Socially oriented non-profit organizations as providers of social services: problems, development vectors
Kravchenko E.V.1, Sukhoveeva A.A.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Russia
Download PDF | Downloads: 52 | Citations: 9
Journal paper
Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 1, Number 3 (July-september 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46353876
Cited: 9 by 30.01.2024
Abstract:
At the present stage of development of the social services market, there is an increase in the interest and confidence of the state in the activities of socially oriented non-profit organizations as promising providers of social services that can improve their quality and the level of satisfaction of recipients. Such organizations are considered by many experts to be in the field of social entrepreneurship. The article examines the current state of development of socially oriented non-profit organizations, their advantages as providers of social services, examines the problems affecting the effectiveness of their functioning and further development, as well as state support measures aimed at forming the sustainability of this sector.
Keywords: social services market, social service providers, non-profit organizations
JEL-classification: L31
Введение. Одной из важнейших функций, возложенных на государство, является обеспечение социального благополучия своих граждан, предоставление свободного доступа к социальным услугам. С развитием современного общества, внедрением инновационного для России подхода к организации рынка социальных услуг, совершенствованием законодательной базы в области социального обслуживания и социальной защиты населения государство расширило границы социального обеспечения путем привлечения некоммерческих организаций различного вида к оказанию и предоставлению социальных услуг гражданам. Опыт зарубежных стран доказывает эффективность негосударственных некоммерческих организаций в тех сферах, где они успешно функционируют, что позволяет снизить государственные расходы, способствует развитию социальной сферы, внедрению социальных инноваций, формированию благоприятной инвестиционной привлекательности, сохранению и приумножению образовательного, интеллектуального и духовного потенциала общества.
Теоретическим и практическим аспектам развития социально ориентированных некоммерческих организаций в последнее время уделяется достаточно большое внимание в научной литературе. Так, Федоровой М.Н. рассматривается роль СО НКО в различных моделях социальной политики, обосновывается целесообразность использования успешного опыта зарубежных стран в вопросах партнерства некоммерческих организаций и государства [16, с. 77–91] (Fedorova, 2016, р. 77–91). В работах Мерсияновой И.В., Боневолинского В.Б. раскрываются преимущества и недостатки НКО как поставщиков социальных услуг в сравнении с государственными учреждениями или коммерческими организациями в России [6, 7] (Mersiyanova, Benevolenskiy, 2016; Mersiyanova, Benevolenskiy, 2017). Сабирова З.Э., Долина О.Н. в своих трудах рассматривают меры государственной поддержки НКО, функционирующих в социальной сфере, отмечают положительную роль таких институтов поддержки СО НКО, как ресурсные центры и центры инноваций социальной сферы, определяют проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки [3, 12] (Dolina, 2019; Sabirova, 2019).
Несомненно, заслуживает внимания исследование Тополевой-Солдуновой Е.А., Орловой Е.Г. и др. [14] (Orlov, Spivak et al., 2019), в котором дается оценка деятельности СО НКО, описываются основные барьеры, возникающие у НКО при вовлечении в оказание социальных услуг, и сформированы предложения по их преодолению. Стоит отметить работы таких авторов, как Романова В.В., Ханова Л.М. [10, с. 128–137] (Romanova, Khanova, 2017, р. 128–137), Рудник Б.Л., Куштанина Е.В. [11, с. 117–137] (Rudnik, Kushtanina, 2018, р. 117–137) и др., акцентирующих внимание на наиболее успешных региональных практиках функционирования НКО, проблемах, препятствующих их эффективной деятельности.
Вместе с тем вопросы комплексной оценки потенциала и анализа проблемных зон социально ориентированных НКО как поставщиков социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях требуют более глубоких исследований, что особенно актуально в современных условиях.
Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) в структуре «третьего сектора» занимают особое место, по сути, являясь его основным звеном, и в последнее время находятся под пристальным вниманием государства и общественности. С момента введения статуса СО НКО в 2010 году отмечается ежегодное увеличение их численности, что обусловлено востребованностью у населения и желанием граждан объединяться для решения социальных проблем. Именно СО НКО, оказывая социальные услуги, соединяют профессионализм и неравнодушие к каждому человеку, предоставляя порой уникальные услуги, не включенные в перечень услуг государственных и муниципальных учреждений, такие как социализация/адаптация семей, в которых есть люди с особыми потребностями; работа не только с отдельными категориями нуждающихся, но и с их семьями, ближайшим окружением; сопровождаемое проживание / тренировочные квартиры и т.д.
Сегодня СО НКО рассматриваются как перспективный и выгодный участник рынка предоставления социальных услуг, к сильным сторонам которого следует отнести:
– экономическую эффективность: по сравнению с услугами государственных учреждений, услуги предоставляются с низкими издержками за счет привлечения волонтеров; СО НКО проще привлекать внебюджетные источники финансирования и проще выстраивать сотрудничество с бизнесом;
– клиентоориентированный подход: специалисты СО НКО оказывают услуги, в том числе не входящие в перечень предоставляемых социальных услуг, в отличие от государственных учреждений, в праздничные и выходные дни, в нерабочее время, а также в ходе деятельности выявляют проблемы, ранее не являющиеся объектами рассмотрения социальной политики;
– инновационный подход в решении социальных проблем: многие современные информационные технологии и формы социальной работы разработаны и внедрены некоммерческими организациями, а потом переданы государственным учреждениям.
Таким образом, СО НКО представляются одним из значимых партнеров в решении проблем в социальной сфере и занимают особый сектор на рынке социальных услуг, соответствующий их миссии: оперативно рефлексировать на возникающие потребности общества.
Сегодня в России отмечается активизация вовлечения СО НКО в сферу оказания социальных услуг. Значимость данного подхода значительно возрастает в современных социально-экономических условиях, что обусловлено возрастающей необходимостью повышения эффективности предоставления социальных услуг. СО НКО в современных условиях должны выступать равноправным, сильным и экономически состоятельным партнером государства в предоставлении социальных услуг, в решении широкого спектра актуальных задач – от обеспечения устойчивого воспроизводства населения до сопровождения социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в поддержке [1] (Benevolenskiy, Ivanov et al., 2019).
В регионах России реализуются ряд мероприятий по поддержке СО НКО и развитию рынка социальных услуг. Их целью является формирование среды для устойчивой и профессиональной деятельности некоммерческих организаций, участвующих в решении задач социально-экономического развития регионов, в том числе:
– повышение доверия общества к деятельности некоммерческого сектора, увеличение потенциала СО НКО, в том числе как поставщиков социальных услуг;
– эффективное использование потенциала СО НКО в решении социальных и экономических проблем;
– увеличение количества «зрелых» СО НКО;
– увеличение количества реально действующих СО НКО в муниципальных образованиях регионов;
– развитие инфраструктуры поддержки деятельности СО НКО, в том числе повышение устойчивости существующих ресурсных центров поддержки деятельности СО НКО, создание новых районных и межрайонных «точек роста» гражданской активности [5, с. 138–153] (Kravchenko, Popova, 2020, р. 138–153).
В настоящее время СО НКО предоставляется доступ к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг по 6 направлениям, на которые в 2018 году было выделено более 31,3 млрд руб., что на 30% превысило показатель 2017 года, из них:
– на социальную защиту и социальное обслуживание 929 организациям выделено 11,2 млрд руб., (33% от общего объема средств, переданных на оказание услуг);
– на оказание услуг в сфере образования 1 316 организациям выделены средства в объеме 8,1 млрд руб. (24%);
– на направление «Физическая культура и спорт» передано 7,6 млрд руб. (22%);
– на оказание социальных услуг в области культуры, охраны здоровья населения и молодежной политики направлено более 4,2 млрд руб. (21%).
Выделенные средства были направлены 4,4 тыс. организаций, количество которых по сравнению с 2017 годом увеличилось на 7%.
В основном передача государственных и муниципальных услуг СО НКО осуществляется в отрасли «Социальная защита и социальное обслуживание». Следует отметить, по сравнению с 2017 годом объем средств, выделенных на данное направление, увеличился на 93%. Лидирующие позиции по объему переданных бюджетных средств СО НКО в сфере социальной защиты и социального обслуживания в 2018 году занимают следующие субъекты: г. Москва, Самарская и Московская области и г. Санкт-Петербург, где объемы переданных средств составили 3,29 млрд руб., 2,31 млрд руб., 2,01 млрд руб., 0,59 млрд руб. соответственно.
Наибольшее число СО НКО, предоставляющих услуги населению в сфере социальной защиты и социального сопровождения, в 2018 году отмечалось в Республике Татарстан (96), г. Москве (83), Республике Башкортостан (60), г. Санкт-Петербурге (53), Брянской области (45). Обратим внимание, лидерами являются те регионы, в которых созданы и эффективно работают ресурсные центры, которые активно внедряют в практику работы современные цифровые технологии и служат сервисными коммуникационными площадками, что способствует успешному решению проблем установления обратной связи СО НКО с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и широким кругом стейкхолдеров.
В 2018 году в России более 22 миллионов человек стали получателями социальных услуг, оказанных СО НКО, что в 3,6 раза выше показателя 2017 года [14] (Orlov, Spivak et al., 2019).
Таблица 1
Динамика численности граждан, получивших услуги от СО НКО в 2017–2018 годах в отраслевом разрезе
Отрасль
|
2017
млн чел. |
2018
млн чел. |
Снижение/увеличение
| |
млн руб.
|
%
| |||
Социальная
политика
|
7,3
|
8,4
|
1,1
|
15,1
|
Образование
|
13,3
|
16,2
|
2,9
|
21,8
|
Культура
и кинематография
|
9,6
|
13,9
|
4,3
|
44,8
|
Здравоохранение
|
12,7
|
15,2
|
2,5
|
19,7
|
Физкультура
и массовый спорт
|
5,1
|
6,7
|
1,6
|
31,3
|
Представленные данные свидетельствуют об участии граждан в формировании гражданского общества посредством самоорганизации в различные НКО, которые вносят весомый вклад и помощь в те направления финансово-хозяйственной жизни страны, где государству можно сократить финансирование из‑за недостаточности бюджетных средств.
В настоящее время государственные программы субъектов Российской Федерации (подпрограммы государственных программ) по поддержке СО НКО реализуются в 74 регионах страны. Рост мер поддержки СО НКО отмечается и на муниципальном уровне. В 2018 году доля муниципалитетов и городских кругов, оказывающих поддержку СО НКО, увеличилась на 142%, темп роста составил 8,4%. В 24 субъектах РФ данные мероприятия реализовали 100% муниципальных районов и городских округов. В 20 субъектах из регионального бюджета на поддержку СО НКО были предоставлены субсидии местным бюджетам в объеме 3,33 млрд руб., что больше, чем в 2017 году, на 15%. Однако несмотря на положительную динамику, СО НКО, которые стремятся получить доступ к оказанию социальных услуг, сталкиваются с различными экономическими и административными ограничениями, такими как:
– отсутствие значительных первоначальных капитальных вложений, необходимых для непосредственного оказания услуг;
– ограниченная доступность к финансовым ресурсам для НКО;
– наличие преимуществ у государственных (муниципальных) учреждений, например, предоставление им субсидий на иные цели и цели осуществления капитальных вложений;
– лицензирование отдельных видов деятельности;
– предоставление льгот государственным (муниципальным) учреждениям;
– стандарты качества оказания услуг [17, с. 61–62] (Khabaev, 2019, р. 61–62).
Также следует отметить препятствия к участию СО НКО в оказании услуг, которые характерны для всех отраслей социальной сферы, в том числе:
– отсутствие необходимого методического сопровождения региональных органов исполнительной власти в организации работы с СО НКО со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти;
– недостаточная информированность органов исполнительной власти регионов о механизмах привлечения СО НКО к оказанию услуг за счет бюджетных средств, а также их недоверие к СО НКО и, как следствие, незаинтересованность во взаимодействии;
– отсутствие четкого разграничения понятий «услуга» и «работа», что зачастую приводит к неточностям в показателях, а следовательно, и к некорректным оценкам динамики процесса доступа НКО к оказанию услуг в социальной сфере;
– сложности с финансированием оказанных СО НКО услуг, обусловленные тем, что оценка необходимого объема средств региональных и муниципальных бюджетов на оказание услуг в социальной сфере ведется на основании данных предыдущего года с учетом существующего спроса на них;
– невысокая активность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению СО НКО в реализацию национальных проектов, отсутствие системной работы с СО НКО, направленной на более полное использование их потенциала;
– экономически необоснованные нормативы подушевого финансирования услуг и недостаточные размеры компенсаций негосударственным поставщикам, установленные в субъектах РФ;
– большой объем предоставляемой СО НКО отчетности за оказанные услуги, усложненный отсутствием доступа к информационным системам, упрощающим подачу такой отчетности;
– недостаток у СО НКО квалифицированных сотрудников для оказания услуг в социальной сфере и работы с бюджетными средствами.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан закон об упрощенном порядке включения некоммерческих организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг, данная мера позволит упростить и ускорить процедуру включения добросовестных СО НКО в реестр [15]. Если СО НКО надлежащим образом реализовала проект по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием финансирования Фонда президентских грантов, то эта организация сможет получить статус исполнителя общественно полезных услуг без всяких дополнительных заключений о надлежащем качестве оказываемых услуг от профильных органов исполнительной власти субъекта РФ, что позволит расширить возможности вхождения СО НКО на рынок социальных услуг, упрощая существующие барьеры и даст возможность на приоритетное получение государственной поддержки.
Сегодня реализация полномочий СО НКО в регионах существенно различается по качественным и количественным показателям, что приводит к высокой степени дифференциации в обеспечении СО НКО доступа к бюджетным средствам между субъектами страны. Большинство социально ориентированных некоммерческих организаций ожидают поддержку со стороны государства, причем такая позиция существовала на всех этапах развития НКО в нашей стране. Однако результаты опросов руководителей НКО 2012–2019 гг. в рамках мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ показывают, что треть (31–34%) руководителей НКО считают, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой государства в отношении гражданских инициатив, общественных, некоммерческих организаций [13].
Многие российские негосударственные некоммерческие организации испытывают проблемы на всех этапах своего функционирования. По данным всероссийского обследования НКО (n = 1000, 2019 г.), проводимого в рамках мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ, 19% руководителей обследованных НКО полагают, что в возглавляемых ими организаций нет проблем, 76% респондентов отметили хотя бы одну проблему из предложенного списка [8].
Таблица 2
Основные проблемы функционирования некоммерческих организаций
Проблема
|
%
|
Нехватка денег, материальных средств
|
43
|
Отсутствие поддержки, интереса
со стороны возможных спонсоров, бизнес-структур
|
23
|
Отсутствие интереса со стороны
властей:
– местных – региональных |
20 16 |
Проблема с помещениями
|
15
|
Нехватка рекламы деятельности организации
|
11
|
Недостаток транспортных средств
|
10
|
Несовершенство российского законодательства
|
10
|
Как видно из представленных данных, основной проблемой является недостаток финансирования. Сегодня бюджетные средства в форме грантов и субсидий, выделяемые на реализацию социальных проектов, носят краткосрочный характер, не нацелены на поддержку инфраструктуры и инновационной деятельности и не способствуют созданию условий для финансово-экономической устойчивости организации. Представляется целесообразным отдельно выделить направление государственной финансовой поддержки на развитие материально-технической и инновационной составляющей деятельности СО НКО, что даст им возможность выполнять долгосрочные социальные проекты, повысит их устойчивость и самостоятельность.
Следует отметить, что для многих СО НКО помимо бюджетных средств источниками доходов являются средства от предпринимательской деятельности, поступления от различных внебюджетных источников, в том числе от частных пожертвований, средства от оказания социальных услуг. Так, из числа участников мониторинга, проводимого Общенациональным союзом некоммерческих организаций, 95,18% указали на то, что учредительными документами организации предусмотрено ведение деятельности, приносящей доход, однако лишь 23% из них ведут эту деятельность [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что организации заинтересованы в развитии собственной деятельности, приносящей доход. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, существует ряд препятствий для ведения данной деятельности, а именно: слабая материально-техническая база либо полное ее отсутствие; неравная конкуренция на рынке социальных услуг с государственными организациями и представителями малого и среднего бизнеса, имеющими больше льгот и преимуществ по сравнению с СО НКО; значительное количество отчетных документов. К проблемам также необходимо отнести и отсутствие методики определения тарифов на новые, в том числе инновационные услуги НКО в социальной сфере, не возмещается оказание срочных социальных услуг, отсутствуют стандарты по многим социальным услугам. Зачастую СО НКО не могут покрыть даже минимальные расходы за оказанные услуги, в отличие от государственных социальных организаций, в которых государство финансирует многие расходы (аренда и содержание помещений, административные издержки и т.д.).
Во время пандемии федеральными органами власти были приняты ряд мер, направленных на поддержку третьего сектора в нашей стране. 26 марта 2020 г. состоялась встреча президента РФ В.В. Путина с представителями предпринимательского сообщества, участники которой поддержали НКО, предложив рассмотреть вопрос о снижении страховых взносов для некоммерческих организаций, что говорит, во-первых, о солидарности российского коммерческого и некоммерческих секторов, во-вторых – социальной ориентированности российский предпринимателей. По итогам встречи президент утвердил перечень поручений, в которых содержится требование о реализации дополнительных мер поддержки СО НКО, участвующих в мероприятиях по поддержке граждан в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [2].
Также в поручении от 11 мая 2020 года Президента РФ Владимира Путина Правительству Российской Федерации сделан акцент на поддержке СО НКО. Меры поддержки затронут вопросы кредитования, налогообложения, сдачи финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок СО НКО. Принятые меры помогут стимулировать бизнес активнее вовлекаться в некоммерческие практики, что приведет к появлению новых игроков на поле корпоративной благотворительности [9].
Президентом 08.06.2020 года подписан Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляющий налоговую поддержку некоторых категорий НКО, а также социально ответственного бизнеса, оказывающего поддержку НКО. Принятие закона обеспечит снижение налоговых издержек для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, ИП и социально ориентированным НКО в борьбе с распространением пандемии COVID-19. Развитие государственной политики по отношению к НКО в современных условиях обусловило ускорение трансформации данного сектора. Важно, чтобы организации гражданского общества смогли адекватно ответить на принципах прозрачности и подотчетности на новые меры государственной политики, создающие благоприятные условия для их деятельности.
Заключение. Таким образом, в настоящее время в России отмечается активный процесс развития социально ориентированных некоммерческих организаций как перспективных поставщиков социальных услуг, сопровождающийся установлением более четкой правовой основы, расширением мер государственной поддержки. В субъектах Российской Федерации идет формирование реестров поставщиков социальных услуг, реализация программы пошагового доступа СО НКО к бюджетному финансированию для оказания услуг в социальной сфере. Несмотря на существующие проблемы (недостаточное финансирование, отсутствие помещений и оборудования, неравная конкуренция на рынке социальных услуг и др.), СО НКО признаются равнозначными поставщиками социальных услуг наравне с государственными и коммерческими организациями. Привлечение СО НКО к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере – перспективное направление увеличения доли третьего сектора в отечественной экономике, повышения качества социального обслуживания и эффективности функционирования социальной сферы в целом.
References:
Benevolenskiy V.B., Ivanov V.A. i dr. (2019). Volonterstvo i blagotvoritelnost v Rossii i zadachi natsionalnogo razvitiya [Volunteering and charity in Russia and the tasks of national development] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Dolina O.N. (2019). Mekhanizm gosudarstvennoy podderzhki sotsialno-orientirovannyh nekommercheskikh organizatsiy v Rossii i ego sovershenstvovanie [The mechanism of state financial support of socially oriented non-profit organizations in russia and its improvement]. RISK: Resources, information, supply, competition. (1). 144-150. (in Russian).
Fedorova M.N. (2016). Sotsialno-orientirovannye nekommercheskie organizatsii kak subekty sotsialno-ekonomicheskoy sistemy: rol v sotsialnoy politike [Socially oriented non-commercial organizations as subjects of social and economic system: the role in social policy]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 77-91. (in Russian).
Khabaev S.G. (2019). Otsenka sposobnosti okazaniya gosudarstvennyh (munitsipalnyh) uslug v sotsialnoy sfere nekommercheskimi organizatsiyami [Assessment of the ability of non-profit organizations to provide state (municipal) services in the social sphere]. Finance. (10). 60-64. (in Russian).
Kravchenko E.V., Popova G.V. (2020). Problemy i napravleniya privlecheniya sotsialno orientirovannyh nekommercheskikh organizatsiy k okazaniyu uslug v sotsialnoy sfere: regionalnyy razrez [Problems and directions of attracting socially oriented non-profit organizations to the provision of services in the social sphere: regional section] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).
Mersiyanova I.V., Benevolenskiy V.B. (2016). Preimushchestva NKO kak postavshchikov sotsialnyh uslug: aprobatsiya v rossiyskikh usloviyakh [The comparative advantages of NPOs as social welfare services providers: an examination in the russian context]. Public administration issues. (4). 7-26. (in Russian).
Mersiyanova I.V., Benevolenskiy V.B. (2017). NKO kak postavshchiki sotsialnyh uslug: verifikatsiya slabyh storon [NPOs as social service providers: verification of weaknesses]. Public administration issues. (2). 83-104. (in Russian).
Orlov E.G., Spivak A.M. i dr. (2019). Uchastie NKO v okazanii uslug v sotsialnoy sfere (Spetsialnyy doklad Obshchestvennoy palaty Rossiyskoy Federatsii) [Participation of NPOs in the provision of social services (Special report of the Public Chamber of the Russian Federation)] Moscow: «Sovremennye informatsionnye sistemy». (in Russian).
Romanova V.V., Khanova L.M. (2017). Otdelnye aspekty razvitiya mekhanizma gosudarstvennogo subsidirovaniya NKO v razreze subektov Rossiyskoy Federatsii [Some aspects of development of the mechanism of state subsidies to NGOs across the administrative entities of the Russian Federation]. Finance. 21 (6(102)). 128-137. (in Russian).
Rudnik B.L., Kushtanina E.V. (2018). Privlechenie NKO k okazaniyu sotsialnyh uslug: prozrachnost primenyaemyh protsedur [Engaging npos in providing social services: transparency of procedures used]. Public administration issues. (3). 117-137. (in Russian).
Sabirova Z.E. (2019). Podderzhka deyatelnosti sotsialno-orientirovannyh nekommercheskikh organizatsiy v sfere sotsialnoy zashchity i sotsialnogo obsluzhivaniya naseleniya [Support of activities of socially oriented non-profit organizations in the field of social protection and social population services]. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. (4(30)). 92-99. (in Russian). doi: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-92-99 .
Страница обновлена: 29.04.2025 в 05:06:42