К вопросу о концепции инновационного человека

Исламутдинов В.Ф., Шангараев Р.Г.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (4) за 2011 год

Цитировать:
Исламутдинов В.Ф., Шангараев Р.Г. К вопросу о концепции инновационного человека // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 4. – С. 3-12.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16542235
Цитирований: 26 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье сопоставляются различные модели человека, разработанные разными экономическими школами. Авторы приходят к мысли, что необходимо выделить модель инновационного человека, которого характеризует инновационное поведение. Они отождествляют его с инновационным поведением предпринимателей и фирм. В статье предлагается модель инновационного человека, которая включает базовые и дополнительные характеристики.

Ключевые слова: инновационное поведение, модель человека, инноватор, инновационный человек



В словаре современного человека заняли твердые позиции такие понятия, как «инновации», «инновационный», «инновационная активность». Однако если вдаваться в суть этих понятий, то обнаружится, что большинство из них не имеют четкого теоретического основания. Если с базовым понятием «инновация» ситуация еще более или менее ясная, имеется множество трудов, хотя к единому мнению еще и не пришли, то с производными понятиями полная неясность. Одним из таких производных понятий является понятие «инноватор» (синонимы «новатор», «инновационно активный человек», «инновационный индивид»). То есть, назрела необходимость обрисовать контуры модели «инновационного человека».

Проблема оценки роли человека в общественных науках вообще, и в экономической науке в частности, стоит уже достаточно давно. Вопрос значения человека для экономической деятельности возник, пожалуй, одновременно с первыми попытками создать учение о домашнем хозяйстве, однако первым системным описанием индивида стала модель «экономического человека», предложенная А. Смитом. Затем эту модель изменяли и старались привести в соответствие с реальностью представители «мейнстрима», т.е. неоклассического направления в экономической науке. К основным характеристикам экономического человека (агента) обычно относят следующие.

Индивидуализм - стремление к достижению личной выгоды, проявляющейся в максимизации прибыли или полезности. Эту особенность отметил еще А. Смит, который, однако, пользовался терминами «эгоизм». В частности это отмечает В. Автономов в книге «Модель человека в экономической науке» [1, с. 63]. Данная характеристика экономического человека является самой важной, и она практически никогда не пересматривалась.

Абсолютная рациональность — способность рассчитать и учесть все издержки и предсказать последствия от принятия того или иного решения. Принцип компетентности в вопросах, касающихся собственных дел, встречается еще в работах Смита и Риккардо, однако придание рациональности человека особого значения связано с трудами маржиналистов, значительно расширивших использование математического аппарата, в том числе дифференциального счисления.

Экзогенность и стабильность предпочтений — неизменность базовых предпочтений индивида и независимость его предпочтений от характеристик товара и сторон, участвующих в сделке. Эту особенность подчеркивает Г. Беккер в статье «Экономический анализ и человеческое поведение» (1976). В частности он указывает на то, что «стабильность предпочтений предполагается по отношению <…> к основополагающим объектам выбора, которые производит каждое домохозяйство, используя для этого рыночные товары и услуги, собственное время и прочие ресурсы» [2]. Стабильность предпочтений является признаком низкой инновационности общества, поскольку она свидетельствует об отсутствии спроса на новшества у конечных потребителей.

Концепция «экономического человека» была крайне эффективной для своего времени — становления капитализма, для определения правил поведения индивида в условиях узкого выбора. Из других теорий, выступавших оппонентами «мейнстрима» следует выделить институционализм, который предлагает свою модель «институционального человека». Основные характеристики институционального человека во многом противоположены характеристикам экономического агента:

альтруизм и коллективизм. Наличие альтруистических мотивов в деятельности человека отмечал еще Т. Веблен [4], который ввел в оборот понятие инстинктов, определяющих поведение индивида. На наш взгляд, альтруистические чувства способны стимулировать человека к общественно полезной деятельности, но подобных людей слишком мало. Такими являются люди науки, в особенности фундаментальной, которые занимаются своим делом «из любви к искусству», чтобы реализовать свои возможности, свой потенциал. У подобных людей преобладают духовные, нематериальные потребности. Именно таких людей, на наш взгляд, можно считать инновационными, поскольку они приносят обществу положительный эффект, перекрывающий расходы на их содержание.;

ограниченная рациональность, т.е. индивиды ограничены в способности определить цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений, что обусловлено как их умственными способностями, так и сложностью среды, которая их окружает. В результате индивиды в своем поведении руководствуются принципом удовлетворенности, а не максимизации — этот тезис принадлежит Г. Саймону [8];

эндогенность предпочтений, т.е. зависимость от ментальных моделей и рутин, большое значение имеет качество товаров и отношения сторон сделки.

В то же время, на стыке неоклассического и институционального подходов возникла еще одна, неоинституциональная модель экономического агента, или, что более точно «экономического актора». Согласно Современному экономическому словарю «актор — непосредственный участник экономической деятельности, субъект хозяйствования [7]. Экономический актор — понятие тождественное экономическому агенту, но более полное, учитывающее то, что ни один субъект не может обладать всей полнотой информации и соответственно не может принимать абсолютно рациональные решения. Поэтому он принимает решения исходя из принципа удовлетворительности, а не оптимальности. Характеристики экономического актора являются синтезом характеристик «экономического агента» и «институционального человека». Одна характеристика — ограниченная рациональность, заимствована из институционализма, другая — экзогенность и стабильность предпочтений, заимствована из мейнстрима, а третья —идивидуализм и оппортунизм, является развитием идеи методологического индивидуализма, характерной для неоклассического подхода. Согласно этой характеристике, отправной точкой анализа являются индивиды: их мотивы и стимулы определяют их поведение и, в конечном счете, вид экономической системы (в том числе институциональную среду). В то же время индивид реализует свои цели без учета влияния своих действий на окружающих (если забота о них не входит в его цели). Такое поведение индивида носит название оппортунизма [10]. Один из факторов возникновения оппортунизма — ограниченная рациональность участников взаимодействия, из-за которой они не в состоянии в полной мере предугадать как поведение партнеров по сделке, так и последствия собственных действий для них.

Как же модель инновационного человека может и должна соотноситься с основополагающими концепциями? Чтобы понять это, необходимо выявить ключевую особенность инновационного человека. Несомненно, такой ключевой особенностью является его инновационное поведение. В общем смысле поведение любой системы – это совокупность реакций на внешние раздражители. Инновационное поведение, в нашем понимании, это особый вид поведения, предусматривающий способность предвидеть будущее изменение условий окружающей среды и подготовиться к ним таким образом, чтобы использовать в свою пользу. Рассматривая весь спектр проблем инновационного поведения, можно выделить как минимум три направления изучения:

  • инновационное поведение предпринимателей, фирм, производителей товаров, работ и услуг;
  • инновационное поведение потребителей;
  • инновационное поведение сотрудников, работников фирмы.
  • Главным является первый вид инновационного поведения, поскольку именно предприниматели, фирмы являются инициаторами и проводниками инноваций. Однако все три вида инновационного поведения взаимосвязаны. Например, без инновационного поведения потребителей невозможна диффузия инноваций, их распространение, и соответственно все инновационные товары, работы и услуги, предлагаемые новаторами на рынке, остались бы невостребованы. Также, если бы отсутствовало инновационное поведение сотрудников форм, то инновации встречали бы только пассивное неприятие или даже активное противодействие, а также значительно снизилось бы количество свежих идей и предложений, в результате большинство инновационных преобразований, внедрение новых технологий было бы просто загублено еще на этапе разработки и внедрения, что, к сожалению, до сих пор можно встретить на многих российских предприятиях.

    В рамках данного исследования рассматривается только первый вид инновационного поведения. Инновационное поведение предпринимателей чаще всего считают разновидностью экономического или рыночного поведения. Экономическое поведение, согласно [3, с. 834] — «образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности». Соответственно, инновационное поведение можно понимать как разновидность экономического поведения, предполагающего особый способ, характер экономических действий, заключающийся в целенаправленном, и осуществляемом не однократно, а на постоянной основе, инициировании, оценке эффективности, отборе и осуществлении инновационных проектов и мероприятий.

    Рыночное поведение [5, с. 578] — «действия, которые осуществляются фирмами как продавцами (покупателями) товаров и услуг. Ключевыми элементами рыночного поведения выступают: 1) цели фирмы, например прибыль, продажи, рост активов; 2) методы конкуренции, применяемые фирмами для достижения своих целей, особенно политика цен, уровень производства, дифференциация продукции; 3) межфирменное взаимодействие, относительная мера интенсивности конкуренции фирм друг с другом на рынке или мера скоординированности их ценовой политики. Как разновидность рыночного поведения инновационное поведение предполагает преобладание стратегических целей над тактическим, предпочтение неценовых методов конкуренции (в первую очередь конкуренция по качеству) и сочетание интенсивного взаимодействия фирм с научно-исследовательским и государственным сектором и непримиримой конкурентной борьбой между собой.

    Также возможно смешение понятий инновационного и предпринимательского поведения. Это смешение восходит к Й. Шумпетеру, согласно которому, предпринимателю характерен особый тип экономического поведения: творчество, инициатива, авторитет и др. Однако согласно современным исследованиям, инновационное поведение не является обязательным элементом предпринимательства. Так, например Филипп Коэлингер определяет инновационное поведение предпринимателя только как внедрение новых типов экономической деятельности (активности). Он включает сюда как внедрение подлинных инноваций на рынке, так и имитацию [12]. Также он отмечает субъективность концепции инновационного поведения, выражающуюся в том, что вопрос, относить или не относить некоторую деятельность к инновационной, зависит от перспективы наблюдателя — то, что является новым для локального рынка, может быть совсем не новым в мировых масштабах. Очевидно, что критерий инновационности становится более точным, когда наблюдатель переходит от микро к макро перспективе, и «правильная перспектива» определяется сутью проблемы, которую он исследует. Так, для получения предпринимательской прибыли можно использовать уже известные товар, услугу или процесс производства. В этом случае предпринимательское поведение присутствует, а инновационного — нет. В другом случае, когда товар, услуга или процесс производства являются новыми для локального рынка, то имеет место сочетание инновационного и предпринимательского поведения.

    Еще один подход к рассмотрению инновационного поведения субъекта предпринимательства — это как одну из разновидностей конкурентного поведения. Наиболее близкое к поведенческому аспекту определение конкуренции — это «…экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа» [5, с. 250] Данный аспект инновационного поведения подробно изучается в работе Купцова М. М. Согласно ему, «инновационный тип конкурентного поведения базируется на креативности (творческом начале) в деятельности субъекта предпринимательства по созданию и реализации товаров/услуг» [6, с.25]. Отличительной чертой данного типа поведения является то, что «его осуществление предполагает создание принципиально новых, а не копирование существующих товаров/услуг, как при адаптивно-приспособленческом типе, или фокусирование на ранее достигнутых результатах деятельности, как при гарантирующем типе» [6, с.48].

    Инновационный тип конкурентного поведения, в отличие от других, характеризуется тремя комплексными признаками: новаторскими целями деятельности, инновационными результатами развития по сравнению с предыдущими этапами, а также по сравнению с деятельностью конкурентов. Благодаря инновационной активности есть возможность ненадолго занять доминирующее положение в избранных направлениях деятельности, пока в данную нишу не пришли конкуренты. Для проведения наступательных и контрнаступательных действий требуется постоянно обновляемая технологическая база; совокупность внутренних и внешних условий, позволяющих обеспечить инновационную направленность производства на постоянной воспроизводственной основе [11].

    Таким образом, можно констатировать, что в экономической литературе нет устоявшегося подхода к пониманию инновационного поведения субъектов предпринимательства, которое рассматривается как одна из разновидностей экономического, рыночного или конкурентного поведения. Возможно, обращение к более широкой научно-исследовательской базе позволит внести ясность и найти более надежную опору для обоснования термина «инновационное поведение. Тем более что в последнее время отмечается более широкое взаимопроникновение экономической науки в смежные отрасли — психологию, социологию, антропологию.

    Интересный подход к толкованию инновационного поведения приведен в Энциклопедии социологии [9] «инновационное поведение — инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур».

    В отличие от экономической науки, которая рассматривает инновации как нечто внешнее по отношению к экономической системе, акцент в социологических исследованиях инновационного поведения делается на его предпосылках, условиях развития. Являясь средством осуществления инноваций и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. В условиях полноценного функционирования социально-экономических закона разделения труда и закона перемены труда, а также их «катализатора» — закона конкуренции, инновационное поведение становится естественным, массово востребованным, стратегическим типом поведения, который обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития соответственно вложенным усилиям. Когда же действие объективных социально-экономических механизмов подвергается жесткому искусственному ограничению со стороны управляющих надсистем (например, государства), то в этой ситуации существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.

    Профилактика «угасания» либо «перерождение» инновационного поведения в обществах с авторитарными системами управления возможна при: 1) целенаправленном изменении вектора государственной политики в социальной, экономической, культурной и др. областях жизни общества с «управляющего» на «направляющий», стимулирующий развитие социальных субъектов в заданных управленческой системой направлениях; 2) обязательной стабилизации правового поля, необходимой для адаптации социальных субъектов к предлагаемым моделям легального взаимодействия в различных сферах их жизнедеятельности; 3) полной предсказуемости действий управленческих структур, основанной на предварительной локальной апробации вновь вводимых нормативных документов с непременной разработкой совершенных механизмов их реализации.

    Социологическое понимание инновационного поведения широко используется для исследования, обоснования и стимулирования инновационного поведения сотрудников организаций.

    Социологический подход к пониманию инновационного поведения полезен тем, что уделяет значительно больше внимания роли социальных институтов, привычек, ментальных моделей деятельности человека, чем чисто экономический подход. В этом он близок к институциональному подходу.

    Очевидно, что для того, чтобы предложить свою модель инновационного человека необходимо определить тот базис, на основе которого строится сама модель. К факторами, являющимися фундаментом модели, мы относим: 1) особенности среды, в которой действует экономический агент и 2) внешние силы, угрозы, противодействие которым заставляет лицо действовать определенным образом.

    Во-первых, среда, в которой действуют экономические агенты, как правило, является высоко конкурентной, причем конкурируют между собой не только компании и предприниматели одного уровня, но и представители различных сегментов. Это приводит к тому, что преобладающими чертами инновационного человека является индивидуализм и оппортунизм. Стремление к увеличению собственной выгоды (полезности), в любой форме (получения известности, сверхприбыли), присуще каждому инновационно активному индивиду. При этом поведение инноватора типично оппортунистическое, поскольку он не старается предугадать последствия своих действий, которые могут привести к разрушению достигнутого на рынке статус-кво, причем в результате нарушения статус-кво может пострадать и он сам.

    Другой важной особенностью современной ситуации является повышение объемов информации, с которой приходится сталкиваться индивиду. Рост объемов информации ведет к тому, что человеку приходится принимать решения либо не имея полной информации, либо с большим временным лагом. Оба случая означают, что принимаемое решение не будет абсолютно оптимальным. Данная ситуация позволяет характеризовать современного человека как ограниченно рационального. Данной особенностью можно объяснить деление всей совокупности фирм на инноваторов и имитаторов, которые различаются тем, во что инвестируются средства. Инноваторы инвестируют в собственные НИОКР в надежде на получение сверхприбыли, а имитаторы в трансфер (копирование, перенос) чужих технологий, уже оправдавших себя, но зато удовлетворяются более низкой нормой прибыли, то есть демонстрируют типичное преобладание удовлетворенности над максимизацией.

    Ключевой особенностью, отличающей инновационного человека от других людей является инновационность предпочтений. Среда, в которой находится индивид, должна формировать у него стремление к приобретению новшеств, к созданию спроса на новые товары, новинки. Нестабильность предпочтений индивидов является основой для научно-технического прогресса и основанного на нем экономического роста. Хотя само постоянное стремление ко всему новому можно назвать элементом стабильности или предсказуемости поведения новатора. Однако должен присутствовать элемент рациональности, который должен заключаться в сопоставлении издержек и выгод: использование новшеств должно давать итоговый выигрыш для человека.

    Кроме трех вышеназванных характеристик инновационного человека, которые следует считать основными, базовыми, на наш взгляд следует добавить еще ряд свойств.

    Преобладание стратегических целей над тактическим. Порой существует противоречие между тактическими и стратегическими целями. Первые направлены на получение выгоды в данный момент, а вторые — в будущем. Новатор должен видеть ситуацию в перспективе, так как в краткосрочном периоде многие новшества, если не большинство, выглядят малопривлекательными. При этом очевидно, что существует определенный момент, когда новшество переходит из разряда малопривлекательных в перспективное. И, новатор, по всей видимости, должен идти на риск и предугадывать перспективы развития отраслей, технологий и т. п.

    Коммуникативность. Инновационный человек должен уметь работать с различными людьми. Получение некоторой информации возможно лишь путем установления личного контакта с людьми, обладающими закрытой информацией, для этого инновационному человеку необходимо обладать определенным уровнем коммуникабельности. Кроме того, профессиональное общение дает сильный толчок к повышению продуктивности человека. Оно создает среду, в которой можно оценить свои результаты на фоне других, обсудить свои достижения, найти общие решения имеющихся проблем.

    Адаптивность. Это свойство заключается в том, что человек должен уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям, в которых он находится, и извлекать из этого выгоду как для себя лично, так и для общества в целом.


    Источники:

    1. Автономов В. Модель человека в экономической науке, СПб: «Экономическая школа», 1998 – 230 с.
    2. Беккер Г. «Экономический анализ и человеческое поведение» (1976) URL: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn_newlife.pl?type=in&links=./in/becker/works/becker_w1.txt&img=works.jpg&name=becker
    3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. – М.:Книжный мир, 2008. – 860 c.
    4. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
    5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. – СПб., Издательство «Лань», 2002. – 880 с.
    6. Купцов М.М. Роль инновационного типа конкурентного поведения в обеспечении конкурентоспособности субъектов предпринимательства. Дис. канд. экон. наук – Москва, 2007.
    7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с, URL: http://slovari.yandex.ru/dict/economic/
    8. Саймон Г. «Теория принятия решений в экономической науке и науке о поведении» (1959), URL: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn_newlife.pl?type=in&links=./in/simon/works/simon_w1.txt&img=works_small.gif&name=simon
    9. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с., URL: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0409.htm
    10. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
    11. Фоломьев А. Обоснование инновационного типа воспроизводства // Экономист. – 2005. - №8. – С.41-42
    12. Philipp Koellinger Why are some entrepreneurs more innovative than others? // Small Bus Econ (2008) 31:21-37.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:22:49