Базовая и инновационная логистика

Проценко И.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (59), Ноябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Окончание. Начало в № 9/2004 Окончание материала, посвященного раскрытию феномена логистики через трактовку различных ее определений и характеристику всевозможных видов логистической деятельности. Публикация содержит обзорную таблицу, где приведены основные понятия и термины логистики в зависимости от различий в определениях и содержании.

Ключевые слова: логистика, США, постсоветская Россия, инновационная логистика, базовая логистика



Окончание. Начало в № 9/2004

Усилиями отдельных, причем обособленных структур весьма мозаичной рыночной экономики0 чрезвычайно трудно осуществлять сквозную аналитико-оптимизационную организацию материальных потоков в рамках всей логистической цепи и тем более логистической сети. Следовательно, существуют базовые предпосылки, которые отражают правомерность формулирования и применения второго определения логистики [1].

Логистика – это совокупность научных знаний, методов и навыков по изучению и рациональной (оптимальной) организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных (скрытых) резервов управления. Назовем ее условно инновационной логистикой.

В эволюционно отлаженной рыночной экономике, как показал опыт развитых стран, оба вида логистики органически дополняют и обогащают друг друга. Внутринациональные и межнациональные системы поставок, которые по сумме составляющих их процессов ориентированы на клиентов, т.е. на рынок потребителей, вынуждены в условиях острейшей конкуренции постоянно искать и находить оптимальные варианты организации управления материальными потоками. Это касается как стадии их формирования и преобразования (в процессе материального производства), так и стадии их движения (в инфраструктурной сфере деятельности, характерной для закупочной и распределительной логистики).

Более того, подобные системы, где производство превращается лишь в одно из составляющих звеньев поставки материальных ценностей, а возможность установления хозяйственных связей между участниками поставок объективно приводит к возникновению множества вариантов организации материальных и соответствующих финансовых и информационных потоков, неравноценных как с точки зрения качества обслуживания потребителей, так и заключительных совокупных издержек поставки, служат не только благоприятной почвой для применения новейших достижений логистики (научного инструмента по оптимизации потоковых процессов), но и своеобразной колыбелью этих достижений, полигоном для их практической проверки и развития. Другими словами, логистика поставок в своей основе опирается на оптимальную (или близкую к ней) организацию потоковых процессов, т.е. практически не допускает их неоптимальных вариантов.

В свете изложенных обстоятельств представляется закономерным тот факт, что многие компании экономически развитых стран стали ориентировать свою деятельность на поставку конечного продукта. В основе стратегии повышения эффективности функционирования они реализуют принцип передачи ключевых компетенций по производству важнейших комплектующих элементов многоступенчатого производства конечного продукта странам третьего мира, оставляя себе ключевые компетенции по осуществлению поставок, точнее, по организации их осуществления, не снижая при этом объемы и темпы роста ВВП.

Так, например, в экономике США доля промышленного производства составляет всего 14% ВВП, сельскохозяйственного производства - 4%, а в сфере услуг, подавляющая часть которых связана с непосредственным осуществлением поставок или организацией их исполнения (услуги трансакционных и виртуальных фирм), сосредоточена основная часть ВВП.

Между тем, при анализе структуры промышленного производства обнаруживается подавляющее превосходство наукоемких и высокоинтеллектуальных продуктов, в частности, продуктов электронных информационных технологий, позволяющих контролировать выпуск и поставки товаров в глобальных масштабах.

Хотя между двумя рассмотренными определениями логистики [2] существует тесная связь, в их содержательном наполнении присутствуют и определенные отличия. Поясним нашу точку зрения на примерах, показывающих возможность, а также необходимость в ряде случаев раздельного существования, функционирования и развития этих двух определений.

Советская планово-организованная система поставок была далеко не идеальной, хотя единая форма собственности теоретически открывала большие потенциальные возможности для оптимальной организации всей совокупности материальных потоков общественного производства. Попытки советских ученых с помощью экономико-математических методов и средств вычислительной техники решать задачи текущего и стратегического характера, которые с полным основанием можно отнести к логистическим, успеха не имели.

Так, предложенная лауреатом Нобелевской премии академиком Л.В. Канторовичем схема оптимальной ассортиментной загрузки прокатных станов с учетом транспортного фактора, т.е. расположения потребителей по отношению к центрам прокатного производства и специализации последних при постоянстве состава операций прокатного производства и транспортных работ, в корне улучшала систему хозяйственных связей между поставщиками (изготовителями) проката и конкретными потребителями. Ожидаемый эффект от ее внедрения составил бы 17 млрд. рублей за счет минимизации производственно-транспортных затрат и увеличения объемов выпуска проката. Однако, консервативная система производства, распределения и доставки проката, ориентированная не на оптимальное, а на допустимое в условиях закрытой экономики управление поставками, а также на традиционные критерии и показатели, раздельно оценивающие работу металлургов и транспортников, оставили это, по сути, логистическое нововведение невостребованным.

Таким образом, отечественная система поставок (материально-техническое снабжение, производство, сбыт, транспортировка, складирование, оптовая и розничная торговля и др.), которая по функциональному содержанию своей деятельности совпадает с нашим первым определением базовой логистики, развивалась при практически полном отсутствии инновационной логистики (наше второе определение). Вот почему пока нельзя механически отождествлять деятельность отечественных структур, так или иначе задействованных в экономике и организации поставок, с функционированием компаний в экономически развитых странах, где логистика активно используется именно в качестве научного метода управления потоковыми процессами (т.е. инновационной логистики).

Вывод. Отечественные структуры нуждаются в тотальной достаточно конструктивной и последовательной программе логистизации с целью создания в них работоспособных логистических систем разного профиля и уровня и приобретения на их основе необходимого логистического потенциала, т.е. способности успешно решать комплекс взаимосвязанных логистических (информационных и оптимизационных) задач текущего и стратегического характера по оптимизации поставок.

Но и в эволюционно отлаженной экономике развитых стран разница между двумя обозначенными видами логистики начинает проявляться все более отчетливо. По мере выделения логистики в специальную внутрисистемную функцию, которая впоследствии в виде аутсорсинга организационно оформляется в самостоятельные структуры логистического сервиса по оказанию платных услуг не только участникам поставки по рациональной (оптимальной) организации управления материальными потоками, но и фирмам с любыми потоковыми процессами (например, финансовыми в банковском секторе, туристическими в сфере индустрии гостеприимства, информационными в системе теле- и радиовещания и т.д.).

Для этого вида инновационной логистики, особенно в форме логистического сервиса, объектом управления становятся действующие поточные процессы или ранее сформированные и циркулирующие в различных сферах деятельности материальные, финансовые, информационные и другие потоки. Изучение и оценка их эффективности служат не только основанием для определения целесообразности логистизации, но и позволяют определять ее конкретную программу, а именно:

‑ состав структурно-функциональной и обеспечивающей частей будущих логистических систем или отдельных логистических новообразований;

‑ состав и квалификацию разработчиков, их взаимоотношения с пользователями будущих логистических систем;

‑ характер поэлементного, поочередного и поэтапного построения логистических систем и др.

К поточным процессам относятся процессы, в которых тот объект управления, который подвергается воздействию, изменяется не только во времени, но и в пространстве, т.е. движется. Кроме того, организации логистического сервиса управляются и развиваются по законам экономически и юридически самостоятельных рыночных структур, т.е. определяют стратегию развития, маркетинговую и кадровую политику, формируют потенциал конкурентоспособности и т.д., что указывает на перспективное развитие этого направления логистики. Все это дает основание по-новому представить основные понятия логистики в зависимости от различий в определениях и содержательном наполнении (табл. 1).

Эти различия распространяются также на такие понятия, как логистическое звено, логистическая цепь, логистическая сеть, которые в большей степени относятся к первому определению логистики, являясь объектами логистизации.

Таблица 1

Основные понятия и термины логистики в зависимости от различий в определениях и

содержании

Основные понятия
Логистика как сфера деятельности
по экономике и организации поставок
материальных ценностей
(базовая логистика)
Логистика как научный инструмент
(метод) рациональной (оптимальной)
организации потоковых процессов
(инновационная логистика)
Логистическая услуга
Отпущенная «на сторону» платная
непроизводственная деятельность
одних структур совместно с другими
с целью осуществления поставки
или повышения эффективности ее
результатов;
материально-техническое обеспечение;
дистрибьюция;
транспортно-складская деятельность;
банковские операции;
услуги информационных систем;
страхование;
оптовая и розничная торговля и др.
Отпущенная «на сторону» платная
непроизводственная деятельность
по изучению и совершенствованию
потоковых процессов с помощью
современных методов управления
и информационных технологий
(услуги логистизации)
Логистические
издержки
Издержки, связанные
с производством материальных
ценностей и оказанием
логистических услуг по экономике
и организации поставок
(материально-техническому
снабжению производства, сбыту,
дистрибьюции, транспортировке,
классическим издержкам и др.)
Издержки, связанные с логистизацией,
с оказанием логистических услуг,
т.е. созданием работоспособных логистических
систем для рационального (оптимального)
тактического и стратегического управления
потоковыми процессами
Критерии оценки
логистической
деятельности
а) показатели качества обслуживания
(удовлетворения) потребителей;
б) величина совокупных издержек
поставки
а) улучшение показателей качества
обслуживания потребителей;
б) величина снижения совокупных издержек;
в) увеличение объема продаж
Объекты управления
Товарно-материальные ценности,
подлежащие производству и поставке
Поточные процессы, образуемые в результате
той или иной деятельности: материальные,
товарные, людские, финансовые,
информационные и другие потоки, связанные
с поставками материальных ценностей и
оказанием ресурсоемких (материальных) и
нересурсоемких (нематериальных) услуг
Логистический сервис
Логистическая деятельность,
т.е. состав логистических услуг
по доставке материальных ценностей
(сырья, материалов,
комплектующих изделий,
готовой продукции)
для производственного или
конечного потребления или
использования
Состав основных функций, задач и операций
по логистизации действующих и вновь создаваемых
структур (определение неиспользованных резервов
управления; постановка, формализация и
моделирование логистических задач; выбор
экономико-математических методов и технических
средств для их решения; создание логистических
систем и др.)
Логистический
аутсорсинг
Выделение отдельных
логистических функций и видов
деятельности по поставкам
продукции в деятельность
экономически и юридически
самостоятельных структур
по оказанию платных
логистических услуг.
Выделение внутрифирменной деятельности
по логистизации собственных подразделений
в деятельность организаций логистического
сервиса по оказанию платных услуг
логистизации.
Интегрированная
логистика

Рациональная (оптимальная) организация
сквозного управления совокупностью
потоковых процессов в нескольких звеньях
цепи (сети) поставок продукции услуг на базе
общего информационного пространства
с целью выявления и использования
дополнительных резервов
управления (синергического эффекта).

Категория интегрированной логистики исключительно для традиционной сферы деятельности по экономике и организации поставок в принципе неприемлема, поскольку предполагает преодоление ограниченности экономически обособленных рыночных структур путем сквозной аналитико-оптимизационной организации всех совокупных материальных и сервисных потоков ради достижения общей цели и более высокого результата.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:19:21