Рецензия на монографию Кельчевской Н.Р., Пелымской И.С., Чешко Е.К. «Влияние эмоционального интеллекта работников предприятия на результаты его деятельности»

Юзвович Л.И.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 7, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Юзвович Л.И. Рецензия на монографию Кельчевской Н.Р., Пелымской И.С., Чешко Е.К. «Влияние эмоционального интеллекта работников предприятия на результаты его деятельности» // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 3. – doi: 10.18334/lim.7.3.110802.



Научное исследование выполнено на значимую и актуальную тему. Действительно, актуальность исследования обусловлена необходимостью определения влияния эмоционального интеллекта работников предприятия на эффективную деятельность субъекта бизнеса.

Актуальность и дискуссионность теоретико-методологических основ, высокая практическая значимость эмоционального интеллекта в структуре сбалансированной системы показателей деятельности предприятия в части оценки и управления эффективностью деятельности субъекта экономических отношений предопределили основную цель и задачи исследования.

Информационная база вполне репрезентативна, в связи с этим имеется надежная основа для создания целостной картины комплексного подхода к разработке инструментария по оценке и управлению деятельностью предприятия с учетом влияния эмоционального интеллекта. Представлена информационная и эмпирическая база исследования. Это в совокупности определило теоретическую и практическую значимость научной работы.

Степень научной разработанности проблематики влияния эмоционального интеллекта на экономические результаты деятельности предприятия обсуждаются представителями академического и научного сообщества на научно-практических конференциях, симпозиумах разного уровня. В публикациях по вопросам природы эмоционального интеллекта работников – субъектов экономических отношений, особенностей группового взаимодействия в системе управления можно выявить две основные тенденции. Первая тенденция характеризуется сведением менеджмента к управленческой деятельности и к социальным системам, в которых может осуществляться данный процесс. Сторонники этой тенденции утверждают, что управление имеет исключительно социальную природу, которая свойственна только общественным процессам и нигде больше не встречается. Другая тенденция, получившая распространение в ХХI веке, связана с тем, что управление свойственно не только социальному, но и результативному уровню развития предприятия, в том числе коммуникационным системам. Эмоциональный интеллект влияет на степень эффективности коммуникации между людьми. Так, люди с более высоким его уровнем легче и быстрее решают коммуникативные задачи. Это принципиально важно для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере торговли, поскольку основной объем выручки формируется за счет продажи товаров и услуг.

Многообразие и значимость теоретических и практических аспектов влияния эмоционального интеллекта работников предприятия на результаты его деятельности требуют углубления фундаментальных и прикладных исследований эволюционной парадигмы развития эмоционального интеллекта, изучения модели и структуры эмоционального интеллекта, определения роли эмоционального интеллекта в экономической деятельности предприятия. Все эти аспекты обеспечивают в системе управления деятельностью предприятия лидерские позиции на рынке, конкурентоспособность и применение триггерных элементов в менеджменте.

Предметом исследования являются экономические отношения в рамках влияния эмоционального интеллекта работников на эффективную деятельность предприятия. Эмоциональный интеллект характеризуется совокупностью ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями.

Научная новизна корреспондируется с поставленной целью и задачами исследования. В монографии представлен исторический контент экономической сущности понятия эмоциональный интеллект и доказано влияние уровня эмоционального интеллекта сотрудников на результаты как их деятельности, так и предприятия. Кроме этого, проведено комплексное эмпирические исследование влияния эмоционального интеллекта на экономические результаты деятельности предприятия. Выявлена и доказана зависимость коллаборации экономических результатов деятельности предприятия от эмоционального интеллекта.

Авторским коллективом разработаны методические подходы к развитию предприятия с учетом уровня эмоционального интеллекта сотрудников на основе формирования инструментария по оценке и управлению деятельностью предприятия, а также алгоритмизации управления эффективностью деятельности предприятия. Апробация результатов исследования, показавшая уровень эмоционального интеллекта сотрудников и выполнение индивидуального плана по продажам, проведена в сфере розничной торговли.

Представленная на рецензирование монография посвящена оценке влияния эмоционального интеллекта работников на результаты экономической деятельности предприятия. Бесспорно, на размер прибыли предприятия влияет не только ассортимент продукции, ценовая политика, но и коммуникативные навыки того сотрудника, который вступает в процесс активной продажи товара покупателю. На эффективность и качество коммуникации оказывает влияние эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека понимать намерения, мотивацию, эмоции и желания не только свои собственные, но и других людей, а также способность управлять эмоциями других людей. В связи с чем актуальность исследования не вызывает сомнения, в особенности применительно к предприятиям малого и среднего бизнеса.

Теоретическая и практическая значимость монографии заключается в расширении научных положений о развитии предприятия на основе уровня эмоционального интеллекта сотрудников.

К достоинствам монографии можно отнести следующее:

1. Практико-ориентированный подход к исследованию указанной проблематики свидетельствует о высокой значимости взаимодействия представителей научного сообщества и субъектов бизнеса. Заинтересованность в коллаборации совместных исследований корпоративного сектора экономики и преподавателей ведущих вузов направлена на решение задач в рамках принятия управленческих решений.

2. Большой литературный материал, включающий как российские, так и зарубежные источники, научные издания, входящие в международные базы WOS, Scopus, использованные в работе. Кроме того, список данных источников, приведенный в конце исследования, поможет студентам при самостоятельной работе, что так же повысит эффективность обучения.

Рукопись монографии состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Структура монографии логически выдержана. Монография соответствует требованиям, предъявляемым к подобным разработкам.

В целом монография на тему «Влияние эмоционального интеллекта работников предприятия на результаты его деятельности» авторского коллектива в составе: доктора экономических наук, профессора Кельчевской Н.Р., кандидата экономических наук, доцента Пелымской И.С., ведущего специалиста отдела продаж ООО «Компания «Авто Плюс Север» Чешко Е.К. является актуальной и современной, содержит необходимый для изучения студентами материал по курсам «Экономическая среда промышленного бизнеса», «Экономика интеллектуального капитала», «Эффективное лидерство» и рекомендуется к изданию в качестве дополнительной литературы для студентов экономических и менеджериальных направлений подготовки, а также для аспирантов и пре­подавателей экономических вузов (факультетов), научных и практиче­ских работников, специалистов в области оценки эффективности решения коммуникативных задач сотрудниками, от которых напрямую зависит результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

ОБ АВТОРАХ МОНОГРАФИИ:
Кельчевская Наталья Рэмовна – доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ, заведующий кафедрой экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях Института экономики и управления Уральского федерального университета.
Пелымская Ирина Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях Института экономики и управления Уральского федерального университета.
Чешко Елизавета Константиновна – магистрант кафедры экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях Института экономики и управления Уральского федерального университета.

Страница обновлена: 18.09.2020 в 12:19:55