Remote control of business and reduction of on-site inspections of tax authorities by introducing a new generation of online cash registers
Deeva T.V.1
1 Институт проблем рынка РАН, Russia
Download PDF | Downloads: 10 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 8 (August 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44028410
Cited: 1 by 26.03.2022
Abstract:
The purpose of this article is to study the impact of the introduction of online cash registers on improving the effectiveness of on-site tax control.
The subject of the article is the process of remote tax control of business.
The research methodology includes methods of legal, logical and statistical analysis.
The author of the article considers the main types of online cash registers and identifies their advantages for all market participants.
Based on the statistical analysis of indicators of on-site tax control, it is concluded that its effectiveness has improved.
The statistical analysis carried out in this work confirms the focus of tax authorities on minimizing tax inspections of entrepreneurs who use online cash registers. The decrease in the amount of accrued penalties also indicates an increase in the social responsibility of entrepreneurs who use online cash registers.
Keywords: tax control, online cash register, on-site tax inspection, remote control
JEL-classification: H25, H26, H32
Введение
Налоговый контроль – это важная часть мониторинговой функции управления бюджетными средствами, играющая значительную роль в системе государственного финансового контроля. В его состав входит комплекс мер, осуществляемых с целью проверки, и диагностика финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков для должного уровня выполнения ими требований законов в сфере налогообложения, результативности процесса администрирования налогов. В условиях модернизации экономики налоговый контроль занимает все более важное место. С одной стороны, это происходит за счет роста зависимости бюджетов от поступлений налогов, с другой стороны, это обусловлено невысокой налоговой культурой налогоплательщиков. Действующая система налогового контроля в то же время создает дополнительные расходы и не позволяет осуществлять эффективное использование ограниченных трудовых и материальных ресурсов налоговых органов, что, в свою очередь, вызывает бюрократические барьеры для бизнеса и ограничивает экономическое развитие страны. Из этого следует, что для организации эффективного налогового контроля в России крайне важна модернизация нормативно-правовой, информационной, организационной, кадровой составляющих его осуществления.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] был принят в июле 2016 года. Они внесли значительные изменения в законодательство о применении контрольно-кассовой техники [2]. Согласно новому закону, с 1 июля 2017 года вся кассовая техника должна быть электронной и посредством сети Интернет отправлять данные о транзакциях, произошедших в торговых точках, в налоговые службы в форме электронного чека. Современные электронные кассы дают возможность осуществлять автоматическую передачу данных о транзакциях, за счет чего налоговые органы могут осуществлять дистанционный контроль бизнеса [3].
Обзор литературы
Труды таких авторов, как М.В. Медведева, Ю.А. Матросова [10] (Medvedeva, Matrosova, 2019), В.А. Водопьянова, В.С. Галицына [4] (Vodopyanova, Galitsyna, 2019), Е.А. Наумова, А.В. Михеева [12] (Naumova, Mikheeva, 2019), И.И. Ибрагимова, Г.А. Фарманова [7] (Ibragimova, Farmanova, 2019), А.Е. Донцова [6] (Dontsova, 2019) и др., посвящены вопросам организации выездного налогового контроля. В своих статьях Т.М. Ворожейкина, С.С. Малахов [5] (Vorozheykina, Malakhov, 2019), А.Д. Рябова [14] (Ryabova, 2020), В.А. Цветков, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, К.Х. Зоидов [17] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, Zoidov, 2019) и другие рассматривали модернизацию механизма налогового контроля путем сокращения выездных налоговых проверок. Вышеперечисленные авторы в своих работах подметили, что в настоящее время реализация налогового контроля как одного из способов обеспечения систематического поступления обязательных платежей в бюджеты разных уровней, регулирования потребностей государства в финансовых и материальных ресурсах характеризуется наличием определенных пробелов в контрольно-проверочной работе налоговых органов. Значительными проблемами российского налогового контроля в сравнении с развитыми государствами являются его недостаточные четкость и масштабность. Это служит причиной чрезмерного расходования бюджетных средств на реализацию контрольно-проверочных мероприятий, неполного и несистемного охвата объектов контроля.
Этапы налогового контроля и инструменты подготовки и проведения налоговой проверки рассматриваются в статье Т.М. Ворожейкиной и С.С. Малахова. Результативности и эффективности проведения налогового контроля посвящена статья А.Д. Рябова. Оценку результативности существующих форм налогового контроля в РФ с использованием методов правового и статистического анализа представляли в своей статье авторы В.А. Цветков, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников и К.Х. Зоидов. После исследования имеющихся трудов с учетом современных налоговых трансформаций в Российской Федерации можно заявить об отсутствии конкретных механизмов гармонизации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в процессе налогового контроля.
В статьях Е.В. Мишановой, Е.Е. Кацубы [11] (Mishanova, Katsuba, 2019), Т.В. Кузнецовой, Н.В. Гайдука [9] (Kuznetsova, Gayduk, 2019), Е.А. Кольчугина, Т.М. Малёнкиной [8] (Kolchugin, Malyonkina, 2019) и других отражены вопросы внедрения онлайн-касс. Е.В. Мишанова и Е.Е. Кацуба считают, что роль распространения онлайн-касс объясняется усилением государственного налогового контроля и повышением финансовой дисциплины бизнеса. Типы онлайн-касс и особенности работы с ними рассматриваются в статье Т.В. Кузнецовой и Н.В. Гайдука. Е.А. Кольчугин и Т.М. Малёнкина исследуют достоинства и недочеты внедрения онлайн-касс.
В статьях А.В. Тютюгиной, О.В. Демиденко [15] (Tyutyugina, Demidenko, 2019), И.Н. Парадеевой, Е.Г. Кисловой [13] (Paradeeva, Kislova, 2019), А.В. Фоменко [16] (Fomenko, 2019) и других рассматривается значение онлайн-касс в модернизации налогового контроля. Статистические данные о регистрации онлайн-касс в РФ представлены в статье И.Н. Парадеевой и Е.Г. Кисловой. Преимущества и недостатки внедрения онлайн-касс рассматривает А.В. Фоменко. По мнению А.В. Тютюгиной, чтобы добиться систематизации информации, запрашиваемой у предпринимателей, необходимо совершенствовать законодательство.
Вопросы взаимосвязи внедрения онлайн-касс и эффективности выездного налогового контроля, даже при доскональном изучении рассматриваемой темы, освещены недостаточно полно. Это также определяет актуальность рассмотрения выбранной темы.
Результаты исследования
С запуска интегрированного портала, содержащего ряд инструментов для прозрачного онлайн-взаимодействия «государство – бизнес», началось повсеместное распространение рискориентированной системы в налоговом контроле.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) признала современную систему внедрения онлайн-касс нового поколения в России образцовой. Европейские налоговые органы, беря за основу опыт России, также стали осуществлять модернизацию архаичных систем.
Онлайн-кассы являются кассовым оборудованием нового образца, способным формировать и сохранять все платежные документы (чеки, бланки строгой отчетности и документы об открытии и закрытии смен) и через оператора налоговых данных отсылать их в органы налогового контроля.
В данный момент существуют несколько типов онлайн-касс: смарт-терминалы, печатающие чеки, кнопочные онлайн-кассы, фискальные регистраторы, смарт-терминалы со встроенным эквайрингом. Их характеристика представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные виды онлайн-касс
Источник: составлено автором на основе: Кузнецова Т.В., Гайдук Н.В. Онлайн кассы//В сборнике: Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов XII международного форума. – 2019. – С. 27-30.
Распространение онлайн-касс несет ту или иную выгоду всем субъектам рынка: предпринимателям, контролирующим налоговым органам, а также покупателям. Выгоды от внедрения онлайн-касс для указанных субъектов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выгоды от внедрения онлайн-касс для субъектов рынка
Субъекты рынка
|
Выгоды от использования
онлайн-касс
|
Предприниматели
|
Налоговые органы сокращают
число проверок бизнеса за счет того, что получают информацию о продажах в
онлайн-режиме
Регистрацию ККТ можно осуществить посредством сети Интернет без посещения налогового органа Сокращаются временные и финансовые затраты на обслуживание онлайн-касс нового поколения Предприниматель получает доступ к аналитике бизнеса посредством сети Интернет и может отслеживать показатели среднего чека, спроса на конкретные остатки и товарные запасы |
Налоговые органы
|
Упрощение процесса
налогового контроля
Расширение охвата налогового контроля в условиях роста числа субъектов бизнеса Снижение тенизации экономики |
Покупатели
|
Использование электронных
чеков и расширение прав обмена и возврата товара
Покупатель может проверять подлинность чеков и судить о законности работы предпринимателя |
Согласно таблице 1, изменение порядка использования контрольно-кассовой техники дает возможность упростить регистрацию кассовых аппаратов, сократить расходы на их распространение и обслуживание, расширить охват налогового контроля и вовлечь покупателей в гражданский контроль. Подтверждение онлайн-кассы осуществляется в течение нескольких минут на сайте ФНС.
В связи с распространением онлайн-касс нового поколения количество выездных налоговых проверок было сокращено в 2,2 раза. На рисунке 2 изображена динамика изменения числа выездных налоговых проверок в 2017–2019 гг.
Рисунок 2. Динамика изменения числа проведенных и результативных выездных проверок в РФ в 2017–2019 гг., тыс. ед.
Источник: составлено автором на основе: Сайт ФНС. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 31.07.2020).
Из рисунка 2 видно, что число проведенных выездных проверок в 2019 г. составило 9,3 тыс. ед., что в 2,2 раза ниже уровня 2017 г., а число результативных налоговых проверок в 2019 г. составило 8,9 тыс. ед., что в 2,3 раза ниже уровня 2017 г.
Притом суммы доначислений в расчете на одну выездную налоговую проверку в 2017–2019 гг. выросли с 15,4 млн руб. до 33,5 млн руб.
Рисунок 3. Динамика изменения суммы доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ в 2017–2019 гг.
Источник: составлено автором на основе: Наталюк Н. Налоговый контроль-2019: ФНС подвела итоги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2019-fns-podvela-itogi/ (дата обращения: 31.07.2020).
На повышение эффективности налогового контроля указывает удвоение сумм доначислений в расчете на одну выездную налоговую проверку при общем их сокращении.
В 2019 г. ФНС проведено 16 734 налоговых проверок за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ), порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки и использованием специальных банковских счетов, в том числе 15 353 налоговых проверок по применению ККТ [4]. В 90,9% случаях были выявлены нарушения (15 227 нарушений). Наибольшая часть нарушений (62,39%, или 10 440 нарушений) была связана с неприменением ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) [1]. За неприменение онлайн-касс ФНС в 2019 г. было начислено 105 730,06 тыс. руб. штрафных санкций. В 2017 г. данная величина составила 250 139 тыс. руб. (табл. 2).
Таблица 2
Показатели эффективности налогового контроля за внедрение онлайн-касс
Показатель
|
2017
|
2018
|
2019
|
Темп роста, %
|
1. Проведено налоговых проверок за соблюдением
требованием к ККТ, ед., в том числе
|
28978
|
6682
|
16734
|
57,75
|
по применению ККТ
|
22326
|
6641
|
15353
|
68,77
|
2. Начислено штрафных санкций, тыс. руб.
|
250139
|
49593,8
|
105730
|
42,27
|
Согласно данным таблицы 2, происходит минимизация налоговых проверок в отношении предпринимателей, использующих ККТ. В 2017–2019 гг. размер штрафных санкций снизился более чем в два раза, а предприниматели стали более законопослушными и добросовестными в отношении применения онлайн-касс.
Заключение
Практика осуществления налогового контроля до недавнего времени соответствовала принципу эффективности налоговой системы и сокращения расходов на проведение выездных налоговых проверок не в полной мере.
Онлайн-кассы получают все большее распространение, поскольку они способствуют упрощению процесса передачи сведений о платежных операциях предпринимателей в налоговые органы. Статистический анализ, проведенный в работе, подтверждает минимизацию налоговых проверок в отношении предпринимателей, применяющих онлайн-кассы. Также на повышение социальной ответственности предпринимателей, применяющих онлайн-кассы, указывает снижение величины начисленных штрафных санкций.
За счет внедрения онлайн-касс оперативное получение информации о расчетах через операторов налоговых данных дает возможность свести к минимуму количество налоговых проверок для предпринимателей благодаря созданию соответствующей среды доверия между бизнесом и налоговыми органами.
[1] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в ред. 03.07.2018).
[2] Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. 27.12.2019).
[3] Сайт ФНС. Михаил Мишустин рассказал о новейших цифровых технологиях в налоговом администрировании на совместном международном семинаре ОЭСР и IOTA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6967758/ (дата обращения 31.07.2020).
[4] Сайт ФНС. Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 31.07.2020).
References:
Dontsova A.E. (2019). Nalogovyy kontrol kak element nalogovogo administrirovaniya [Tax control as an element of tax administration]. Nauchnyy elektronnyy zhurnal Meridian. (13(31)). 294-296. (in Russian).
Fomenko A.V. (2019). Onlayn-kassy kak mera protivodeystviya tenevoy ekonomike [Online cash registers as a measure to combat the shadow economy] Business development and financial market conditions during the digitization of the economy. 40-42. (in Russian).
Ibragimova I.I., Farmanova G.A. (2019). Organizatsiya nalogovogo kontrolya [Organization of tax control]. Nauka sredi nas. (4(20)). 347-355. (in Russian).
Kolchugin E.A., Malyonkina T.M. (2019). Onlayn-kassy kak novaya era razvitiya biznesa [Online cash registers as a new era of business development]. Mnogourovnevoe obschestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki. (17(33)). 70-76. (in Russian).
Kuznetsova T.V., Gayduk N.V. (2019). Onlayn kassy [Online cash registers] The information society: current state and prospects of development. 27-30. (in Russian).
Medvedeva M.V., Matrosova Yu.A. (2019). Vyezdnaya nalogovaya proverka kak forma nalogovogo kontrolya [On-site tax inspection as a form of tax control]. Genezis ekonomicheskikh i sotsialnyh problem subektov rynochnogo khozyaystva v Rossii. (13). 57-60. (in Russian).
Mishanova E.V., Katsuba E.E. (2019). Onlayn-kassy i ikh vliyanie na razvitie elektronnogo dokumentooborota v sovremennyh usloviyakh [Online cash registers and their impact on the development of electronic document management in modern conditions]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (1). 118-124. (in Russian).
Naumova E.A., Mikheeva A.V. (2019). Rost nalogovyh platezhey v rossiyskiy byudzhet kak pokazatel effektivnosti nalogovogo kontrolya [Growth of tax payments to the russian budget as an indicator of the effectiveness of tax control]. Nedelya nauki Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo morskogo tekhnicheskogo universiteta. 1 (1). 65. (in Russian).
Paradeeva I.N., Kislova E.G. (2019). Razvitie tsifrovizatsii nalogovogo administrirovaniya kak element reformirovaniya nalogovoy sistemy Rossii [Development of digitalization of tax administration as an element of reforming the tax system of Russia]. Vestnik MHEI. (4). 125-131. (in Russian).
Ryabova A.D. (2020). Analiz i povyshenie rezultativnosti i effektivnosti nalogovogo kontrolya v RF [Analysis and improvement of the performance and efficiency of tax control in the Russian Federation]. Economy and society (Ekonomika i socium). (3(70)). 473-479. (in Russian).
Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zoidov K.Kh. (2019). Cistema nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii i puti povysheniya ee effektivnosti [Tax control system in the Russian Federation and ways of improving its efficiency]. Economics and management. (1(159)). 4-15. (in Russian).
Tyutyugina A.V., Demidenko O.V. (2019). Onlayn-kassy - instrument nalogovogo kontrolya ili metod usileniya sanktsionnoy nagruzki na khozyaystvuyushchie subekty [Online cash registers as a tool of tax control or a method of adding the sanction burden on the economic entities]. Science and business: development ways. (5(95)). 128-130. (in Russian).
Vodopyanova V.A., Galitsyna V.S. (2019). Rezultativnost nalogovyh proverok kak pokazatel otsenki kachestva nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii [The performance of tax inspections as a measure of assessing the quality of tax control in the Russian Federation]. Territory of New Opportunities: Vladivostok State University of Economics and Service Bulletin. 11 (3). 125-139. (in Russian). doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/125-139 .
Vorozheykina T.M., Malakhov S.S. (2019). Modernizatsiya mekhanizma nalogovogo kontrolya kak deystvennyy faktor ekonomicheskoy stabilnosti Rossii [Modernization of the tax control mechanism as an effective factor of economic stability in Russia]. Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnyh organizatsiyakh. (6). 17-23. (in Russian).
Страница обновлена: 12.04.2025 в 09:36:58