Рецензия и оценка научных трудов доктора экономических наук Бережнова Г.В.
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (59), Ноябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Есть люди в современной России, которые все свои силы направляют на поиск возможностей использования новых научных достижений в практике. К таким специалистам можно отнести директора Астраханского рыбного порта, доктора экономических наук Бережнова Г.В.
Ключевые слова: постсоветская Россия, развитие предприятий, синтез стратегий, стратегия реагирования
Есть люди в современной России, которые все свои силы направляют на поиск возможностей использования новых научных достижений в практике. К таким специалистам можно отнести директора Астраханского рыбного порта, доктора экономических наук Бережнова Г.В.
Научные интересы Г.В. Бережнова лежат в области стратегического развития предприятий. По этой проблеме им опубликовано более тридцати статей, три монографии, защищены кандидатская и докторская диссертации, сделаны доклады на общероссийских и международных конференциях, ведется работа по подготовке специалистов в Астраханском Государственном техническом университете.
Монография автора «Развитие и саморазвитие предприятий» рекомендована учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Национальная экономика» и другим экономическим специальностям.
Главную мысль научных трудов автора можно свести к следующим основным положениям:
‑ проведение экономических реформ в России в последние два десятилетия в корне изменило положение предприятий и характер их взаимоотношений с внешней рыночной средой;
‑ углубление процессов становления открытой рыночной экономики и глобализации для конкретного предприятия привело к тому, что конкуренция сегодня приобретает общенациональный и наднациональный характер (как собственно и сам рынок).
Лидирующие позиции в настоящее время занимают предприятия, получившие решающий стратегический перевес в области развития технологий и информационно-коммуникационных систем. В таких условиях предприятия, уступающие в цене и качестве товара или услуг, утрачивают свои позиции окончательно и необратимо. Становится иным и понятие перспективного предприятия, главным отличием которого является ставка на интеллектуальные и технологические ресурсы.
Современную экономическую ситуацию автор считает противоречивой и часто непредсказуемой, что связано сегодня с совместным сосуществованием укладов традиционной и новой экономики. Основным противоречием современной рыночной ситуации, в которой вынуждены функционировать предприятия, автор считает то, что они должны следовать принципам и той и другой экономики, т.е. действовать в равновесно- неравновесной среде, сочетать разные стратегии и системы управления.
В современной экономике происходит сокращение цикла стратегического планирования ‑ основного инструмента преобразований в бизнесе. Причем горизонт такого планирования в преуспевающих компаниях-лидерах новой экономики сократился с пяти лет сначала до трех, а затем до одного года и даже до одного квартала. Стратегические концепции эволюционируют от долгосрочного планирования к немедленному реагированию на рыночные события.
Концепция автора состоит в том, что необходим синтез стратегий. В условиях скачкообразных и быстрых перемен, противоречивых и непредсказуемых процессов, глобализации и конкуренции необходимо отказаться от поиска и использования универсального и единственного средства или единой формулы выработки концепции развития предприятия. Следует объединять не только различные, но и крайние, взаимоисключающие позиции, т.е. действовать адекватно действительности.
Автор исходит из принципиального положения о том, что возможность продуктивного совмещения содержится во всех реальных (не мнимых) вариантах развития при условии нахождения продуктивной основы совмещения. В его работах предложен инструмент (парадигма) поиска совместимых характеристик и определение продуктивного принципа совмещения альтернативных подходов и концепций развития.
Предсказуемость потребностей рынка имеет решающее значение для выбора методологии разработки стратегии предприятия. Если имеет место массовое устойчивое потребление товара или услуги, это делает возможным статистическое прогнозирование рыночных ситуаций и вероятности их наступления. В этом случае достаточно прогноза общих тенденций и средних величин и стратегического планирования.
Однако, если рынки дробятся на мелкие ниши, их количество и дифференциация стремительно возрастают, рынок становится непредсказуемым, а прогнозирование ‑ невозможным. В этом случае стратегическое преимущество обеспечивается не долгосрочным планированием, а гибкостью, мобильностью и быстротой реакции, а стратегия прогнозирования заменяется стратегией реагирования.
Стратегия реагирования ‑ это заранее не формулируемая, но непосредственно формируемая стратегия, складывающаяся из отдельных решений. Любая методология, отделяющая идею от действия, план от его реализации, а формализацию от внедрения, в данном случае является неприемлемой, поскольку ограничивает скорость реагирования предприятия на изменения внешней среды. Стратегия целей преобразуется в стратегию действий.
В реальной ситуации эти два подхода к разработке стратегии могут совмещаться в зависимости от сочетания рыночных ниш.
Труды автора содержат теоретические модели, описывающие процессы и механизмы равновесного и неравновесного развития, обоснование применимости стратегического планирования и стратегии реагирования, концепции адаптивного и креативного развития предприятия, стратегии реального и виртуального развития, что может помочь многим российским предприятиям определиться со своими действиями в современных, весьма сложных рыночных условиях хозяйствования.
Доктор экономических наук,
проректор Академии народного хозяйства
при Правительстве Российской Федерации,
профессор
О.Д. Проценко
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:34