Adaptation of the Federal Tax Service of the Russian Federation to new digital technologies: AIS "Nalog-3"

Deeva T.V.1
1 Институт проблем рынка РАН, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 10 (October 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44429291
Cited: 6 by 24.01.2023

Abstract:
Digital technologies in various sectors of the economy, including taxation, are not just a replacement for paper reporting with electronic one. Digital technologies make it possible to transfer reports via virtual online communication channels instead of standard postal procedures for subsequent uploading to the database of tax authorities. The author of the article discusses the possibilities of adapting the Federal Tax Service of Russia to new digital technologies on the example of AIS "Tax-3". The author of the article defines the main and additional tasks that AIS "Tax-3" aims to solve. The scheme of the PC AIS "Tax-3" work is presented in the article. Research results. It was found that the main tasks of introducing AIS "Tax-3" are to ensure the automation in the Federal Tax Service. The solution of additional tasks of the Federal Tax Service automation is aimed at reducing the labour costs of tax authorities for performing tax administration functions and improving information and analytical activities.

Keywords: AIS, digital technologies, tax authorities, tax administration, Tax-3, taxpayers

JEL-classification: H20, H21, H29, O33



Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что построение рациональной модели налогообложения в условиях ограниченного фискального пространства является ключевой проблемой успешной налоговой политики любой страны. Налогообложение является самым результативным методом правительственного регулирования экономики, и недостаточный его уровень провоцирует дефицит налоговых поступлений в бюджетах всех уровней. В обратном же случае чрезмерное налогообложение способствует изъятию внушительной части денежных средств у экономических субъектов в виде налогов, а значит, сдерживает экономическую активность, нивелирует социальные инициативы бизнеса и будет препятствовать устойчивому развитию страны. Эпоха информационных технологий, в том числе ее современное проявление – диджитализация, или цифровизация – не только привносит новые цифровые объекты в жизни социума, но и превращает его в общество сетевых взаимодействий, преобразуя структуру и формат труда, занятости и трудового дохода. В условиях глобализации цифровизация налогообложения обусловливает как новые вызовы и возможности в этой сфере, так и нередко генерирует риски и потенциальные угрозы.

Налоговая сфера активно меняется, внедряя технологии 4IR (четвертой промышленной революции), которые позволяют собирать и анализировать налоговую информацию быстрее и надежнее, создавать интеллектуальные модели оценки рисков, автоматизировать подготовку налоговой отчетности. Вопросы распространения технологий по налогам предстают не только перед бизнесом, но и перед фискальными органами. Так, согласно исследованию позиций налоговых экспертов, проведенному международной консалтинговой группой WTS, по мнению 67% респондентов, в течение 2019 г. они будут работать над вопросами диджитализации контролирующей функции со стороны государства. Кроме того, 64% опрошенных считают, что профессия налогового консультанта изменится из-за применения AI, например в виде автоматизации рутинных процессов [1].

Современная система налогообложения построена на принципах, что были заложены еще при А. Смита и почти не менялись в течение веков, а именно: справедливости налогообложения всех плательщиков (осуществляется пропорционально их доходам и возможностям); определенности (элементы и организация уплаты налога четко очерчены); удобства (механизм уплаты налогов и сборов должен быть удобен налогоплательщикам); эффективности, или экономии (расходы на администрирование налогов должны быть минимальными). Эти принципы будут актуальны столько, сколько будут существовать налоги, а принципы выгоды и платежеспособности являются фундаментом системы налогообложения каждой страны мира. Впрочем, определенные изменения таки происходят. Технологический прогресс и глобализация диктуют другие приоритеты социально-экономического развития, специфику производства, источники доходов, трансформируя структуру налоговых систем, организацию взимания налогов, перемещая акценты с одних объектов налогообложения на другие, расширяя налоговые базы или уменьшая льготы, и тому подобное. Поэтому сейчас требуют решения вопросы о том, какие последствия для современной системы налогообложения несет Индустрия 4.0 и цифровизация экономики в целом [9–10] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, Zaidov, 2019; Tsvetkov, Protsenko, Dudin, Lyasnikov, 2018).

Сегодня ФНС осуществляет активное внедрение электронных систем контроля и сервисы для всех категорий налогоплательщиков. Особую актуальность это приобретает в условиях моратория на выездные и камеральные налоговые проверки [2].

Цель настоящей статьи – исследование адаптации деятельности ФНС России к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3».

Предметом исследования является процесс адаптации деятельности ФНС России к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3».

Обзор литературы

Вопросы практического использования информационной системы АИС «Налог-3», обзор ее достоинств и недостатков осуществляли различные отечественные авторы, в том числе М.Н. Соколова [7] (Sokolova, 2019), Е.С. Горбунова [4] (Gorbunova, 2019), Ю.В. Ростова [6] (Rostova, 2020) и др. Перспективам развития АИС «Налог-3» посвящены статьи О.В. Шинкаревой, А.Е. Хаустовой [8] (Shinkareva, Khaustova, 2019), Г.А. Гюльмагомедовой, Э.Э. Гаджиевой [5] (Gyulmagomedova, Gadzhieva, 2020) и др. Сейчас тема также активно обсуждается на конференциях и круглых столах [3] (Borisova, 2019). Ряд исследований международных организаций и консалтинговых компаний «Большой четверки» (PwC, E&Y, KPMG, Deloitte) посвящены внедрению технологий 4IR [3]. Применение «цифровых» технологий в процессах налогообложения, как показывает мировой опыт, является основой эффективности работы, прозрачности и упрощения рутинных процессов. Данные авторы утверждают, что АИС «Налог» представляет возможности повышения качества взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми службами и способствует росту собираемости налогов как необходимого условия обеспечения устойчивости финансовой системы государства.

Цифровизация обладает важным значением на современном этапе. Ею обеспечивается следующее:

1. Во-первых, трансформация формата определения объектов налогообложения.

2. Во-вторых, изменение способов заполнения налоговой отчетности.

3. В-третьих, создание для налоговых органов возможностей для проведения аудита и налогообложения в дистанционном режиме.

В настоящее время налоговая отчетность может формироваться и заполняться без участия налогоплательщиков. Это стало возможным благодаря постоянному сбору и своевременной обработке данных, поступающих от налоговых посредников, налоговых агентов и прочих третьих лиц. Таким образом, фундаментальной новацией в мировых налоговых системах в XXI веке являются:

- инверсия налоговых потоков;

- трансформация структуры доверия и отношений между государством и плательщиками налогов [11].

Ключевой целью разработки АИС в налоговой службе является достижение такого уровня управления функционированием системы налогообложения, который сделает возможным комплексное решение поставленных задач: выполнение в указанные сроки расчетов, автоматизация процесса учета всех категорий плательщиков налогов, учет налогов, сборов, прочих обязательных платежей, принятие оптимальных решений по прогнозированию налоговых поступлений.

По мнению экспертов, внедрение автоматизированной информационной системы в деятельность налоговых органов – единственный метод перехода к бесконтактному и экстерриториальному способу обслуживания бизнеса (по аналогии с уплатой физическими лицами налога на имущество) [4].

Результаты исследования

Налоговая служба развивается в направлении цифровизации и развития электронных сервисов. Причинами (и одновременно целью) трансформации современной налоговой системы являются:

1) увеличение или стабилизация налоговых поступлений с целью компенсации потерь налогов на доходы, финансирование новых потребностей образования;

2) стимулирование внедрения инноваций для дальнейшей цифровизации экономики;

3) создание автоматической системы налогового администрирования.

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» является собственной разработкой ФНС, созданной в 2016 году. До внедрения указанной автоматизированной информационной системы органы налоговой службы использовали разрозненные программы, базы данных и информационные системы. С появлением рассматриваемой информационной системы любую базу данных ФНС встраивают в новую подсистему или модуль АИС «Налог-3» [5].

Введение системы в эксплуатацию было осуществлено к концу 2019 года. Затраты бюджета на ее разработку составили около 2 млрд руб., в разработке участвовал 131 подрядчик, среди крупнейших можно назвать IBS (сумма контрактов с ФНС в 2017–2019 гг. превысила 5 млрд руб.), «Форс» (сумма контрактов с ФНС в 2017–2019 гг. превысила 5 млрд руб.), «Компьюлинк» (сумма контрактов с ФНС в 2017–2019 гг. превысила 2 млрд руб.), «Системный софт» (сумма контрактов с ФНС в 2017–2019 гг. составила около 2 млрд руб.), «Инлайн технолоджис» (сумма контрактов с ФНС в 2017–2019 гг. составила около 2 млрд руб.) [6].

АИС «Налог-3» используется всеми органами ФНС России. Благодаря данной информационной системе деятельность российских налоговых органов автоматизирована по всем осуществляемым функциям. Внедрение информационного обеспечения в практическую деятельность осуществлялось в соответствии с Положением о ФНС России. [7] В состав информационного обеспечения АИС «Налог-3» входят: методические и инструктивные документы; единая система классификации и кодирования; информационная база, которая подразделяется на нормативно-справочные файлы и файлы оперативной информации. Методические и инструктивные документы – это нормативно-справочная, методическая, организационная и правовая документация (решения коллегий ФНС, методики, инструкции, директивы, приказы, указы, законы, постановления органов государственного управления и власти), которая касается процессов создания и эксплуатации АИС «Налог-3», решения вопросов, ответы на которые она должна находить. Основные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3», представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3» [8]

Таким образом, основные задачи внедрения АИС «Налог-3» заключаются в обеспечении автоматизации всех сфер деятельности ФНС. В настоящее время около 95% работы налоговых инспекций осуществляется в АИС «Налог-3». Это позволяет оперативно получать нужные сведения, не переключаясь между различными базами [9]. Внедрение АИС «Налог-3» в 2019 г., в том числе привело к росту налоговых поступлений на 8,5% (или до 838,4 млрд руб.) [10]

Дополнительные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3», представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Дополнительные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3» [11]

Дополнительные задачи внедрения АИС «Налог-3» заключаются в снижении трудозатрат налоговых органов на выполнение функций налогового администрирования и совершенствование информационно-аналитической деятельности.

В настоящее время АИС «Налог-3» представляет собой ПК, включающий ряд модулей: ПП «Налоговая статистика и аналитика», «Централизованная система управления доступом», ПП «Анализ налогоплательщика», ПП «Налоговое администрирование», ПП «Контроль НДС» (АСК «НДС-2»), ПП «Администрирование бизнес-процессов» и ПП «Система управления очередью» (рис. 3).

Рисунок 3. Основные модули ПК АИС «Налог-3» [12]

Благодаря АИС «Налог-3» сотрудники налоговых органов могут администрировать налоги как физических лиц (в том числе ИП), так и юридических (в том числе крупнейших). Возможности АИС «Налог-3» позволяют любой инспекции в режиме реального времени иметь доступ ко всему объему информации о налогоплательщике, имеющемуся у ФНС [13].

В АИС «Налог-3» организована четкая система контроля доступа (ЦСУД). Каждому пользователю по утвержденным заявкам предоставляют те или иные роли доступа, то есть права на просмотр или редактирование лишь определенных данных. Это исключает возможность несанкционированного просмотра каких-либо сведений о налогоплательщиках, не входящих в круг обязанностей должностного лица.

АИС «Налог-3» имеет доступ практически ко всем государственным информационным хранилищам: реестру недвижимого имущества, ГИБДД, паспортам и регистрации граждан («прописке»), данным от банков и органов правопорядка, данным с онлайн-касс и др. Так, с 1 января 2020 года участником системы налогового мониторинга стал крупнейший банк России. Налоговым органам, в свою очередь, был предоставлен онлайн-доступ ко всем банковским операциям клиентов.

В настоящее время развитие АИС «Налог-3» продолжается – в ближайшие три года ФНС планирует потратить на обновления еще около 1 млрд руб. [14] Число пользователей компонентов АИС «Налог-3» составляет 131 тыс. сотрудников [15].

Достоинством АИС «Налог-3» для работников налоговых органов и одновременным недостатком для бизнеса является ее способность к накоплению больших массивов данных обо всех налогоплательщиках, ценах, движении товарно-денежных потоков, взаимосвязях компаний и физических лиц и пр. [16]

В настоящее время АИС «Налог-3» продолжает свою модернизацию, доработку, внедрение новых подсистем и их взаимоинтеграцию. По мнению автора, дальнейшее развитие системы налогового администрирования способно к внедрению технологии блокчейна, которая открывает свободный доступ к операциям предприятий и граждан, дает возможность автоматически проводить расчет налоговых обязательств и снятия средств с банковских счетов для уплаты налогов. Первыми шагами могут стать отказ от налоговых деклараций и переход к цифровым налоговым счетам, в дальнейшем необходимой является разработка цифровой стратегии налогообложения.

Заключение

АИС «Налог-3» объединяет в себе все разрозненные электронные сервисы и программы ФНС, многие государственные базы данных и реестры. Данная система призвана упрощать взаимодействия граждан с ФНС, создать единый информационный массив о налогах, налогоплательщиках и денежных потоках в РФ и обеспечить контроль за налоговой деятельностью всех граждан.

Основные задачи внедрения АИС «Налог-3» заключаются в обеспечении автоматизации всех сфер деятельности ФНС, а дополнительные задачи заключаются в снижении трудозатрат налоговых органов на выполнение функций налогового администрирования и совершенствование информационно-аналитической деятельности.

[1] Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness / WTS. URL: https://www.wts .com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf (дата обращения 30.07.2020)

[2] ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. – 2020. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)

[3] 4IR News / PricewaterhouseCoopers. URL: https://www.pwc.com/us/en/library/4ir-ready.html (дата обращения 30.07.2020); The Essential Eight technologies that matter most for business today / Pricewater-houseCoopers. URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/technology/essential-eight-technologies.html (дата обращения 30.07.2020); Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG. 2018. April. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final .pdf (дата обращения 30.07.2020); Tax governance in the world of Industry 4.0 / Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/tax/in-tax-tax-policy-noexp.pdf (дата обращения 30.07.2020)

[4] Чепурина О.Н. Как сервисы ФНС России помогают добросовестному бизнесу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kadis.org/novosti/internet-intervyu/kak-servisy-fns-rossii-pomogayut-dobrosovestnomu-biznesu (дата обращения 30.07.2020)

[5] ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. – 2020. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)

[6] Информационные технологии в Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 31.07.2020)

[7] Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 16.07.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

[8] Составлено автором на основе: Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения 30.07.2020)

[9] ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. – 2020. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)

[10] Сайт ФНС. Поступление налоговых доходов в 2019 году составило 838,4 млрд рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn16/news/activities_fts/9521071/(дата обращения 31.07.2020)

[11] Составлено автором на основе: Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения 30.07.2020)

[12] ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. – 2020. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)

[13] ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. – 2020. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)

[14] Тендер 165354992 - Выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3») (третья очередь) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bicotender.ru/tender165354992.html (дата обращения 30.07.2020)

[15] Тендер 165354992 - Выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3») (третья очередь) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bicotender.ru/tender165354992.html (дата обращения 30.07.2020)

[16] ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. – 2020. - №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)


References:

4IR NewsPricewaterhouseCoopers. Retrieved July 30, 2020, from https://www.pwc.com/us/en/library/4ir-ready.html

Alkov I.S. (2019). Problemy i perspektivy primeneniya avtomatizirovannoy sistemy kontrolya «Nalog 3» v deyatelnosti nalogovyh organov [Problems and prospects of the automated control system "Nalog 3" implementation in the tax authorities activity] Accounting, analysis and audit: problems of theory and practice. 5-8. (in Russian).

Borisova E.V. (2019). Informatsionno-analiticheskoe obespechenie nalogoplatelshchika v sovremennyh usloviyakh [Information and analytical support of the taxpayer in modern conditions] Modern problems of ensuring economic security of an economic entity. 46-51. (in Russian).

Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI ReadinessWts. Retrieved July 30, 2020, from https://www.wts,com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf

Gorbunova E.S. (2019). Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema «Nalog-3» kak edinoe tsentralizovannoe informatsionnoe prostranstvo federalnoy nalogovoy sluzhby Rossii [Automated information system "Tax-3" as a single centralized information space of the Federal Tax Service of Russia]. Science and education today. (10(45)). 33-39. (in Russian).

Gyulmagomedova G.A., Gadzhieva E.E. (2020). Tendentsiya razvitiya informatizatsii nalogovyh organov v Rossii [The development trend of taxation informatization in Russia]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4(117)). 143-145. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.117.4.029 .

Rostova Yu.V. (2020). Chelovek, obshchestvo, pravo v usloviyakh tsifrovoy realnosti [People, society, and law in digital reality] Moscow: Izdatelstvo KnoRus. (in Russian).

Shinkareva O.V., Khaustova A.E. (2019). Razvitie avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Nalog-3» [Development of the automated information system "Tax-3"] Transformation of the national socio-economic system of Russia. 559-564. (in Russian).

Sokolova M.N. (2019). Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema AIS «Nalog-3» [Automated information system AIS «Nalog-3»] In the world of scientific discovery. 201-203. (in Russian).

Tax governance in the world of Industry 4.0Deloitte. Retrieved July 30, 2020, from https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/tax/in-tax-tax-policy-noexp.pdf

Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020Kpmg. Retrieved July 30, 2020, from https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf

Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zaidov K.Kh. (2019). Sistema nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii i puti povysheniya ee effektivnosti [Tax control system in the russian federation and ways of improving its efficiency]. Economics and management. (1(159)). 4-15. (in Russian).

Tsvetkov V.A., Protsenko O.D., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2018). Sovershenstvovanie nalogooblozheniya subektov malogo predprinimatelstva agropromyshlennogo sektora [Improving taxation of small businesses in the agro-industrial sector]. Finance. 22 (6). 39-52. (in Russian).

Страница обновлена: 06.05.2025 в 14:06:20