Формирование компетенций для Индустрии 4.0: рекомендации к действию

Шевякова А.Л.1, Петренко Е.С.2, Набиев Е.Н.3, Мамбетова С.Ш.3, Ескерова З.А.3
1 Академия «Bolashaq», Казахстан, Караганда
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
3 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Март 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45068351
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье раскрываются возможные рекомендации к действию по формированию компетенций (с акцентом на цифровые компетенции), которые вызваны возрастающими требованиями Индустрии 4.0 и стремительным ростом цифровизации в экономике. В этом контексте важно подготовить персонал путем повышения осведомленности о происходящих изменениях и возникающих новых требованиях к квалификации и компетенциям. В статье обсуждаются и анализируются необходимые компетенции для успешной интеграции казахстанских предприятий в Индустрию 4.0. В статье предложено разделение казахстанских субъектов экономики на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты, также предложен проект Чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающий в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий

Ключевые слова: Индустрия 4.0., цифровизация, цифровые компетенции, дистанционное обучение, Интернет, цифровые технологии, компании, пандемия, Казахстан

JEL-классификация: D83, I26, J24, M10, М15 O15, O30



Введение

Индустрия 4.0 влияет на изменение экономической парадигмы, предоставляя возможности для повышения эффективности социально-экономических процессов (например, увеличение количества сотрудников работающих на удаленном доступе), а также появляется потенциал для развития и трансформации бизнес-моделей не только для компаний, но и регионов (например, высокоскоростной и безлимитный доступ в Интернет, а также бесперебойное электроснабжение как основной фактор инвестиционной привлекательности). Цифровые преобразования все больше изменяют сложившиеся жесткие производственно-сбытовые взаимосвязи. На их месте появляются очень гибкие сети создания стоимости, рынки платформ и инновационные интеллектуальные услуги. Круглосуточный доступ к сетям продуктов, процессов, институтов (например электронное правительство) и инфраструктурным состовляющим (возможность оплаты через Е-банкинг) в реальном времени открывает четвертую промышленную революцию, производство, техническое обслуживание и поставка, а также обслуживание клиентов реализуются все чаще через Интернет. Повышение эффективности технологических процессов в результате развития Индустрии 4.0, а также разработка и внедрение новых бизнес-моделей под влиянием усиливающейся цифровизации требуют новых компетенции в области управления и у непосредственно персонала.

Основной фокус исследования сосредоточен, в частности, на тех компетенциях, которые позволяют более эффективно разрабатывать процессы и преобразовывать «классические» отрасли посредством Интернета.

Казахстан имеет все возможности для того, чтобы стать ведущим рынком для инновационных решений в области интернет-технологий. Страна обладает не только достаточно развитым промышленным сектором, но и существенными преимуществами в виде развитых IT-технологий в бизнесе, доступности Интернета и мобильной связи и готовности принимать и развивать соответствующие ключевые технологии. Таким образом, Индустрия 4.0 может поддерживать и создавать высококачественные рабочие места и генерировать стабильный экономический рост. Также в целях социально-демографических изменений Индустрия 4.0 открывает новые перспективы, например, снижая физическую нагрузку на персонал, высвобождая дополнительное время (из-за возможности работы не только в офисе и, как следствие, пиковой нагрузки на общественный транспорт). В целом Индустрия 4.0 предлагает значительные преимущества не только для крупных компаний, но и для малых и средних предприятий.

Четвертая промышленная революция также ведет к длительному изменению в мире труда. Новая степень гибкости и цифровые сети требуют инновационных квалификационных решений и системного поведения автономно действующих киберфизических систем, которые должны обладать интуитивно понятным интерфейсом освоения и управления пользователем. Первоначальный анализ, проведенный в рамках данного исследования, определил необходимость в дальнейшем обучении на трех уровнях действия в компании:

- необходимость повышения информированности у потенциальных пользователей о преимуществах Индустрии 4.0 и функционировании киберфизических систем для управления, особенно у лиц, принимающих решения;

- углубленное понимание возможных режимов дистанционной работы для тех, кто участвует в планировании деятельности субъектов бизнеса с целью более объективной оценки преимуществ и недостатков новых систем;

- формирование и развитие новых компетенций с упором на цифровые, чтобы подготовить сотрудников к удаленному взаимодействию [1].

Таким образом, изменение и гибкость управленческих, производственных и логистических процессов также обусловливают необходимость повышения квалификации в области цифровых технологий. В настоящее время все еще не хватает систематических опросов о требованиях к компетентности персонала компаний. В частности, мало что известно о потребностях малого и среднего бизнеса. Кроме того, существует недостаток подходящих квалифицированных предложений на образовательном рынке, ориентированных на формирование цифровых пользовательских компетенций.

Цель этой статьи состоит в том, чтобы показать, что ключевой фактор успеха для перехода на Индустрию 4.0 заключается в повышении осведомленности всех заинтересованных сторон, особенно среди субъектов МСБ, о требованиях, потенциале и преимуществах четвертой промышленной революции и нарастающей цифровизации.

Научная новизна: разработка проекта чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающего в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий, а также учитывающего общие аспекты в формировании цифровых компетенций. Также предложена классификация казахстанских субъектов экономики на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты (Казахстан относится к странам с активным вмешательством государства в экономику).

Авторская гипотеза. Индустрия 4.0 основывается на фундаментальном предположении, что на казахстанских предприятиях существует значительная потребность в развитии компетенций, в том числе и цифровых. Но при этом малые и средние предприятия имеют различные приоритеты в развитии необходимых компетенций персонала в зависимости от специфики бизнеса. Тем не менее целенаправленные меры по повышению цифровых компетенций сотрудников являются ключом к более успешному функционированию и степени адаптивности компаний к изменяющимся условиям внешней среды.

Методологический подход. Для рассмотрения поднятого вопроса о формировании компетенций для Индустрии 4.0 и разработки рекомендаций к действию была выбрана взаимосвязанная методическая процедура, состоящая из литературных и эмпирических компонентов. В данной статье нами представлены основные рекомендации к действию для непосредственно компаний, провайдеров образования и государственных институтов Казахстана, которые могут способствовать более эффективному формированию компетенций персонала.

1. Рекомендации к действию и предложения

Проведенное исследование подтверждает, что в казахстанских компаниях существует значительная потребность в интенсификации развития компетенций для Индустрии 4.0. Кроме того, существуют конкретные потребности и приоритеты малых и средних предприятий по обеспечению представленности в Интернете, доступности интерфейсов сайтов организации и логистических процессов. Например, для клиента важно не только иметь возможность найти, сравнить и выбрать предложения по интересующему вопросу, но и наличие круглосуточной поддержки, а также возможность выбора способа и времени доставки (в условиях пандемии наблюдается все большее смещение покупателей в виртуальную реальность). Также важно продвигать необходимость повышения квалификации сотрудников в области информационных технологий как ключ к формированию цифровой трансформации бизнеса [2] (Abele, Chryssolouris, Sihn, Metternich, 2017).

Важнейшая цель развития компетенций для Индустрии 4.0 в казахстанских компаниях и повышение квалификации рабочей силы должны помочь избежать так называемого цифрового разрыва, поскольку цифровизация является фундаментальной опорой Индустрии 4.0. Например, анализ больших объемов данных позволяет исследовать тренды и тенденции рынка, отслеживать изменения с высокой скоростью, что может обеспечить конкурентное преимущество, использовать моделирование системы создания стоимости и вероятностных сценариев развития для предвидения даже сложных систем в действии (онлайн-симуляция). Успешное использование таких сложных цифровых технологий, конечно, возможно путем делегирования части задач на аутсорсинг консалтинговым и маркетинговым компаниям, использующим современные инструменты (например, Data Scientists или EPAM [6, 21]), но все равно требует всестороннего понимания методов и концепций со стороны пользователей. Этот запас знаний и опыта является сложным в зависимости от целевой группы, особенно в случае появления ранее неизвестных контекстов (функционирование мировой экономики с марта 2020 года в условиях нестабильной пандемии и вызванные этим ограничения бизнеса).

В связи с большой важностью цифровизации необходимо сокращать возможный разрыв между крупными компаниями, которые являются пионерами в реализации Индустрии 4.0, и субъектами МСБ, которые все еще имеют значительное отставание (например, отсутствие сайтов в Интернете или представленности в социальных сетях) [11, 16] (Vasilchikov, Gagarinskaya, Obushchenko, 2018).

Для достижения этой цели компании должны быть сначала ознакомлены с потенциалом и проблемами Индустрии 4.0. Это касается как руководства, так и персонала (не стоит забывать о встроенном сопротивлении инновациям и инерционности мышления, тем более что пандемия усилила чувство неуверенности в людях). В дополнение к функциональности Индустрии 4.0 преимущества и конкретные стратегии осуществления преобразования производства должны демонстрироваться примерами успешного применения цифровых технологий (например, прорывной рост в секторе доставки еды). Это полезно для объяснения преимуществ, вариантов реализации и (или) инвестиционных рисков (например, удовлетворенность и лояльность клиентов к сервисам доставки еды зависят не только от вкуса как субъективной категории оценки качества, но и оптимального функционирования логистических систем – скорости доставки, наличия обратной связи и т.д.).

Кроме того, важно также понимать, что цифровизация имеет в определенном смысле разрушительный характер для предприятий, надеющихся вести бизнес только по модели F2F, то есть «вживую». Индустрия 4.0 является именно платформой для разработки инновационных бизнес-моделей.

По нашему мнению, важную роль по-прежнему будут продолжать играть традиционные способы образования и подготовки кадров. Но вместе с ними цифровые методы развития компетенций, с помощью которых компании могут привлечь внимание потребителей, должны также привлекаться, и обучение должно быть целенаправленно для решения специфических потребностей и (или) целевых проблем [3, 5, 7] (Bloom, Engelhart, Furst, Hill, Krathwohl, 1956; Kagermann, Wahlster, Helbig, 2013). Такие инструменты имеют широкий радиус охвата и могут обеспечить индивидуальное развитие компетенций. Консалтинговые и (или) обучающие центры, профессиональные ассоциации и Центры развития компетенций на предприятиях (актуально для крупного бизнеса) могут быстрее реагировать на новое содержание или требования Индустрии 4.0 с помощью цифровых технологий, вебинаров, онлайн-семинаров и т.п. Учитывая динамику развития экономики в условиях пандемии, представляется необходимым внедрять новые и инновационные решения для расширения существующего ассортимента и поощрять компании к тому, чтобы они находили свои собственные индивидуальные пути.

В целях содействия развитию компетенций для Отрасли 4.0, по нашему мнению, укрупненно требуются три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты (Казахстан относится к странам с активным вмешательством государства в экономику). Ниже приведены рекомендации к действию для каждой группы. Они являются результатом проведенного исследования по развитию компетенций для Индустрии 4.0 и могут служить основой для дальнейшего обсуждения темы.

1.1. Рекомендации для компаний

Текущее состояние исследований и опыт внедрения технологий Индустрии 4.0 на примере ведущих стран показывает, какие возможности и риски несет для компаний цифровизация [4, 9, 10]. Крупными компаниями и отраслевыми ассоциациями разработаны и предлагаются практические руководства по их внедрению. Однако когда дело доходит до введения новых технологий, многие компании сталкиваются с трудностями. Учитывая это, разработанные нами наиболее важные рекомендации для действий приведены ниже.

Разработка рамочных условий и формирование (повышение) осведомленности

Хотя подавляющее большинство крупных компаний видят Индустрию 4.0 как возможность для развития и диверсификации, субъекты МСБ рассматривают эту тему амбивалентно. Например, продвижением в социальных сетях субъекты МСБ занялись только после введения режима чрезвычайной ситуации и закрытия привычных торговых площадок (торговые центры, магазины, выставки и т.п.). Не говоря об опережающем развитии, а только для преодоления инерционности мышления необходимо понимание причин и революционной идеи о том, что Индустрия 4.0 и цифровизация бизнеса уже есть и функционируют. Желаемое децентрализованное управление процессами и персоналом является не самоцелью, а скорее гарантирует, что даже в сложных системах и условиях будущего бизнес сохранится и будет функционировать.

В то же время важно обратить внимание на различные уровни (домены) Индустрии 4.0 с точки зрения цифровизации: продукция, процессы, бизнес-модели и управленческая работа. Системное проектирование может быть важным междоменным инструментом коммуникации. Для крупных компаний может быть целесообразно двигаться вперед в качестве пионера Индустрии 4.0 для получения конкурентных и имиджевых преимуществ. Например, внедрение программного обеспечения для цифровизации офисных и административных процессов может привести к быстрому успеху: росту производительности, сокращению времени на принятие и согласование управленческих решений, повышению безопасности данных, более строгому и прозрачному соблюдению руководящих принципов и повышению степени удовлетворенности клиентов. Также это применимо к средним компаниям. Рекомендуется продолжать пошаговый и целенаправленный подход к переходу на модель Е-бизнеса. Компаниям следует учитывать, что эти расходы должны рассматриваться как инвестиции и оценивать их следует как минимум в среднесрочной перспективе (3–5 лет).

Дальнейшее развитие бизнес-моделей

Понимание преобразующего характера Индустрии 4.0 ведет непосредственно к критическому пересмотру текущих бизнес-моделей. Например, цифровизация облегчает контакт с клиентом и позволяет при необходимости продавать продукцию напрямую. Технологии для производства отдельных изделий, например 3D-печать, изменят ландшафт поставок и приведут ожидания и запросы клиентов к большей индивидуальности.

В ходе обследований отмечается высокая потребность в автоматизации управленческих процессов, а также в области взаимоотношений с клиентами. Компании не должны игнорировать технологические разработки и программные продукты, но должны знакомиться с ними в целях повышения осведомленности и возможного применения в действующих бизнес-моделях или для их своевременного изменения. Малые и средние предприятия, которые более подвижны, чем крупные компании, могут иметь больше возможности для изменения (например, CLO 3D или Marvelous Designer, первыми представившие виртуальную одежду [8]).

В случае изменения бизнес-модели и, таким образом, технологического процесса в компании необходимо обеспечить подготовку и ознакомление поставщиков и других партнеров с новыми требованиями. В дальнейшем развитии бизнес-моделей задействуются не только менеджеры, принимающие стратегические решения в компании, но и другие, выполняющие консультативные или сопровождающие функции.

Повышение квалификации сотрудников

Для успешного внедрения Индустрии 4.0 сотрудники должны иметь соответствующую квалификацию. Это касается всех областей квалификации на предприятиях: обучение информационным технологиям, программным продуктам и (или) работе с контентом очень важно и должно быть актуальным для всех форм дальнейшего образования и формирования необходимых цифровых компетенций. Наиболее важные квалификационные темы должны включать:

- оценку и анализ данных;

- анализ и управление процессами;

- управление взаимоотношениями с клиентами.

Важно довести до сведения персонала необходимость и неизбежность принятия мер во время постепенного внедрения требований Индустрии 4.0 и «взять их с собой», чтобы не рисковать сопротивлением нововведениям. Для этого важно повышение осведомленности сотрудников, повышение квалификации и формирование необходимых компетенций сделать ключевой управленческой задачей. Для передачи образовательного контента рекомендуется использовать цифровые технологии, дистанционное обучение, формат онлайн-конференций и семинаров. Они позволяют демонстрировать взаимосвязи цифровизации, программных продуктов и повышать компетентность сотрудников.

Целевое управление изменениями

Цифровизация и внедрение Индустрии 4.0 обычно инициируют изменение организационной структуры (например, в форме сокращения иерархии в пользу индивидуальной ответственности) и кадровой структуры (например, в смысле сокращения персонала путем оптимизации и сокращения рабочего времени при применении соответствующих программных продуктов), а также отчасти могут привести к совершенно другому пониманию бизнеса (перенос торговых площадок в социальные сети). По этой причине управление изменениями должно проходить в рамках развития компетенций персонала в компаниях, особенно для руководителей, которые должны принимать быстрые решения об интеграции в нестабильную внешнюю среду. Субъекты МСБ часто нуждаются во внешней поддержке для осуществления процессов управления изменениями.

Разработка стратегии цифровизации

Использование новых и инновационных технологий является важным аспектом Индустрии 4.0. Широкомасштабное использование цифровых технологий – от интеллектуальных мобильных устройств для сотрудников, облачных сервисов до автономных транспортных систем без водителя – захватывает новые отрасли, даже те, которые считались «традиционными» [15, 20] (Batova, 2019; Omelchenko, Zabelina, Mirzabalaeva, 2019).

Главное преимущество для персонала при встраиваемости в требования Индустрии 4.0 – оставаться открытым новым знаниям, гибким и стрессоустойчивым (по нашему мнению, мобильность в условиях пандемии как позиция сейчас не настолько актуальна). Цифровизация делает данные и процессы более доступными, полными, быстрыми и точными, что гарантирует верификацию и легитимность деятельности компании.

Стратегическое предвидение может быть использовано для выявления возможностей и рисков для компании за счет идентификации на ранней стадии и возможности делать более быстрые выводы для коррекции или переориентации корпоративной стратегии. Малые и средние предприятия, несмотря на обычно краткосрочный горизонт планирования (по сравнению с крупными компаниями), должны регулярно пользоваться сведениями о развитии Индустрии 4.0, возможных стратегиях ее реализации и требованиях к компетенции персонала. Консалтинговые и (или) обучающие центры, профессиональные ассоциации и центры развития компетенций для субъектов МСБ могли бы играть важную роль в качестве контактных лиц и мультипликаторов.

Чек-лист для компаний

Рекомендации по действиям, вытекающие из исследования по развитию компетенций для Индустрии 4.0, и другие источники для компаний (в частности, для малых и средних предприятий) резюмируются в таблице 1.

Таблица 1

Чек-лист для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0 (проект)

Рекомендации (1)
Возможные угрозы и препятствия (2)
1. Рамочные условия
1.1.1. Признание и понимание деструктивного характера Индустрии 4.0
1.1.2. Необходимость компании взять на себя роль первопроходца и укрепить свой собственный профиль
1.1.3. Обращение ко всем уровням Индустрии 4.0: продукты, процессы, бизнес-модели, а также организация труда и процессов
1.1.4. Использование возможностей для (само)анализа предприятия
1.1.5. Создание культуры позитивных ошибок для содействия инновациям
1.2.1 Поспешные и необдуманные изменения, а также недостаточное использование и интеграция существующих подходов и ресурсов
1.2.2. Боязнь внедрения технологий 4.0 промышленности в качестве инвестиций в будущее
2. Бизнес-модель и отношения
2.1.1. Обзор бизнес-моделей на фоне новых возможностей и ожиданий
2.1.2. Постоянное участие и интенсивный обмен информацией с клиентами, поставщиками и партнерами
2.1.3. Создание большей индивидуальности в продуктах и услугах
2.2.1. Игнорирование новых разработок, технологий и бизнес-моделей
2.2.2. Недостаточное понимание потребностей клиентов или конкурентных требований (ситуации на рынке)
3. Квалификация
3.1.1. Мотивация сотрудников через повышение квалификации и целевую подготовку к изменениям
3.1.2. Обучение и повышение квалификации в качестве задачи управления
3.1.3. Укрепление личной ответственности сотрудников, мотивация и поддержка персонала
3.2.1.Замена сотрудников вместо повышения квалификации
3.2.2. Недостаточное использование возможностей IT-технологий для целенаправленного обучения и повышения квалификации в области цифровизации и Индустрии 4.0
4. Управление преобразованиями
4.1.1. Вовлечение сотрудников в процесс изменений
4.1.2. Адаптация структур принятия решений к требованиям и динамике цифровизации
4.1.3. Восприятие организационного развития как управленческой задачи
4.1.4. Усиление знаний о процессах и создание пространства для экспериментов
4.2.1. Приверженность традиционным корпоративным структурам и иерархии
4.2.2. Решения без участия сотрудников
5. Технология
5.1.1. Создание прозрачного обзора всех систем компании
5.1.2. Объединение персонала и оборудования в единую сеть; передача управления производством для того, чтобы оставаться конкурентоспособными
5.1.3. Усиление оперативности и гибкости
5.2.1. Отсутствие разработки стратегии цифровизации для предприятия

Источник: разработано авторами.

1.2. Рекомендации для государственных институтов

Рамки для успешного осуществления Индустрии 4.0, в том числе требования к соответствующей квалификации рабочей силы, обеспечивают не только государственные институты, а также профессиональные и отраслевые ассоциации, а также другие учреждения, которые дают импульс к изменениям [13, 14]. Важно, чтобы существующие инструменты, инициативы и ресурсы действовали в рамках общей концепции и не противоречили друг другу.

Обследование в области образования и уровни компетентности

Содержание образовательных программ начальной и непрерывной профессиональной подготовки должно быть адаптировано к требованиям Индустрии 4.0. Отправной точкой может быть систематическое обследование уровня образования в знаниях о цифровизации в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Система уровней компетентности может развиваться аналогично уровням в изучении иностранных языков и могла бы способствовать сопоставимости компетенций в области цифровых компетенций. Следует отметить, что предыдущие измерения компетенции на основе стандартного программного обеспечения являются неадекватными в современном контексте и что информатика как предмет, связанный с IT-навыками, преподаваемый в рамках профессионального обучения, больше ориентирован, например, на изучение языков программирования, а не на осваивание пользовательского интерфейса основных программных продуктов.

Для того чтобы малые и средние предприятия могли разрабатывать решения и стратегии внедрения для Индустрии 4.0, они должны, прежде всего, осознать важность и необходимость предстоящих изменений, а также невозможность отказа от реагирования на них без потери бизнеса и (или) снижения его доходности. По нашему мнению, именно при помощи государственной поддержки желательно повысить осведомленность бизнесменов и заинтересованных лиц в этой области, например, может быть полезным обмен опытом с другими компаниями аналогичного профиля и похожего размера. Для субъектов МСБ возможно создание интерактивной платформы, на которой они могут найти базовую и отраслевую (при развитии и необходимости) информацию о требованиях и опыте функционирования Индустрии 4.0, также платформа может дать им возможность обмениваться опытом с другими участниками – например, в форме социального обучения в тематических обучающих пространствах (Zoom, Moodle и др.). Тема IT-безопасности особенно важна для внедрения Индустрии 4.0. Поэтому, по нашему мнению, требуется создание концепции, чтобы информировать компании о применимых решениях и о предоставлении компетентной технической экспертизы для увеличения передачи готовых решений компаниям с целью повышения IT-безопасности. В долгосрочной перспективе укрепление темы IT-безопасности в профессиональном и академическом образовании также является одним из центральных регуляторов повышения цифровых компетенций.

Создание системы повышения квалификации и формирования компетенций

Институционализированная система непрерывного образования могла бы создать организационно-правовую базу для индивидуализированных, актуальных и открытых путей обучения. На первом этапе рекомендуется осуществлять образцовые пилотные проекты и инициативы по внедрению теоретико-практического содержания, касающегося требований Индустрии 4.0 к персоналу компаний. Важно привлекать персонал к обучению на ранней стадии, чтобы подготовить его к цифровому преобразованию и к изменению требований к квалификации в рабочем процессе (например, обучение на рабочем месте / обучение рядом с работой или инструктажем, и здесь возрастает роль именно дистанционных технологий обучения).

В среднесрочной перспективе система сертификации поставщиков услуг и предложений в области подготовки кадров, провайдеров образования и учебных курсов могла бы обеспечить качество содержания, методы и методики, а также установить требования к получению (онлайн) сертификатов. Таким образом, могут быть созданы предварительные условия и основы для внедрения изменений в трудовое законодательство, а также дальнейшие меры и программы по подготовке кадров для Индустрии 4.0.

Определение потребностей в непрерывном обучении в повседневной трудовой деятельности должно основываться на уже имеющемся опыте, полученном в результате применения новых подходов и (или) связанных с управленческими, логистическими и производственными процессами. Здесь важно, чтобы система непрерывного обучения не понималась как некий «универсальный» подход, а должно быть понимание, что компаниям предоставляется свобода поиска индивидуальных и при необходимости также экспериментальных путей обучения и повышения квалификации.

Адаптация академической подготовки

Решающие импульсы для развития компетенций для Индустрии 4.0 формируются именно на практике и с определенным временным разрывом начинают влиять на содержание образовательных программ в колледжах и университетах, что требует их адаптации и корректировки. Например, необходимо включать анализ и оценку данных, трендов и тенденций в социальных сетях, SMM, использование облачных хранилищ, разработку инновационных бизнес-моделей или системного инжиниринга. В смысле междисциплинарного мышления и действия это, прежде всего, вопрос развития решающих компетенций для Индустрии 4.0, например, предоставляя инженеров и управленцев завтрашнего дня с дополнительными навыками.

Интеграция всех заинтересованных сторон и предконкурентное сотрудничество

Для разработки новых квалификационных предложений и содержания как внутрифирменного обучения, так и дальнейшего обучения существующего персонала, обмен информацией со всеми заинтересованными сторонами – это необходимый и допустимый шаг. На национальном, региональном и корпоративном уровнях соответствующие игроки – компании, профсоюзы, профессиональные и отраслевые ассоциации, НПО, палаты предпринимателей, учебные заведения, торгово-промышленные палаты – должны быть задействованы и вовлечены в процесс создания концепции формирования компетенций для Индустрии 4.0.

Предконкурентное сотрудничество компаний также может обеспечить эффективные импульсы для передачи знаний и технологий, а также дальнейшее развитие специфичных компетенций для персонала компании.

Рекомендации к действию

Исследование конфликтных и методологических проблем в области образования и непрерывного образования в связи с развитием Индустрии 4.0 должно быть продолжено как на фундаментальном, так и на прикладном уровне. Наука может сделать важным вклад в оценку воздействия на управление персоналом, чтобы разработать инновационные решения для (высшего) образования. Дальнейшие исследования могут содействовать, в частности, успешному внедрению цифровых технологий на практике.

Чтобы сделать молодых людей, студентов и рабочую силу пригодными для цифрового преобразования, важно совершенствовать образовательные программы не только в школах, колледжах и университетах на междисциплинарном, но и дуальном обучении и повышении квалификации.

1.3. Рекомендации для провайдеров образования

Среди центральных игроков в развитии Индустрии 4.0 выделяются поставщики услуг образования по подготовке кадров, которые работают в пределах определенной группы специалистов или на отраслевом рынке. Но также и классические учреждения образования: школы, колледжи и университеты также призваны обеспечить подготовку кадров для Индустрии 4.0 [17, 18] (Gorelov, Litun, 2018; Groshev, Grosheva, Bezuevskaya, 2019). В этом контексте важно иметь (разработать) инструменты измерения удовлетворенности работодателей квалификацией персонала, что позволит проводить сравнение и анализ эффективности и поможет повысить объективность оценки качества работы провайдеров образования.

Разработка новых бизнес-моделей

Независимые поставщики услуг по обучению должны на начальном этапе расширить свой портфель услуг и включать в себя консалтинговые услуги для компаний, охватывающие все социально-технические потребности предприятий с учетом развития Индустрии 4.0. Возможная новая бизнес-модель для независимых образовательных учреждений – это ситуативное, индивидуальное обучение на рабочем месте, а также «по требованию». Требуется инновационный и гибкий подход, а также предложения, которые могут быть интегрированы в рабочий процесс и которые обеспечивают и предоставляют кейсовый и (или) личностный аспект получаемой информации и учебных материалов, специфичных для конкретного человека. Предпосылкой для этого является система повышения квалификации, связанная с производственным процессом, которая может быть аналогична системе подготовки ИТ-специалистов. Уже сегодня предложения в других областях (например, PLM Professional для управления жизненным циклом продукта) показывают, как знания могут быть эффективными и любой пользователь может получить доступ на соответствующем сайте.

Дальнейший вариант развития для независимых провайдеров обучения – это организация специфического обучения персонала компаний работе с программными продуктами для Индустрии 4.0, возможно, в сотрудничестве с производителем. Измеряя уровень компетентности и недостаток квалификации сотрудников, успешность обучения сотрудников может быть определена, оценена, и в дальнейшем на этой основе необходимо разработать целенаправленные индивидуальные стратегии улучшения и развития.

Медиация цифрового преобразования

Ключевые элементы цифрового преобразования включают совместную работу, желание экспериментировать, использование интерактивных платформ и мобильных приложений, а также скорость и доступность Интернета. Эти аспекты должны быть интегрированы в форматы обучения и осязаемы для сотрудников в форматах и методах обучения. Квалификация все больше становится стратегической задачей. Любая компания должна быть осведомлена о стратегической важности дальнейшего обучения персонала в связи с увеличивающейся цифровизацией всех процессов под влиянием Индустрии 4.0. В связи с этим должны быть рассмотрены и приведены в действие организационные изменения с помощью новых концепций, ориентированных на спрос, самоуправляемые и неформальные меры, в частности квалификация в рабочем процессе («обучение на рабочем месте» и «обучение рядом с работой»).

Важно понимать взаимосвязь между будущими технологическими разработками в перспективных технологических разработках Индустрии 4.0 и связанными с этим техническими и организационными возможностями как компаний, так и сотрудников (например, применение BIM-технологий в проектировании и строительстве).

Инновационные решения в области преподавания и обучения

Концепции обучения-дидактики, разработанные в рамках онлайн-обучения, могут быть использованы в качестве отправной точки для инновационных решений в области преподавания-обучения. Массовые открытые онлайновые курсы также предоставляют лицам, принимающим решения в области управления и планирования, важные импульсы для развития компетенций. Целостное развитие компетенций для Индустрии 4.0 требует взаимодействия всех участников на различных этапах, таких как введение, разработка, внедрение, эксплуатация и устойчивое развитие.

Со стороны компании ключевую роль играет корпоративный менеджмент или руководство компании. Другими действующими лицами являются университеты, государственные и частные учебные заведения, профсоюзы, профессиональные и отраслевые ассоциации, НПО, палаты предпринимателей, учебные заведения, торгово-промышленные палаты. Тем не менее на практике, как правило, невозможно точно разграничить различные виды квалификации [1, 2, с. 803–826, 7, 9, 10] (Abele, Chryssolouris, Sihn, Metternich, 2017, р. 803–826; Kagermann, Wahlster, Helbig, 2013).

Резюме и выводы

Цифровизация и возрастающие требования Индустрии 4.0 являются компонентами развития экономики, которые затрагивают всех. Цифровая реальность также ставит новые и беспрецедентные задачи перед всеми участниками, которые нами разделены в данной статье на три контактные аудитории: непосредственно компании, провайдеры образования и государственные институты (Казахстан относится к странам с активным вмешательством государства в экономику). Для эффективной и современной работы крайне важно предлагать соответствующие механизмы взаимодействия. Также на первый план выходит проблема формирования и повышения необходимых цифровых компетенций для успешной интеграции казахстанских предприятий в Индустрию 4.0. Также нами предложен проект чек-листа для компаний по развитию компетенций для Индустрии 4.0, включающий в себя рекомендации и описание возможных угроз и препятствий.

Становится также ясно, что государственный, образовательный и частный секторы не так отличаются друг от друга, как это часто изображается. Структурно ожидается, что ИТ-персонал будет обладать очень похожими навыками. Различия становятся очевидными только тогда, когда изучается компетентность в отношении конкретных систем или руководящих принципов, особенно в том, что касается специальных правил и обращения с определенным программным обеспечением. С одной стороны, корпоративный менеджмент может готовиться заранее к новым вызовам посредством повышения квалификации и обучения как персонала, так и непосредственно руководства. С другой стороны, могут быть приняты на работу квалифицированные работники, способные работать на свободном рынке труда и имеющие только специфические потребности в обучении.

Настоящее исследование дает основы для ориентации при создании новых или адаптированных предложений в области формирования компетенций для Индустрии 4.0 и непрерывного образования. Последовательное обновление квалификационных профилей персонала, а также необходимых цифровых компетенций является (в соответствии с мерами по развитию Индустрии 4.0) неизбежным для поддержания актуальности и конкурентоспособности компаний на рынке, в том числе и в условиях пандемии.

На основе полученных результатов можно выработать следующие рекомендации в отношении действий:

1. Институционализация. Для последовательного и устойчивого осуществления мер, описанных в результатах настоящего исследования, необходима институционализация соответствующей деятельности. Здесь необходим междисциплинарный взгляд на образовательный и административный ландшафт. Даже если сосредоточиться на цифровых компетенциях для Индустрии 4.0, очевидно, что социальные компетенции и черты личности не менее важны и должны быть включены.

2. Повышение осведомленности. Результаты проведенного исследования показывают, что, несмотря на то, что уже существуют предложения по непрерывному образованию и обучению в области цифровизации, которые подходят для определенных категорий персонала, число участников в некоторых случаях очень мало, поскольку корпоративный менеджмент неохотно освобождает соответствующих сотрудников для продолжения образования и обучения.

3. Смешанное обучение или сочетание различных методов обучения. Опыт школ и университетов показывает, что подход ориентации на компетентность требует новых форм преподавания и обучения. Поскольку до настоящего времени среди государственных провайдеров образования было мало предложений в области электронного обучения, соответствующие предложения от частных провайдеров используются чаще. Из-за отсутствия опыта здесь часто возникает большая неопределенность, поэтому предлагается провести независимую сертификацию этих частных учебных заведений. Можно предположить, что провайдеры дополнительного образования и подготовки разрабатывают свои учебные мероприятия с методологической поддержкой конкретных целевых групп. Тем не менее указанные разработанные роли и компетенции могут служить для того, чтобы поставщики услуг могли оценить и при необходимости адаптировать свои предложения и, прежде всего, более целенаправленно координировать их в диалоге с корпоративным менеджментом по вопросам спроса. В ходе растущей цифровизации многие сотрудники хорошо знакомы с технологиями, разработанными специально для рынка конечных потребителей, и используют их в своей личной жизни.


Источники:

1. Abele E., Metternich J., Tisch M., Chryssolouris G., Sihn W., ElMaraghy H., Hummel V., Ranz F. [Электронный ресурс]. URL: Learning factories for research, education, and training, Procedia CIRP (дата обращения: 06.12.2020).
2. Abele E., Chryssolouris G., Sihn, Metternich W. Learning factories for future oriented research and education in manufacturing // CIRP annals. – 2017. – № 66. – p. 803-826.
3. Baumgartner Peter Taxonomie von Unterrichtsmethoden. Ein Plädoyer für di-daktische Vielfalt. [Электронный ресурс]. URL: Waxmann Verlag (дата обращения: 06.12.2020).
4. Bauernhansl T., Krüger, G. Reinhart J., Schuh G. 2016. WGP-Standpunkt Industrie 4.0, Wissenschaftliche Gesellschaft für Produktionstechnik. [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020)
5. Bloom Benjamin S., Engelhart Max D., Furst Edward J., Hill Walker H., Krathwohl David R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educa-tional Goal. [Электронный ресурс]. URL: Handbook II: The Cognitive Domain, Longman, New York (дата обращения: 06.12.2020).
6. EPAM Reports Results for Fourth Quarter and Full Year 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://investors.epam.com/news-releases/news-release-details/epam-reports-results-fourth-quarter-and-full-year-2019 (дата обращения: 06.12.2020).
7. Kagermann H., Wahlster W., Helbig J. Umsetzungsempfehlungen für das Zukunftsprojekt Industrie 4.0: Abschlussbericht des Arbeitskreises Industrie 4.0. [Электронный ресурс]. URL: Forschungsunion (дата обращения: 06.12.2020).
8. KMWorld 100 Companies That Matter in Knowledge Management 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmworld.com/Articles/Editorial/Features/KMWorld-100-Companies-That-Matter-in-Knowledge-Management-2019-129903.aspx (дата обращения: 06.12.2020).
9. Liker J.K. The Toyota way: 14 management principles from the world’s greatest manufacturer. [Электронный ресурс]. URL: McGraw-Hill, New York u.a. (дата обращения: 06.12.2020).
10. Metternich J., Adolph S., Hambach J., Hertle C. Lean 4.0: Durch Digitalisierung die nächste Stufe der Exzellenz erreichen - der Darmstädter Ansatz, Praxishandbuch Industrie 4.0. [Электронный ресурс]. URL: Branchen - Unternehmen - M&A (дата обращения: 06.12.2020).
11. Shevyakova, A., Petrenko E. Features and Perspectives of Digitization in Kazakhstan. Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Studies in Computational Intelligence. [Электронный ресурс]. URL: doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-13397-9_91 (дата обращения: 06.12.2020).
12. Tisch M., Cachay J., Abele E., Metternich J. A Systematic Approach on Developing Action-oriented, Competency-based Learning Factories // Procedia CIRP. – 2013. – № 7. – p. 580-585.
13. WIPO, (2015), France. Law #2004-575 dated 21.06.2004 “On building confidence in the digital economy" (as of August 6, 2015) // wipo.int/. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15802 (дата обращения: 06.12.2020).
14. World bank (2016), “Digital Dividends” From: Business & Information Technology 2017 / Issue # 03 (66) // World Bank, World Development Report 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://bit.samag.ru/archive/article/1826/ (дата обращения: 06.12.2020).
15. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
16. Васильчиков А.В., Гагаринская Г.П., Обущенко Т.Н. Модель компетенций рекрутера в эпоху технологичности и цифровой экономики // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 959-974. – doi: 10.18334/et.5.4.39652.
17. Горелов Н.А., Литун В.В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. – 2018. – № 2. – c. 343-350. – doi: 10.18334/et.5.2.39177.
18. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 1025-1036. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40985.
19. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1443-1458. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.
20. Омельченко И.Б., Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 63-76. – doi: 10.18334/et.6.1.39785.
21. Платформа EPAM TelescopeAI удостоена награды BIG INNOVATION AWARD 2019. EPAM. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epam-group.ru/about/newsroom/press-releases/2019/epam-wins-2019-big-innovation-award-for-telescopeai (дата обращения: 06.12.2020).

Страница обновлена: 28.10.2024 в 12:20:16