Значимость технического регулирования для проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Иваненко А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иваненко А.В. Значимость технического регулирования для проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 9. – С. 90-92.

Аннотация:
Проводимые в настоящее время структурно-функциональные преобразования правительственных и государственных органов управления требуют осмысления процессов реформирования и государственной санитарно-эпидемиологической службы, основной функцией которой является осуществление надзора со стороны государства за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом плане весьма актуальным будет рассмотрение, наряду с Федеральным законом от 08.08.01 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», также положений Федерального закона от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Ключевые слова: Россия, санитарно-эпидемиологическое благополучие, техническое регулирование



Проводимые в настоящее время структурно-функциональные преобразования правительственных и государственных органов управления требуют осмысления процессов реформирования и государственной санитарно-эпидемиологической службы, основной функцией которой является осуществление надзора со стороны государства за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом плане весьма актуальным будет рассмотрение, наряду с Федеральным законом от 08.08.01 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», также положений Федерального закона от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Закон «О техническом регулировании», как видим принятый почти за два года до начала проведения административной реформы органов государственного управления, в то время не был оценен по достоинству. Между тем, он является выражением намерений государства внести новое содержание в организацию надзора, призванного обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в новых, рыночных условиях хозяйствования. В соответствии с его регламентами, именно органы и учреждения, входящие в структуру Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, будут осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В первую очередь, речь идет о приоритетах государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения правил проведения контрольных мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В том числе это касается требований Федерального закона от 08.08.01 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В Федеральном законе «О техническом регулировании» четко обозначено, что технические регламенты принимаются государством только в целях защиты или охраны:

а) жизни или здоровья граждан;

б) имущества физических или юридических лиц;

в) государственного или муниципального имущества;

г) окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

д) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Обязательные требования к продукции (работам, услугам) не должны противоречить требованиям технических регламентов, иными словами, в этом законе определен приоритет технического регламента перед другими требованиями к работам, услугам и продукции.

Следует подчеркнуть, что органам и учреждениям вновь организованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предстоит большая работа по практической реализации требований ст. 7 вышеуказанного закона. Это вызвано тем, что технические регламенты не могут служить препятствием для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды. А оценка соответствия продукции, работ или услуг должна проводиться теми формами государственного контроля (аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия т.д.), которые использовались контрольными органами и до принятия данного Федерального закона.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, а также правила идентификации объекта технического регулирования.

В целях конкретного практического применения технического регламента в нем могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

К органам государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отнесены:

‑ федеральные органы исполнительной власти;

‑ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

‑ подведомственные им государственные учреждения;

‑ уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора), к которым относятся органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Вместе с тем, Правительство Российской Федерации оставляет за собой организацию постоянного учета и анализа всех случаев причинения вреда, последовавших в результате нарушения требований технических регламентов, а также организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, вышеуказанные требования Федерального закона «О техническом регулировании» предъявляют весьма ответственные требования к разработке и реализации технических регламентов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, устанавливается государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (статья 32).


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:57