Механизм внедрения методики расчета норм и нормативов производственных запасов материальных ресурсов на железнодорожном транспорте Украины
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Деятельность предприятий железнодорожного транспорта Украины в рыночных условиях требует совершенствования организации управления производственными запасами материально-технических ресурсов, которые должны быть оптимальными, достаточными и комплектными. Снижение уровня производственных запасов дает возможность ввести в действие дополнительные резервы оборотных средств.
Ключевые слова: материально-технические ресурсы, производственные запасы, Украина, железнодорожный транспорт
Деятельность предприятий железнодорожного транспорта Украины в рыночных условиях требует совершенствования организации управления производственными запасами материально-технических ресурсов, которые должны быть оптимальными, достаточными и комплектными. Снижение уровня производственных запасов дает возможность ввести в действие дополнительные резервы оборотных средств.
Обеспечение эффективности организации хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта требует создания разнообразных запасов, главное место среди которых занимают производственные ресурсы, представляющие собой предметы и средства труда, которые хранятся в соответствующих хозяйственных структурах и приобретены для потребления в процессе выполнения работ, оказания услуг, однако еще не использованы, т.е. не поступили в переработку.
Нормирование товарно-материальных ценностей (ТМЦ) является составной частью мероприятий по повышению эффективности работы железнодорожных предприятий и их подразделений. Если запасы ниже норматива, то это ставит под угрозу своевременное обеспечение структурных подразделений железных дорог материальными ресурсами. Превышение же нормативных остатков ТМЦ приводит к затовариванию, замедлению оборачиваемости оборотных средств и ухудшению их использования.
По результатам исследований формирования производственных запасов на железнодорожном транспорте нами была дана оценка существующей системе управления и разработана методика расчета нормативов запасов ТМЦ для внедрения в подразделениях «Укрзализныци» [1]. Цель разработки методики – оптимизация уровня затрат при формировании и содержании запасов материальных ресурсов и устранение негативных последствий их накопления. Механизм внедрения данной методики предполагает реализацию на практике следующих условий:
‑ расчеты норм и нормативов запасов выполняются по укрупненной номенклатуре;
‑ поставки товарно-материальных ценностей условно принимаются ритмичными;
‑ при определении норм и нормативов страховых запасов не учитываются: а) максимальное отклонение фактических объемов поставок от средневзвешенной величины поставляемой партии; б) максимальное отклонение фактических интервалов от средневзвешенного интервала поставки;
‑ для повышения точности расчетов норм и нормативов запасов ТМЦ по развернутой номенклатуре используется автоматизированная система управления (АСУ) запасами.
Согласно данной методике, представляющей собой регламентирование порядка расчета норм и нормативов производственных запасов, произведен соответствующий расчет по группе оборудования. Методика рассматривается как комплексная система, в которой предложенный вариант расчета используется для уточнения ранее полученных результатов расчетов. В основу упрощенного механизма расчета норм и нормативов производственных запасов ТМЦ положен нормативный метод. Для расчета текущего и неснижаемого запасов устанавливают величину расчетной партии поставки и размер максимального отклонения.
Для более точного расчета средней партии поставки и рационального учета товарно-материальных ценностей рекомендовано ввести дополнительную графу «количество поставок» в карточку складского учета, которая станет основой для внедрения АСУ производственными запасами.
Рекомендуется разделить ТМЦ на пять категорий, которые будут зависеть от количества поставок продукции (табл. 1).
Таблица 1
Категория поставок
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Количество поставок
в год |
более
12 |
9-11
|
8-10
|
4-5
|
1-2
|
Количество поставок определяется отношением объема поставок к величине одной партии (транзитная норма). Если продукция поступает от нескольких поставщиков, различными видами транспорта, разовая поставка определяется как средневзвешенная величина. Объемы поставок продукции в течение пяти смежных дней можно принимать за одну поставку.
Норма хранения производственного запаса устанавливается в относительных единицах измерения (днях, месяцах). Норматив производственного запаса выражается в абсолютных единицах измерения: натуральных (тонны, метры, штуки и т.п.) и стоимостных (грн.; тыс. грн.). Расчеты выполняются в соответствии с утвержденной формой «Определение величины расчетной партии поставки для определения текущего запаса и величины максимального отклонения для расчета неснижаемого запаса». Необходимые данные берутся из карточек складского учета и других документов о поступлении оборудования.
Рассчитанные норма и норматив общего максимального запаса необходимы для контроля над сверхнормативными запасами, а общий средний запас – для контроля над очередными поступлениями ТМЦ и использования этих усредненных данных при разработке плана материально-технического обеспечения.
Таким образом, внедрение результатов исследования даст возможность предприятиям и подразделениям, обеспечивающим работу железнодорожного транспорта, на практике обеспечивать повышение точности расчетов норм и нормативов запасов материальных ресурсов, учитывать такие особенности управления производственными запасами, как периодичность их формирования, нестабильность поставок товарно-материальных ценностей, создание резервов для сглаживания возникающих диспропорций.
Источники:
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:18