (Mishra, Singh, 2010).
Креативность является ментальным явлением, которое формируется в результате когнитивных процессов. Доказано, что талантливыми людьми чаще становятся, чем рождаются. Креативность и склонность к творчеству развиваются на протяжении жизни человека, а появлению талантливых личностей благоприятствует семейное окружение и обстоятельства [22] (Simonton, 2000). Специалисты утверждают, что креативность может развиваться через обучение [8] (Burleson 2005).
Классической моделью креативности является «Модель креативности 4Р», которая группирует общие научные подходы по четырем основным направлениям исследования процесса креативности: креативная личность (creative person), креативный процесс (creative process), креативный продукт (creative product), креативная среда (creative environmen) [18] (Rhodes, 1961).
Креативная личность является основой большинства теорий креативности. Именно креативным личностям и их значению в развитии экономики и общества посвящена теория американского экономиста и социолога Ричарда Флориды «Креативный класс» [13] (Florida, 2005). Э. МакФадзин обобщил все черты креативной личности, выделив такие как «желание достичь цели, высокий уровень мотивации, увлеченности проблемой и заинтересованности, высокий уровень самоуверенности, готовности рисковать и принять неудачу, способность соединять различные несвязанные элементы или объекты, усвоение отрицательных результатов, сопровождавших неудачные проекты и попытки, способность изменять существующие парадигмы и оценивать различные перспективы» [6, c. 39] (Moroz, 2016, р. 39).
Креативность с точки зрения экономического подхода рассматривается как процесс создания потребительской стоимости (утилитарной ценности). Общенаучный подход к креативному процессу выделяет следующие стадии: подготовка, инкубация, озарение и верификация, или переработка [1, c. 51] (Borovinskaya, 2014, р. 51). Управление креативным процессом как на уровне отдельного индивида, так и на уровне отдельных отраслей является условием эффективного экономического развития отдельных территорий.
Креативный продукт – это экономическая категория, характеризующаяся высоким уровнем творчества и нематериальным активом в структуре конечной стоимости товара/услуги. Креативный продукт может представлять собой как сочетание новый (ранее не известных) факторов производства, так и новое применение уже известных. Креативный продукт характеризуется эксклюзивным, а не массовым характером потребления [4, c. 26] (Volkov, 2020, р. 26).
Креативная среда – наиболее важный с нашей точки зрения элемент креативной экономики. Как справедливо замечает Й. Клоудова, «креативная экономика может развиваться только там, где существуют определенные условия» [5, c. 121] (Klaudova, 2010, р. 121). По мнению Р. Флориды, креативная среда должна обладать тремя основными характеристиками: технология, талант, толерантность (модель трех Т) [12] (Florida, 2004). Изучение креативной среды происходит на разных уровнях: креативный кластер, креативная деревня, креативный город, креативный макрорегион.
Туризм как составляющая креативной экономики
По справедливому замечанию профессора Грега Ричардса, туризм объединяет все элементы «модели креативности 4Р» [20, с. 1226] (Richards, 2011, р. 1226). Туризм стал эффективным инструментом реализации креативной стратегии развития территорий. Многие города и регионы стали позиционировать себя как креативные в попытке привлечь новых резидентов, предпринимателей и туристов.
Как справедливо замечает Й. Клаудова, существуют две формы реализации политики по развитию креативной экономики. Первая – формирование условий на конкретной территории для развития креативных индустрий и привлечения креативных специалистов. Вторая – привлечение на свою территорию не непосредственно креативных фирм, а конечных потребителей их продукции [5, c. 121–122] (Klaudova, 2010, р. 121–122). По сути, во втором случае речь идет о развитии туризма как фактора привлечения дополнительных доходов от реализации креативной продукции.
Растущая связь между туризмом и креативностью обусловлена поиском альтернативных моделей развития туризма и расширения креативной экономики [14, с. 48] (Long, Morpeth, 2016, р. 48). В условиях повышенной глобальной конкуренции за все виды ресурсов территории стремятся найти наиболее эффективный фактор преимущества. Креативность и креативные индустрии становятся фактором привлечения дополнительного внимания со стороны внешних стейкхолдеров и развития местной экономики. Креативность и туризм взаимно дополняют друг друга, создавая синергетический эффект – туризм извлекает выгоду из дополнительной символической ценности, создаваемой творчеством, а креативная экономика извлекает выгоду из большей туристической активности [21] (Richards, 2020).
Внедрение креативной компоненты в стратегии развития туризма способствует не только формированию узнаваемого бренда, но и является эффективным средством продвижения территории на внешние рынки товаров и услуг [3] (Volkov, 2015). Креативные индустрии (мода, гастрономия, кинематограф и пр.) становятся отдельными туристическими нишами, которые образуют зонтичный бренд – креативный туризм.
Первое комплексное изучение креативного туризма как социально-экономического феномена было предпринято Г. Ричардсом и К. Рэймондом, которые определили его как «туризм, который предлагает посетителям возможность развивать свой творческий потенциал посредством активного участия в курсах и изучения опыта, характерного для места отдыха» [19, с. 18] (Richards, Raymond, 2000, р. 18). Таким образом, делается акцент на соучастии в создании туристского продукта со стороны туриста. В креативном туризме турист становится активным потребителем туристского продукта, а не просто созерцателем достопримечательностей. Турист становится участником повседневной жизни места своего временного пребывания, полностью погружаясь в атмосферу местной культуры.
Впечатления становятся важным экономическим ресурсом, который влияет на структуру потребления [7]. Креативность способствует формированию предложения в контексте получения впечатлений. Переход от простого оказания туристских услуг к практике формирования впечатлений от туристской поездки был обусловлен ростом конкуренции среди туристских объектов и необходимостью поиска новых более гибких моделей предложения и привлечения потребителей.
Сегодня все больше городов, регионов и стран развивают туризм с акцентом на креативной составляющей территориального туристского продукта [11] (Evans, 2009). Как отмечают исследователи, креативный туризм может развиваться на основе относительно ограниченных ресурсов через формирование легенд и рассказов о территории пребывания [21] (Richards, 2020). Отсутствие физических (материальных) объектов туристического показа может заменяться созданием нематериальных активов территории туристского назначения (фестивали, выставки, мастер-классы и пр.). Однако территориальный контекст развития креативного туризма крайне сложно (практически невозможно) скопировать и внедрить по алгоритму. Каждая территория должна самостоятельно продюсировать свои собственные сценарии и стратегии развития, что, естественно, требует высокого творческого потенциала исполнителей.
Заключение
По итогам настоящего исследования можно сделать ряд выводов:
- феномен креативности носит сложный междисциплинарный характер, который необходимо продолжать исследовать с точки зрения комплексного подхода;
- фактор креативности становится ресурсом развития территорий, который реализуется через развитие креативных отраслей экономики;
- туризм является сложным межотраслевым комплексом экономики, который активно использует креативность для формирования добавленной стоимости турпродуктов;
- креативный туризм является отдельной формой путешествий, который становится основой для стратегий развития все большего числа территорий;
- необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования форм, методов и механизмов развития креативного туризма в целях устойчивого развития территорий.
[1] В АСИ посчитали вклад креативной индустрии в экономику городов. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/152959/ (дата обращения: 01.03.2021)
References:
Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries 2002–2015 (2018). Geneva: UNCTAD.
Borovinskaya D.N. (2014). Ekonomicheskie i kulturnye osnovaniya kreativnosti [Economic and cultural bases of creativity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (388). 47-53. (in Russian).
Burleson W. (2005). Developing creativity, motivation, and self-actualization with learning Systems International Journal. 63 (4). 436-451. doi: 10.1016/j.ijhcs.2005.04.007.
Dong L., Haruna M. (2012). The Practice of Urban Renewal Based on Creative Industry: Experience from the Huangjueping Creative Industries in Chongqing China Journal of Sustainable Development. 5 (5). 101-110. doi: 10.5539/jsd.v5n5p101.
Evans G. (2009). Creative cities, creative spaces and urban policy Urban Studies. 46 (5-6). 1003-1040. doi: 10.1177/0042098009103853.
Florida R. (2004). Cities and the Creative Class London: Routledge.
Florida R. (2005). The Flight of the Creative Class New York: Harper Business.
Klaudova Y. (2010). Vliyanie razvitiya kreativnoy ekonomiki na ekonomicheski otstalye strany [Expanse creative economy and its impact on the less developed regions]. The Journal of the New Economic Association. (5(5)). 110-124. (in Russian).
Long R., Morpeth N.D. (2016). Tourism and the creative industries: Theories, policies and practice London: Routledge.
Mishra L.K., Singh A.P. (2010). Creative Behaviour Questionnaire: Assessing the Ability of Managers to Produce Creative Ideas Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 36 (1). 115-121. doi: 10.1037/t43691-000.
Moroz V.V. (2016). Obzor zarubezhnyh teoriy kreativnosti [Foreign theories of creativity review]. Vestnik of Orenburg State University. (12(200)). 35-41. (in Russian).
Paiola M. (2008). Cultural events as potential drivers of urban regeneration: An empirical illustration Industry and Innovation. (15). 513-529. doi: 10.1080/13662710802373916.
Payn Dzh.B., Dzheyms Kh. Gilmor (2005). Ekonomika vpechatleniy. Rabota — eto teatr, a kazhdyy biznes — stsena [The economy of impressions. Work is a theater, and every business is a stage] M.: Vilyams. (in Russian).
Ray C. (1998). Culture, intellectual property and territorial rural development Sociologia Ruralis. (38). 3-20. doi: 10.1111/1467-9523.00060.
Rhodes M. (1961). An analysis of creativity Phi Delta Kappan. (42). 305-310.
Richards G. (2011). Creativity and tourism: the state of the art Annals of Tourism Research. 38 (4). 1225-1253. doi: 10.1016/j.annals.2011.07.008.
Richards G. (2020). Designing creative places: The role of creative tourism Annals of Tourism Research. 85 102902. doi: 10.1016/j.annals.2020.102922.
Richards G., Raymond C. (2000). Creative Tourism ATLAS News. (23). 16-20.
Simonton D.K. (2000). Creativity: Cognitive, personal, development, and social aspects American Psychologist. 5 (1). 151-158. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.151.
Volkov S. (2020). Kreativnaya ekonomika i kreativnoe predprinimatelstvo: akademicheskoe izmerenie [Creative economy and creative entrepreneurship: the academic dimension]. Society and economics. (11). 21-30. (in Russian). doi: 10.31857/S020736760012597-5 .
Volkov S.K. (2015). Analiz zarubezhnogo opyta prodvizheniya territoriy [Analysis of foreign experience of territories promotion]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (2). 108-112. (in Russian).
Yum S. (2020). The relationship between creative industries and the urban economy in the USA Creative Industries Journal. 13 (2). 95-116.
Zuhdi U. (2012). Analyzing the Influence of Creative Industry Sector to the National Economic Structural Changes by Decomposition Analysis: The Case of Indonesia Procedia - Social and Behavioral Sciences. 65 980-985. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.11.230.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 00:51:59