Economic security of the polyethnic region: features of the research methodology

Kurepina N.L.1, Volgin V.L.2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Russia
2 Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 1 (January-March 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44930697
Cited: 3 by 31.03.2023

Abstract:
The article presents the results of the economic and political analysis of the evolution of the conceptual and terminological apparatus of economic security. The conceptual and methodological aspects of assessing threats to economic security in the works of foreign and Russian authors are considered. The proposed article contains the results of research in the Republic of Kalmykia, a multi-ethnic region where, as in other similar territories, the ethnic factor plays a significant role in the socio-political and socio-economic life and affects the economic security of the region. The ethnic composition of the population of the Republic of Kalmykia and the nature of interethnic relations were analyzed. The methodology for diagnosing interethnic relations based on the results of sociological research were revealed; and an assessment of the economic security of the region is given. The authors formulated methodological approaches to assessing the economic security of the region as a socio-ecological-economic system, in a multiethnic subject, taking into account new socio-economic threats and destructive factors. The sectoral, ecological, demographic and other features of the region under study, which reflected in the development of destructive factors leading to threats to economic security, have been determined.

Keywords: economic security, interdisciplinary approach, socio-socio-ecological-economic system

Funding:
Статья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках реализации проекта № 19-010-00796 «Совершенство-вание методологии оценки экономической безопасности полиэтничного региона: междисциплинарный под-ход.

JEL-classification: F52, P48, R11, R19



Введение. Существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технологических связей между регионами России, увеличение разрыва в уровне среднедушевого дохода населения между отдельными субъектами Российской Федерации привели к формированию депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов. В этих целях приоритетным направлением должна стать своевременная оценка рисков, что особенно актуально для полиэтничных регионов.Необходимость совершенствовании методологических подходов к оценке экономической безопасности вызвана происходящими изменениями как в целом по стране, так и в регионах. Междисциплинарный подход, примененный в исследовании экономической безопасности региона как социо-эколого-экономической системы, позволил сформулировать современные научные методологические подходы на региональную экономическую безопасность. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [10] определила основные направления, стратегические цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности. Как отмечал А.Е. Городецкий, ее принятие «означало определенный шаг вперед, однако экономическая безопасность не была отражена как самостоятельный вид национальной безопасности» [23] (Gorodetskiy, 2018). Четкое разграничение национальной и экономической безопасности и определение экономической безопасности произошло в Стратегии экономического безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [12]. Основная часть. Исследование эволюции термина «экономическая безопасность» проводилось в двух аспектах, в нормативно-правовых актах и работах ученых, как отечественных, так и зарубежных, и не только онтологические, содержательные аспекты термина «экономическая безопасность» при использовании его в нормативных и политико-правовых актах, официальных документах, сколько особенности применения рассматриваемой дефиниции и ее инвариантов политическими институтами, а также как области научного знания в научной и образовательной деятельности.

Легальное определение экономической безопасности было закреплено в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в его 2-й статье, содержащей понятия, используемые в этом законе. Под экономической безопасностью понималось «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [1].

Оставляя вне разбора, как уже говорилось выше, содержание этого определения, отметим, что вскоре после принятия упомянутого закона был подписан Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [4]. Определения экономической безопасности ни в указе, ни в стратегии не было, что выглядело вполне оправданным, учитывая его наличие в законе, принятом всего полгода назад. Вместе с тем в документе, исходя из законодательно закрепленного понятия «экономическая безопасность» и в целях ее обеспечения делались немаловажные уточнения.

Во-первых, формулировались цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности РФ.

Во-вторых – угрозы экономической безопасности.

В-третьих – критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны.

В-четвертых – меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Прежде всего, было заявлено, что стратегия ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований в ближайшие три-пять лет. Целью стратегии провозглашалось обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Объектами экономической безопасности РФ признавались личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включала в себя:

- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

- определение и «мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства» [26] (Leshchenko, 2019);

- определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;

- формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, назывались (изложено с некоторыми сокращениями):

- увеличение имущественной дифференциации и повышение жизненного уровня населения;

- деформированность структуры российской экономики;

- возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

- криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности РФ, предписывалось учитывать (изложено кратко):

- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

- приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения;

- устойчивость финансовой системы;

- рациональную структуру внешней торговли;

- поддержание научного потенциала страны;

- сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений;

- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности;

- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

В качестве мер и механизмов экономической политики рассматривались:

- мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ;

- разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности;

- деятельность государства по обеспечению экономической безопасности.

Логично, что после того как была принята Государственная стратегия экономической безопасности, в Положении о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации») к числу основных функций этого органа было отнесено решение стратегических проблем экономической безопасности. При этом экономическая безопасность была поставлена на второе место вслед за государственной безопасностью [5].

В развитии заданного президентским указом вектора появилось Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 8 августа 1996 г. № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации» [14]. В нем, в частности, предлагалось Правительству России разработать проект федерального закона «Об основах экономической безопасности Российской Федерации». Со своей стороны, Совет Федерации обозначил базисные критерии оценки проектов федеральных законов в части их соответствия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. К этим критериям были отнесены (дано в кратком изложении):

- соответствие норм проекта федерального закона количественным и качественным макроэкономическим параметрам экономической безопасности;

- совместимость интересов государства и субъектов хозяйственной деятельности;

- наличие в проекте федерального закона предпосылок для формирования адаптационных механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие внутренних и внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики;

- анализ ресурсно-финансового обеспечения проекта федерального закона;

- прогноз возможных институциональных преобразований;

- оценка влияния норм проекта федерального закона на эффективность функционирования экономики субъектов Российской Федерации;

- соответствие норм проекта федерального закона общим принципам федерализма и государственной политики в области федеративных отношений.

27 декабря 1996 г. Правительство РФ приняло постановление № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608». Постановление содержало перечни мер по предотвращению угроз экономической безопасности РФ и перечни критериев экономической безопасности государства [13].

17 декабря 1997 г. появился Указ президента РФ № 1300, которым была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации [6]. Некоторых специалистов документ отчасти разочаровал тем, что, по их мнению, вопросы экономической безопасности в нем не получили полного и всестороннего отражения [19] (Belyh, 2010).

С такой оценкой трудно согласиться в полной мере, поскольку она не учитывала одно из положений принятой ранее Государственной стратегии экономической безопасности. В ней недвусмысленно говорилось, что стратегия является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом, развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой Концепции национальной безопасности России с учетом национальных интересов в области экономики. В таком контексте, пожалуй, не было необходимости «утяжелять» концепцию национальной безопасности повторением в ней стратегии экономической безопасности, но соответствующие пояснения в концепции, наверное, не стали бы лишними.

Между тем, похоже, правительству оказалось легче поставить задачи, вытекающие из президентского Указа о стратегии экономической безопасности, нежели их решить. По истечении без малого полутора лет после выхода вышеупомянутого правительственного постановления № 1569 Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла постановление от 20 марта 1998 г. № 2318-II ГД «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства» [15]. В нем предлагалось правительству все же сделать то, что оно само намечало ранее. А именно: разработать количественные и качественные показатели экономической безопасности Российской Федерации, представить Федеральному Собранию предложения о разработке проектов федеральных законов в области предотвращения угрозы экономической безопасности РФ и об организации мониторинга экономической безопасности государства.

В другом пункте своего постановления депутаты Госдумы, недовольные проволочками, просили президента потребовать от правительства незамедлительного исполнения положений нормативных правовых актов об укреплении экономической безопасности Российской Федерации, в том числе Указа главы страны «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

10 января 2000 г. Президент РФ Указом №24 утвердил Концепцию национальной безопасности в новой редакции [7]. Часть специалистов положительно восприняли комплексный подход в документе к оценке угроз в сфере экономики. Вместе с тем критики отмечали декларативный характер документа, элементы пафоса и риторики в нем [19] (Belyh, 2010).

В декабре 2003 г. Федеральный закон 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» был признан утратившим силу, и вместо него принят Федеральный закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», действующий с изменениями по настоящее время [2]. Однако в нем, в отличие от аналогичного предшествующего нормативно-правового акта, не содержалось определение экономической безопасности. Мнения на этот счет среди специалистов разделились. Одни считали, что «отказ законодателя от легального определения экономической безопасности оправдан, поскольку в таком определении невозможно отразить всю сложность данного явления» [29] (Prudius, 2008). Другие, напротив, полагали, что «отсутствие легального определения – это упущение, в результате чего затрудняется правоприменение, наблюдается рассогласованность действий тех, кому адресованы правовые акты» [34] (Firsov, 2013).

Отметим также, что Федеральный закон «Об основах экономической безопасности Российской Федерации», проект которого, как уже говорилось выше, Совет Федерации предложил разработать Правительству России, так и не появился.

Более того, в нормативных документах высшей власти постепенно стал прослеживаться отход от использования термина «экономическая безопасность» и применение иных понятий, хотя и близких по содержанию.

Так, Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» межведомственная комиссия СБ РФ по экономической безопасности была преобразована в межведомственную комиссию по безопасности в сфере экономики [8].

Затем Указом Президента РФ от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики была переименована в межведомственную комиссию по безопасности в экономической и социальной сфере [9]. Подчеркнем, речь идет о безопасности не в двух смежных сферах, а в единой.

Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. [10] были признаны утратившими силу указы от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В части 4 «Экономический рост» этой стратегии параллельно с понятием «экономическая безопасность» фигурирует понятие «национальная безопасность в экономической сфере».

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» с дальнейшими изменениями нет упоминания об экономической безопасности. Правда, в его 1-й статье, определяющей предмет регулирования данного закона, сказано о безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, под которые, надо полагать, может подпадать экономическая безопасность [3].

В Положении «О Совете Безопасности Российской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, термин «экономическая безопасность» также отсутствует [11]. Этим же указом утверждено новое положение о межведомственной комиссии СБ РФ по безопасности в экономической и социальной сфере. При описании функций комиссии еще более отчетливо по сравнению с предыдущим вариантом положения виден акцент на рассмотрении безопасности в едином, неразрывном экономическом и социальном смысле, нежели исключительно в экономическом. Комиссия, в частности, занимается:

- подготовкой предложений и рекомендаций Совету Безопасности по формированию государственной политики в области обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

- анализом состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации в стране с точки зрения обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

- выявлением внутренних и внешних угроз устойчивому развитию Российской Федерации, реализации стратегических национальных приоритетов в экономической и социальной сфере;

- подготовкой предложений и рекомендаций Совету Безопасности по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при решении задач обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

- рассмотрением в установленном порядке проектов федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

- анализом эффективности работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по выполнению решений Совета Безопасности, направленных на обеспечение национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

- подготовкой предложений и рекомендаций Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

- организацией проведения экспертизы проектов решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере.

Таким образом, исследование эволюции использования понятия «экономическая безопасность» в нормативных и политико-правовых документах федерального уровня государственной власти позволяет сделать следующие выводы. Начиная со второй половины 1990-х годов и термину «экономическая безопасность», и ей самой уделялось большое внимание. Это понятие имело законодательное закрепление. В 1996 г. была принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, рассчитанная на относительно краткосрочную перспективу, но действовавшая тем не менее до появления Указа Президента России от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В рамках стратегии от 1996 г. и в целях ее реализации появлялись соответствующие политико-правовые акты Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства России. Решение стратегических проблем экономической безопасности стало одной из основных функций Совета Безопасности РФ. Существовала межведомственная комиссия этого органа по экономической безопасности.

В начале 2000-х годов применение понятия «экономическая безопасность» в федеральных законах, президентских указах заметно сузилось. В связи с изменением законодательства из него исчезло нормативное, легальное определение экономической безопасности. Упоминание об экономической безопасности ушло из положения о Совете Безопасности РФ. Анонсированный законопроект «Об основах экономической безопасности Российской Федерации» так и не стал законом. В нормативных и политико-правовых документах реже использовалось понятие собственно экономической безопасности и чаще появлялись термины, близкие к нему, но все-таки отличающиеся, и порой существенно.

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года термин «экономическая безопасность» не только появился, но и получил развернутое определение, вновь обретя легальность. Под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [12].

В отечественных научных исследованиях теоретические аспекты экономической безопасности начали разрабатываться в начале 90-х годов.

В 1994 году в журнале «Вопросы экономики» в разделе «Проблемы экономической безопасности. Теория вопроса» опубликованы теоретические исследования Л.И. Абалкина [16] (Abalkin, 1994), А. Архипова [18] (Arkhipov, Gorodetskiy, Mikhaylov, 1994), Е.М. Бухвальда [21] (Bukhvald, Glavatskaya, Lazurenko, 1994), А.Е. Городецкого, В.Л. Тамбовцева и др. авторов. Рассмотрены концептуальные подходы, проблемы и способы обеспечения экономической безопасности.

Результатом дальнейших исследований экономической безопасности стали работы В.К. Сенчагова «Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность)» [31] (Senchagov et al., 2014), в которых получили развитие концептуальные подходы к оценке экономической безопасности, анализируются проблемы и пути решения по нейтрализации угроз, предложена индикативная система анализа и прогнозирования кризисных ситуаций и др.

Большая заслуга в развитии теоретических основ принадлежит В.К. Сенчагову. «Исходные теоретические представления об экономической безопасности формировались практически с нуля», – отмечает А.Е. Городецкий [23] (Gorodetskiy, 2018).

Как мы отмечали, нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности формировалось достаточно длительный период, не сразу появилась и дисциплина «Экономическая безопасность», принят первый государственный образовательный стандарт по дисциплине «Экономическая безопасность», началась подготовка и издание учебников и учебных пособий. В 2005 году вышел учебник «Экономическая безопасность России. Общий курс» под редакцией В.К. Сенчагова [30] (Senchagov et al., 2005), позднее учебники для вузов Е.А. Олейникова (2005), В.А. Богомолова (2006), Г.С. Вечканова (2007) [22] (Vechkanov, 2007), Л.П. Гончаренко (2007, 2009), Т.Е. Кочергиной (2007), А.Б. Логунова (2009) и др. Началось формирование понятийно-терминологического аппарата, методологических подходов, методов оценки угроз и т.д. Рассматриваются различные направления и методологические подходы, различные объекты исследований: страна – регион – предприятие – человек.

Безопасность – понятие многогранное, представляющее комплексный объект и включающее множество отдельных направлений исследования, таких как военная, промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность и др.

В зависимости от объекта исследования, государства, региона, предприятия, личности, понятие «экономическая безопасность» рассматривалось как способность противостоять кризисным ситуациям, гарантировать защиту национальных интересов, обеспечивать достойный уровень жизни населения и др.

По определению В.Л. Берсенева [20] (Bersenev, 2019), для московских ученых-экономистов характерен глобальный подход, рассмотрение проблем экономической безопасности от общегосударственных до корпоративных (А.Е. Городецкий, И.В. Караваева, Р.М. Нижегородцев, С.Н. Сильвестров и др., ученые Санкт-Петербурга предпочитают узкоспециализированный подход, сосредоточившись на экономико-правовых аспектах экономической безопасности).

Представитель питерской школы – профессор В.И. Сигов предлагает разработанный им метод циклической градации в обеспечении безопасности России, который основывается на пространственном развитии и укрупнении объекта исследования до экономического пространства (ЭП) и представляет оценку совокупности региональных ЭП, включающих в себя социальный и отраслевой блоки.

Несмотря на то, что еще в 2005 году Е.А. Олейников [28] (Oleynikov et al., 2005) отмечал, что региональный аспект экономической безопасности должен быть предметом специального изучения, региональные проблемы экономической безопасности стали исследоваться несколько позже и получили широкое развитие на современном этапе.

В.А. Цветков, М.Н. Дудин, Л.В. Лясников в своих исследованиях предлагают новые методические подходы к оценке угроз, проводить структуризацию потенциал-формирующих и потенциал-разрушающих факторов, ими разработана индикативная модель, которая позволяет проводить оценку экономической безопасности регионов с учетом «качества экономического роста, каче­ства предпринимательской активности, дивер­сификации экономики и благосостояния на­селения» [35] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, 2019).

С.В. Казанцевым предлагается «методика для оценки уровней экономической безопасности субъектов Российской Федерации, в основе которой квантификация показателей оценки, нормирование и расчет обобщающих индикаторов для групп нормированных показателей» [25] (Kazantsev, 2014).

Проблемами региональной экономической безопасности занимаются и ученые Южного федерального округа, к которому относится полиэтничный регион Республика Калмыкия (О.С. Белокрылова, Т.В. Игнатова, Т.Е. Кочергина и др.).

На современном этапе развития данной отрасли знаний возобладали другие понимания трактовки понятия «экономическая безопасность», изменились деструктивные факторы, формирующие угрозы, что повлекло за собой разработку новых подходов и методов их оценки.

Как мы уже отмечали, направления исследований экономической безопасности достаточно обширны, одним из направлений, которое в конце прошлого века получило развитие, является продовольственная безопасность. Взаимосвязь понятий безопасности и устойчивости исследуется учеными экономистами-аграрниками при оценке развития сельских территорий, сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности. Вопросам обеспечения продовольственной и экологической безопасности в России посвящены работы В.Г. Головина, А.А. Лысоченко, И.Г. Ушачева, А.Д. Урсула, Н.В. Хильченко, В.С. Чекалина и др.

В монографии под редакцией академика И.Г. Ушачева исследуются «проблемы устойчивого развития отечественного сельского хозяйства во взаимосвязи с развитием интеграционных процессов в ЕАЭС, подходы к оценке конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, индикаторы оценки продовольственной безопасности России и другие вопросы» [32].

Рассматривая основные новеллы новой редакции Доктрины продовольственной безопасности, «она приводит новое, более четкое определение продовольственной независимости» [33] (Ushachev, 2020).

Время диктует свои условия, возникают новые деструктивные факторы, угрозы, получают развитие новые направления в исследовании экономической безопасности. Так, в последнее время появилось много исследований в области социетальной и культурной безопасности.

В исследованиях зарубежных ученых вопросы безопасности исследуются в более раннем периоде, чем в России, и в последнее время все больше переносятся в социальную сферу. В работах большинства западных исследователей «социетальная безопасность» определяется как «способность общества сохранять свою сущность в изменяющихся условиях и при возможных или явных угрозах».

Термин «социетальная безопасность» (societal security) широко используется в зарубежных исследованиях и почти не встречается в отечественных публикациях. Введен в научный оборот впервые представителями копенгагенской школы. Барри Бузан (B. Busen) и Оле Ваэвер (Waever) в социетальном секторе в качестве возможных угроз рассматривают процессы миграции и связанные с ней распространение болезней и перемещение организованной или неорганизованной преступности.

В своей книге «Люди, государства и страх», впервые опубликованной в 1983 году, Б. Бузан утверждал, что безопасность не сводится к национальной безопасности или государственной, а распространяется на новые объекты – военный, политический, экономический, экологический и общественный секторы.

Д. Биго (Bigo D) – французский ученый, представитель парижской школы считает, что работы Бузана расширили сферу исследований в области безопасности на новые сектора (экономический, экологический, демографический, идентичность и т.д.) и объекты, такие как международный, региональный, местный, или иначе как общество, нация, сообщество, группа, личность и т. д.

Д. Биго, исследуя вопросы взаимосвязи конфликтов и безопасности (внешней и внутренней), в работе «Очертания политики безопасности» отмечал, что «понятие безопасности должно включать в себя концепцию, которая учитывает человека как субъект с правами и которая объединяет этику и ответственность (вместо цинизма и суверенитета) в европейском и глобальном масштабе» [38].

Ваэвер (Waever), исходя из основополагающих принципов концепции Бузана, разработал свою концепцию социальной безопасности, взяв за основу разработанные им категории, он разделил их на две группы: национальная безопасность и безопасность общества. «Первое касается суверенитета и выживания режима» [40] (Leshchenko, 2018), а второе касается идентичности и выживания общества. Сосредоточив свой анализ на социальной безопасности, он предложил перенести референтный объект безопасности с государства на общество и поднять последнее до статуса независимого объекта.

Представляя социальную безопасность как «способность общества сохранять свои основные характеристики перед лицом меняющихся условий и перед лицом вероятных или реальных угроз», Ваэвер утверждает, что это связано с выживанием общества. По его мнению, «общество затрагивает понятие идентичности, идею о том, что группы и индивиды формируют себя, и которые позволяют им идентифицировать себя как членов сообщества». Тогда «современные проблемы безопасности будут сосредоточены на сохранении идентичности и защите культуры» [37].

Представитель парижской школы А. Сейан (А. Ceyhan) в своих работах проводит анализ исследований, направленных на формирование постреалистического, постструктуралистского, постмодернистского подхода к безопасности. Анализируя безопасность в работах европейских ученых, она считает, что «сколь бы разнообразными, содержательными и интересными не были исследования авторов, они не затрагивают фундаментальный аспект процесса безопасности и не занимаются проблематизацией безопасности» [37].

В работах российских ученых публикации по проблемам социетальной безопасности в основном посвящены анализу концепций европейских научных школ [17] (Arutyunyan, Makarov, Shirokova, Drobot, 2020).

Вызывают особый интерес работы ученых Кольского научного центра РАН по проблемам оценки социетальной безопасности (В.А. Путилов, М.Г. Шишаев, С.Ю. Яковлев и др.).

М.Г. Шишаев и С.Ю. Яковлев [36] (Shishaev, Yakovlev, 2017) считают, что в качестве «мостика» между западными и российскими исследованиями можно выбрать действующий стандарт ГОСТ Р 22.0.12-2015/ИСО 22300:2012, в котором социетальная безопасность (societal security) определена как «защита общества от инцидентов, чрезвычайных ситуаций и бедствий, вызванных умышленными и неумышленными действиями человека, опасными природными явлениями и техническими неисправностями, а также реагирование на такие события» [27].

Заключение

Проведенный анализ методологических подходов оценки угроз экономической безопасности позволил сделать вывод, что до настоящего времени не сложилось однозначного определения региональной безопасности. Большинство ученых связывают региональную безопасность с понятием стабильного устойчивого развития.

Из часто применяемых можно назвать также воспроизводственный подход к экономической безопасности региона, который основывается на воспроизводстве материальных благ, совершающих движение циклической цепочки и представленных как свойство экономической системы, способной к самообновлению.

Среди ученых отсутствует единство мнений по вопросу о понятии «угроза экономической безопасности». Исследователи по-разному определяют состав внутренних и внешних угроз в зависимости от объекта и других факторов.

Аналитический обзор показал, что в исследованиях региональной экономической безопасности применяются общие подходы, в большей части индикативная оценка, которая не всегда учитывает особенности региона, что отражается на объективности результатов анализа.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости развития методологических подходов к оценке экономической безопасности, формирования понятийного аппарата. Считаем, что более правильным следует использовать термин «система экономической безопасности», что позволяет говорить о правовом, региональном, организационном, экономическом, социальном и других аспектах обеспечения безопасности.

Основным методологическим подходом должен стать междисциплинарный, так как объект исследования – регион правильнее бы было охарактеризовать как социо-эколого-экономическая систему. Понятие социо-эколого-экономической системы на протяжении последних лет неоднократно трансформировалось, изменялись методические подходы и приоритеты исследования от понятий «устойчивое развитие», «экологическая экономика» до «нооэкономики», «пространственной экономики».

Такой подход, по нашему мнению, необходим для объективной оценки экономической безопасности всех сторон этой многогранной системы – регион как социо-эколого-экономическая система. Считаем, что при оценке угроз экономической безопасности региона как социо-эколого-экономической системы учитывать региональные особенности воздействия не только на экономику производства и экосферу, но прежде всего, на социальную сферу, то есть при оценке качества окружающей среды должны учитываться условия проживания и деятельности человека, возможности для развития человека как личности и др. Такой подход позволит «оценить риски и угрозы экономической безопасности» [24] (Karavaeva, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2019) регионов, каждый из которых имеет свои особенности, как отраслевого характера, так и социального, экологического, этнического и т.д.

Наши исследования проводились в регионе – Республика Калмыкия, (сельские территории), который в большей степени подвержен рискам и угрозам как природного характера, так и производственного. Связано это, прежде всего, с тем, что в оборот вовлечены природные и биологические ресурсы, земельные, растительные, животные и др.

Это регион со сложным этническим и конфессиональным составом, в котором проживает около 100 национальностей, три относительно крупные этнические и религиозные общины. За анализируемый период численность населения с дореформенного периода сократилась с 322 тыс. человек до 282 тыс. человек, то есть на 40,0 тыс. человек, численность титульной нации с дореформенного периода выросла со 146,3 до 162,7 тыс. человек.

Отмечается отток русского населения с 121,5 до 85,7, или на 35,8 тыс. человек, результаты этномониторинга не связывают данный факт с межнациональными отношениями, ущемлением прав представителей некоренных национальностей. «Отмечается высокий уровень толерантности населения республики» [39] (Kurepina, Shovaeva, Berikova, Namrueva, 2018).

Названные проблемы связаны в большей степени с социально-экономическим положением республики, а не с проблемами межэтнического характера, о чем свидетельствуют результаты социологических опросов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости при оценке экономической безопасности региона применять междисциплинарный подход, рассматривая регион как социо-эколого-экономическую систему. В этих целях проводить оценку экономической безопасности не только экономической и экосферы, но прежде всего, социума, методами социологических исследований, проведения анкетирования, изучения сайтов и других источников информации, что особенно важно для полиэтничных регионов.

Такой междисциплинарный подход позволит совершенствовать методологию в анализируемой области и даст возможность применить их в научном и прикладном значении для принятия управленческих решений на региональном уровне в целях предупреждения развития кризисных явлений и обеспечения экономической безопасности региона.


References:

Abalkin L.I. (1994). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [Russia's economic security: threats and their averting]. Voprosy Ekonomiki. (12). 4-16. (in Russian).

Arkhipov A., Gorodetskiy A., Mikhaylov V. (1994). Ekonomicheskaya bezopasnost: otsenka, problemy, sposoby obespecheniya [Economic security: assessment, problems, ways to ensure]. Voprosy Ekonomiki. (12). 4-13. (in Russian).

Arutyunyan V.A., Makarov I.N., Shirokova O.V., Drobot E.V. (2020). O bolshikh vyzovakh i bolshikh vozmozhnostyakh arkhitektury evropeyskoy bezopasnosti v kontekste otnosheniy Rossii i Evropeyskogo soyuza [About big challenges and big opportunities in the european security architecture in the context of relations between Russia and the European Union]. Journal of International Economic Affairs. 10 (1). 85-96. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.100706 .

Ayse Ceyhan Analyser la sécurité: Dillon» Waever Williams et. Les. autresJournals. Retrieved June 11, 2020, from https://journals.openedition.org/conflits/541

Belyh V.S. (2010). Pravovoe regulirovanie predprinimatelskoy deyatelnosti v Rossii [Legal regulation of business activity in Russia] M.: Prospekt. (in Russian).

Bersenev V.L. (2019). Vedushchie tsentry issledovaniya problem ekonomicheskoy bezopasnosti v Rossii [Leading centers of researching the problems of territory’s economic security]. Economy of the region. 15 (1). 29-42. (in Russian). doi: 10.17059/2019-1-3 .

Bukhvald E., Glavatskaya N., Lazurenko S. (1994). Makroaspekty ekonomicheskoy bezopasnosti: faktory, kriterii, pokazateli [Macro aspects of economic security: factors, criteria, indicators]. Voprosy Ekonomiki. (12). (in Russian).

Firsov I.V. (2013). Metodologiya postroeniya gosudarstvennogo mekhanizma protivodeystviya korruptsii v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [State mechanism of corruption counteraction in the system of economic security]. Zakonodatelstvo. (5). 41-47. (in Russian).

Gorodetskiy A.E. (2018). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: novaya strategiya v novyh realiyakh [Russia's economic security: a new strategy in new realities] Russia's economic security: problems and prospects. 35-57. (in Russian).

Karavaeva I.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2019). Finansovye riski sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti, formiruemye sistemoy gosudarstvennogo upravleniya v sovremennoy Rossii [Financial risks socio-economic security generated by the system of public administration in modern Russia]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (2). 45-65. (in Russian). doi: 10.24411/2071-6435-2019-10079 .

Kazantsev S.V. (2014). Zashchishchennost ekonomiki regionov Rossii [Security of the Russian regions' economy] Novosibirsk: IEOPP SO RAN. (in Russian).

Kurepina N.L., Shovaeva M.V., Berikova N.B., Namrueva V.L. (2018). Economic security of a polyethnic region: experience and new challenges European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 58 742-750.

Leschenko Yu.G. (2019). Finansovyy monitoring kak mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Financial monitoring as a mechanism of ensuring economic security of the Russian Federation]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (4). 371-384. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.4.110116 .

Leshchenko J.G. (2018). Economic sovereignty in the 21-st century: the issue of Russia's foreign economic security in the conditions of membership in international financial and economic organizations Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (12). 3637-3650. doi: 10.18334/rp.19.12.39557.

Oleynikov E.A. i dr. (2005). Ekonomicheskaya i natsionalnaya bezopasnost [Economic and national security] M.: Izdatelstvo «Ekzamen». (in Russian).

Prudius E.V. (2008). O ponyatii i sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti [On the concept and system of economic security]. Zakonodatelstvo i ekonomika. (1). 34-39. (in Russian).

Senchagov V.K. i dr. (2005). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [Russia's economic security] M.: Delo. (in Russian).

Senchagov V.K. i dr. (2014). Ekonomicheskaya bezopasnost regionov Rossii [Economic security of Russian regions] Nizhny Novgorod. (in Russian).

Shishaev M.G., Yakovlev S.Yu. (2017). Kontseptualnye osnovy otsenki sotsietalnoy bezopasnosti kak faktora ustoychivogo razvitiya regiona [Conceptual basis for assesment of societal security as a factor of sustainable development of the region]. Trudy Kolskogo nauchnogo tsentra RAN. 8 (3-8). 28-37. (in Russian).

Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2019). Analiticheskie podkhody i metody otsenki ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Analytical approaches and methods for assessing the economic security of the region]. Economy of the region. 15 (1). 1-12. (in Russian).

Ushachev I.G. (2020). Novaya doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti i mery po realizatsii ee osnovnyh polozheniy [New doctrine of food security and measures to implement its basic provisions]. Agro-industrial complex: economics, management. (4). 4-13. (in Russian). doi: 10.33305/204-4 .

Ushachev I.G., Maslova V.V., Chekalin V.S., Serkov A.F. i dr. (2018). Ustoychivoe razvitie i povyshenie konkurentosposobnosti selskogo khozyaystva Rossii v usloviyakh integratsii v EAES: [Sustainable development and increasing the competitiveness of Russian agriculture in the context of integration into the EAEU] M.: «Nauchnyy konsultant». (in Russian).

Vechkanov G.S. (2007). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] SPb.: Piter. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:07:32