Логистические инновации: сущность, виды и способы финансирования

Карпова Н.П.1, Евтодиева Т.Е.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать:
Карпова Н.П., Евтодиева Т.Е. Логистические инновации: сущность, виды и способы финансирования // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 7. – С. 2063-2072. – doi: 10.18334/epp.10.7.110547.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812137
Цитирований: 22 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В работе рассмотрена сущность инноваций и необходимость их внедрения в деятельность современных предприятий. Выделены передовые инновационные технологии, используемые в работе подсистем логистической системы предприятия: управление цепочкой поставок в режиме реального времени; роботизация и автоматизация логистических операций на складе; искусственный и дополненный интеллект; цифровые двойники; автономный (беспилотный) транспорт. Рассмотрены особенности их функционирования, преимущества внедрения в деятельность современных предприятий, а также примеры мировых инновационных логистических технологий. Кроме того, в работе освещается специфика системы финансирования инновационных проектов в логистике. Определены основные источники привлечения инвестиционных ресурсов: госбюджетное и внебюджетное субсидирование; венчурное финансирование, финансовая аренда (лизинг). Выделены факторы, влияющие на медленное внедрение инноваций в логистике

Ключевые слова: логистика, логистическая система, инновации, источники финансирования инноваций

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Экономическая наука характеризует логистику как объединение научной и практической деятельности, основная функция которой состоит в разработке оптимальных систем управления движением товаров, информации, финансов в цепочке обмена [3, с. 71] (Karpova, 2011, р. 71). При этом ее целью является установление причинно-следственных связей и закономерностей в процессе обращения товаров для выявления и реализации наиболее эффективных организационных форм, средств, приемов управления материальными и информационными потоками [4, с. 89] (Karpova, Noskov, Toymentseva, Chichkina, Shvetsova, 2018).

Авторская гипотеза о высокой роли инноваций в цепи поставок подтверждается научными исследованиями ведущих ученых, считающих, что логистика, как и любая другая сфера деятельности, не лишена инноваций, которые способствуют повышению эффективности управления потоками в цепях поставок. Инновации – уже давно не просто способ конкуренции между компаниями, но и главный лейтмотив формирования экономической политики и институционального развития страны в целом [11, с. 1331; 6, с. 112] (Tyukavkin, Kurnosova, 2019, р. 1331; Matrizaev, 2019). Их роль в деятельности современных предприятий огромна. За счет внедрения инновационных технологий в цепи поставок ее участники расширяют границы рынков сбыта, повышают качество обслуживания конечных потребителей и, как следствие, увеличивают эффективность функционирования всей логистической системы [1, с. 449] (Bulanova, Somenkova, Yagunova, 2019, р. 449). В условиях, когда глобальная экономика замедляется в своем развитии, торговые войны разгораются, а производительность труда растет все медленнее, инновации – вопрос успеха эволюции экономики в целом и такой важной ее отрасли, как логистика, в частности. Под инновациями следует понимать стартапы, направления бизнеса, которым в настоящее время нет аналогов на рынке товаров и услуг. Также к инновационным продуктам можно отнести товары, технологии, услуги, носящие оригинальный и современный характер [5, с. 948] (Kleshcheva, Sayfullina, 2019, р. 948). Это результаты труда, не встречающиеся нигде ранее. Технологические инновации играют все большую роль во всех отраслях экономики, и логистика, и управление цепочкой поставок также не могут оставаться в стороне от этого процесса [8, с. 2331] (Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019, р. 2331). Таким образом, цель исследования состоит в обобщении современных инновационных решений в логистике. Научная новизна работы заключается в систематизации логистических инноваций, выявлении источников их финансирования и обосновании факторов, препятствующих внедрению инновационных логистических достижений в деятельность современных предприятий. В основу исследования положены общенаучные методы, основанные на таких принципах, как научность, системный подход, полнота и достоверность информационной базы, практическая реализуемость результатов исследования.

Будущее логистики – это внедрение инновационных технологий в процесс управления потоками. Эти технологии в первую очередь ориентированы на увеличение скорости и надежности доставки, повышение качества обслуживания, а также на минимизацию расходов логистической системы в процессе доведения потоковых процессов до их получателей. Стимулируют внедрение инноваций в цепи поставок, как правило, сами потребители, желающие быстрее получить свой заказ по минимальной цене [10]. Выделим основные тренды логистических инновационных решений:

1. Управление цепочкой поставок в режиме реального времени.

Данные в реальном времени сейчас востребованы все большим количеством клиентов. В настоящее время в мире появилось большое количество стартапов, чьи решения обеспечивают прозрачность цепочки поставок. Они предоставляют технологию, которая способствует быстрому реагированию на изменения, позволяя компаниям использовать данные в реальном времени. Такие данные включают схемы перемещения транспорта, погодные условия в определенной местности вплоть до состояния дорог или подъездных путей к портам, что позволяет оптимизировать маршруты доставки.

Нельзя говорить об управлении цепочками поставок, не упомянув при этом технологию «Интернета вещей» (IoT), которая является важнейшим активом для отслеживания поставок. «Интернет вещей» – это сеть связанных через интернет объектов, способных собирать и обмениваться данными, поступающими со встроенных сервисов. Вот несколько самых крупных платформ IoT, которые сейчас действуют на этом рынке: Amazon Web Services; Microsoft Azure; ThingWorx IoT Platform; IBM’s Watson; Cisco IoT Cloud Connect; Salesforce IoT Cloud; Oracle Integrated Cloud. Подключенные устройства IoT на различных участках передвижения материальных потоков позволяют, к примеру, складам отслеживать перемещение оборудования, транспортных средств и товара через облачные сервисы. В то же время управление контейнерами на базе IoT также упрощается благодаря мониторингу в реальном времени, повышению эффективности использования топлива, профилактическому обслуживанию и активизации операций с ними.

2. Роботизация складских операций.

Логичным продолжением автоматизации логистики является роботизация складов и хабов. Она позволит отказаться от одной из самых дорогих составляющих – человеческого труда, благодаря чему станет возможным увеличение количества складов с целью сокращения времени доставки товаров покупателям. Так, после совершения покупки система будет самостоятельно определять наличие нужного товара на складах, анализировать параметры доставки и изменять маршрут курьеров, учитывая множество факторов, в том числе временные окна доставки, местонахождение курьера и дорожную ситуацию на маршруте, размер и вес груза, характеристики транспорта и степень его загрузки, наличие свободных доков в момент ожидаемого прибытия транспорта. Таким образом, склад и транспортное средство могут быть соединены в единую самостоятельно функционирующую систему, контролировать которую в режиме реального времени будет оператор, которому необязательно находиться непосредственно на складе. Это позволит оптимально загрузить как транспорт, так и доки, не позволяя образовываться очередям на складах, обеспечивая максимально короткие сроки доставки, а также снижая вероятность ошибок.

Другой яркий пример автоматизации складских операций – это мобильный складской робот Boston Dynamics под названием Handle. Производитель разработал полностью автономное компактное устройство, которое может получать доступ в любые труднодоступные места склада и при этом обладает расширенной зоной обзора. Благодаря этому робот может быстро разгружать грузовой автотранспорт, складывать поддоны и перемещать ящики по всему складу. Также повысить эффективность и скорость складских процессов могут как носимые технологии, так и транспортные средства без водителя или многофункциональные роботы [2] (Efimova, Tokarev, 2018).

К примеру, крупный немецкий производитель складской техники и оборудования, имеющий свои представительства в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке и Африке, начиная с 2019 года использует телематический модуль в каждой модели производимого подъемно-транспортного оборудования. Клиенты Jungheinrich могут получать полную информацию о состоянии своей техники и особенностях ее использования. В свою очередь, уже имеющуюся подъемно-погрузочную технику также можно дооснастить таким модулем. После объединения парка техники в единую сеть компания Jungheinrich в будущем сможет предложить своим клиентам еще более передовой сервис. Поступление более точной и оперативной информации в виде сообщений системы поможет минимизировать простои техники [7]. Время реакции на события сокращается, и выполняется подготовка к превентивному техническому обслуживанию. Через службу Call4Service клиенты могут в любое время связаться со службой технической поддержки Jungheinrich, через интернет или через приложение. Кроме того, им предоставляется полный доступ к информации по всем текущим и завершенным обращениям.

3. Искусственный и дополненный интеллект.

За последние несколько лет отрасль логистики начала интегрировать в свою деятельность решения по искусственному интеллекту, включая интеллектуальные перевозки, планирование маршрутов и планирование спроса. Наряду с искусственным интеллектом не менее активно наверняка будет использоваться дополненная реальность и расширенный интеллект. Расширенный интеллект сочетает в себе интеллект человека с автоматизированными процессами искусственного интеллекта. Например, в планировании логистики использование расширенного интеллекта может даже превосходить использование только искусственного интеллекта, поскольку сочетает в себе возможности людей (опыт, ответственность, обслуживание клиентов, гибкость, здравый смысл и т.д.) с технологиями искусственного интеллекта, за которым останется участь выполнять повторяющуюся и утомительную работу.

4. Цифровые двойники.

Цифровые двойники (цифровые копии физического объекта или процесса), возможно, являются одной из самых захватывающих тенденций в области логистических технологий. Потенциальные возможности использования цифровых двойников в логистике огромны. В секторе перевозок цифровые близнецы могут использоваться для сбора данных о продукте и упаковке с целью переработки этой информации для выявления потенциальных недостатков и повторяющихся тенденций для улучшения будущих операций. Склады и предприятия также могут использовать эту технологию для создания точных 3D-моделей своих распределительных центров и экспериментировать с изменениями компоновки или внедрением нового оборудования, чтобы увидеть их воздействие на логистический процесс. Кроме того, логистические центры могут создавать цифровых близнецов и использовать их для тестирования различных сценариев и повышения эффективности. В дополнение к этому сети доставки могли бы использовать эту технологию для предоставления информации в режиме реального времени, которая улучшит сроки доставки и дополнительно поможет автономным транспортным средствам на их маршрутах.

5. Автономный (беспилотный) транспорт.

Автономный транспорт наиболее приспособлен к перевозкам грузов мелкими партиями, способствует сокращению запасов материальных ресурсов и повышению скорости их оборачиваемости. Пока к беспилотникам много вопросов, и очевидно, что время их активного внедрения в процесс перемещения потоков сегодня зависит не столько от совершенства технологии, сколько от развития инфраструктуры. Проще говоря, мир оказался не готов к аппаратам, перемещающимся под контролем внешнего оператора, но он (мир) быстро адаптируется. Несколько лет назад беспилотными аппаратами могли похвастаться разве что вооруженные силы сверхдержав, а сейчас данный транспорт можно увидеть во многих компаниях. Большинство производителей гражданских автомобилей внедрили в серийное производство технологию адаптивного круиз-контроля – еще не беспилотник, но уже зависимость от человека меньше. В России дальнейшее развитие данной темы тормозится отсутствием правового поля для использования роботизированных аппаратов на дорогах общего пользования и неподготовленностью этих самых дорог.

В США официально запущен сервис заказа беспилотных такси Waymo One. На начальном этапе вызвать такси могут только участники программы Early Riders и только в некоторых районах Финикса и его окрестностях (штат Аризона). Со временем сервис Waymo One станет доступен также в других районах, а позже и городах США. На данном этапе в каждом беспилотном такси будет находиться страхующий водитель, который сможет перенять на себя управление в случае форс-мажора или трудной дорожной ситуации. Воспользоваться услугой полностью беспилотного такси, без водителя, смогут только самые опытные участники программы Early Riders, которые ранее ездили в самоуправляемых авто и хорошо знакомы с особенностями этого транспорта.

Как и подобные службы, сервис Waymo One имеет приложение, в котором заказать авто можно в любое время суток в любой день недели. В настоящее время он действует в городах Чандлер, Темпе, Меса и Гилберт, входящих в так называемую зону Metro Phoenix Area. В приложении пользователь выбирает место посадки, пункт назначения и видит ориентировочную стоимость поездки. Для удобства пассажиров автомобиль оснащен экранами, на которых отображена необходимая информация, а также есть кнопка вызова поддержки, которая присутствует и непосредственно в приложении. Через поддержку пассажир сможет, например, изменить точку назначения во время движения по маршруту или задать все интересующие его вопросы. После поездки пользователя попросят оставить комментарий, который поможет улучшить сервис.

Для успешной реализации инновационных проектов в логистике необходимо их финансирование. На наш взгляд, стоит различать такие понятия, как финансирование и стимулирование инновационных разработок в сфере логистики. Финансирование логистических проектов – это выделение денежных средств и управление финансовыми потоками на всех этапах жизненного цикла логистического проекта. Финансирование проектов в логистике может осуществляться как частными, так и государственными инвесторами. Стимулирование инновационной деятельности в логистике предполагает предоставление различных преференций и льгот в ходе реализации логистических проектов. Их, как правило, предоставляет государство в виде различных налоговых и таможенных вычетов. За счет стимулирования инновационных разработок в сфере логистики государство пытается решить вопросы экологии, развития региональной логистической инфраструктуры, доступности территорий и т.д.

Система финансирования инновационных проектов в логистике отличается своей спецификой. Она же выступает в качестве составного и неотъемлемого элемента политики государства в сфере финансов. Экономическое развитие страны во многом зависит от степени научно-технического состояния экономики и прикладных исследований в разрезе применения инновационных технологий и в конечном счете потенциала для успешной реализации произведенной продукции. Выделяемые финансовые средства, как правило, выдаются только для осуществления конкретных целей, отраженных в проекте. Суммы затрат всегда четко оговорены и заранее определены. Заемщик не вправе менять их на протяжении всего цикла стартапа. Если речь идет об инвестиционном кредитовании, то все риски разделяются между тремя участниками: банком-кредитором, инициатором и заемщиком.

Среди основных источников и форм финансирования логистических инновационных проектов можно выделить:

- госбюджетное субсидирование – отчисление в данном случае происходит за счет регионального и федерального бюджетов. Государство, предоставляя необходимые средства из бюджета, получает возможность ускорить все инновационные процессы в целом, а также направить их в нужное русло;

- внебюджетное субсидирование включает в себя средства различных внебюджетных фондов, также личные средства компаний и предприятий, ресурсы, которыми они располагают;

- финансовая аренда (лизинг) позволяет привлекать денежные средства для обновления основных фондов предприятий, задействованных в реализации инновационных логистических разработок;

- венчурное финансирование – это выделение финансовых средств на различного рода новшества, в том числе и новейшие технологии. Как правило, венчурное финансирование несет в себе максимальные риски, так как заранее неизвестно, каким спросом будет пользоваться новый продукт, но в то же время тут может быть и максимальная прибыль. Ввиду большого риска данного вида финансирования просто необходимо с особой тщательностью отнестись к разработке схемы, которая обязательно должна включать оперативную обратную связь на каждом этапе внедрения. Также при составлении плана реализации финансирования проекта необходимо заранее предвидеть возможные варианты событий и как минимум несколько вариантов их решения.

Что касается схемы финансирования логистических инновационных проектов, то именно она определяет соотношение, структуру, состав и объем всех источников субсидирования. Выбор схемы субсидирования логистических инновационных проектов требует грамотного учета всех особенностей применения заемного и собственного капиталов. Также схема обязана содержать изменения денежного потока на каждом определенном этапе жизненного цикла стартапа, что, несомненно, положительным образом скажется при реализации логистических инновационных проектов. Тщательно продуманные этапы финансирования и их успешная реализация – это залог перспективного бизнеса [9, с. 97] (Rayskaya, 2019, р. 97).

К сожалению, в России есть ряд объективных факторов, которые влияют на медленное внедрение инноваций в логистике. В стране очень пассивная инновационная политика, неповоротливый бюрократический аппарат, низкая инновационная активность у частного бизнеса и отсутствие интереса со стороны государства в поддержке инновационных проектов.

Также имеет место коррупция и противостояние лобби сырьевых интересов политике инноваций. Проблемой является отсутствие координации между исполнительными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства в процессе внедрения инноваций. Отстает уровень образования и отсутствует достаточная материально-техническая база в регионах, которая могла бы способствовать появлению и развитию логистических инновационных проектов.

Заключение

В ходе исследования было установлено, что сфера логистики на данный момент является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся. Во многих странах уже начали эксперименты с такими передовыми логистичсекими технологиями, как управление цепочкой поставок в режиме реального времени; роботизация и автоматизация логистических операций на складе; искусственный и дополненный интеллект; цифровые двойники; автономный (беспилотный) транспорт. Многие рассмотренные логистические инновационные проекты подразумевают под собой оптимизацию затрат и максимальную экономию для предприятий, что позволит им в будущем реализоваться даже в тех компаниях, которые пока что используют старые методы перевозки и хранения. Представленные инновационные логистические решения уже прочно закрепились на своих позициях в функциональных подсистемах логистики.

Немаловажным вопросом в ходе внедрения инноваций в цепях поставок является проблема поиска источников их финансирования. В связи с чем в работе определены основные источники привлечения инвестиционных ресурсов: госбюджетное и внебюджетное субсидирование; венчурное финансирование, финансовая аренда (лизинг).

В ходе исследования было установлено, что в России существует ряд проблем, замедляющих внедрение логистических инноваций в деятельность современных предприятий: пассивная инновационная политика, неповоротливый бюрократический аппарат, низкая инновационная активность у частного бизнеса и отсутствие интереса со стороны государства в поддержке инновационных проектов. Для решения названных выше проблем в развитии инновационной активности в сфере логистики в России необходимо стимулировать развитие логистической инфраструктуры за счет привлечения финансирования со стороны частных инвесторов, к числу которых можно отнести коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды и др. Все это должно сопровождаться всесторонней государственной поддержкой инновационных разработок.

В заключение стоит отметить, что вопросы внедрения и финансирования логистических инноваций являются достаточно актуальными и обширными. Помимо этого экономика в своем развитии не стоит на месте: появляются все новые революционные технологии и инструменты управления потоковыми процессами в цепях поставок, что и определяет много возможностей для новых исследований.


Источники:

1. Буланова Е. В., Соменкова Н.С., Ягунова Н.А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 449-466. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.
2. Ефимова И.Ф., Токарев Р.С. Управление инновационной деятельностью предприятия на основе логистического подхода [Электронный ресурс] // Экономинфо. – 2018// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-innovatsionnoy-deyatelnostyu-predpriyatiya-na-osnove-logisticheskogo-podhoda (дата обращения 14.04.2020).
3. Карпова Н.П. Логистика как управленческая инновация в рыночном пространстве // Экон. науки. - 2011. -
№ 4 (77). - С. 71-75
4. Карпова Н.П., Носков С.В., Тойменцева И.А., Чичкина В.Д., Швецова Е.В. Основы принятия стратегических решений в логистике: монография. – ООО Издательство «КУБиК», 2018.- 138с.
5. Клещева О.А., Сайфуллина Ф.М. Прогнозирование спроса на инновационный продукт с учетом влияния макроэкономических факторов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 945-954. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41011.
6. Матризаев Б.Д. Формирование новой модели инновационного роста или «невидимая» логика современного инновационного императива // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 111-136. – doi: 10.18334/vinec.9.1.40500.
7. Многоуровневая мультиканальная система shuttle satellite [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://logistika-prim.ru/sites/default/files/08-09_komitas.pdf
8. Петренко Е.С., Денисов И.В., Кошебаева Г.К., Королева А.А. Перспективы бизнес-моделей: «голубые океаны», менеджмент предпринимательской деятельности, инновации на стороне спроса и устойчивое развитие // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 12. – с. 2327-2336. – doi: 10.18334/ce.13.12.41358.
9. Райская М.В. Инструментально-стратегический аспект управления инновационной восприимчивостью компании // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 97-110. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39763.
10. Тенденции и инновации логистики [Электронный ресурс] // URL: http://supplychains.ru/2015/04/21/iinovation-v-logisitike-cityexpress/ (дата обращения 21.04.2020).
11. Тюкавкин Н.М., Курносова Е.А. Теоретические подходы к исследованию категории «инфраструктура обеспечения инновационной деятельности» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1329-1340. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41323

Страница обновлена: 17.04.2024 в 02:43:53