Факторы, влияющие на управление формированием нематериальных активов высокотехнологичных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (58), Октябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В условиях все большей ограниченности природных ресурсов, быстрого изменения хозяйственной среды эффективность разработки предложений потребителям новой конкурентоспособной наукоемкой продукции во многом зависит от того, сможет ли предприятие организовать рациональное управление, которое в значительной степени определяется степенью вовлечения в хозяйственный оборот его нематериальных активов, являющихся основным компонентом интеллектуального капитала предприятия.
Ключевые слова: управление предприятием, нематериальные активы предприятия, монополизация рынка
В условиях все большей ограниченности природных ресурсов, быстрого изменения хозяйственной среды эффективность разработки предложений потребителям новой конкурентоспособной наукоемкой продукции во многом зависит от того, сможет ли предприятие организовать рациональное управление, которое в значительной степени определяется степенью вовлечения в хозяйственный оборот его нематериальных активов (НМА), являющихся основным компонентом интеллектуального капитала предприятия.
В настоящее время наблюдается активный процесс монополизации российского рынка высокотехнологичной продукции западными компаниями, которые давно осознали не только ценность НМА в общей стоимости бизнеса, но и необходимость управления ими. Пассивная позиция отечественных компаний в этом направлении объясняется несовершенством или полным отсутствием целенаправленной и рациональной схемы управления формированием НМА в составе общей системы управления предприятием. И это в то время когда уровень накопленных общих, научных и профессиональных знаний, степень образованности российских специалистов остаются достаточно высокими. А ведь именно это во многом обуславливают создание уникальных конкурентных преимуществ высокотехнологичного предприятия и определяют его рыночную стоимость.
В подобных условиях наиболее остро встают вопросы о необходимости разработки специальных управленческих инструментов и методов эффективного внутрифирменного управления формированием НМА, используя при этом действенные организационно-экономические механизмы накопления и рационального использования интеллектуального капитала отечественными высокотехнологичными предприятиями (ВТ-предприятиями). Все это говорит о том, что исследование процесса управления формированием нематериальных активов ВТ предприятий в настоящее время приобретает все большую и большую актуальность.
Так по данным консалтинговой компании Interbrand, в 1982 г. доля нематериальных активов в общей стоимости активов крупнейших мировых корпораций составляла 38%, в 1992 г. ‑ 62%,в 2002 г. около 86% [1]..
Сегодня очень важно придти к единому пониманию того, что такое «высокотехнологичное предприятие». Чаще всего в литературе встречаются следующие определения этого понятия. Высокотехнологичные это:
‑ предприятия-производители IT- оборудования;
‑ предприятия ‑ разработчики программного обеспечения;
‑ провайдеры доступа и контент-провайдеры;
‑ компании, использующие Интернет, как канал для сбыта, закупки товаров, сырья и пр.;
‑ предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, обслуживающие современные потребности рынка;
‑ инновационное предприятие ‑ это такое предприятие, у которого не менее 30% от добавленной стоимости создается за счет использования инноваций
С понятием «высокие технологии» также имеются определенные сложности. Оно довольно широко вошло в мировой обиход и даже имеет аббревиатуру hi-tech, которая наиболее характерна для общепринятых терминов. В то же время, отсутствует унифицированное определение. Сложность здесь состоит в выборе критериев, характеризующих «высокую технологичность».
Ныне к высоким технологиям (ВТ), в основном, относят компьютерные, коммуникационные, биологические и тому подобные технологии, тогда как атомные и ядерные исследования, являвшиеся почти весь двадцатый век символом научного достижения человечества, уже не попадают в эту категорию. Новизна технологии также неадекватна, поскольку имеет свойства быстро стареть. Иногда используется практическая реализация технологии. Так доктор А. Брэтт дает следующее определение: «... это процесс, при помощи которого достижения из области научных исследований и разработок переводятся в сферу бизнеса, увеличивая тем самым производительность и содействуя экономическому росту компании» [2]. При этом перечисляется достаточно большой перечень критериев.
На наш взгляд, наиболее точное определение высокотехнологичному продукту дает В.М. Бузник: «Продукт является высокотехнологичным, если для его производства требуется привлечение специалистов высокого образовательного уровня, а сам продукт или технология его производства содержат элементы know-how, тогда ВТ-бизнес можно рассматривать как приносящую прибыль деятельность, связанную с разработкой и производством ВТ-продукта» [3]. В таком походе основными критериями выступают квалификация исполнителей и новая научная содержательность продукта или процесса.
Это позволяет выделить следующие признаки, определяющие предприятие как высокотехнологичное:
1. Использование передовых научных достижений.
2. Наличие технических ноу-хау, что зачастую влечет за собой инновации в области управления и экономики (т.к. все процессы на предприятии взаимосвязаны).
3. Наличие конфиденциальной информации ограничивает число предприятий, использующих данные технологии.
4. Высокая квалификация сотрудников.
5. Малый жизненный цикл выпускаемого продукта
6. Высокий темп изменений, совершенствования продуктов, технологий, что стимулирует новые исследования.
7. Поддержание тесных связей предприятия с академической средой. Возвращение к исследовательской деятельности, в том числе к фундаментальным исследованиям. Это необходимо для увеличения жизненного цикла продукта и получения большей прибыли.
На сегодняшний день высокотехнологичные предприятия обеспечивают основную долю прироста ВВП таких стран, как США, Великобритания и Ирландия. Анализ текущего состояния рынка наукоемкой продукции показал, что Россия значительно отстает от лидеров высокотехнологичного рынка. И это притом, что в стране накоплен огромный научный потенциал. Так, объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. Из этой суммы 39% ‑ это продукция США, 30%—Японии, 16% — Германии. Доля же России составляет всего 0,3% [4].
Таким образом, доля России ничтожно мала, хотя у страны имеется огромный научный потенциал. Одной из причин незначительного присутствия России на мировом рынке наукоемкой продукции, является отсутствие опыта управления своими НМА и нежелание признавать их роль в активах предприятия. Многие утверждают, что это управление «интуитивно понятно» и потому не нуждается в строгой регламентации и разработке особых механизмов управления. Однако, по оценке Forrester Research, веса различных типов нематериальных активов в стоимости в ВТ-компаниях распределены следующим образом (рис. 1):
Рис. 1.Распределение доли нематериальных активов в ВТ-компаниях
Как видно, три основные позиции занимают такие нематериальные активы как брэнд -20%, интеллектуальный капитал персонала компании ‑ 14%, партнерские отношения – 12%, стоимость которых с трудом поддается оценке. Тем не менее их общий вклад как нематериальных активов компании составляет 46%. Такая ситуация характерна для большинства ВТ-компаний. Основную стоимость дают не оборудование, а уникальные бизнес-идеи, генерируемые, прежде всего, менеджментом предприятия, и налаженные бизнес-процессы внутри организации и за ее пределами, фактически объединяющие в себе первые три вида активов. Можно сделать вывод о том, что НМА как плод интеллектуально-креативной деятельности организации оказывают основное влияние на формирование конкурентных преимуществ современных ВТ-предприятия.
На основе анализа роли и места НМА на различных ВТ-предприятиях можно предложить следующую классификацию ВТ-предприятий:
1. Предприятия-производители НМА (научно-исследовательские институты и т.п.) разрабатывают конструкции и технологии современных высокоинтеллектуальных устройств и аппаратов, новую технику, опытные образцы, программное обеспечение и т.д., но по различным причинам не доводят их до стадии производства.
2. Предприятия-потребители НМА (предприятия, не имеющие на своей базе исследовательских подразделений). Такие предприятия приобретают, заказывают у предприятий 1-й категории необходимые разработки.
3. Смешанный тип подразумевает наличие на предприятии исследовательского, опытного и испытательного подразделений.
На наш взгляд наибольший интерес для рассмотрения представляет третий вид ВТ-предприятий, где разработка и производство высокотехнологичной продукции должны осуществляться, как минимум, в пять этапов (рис. 2):
Рис. 2. Технологический цикл разработки, производства и реализации высокотехнологичной продукции
На первом этапе создаются условия для возникновения научной идеи. Это возможно лишь при решении организационных вопросов по управлению формированием и использованием интеллектуально-креативных ресурсов предприятия, что отражается в поиске идеи, обосновывающей принципиальную возможность получения новой технологии (или новых технологий).
На втором этапе проводятся патентные исследования, НИР, ОКР, и сам процесс патентования. Результатом этой работы является создание лабораторной установки, получение патента или других юридических документов, подтверждающих право на созданную интеллектуальную собственность и перевод ее в форму нематериальных активов предприятия.
На третьем этапе принципиальная идея воплощается в «металл»: ведется конструкторская разработка, отрабатываются технологические регламенты, делается технико-экономическое обоснование, осуществляется сертификация и т.д. Результатом этого этапа является соответствующая техническая документация, прототип товарного продукта, возможна организация производства малой (экспериментальной) серии изделия с новыми свойствами.
Четвертый этап – производственный. Организуется и осуществляется производство нового высокотехнологичного продукта в промышленном масштабе.
Заключительный пятый этап – коммерческий, где за счет использования различных рыночных инструментов осуществляется достижение запланированных коммерческих результатов. Однако, зная, что современный рынок отличается чрезвычайной динамичностью, на этом этапе проводятся исследования рынка, учитывающие новые реалии внесенных в него изменений, в том числе самим предприятием.
Отметим, что первые два этапа являются наиболее интересными с точки зрения управления формированием НМА. Так как именно на этих этапах в управление вовлечен фактор, влияющий на формирование НМА – интеллектуальный капитал именно тех специалистов компании, которые призваны заниматься разработкой новых технологий.
Источники:
2. Брэтт А. Управление инновациями. Факторы успеха новых форм / Под ред. Н. М. Фонштейн. ‑ М.: Дело, 1995. 224 с.
3. Бузник В.М. Малый высокотехнологичный бизнес.‑ Владивосток: Дальнаука, 1996. 60 с.
4. Экономика и жизнь, Март 2002.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:51