Креативно-инновационные технологии в реальном секторе экономики

Чечурина М. Н.1, Щебарова Н. Н.1, Чибис Е. В.2
1 Мурманский арктический университет
2 Мурманский Арктический Университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Данная работа посвящена исследованию проблем: соотношения креативной и инновационной экономики; отождествления категорий «креативность» и «инновационность»; разработки креативно-инновационной технологии как обеспечивающей переход к инновационному типу развития экономики. Отождествление категорий «креативность» и «инновационность» связано с тем, что в традиционных креативных индустриях используется термин "креативность", а в бизнесе - "инновации" как равнозначные. При том, что это - разные категории, связанные не так однозначно, как кажется на первый взгляд. В результате проведенного исследования впервые показано, что креативная экономика отличается от инновационной тем, что создает новшества как конечный результат, а для инновационной экономики новшества – это промежуточный продукт, подлежащий коммерциализации для создания конечного результата в виде: новых продуктов, услуг, технологий или рынков. Неосознание этого обстоятельства создает иллюзию, что создание новшеств в реальном секторе экономики (патентная деятельность) характеризует инновационную активность общества, хотя это не приносит экономических «дивидендов» обществу и не позволяет компаниям выстроить успешную предпринимательскую деятельность. Авторы предлагают переход к инновационной экономике совершать через креативно-инновационные технологии как способа творчески создавать новшества, реализация которых в реальном секторе экономики через процесс коммерциализации позволяет создавать инновационные продукты, услуги, технологии или рынки. Исследование предназначено для ученых в области общественных и социально-экономических наук, а также для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений

Ключевые слова: креативная экономика, креативная индустрия, инновационная экономика, реальный сектор экономики, креативно-инновационная технология

JEL-классификация: 52, 032, M 21



Введение

Актуальность данного исследования связана с тем, что в последние 10-15 лет активно и параллельно развиваются концепции креативной экономики и инновационной экономики, практически не пересекаясь друг с другом. Это не способствует тому, чтобы достижения в развитии этих направлений экономики были конструктивно применимы в практической экономической деятельности общества и обеспечивали переход страны на инновационный путь развития.

Изучение и анализ литературных источников показывает преобладание исследования проблем креативной экономики относительно инновационной, которая стала интенсивно развиваться в последние годы.

Понятие «креативная экономика» было введено журналом BusinessWeek в августе 2000 года [24]. Начиная с 1990-х годов мировая экономика развивается под влиянием активного развития креативных индустрий, нацеленных на создание инноваций и интеллектуальной собственности [9].

Сегодня креативная экономика — развивающаяся концепция, основанная на знаниях, экономическая деятельность, на которой базируются творческие индустрии. Сущность, роль и место креативного сектора экономики в современных условиях социально-экономического развития освещена в работах [9, 16].

Рассматривается сущность креативной экономики и формирование концепции креативной экономики в рамках постиндустриальных теорий, суть теории креативного класса и креативных индустрий как составляющих характеристик современной креативной экономики [12].

Креативная экономика, отражающая экономическую деятельность, основанную на интеллектуальной собственности, получила в последние годы особенно активное развитие, например, [3, 17]. Как подчеркивает Дж. Хокинс [21], «в креативной экономике мы перемещаемся из мира понижения нормы прибыли, основанном на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и человеческом гении для использования этих идей».

Креативные индустрии – это тип индустрии с преобладанием творческого труда и высокой добавленной стоимости, опирающиеся на капитализацию и коммерциализацию прав интеллектуальной собственности [24].

По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ [18 ], в 2021 году в креативном секторе России трудились почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране, а валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России достигает почти 2,4 трлн руб., или 2,4% ВВП. Согласно данным Агентства стратегических инициатив, креативная экономика составляет около 6,1 % мирового ВВП и в среднем от 2 до 7 % национального ВВП каждой страны. В России вклад креативных индустрий в 2022 года составил примерно 4,87 %, или более 6 трлн руб. [16].

Развитие креативного сектора экономики стало приоритетом государственной политики в нашей стране [1], что способствует переходу к инновационному типу развития. Ключевые индикаторы достижения национальных целей, которые должны быть обеспечены к 2030 г. в сфере креативных индустрий, включают долю креативных индустрий в ВВП – 6%; долю занятых в креативных индустриях –- 15%; положительное сальдо внешнеторгового баланса креативных продуктов и услуг. По планам ее реализация увеличит долю сектора креативной экономики с 2,2% до 6% ВВП России.

Креативные индустрии являются одним из факторов устойчивого развития и способствуют переходу к инновационной экономике [3], раскрывается потенциал креативной индустрии как одного из факторов экономического роста российской и мировой экономики, сделан вывод о том, что креативная индустрия может стать одним из важных направлений экономического роста российской экономики, а ее вклад в ВВП - увеличится вчетверо менее чем за 10 лет [14].

Формированию творческих компетенций у студентов, с учетом существующих особенностей рынка и вызовов, посвящено креативно-авторизованное образование, ориентированное на развитие творческих способностей менеджера, его знаний, умений и навыков для инновационного анализа и решения проблем в эпоху цифровой трансформации [12].

Теорию инновационной экономики создал австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале XX века Его монография «Теория экономического развития» была издана в 1911 году и переиздана в 1926 и 1934 год [19]. Теория экономического развития постоянно углублялась многими выдающимися учеными, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике. Например, работа Белла о постиндустриальной экономике [4] описывает следующую трансформацию, в которой сверхприбыль создаётся не за счёт производства, а за счёт организации новых рынков. Инновационная экономика является следующей экономической формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике..

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавленной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) [7]. Работы ученых в области инновационной экономики посвящены рассмотрению роли инноваций и их влиянию на устойчивое развитие экономики России [18], особенности инновационного развития страны [21], механизму инновационного развития отечественной экономики [13].

Отрадным явлением стал выход учебного пособия по инновационной экономике [10], где рассмотрены основные понятия инновационной экономики, классификация и характеристики видов инноваций, содержание и структура инновационного процесса, вопросы финансирования и инфраструктура инновационной деятельности. Освещаются проблемы современной инновационной экономики.

Следует отметить, что ни в одном из трудов ученых, посвященных как креативной, так и инновационной экономике, не анализируется связь и соотношение этих экономик.

Цель данной работы – конструктивно исследовать соотношение креативной и инновационной экономики, дать определение и разработать механизм креативно-инновационной технологии как обеспечивающей переход к инновационному типу развития экономики.

Гипотеза авторов данного исследования состоит в том, что креативную и инновационную экономику объединяет новшество, которое для креативной индустрии является конечным продуктом. Для инновационной экономики новшества – это промежуточный продукт (например, патент), подлежащий коммерциализации для создания конечного результата в виде: новых продуктов, услуг, технологий или рынков, а переход из креативной экономики в инновационную происходит при помощи креативно-инновационной технологии.

Настоящее исследование проведено с использованием теоретической базы в научных публикациях, размещенных в открытом доступе. Методы исследования – анализ теоретической базы, обобщение и синтез полученных выводов.

Основная часть

По сути, креативная и инновационная экономики близки по определению, но существенно различаются. Основное отличие заключается в том, что продуктом креативной деятельности является новшество, а инновационной – новый продукт, услуга, технология или рынок. Инновация (англ. “innovation”) означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества (англ. «novation»). Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Итак, именно новшество, как продукт креативной деятельности: новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (оформленное в виде открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа, результатов маркетинговых исследований), объединяет креативную и инновационную экономики и является основой перехода из одного типа в другой.

Новшество отличается от инновации тем, что творец (изобретатель), создавая его, не учитывает того, нуждается ли в нем общество, имеется ли платежеспособный спрос на него. Инновация же может состояться только при наличии спроса на конечный продукт реализации новшества. Процесс выведения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Гипотеза авторов данного исследования состоит в том, что переход из креативной экономики в инновационную происходит при помощи креативно-инновационных технологий. Креативно-инновационная технология (КИТ) – способ творчески создавать новшества, реализация которых в реальном секторе экономики через процесс коммерциализации позволяет создавать инновационные продукты, услуги, технологии или рынки.

Структура и механизм КИТ таковы: новшество (например, патент), подлежащее коммерциализации, – исследование рынка (определение целевого сегмента, оценка платежеспособного спроса, анализ конкурентов) – создание (выбор) предприятия для реализации новшества – финансовые расчеты: цена продукции, объем продаж, точка безубыточности – поиск инвесторов (рисунок 1)

Рисунок 1 – Механизм креативно-инновационной технологии

Источник: авторская версия

Термин «креативные индустрии» описывает виды деятельности, в основе которых лежит творчество, например, дизайн, музыка, издательское дело, архитектура, кино- и видеопроизводство, ремесла, изобразительное искусство, мода, телевидение и радио, реклама, литература, компьютерные игры и исполнительское искусство. В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». К креативным относят, в основном, творческие профессии и виды деятельности, где создается новшество как конечный продукт, востребованный обществом.

Однако, прорывные инновации на основе креативных разработок (новшеств) характерны именно в областях промышленного производства реального сектора экономики. Заметим, что реальный сектор экономики – это совокупность всех отраслей материального и нематериального производства, за исключением оказывающих финансовые услуги. Это совокупность физических производственных предприятий, занимающихся производством товаров и предоставлением услуг, использующих материальные и технологические ресурсы для создания конечной продукции. В настоящее время разработана пятеричная система секторов экономики. Первичный сектор объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты; вторичный - обрабатывающая промышленность; третичный – сфера услуг; четвертичный сектор состоит из интеллектуальной деятельности, часто связанной с технологическими инновациями (иногда его называют экономикой знаний), сюда же относят культуру [6]; пятеричный включает в себя самые высокие уровни принятия решений в обществе или экономике, этот сектор состоит из высших руководителей или должностных лиц в таких областях, как правительство, наука, университеты, некоммерческие организации, здравоохранение, культура и средства массовой информации.

В связи с актуальностью экономической политики страны в условиях, когда требуется обеспечение технологической и технической самодостаточности, основное внимание должно быть уделено развитию прорывных инноваций в области передовых технологий [2]. В стране имеется огромный потенциал результатов креативной деятельности изобретателей в виде новшеств (патентов, ноу-хау, полезных моделей), не реализованных в реальном секторе экономики в инновационные технологии, продукты, услуги и рынки. Поэтому можно сказать, что рынок креативной экономики наполняется интенсивно новшествами в различных сферах деятельности, однако остается практически низкий уровень коммерциализации новшеств и, следовательно, не обеспечивается переход к инновационному типу экономики. Отметим, что непривлекательность креативной индустрии для инвесторов связана с несовершенством ряда регламентирующих документов регуляторов рынка

Организация инновационной деятельности на предприятии предполагает поиск и реализацию (коммерциализацию) патентов, позволяющих выпускать инновационную продукцию и оказывать инновационные услуги.

В статье [22] в качестве практического примера, рассматривается разработка проекта по коммерциализации патента на полезную модель датчика уровня нагрева электроэнергетического оборудования, использующего передовую цифровую технологию: предиктивную аналитику [5]. Учеными Мурманского государственного технического университета был разработан извещатель, позволяющий непрерывно осуществлять тепловой контроль в замкнутых ячейках, которые находятся под высоким напряжением.

Заключение

Проведенное исследование показало, что в настоящее время отсутствует четкое определение креативной и инновационной экономики, а также их соотношения. Авторами данного исследования определено главное различие между ними: продуктом креативной деятельности является новшество, а инновационной – новый продукт, услуга, технология или рынок. Переход от креативной экономики к инновационной осуществляется при помощи креативно-инновационной технологии, сущность которой составляет процесс коммерциализации, как превращение новшества в рыночный продукт, услугу, технологию или рынок. В креативной экономике в сфере интеллектуальных услуг (третичный сектор экономики) развивается креативная индустрия, производящая новшество как конечный продукт, востребованный обществом. Однако в инновационной экономике (первичный, вторичный и четверичный сектора) новшество является промежуточным продуктом, подлежащим коммерциализации, для практического применения с целью удовлетворения существующей потребности общества.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 года N 2613-р «О Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года] (с изменениями на 21 октября 2024 года). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/136723/ (дата обращения: 18.03.2025).
2. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402280003 (дата обращения: 18.03.2025).
3. Абанкина Т.В. Креативная экономика в России: новые тренды // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 2. – c. 221-228. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-13.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. / Пер. с англ. / Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). - М.: Academia, 1999.
5. Власов А.Б., Ерещенко В.В., Ерещенко В.В. Комплекс для непрерывного контроля теплового состояния электрического оборудования. Патент на полезную модель. Заявка №2019133421/ 28(066015). Дата подачи заявки 21.10.2019
6. Волженина С.Ю. Нереальный сектор экономики // Библиосфера. – 2010. – № 4. – c. 93-97.
7. Гишкаева Л. Л., Черхигов И. Р. Инновационная экономика: значение и роль в современном мире // Journal of Economy and Business. – 2020. – № 1. – c. 186-189.
8. Горда О. С. Креативная экономика: теоретические основы и особенности функционирования в условиях становления новой экономики // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Экономика и управление. – 2023. – № 2. – c. 24-37.
9. Губайдуллина Ф. С. Креативная экономика в новых индустриальных странах // Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 20–22 апреля 2023 г.). — Екатеринбург : Издательство Издательский Дом «Ажур». Екатеринбург, 2023. – c. 1492-1495.
10. Сидорова Е. Ю. Инновационная экономика. / учебное пособие для вузов. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 334 c.
11. Искаков М.Р. Креативная экономика: сущность и тенденции развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 3. – c. 28–31.
12. Котенко М.И., Павловский П.В. Подготовка студентов как будущих специалистов для креативных экономик // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2024. – № 12. – c. 94-101. – doi: 10.26425/1816-4277-2024-12-94-101.
13. Крупнов Ю. А. Механизм инновационного развития отечественной экономики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2024. – № 2. – c. 50-57.
14. Мальцева Е.С. Креативная индустрия в российской экономике // Бизнес и дизайн ревю. – 2021. – № 1. – c. 1.
15. Михайлова А. В. Исследование сущности категорий креативная экономика, креативный потенциал экономики, творческие креативные индустрии // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 10. – c. 1350-1356.
16. Новикова С. К. Креативная экономика как драйвер роста: мировой и российский опыт // Новые технологии. – 2019. – № 2. – c. 175-184. – doi: 10.24411/2072-0920-2019-10217.
17. Гаврилова Н. В. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы (научный дайджест). / Нац. исслед. ун-т \Высшая школа экономики\. - М.: НИУ ВШЭ, 2021.
18. Тельнова Н. В., Орел Ю. В., Грачева Д. О. Роль инноваций в устойчивом развитии экономики // Russian Journal of Management. – 2023. – № 4. – c. 501-510.
19. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. / предисл. В.С. Автономова ; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю, Чепуренко ; пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семененко, Э.Г. Соловьева. - М. : Эксмо, 2008. – 864 c.
20. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. The Creative Economy. How People Make Money From Ideas, Классика ХХ1, 2011
21. Ченцова Е.П., Ченцов М.С. Особенности инновационного развития страны: опыт Китая // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 1835-1854. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120104.
22. Чечурина М.Н., Артюх К. Коммерциализация интеллектуальной собственности вуза в области цифровой трансформации электроэнергетики. / Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». Август 2021 г. No 76, Часть 3 Изд. НИЦ «Л-Журнал». - Самара, 2021. – 168 c.
23. David Birkus. The Myths of Creativity: The Truth About How Innovative Companies and People Generate GGreat Ideas, Jossey-Bass, 2013
24. The Creative Economy. BusinessWeek (Special double issue: The 21st century corporation), 28 августа 2000 года. С. 1-5

Страница обновлена: 14.04.2025 в 12:08:23