The technique of vertical functional analysis of the public authorities activity: experience of the pilot applications in Kazakhstan
Pizikov S.V.1, Romanyuk N.V.1
1 Частный Фонд информационной поддержки развития общества, Kazakhstan
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 1 (January-March 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44649436
Abstract:
Improving the efficiency of public authorities is one of the most urgent tasks for the EAEU countries. The article describes the authors' approach, which was piloted in the East Kazakhstan region. The authors describe the current legal situation and prospects for improving the efficiency of public authorities and the quality of public services, taking into account the reduction of duplicated functions between departmental and subordinate institutions and the introduction of automation of internal processes. The work carried out by the authors has shown a significant potential for reengineering in improving the efficiency of government agencies. The developed and tested method of vertical functional analysis allowed not only to identify existing problems in public management on the example of specific divisions of the local executive body, but also to offer specific practical recommendations for their solution with a forecast of the economic effect of their implementation.
Keywords: efficiency of public authorities activity, functional analysis, business process reengineering, vertical functional analysis, quality of public services
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно поднимал вопрос о необходимости кардинального повышения эффективности деятельности государственных органов. «Качество» должно стать новым стилем жизни государственного служащего, а самосовершенствование – его главным принципом» [1]. Для достижения высокой эффективности государственных органов необходим тщательный анализ деятельности каждого подразделения, а также подведомственных организаций.
Одной из немаловажных задач в этом процессе становится рассмотрение функциональной вертикали государственного управления и детальный анализ деятельности каждого государственного служащего в процессе реализации государственных функций. Необходимо вычленить из процессов «пустую» деятельность, которая не приносит результатов, а также дублирование деятельности на разных уровнях государственного управления. Именно такие системные меры должны быть приняты по оптимизации затрат и экономии средств, исключая неэффективные расходы ресурсов, в том числе рабочего времени госслужащих. Эти меры позволят снизить формализм и бюрократию в работе госорганов.
Оптимизация процессов деятельности государственных органов и внедрение информационных технологий являются одним из приоритетных направлений, озвученных в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г.: «Нужно продолжить работу по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании… Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу «одного заявления» [2].
В Восточно-Казахстанской области системная работа по оптимизации деятельности государственных органов и усовершенствованию системы государственных услуг проводится уже более 10 лет. Многие наработки пилотных проектов, реализованных в регионе, впоследствии нашли свое применение в масштабах всего государства. Настоящее исследование – очередной этап масштабной целенаправленной работы по совершенствованию системы государственного управления.
В ходе работы по анализу и реинжинирингу бизнес-процессов госуслуг было установлено, что реинжиниринг отдельных бизнес-процессов не всегда прямо способствует повышению эффективности общей деятельности. В ряде случаев эта зависимость является косвенной, опосредованной или вовсе отсутствует. Например, во многих случаях результатом государственных услуг, включенных в реестр, является не реальное удовлетворение конечной потребности услугополучателя, а только какой-то промежуточный результат. Примером могут служить услуги в социальной сфере: «Предоставление инвалидам кресел-колясок», «Обеспечение инвалидов сурдо-тифлотехническими и обязательными гигиеническими средствами», «Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи» и другие. Результатом оказания этих услуг на самом деле является не предоставление кресла-коляски, слухового аппарата или протеза, а только лишь талон на получение соответствующего изделия, после чего услугополучателю приходится ждать самого изделия, т.е. удовлетворения своей жизненной потребности в течение какого-то времени, а иногда – проходить дополнительные процедуры. Очевидно, что в таких случаях реинжиниринг отдельных бизнес-процессов теряет смысл. Происходит совершенствование какого-либо отдельного элемента (этапа) единого процесса, в то время как неэффективная организация других этапов может ставить под вопрос конечную эффективность деятельности.
Отсюда логичным образом возникает необходимость реинжиниринга не только отдельных этапов, но и всего комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей услугополучателя. По сути, речь идет об анализе эффективности исполнения функции государственного органа, реализующейся в форме государственных услуг по всей вертикали – от целей государственной политики, обозначенных в соответствующих кодексах и законах, до регламентов государственных услуг, разрабатываемых и утверждаемых на местном уровне.
Исходя из поставленных задач, реинжинирингу в данном случае подвергаются не отдельные государственные услуги, а деятельность государственных органов в целом с точки зрения повышения эффективности исполняемых ими функций, реализующихся в форме государственных услуг и (или) способствующих оказанию государственных услуг (например, функции разработки нормативной документации, контроля и др.).
Функциональная вертикаль в рамках одной сферы/отрасли включает:
– функции постановки и достижения целей (выработка и осуществление государственной политики в сфере/отрасли);
– функции выработки требований, соблюдение которых призвано обеспечивать достижение заявленных целей (нормотворческая деятельность, разработка стандартов и регламентов государственных услуг);
– оказание государственных услуг, являющихся формой реализации соответствующих функций государственных органов;
– сопутствующую деятельность государственного органа по обеспечению оказания государственных услуг подведомственными организациями (методическая работа, разработка регламентов, сбор статистики);
– контрольные функции (контроль качества оказания государственных услуг).
В процессе анализа производится оценка соответствия функций, задач и государственных услуг целям государственной политики в данной сфере или отрасли. Этот анализ является первой стадией реинжиниринга деятельности государственных органов. Вторым этапом является, собственно, реинжиниринг, т.е. разработка рекомендаций по повышению эффективности путем сокращения непроизводительных затрат времени, финансовых и иных ресурсов, приведения в соответствие целям государственной политики, исключения и (или) оптимизации функций и услуг.
Конечной стратегической целью вертикального анализа является создание в органах исполнительной власти Республики Казахстан (в данном случае – в масштабе ВКО в пилотном порядке) эффективной системы деятельности, обеспечивающей достижение баланса интересов государства и услугополучателя в сферах или отраслях, закрепленных за каждым государственным органом.
Достижение цели вертикального анализа предусматривается через решение следующих задач:
1. Выявление степени соответствия функций и услуг: а) целям государственной политики Республики Казахстан; и б) потребностям услугополучателя.
2. Выявление избыточного нормотворчества – необоснованного дробления бизнес-процессов, возложения на услугополучателя излишних требований, не способствующих достижению целей государственной политики, в том числе устаревших, неисполнимых, экономически нецелесообразных и др.
3. Выявление непроизводительных затрат временных, финансовых и иных ресурсов, не способствующих достижению целей государственной политики и удовлетворению потребностей услугополучателя.
4. Выработка рекомендаций по реинжинирингу неэффективных функций и услуг государственных органов (включая изменение структуры самих госорганов).
Необходимо отметить, что функциональный анализ как инструмент повышения эффективности деятельности используется как в бизнес-секторе, так и в секторе государственного управления достаточно часто. В Республике Казахстан на страновом уровне полный обзор государственного управления (функциональный обзор) проводился в рамках Грантового соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития.
Нормативные основы функционального анализа как инструмента повышения эффективности деятельности госорганов заложены в ст. 7 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» [3] и п. 2 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» [4].
На уровне центральных государственных и местных исполнительных органов Республики Казахстан действует Методика по проведению отраслевых (ведомственных) функциональных обзоров деятельности государственных органов, утвержденная Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2017 года № 84 [5]. «Основными целями данной Методики являются:
– установление соответствия функций государственного органа его задачам и целям;
– выявление излишних функций государственного органа;
– выявление несвойственных функций у государственного органа;
– исключение дублирования в деятельности государственного органа;
– определение недостающих функций государственного органа;
– определение оптимального лимита штатной численности государственного органа для эффективной реализации поставленных перед ним задач» [5].
В целом, как указано в п. 11, «проведение функционального обзора на основе Методики будет способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов в рамках Системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954» [5] (в соответствующей главе отчета указано, каким образом положения данной методики были применены в настоящей работе).
На отраслевом уровне также существуют методики функционального анализа, направленные на достижение схожих целей – например, Порядок проведения функционального анализа в Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденный Приказом Министра здравоохранения РК от 26 октября 2017 года № 787 [6].
Однако примеров функционального анализа и реинжиниринга деятельности государственных органов, направленного на повышение эффективности деятельности государственных органов в части системы государственных услуг, нет ни в Республике Казахстан, ни в других государствах ЕАЭС и СНГ [7, 8] (Petrenko, Bekturganov, Metsik, 2016; Petrenko, 2018). Теоретический обзор позволил выявить различия в подходах к организации системы государственных услуг на постсоветском пространстве и в англосаксонских странах, но понятие реинжиниринга не встречается и там. Поэтому данная работа носила пилотный характер и являлась апробацией предлагаемых подходов в ограниченном (локальном) масштабе.
В соответствии с поставленными задачами было необходимо определить перечень ведомственных и подведомственных организаций, подлежащих функциональному анализу и реинжинирингу бизнес-процессов. Перечень должен был содержать не менее двух сфер. Соответственно, для обеспечения оснований выбора сфер, подлежащих анализу, необходимо определить ряд критериев, которые позволят выявить наиболее нуждающиеся в реинжиниринге государственные органы и подведомственные им учреждения, которые находятся в «зоне риска».
Логика определения критериев строится на основании цели предстоящей деятельности и охватывает следующие факторы:
1. Государственный орган имеет (исполняет) функции, формой реализации которых являются государственные услуги, разрабатывает и утверждает регламенты государственных услуг и (или) является услугодателем.
2. Наличие у государственного органа специализированных информационных систем.
3. Автоматизация внутренних процессов оказания государственных услуг.
4. Наличие у государственного органа подведомственных организаций, оказывающих государственные услуги по разрабатываемым государственным органом регламентам.
Исходя из факторов, можно выделить следующие количественные критерии:
1. Количество закрепленных за государственным органом и подведомственными организациями функций, формой реализации которых являются государственные услуги.
2. Количество подведомственных государственному органу организаций, оказывающих государственные услуги.
3. Количество государственных услуг, услугодателем которых является государственный орган и подведомственные ему организации.
4. Количество оказанных государственным органом и подведомственными ему организациями государственных услуг за определенный период.
5. Количество автоматизированных (частично автоматизированных, не автоматизированных) государственных услуг, оказываемых государственным органом и подведомственными ему организациями.
Помимо количественных критериев для более детального определения «зоны риска» необходимо введение следующих качественных критериев:
1. Наличие фактов разработки регламентов государственных услуг государственным органом, услугодателем которых являются подведомственные организации.
2. Наличие фактов дублирования функций государственного органа и подведомственных организаций, вызывающих неоднозначное понимание процессов.
3. Социальная значимость оказываемых государственных услуг государственным органом и подведомственными ему организациями.
В соответствии с положениями Технических условий была разработана методика реинжиниринга (вертикального функционального анализа) государственных органов. Ниже будут рассмотрены основные положения данной методики.
Реинжинирингом бизнес-процессов государственного органа является фундаментальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения острых, скачкообразных улучшений показателей деятельности (KPI) государственного органа по оказанию государственных услуг, таких как трудозатраты, цена, срок предоставления, доступность и качество.
Целью методики реинжиниринга (вертикального функционального анализа) является повышение эффективности деятельности государственных органов и качества государственных услуг с учетом сокращения дублирующихся функций между ведомственными и подведомственными учреждениями и внедрения автоматизации внутренних процессов оказания государственных услуг (перевод услуг в электронный формат).
Методика предназначена для использования государственными органами, уполномоченными на осуществление контроля, надзора, руководства и межотраслевой координации в сфере оказания государственных услуг, а также организациями, имеющими достаточный опыт для проведения реинжиниринга бизнес-процессов и функционального анализа государственных органов.
Настоящая Методика распространяется на государственные органы и подведомственные им организации, уполномоченные законодательством на оказание государственных услуг.
В Методике используются следующие понятия:
· государственные органы;
· функции государственного органа;
· компетенции государственного органа;
· задачи государственного органа;
· государственная услуга;
· услугополучатель;
· услугодатель;
· регламент государственной услуги;
· стандарт государственной услуги;
· реестр государственных услуг;
· оценка качества оказания государственных услуг;
· автоматизация процесса оказания государственной услуги;
· оптимизация процесса оказания государственной услуги.
Методика предполагает предварительный анализ деятельности государственных органов и подведомственных им учреждений, участвующих в процессах оказания государственных услуг.
Целью проведения реинжиниринга бизнес-процессов оказания государственных услуг является повышение эффективности деятельности государственных органов и качества государственных услуг с учетом сокращения дублирующихся функций между ведомственными и подведомственными учреждениями и внедрения автоматизации внутренних процессов оказания государственных услуг (перевод услуг в электронный формат).
Проведение глубокого функционального анализа деятельности государственных органов и подведомственных им учреждений в рамках оказания государственных услуг требует значительного вложения административного и экспертного ресурса, поэтому одновременное проведение глубокого анализа всех государственных органов является нерациональным. В этой связи необходимо произвести предварительное ранжирование государственных органов на предмет необходимости проведения функционального анализа. Ниже будет приведена логика предварительного анализа и ряд критериев, в соответствии с которыми построен механизм отбора наиболее нуждающихся в реинжиниринге государственных органов (так называемая зона риска).
Источники информации для проведения предварительного анализа:
1. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность госоргана и подведомственных ему организаций (Положение о деятельности госоргана, Положения о деятельности подведомственных организаций, стандарты госуслуг, регламенты госуслуг и др.).
2. Аналитическая форма для государственных органов, вовлеченных в процесс оказания государственных услуг (Приложение 1).
3. Данные официальной статистики.
Порядок проведения функционального анализа деятельности государственных органов и подведомственных им учреждений в рамках оказания государственных услуг состоит из пяти последовательных шагов.
Шаг 1. Анализ соотношения «функция – услуги».
Производится на основании действующих НПА (Законов РК, положений о деятельности государственных органов, положений о деятельности подведомственных организаций, стандартов государственных услуг, регламентов государственных услуг, приказов, распоряжений и др.).
Шаг 2. Построение диаграммы SIPOC. Анализ процесса на основании выделения составных элементов процесса и построение общей диаграммы.
Шаг 3. Первоначальные карты процессов (карты «Как написано») разрабатываются еще до заседаний РГ на основании форм, заполненных государственными органами, стандартов и регламентов услуг. Это позволяет исследователям заранее вникнуть в процесс, увидеть «белые пятна», противоречия и другие недостатки стандартов и регламентов услуг, а кроме того – существенно сократить затраты времени на проведение заседаний РГ, поскольку участники обсуждают уже готовый материал, а не создают карту с нуля.
Шаг 4. Построение карты «Как есть». В ходе рабочих групп карта «Как написано» преобразуется в карту «Как есть». Участники РГ, рассматривая предложенную карту бизнес-процесса, вносят свои коррективы в соответствии со сложившейся практикой. Главная цель данного шага – проанализировать, насколько услуга в ее существующем виде способствует исполнению функции, формой реализации которой она (услуга) является.
Шаг 5. Разработка карт «Как предлагается». На основании проведенного анализа НПА, результатов РГ и опросов разрабатываются рекомендации по реинжинирингу деятельности государственных органов и подведомственных им учреждений в рамках оказания государственных услуг. Графической формой рекомендаций становится карта «Как предлагается». Эта карта должна отражать повышение соответствия услуги исполнению функции.
Заключительным этапом работы является подготовка текстового описания анализа каждого бизнес-процесса с приложением «Как написано», и «Как должно быть», выделением проблем и предложением рекомендаций.
Рекомендации по процессам охватывают:
• Совершенствование нормативной базы, устранение правовых коллизий, гармонизацию стандартов и регламентов.
• Сокращение сроков процессов.
• Сокращение количества представляемых документов.
• Сокращение финансовых затрат услугополучателей.
• Сокращение загрузки работников услугодателей, т.е. высвобождение рабочего времени для исполнения других функций.
• Повышение прозрачности процесса, удобства услугополучателей.
На завершающем этапе работы по реинжинирингу производится оформление финального отчета, в который входит:
– общая информация об организации работы по реинжинирингу (даты проведения рабочих групп, состав рабочих групп, специфика работы;
– детальный анализ бизнес-процесса;
– анализ выявленных проблем (коллизии, трудности реализации, нерациональные действия);
– рекомендации по оптимизации процесса;
– карты процесса «Как написано», «Как есть», «Как предлагается»;
– расчет эффекта от внедрения рекомендаций. Целесообразно денежное выражение эффекта, который рассчитывается исходя из сравнения затрат на процесс «Как есть» и «Как предлагается».
Пилотное применение Методики позволило провести реинжиниринг деятельности (вертикальный функциональный анализ) двух государственных управлений Восточно-Казахстанской области (включая подведомственные организации) с выработкой рекомендаций по сокращению времени и дублирующих функций, влияющих на качество государственных услуг.
Итогом реинжиниринга деятельности (вертикального функционального анализа) стали рекомендации, в которых предложены структурные изменения и переход к более эффективным административным процессам, и рекомендации по повышению операционной эффективности деятельности учреждений, в которых проводился реинжиниринг.
По итогам проведенной работы произведен расчет экономического эффекта от реинжиниринга (вертикального анализа) деятельности двух государственных управлений Восточно-Казахстанской области (включая подведомственные организации). Экономический эффект рассчитан на основе данных, полученных в ходе работы по реинжинирингу. В результате получены данные о снижении затрат после внедрения рекомендованных в результате реинжиниринга мер в денежном выражении.
Проведенная работа показала значительный потенциал реинжиниринга в вопросах повышения эффективности деятельности государственных органов. Разработанная и апробированная Методика вертикального функционального анализа позволила не только выявить существующие проблемы в государственном менеджменте на примере конкретных подразделений местного исполнительного органа, но и предложить конкретные практические рекомендации по их решению с прогнозом экономического эффекта от их внедрения. Положительные результаты позволяют авторам сделать вывод о том, что данная Методика может быть мультиплицирована не только в масштабе Республики Казахстан, но и на другие страны ЕАЭС.
References:
Petrenko E.S. (2018). Kazakhstanskiy opyt institutsionalnogo stroitelstva: «verkhi ne khotyat, nizy-ne mogut» [Kazakhstan's experience in institution-building: “elites can't and people don't want to”] Krasnodar: Nauchno-issledovatelskiy institut ekonomiki Yuzhnogo federalnogo okruga. (in Russian).
Petrenko E.S., Bekturganov Z.Z., Metsik O.I. (2016). Alternativy izmeneniya strategiy upravleniya na osnove operativnoy otsenki krizisnogo sostoyaniya kazakhstanskogo biznesa [The alternatives of management strategy changes based on the operational evaluation of the crisis state of Kazakhstan business]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (15). 1783-1794. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.15.36218.
Страница обновлена: 08.04.2025 в 01:21:52