Development trends and directions of state regulation of the labour market in the Republic of Bashkortostan
Trofimova N.V.1, Mamleeva E.R.1
, Sazykina M.Yu.1
1 Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, Russia
Download PDF | Downloads: 18 | Citations: 11
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 6 (June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43057141
Cited: 11 by 07.12.2023
Abstract:
The labour market reflects the trends and patterns of socio-economic development of the territory. Currently, the introduction of digital technologies is becoming one of the factors in the formation of a new model of the "Work 4.0" labour market. In contrast to the classic model of the labour market, the new model creates new forms of work, cooperation and exchange. The Internet connects people with machines and things. The complex epidemiological situation accelerated the transformation processes. The employers began to actively use non-standard forms of employment, and the system of labour relations between employer and employee changed, etc.
The authors of the article consider the main aspects of the labour market of the Republic of Bashkortostan in 2015-2019, as well as in January - May 2020. As a result of the analysis, the features of the regional labour market were identified. They are as follows: an imbalance in the supply and demand of labour, a low level of employment of graduates, a shortage of qualified workers, a significant increase in the unemployment rate as a result of the coronavirus pandemic.
The main regulatory documents and employment support measures implemented in the region were also reviewed. Based on the experience of other regions of the Russian Federation, the authors proposed measures to reduce the unemployment rate in the Republic of Bashkortostan, including in a complex epidemiological situation. These measures can be used by the Republican authorities to improve the measures of regulation of the regional labour market.
Keywords: labour market, employment, unemployment, region, transformation, coronavirus pandemic
JEL-classification: J21, J64, J65
Введение
Одним из ключевых механизмов, обеспечивающих функционирование экономики как страны, так и региона является рынок труда. В настоящее время рынок труда трансформируется, что обусловлено цифровизацией экономики, негативными демографическими процессами, общей макроэкономической нестабильностью. Все изменения в социально-экономической жизни отражаются на его функционировании. Начиная с 2017 года состояние российского рынка ухудшается, о чем свидетельствует индекс состояния рынка труда. В 2019 году его значение составляло 6,1 балла, в 2018 и 2017 годах он был на уровне 6,0 балла и 5,9 балла соответственно. Значение больше 5 свидетельствует о значительном влиянии на рынок труда таких негативных факторов, как демографические проблемы и дефицит специалистов [8].
В настоящее время ситуация на рынке труда усугубляется сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавируса. На 12 мая 2020 года численность официально зарегистрированных безработных в РФ составила 1,4 млн чел. (в 2 раза выше уровня начала апреля 2020 г.). По оценке МОТ, количество безработных в Российской Федерации (РФ) на начало апреля 2020 г. составило более 4,5 миллиона человек. Негативные тенденции отражаются и на региональных рынках труда. Так, в Республике Башкортостан (РБ) численность безработных в марте – апреле 2020 года возросла на 7 тысяч человек. Таким образом, негативная ситуация на рынке труда, связанная с демографическими проблемами и дефицитом специалистов, усугубляется ростом безработицы [5].
Указанные факты обосновывают актуальность исследования социально-трудовых отношений, возникающих между участниками рынка труда в Республике Башкортостан.
Анализ рынка труда в Республике Башкортостан
Проанализируем состояние рынка труда в РБ по ключевым показателям (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели рынка труда Республики Башкортостан
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Рабочая
сила, тыс. чел.
|
2016,6
|
2011,3
|
1992,8
|
1955,3
|
1895,9
|
Занятые,
тыс. чел.
|
1893,3
|
1895,4
|
1881,3
|
1859,3
|
1812,1
|
Безработные,
тыс. чел.
|
123,3
|
116,0
|
111,5
|
96,0
|
83,8
|
Численность
официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.
|
24 511
|
24 293
|
20 917
|
18 729
|
18 967
|
Динамика показателей таблицы 1 свидетельствует об устойчивом сокращении численности рабочей силы в РБ, что является следствием стабильного снижения численности населения как в стране, так и в республике. Однонаправленное движение с численностью рабочей силы на протяжении исследуемого периода демонстрирует численность занятых. Численность безработных также неуклонно снижается. В 2019 году по сравнению с 2015 годом численность безработных сократилась более чем на 30%. Также за весь анализируемый период сокращается численность официально зарегистрированных безработных. Однако в 2020 году численность официальных безработных в РБ по сравнению с 2019 годом увеличилась в два раза. К середине апреля 2020 года было зарегистрировано примерно 20 тысяч безработных. По состоянию на 12 мая 2020 г. число официальных безработных в РБ превышает 50 тысяч человек. К тому же с апреля 2020 года на получение статуса безработного поступило больше 60 тысяч заявлений [5].
На конец 2019 г. 47,5% безработных республики имели среднее и начальное среднее образование; 30,2% – высшее образование, 14,9% – среднее общее. При этом безработица преобладала среди женщин (61,4%). 40,2% безработных республики проживали в сельской местности; 57,1% – в городе [12].
Возрастная структура безработных республики представлена в таблице 2.
Таблица 2
Возрастная структура безработных в Республике Башкортостан, %
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
16–24
|
8,9
|
7,7
|
6,7
|
7,0
|
6,2
|
25–29
|
11,1
|
10,5
|
9,8
|
7,8
|
8,1
|
30 и старше
|
80
|
81,2
|
84,3
|
85,2
|
85,2
|
Как и в среднем по России, в республике больше всего безработных относится к категории от 30 лет и старше, и доля этой возрастной группы ежегодно увеличивается. При этом доля безработных предпенсионного возраста в последние годы составляет примерно 12%. В группе безработных от 16 до 24 лет внимания заслуживают выпускники вузов и cсузов. По данным информационного мониторинга «О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2019 году», в Республике Башкортостан после окончания обучения по программам СПО по специальности было трудоустроено 62,2% выпускников [9].
Среди выпускников вузов только 71% нашли себе работу в соответствии с дипломом, 29% не могут трудоустроиться из-за дефицита рабочих мест на местном рынке труда; отсутствия на нем спроса на представителей отдельных профессий «в связи с отраслевой спецификой региона», а также несоответствия подготовки выпускников требованиям работодателей и предлагаемого ими уровня зарплат [13]. Текущая ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией, усилит конкуренцию на рынке труда. Рост числа соискателей, повышение требований к каждому сотруднику увеличат уровень безработицы среди выпускников вузов и ссузов.
Интерес представляет сопоставление уровней общей и зарегистрированной безработицы (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика уровня безработицы по методологии МОТ и уровня регистрируемой безработицы в Республике Башкортостан (в %)
Источник: составлено авторами по [11].
Рисунок 1 позволяет наглядно пронаблюдать устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей в республике. Данная тенденция характерна и для России в целом. Несмотря на снижение разрыва между уровнями общей и зарегистрированной безработицы, его величина остается довольно высокой, что свидетельствует о сохранении напряженности на рынке труда и отчасти о недоиспользовании населением государственных институтов при поиске рабочего места. Если в 2000 году уровень общей безработицы был в 10,5 раза выше официального, то в 2019 году данное соотношение составило 4,7.
Разница в уровнях официальной и общей безработицы косвенно указывает на наличие высокой доли теневой экономики, а также на использование незанятыми гражданами в поиске работы личных связей и услуг негосударственных агентств. Исследование 2019 года показывает, что свыше 50% безработных обращаются при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых. Это является индикатором недоверия к государственным структурам и нежелания вовлекаться в административную волокиту, что традиционно снижает долю граждан, обращающихся в службу занятости. Также, по мнению Р. Капелюшникова, российский рынок труда генерирует значительное число вакансий, поэтому безработные могут самостоятельно, без поддержки государства вести поиск работы [10].
Показателем, отражающим динамику спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, является коэффициент напряженности, значения которого в РБ представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика коэффициента напряженности на рынке труда РБ
Источник: составлено авторами по [12].
На 1 января 2006 года на одну вакансию претендовало в среднем 1,9 незанятого гражданина (рис. 2), обратившегося за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения. В 2015 году коэффициент напряженности составил 1,2. В последующие годы значения коэффициента планомерно снижались и начиная с 2017 года держатся на уровне 0,5. Отметим, что, по прогнозу Министерства семьи, труда и социальной защиты РБ, в ближайшее время следует ожидать существенного роста напряженности на республиканском рынке труда.
Сопоставление значений показателей рынка труда с развитием экономики в РБ позволяет сделать вывод о структурном характере безработицы в регионе. Среди основных причин: несоответствие спроса и предложения на рынке труда в отраслевом и профессиональном аспектах, низкая мобильность граждан, невысокие значения заработных плат, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Основными параметрами рынка труда являются спрос и предложение рабочей силы. Проанализируем их соотношение, сопоставив число вакансий с численностью безработных по классификатору занятий (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение последнего места трудовой деятельности безработных граждан и заявленной работодателями потребности в работниках по классификатору занятий за период 2015–2019 гг. в РБ (в %)
Группы занятий
|
2019
|
2018
|
2017
|
2016
| ||||
Безработные
|
Вакансии
|
Безработные
|
Вакансии
|
Безработные
|
Вакансии
|
Безработные
|
Вакансии
| |
Специалисты
высшего уровня квалификации
|
13,6
|
12,4
|
15,8
|
11,9
|
15,2
|
11,9
|
16,8
|
11,9
|
Работники
сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
|
14,5
|
13,2
|
16,7
|
13,3
|
16,9
|
10,6
|
16,2
|
12,2
|
Специалисты
среднего уровня квалификации
|
6,6
|
6,4
|
13,2
|
6,2
|
13,8
|
5,7
|
13,6
|
5,4
|
Операторы
производственных установок и машин, сборщики и водители
|
15,2
|
16,5
|
14,4
|
20,7
|
13,7
|
23,3
|
14,0
|
19,0
|
Квалифицированные
рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных
занятий
|
11,6
|
27,6
|
11,1
|
23,8
|
10,9
|
26,6
|
11,2
|
28,1
|
Неквалифицированные
рабочие
|
11,6
|
12,7
|
12,0
|
5,4
|
13,1
|
14,1
|
10,2
|
14,5
|
Руководители
|
19,5
|
5,9
|
8,8
|
2,0
|
8,7
|
1,7
|
9,3
|
1,5
|
Служащие,
занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
|
5,2
|
2,2
|
5,4
|
5,3
|
5,3
|
4,5
|
6,3
|
3,9
|
Квалифицированные
работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
|
2,2
|
3,1
|
2,6
|
1,4
|
2,4
|
1,6
|
2,3
|
3,4
|
За весь период исследования наибольшее число свободных вакансий приходилось на квалифицированных рабочих. При этом разрыв между долей безработных и вакансий для этой группы сокращался. В 2019 году зафиксировано превышение удельного веса вакансий над безработными у операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей в группе квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства. На протяжении анализируемого периода в процентном соотношении в числе вакансий преобладали свободные места для рабочих – более 70%. В остальных группах занятий доля безработных превышала долю вакансий. В настоящее время на региональном рынке труда растет спрос на специалистов IT-сферы, онлайн-продаж, водителей, курьеров и др. При этом увеличивается численность безработных в сфере общественного питания, услуг, туризма, транспорта, строительства.
Проведенный анализ республиканского рынка труда позволил выявить следующие особенности:
1) дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, который приводит, с одной стороны, к наличию излишней рабочей силы на рынке труда, а с другой, к дефициту работников определенных профессий и уровня квалификации [7] (Krasnopevtseva, 2013);
2) невысокий уровень трудоустройства выпускников среднеспециальных и высших учебных заведений по специальности. Среди выпускников средних специальных учебных заведений тяжелее всего найти работу по специальностям в области сельского, лесного и рыбного хозяйства (36%), строительства (43%), информатики и вычислительной техники (44%). Для выпускников вузов по специальности «Политические науки и регионоведение» работу в соответствии с дипломом нашли только 39%, «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» – 42% и «Технологии легкой промышленности» – 47% [13];
3) нехватка квалифицированных рабочих кадров, обусловленная снижением у молодежи мотивации к овладению производственными специальностями, а также снижение престижа рабочих профессий у молодых людей [6] (Galin, Frolova, 2019);
4) низкий уровень территориальной мобильности рабочей силы и др.;
5) существенный рост уровня безработицы, обусловленный распространением коронавирусной инфекции.
Анализ ключевых нормативно-правовых документов, направленных на поддержку занятости населения на территории Республики Башкортостан, показывает, что проводимая в настоящее время политика в данной области ориентирована как на лиц предпенсионного возраста и переобучение граждан в рамках реализации федеральной программы по повышению производительности труда, так и на молодежную занятость. Отметим, что в настоящее время ситуация на рынке труда, связанная с эпидемией коронавирусной инфекции, формирует новые вызовы, ответы на которые должны содержаться в новых и уже реализуемых нормативно-правовых документах.
В РБ ключевые направления по поддержке занятости отражены в следующих документах:
1. Постановление Правительства РБ от 26.03.2012 г. № 81 «О реализации отдельных мероприятий в сфере содействия занятости населению в Республике Башкортостан» [2].
Указанный документ предполагает следующий порядок поддержки молодежной занятости:
- организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- предоставление финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность;
- предоставление финансовой поддержки безработным гражданам при переезде в другую местность и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- предоставление единовременной финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан;
- организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
2. Концепция управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 г. (утверждена 29.08.2016 г.), которая представляет собой систематизированную совокупность целей, задач и принципов приоритетных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления РБ, их взаимодействия с институтами гражданского общества по совершенствованию системы формирования и использования трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие республики, а также механизмы поддержки молодежной занятости [1, 3]. В указанном документе отсутствуют конкретные меры по поддержке занятости среди молодежи. Также ввиду трансформационных процессов на рынке труда, в первую очередь ввиду расширения использования цифровых технологий, следует предусмотреть:
- мониторинг спроса на трудовые ресурсы, поскольку экономика нового технологического уклада и происходящие процессы цифровизации, использование больших данных стимулируют спрос на специалистов с аналитическими навыками, который в настоящее время превышает не только фактическое предложение, но и соответствующий потенциал систем образования и профессиональной подготовки;
- корректировку перечня направлений подготовки специалистов с точки зрения их востребованности в экономике нового технологического уклада;
- информирование населения о наиболее востребованных профессиях в ближайшие 10–30 лет (например, Data Scientist, Digital-маркетолог, Social Media Manager, Market Research Analyst, Project Coordinator) [13];
- возможности для переподготовки населения на протяжении трудовой (профессиональной) жизни, поскольку новая экономика будет вызывать рост безработицы из-за расширения процессов автоматизации и использования технологий искусственного интеллекта;
- расширение использования цифровых технологий станет фактором дифференциации населения, проживающего на различных территориях;
- обеспечение равного доступа населения к интернету через повышение доступности интернет-технологий вне зависимости от места проживания.
3. Комплексный план мероприятий по сохранению в РБ квалифицированных специалистов, привлечению востребованных кадров из других регионов РФ, стимулированию возвращения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образований, обучавшихся за пределами РБ, на 2017– 2020 гг. (утверждена Правительством РБ от 23.03.2017 г.), включающий широкий перечень мероприятий по поддержке молодежной занятости. Данный документ содержит следующие проекты и мероприятия [4]:
1) проект «Практика под заказ». В рамках данного проекта студентам ПТО и ВО предоставляется возможность прохождения практики на ведущих предприятиях РБ;
2) проведение ежегодного межвузовского кадрового форума на базе ВДНХ ЭКСПО;
3) проведение дней карьеры в вузах и ссузах республики (УГНТУ, УГАТУ, БашГУ и др.);
4) проведение ежегодного фестиваля востребованных профессий «Профест», в рамках которого предполагается проведение профориентационного и психологического тестирования, ярмарки вакансий;
5) проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России»;
6) реализация программы двойных дипломов в ведущих вузах РБ (БашГУ и др.);
7) повышение квалификации мастеров производственного обучения предприятий реального сектора экономики;
8) проведение конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»;
9) проведение социологических обследований абитуриентов;
10) пропаганда востребованных в реальном секторе экономики и социальной сфере профессий и специальностей с помощью СМИ, а также информационных порталов органов местного самоуправления РБ;
11) организация массовых профессионально-ориентационных мероприятий и ознакомительных экскурсий в организации.
Также в целях содействия эффективной занятости молодежи в Республике Башкортостан ежегодно проводятся следующие мероприятия:
а) межвузовский кадровый форум, в рамках которого проходят:
- ярмарка вакансий;
- работа выставок работодателей;
- мастер-классы;
б) дни карьеры, проводимые в вузах РБ;
в) ежегодный образовательный фестиваль и выставка «Образование. Наука. Карьера. Спорт».
Дополнительным механизмом поддержки молодежной занятости является выдача образовательных сертификатов в целях участия граждан в программах повышения квалификации и переподготовки в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года.
Недостатком этой программы является несовершенный механизм реализации. Программа предполагает прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки за счет средств самого гражданина. Компенсация понесенных затрат на обучение проводится Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ только в случае трудоустройства соискателя в течение 3-х месяцев. При этом целевой аудиторией для данной программы являются люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации и чаще всего не имеющие возможности самостоятельно оплатить обучение. Приведенные выше недостатки объясняют непопулярность данной программы среди безработных или лиц, находящихся в поиске работы. С начала 2019 года программой воспользовались всего лишь 2 несовершеннолетних гражданина в г. Уфе.
Также в Республике Башкортостан для поддержки занятости населения реализуются следующие проекты:
1. «Башкирские студенческие отряды» (БАШСРО) – организация, созданная в 2015 г. в РБ. На данный момент в состав БАШРСО входят восемь штабов образовательных организаций с отрядами по разным направлениям: строительные, педагогические, сервисные, сельскохозяйственные, экологические, медицинские, добровольческие, отряды проводников, снежного десанта, пресс-службы. Общее число отрядов в республике достигает 70, а число бойцов – свыше 2000.
2. Форум школьного образования «Взлетай!», направленный в том числе на решение следующих задач:
- обеспечение высокого уровня готовности старшеклассников к самореализации и становлению во взрослой жизни;
- обеспечение занятости школьников;
- обеспечение формирования более высоких адаптивных способностей у выпускников образовательных организаций Республики Башкортостан.
3. Программа «Партнерство в сфере занятости молодежи в странах СНГ». Проект запущен МОТ еще в 2013 году и призван помочь в подготовке специалистов, востребованных на рынке труда. Нацелен на преодоление кризиса молодежной занятости, борьбу с несоответствием квалификации и навыков работников потребностям рынка труда и недостаточной информированностью о барьерах и возможностях в области молодежной занятости.
4. Грантовая поддержка молодежных проектов в сфере малого предпринимательства.
Отметим, что в РБ в 2012–2017 гг. действовала государственная программа «Развитие молодежной политики Республики Башкортостан», в рамках которой в том числе были предусмотрены различные мероприятия по поддержке молодежной занятости, социализации и адаптации молодежи на рынке труда. В настоящее время в РБ утверждена государственная программа развития физической культуры, спорта и молодежной политики на период 2018–2023 гг. Документ включает четыре подпрограммы, нацеленные на: развитие физической культуры и спорта; творческого потенциала молодежи; профилактику асоциальных явлений, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи и развитие волонтерского движения. При этом в документе отсутствуют мероприятия по содействию занятости молодежи в республике.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ показывает недостаточную эффективность существующих мер поддержки занятости в РБ и обосновывает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы регулирования рынка труда республики.
В качестве дополнительных мероприятий для поддержки занятости в республике и сокращения уровня безработицы с учетом опыта других субъектов Российской Федерации можно предложить:
1. Создание на базе Республиканского центра занятости профильных центров по обучению и переобучению молодых людей профессиям, востребованным в реальном секторе экономики, с последующим трудоустройством. Также разработку и внедрение актуальных программ стажировок для незанятой и желающей сменить место работы молодежи.
2. Внедрение «Системы временного трудоустройства молодежи». Создание на базе ведомства проекта-посредника, который организует взаимодействие мелкого и среднего бизнеса с нуждающимися в подработке студентами и школьниками: у мелкого и среднего бизнеса существует запрос на неквалифицированный труд в формате временного найма: предприниматели готовы нанимать молодых людей в период летних каникул, в вечернее время. Со стороны молодежи также существует потребность в кратковременном трудоустройстве.
3. Подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, через:
- внедрение профильной подготовки в образовательных учреждениях различных уровней (школа, колледж, техникум, университет и др.) совместно с потенциальными работодателями;
- внедрение в образовательных учреждениях высшего и профессионального образования практических тренингов, стажировок с участием потенциальных работодателей;
- разработку учебных планов на основе профессиональных стандартов, учитывающих конкретные требования рынка труда при активном участии потенциальных работодателей;
- активизацию работы с образовательными учреждениями Республики Башкортостан (высшего, профессионального и среднего образования), а также с зарубежными образовательными учреждениями по их вовлечению в мероприятия, проводимые на территории РБ, в целях содействия занятости молодежи;
- проведение на базе ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан» мониторинга и прогнозирования потребностей республиканского рынка труда в специалистах определенной квалификации.
4. Повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования, через:
- гармонизацию лучших практик и профессиональных стандартов. Например, посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства в каждом муниципальном районе Республики Башкортостан в формате WorldSkills;
- разработку республиканской программы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Башкортостан на 2020–2025 годы» с целью привлечения и закрепления кадров рабочих профессий и инженерных специальностей на предприятиях РБ, поднятия престижа рабочих профессий и инженерных специальностей среди населения РБ, повышения мотивации у молодежи получения профессий, востребованных в реальном секторе экономики;
- проведение социологических исследований профессиональных намерений учащихся;
- создание и сопровождение интернет-портала «Профессиональная ориентация молодежи»;
- проведение среди учащихся конкурсов сочинений «Моя будущая профессия»;
- изготовление видеофильмов, организацию циклов тематических телерадиопередач;
- выпуск в печатных изданиях специальной тематической полосы по вопросам популяризации рабочих и инженерных профессий;
- организацию и проведение республиканского конкурса среди средств массовой информации на лучшее освещение темы «Популяризация рабочих и инженерных профессий»;
- проведение спортивных соревнований и спартакиад среди учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- организацию и проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства по наиболее востребованным рабочим профессиям среди учащихся, молодежи предприятий;
- подготовку команды из обучающихся для участия во всероссийских конкурсах профессионального мастерства;
- организацию зарубежных стажировок для победителей конкурсов профессионального мастерства из числа учащихся;
- разработку на уровне городских округов и муниципальных образований территориальных программ содействия занятости населения;
- разработку мобильного приложения, с помощью которого студенты могут узнавать о возможностях будущего трудоустройства;
- регулярное проведение мероприятий, на которых представители молодежи смогут выступить со своей инициативой и помогать профильным ведомствам и министерствам.
5. Активизацию участия предприятий и организаций, в том числе крупных рекрутинговых компаний (SuperJob, HeadHunter и др.), в мероприятиях, содействующих молодежной занятости (дни карьеры, кадровые форумы, образовательные фестивали и др.).
6. Разработку муниципальных программ «Сельская молодежь» в сельских муниципальных образованиях с целью создания условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Башкортостан.
7. В период сложной эпидемиологической ситуации для поддержки занятости населения возможна реализация:
- дистанционных программ переобучения (например, сити-фермерство, онлайн-консультанты в сфере красоты, фитнеса и др.);
- создание биржи вакансий для студентов, лишившихся подработки во время пандемии;
- обеспечение временной занятости в сельском хозяйстве, благоустройстве территорий, строительстве;
- и др.
Предлагаемые мероприятия позволят дополнить реализуемые меры поддержки занятости, сократить отток экономически активного населения из Республики Башкортостан, а также снизить уровень безработицы.
References:
Galin Z.A., Frolova O.N. (2019). Rynok truda respubliki Bashkortostan: tendentsii, problemy trudoustroystva [Labor market of the Republic of Bashkortostan: trends, problems of employment]. Vestnik Evraziyskoy nauki. 11 (1). 11. (in Russian).
Krasnopevtseva I.V. (2013). Professionalnyy disbalans rynka truda kvalifitsirovannoy rabochey sily [Disproportions in terms of occupations in the skilled labour market]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (3-1). 315-321. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 14:53:17