Ethnic entrepreneurship: an analysis of the main definitions

Runova N.Yu.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (February 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44745955
Cited: 6 by 07.12.2023

Abstract:
The author analyses the definition of ethnic entrepreneurship, its place in ethnic economy. The author examines some inaccuracies in the most popular definitions of ethnic entrepreneurship and suggests a new and more accurate definition, which takes into account not only the ethnic entrepreneurship entities but also reveals the essence and goals of ethnic entrepreneurship. The article is aimed at researchers who are dealing with the topic of entrepreneurship, ethnic entrepreneurship and ethnic economy.

Keywords: ethnic entrepreneurship, ethnic economy, ethnoeconomy, entrepreneurship, definition of ethnic entrepreneurship

JEL-classification: J15, M21, L26



Введение

В связи с ростом мировой миграционной активности для государств, принимающих международных мигрантов, все более актуальной становится тема этнического предпринимательства. Одним из наиболее частых способов выживания для мигрантов является организация собственного дела. Приезжая в новую страну проживания, мигранты становятся этническим меньшинством по отношению к коренному населению [4] (Igosheva, 2020) и испытывают множество адаптационных проблем: незнание языка и местных законов, проблема признания дипломов об образовании, трудности с поиском работы и т.д. [11] (Runova, Saginova, 2019). Термин «этническое предпринимательство» намного шире, чем предпринимательская активность мигрантов, приехавших в новую страну. Понятие «этническое меньшинство», являющееся частью большинства определений этнического предпринимательства, относится не только к мигрантам и диаспорам, но и к коренному населению страны [7].

При анализе литературы по исследуемому вопросу были изучены научные публикации на русском и английском языках. Многие исследователи, разрабатывающие тему этнического предпринимательства, используют не просто разную терминологию, но и вкладывают в это понятие разные смыслы. В данной статье автором рассмотрены основные различия в подходах к трактовке понятия этнического предпринимательства и предпринята попытка создать схему, объединяющую эти подходы, что дало возможность дать собственное определение этническому предпринимательству.

Этническое предпринимательство. Популярные определения

Этническое предпринимательство многими авторами определяется как совокупность связей и закономерностей взаимодействия между людьми, имеющими общее национальное происхождение или миграционный опыт. Это определение, данное первоначально Р. Уолдингером [21] (Waldinger et. al., 1990), является наиболее популярным как среди англоязычных авторов, так и среди многих российских исследователей [8, 16] (Radaev, 1993; Tagirov, 2009), освещающих тему этнического предпринимательства. Однако данное определение является во многом слишком общим и больше указывает на взаимоотношения между этническими меньшинствами, но при этом не указывает на взаимосвязь с предпринимательской деятельностью. Более широкий подход к определению этнического предпринимательства дал российский социолог А.А. Сусосколов – «…под «этническим пред­принимательством» понимается концентрация постоянного или вре­менного населения, представляющего в данном регионе этническое меньшинство, в отдельных отраслях хозяйства» [15] (Susoskolov, 2006). Далее А.А. Сусоколов дополняет свою формулировку определением, данным А. Снисаренко. По мнению А. Снисаренко, этническое предпринимательство – это «…специфический способ организации и ведения бизнеса этнических меньшинств в инонациональной для них среде» [14] (Snisarenko, 1999). Такой подход к определению этнического предпринимательства является более приемлемым, так как охватывает бизнес-составляющую этого термина. Однако понятие «специфичность» является слишком обобщенным, за счет чего особенности именно этнического предпринимательства не раскрыты.

Несмотря на общую размытость вышеуказанных определений термина «этническое предпринимательство», все авторы сходятся в том, что субъектом этнической предпринимательской деятельности являются как мигранты, так и этническое меньшинство. Этническое меньшинство – это «группа граждан, численно уступающая остальному населению государства и не занимающая господствующего положения, члены которой имеют этнические, религиозные или языковые отличия от остального населения и демонстрируют солидарное желание сохранить свое культурное своеобразие и групповую целостность» [7]. «В широком смысле термин «этническое меньшинство» употребляется в отношении всех численно, культурно и политически недоминирующих этнических групп в государстве (например, нерусские народы в России или неханьские народы в Китае)» [7].

Таким образом, к этническим меньшинствам можно отнести не только мигрантов, проживающих на территории определенного государства, и диаспоры, но также и коренные народы, которые оказались численно в меньшинстве по отношению к основному населению [13, 2] (Sadokhin, 2021; Alebastrova, 2017). Однако большинство как российских, так и зарубежных ученых рассматривают этническое предпринимательство исключительно или приоритетно в связи с мигрантами и делают упор на его вынужденный характер и форму социально-экономической адаптации [8, 14, 12, 20, 18] (Radaev, 1993; Snisarenko,1999; Ryazantsev, 2000; Waldinger, Aldrich et al.,1990; Kloosterman, 2010), при этом, несмотря на формулировку термина «этническое меньшинство», этническое меньшинство, исторически проживающее на территории определенного государства, не рассматривается.

Этноэкономика и этническое предпринимательство

При изучении темы этнического предпринимательства также встречается понятие «этноэкономика». Примечательно, что этот термин рассматривает в качестве субъектов как мигрантов, так и этнические меньшинства, исторически проживающих на территории определенной страны. Этноэкономика представляет собой «территориально локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных, форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, «отходничества» и т. п.» [5] (Kolesnikov, 2003). Другое определение этноэкономики включает в себя «хозяйство относительно замкнутых этнических групп, проживающих в многонациональных регионах и опирающихся на собственную ресурсную базу, ремесленные навыки и веками существующие способы создания простейших благ, натуральное или мелкотоварное производство отдельных домохозяйств, не выходящих за пределы местных рынков, хозяйство индивидуальных предпринимателей, не обладающих существенными средствами, а также хозяйство так называемых самозанятых людей, предоставляющих различные услуги» [1] (Adamenko, Khorolskaya, Petrov, 2020).

Несмотря на популярную среди российских ученых трактовку этноэкономики как нишевого направления, в котором задействованы в основном полиэтнические группы, исторически проживающие на территории страны, многие российские исследователи [6, 8, 3] (Laisha, 2012; Radaev, 1993; Brednikova, Pachenkov, 1999) либо включают в эту группу также мигрантов и этнические мигрантские диаспоры, либо полностью отождествляют этот термин с мигрантским предпринимательством. В зарубежной же практике намного чаще понятие этнического предпринимательства является синонимом этнической экономики [19] (Light, Karageorgis, 1994).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что понятие этнического предпринимательства в современной научной литературе не имеет четко устоявшегося определения. Позиция автора состоит в том, что такой неструктурированный подход может вводить в заблуждение при изучении этнического предпринимательства, так как не включает целей данного вида предпринимательства, а также сам подход к изучению субъектов этнического предпринимательства является достаточно однобоким.

Структура этнического предпринимательства

Несмотря на то, что большинство зарубежных исследователей относят к этническому предпринимательству как мигрантов, так и миноритарные этнические группы, проживающие на территории одной страны, акцент делается на мигрантов. С другой стороны, в российской научной литературе больший интерес вызывает исследование либо исторически устоявшихся этнических анклавов и общин (азербайджанцев, армян), либо малых этнических народов, исторически проживающих на территории РФ. При этом часто происходит синонимизация многими авторами, как российскими, так и зарубежными, таких понятий, как этническое предпринимательство и этническая экономика.

На основе результатов анализа научной литературы в работе предлагается определение понятия этнического предпринимательства в соответствии со структурой, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура этнического предпринимательства

Источник: составлено автором.

Предложенная структура позволяет более четко разграничить два основных объекта исследования на мигрантское этническое предпринимательство, которое относится к мигрантам, приехавшим в новую страну в первом поколении, и на национальное этническое предпринимательство, к которому относятся ассимилировавшие мигранты второго и последующих поколений, а также этнические меньшинства, проживающие либо исторически, либо на протяжении длительного времени на территории определенного государства.

Представленная структура показывает, что в целом у обеих групп общие характеристики, однако у каждой группы могут присутствовать и свои собственные условия, которые могут влиять на мотивацию создания собственного бизнеса. Так, например, основываясь на теории недостатков, мигрантам именно первого поколения будет скорее свойственна стратегия выживания [10, 9] (Runova, 2018; Runova, 2020). Именно они чаще всего сталкиваются с проблемой непризнания дипломов, незнанием языка и местной культуры. При этом этнические группы, проживающие в стране либо исторически, либо на протяжении нескольких поколений, вышеуказанных проблем не имеют, и мотив для самореализации скорее будет лежать в плоскости сохранения этнической идентичности. Таким образом, цели у двух типов субъектов этнического предпринимательства могут быть разными. Основной целью мигрантского этнического предпринимательства является выживание в иноэтничной среде. Целью же национального этнического предпринимательства в основном будет сохранение этнической идентичности. Однако учитывая теорию структурных возможностей Уолдингера, мы предполагаем, что эти цели и следующие за ними стратегии могут иногда пересекаться и переходить из одной группы в другую.

Своей предпринимательской активностью представители различных, как мигрантских, так и национальных этнических групп, создают этническую экономику, которая, в свою очередь, создает условия для дальнейшей благоприятной среды формирования этнического предпринимательства.

Таким образом, формулируется новое определение этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство – это форма осуществления предпринимательской деятельности, которая свойственна мигрантам или этническому меньшинству, проживающим на территории отдельно взятого государства, с целью выживания или сохранения этнической идентичности в иноэтничной среде. Новое определение, в отличие от рассмотренных выше, более полное и определяет «специфичность» этнической предпринимательской деятельности, а также выделяет цели, характерные именно для данного направления. Таким образом, становится более понятно, почему под термином «этническое предпринимательство» мы можем изучать как и, например, русскоязычное население, проживающее в Германии, которое часто сталкивается с проблемами признания дипломов и поиска работы, выбирает предпринимательскую деятельность в качестве выживания [11] (Runova, 2019), так и представителей коренных этнических меньшинств в России, например тувинцев или калмыков, которые создают бизнес для популяции своих национальных традиций, танцев, кухни [17] (Tyukhteneva, 2018). При этом мигранты также могут создавать бизнес для сохранения своей этнической идентичности, как, например, греческие рестораны в Германии или китайские рестораны в США, а национальные этнические предприниматели могут выбрать стратегию выживания, попадая в неравные условия, особенно при внутренней миграции.

Применение вышеуказанный формулировки крайне важно для исследователей данной тематики, так как позволяет сразу сформировать понимание термина не только относительно этнического фактора, но также и специфики предпринимательской составляющей данного феномена.

Заключение

Подводя итоги настоящей работы, можно констатировать тот факт, что большинство существующих определений этнического предпринимательства являются неточными и неполными. Автором был проведен анализ существующих определений и была составлена структура, позволяющая объединить существующие понятия в единую логическую схему. Данная схема четко разграничивает два основных направления в этническом предпринимательстве – мигрантское (например, русскоязычное население в Германии или китайцы в России) и национальное (например, осетины в России), при этом указывает на наличие у этих групп схожих характеристик, стимулирующих на создание своего дела. Помимо этого, данная схема позволяет наглядно разделить понятия «этническое предпринимательство» и «этническая экономика» и показывает их взаимосвязь.

По итогам анализа терминологии, проведенного в статье, также было предложено собственное определение этническому предпринимательству, позволяющее в будущем избежать неточности в понимании данного направления.


References:

Adamenko A. A., Khorolskaya T. E., Petrov D. V. (2020). Predposylki vozniknoveniya i vostrebovannost teorii etnoekonomiki v kontekste novoy ekonomicheskoy realnosti [Relevancy and emergentiveness of the theory of ethnoeconomics in the context of new economic reality]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (1). 104-109. (in Russian).

Alebastrova I. A. (2017). Bolshinstvo i menshinstvo v konstitutsionnom gosudarstve: etnicheskiy aspekt [The majority and minority in a constitutional state: the ethnic aspect]. Lex Russica. (1(122)). 35-49. (in Russian).

Brednikova O., Pachenkov O. (2000). Etnichnost «etnicheskoy ekonomiki» i sotsialnye seti migrantov [Ethnicity of the "ethnic economy" and social networks of migrants] (in Russian).

Igosheva M.A. (2020). Ekonomicheskiy resurs etnicheskoy identichnosti v usloviyakh sovremennyh migratsionnyh protsessov [Economic resource of ethnic identity in the conditions of current migration processes]. Filosofskaya mysl. (7). 72 - 84. (in Russian). doi: 10.25136/2409-8728.2020.7.33513.

Kloosterman Robert C. (2010). Matching opportunities with resources: A framework for analysing(migrant) entrepreneurship from a mixed embeddedness perspective Entrepreneurship & Regional Development. (22(1)). 25-45.

Kolesnikov Yu. S. (2003). Etnoekonomika v sudbakh modernizatsii Yuga Rossii [Ethnic economy in destinies modernization of the south of Russia]. Prostranstvo ekonomiki. (2). 19-24. (in Russian).

Laysha A.V. (2012). Predprinimatelskaya aktivnost natsionalnyh menshinstv kak sredstvo adaptatsii i vyzhivaniya v chuzhdom etnokulturnom okruzhenii [The entrepreneurial activity of national minorities as a means of adaptation and survival in an alien ethnocultural environment]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl. (4). 165-168. (in Russian).

Light I., Karageorgis S. (1994). The Ethnic Economy

Radaev V. V. (1993). Etnicheskoe predprinimatelstvo: mirovoy opyt i Rossiya [Ethnic entrepreneurship: international experience and Russia]. Polis. Politicheskie issledovaniya. (5). 79. (in Russian).

Runova N.Yu. (2018). Etnicheskoe predprinimatelstvo: osnovnye ponyatiya i modeli [Ethnic entrepreneurship: main concepts and models]. Human Capital and Professional Education. (3-4 (27)). 50-57. (in Russian).

Runova N.Yu. (2020). Etnicheskiy produkt v formirovanii etnicheskogo predprinimatelstva [Ethnic product in the formation of ethnic entrepreneurship]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 185-194. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100441.

Runova N.Yu., Saginova O.V. (2019). Etnicheskoe predprinimatelstvo kak instrument adaptatsii migrantov: opyt Germanii [Ethnic entrepreneurship as an instrument of migrants adaptation: the case of Germany]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1 (102)). 664-670. (in Russian).

Ryazantsev S. V. (2000). Etnicheskoe predprinimatelstvo kak forma adaptatsii migrantov [Ethnic entrepreneurship as a form of adaptation of migrants]. Social Sciences and Contemporary World. (5). 73-86. (in Russian).

Sadokhin A. P.,Grushevitskaya T.G. (2021). Etnologiya [Ethnology] (in Russian).

Snisarenko A. (1999). Etnicheskoe predprinimatelstvo v bolshom gorode sovremennoy Rossii (na materialakh issledovaniya azerbaydzhanskoy obshchiny S.-Peterburga) [Ethnic entrepreneurship in the big city of modern Russia (based on the materials of the study of the Azerbaijani community of St. Petersburg)] (in Russian).

Susoskolov A. A. (2006). Kultura i obmen: Vvedenie v ekonomicheskuyu antropologiyu [Culture and exchange: an introduction to economic anthropology] (in Russian).

Tagirov R. Yu. (2009). Etnicheskoe predprinimatelstvo kak sistema otnosheniy i kak institut [Ethnic entrepreneurship as a system of relations and as an institution]. Economics of education. (3). 47-53. (in Russian).

Tyukhteneva S. P. (2018). Etnicheskoe predprinimatelstvo bez migratsii (na primerakh iz Tuvy i Kalmykii) [Ethnic entrepreneurship without migration (based on examples from Tuva and Kalmykia)]. Novye issledovaniya Tuvy. (2). 149-167. (in Russian). doi: 10.25178/nit.2018.2.8.

Waldinger R., Aldrich H., Ward R. (1990). Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Societies

Waldinger R., McEvoy D., Aldrich H. (1990). Spatial dimensions of opportunity structures

Страница обновлена: 28.04.2025 в 20:31:36