Механизм внедрения методики расчета норм и нормативов производственных запасов материальных ресурсов на железнодорожном транспорте Украины

Гриценко С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гриценко С.И. Механизм внедрения методики расчета норм и нормативов производственных запасов материальных ресурсов на железнодорожном транспорте Украины // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 9. – С. 53-55.

Аннотация:
Деятельность предприятий железнодорожного транспорта Украины в рыночных условиях требует совершенствования организации управления производственными запасами материально-технических ресурсов, которые должны быть оптимальными, достаточными и комплектными. Снижение уровня производственных запасов дает возможность ввести в действие дополнительные резервы оборотных средств.

Ключевые слова: материально-технические ресурсы, производственные запасы, Украина, железнодорожный транспорт

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Деятельность предприятий железнодорожного транспорта Украины в рыночных условиях требует совершенствования организации управления производственными запасами материально-технических ресурсов, которые должны быть оптимальными, достаточными и комплектными. Снижение уровня производственных запасов дает возможность ввести в действие дополнительные резервы оборотных средств.

Обеспечение эффективности организации хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта требует создания разнообразных запасов, главное место среди которых занимают производственные ресурсы, представляющие собой предметы и средства труда, которые хранятся в соответствующих хозяйственных структурах и приобретены для потребления в процессе выполнения работ, оказания услуг, однако еще не использованы, т.е. не поступили в переработку.

Нормирование товарно-материальных ценностей (ТМЦ) является составной частью мероприятий по повышению эффективности работы железнодорожных предприятий и их подразделений. Если запасы ниже норматива, то это ставит под угрозу своевременное обеспечение структурных подразделений железных дорог материальными ресурсами. Превышение же нормативных остатков ТМЦ приводит к затовариванию, замедлению оборачиваемости оборотных средств и ухудшению их использования.

По результатам исследований формирования производственных запасов на железнодорожном транспорте нами была дана оценка существующей системе управления и разработана методика расчета нормативов запасов ТМЦ для внедрения в подразделениях «Укрзализныци» [1]. Цель разработки методики – оптимизация уровня затрат при формировании и содержании запасов материальных ресурсов и устранение негативных последствий их накопления. Механизм внедрения данной методики предполагает реализацию на практике следующих условий:

‑ расчеты норм и нормативов запасов выполняются по укрупненной номенклатуре;

‑ поставки товарно-материальных ценностей условно принимаются ритмичными;

‑ при определении норм и нормативов страховых запасов не учитываются: а) максимальное отклонение фактических объемов поставок от средневзвешенной величины поставляемой партии; б) максимальное отклонение фактических интервалов от средневзвешенного интервала поставки;

‑ для повышения точности расчетов норм и нормативов запасов ТМЦ по развернутой номенклатуре используется автоматизированная система управления (АСУ) запасами.

Согласно данной методике, представляющей собой регламентирование порядка расчета норм и нормативов производственных запасов, произведен соответствующий расчет по группе оборудования. Методика рассматривается как комплексная система, в которой предложенный вариант расчета используется для уточнения ранее полученных результатов расчетов. В основу упрощенного механизма расчета норм и нормативов производственных запасов ТМЦ положен нормативный метод. Для расчета текущего и неснижаемого запасов устанавливают величину расчетной партии поставки и размер максимального отклонения.

Для более точного расчета средней партии поставки и рационального учета товарно-материальных ценностей рекомендовано ввести дополнительную графу «количество поставок» в карточку складского учета, которая станет основой для внедрения АСУ производственными запасами.

Рекомендуется разделить ТМЦ на пять категорий, которые будут зависеть от количества поставок продукции (табл. 1).

Таблица 1

Категория поставок
1
2
3
4
5
Количество поставок
в год
более
12
9-11
8-10
4-5
1-2

Количество поставок определяется отношением объема поставок к величине одной партии (транзитная норма). Если продукция поступает от нескольких поставщиков, различными видами транспорта, разовая поставка определяется как средневзвешенная величина. Объемы поставок продукции в течение пяти смежных дней можно принимать за одну поставку.

Норма хранения производственного запаса устанавливается в относительных единицах измерения (днях, месяцах). Норматив производственного запаса выражается в абсолютных единицах измерения: натуральных (тонны, метры, штуки и т.п.) и стоимостных (грн.; тыс. грн.). Расчеты выполняются в соответствии с утвержденной формой «Определение величины расчетной партии поставки для определения текущего запаса и величины максимального отклонения для расчета неснижаемого запаса». Необходимые данные берутся из карточек складского учета и других документов о поступлении оборудования.

Рассчитанные норма и норматив общего максимального запаса необходимы для контроля над сверхнормативными запасами, а общий средний запас – для контроля над очередными поступлениями ТМЦ и использования этих усредненных данных при разработке плана материально-технического обеспечения.

Таким образом, внедрение результатов исследования даст возможность предприятиям и подразделениям, обеспечивающим работу железнодорожного транспорта, на практике обеспечивать повышение точности расчетов норм и нормативов запасов материальных ресурсов, учитывать такие особенности управления производственными запасами, как периодичность их формирования, нестабильность поставок товарно-материальных ценностей, создание резервов для сглаживания возникающих диспропорций.


Источники:

1. Методика розрахунку нормативу запасів матеріально-технічних ресурсів на залізничному транспорті: Інструктивно-методичний посібник/ С.І.Гриценко, Н.М.Назаренко, М.І.Бєлявцев, З.Д.Калініченко, Л.В.Шестопалова, Р.Ю.Подольський. – Донецьк: Видавництво „УкрНТЕК”, 2002. – 48с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:18:49